Действует

Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 февраля 2023 года №8-НК

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"

Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить перечень нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в которые вносятся изменения и дополнения, согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.

2. Признать утратившим силу нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 19 января 2018 года №3-НК "Об утверждении Правил выдачи служебного удостоверения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и его описания" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №16316).

3. Юридическому департаменту Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.

4. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.

5. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан

Н.Годунова

Приложение

к нормативному Постановлению Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24 февраля 2023 года №8-НК

Перечень нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в которые вносятся изменения и дополнения

1. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 ноября 2013 года №207-н/к "Об утверждении Перечня персональных данных, необходимого и достаточного для выполнения осуществляемых задач" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №8927):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

правый верхний угол приложения к нормативному постановлению изложить в следующей редакции:

"Приложение

к нормативному постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 ноября 2013 года №207-н/к".

2. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №11-НК "Об утверждении Типового положения о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12514):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 12) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в Типовом положении о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. Основные задачи Ревизионной комиссии:

1) осуществление внешнего государственного аудита и финансового контроля на местном уровне за исполнением местных бюджетов, использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;

2) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области исполнения местных бюджетов, использования средств бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;

3) анализ и оценка исполнения местных бюджетов, реализации планов развития областей, городов республиканского значения, столицы и бюджетных программ.";

пункт 17 изложить в следующей редакции:

"17. Права Ревизионной комиссии:

1) запрашивает и получает от местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), государственных органов, физических и юридических лиц сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию (информацию), необходимые для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и осуществления государственного аудита, подготовки отчетов об исполнении бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

2) выносит обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших;

3) получает в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного аудита;

4) получает информацию государственных органов и организаций об исполнении рекомендаций и предписаний, с приложением подтверждающих документов в установленные постановлением или предписанием сроки;

5) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;

6) вносит по итогам государственного аудита предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности лицам их назначившим;

7) вносит в маслихат соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – маслихат) предложения по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам аудита эффективности;

8) осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в отношении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, на территории которых они функционируют, а также бюджетов районов (городов областного значения), созданных на соответствующей административно-территориальной единице;

9) возбуждает производства по делу об административном правонарушении в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

10) рассматривает дела об административных правонарушениях, составляет по ним протокола и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

11) принимает участие в проведении совместных или параллельных проверках с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и другими государственными органами по согласованию;

12) привлекает для проведения государственного аудита соответствующих специалистов государственных органов (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных из бюджета средств;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";

пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18. Обязанности Ревизионной комиссии:

1) утверждает аудиторское заключение на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности;

2) принимает постановления Ревизионной комиссии;

3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе аудиторского мероприятия и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;

4) передает материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, с приложением аудиторских доказательств, в случаях выявления в действиях должностных лиц объекта государственного аудита признаков уголовных или административных правонарушений;

5) предъявляет иск в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания Ревизионной комиссии;

6) признает результаты государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля, за исключением документов служб внутреннего аудита, если они не признаны судом незаконными в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;

7) сокращает объем государственного аудита в случаях признания результатов государственного аудита, приняв за основу материалы государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля;

8) осуществляет регистрацию аудиторских мероприятий и проверок в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

9) размещает материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в ведомственных информационных системах Ревизионной комиссии и Единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществляет обмен информацией о перечнях объектов государственного аудита на соответствующий год до их утверждения, в целях эффективного планирования проведения государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий;

10) согласовывает перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним с органами государственного аудита и финансового контроля в целях исключения дублирования проверок;

11) направляет постановления и предписания руководителям государственных органов и организаций для рассмотрения и исполнения в указанные в них сроки или, если срок не указан, в течение тридцати календарных дней со дня их получения;

12) осуществляет на системной основе мониторинг исполнения данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;

13) анализирует систематически итоги проводимых аудиторских мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представляет их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;

14) обеспечивает исполнение решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля и представление соответствующей информации в Высшую аудиторскую палату;

15) предоставляет информацию об исполнении местного бюджета по запросу Высшей аудиторской палаты;

16) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

17) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции.";

пункт 20 изложить в следующей редакции:

"20. Председатель Ревизионной комиссии назначается на должность и освобождается от должности маслихатом по представлению Высшей аудиторской палаты и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.";

пункт 31 изложить в следующей редакции:

"31. Деятельность Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым Председателем Ревизионной комиссии. Не допускается внесение изменений в перечень объектов государственного аудита на соответствующий год Ревизионной комиссии, за исключением поручений Президента Республики Казахстан, запросов Высшей аудиторской палаты, основанных на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решений соответствующих маслихатов и инициативы Председателя Ревизионной комиссии.";

пункты 38 и 39 изложить в следующей редакции:

"38. Ежегодно Ревизионной комиссией составляется и представляется на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год по форме и структуре, определенной процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями отчета об исполнении местного бюджета маслихатам, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.

