Действует

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 марта 2016 года №5-НК

Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля

(В редакции Нормативных Постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 31.12.2016 г. №20-НК, 10.02.2017 г. №1-нк, 01.07.2017 г. №6-НК, 08.01.2018 г. №1-НК, 26.02.2018 г. №5-НК, 16.04.2018 г. №12-НК, 29.11.2018 г. №20-НК, 14.02.2019 г. №2-НК, 15.04.2019 г. №6-НК, 29.05.2019 г. №8-НК, 29.08.2019 г. №10-НК, 28.04.2020 г. №5-НК, 17.09.2020 г. №7-НК, 03.12.2020 г. №9-НК, 25.12.2020 г. №10-НК, 06.01.2021 г. №1-НК, 29.06.2021 г. №5-НК, 12.07.2021 г. №8-НК, 03.09.2021 г. №11-НК, 29.04.2022 г. №5-НК, 28.09.2022 г. №10-НК, 24.02.2023 г. №8-НК, 22.08.2023 г. №15-НК, 05.01.2024 г. №1-НК, 10.01.2024 г. №2-НК)

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24.02.2023 г. №8-НК)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить:

1) 100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности согласно приложению 1 к настоящему нормативному постановлению;

2) 200. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия согласно приложению 2 к настоящему нормативному постановлению;

3) 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий согласно приложению 3 к настоящему нормативному постановлению;

4) 700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита согласно приложению 4 к настоящему нормативному постановлению;

5) 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 5 к настоящему нормативному постановлению;

6) 900. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов согласно приложению 6 к настоящему нормативному постановлению;

7) 901. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета согласно приложению 7 к настоящему нормативному постановлению;

8) 902. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы отчета об исполнении местного бюджета маслихатам согласно приложению 8 к настоящему нормативному постановлению;

9) 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Высшей аудиторской палате Республики Казахстан информации о своей работе согласно приложению 9 к настоящему нормативному постановлению;

10) 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 10 к настоящему нормативному постановлению;

11) 903. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 11 к настоящему нормативному постановлению.

12) 300. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита финансовой отчетности согласно приложению 12 к настоящему нормативному постановлению.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Нормативное Постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24.02.2023 г. №8-НК)
(см. предыдущую редакцию)

2. Юридическому отделу в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

4) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.

4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

К.Джанбурчин

Приложение 1

к Нормативному Постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 31 марта 2016 года №5-НК

100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности (далее - Стандарт) определяет цель, задачи, критерии и процедуры аудита эффективности, осуществляемые органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее - органы аудита).

2. Основной задачей Стандарта является обеспечение ревизионной комиссией составления отчета, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), города районного значения, села, поселка, сельского округа (далее – годовой отчет местного исполнительного органа) на предмет достоверности и полноты данных в годовом отчете местного исполнительного органа о финансовом положении, финансовых операциях, результатах деятельности государственных органов, управления активами государства, а также соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 03.09.2021 №11-НК)
(см. предыдущую редакцию)

3. Основой для формирования Отчета являются годовой отчет местного исполнительного органа за отчетный финансовый год и ежемесячные отчеты об исполнении местного бюджета, представляемые в ревизионную комиссию соответствующим местным исполнительным органом и местным уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 125, подпунктом 1) пункта 4 статьями 129, 131, 131-1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, а также результаты аудиторских мероприятий ревизионной комиссии, отчеты администраторов местных бюджетных программ, информация местного исполнительного органа и субъектов квазигосударственного сектора, представленные по запросу ревизионной комиссии, статистические данные об итогах развития соответствующей административно-территориальной единицы (далее – регион) за соответствующий финансовый год и данные правоохранительных органов.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 03.09.2021 №11-НК)
(см. предыдущую редакцию)

4. Аудит эффективности проводится на предмет обеспечения объектами государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) эффективной деятельности по управлению национальными ресурсами.

5. Действие настоящего Стандарта распространяются на государственных аудиторов и экспертов (аудиторские организации, специалисты государственных органов и другие юридические, физические лица, привлекаемые органами аудита к проведению государственного аудита по соответствующему профилю).

6. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

1) надлежащий характер аудиторского доказательства - оценка качества аудиторских доказательств, их уместности и надежности при подтверждении выводов и заключений, на которых основывается аудиторское мнение;

2) критерии - обоснованные и достижимые эталонные нормы, показатели (стандарты и (или) хорошие практики), на основании которых оценивается эффективность функционирования изучаемого направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита;

3) базовые критерии - показатели (эффективность, экономичность, результативность и продуктивность), используемые при проведении всех видов аудита эффективности вне зависимости от его направлений и деятельности объекта государственного аудита;

4) специальные критерии - детализированные показатели, разрабатываемые и используемые для аудита эффективности в зависимости от особенностей его направлений и деятельности объекта государственного аудита;

5) аудиторская документация - документы, в которых отражены выполненные аудиторские процедуры, полученные аудиторские доказательства, выводы, рекомендации государственного аудитора и достигнутые результаты аудита эффективности;

6) профессиональное суждение и скептицизм - точка зрения государственного аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда определить порядок его действий не представляется возможными.

7. Прямым результатом аудита эффективности, проводимого органами аудита, является подготовка качественного аудиторского заключения, а конечным результатом - достижение положительного эффекта в изученном направлении аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита по результатам исполнения рекомендаций.

8. Прямой и конечный результаты достижимы при условии сбора надлежащего характера аудиторских доказательств и выражении мнения в аудиторском заключении относительно улучшения показателей эффективности в изученном направлении аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита.

Глава 2. Цель, основные задачи и этапы аудита эффективности

9. Целью аудита эффективности является выражение независимого, компетентного и объективного мнения относительно экономности, эффективности и результативности (продуктивности) в изученном направлении аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита с представлением рекомендаций по ее совершенствованию.

10. Задачами аудита эффективности являются:

1) определение актуальной темы и критериев аудита эффективности;

2) сбор достаточных и надежных аудиторских доказательств, относительно достижения критериев эффективности, выявления причин их отклонения (при наличии);

3) формирование независимого, объективного и компетентного аудиторского отчета и заключения, при необходимости с разработкой рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений и их недопущению в будущем, а также по улучшению и повышению эффективности в изученном направлении аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита;

4) реализация итогов аудита эффективности посредством проведения постаудита.

11. Аудит эффективности в соответствии с компетенциями органов аудита начинается с формирования перечня объектов государственного аудита и осуществляется по этапам, предусмотренным Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года №6-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070) (далее - Правила).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 29.06.2021 №5-НК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Классификация аудита эффективности и основы существенности

12. Классификация аудита эффективности по видам используется для планирования аудитов, регулирования его масштаба, сроков и объема аудиторских, аналитических процедур, а также формирования систематизированной базы данных аудитов эффективности.

13. Классификация видов аудита эффективности делится по следующим признакам:

подходы государственного аудита (проведение аудитов эффективности с применением горизонтального или вертикального подходов);

направления государственного аудита (проведение аудита по определенной теме или деятельности объекта государственного аудита).

14. Проведение аудитов эффективности с применением:

1) горизонтального подхода предполагает проведение аудиторских мероприятий на нескольких объектах государственного аудита, которые принадлежат одному уровню государственного управления. Горизонтальные аудиты эффективности проводятся по направлениям государственного аудита, за исключением деятельности объекта государственного аудита. В рамках одного аудиторского мероприятия изучается определенное направление деятельности нескольких объектов государственного аудита.

2) вертикального подхода предполагает проведение аудиторских мероприятий на нескольких объектах государственного аудита, которые принадлежат разным уровням государственного управления. Данный вид аудита проводится по всем направлениям государственного аудита, за исключением деятельности объекта государственного аудита. В рамках одного аудиторского мероприятия изучаются направления деятельности нескольких объектов государственного аудита, принадлежащих разным уровням государственного управления.

15. Проведение аудита эффективности по направлениям:

1) налоговое и таможенное администрирование - предполагает изучение и (или) обладание пониманием государственной налоговой и таможенной политики - от этапа инициирования налоговых и таможенных реформ до этапа их практической реализации и достижения соответствующих прямых и конечных результатов. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части законов, политик, правил и практик налогового и таможенного администрирования (мер по агрегированию доходных источников республиканского или местного бюджета (государственного бюджета - для проведения аудитов эффективности по вертикальному подходу), необходимых для выполнения государственных функций и оказания государственных услуг);

2) планирование и исполнение бюджетов - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований бюджетного и иного связанного законодательства и применяемой практики по планированию республиканского или местного бюджета (государственного бюджета - для проведения аудитов эффективности по вертикальному подходу) по всем статьям бюджета, сгруппированным по бюджетной классификации и по администраторам бюджетных программ; а также по исполнению республиканского или местного бюджета (государственного бюджета - для проведения аудитов эффективности по вертикальному подходу) уполномоченными государственными органами и администраторами бюджетных программ. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части законов, политик, правил и практик бюджетирования, распределения компетенций, полномочий и ответственности между всеми участниками бюджетного процесса;

3) управление активами государства - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, определяющих принципы и порядок управления активами государства - от аккумулирования активов государства, правил по признанию, учету и выбытию активов до практик использования государственных активов всеми лицами, кто наделен правом собственности, правом пользования и правом распоряжения активами государства. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части политик, правил и практик управления активами государства, применяемыми пользователями активов государства, а также порядка распределения компетенций, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления государственными активами;

4) реализация документов Системы государственного планирования - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства в части государственного планирования, устанавливающего принципы и правила формирования, утверждения и реализации документов Системы государственного планирования. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части политик, правил и практик по реализации документов Системы государственного планирования, а также распределения компетенций, полномочий и ответственности в Системе государственного планирования;

5) ценообразование и закупки в государственном секторе - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства и положений методологических документов, на основании которых определяются цены: на товары, производимые и (или) закупаемые и (или) реализуемые в государственном секторе, на работы, выполняемые в государственном секторе, на услуги, оказываемые в государственном секторе.

По данному направлению важно изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, регулирующего каждый этап государственных закупок - планирование и проведение закупок, проведение взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком, контроль и надзор за ходом выполнения работ в рамках государственного заказа, принятие товаров, работ и услуг, урегулирование разногласий. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части применяемых практик по определению цен на товары, работы и услуги в государственном секторе, по распределению компетенций, полномочий и ответственности в системе ценообразования и закупок государственного сектора;

6) управление государственным долгом - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, регулирующего вопросы управления государственным долгом, включая правила по осуществлению заимствований, определению потребности в заимствованиях, принятию условий и обязательств, вытекающих из договоров займа, погашению долга и другим аспектам управления государственным долгом. Для проведения аудита эффективности по данному направлению требуются специальные знания и навыки. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части применяемых государственными органами, наделенными полномочиями по управлению долгом, практик по осуществлению заимствований и выполнению связанных обязательств, других лиц, наделенных правом осуществления гарантированных государством заимствований, а также распределению ответственности в системе управления государственным долгом;

7) использование грантов, инвестиций, займов и других связанных активов - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, регулирующего вопросы обоснования, согласования и представления участникам бюджетного процесса грантов, инвестиций, займов и других связанных активов. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части практик использования грантов, инвестиций, займов и других связанных активов пользователями данных активов, а также распределению компетенций, полномочий и ответственности вовлеченных лиц;

8) сфера охраны окружающей среды - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды. Для проведения аудита эффективности по данному направлению требуются специальные знания и навыки. В дополнение, по данному направлению важно изучение и (или) обладание пониманием определения и реализации государственной политики по обеспечению устойчивого развития, а также соответствующих международных договоров и конвенций. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части применяемых политик и практик по охране окружающей среды и устойчивому развитию уполномоченными органами, всеми вовлеченными юридическими и физическими лицами, а также распределения компетенций, полномочий и ответственности в сфере охраны окружающей среды;

9) сфера информационных технологий - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, методологических и технических документов, определяющих правила применения информационных технологий в государственном и квазигосударственном секторах. Для проведения аудита эффективности по данному направлению требуются специальные знания и навыки. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части применяемых политик и практик по инициированию, разработке, внедрению, сопровождению и обновлению информационных технологий пользователями данных технологий, а также распределения компетенций, полномочий и ответственности в сфере управления информационными технологиями;

10) деятельность объекта государственного аудита - предполагает изучение и (или) обладание пониманием требований законодательства, регулирующего деятельность объекта государственного аудита, включая внутренние (локальные) документы. Государственные аудиторы и эксперты должны быть осведомлены в части применяемых политик и практик осуществления объектом государственного аудита основной и иных видов деятельности, а также принятого распределения компетенций, полномочий и ответственности в организации.