39. Ревизионной комиссией ежеквартально представляется информация Высшей аудиторской палате о своей работе за отчетный период по форме и структуре, определяемых процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями информации Высшей аудиторской палате, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.".

3. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №12-НК "Об утверждении Положения о Координационном совете органов государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12493):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в Положении о Координационном совете органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

"6. Совет состоит из Председателя и трех членов Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата), двух представителей уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту, председателей ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии), двух руководителей служб внутреннего аудита, за исключением руководителя службы внутреннего аудита центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.

7. Состав Совета утверждается приказом Председателя Высшей аудиторской палаты.";

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Совет возглавляет Председатель, которым является Председатель Высшей аудиторской палаты.";

пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Рабочим органом Совета является аппарат Высшей аудиторской палаты (далее – Рабочий орган). Каждый из членов Совета, за исключением Председателя и трех членов Высшей аудиторской палаты, представляет соответствующую информацию в Рабочий орган в течение семи рабочих дней, после принятия решения:

о его назначении;

об определении или замене ответственного исполнителя, с которым будет осуществляться координация по реализации поставленных перед Советом задач.";

пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Рабочий орган:

1) формирует повестку дня заседания Совета;

2) обеспечивает и контролирует выполнение решений Совета;

3) координирует работу членов Совета и привлеченных к его деятельности специалистов;

4) вносит на утверждение Председателю Совета проект Плана работы Совета на год, сформированный с учетом предложений, представленных членами Совета.

План работы Совета утверждается ежегодно не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому году, и подлежит размещению на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты и рассылке членам Совета.".

4. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №13-НК "Об утверждении Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12476):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита, утвержденной указанным нормативным постановлением:

пункты 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящая Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита (далее – Типовая система) разработана в соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).

2. Основными целями Типовой системы являются:

1) выявление объектов и предметов государственного аудита и финансового контроля повышенного риска;

2) содействие снижению уровня рисков для достижения стратегических целей и целей деятельности объектов аудита;

3) дифференцированное применение мер минимизации риска в зависимости от степени риска.

3. При использовании Типовой системы применяются следующие основные понятия:

1) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемых органами государственного аудита направленных на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;

2) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, бюджетные программы, концепции развития отрасли/сферы, национальные проекты, планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы;

3) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

4) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая приводит к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также недостижению или неисполнению в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и планах развития государственных органов;

5) сводный реестр рисков – документ, представляющий собой ранжирование объектов и предметов государственного аудита по степеням риска и используемый в процессе принятия решений по мерам реагирования;

6) реестр рисков – структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;

7) система управления рисками – комплекс мероприятий при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении аудиторских мероприятий органами государственного аудита, направленный на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;

8) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;

9) количественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;

10) качественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;

11) идентификация риска – анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;

12) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;

13) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;

14) критерии – перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной степени риска.";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Типовая система используется органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внешнего государственного аудита) согласно возложенным функциям и полномочиям на всех уровнях бюджета:

на республиканском уровне – Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата);

на местном уровне – ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).";

дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

"6-1. После проведения всех этапов для определения эффективности мер реагирования и изменения степени рисков структурным подразделением, ответственным за планирование, осуществляется мониторинг рисков.";

пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции:

"7. Сбор информации для проведения оценки рисков осуществляется на основе финансовой, бюджетной и бухгалтерской отчетности, необходимой для идентификации и оценки рисков по критериям, определенным настоящей Типовой системой посредством направления соответствующих запросов объектам государственного аудита и (или) путем интеграционного взаимодействия информационных систем органов и объектов государственного аудита для размещения информации в единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю.