16. На каждом этапе аудита эффективности определение существенности требует профессионального суждения государственных аудиторов с учетом интересов пользователей аудиторского заключения.

17. Уровень существенности для целей аудита эффективности определяется на основе финансовых показателей. При осуществлении аудита эффективности учитываются аспекты нефинансовой значимости изучаемого направления аудита и (или) деятельности объекта государственного аудита, которые не связаны или напрямую не связаны с вопросами финансирования.

18. Значимость представляет собой индикатор измерения важности влияния области государственного управления и (или) деятельности объекта государственного аудита на внешнюю среду ее функционирования. Полученный результат по значимости является основной информацией, которая оказывает влияние на принимаемые социально-экономические и политические решения, и является предметом профессионального суждения.

Глава 4.

Исключена в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК

(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Процедуры планирования и проведения аудиторского мероприятия

Параграф 1. Предварительное изучение

28. Основными задачами этапа предварительного изучения и планирования аудиторского мероприятия является конкретизация темы аудита эффективности, разработка и (или) определение критериев (на основании цели, вопросов аудита), подходов, методов, способов управления рисками.

При определении методов проведения аудита (анализ, сопоставление, оценка, проверка, обследование, аудиторская выборка, размер существенности и другие) эффективности учитывается возможность применения одного или комбинации нескольких методов, включая сравнительный анализ, выборочное исследование.

29. Изучение направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита, проводимое на этапе предварительного изучения и планирования аудиторского мероприятия, является продолжением аналитических процедур, которые были проведены на этапе планирования. На данном этапе процесс изучения является максимально детализированным и сфокусированным на определенных аспектах направления государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита в зависимости от определенной темы аудиторского мероприятия и нацелен на разработку документов аудита.

(Пункт 29 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК)
(см. предыдущую редакцию)

30. Одной из ключевых аналитических процедур этапа предварительного изучения и планирования аудиторского мероприятия является оценка аудиторского риска (возможность наступления определенного события, действия или бездействия, которое повлияет на достижение цели аудиторского мероприятия негативным или позитивным образом). Оценка рисков проводится способами, позволяющими сосредоточить усилия аудита эффективности на ключевых зонах риска, сократить излишние аудиторские процедуры и максимально результативно использовать имеющиеся ресурсы.

31. Основные положения планирования аудиторского мероприятия и порядок его проведения определены Правилами.

Параграф 2. Определение цели и вопросов аудита эффективности

32. Для каждого аудиторского мероприятия определяются конкретизированные цели. При определении цели аудиторского мероприятия соблюдаются следующие требования:

значимость цели аудита (ориентированность на существенные позитивные влияния аудита на изучаемое направление аудита эффективности и (или) деятельность объекта государственного аудита);

обеспечение четкой логической связи цели аудита с направлением аудита эффективности, темой аудита, изучаемым периодом и масштабом аудита;

обеспечение достижимости цели в рамках планируемого аудиторского мероприятия;

обеспечение приемлемого уровня детализации цели для исключения проведения чрезмерных аудиторских и аналитических процедур;

недопустимость применения расплывчатых и неоднозначных выражений.

33. Цель аудиторского мероприятия формулируется на основе темы аудита эффективности на стадии формирования Перечня объектов государственного аудита в порядке, определенном Правилами.

(Пункт 33 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК)
(см. предыдущую редакцию)

34. Цель аудиторского мероприятия формулируется таким образом, чтобы четко прослеживалась значимость аудита эффективности, его ориентированность на зоны риска и позитивное влияние на функционирование направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита.

35. Цель аудиторского мероприятия определяется двумя способами:

формулировка в виде вопроса (базовый аудиторский вопрос);

в виде тезисного описания проблемы, которая будет изучена в ходе проведения аудиторского мероприятия.

36. При разработке аудиторских вопросов учитываются следующие основные факторы:

логическая связь аудиторского вопроса с темой и целью аудиторского мероприятия;

фокус аудиторских вопросов на результатах, достигнутых по направлению аудита эффективности и (или) объектом государственного аудита;

фокус аудиторских вопросов на проблемах, имеющихся по направлению аудита эффективности и (или) на объекте государственного аудита;

фокус аудиторских вопросов на соответствие критериям аудита эффективности;

формулирование вопросов, на которые даются ответы посредством применимых аналитических и аудиторских процедур;

исключение дублирующих по смыслу и содержанию вопросов;

применение нейтральных и непредвзятых формулировок.

Параграф 3. Виды критериев аудита эффективности

37. При аудите эффективности для оценки эффективности функционирования изучаемого направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита применяются базовые и специальные критерии.

38. В рамках одного аудиторского мероприятия используются два и более базовых критерия аудита эффективности. Все базовые критерии применяются в случае возможности определения конечных результатов и эффекта по изучаемому направлению аудита эффективности. Кроме базовых критериев определяются показатели по наличию, степени рисков и наличию, состоянию внутреннего контроля.

39. Базовые критерии аудита эффективности детализируются в зависимости от цели и вопросов аудита эффективности. По каждому базовому критерию аудита эффективности определяются или разрабатываются специальные критерии (по наличию и степени рисков, а также наличию и состоянию внутреннего контроля).

40. Специальные критерии учитывают особенности направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита. Специальные критерии не применяются в отношении других направлений аудита эффективности или объектов государственного аудита, по истечении определенного (более 2-х лет) времени их применения или специфики сферы, области деятельности или направления.

41. Одним из специальных критериев аудита эффективности является показатель перспективности, предназначенный для определения соответствия произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период. Критерий перспективности используется при аудите эффективности планирования республиканского бюджета и реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан. Определение и (или) разработка специальных критериев осуществляются с использованием информации из доступных и достоверных источников.

(Пункт 41 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК)
(см. предыдущую редакцию)

42. Критерии аудита эффективности подразделяются на:

1) количественные (индикаторы, которые измеряются в числовом выражении, позволяющем определить уровень достижения результатов);

2) качественные (тезисные описания идеального или желаемого состояния дел или своевременность достижения результатов по направлению аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита).

Параграф 4. Разработка критериев аудита эффективности

43. Разработка критериев аудита эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения объектов государственного аудита. Определяются возможные источники критериев аудита эффективности, на основе изучения которых проводится их направленный выбор (выбираются типичные случаи, подробно изучаются для выяснения причины (проблем).

44. Каждый определенный и (или) разработанный критерий аудита эффективности отвечает следующим характеристикам:

применимость (показатели связаны с целью и вопросами аудита);

приемлемость (показатели согласованы с требованиями законодательства или мнением экспертов);

надежность (показатели позволяют различным государственным аудиторам при схожих обстоятельствах сформулировать аналогичные выводы, заключения и рекомендации);

объективность (показатели не являются предвзятыми и основаны на полной и достоверной информации);

полнота (показатели являются достаточными для достижения цели аудита);

полезность (применение показателей обеспечит выявление фактов, на основании которых формулируются выводы, заключения и рекомендации по улучшениям);

понятность (показатели сформулированы четко и исключают риски неверного толкования).

45. Источниками критериев аудита эффективности являются:

1) нормативные правовые акты, регулирующие функционирование области государственного аудита и (или) деятельности объекта государственного аудита;

2) решения представительных и исполнительных органов;

3) профессиональные, технические и отраслевые стандарты;

4) нормативные и методологические документы уполномоченных органов и (или) объекта государственного аудита;

5) методологические документы международных профессиональных организаций;

6) индикаторы измерения результатов, утвержденные уполномоченными органами и (или) объектом государственного аудита;

7) отчетные и статистические данные объектов государственного аудита, уполномоченных органов и организаций квазигосударственного и частного секторов;

8) аудиторские отчеты органов аудита и финансового контроля;

9) аудиторские отчеты органов внутреннего государственного аудита и финансового контроля;

10) литература по вопросам, связанным с целью, предметом и вопросами аудита эффективности;

11) заключения экспертов;

12) научные открытия и разработки;

13) материалы средств массовой информации, включая размещаемые на интернет-ресурсах.

46. Приемлемость определенных и (или) разработанных критериев аудита эффективности оценивается в ходе всех последующих аналитических и аудиторских процедур (до формирования аудиторского отчета) с заполнением контрольного листа оценки аудиторских мероприятий по форме согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.

47. При разработке критериев аудита эффективности возможны следующие риски:

1) субъективизм - разработка критериев, основанной на применении неполной, необъективной информации и при отсутствии всестороннего изучения проверяемого направления, сферы (области), в том числе вследствие недостаточности нормативной, методологической базы и опыта в проверяемой сфере (области);

2) ограничения в получении независимого и компетентного экспертного мнения (отсутствие независимого экспертного мнения, квалифицированных специалистов в данной отрасли, независимых узкоспециализированных экспертов, научных разработок);

3) ограничения критериев по количественным и качественным измерениям результатов, достигаемых в сфере (области) государственного аудита или объекта государственного аудита с учетом их специфики;

4) отсутствие стандартов в деятельности объекта государственного аудита при проведении аудиторского мероприятия в новой сфере (области).

48. При разработке критериев аудита эффективности риски, указанные в пункте 47 настоящего Стандарта, учитываются государственными аудиторами, но не являются основанием для отказа от их разработки.

При сложности вопроса, изучаемого направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита, допускается определение или разработка критериев аудита эффективности (подход, ориентированный на проблему) на последующих этапах с обязательным включением соответствующих ссылок в аудиторскую документацию.

49. Аудиторские и аналитические процедуры, связанные с определением или разработкой критериев аудита эффективности, отражаются в аудиторской документации. В обязательном порядке документируются источники критериев аудита, а также случаи разногласий между государственными аудиторами, должностными лицами объекта государственного аудита, экспертами, в части применения критериев аудита эффективности.

50. Объект государственного аудита информируется о проведении государственного аудита с указанием определенных критериев аудита в срок, установленный Правилами.

51. На основании критериев определяются методы сбора и анализа информации (аудиторские доказательства), используемой государственными аудиторами для формирования выводов, рекомендаций.

52. На основе сравнения фактических данных, характеризующих деятельность объекта государственного аудита, полученных в процессе аудита эффективности, с критериями аудита эффективности, государственными аудиторами делаются выводы и заключения с соответствующей оценкой по состоянию положения документов нормативного характера, ожидаемых и возможных практик хорошего управления, при обнаружении фактов нарушений оценивается упущенная выгода и (или) экономические потери.

Параграф 5. Управление рисками

53. На всех этапах аудита эффективности осуществляется надлежащее управление рисками определения и (или) разработки критериев аудита эффективности, предполагающее исключение противоречий между критериями аудита эффективности, проведение аналитических процедур по корректировке или замене критериев. Основанием для корректировки или замены критериев являются дополнительные сведения и оформленные надлежащим образом аудиторские доказательства.

54. В целях обеспечения эффективного управления рисками, связанными с определением и (или) разработкой критериев аудита эффективности, а также их применением, ответственное подразделение органа аудита формирует базу данных по критериям аудитов эффективности. По завершении каждого аудиторского мероприятия формируется перечень критериев аудита эффективности по форме согласно приложению 4 к настоящему Стандарту для его передачи в базу данных.

55. Для обеспечения надлежащего применения критериев аудита эффективности государственные аудиторы составляют проектную матрицу аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 5 к настоящему Стандарту. Проектная матрица аудиторского мероприятия является обязательным рабочим файлом, который формируется на этапе предварительного изучения.

(Пункт 55 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24.02.2023 г. №8-НК)
(см. предыдущую редакцию)

Параграф 6. Определение и применение аудиторского подхода

56. В зависимости от цели, вопросов и критериев аудита эффективности группа государственного аудита выбирает один из трех основных подходов к проведению аудита эффективности либо комбинирует указанные подходы:

1) системно-ориентированный подход, который исследует надлежащее функционирование систем управления;

2) подход, ориентированный на результат, который оценивает, достигнуты ли запланированные прямые и конечные результаты;

3) проблемно-ориентированный подход, согласно которому анализируются причины и последствия определенной проблемы.

57. Системно-ориентированный подход является сложным и трудоемким подходом проведения аудита эффективности, по результатам которого даются рекомендации по совершенствованию системы управления в изученной области. При данном подходе в обязательном порядке изучаются и оцениваются политика и практики всех участников соответствующей области государственного управления.

58. Применение подхода, ориентированного на результат, предполагает определение и проведение аналитических и аудиторских процедур, которые направлены на оценку результатов, которые были достигнуты по направлению аудита эффективности и (или) объектом государственного аудита. Данный подход приемлем для применения по направлениям аудита эффективности, по которым утверждены и применяются надлежащие индикаторы измерения результатов, либо существует высокая вероятность возможности разработки надлежащих критериев аудита.