8. Ответственное за информационно-техническое обеспечение структурное подразделение и (или) ответственные лица органа внешнего государственного аудита проводят автоматизацию процесса сбора, обработки и накопления информации для формирования системы управления рисками.";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Структурное подразделение, ответственное за планирование, обеспечивает:

1) внесение данных, полученных от объектов аудита, в информационную систему органов государственного аудита;

2) разработку реестра рисков, включая качественный и количественный методы, идентификацию и оценку рисков.";

пункт 22 изложить в следующей редакции:

"22. Оценка рисков осуществляется один раз в год на основе отчетных данных объектов государственного аудита за предыдущий период.";

пункты 25, 26 и 27 изложить в следующей редакции:

"25. По результатам оценки рисков по бюджетным программам с учетом принадлежности к объектам и предметам государственного аудита определяется сводное значение оценки рисков, которое является дополнительным оценочным параметром при оценке рисков по объектам и предметам государственного аудита.

26. Группировка бюджетных программ осуществляется:

1) по администраторам бюджетных программ;

2) по программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам);

3) по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе.";

27. Сводное значение оценки рисков по бюджетным программам (Rbp) применяется как дополнительное значение оценки рисков по администраторам бюджетных программ, программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам, планам развития государственных органов, планам развития области, города республиканского значения, столицы).";

пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30. Группировка бюджетных программ по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе, осуществляется структурным подразделением, ответственным за планирование.

пункт 32 изложить в следующей редакции:

"32. Оценка рисков по доходной части бюджета осуществляется по:

1) налоговым поступлениям:

на республиканском уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в республиканский бюджет, и их территориальным (областным) подразделениям;

на местном уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в местный бюджет, и их территориальным (районным) подразделениям;

2) неналоговым поступлениям и поступлениям от продажи основного капитала в соответствии с классификацией поступлений.";

пункт 36 изложить в следующей редакции:

"36. Перечень групп объектов и предметов государственного аудита по местному бюджету включает:

1) бюджетные программы;

2) план развития области, города республиканского значения, столицы;

3) государственные органы, их подведомственные учреждения (расходная часть);

4) органы, осуществляющие деятельность по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (налоговые и другие обязательные платежи в бюджет);

5) поступления в бюджет (неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала) согласно классификации поступлений;

6) субъекты квазигосударственного сектора, находящиеся в коммунальной собственности;

7) регионы (районы, города областного значения).";

пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. По результатам оценки рисков объекты и предметы государственного аудита относятся к одной из трех степеней риска:

1) высокой степени риска;

2) средней степени риска;

3) низкой степени риска.";

пункты 45, 46 и 47 изложить в следующей редакции:

"45. Отклонение от среднего значения оценки рисков в группе более 20% в сторону уменьшения относится к низкой степени риска.

46. Заключительный этап включает в себя меры реагирования на риск, которые подразделяются на следующие категории:

1) превентивные меры реагирования:

получение информации от объектов государственного аудита или уполномоченного органа о причинах возникновения рисков;

предупреждение и минимизация рисков – комплекс мероприятий, без проведения аудиторского мероприятия, по объектам государственного аудита, имеющим среднюю степень рисков, заключающийся в представлении объекту государственного аудита предупреждений (уведомлений) о возникновении условий, ведущих к потенциальным рискам высокой степени и рекомендаций (предложений) по их недопущению

в случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени:

принятие мер по уведомлению вышестоящего администратора и других компетентных органов;

рассмотрение вопроса о проведении аудиторского мероприятия по объекту, предмету государственного аудита;

2) директивные меры реагирования – проведение аудиторского мероприятия по объектам и предметам государственного аудита, имеющим высокую и среднюю степень рисков при наличии решения органа государственного аудита на проведение аудиторского мероприятия, а также включение в перечень объектов государственного аудита с низкой степенью риска в случаях, предусмотренных Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года №6-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070) (далее – Правила);

3) допустимая степень рисков – по объектам и предметам государственного аудита с низкой степенью рисков меры реагирования ограничиваются мониторингом рисков.

В целях определения актуальности критериев риска структурное подразделение, ответственное за планирование, проводит мониторинг выявленных нарушений по результатам аудиторских мероприятий не реже 1 раза в год.