59. При проведении аудиторского мероприятия с применением проблемно-ориентированного подхода, все аналитические и аудиторские процедуры фокусируются на определенной проблеме изучаемого направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита. Применение данного подхода предполагает определение проблемы, ее причин и последствий. Данный подход приемлем для применения по направлениям аудита эффективности, по которым определена проблема, разрешимая при участии государственных аудиторов.

60. На основе выбранного подхода аудита в целях надлежащего структурирования последующих аналитических и аудиторских процедур государственными аудиторами определяется масштаб планируемого аудиторского мероприятия, предусматривающий разработку аудиторских вопросов, определение участников по изучаемому направлению аудита эффективности и (или) объектов государственного аудита, а также географические параметры (местоположение объектов государственного аудита) и изучаемый временной период.

Параграф 7. Методы сбора аудиторских доказательств

61. Государственные аудиторы на этапе проведения аудиторского мероприятия обеспечивают соответствие аудиторских доказательств требованиям, определенным в Правилах.

62. К методам сбора аудиторских доказательств, необходимых для формирования аудиторского отчета эффективности относятся интервью (собеседование), опросы, обзоры документов, инспектирование, наблюдение и фокус-группа.

63. Интервью (собеседование) является одним из ключевых методов для целей планируемого аудита эффективности и осуществляется на этапах:

предварительного изучения и планирования аудита эффективности - для понимания особенностей функционирования области государственного управления (направления аудита эффективности) и составления качественных документов планирования;

проведения аудита эффективности - с целью сбора аудиторских доказательств;

составления аудиторского отчета - с целью формирования компетентных и объективных выводов, заключений и рекомендаций;

реализации итогов аудиторского мероприятия - с целью обеспечения объективной оценки относительно выполнения рекомендаций органа аудита со стороны объекта государственного аудита и так далее.

64. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации с применением метода интервьюирования государственные аудиторы следуют следующим инструкциям:

1) разработка памятки для проведения интервью по форме согласно приложению 6 к настоящему Стандарту;

2) планирование даты, времени и длительности каждого интервью;

3) определение списка участников интервью;

4) составление примерного перечня вопросов, применяя способ "от простого вопроса к сложному вопросу";

5) проведение интервью, демонстрируя уважительное, внимательное, участливое и объективное отношение к собеседнику;

6) ведение записи или протоколирование интервью.

65. Метод опроса предполагает систематизированный сбор информации посредством распространения вопросников определенной группе населения. Вопросник является основным инструментарием сбора информации, используемым при опросах.

66. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации с применением метода опросов государственные аудиторы следуют следующим инструкциям:

1) вопросник начинается с общих вопросов и включает тестовые вопросы (то есть, вопросы с вариантами ответов) и открытые вопросы (то есть, вопросы, предполагающие получение от респондентов развернутых ответов или комментариев);

2) формируется оптимальный перечень вопросов, включающие только те вопросы, ответы на которые необходимо использовать для последующего анализа;

3) исключение использования в вопроснике чрезмерного количества открытых вопросов;

4) вопросы формулируются четко, ясно, последовательно и ориентируются на получение одного ответа;

5) вопросник включает краткую и понятную инструкцию по заполнению;

6) опрос до распространения вопросника проводится в тестовом режиме в соответствии с памяткой по проведению опроса по форме согласно приложению 7 к настоящему Стандарту.

67. Метод обзора документов предполагает сбор информации посредством изучения содержания документов объектов государственного аудита и других организаций государственного, квазигосударственного сектора, деятельность которых связана с деятельностью объекта государственного аудита.

68. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации с применением метода обзора документов государственные аудиторы и эксперты следуют следующим инструкциям:

1) определяется перечень документов, которые должны быть изучены;

2) в перечень изучаемых документов входят документы, которые введены в действие, а также документы, которые утратили силу или проектные версии документов;

3) изучаемые документы (отчетные данные или финансовые документы, проверяются на предмет достоверности и надежности информации, которая содержится в данных документа);

4) формируется рабочий файл (контрольные листы) с включением описаний положений документов и (или) ссылок на данные документы, которые используются для последующих аналитических и аудиторских процедур.

69. Метод инспектирования предполагает проведение проверок в отношении документов, активов или определенных внутренних процессов, проводимых на объекте государственного аудита. При проведении инспектирования государственные аудиторы и эксперты используют подходы, применяемые при аудитах на соответствие и аудитах финансовой отчетности. Инспектирование проводится для сбора аудиторских доказательств, используемых при формировании аудиторского отчета относительно экономности, эффективности и результативности изучаемых аспектов деятельности объекта государственного аудита.

70. Метод наблюдения предполагает участие государственных аудиторов в наблюдении за людьми, активами и событиями.

71. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации с применением метода наблюдения государственные аудиторы и эксперты следуют следующим инструкциям:

1) разрабатывается краткая памятка по проведению наблюдения;

2) определяется предмет наблюдения, требующий особого внимания для достижения цели планируемого аудиторского мероприятия;

3) определяется наиболее подходящее время для проведения наблюдений;

4) уведомляются все участники наблюдения о том, что целью наблюдения не является оценивание результатов работы участников;

5) принимаются во внимание ограничения, связанные с проведением наблюдения;

6) оформляется документация по результатам проведенного наблюдения.

72. Метод фокус-группы - предполагает способ сбора информации посредством организации обсуждений и взаимодействия между членами фокус-группы (физические лица), которые являются участниками соответствующей области государственного управления, определенной направлением аудита эффективности, по изучаемой в рамках планируемого аудиторского мероприятия проблеме.

73. Для обеспечения сбора полной и достоверной информации с применением метода фокус-группа государственные аудиторы следуют следующим инструкциям:

1) определяется ведущий фокус-группы;

2) разрабатывается памятка для ведущего фокус-группы, проводится дополнительный инструктаж по поведению ведущего;

3) определяется состав фокус-группы (физические лица, равные по статусу и имеющие схожий опыт) и организуется комфортная (рабочая) атмосфера для открытого и доверительного общения;

4) планируется дата, время и длительность встречи членов фокус-группы (рекомендуемая длительность встречи - не более двух часов);

5) делаются записи или протоколируются результаты обсуждений фокус-группы в соответствии памяткой для проведения обсуждения с фокус-группой по форме согласно приложению 8 к настоящему Стандарту.