47. Результаты расчетов оценки рисков в разрезе объектов и предметов государственного аудита с детализацией показателей по критериям подлежат рассмотрению и учету при формировании проекта перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и формируются в срок не позднее 25 сентября года, предшествующего планируемому.

Формирование проекта перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона и в порядке, определенном Правилами.";

пункт 48 исключить;

приложения 3, 4, 6, 9, 11, 14, 18 и 19 изложить в редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 к Перечню нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – перечень).

5. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №14-НК "Об утверждении Правил разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12499):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в Правилах разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных указанным нормативным постановлением:

пункты 6, 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:

"6. Высшая аудиторская палата перед разработкой процедурных стандартов формирует их перечень, сроки, ответственных исполнителей по их разработке. При необходимости, в зависимости от назначения процедурного стандарта, Высшей аудиторской палатой создается рабочая группа для его разработки из числа представителей органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, заинтересованных государственных органов, общественных аудиторских и международных организаций, научных учреждений.

7. При формировании перечня процедурных стандартов или внесения изменений и (или) дополнений в него на очередной планируемый период учитываются:

1) изменения в законодательстве Республики Казахстан;

2) вопросы, возникающие при практической реализации процедурных стандартов, обуславливающие необходимость их актуализации;

3) изменения в международных стандартах;

4) предложения членов и структурных подразделений Высшей аудиторской палаты;

5) предложения ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).

8. Предложения по перечню процедурных стандартов представляются в структурное подразделение Высшей аудиторской палаты, ответственное за методологическое обеспечение, не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому периоду.

9. Перечень процедурных стандартов подлежит рассмотрению и одобрению на заседании Научно-методологического совета Высшей аудиторской палаты.";

пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Регламентирующие параметры представляют собой реквизиты нормативного правового акта Высшей аудиторской палаты, утверждающего процедурный стандарт, код согласно Классификации и наименование процедурного стандарта.

В разделе "Общие положения" раскрываются цели и задачи, назначение процедурного стандарта, ссылки на соответствующие положения законодательства Республики Казахстан, Стандартов, международных стандартов, документов, регламентирующих проведение государственного аудита и финансового контроля, указания основных терминов (понятий) и определения к ним.

В разделе "Тематические и другие разделы" раскрываются принципы, подходы, методы, процедуры, механизмы государственного аудита и финансового контроля и требования к оформлению их результатов, а также направлений деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля.

Для каждого процедурного стандарта названия тематических разделов определяются с учетом их специфики.

В разделе "Приложения" содержатся формы и документы (информация, таблицы, расчеты, диаграммы, материалы), на которые имеется ссылка в процедурном стандарте.".

6. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года №20-НК "Об утверждении Правил ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12492):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в Правилах ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, утвержденных указанным нормативным постановлением:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон) и определяют порядок ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора.

2. Реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора (далее – Реестр), создается в целях организации их учета в информационной системе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата).";

пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. Ведение Реестра осуществляется Высшей аудиторской палатой на бумажном и электронном носителях.

5. Высшая аудиторская палата:

1) осуществляет включение в Реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора;

2) опубликовывает список лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты;

3) вносит изменения и дополнения в сведения о лицах, имеющих сертификат государственного аудитора, в течение семи рабочих дней со дня поступления соответствующей информации.".

7. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года №5-НК "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647):

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

подпункт 9) пункта 1 изложить в следующей редакции:

"9) 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Высшей аудиторской палате Республики Казахстан информации о своей работе согласно приложению 9 к настоящему нормативному постановлению;";

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункт 55 изложить в следующей редакции:

"55. Для обеспечения надлежащего применения критериев аудита эффективности государственные аудиторы составляют проектную матрицу аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 5 к настоящему Стандарту. Проектная матрица аудиторского мероприятия является обязательным рабочим файлом, который формируется на этапе предварительного изучения.";

пункт 82 изложить в следующей редакции:

"82. Итоги аудита эффективности, предусмотренные в аудиторском заключении, реализуются посредством:

1) осуществления на постоянной и системной основе мероприятий, предусмотренных в Правилах, структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества, совместно с членом Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан или ревизионной комиссии, ответственным за контроль исполнения данных в аудиторском заключении рекомендаций, и направленных для обязательного исполнения предписаний;

2) включения в Программу аудита эффективности другого аудиторского мероприятия аудиторских и аналитических процедур по проверке выполнения объектом государственного аудита рекомендаций;

3) проведения аудиторского мероприятия по сбору аудиторских доказательств с целью подтверждения надлежащего выполнения объектом государственного аудита рекомендаций.";

приложение 5 изложить в редакции согласно приложению 9 к настоящему перечню.