Параграф 8. Систематизация выявленных фактов для составления аудиторского отчета и заключения

74. Аудиторская документация составляется подробно, чтобы другой государственный аудитор, не имеющий предварительных сведений о результатах государственного аудита (либо в ходе контроля качества), смог оценить:

1) связь между вопросами, критериями, масштабом государственного аудита, оценкой рисков, Программой аудита на проведение аудиторского мероприятия, сроками, объемом и результатами выполненных аудиторских процедур;

2) аудиторские доказательства, подтверждающие аудиторское заключение или мнение государственного аудитора;

3) обоснования, которые требовали применения профессионального суждения;

4) соответствующие выводы и рекомендации государственного аудита.

(Пункт 74 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК)
(см. предыдущую редакцию)

75. Государственные аудиторы выявляют факты, характеризующие реальное положение изученного направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита на предмет соответствия критериям аудита эффективности.

76. Каждый выявленный факт подтверждается надежными и достаточными аудиторскими доказательствами. Аудиторские доказательства могут быть физическими, документальными и аналитическими.

77. Государственными аудиторами посредством проведения совместных обсуждений и при участии экспертов все выявленные факты систематизируются путем:

1) ранжирования выявленных фактов по существенности и значимости;

2) выяснения фактов, являющихся фрагментарным случаем или представляющих собой признак системной проблемы;

3) выяснения осведомленности руководства объекта государственного аудита о выявленных системных проблемах и определения необходимости участия других сторон в устранении выявленных недостатков и реализации рекомендаций по улучшениям;

4) определения причины и влияния выявленных фактов на эффективность направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита.

78. Выявленные при проведении аудита эффективности факты являются свидетельствами:

1) хорошей практики (имеются позитивные отклонения фактических значений, характеризующих область государственного аудита или деятельность объекта государственного аудита, от критериев аудита эффективности);

2) надлежащей практики (фактические значения, характеризующие область государственного аудита или деятельность объекта государственного аудита, соответствуют критериям аудита эффективности);

3) отрицательной практики (имеются отклонения в худшую сторону фактических значений, характеризующих область направления аудита эффективности или деятельность объекта государственного аудита, от критериев аудита эффективности).

79. Аудиторский отчет подготавливается с учетом обсуждений с представителями объекта государственного аудита и (или) другими организациями, вовлеченными в управление деятельностью объекта государственного аудита.

80. Составляемый по итогам аудиторского мероприятия аудиторский отчет содержит:

оценку изученного направления аудита эффективности и (или) деятельности объекта государственного аудита на предмет соответствия критериям аудита эффективности;

ссылки на соответствующую аудиторскую документацию;

лаконичные ответы на все вопросы аудита эффективности;

аудиторское мнение в части причин и (или) последствий отклонения от критериев.

Порядок составления и оформления аудиторского отчета определен Правилами.

81. Порядок составления, оформления аудиторского заключения и предписаний, а также осуществления мониторинга исполнения рекомендаций определен Правилами.

82. Итоги аудита эффективности, предусмотренные в аудиторском заключении, реализуются посредством:

1) осуществления на постоянной и системной основе мероприятий, предусмотренных в Правилах, структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), совместно с членом Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан или ревизионной комиссии, ответственным за контроль исполнения данных в аудиторском заключении рекомендаций, и направленных для обязательного исполнения предписаний;

2) включения в Программу аудита эффективности другого аудиторского мероприятия аудиторских и аналитических процедур по проверке выполнения объектом государственного аудита рекомендаций;

3) проведения аудиторского мероприятия по сбору аудиторских доказательств с целью подтверждения надлежащего выполнения объектом государственного аудита рекомендаций.

(Пункт 82 изложен в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 05.01.2024 г. №1-НК)
(см. предыдущую редакцию)

Приложение 1

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

Исключено в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК

(см. предыдущую редакцию)

Приложение 2

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

Исключено в соответствии с Нормативное Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.09.2022 г. №10-НК

(см. предыдущую редакцию)

Приложение 3

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

форма

Контрольный лист оценки качества аудиторских доказательств

Вопрос

Ответ "Да"

Ответ "Нет"

Пояснения (примечания)

1.

Были ли собраны аудиторские доказательства в отношении всех аудиторских вопросов и (или) использованных показателей аудита?

 

 

 

2.

Были ли собранные аудиторские доказательства оценены на предмет соответствия требованиям по:

 

 

 

2.1.

приемлемости

 

 

 

2.2.

обоснованности (аргументированности)

 

 

 

2.3.

надежности

 

 

 

2.4.

достаточности

 

 

 

3.

Были ли проведены процедуры по определению потребности в сборе дополнительных аудиторских доказательств?

 

 

 

3.1.

Если да, то были ли проведены процедуры по сбору дополнительных аудиторских доказательств надлежащим образом?

 

 

 

4.

Проводились ли консультации с экспертами в части соответствия собранных аудиторских доказательств требованиям (пункты 2.1.-2.4.)?

 

 

 

4.1.

Если да, то были ли получены подтверждения от экспертов в части обоснованности использованных аудиторских доказательств?

 

 

 

5.

Проводились ли обсуждения с представителями объекта государственного аудита по собранным аудиторским доказательствам?

 

 

 

5.1.

Если да, то были ли получены подтверждения от представителей объекта государственного аудита в части обоснованности использованных аудиторских доказательств?

 

 

 

Руководитель

группы аудита эффективности ____________________ (подпись, ФИО (при его наличии)

Приложение 4

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

форма

Перечень критериев аудиторского мероприятия

1.

Тема аудита эффективности:

 

2.

Цель аудита эффективности:

 

3.

Объекты аудита эффективности:

 

4.

Масштаб аудита эффективности:

 

5.

Вопросы аудита эффективности:

 

6.

Базовые критерии:

 

6.1.

 

 

6.2.

 

 

7.

Специальные критерии:

 

7.1.

 

 

7.2.

 

 

Руководитель

группы аудита эффективности ____________________ (подпись, ФИО (при его наличии)

Приложение 5

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

форма

Проектная матрица аудиторского мероприятия

Тема аудита эффективности:

Цель аудита эффективности:

Подцель аудита эффективности (в случае необходимости):

Аудиторский вопрос 1.

критерии

Источник информации

Риски

1.1.

Аудиторский вопрос 2.

критерии

Источник информации

Риски

2.1.

Аудиторский вопрос 3.

критерии

Источник информации

Риски

3.1.

Член (члены) группы аудита эффективности

_______________________________________
          (подпись, ФИО (при его наличии)

Руководитель группы аудита эффективности

_______________________________________ 
            (подпись, ФИО (при его наличии)

(Приложение 5 изложено в новой редакции в соответствии с Нормативное Постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24.02.2023 г. №8-НК)
(см. предыдущую редакцию)

 

Приложение 6

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

форма

Памятка для проведения интервью

Ознакомлен

Должностное лицо органа

внешнего государственного аудита

__________________________

ФИО (при его наличии),

__________________________

подпись, дата

Тема: ____________________________________________________________

Объект государственного аудита: _____________________________________

1. Определение перечня лиц - участников интервью

1.1. Респондент должен быть вовлечен в деятельность объекта государственного аудита в силу своих должностных обязанностей или являться получателем государственной услуги;

1.2. Респондент должен обладать знаниями и информацией, необходимыми для цели аудиторского мероприятия.

2. Разработка вопросов интервью

2.1. В качестве вопросов интервью могут быть определены аудиторские вопросы или другие вопросы, связанные с темой и целью аудиторского мероприятия.

3. Ранжирование вопросов интервью

3.1. От простого вопроса к сложному вопросу;

3.2. От менее значимого вопроса к наиболее значимому вопросу.

Перечень вопросов:

Наименование вопроса

1.

 

2.

 

4. Согласование даты, времени и длительности интервью с участниками (рекомендуемая длительность - до 30 минут).

5. Определение и согласование порядка проведения интервью с участниками

5.1. Пояснения по цели аудита эффективности и проводимого интервью;

5.2. Пояснения по использованию данных интервью для целей анализа и формирования аудиторского отчета;

5.3. Предоставление списка основных вопросов интервью;

5.4. Согласование протоколирования (или записи) интервью.

6. Обмен контактной информацией

7. Определение методов анализа собранной информации

Член группы аудита эффективности ______________ (подпись, ФИО (при его наличии)

или

Руководитель группы аудита эффективности _________ (подпись, ФИО (при его наличии)

Приложение 7

к Процедурному стандарту внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

форма

Памятка по проведению опроса

Ознакомлен

Должностное лицо органа

внешнего государственного аудита

___________________________

ФИО (при его наличии)

___________________________

подпись

"___" ___________ ______ года

Тема: ___________________________________________________________

Объект государственного аудита: ____________________________________

1. Определение контингента и количества лиц - участников опроса

1.1. Респонденты должны быть вовлечены в деятельность объекта государственного аудита или являться получателями государственной услуги и обладать информацией, необходимой для цели аудиторского мероприятия;

1.2. Контингент и количество респондентов опроса должны определяться с применением выборочного метода и гарантировать возможность экстраполяции результатов опроса на генеральную совокупность.

2. Разработка вопросника для проведения опроса

2.1.В качестве вопросов для проведения опроса могут быть определены аудиторские вопросы или другие вопросы, связанные с темой и целью аудиторского мероприятия;

2.2. При разработке вопросов могут быть использованы два способа:

2.2.1. вопросы с вариантами ответов,

2.2.2. открытые вопросы;

2.3. Каждый вопрос должен быть сформулирован четко и исключать возможности неверного толкования;

2.4. В перечень вопросов должны быть включены вопросы по определению возраста, пола и других характеристик респондента, значимых для цели проводимого аудита эффективности.

3. Ранжирование вопросов для проведения опроса

3.1. От простого вопроса к сложному вопросу;

3.2. От менее значимого вопроса к наиболее значимому вопросу (см. далее образец вопросника).

4. Определение даты, времени и длительности проведения опроса

5. Определение методов анализа собранной информации

Член группы аудита эффективности _______________ (подпись, ФИО (при его наличии)

или

Руководитель группы аудита эффективности _________ (подпись, ФИО (при его наличии)

Вопросник для проведения опроса (ОБРАЗЕЦ):

Уважаемый респондент!

Настоящий опрос проводится для цели аудита эффективности, проводимого органом внешнего государственного аудита по теме