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункты 9, 10, 11 и 12 изложить в следующей редакции:

"9. Необходимость привлечения экспертов к проведению внешнего государственного аудита и экспертно-аналитического мероприятия определяется при:

1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);

2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;

3) предварительном изучении объектов государственного аудита;

4) формировании Плана работы Высшей аудиторской палаты на соответствующий год для привлечения экспертов к экспертно-аналитическим мероприятиям;

5) в ходе проведении аудиторского мероприятия.

10. Приобретение услуг экспертов с заключением соответствующих договоров производится в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, с учетом сроков проведения процедур и выделенных на эти цели бюджетных средств.

На основании письма Высшей аудиторской палаты в качестве экспертов на безвозмездной основе привлекаются специалисты государственных органов по их согласованию, а также работники подведомственной организации Высшей аудиторской палаты, в том числе для тестирования в пилотном режиме проектов методологических документов.

На основании письма ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы в качестве экспертов на безвозмездной основе привлекаются специалисты государственных органов по их согласованию.

11. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия путем:

1) включения Экспертов в состав группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия с постановкой конкретных вопросов, планируемых для поручения им в соответствии с Программой аудита;

2) включения отдельных вопросов в программу экспертно-аналитического мероприятия при его проведении.

Эксперты могут принимать участие в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия дистанционно.

12. Эксперты:

1) в составе группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия ежедневно устно отчитываются руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет о ходе исполнения Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) экспертами по форме, согласно приложению к настоящему Стандарту и (или) по иной согласованной форме (далее – еженедельный отчет), заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, и члену Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия;

2) по выданному отдельному поручению ежедневно устно отчитываются и еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, члену Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия.";

пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:

"21. При несогласии с результатами Заключения, руководством объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия письменные возражения к Заключению представляются в Высшую аудиторскую палату (ревизионную комиссию) в срок не более десяти рабочих дней со дня вручения объекту государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия подписанного Заключения.

Письменные возражения, представленные объектом государственного аудита и финансового контроля сразу после вручения Заключения, прикладываются экспертами к Заключению.

22. В случае поступления в срок, предусмотренный пунктом 21 настоящего Стандарта, возражений к Заключению от объектов государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия, экспертами в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражения готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.

По возражениям к Заключению, поступившим по истечении указанного срока, ответ не направляется. Экспертами на имя курирующего данное аудиторское мероприятие члена Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии) готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.";

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Процедура признания результатов государственного аудита на соответствие стандартам государственного аудита и финансового контроля осуществляется Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) в следующих случаях:

1) в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля;

2) в рамках аудиторского мероприятия:

в ходе предварительного изучения объектов государственного аудита согласно перечню объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты на соответствующий год, сформированного в соответствии с Законом, в случае если цель, период, тип аудита и программные вопросы аудита совпадают с аудиторским мероприятием Высшей аудиторской палаты;

в ходе проведения государственного аудита эффективности, соответствия на объектах государственного аудита, на котором установлен факт проведения государственного аудита другим органом государственного аудита по цели, периоду, типу аудита и программным вопросам, охватываемому аудиторским мероприятием, совпадающим с аудиторским мероприятием Высшей аудиторской палаты;

в ходе проведения государственного аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета в отношении результатов аудитов финансовой отчетности администраторов республиканских бюджетных программ (далее –государственный аудит финансовой отчетности), проведенных уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

3. Признание результатов государственного аудита в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля осуществляется в ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы и уполномоченном органе по внутреннему государственному аудиту и его территориальных подразделениях структурным подразделением Высшей аудиторской палаты, ответственным за проведение контроля качества.";

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Контроль качества осуществляется:

1) на подготовительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества;

2) на основном этапе аудиторского мероприятия - структурными подразделениями, ответственными за проведение государственного аудита;

3) на заключительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества.

Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.";

пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:

"14. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение контроля качества, государственного аудита анализируют и проводят экспертизу результатов государственного аудита по представленным материалам.

15. Структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества осуществляется контроль качества:

1) информации о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита, проекта Программы аудита;

2) проектов Аудиторского заключения, Постановления и Предписаний, Сводной таблицы системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (далее – Сводная таблица), Сводного реестра выявленных нарушений по результатам государственного аудита (далее – Сводный реестр);

3) информации объектов государственного аудита и иных заинтересованных лиц по исполнению рекомендаций, данных в Аудиторском заключении и Предписаний по результатам внешнего государственного аудита.";

дополнить пунктом 15-1 следующего содержания:

"15-1. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита осуществляется контроль качества:

1) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов) с подтверждающими документами;

2) заключений (материалов) привлеченных экспертов.";

пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение осуществляет юридическую экспертизу проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов), Реестров выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия (далее – Реестр), Таблиц системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (при наличии) (далее – Таблица системных недостатков), приложенных к ним, проектов Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний в соответствии с Правилами ГАФК, а также Методологическим руководством по применению настоящего Стандарта.";

пункты 22, 23 и 24 изложить в следующей редакции:

"22. Проект аудиторского отчета, подписанный государственными аудиторами, проекты Таблицы системных недостатков, Реестра и другие приложения (при наличии) руководителем группы государственного аудита (государственным аудитором) после завершения аудиторского мероприятия на объекте аудита направляются в орган внешнего ГАФК, способами, предусмотренными Правилами ГАФК.

По проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестрам, Таблицам системных недостатков, приложенным к ним, проводится процедура контроля качества и юридическая экспертиза.

Юридическая экспертиза по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним проводится в порядке, определенном Правилами ГАФК.";

23. Процедура контроля качества проводится на проект Аудиторского отчета (Аудиторский отчет) с подтверждающими документами в течение семи рабочих дней со дня регистрации в канцелярии органа внешнего ГАФК структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита.

24. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита, в разрезе утвержденных критериев контроля качества отражаются установленные факты нарушений и несоответствий с указанием конкретных фактов со ссылкой на документы и пункты нормативных правовых и правовых актов, положения которых нарушены.

Результаты контроля качества по аудиторским отчетам учитываются при проведении оценки эффективности деятельности государственных аудиторов.";

пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26. По результатам проведения контроля качества проектов аудиторских отчетов (аудиторских отчетов) и документов, приложенных к ним (в том числе аудиторских отчетов по совместным проверкам с другими органами государственного аудита и финансового контроля), формируется экспертное заключение (по совместным проверкам каждым органом государственного аудита и финансового контроля в отдельности в рамках подвергнутых аудиту вопросов).";

пункт 29 изложить в следующей редакции:

"29. Контроль качества заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита осуществляется в рамках контроля качества проектов аудиторских отчетов (аудиторских отчетов).";

пункт 31 изложить в следующей редакции:

"31. Юридическая экспертиза по проектам Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний осуществляется в течение трех рабочих дней, с последующим направлением заключения юридической экспертизы Члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие, в структурные подразделения, ответственные за проведение контроля качества и проведение государственного аудита.

Структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение, в рамках правовой экспертизы дается оценка правильности применения законодательства при квалификации нарушений, в том числе по видам квалификации и полноте включения нарушений в сводный реестр.

В юридическом заключении отражаются вопросы о соответствии содержания рекомендаций и поручений Аудиторского заключения требованиям законодательства, в том числе по адресности предписания.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Перечень нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в которые вносятся изменения и дополнения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Направления и критерии оценки деятельности уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту Глава 3. Направления и критерии оценки деятельности ревизионных комиссий Глава 4. Порядок проведения оценки деятельности органов государственного аудита Параграф 1. Оценка в камеральном порядке Параграф 2. Оценка в плановом порядке Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37

Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24 февраля 2023 года №8-НК
"О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"

О документе

Номер документа:8-НК
Дата принятия: 24.02.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14.03.2023
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 3 марта 2023 года.

Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 28 февраля 2023 года №31979.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее нормативное Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 14 марта 2023 года.

Приложения к документу

8-НК-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ 23)

8-НК-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ 25)