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, основные задачи и этапы аудита эффективности Глава 3. Классификация аудита эффективности и основы существенности Глава 4. Глава 5. Процедуры планирования и проведения аудиторского мероприятия Параграф 1. Предварительное изучение Параграф 2. Определение цели и вопросов аудита эффективности Параграф 3. Виды критериев аудита эффективности Параграф 4. Разработка критериев аудита эффективности Параграф 5. Управление рисками Параграф 6. Определение и применение аудиторского подхода Параграф 7. Методы сбора аудиторских доказательств Параграф 8. Систематизация выявленных фактов для составления аудиторского отчета и заключения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 200. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, задачи и основные этапы аудита соответствия Глава 3. Планирование отдельного государственного аудита Параграф 1. Предварительное изучение объектов государственного аудита и составление Программы аудита и поручений Параграф 2. Определение критериев аудита соответствия Параграф 3. Оценка системы внутреннего контроля объекта государственного аудита Параграф 4. Оценка рисков Глава 4. Проведение государственного аудита и методы сбора доказательств Глава 5. Оценка аудиторских доказательств и оформление результатов государственного аудита Приложение 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные принципы Стандарта, порядок привлечения Экспертов для проведения внешнего государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия Глава 3. Осуществление деятельности Экспертами, привлеченными для проведения государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия Глава 4. Использование результатов деятельности Экспертов Приложение 700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита Глава 1. Общие положения Глава 2. Процедурные требования по признанию результатов государственного аудита Приложение 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля Глава 2. Организация контроля качества Глава 3. Контроль качества подготовительного этапа аудиторского мероприятия Глава 4. Контроль качества основного этапа проведения аудиторского мероприятия Глава 5. Контроль качества заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита Глава 6. Контроль качества заключительного этапа аудиторского мероприятия Глава 7. Контроль качества исполнения реализации рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении (в том числе совместном Аудиторском заключении), и пунктов Предписаний (Постановлений) 900. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление информации Президенту Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления Глава 3. Подготовка и представление информации о работе Высшей аудиторской палаты в Парламент Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления информации Глава 4. Подготовка и представление информации маслихату и акиму области, городов республиканского значения, столицы, городов областного значения Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 901. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление годового отчета в Парламент Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и представления годового отчета Параграф 2. Структура и содержание годового отчета Параграф 3. Форма представления годового отчета Параграф 4. Порядок обсуждения годового отчета в Парламенте Республики Казахстан Приложение 902. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы отчета об исполнении местного бюджета маслихатам Глава 1. Общие положения Глава 2. Структура и содержание Отчета Глава 3. Порядок составления Отчета Приложение 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Высшей аудиторской палате Республики Казахстан информации о своей работе Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление ревизионными комиссиями информации Высшей аудиторской палате Параграф 1. Структура и содержание информации Параграф 2. Сроки и форма предоставления информации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Направления и критерии оценки деятельности уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту Глава 3. Направления и критерии оценки деятельности ревизионных комиссий Глава 4. Порядок проведения оценки деятельности органов государственного аудита Параграф 1. Оценка в камеральном порядке Параграф 2. Оценка в плановом порядке Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 5-1 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 903. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель и содержание экспертно-аналитического мероприятия Глава 3. Организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия Глава 4. Рассмотрение и применение результатов экспертно-аналитического мероприятия Приложение 300. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита финансовой отчетности Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные понятия, используемые в Стандарте Глава 3. Информация о предмете аудита финансовой отчетности Глава 4. Базовые принципы аудита финансовой отчетности Параграф 1. Аудиторский риск Параграф 2. Профессиональное суждение и скептицизм Параграф 3. Существенность Параграф 4. Документация Глава 5. Основные структурные элементы процесса аудита финансовой отчетности Параграф 1. Планирование аудита финансовой отчетности Параграф 2. Изучение деятельности объекта аудита (группы объектов аудита) Параграф 3. Изучение системы бухгалтерского учета Параграф 4. Изучение системы внутреннего контроля Параграф 5. Использование результатов работы внутренних аудиторов при проведении аудита финансовой отчетности Параграф 6. Определение существенности при планировании и проведении аудита Параграф 7. Идентификация и оценка рисков существенного искажения финансовой отчетности Параграф 8. Реагирование на выявленные риски Параграф 9. Непрерывность деятельности Параграф 10. Аудит сальдо на начало отчетного периода при первичном аудите Параграф 11. Аудиторская выборка Параграф 12. Аудиторские процедуры Параграф 13. Аудиторские доказательства Параграф 14. Аудит расчетных оценок включая расчетные оценки справедливой стоимости Параграф 15. Учет последующих событий Параграф 16. Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Глава 6. Формирование мнения по результатам аудита финансовой отчетности и составление аудиторского отчета Параграф 1. Формулирование мнения по финансовой отчетности Параграф 2. Подготовка аудиторского отчета Параграф 3. Модификация мнения по финансовой отчетности Параграф 4. Включение в аудиторский отчет пояснительного параграфа Глава 7. Специфические вопросы проведения аудита в отношении консолидированной финансовой отчетности Глава 8. Рассмотрение вопросов соблюдения законодательства при проведении аудита финансовой отчетности

Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 31 марта 2016 года №5-НК
"Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля"

О документе

Номер документа:5-НК
Дата принятия: 31.03.2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.05.2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" от 11 мая 2016 года.

Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 28 апреля 2016 года №13647.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее нормативное Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 22 мая 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10.01.2024  документом  Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюд
Вступила в силу с: 26.01.2024


Редакция от 05.01.2024, принята документом Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан О внесении изменений в нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ию
Вступила в силу с: 09.01.2024


Редакция от 22.08.2023, принята документом Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республика
Вступила в силу с: 08.09.2023


Редакция от 24.02.2023, принята документом Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республика
Вступила в силу с: 14.03.2023


Редакция от 28.09.2022, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного ко
Вступила в силу с: 16.10.2022


Редакция от 29.04.2022, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за и
Вступила в силу с: 23.05.2022


Редакция от 03.09.2021, принята документом Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений в... № 11-НК от 03/09/2021
Вступила в силу с: 19.09.2021


Редакция от 12.07.2021, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений... № 8-НК от 12/07/2021
Вступила в силу с: 30.07.2021


Редакция от 29.06.2021, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений... № 5-НК от 29/06/2021
Вступила в силу с: 26.07.2021


Редакция от 06.01.2021, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета О внесении в нормативное постановление Счетного... № 1-НК от 06/01/2021
Вступила в силу с: 23.01.2021


Редакция от 25.12.2020, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 10-НК от 25/12/2020
Вступила в силу с: 10.01.2021


Редакция от 03.12.2020, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 9-НК от 03/12/2020
Вступила в силу с: 21.12.2020


Редакция от 17.09.2020, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета О внесении изменения в Нормативное Постановление... № 7-НК от 17/09/2020
Вступила в силу с: 09.10.2020


Редакция от 28.04.2020, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении дополнений... № 5-НК от 28/04/2020
Вступила в силу с: 10.05.2020


Редакция от 29.08.2019, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 10-НК от 29/08/2019
Вступила в силу с: 17.09.2019


Редакция от 29.05.2019, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 8-НК от 29/05/2019
Вступила в силу с: 21.06.2019


Редакция от 15.04.2019, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 6-НК от 15/04/2019
Вступила в силу с: 03.05.2019


Редакция от 14.02.2019, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений... № 2-НК от 14/02/2019
Вступила в силу с: 08.03.2019


Редакция от 29.11.2018, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения... № 20-НК от 29/11/2018
Вступила в силу с: 24.12.2018


Редакция от 16.04.2018, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений... № 12-НК от 16/04/2018
Вступила в силу с: 15.05.2018


Редакция от 26.02.2018, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений... № 5-НК от 26/02/2018
Вступила в силу с: 30.03.2018


Редакция от 08.01.2018, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений и... № 1-НК от 08/01/2018
Вступила в силу с: 10.02.2018


Редакция от 01.07.2017, принята документом Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений в... № 6-НК от 01/07/2017
Вступила в силу с: 02.09.2017


Редакция от 10.02.2017, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменений в... № 1-н/к от 10/02/2017
Вступила в силу с: 07.04.2017


Редакция от 31.12.2016, принята документом Нормативное Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан О внесении изменения и... № 20-НК от 31/12/2016
Вступила в силу с: 27.02.2017


Первоначальная редакция от 31.03.2016