Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 24 февраля 2023 года №8-НК
О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"
Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить перечень нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в которые вносятся изменения и дополнения, согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.
2. Признать утратившим силу нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 19 января 2018 года №3-НК "Об утверждении Правил выдачи служебного удостоверения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и его описания" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №16316).
3. Юридическому департаменту Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.
4. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.
5. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан
Н.Годунова
Приложение
к нормативному Постановлению Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24 февраля 2023 года №8-НК
Перечень нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в которые вносятся изменения и дополнения
1. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 ноября 2013 года №207-н/к "Об утверждении Перечня персональных данных, необходимого и достаточного для выполнения осуществляемых задач" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №8927):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О персональных данных и их защите" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
правый верхний угол приложения к нормативному постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение
к нормативному постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 12 ноября 2013 года №207-н/к".
2. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №11-НК "Об утверждении Типового положения о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12514):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 12) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Типовом положении о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Основные задачи Ревизионной комиссии:
1) осуществление внешнего государственного аудита и финансового контроля на местном уровне за исполнением местных бюджетов, использованием активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
2) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области исполнения местных бюджетов, использования средств бюджета, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора;
3) анализ и оценка исполнения местных бюджетов, реализации планов развития областей, городов республиканского значения, столицы и бюджетных программ.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Права Ревизионной комиссии:
1) запрашивает и получает от местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), государственных органов, физических и юридических лиц сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию (информацию), необходимые для формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и осуществления государственного аудита, подготовки отчетов об исполнении бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
2) выносит обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших;
3) получает в соответствии с законодательством Республики Казахстан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного аудита;
4) получает информацию государственных органов и организаций об исполнении рекомендаций и предписаний, с приложением подтверждающих документов в установленные постановлением или предписанием сроки;
5) заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного аудита по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного аудита;
6) вносит по итогам государственного аудита предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности лицам их назначившим;
7) вносит в маслихат соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее – маслихат) предложения по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по результатам аудита эффективности;
8) осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в отношении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, на территории которых они функционируют, а также бюджетов районов (городов областного значения), созданных на соответствующей административно-территориальной единице;
9) возбуждает производства по делу об административном правонарушении в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
10) рассматривает дела об административных правонарушениях, составляет по ним протокола и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
11) принимает участие в проведении совместных или параллельных проверках с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и другими государственными органами по согласованию;
12) привлекает для проведения государственного аудита соответствующих специалистов государственных органов (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг в пределах выделенных из бюджета средств;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Обязанности Ревизионной комиссии:
1) утверждает аудиторское заключение на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности;
2) принимает постановления Ревизионной комиссии;
3) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе аудиторского мероприятия и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;
4) передает материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, с приложением аудиторских доказательств, в случаях выявления в действиях должностных лиц объекта государственного аудита признаков уголовных или административных правонарушений;
5) предъявляет иск в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания Ревизионной комиссии;
6) признает результаты государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля, за исключением документов служб внутреннего аудита, если они не признаны судом незаконными в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;
7) сокращает объем государственного аудита в случаях признания результатов государственного аудита, приняв за основу материалы государственного аудита, проведенного другими органами государственного аудита и финансового контроля;
8) осуществляет регистрацию аудиторских мероприятий и проверок в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) размещает материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в ведомственных информационных системах Ревизионной комиссии и Единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществляет обмен информацией о перечнях объектов государственного аудита на соответствующий год до их утверждения, в целях эффективного планирования проведения государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий;
10) согласовывает перечни объектов государственного аудита на соответствующий год и изменения к ним с органами государственного аудита и финансового контроля в целях исключения дублирования проверок;
11) направляет постановления и предписания руководителям государственных органов и организаций для рассмотрения и исполнения в указанные в них сроки или, если срок не указан, в течение тридцати календарных дней со дня их получения;
12) осуществляет на системной основе мониторинг исполнения данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний;
13) анализирует систематически итоги проводимых аудиторских мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы Республики Казахстан и представляет их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам;
14) обеспечивает исполнение решений Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля и представление соответствующей информации в Высшую аудиторскую палату;
15) предоставляет информацию об исполнении местного бюджета по запросу Высшей аудиторской палаты;
16) размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
17) обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции.";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Председатель Ревизионной комиссии назначается на должность и освобождается от должности маслихатом по представлению Высшей аудиторской палаты и согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. Деятельность Ревизионной комиссии осуществляется в соответствии с перечнем объектов государственного аудита на соответствующий год, утверждаемым Председателем Ревизионной комиссии. Не допускается внесение изменений в перечень объектов государственного аудита на соответствующий год Ревизионной комиссии, за исключением поручений Президента Республики Казахстан, запросов Высшей аудиторской палаты, основанных на поручениях Администрации Президента Республики Казахстан, решений соответствующих маслихатов и инициативы Председателя Ревизионной комиссии.";
пункты 38 и 39 изложить в следующей редакции:
"38. Ежегодно Ревизионной комиссией составляется и представляется на рассмотрение маслихата отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год по форме и структуре, определенной процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями отчета об исполнении местного бюджета маслихатам, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.
39. Ревизионной комиссией ежеквартально представляется информация Высшей аудиторской палате о своей работе за отчетный период по форме и структуре, определяемых процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по предоставлению Ревизионными комиссиями информации Высшей аудиторской палате, утверждаемым Высшей аудиторской палатой.".
3. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №12-НК "Об утверждении Положения о Координационном совете органов государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12493):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Положении о Координационном совете органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Совет состоит из Председателя и трех членов Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата), двух представителей уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту, председателей ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии), двух руководителей служб внутреннего аудита, за исключением руководителя службы внутреннего аудита центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
7. Состав Совета утверждается приказом Председателя Высшей аудиторской палаты.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Совет возглавляет Председатель, которым является Председатель Высшей аудиторской палаты.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Рабочим органом Совета является аппарат Высшей аудиторской палаты (далее – Рабочий орган). Каждый из членов Совета, за исключением Председателя и трех членов Высшей аудиторской палаты, представляет соответствующую информацию в Рабочий орган в течение семи рабочих дней, после принятия решения:
о его назначении;
об определении или замене ответственного исполнителя, с которым будет осуществляться координация по реализации поставленных перед Советом задач.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Рабочий орган:
1) формирует повестку дня заседания Совета;
2) обеспечивает и контролирует выполнение решений Совета;
3) координирует работу членов Совета и привлеченных к его деятельности специалистов;
4) вносит на утверждение Председателю Совета проект Плана работы Совета на год, сформированный с учетом предложений, представленных членами Совета.
План работы Совета утверждается ежегодно не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому году, и подлежит размещению на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты и рассылке членам Совета.".
4. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №13-НК "Об утверждении Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12476):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Типовой системе управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита, утвержденной указанным нормативным постановлением:
пункты 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящая Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита (далее – Типовая система) разработана в соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).
2. Основными целями Типовой системы являются:
1) выявление объектов и предметов государственного аудита и финансового контроля повышенного риска;
2) содействие снижению уровня рисков для достижения стратегических целей и целей деятельности объектов аудита;
3) дифференцированное применение мер минимизации риска в зависимости от степени риска.
3. При использовании Типовой системы применяются следующие основные понятия:
1) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемых органами государственного аудита направленных на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;
2) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, бюджетные программы, концепции развития отрасли/сферы, национальные проекты, планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы;
3) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
4) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая приводит к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также недостижению или неисполнению в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и планах развития государственных органов;
5) сводный реестр рисков – документ, представляющий собой ранжирование объектов и предметов государственного аудита по степеням риска и используемый в процессе принятия решений по мерам реагирования;
6) реестр рисков – структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;
7) система управления рисками – комплекс мероприятий при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении аудиторских мероприятий органами государственного аудита, направленный на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;
8) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;
9) количественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;
10) качественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;
11) идентификация риска – анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;
12) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;
13) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;
14) критерии – перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной степени риска.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Типовая система используется органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внешнего государственного аудита) согласно возложенным функциям и полномочиям на всех уровнях бюджета:
на республиканском уровне – Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата);
на местном уровне – ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).";
дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:
"6-1. После проведения всех этапов для определения эффективности мер реагирования и изменения степени рисков структурным подразделением, ответственным за планирование, осуществляется мониторинг рисков.";
пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"7. Сбор информации для проведения оценки рисков осуществляется на основе финансовой, бюджетной и бухгалтерской отчетности, необходимой для идентификации и оценки рисков по критериям, определенным настоящей Типовой системой посредством направления соответствующих запросов объектам государственного аудита и (или) путем интеграционного взаимодействия информационных систем органов и объектов государственного аудита для размещения информации в единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю.
8. Ответственное за информационно-техническое обеспечение структурное подразделение и (или) ответственные лица органа внешнего государственного аудита проводят автоматизацию процесса сбора, обработки и накопления информации для формирования системы управления рисками.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Структурное подразделение, ответственное за планирование, обеспечивает:
1) внесение данных, полученных от объектов аудита, в информационную систему органов государственного аудита;
2) разработку реестра рисков, включая качественный и количественный методы, идентификацию и оценку рисков.";
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Оценка рисков осуществляется один раз в год на основе отчетных данных объектов государственного аудита за предыдущий период.";
пункты 25, 26 и 27 изложить в следующей редакции:
"25. По результатам оценки рисков по бюджетным программам с учетом принадлежности к объектам и предметам государственного аудита определяется сводное значение оценки рисков, которое является дополнительным оценочным параметром при оценке рисков по объектам и предметам государственного аудита.
26. Группировка бюджетных программ осуществляется:
1) по администраторам бюджетных программ;
2) по программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам);
3) по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе.";
27. Сводное значение оценки рисков по бюджетным программам (Rbp) применяется как дополнительное значение оценки рисков по администраторам бюджетных программ, программным документам (концепциям развития отрасли/сферы, национальным проектам, планам развития государственных органов, планам развития области, города республиканского значения, столицы).";
пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. Группировка бюджетных программ по направлениям расходов администратора бюджетной программы в соответствии с целями, целевыми индикаторами, определенными в плане развития государственного органа и плане развития области, города республиканского значения, столицы, а также полномочиями, определенными в положении о государственном органе, осуществляется структурным подразделением, ответственным за планирование.
пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Оценка рисков по доходной части бюджета осуществляется по:
1) налоговым поступлениям:
на республиканском уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в республиканский бюджет, и их территориальным (областным) подразделениям;
на местном уровне по уполномоченным органам, ответственным за взимание поступлений и других платежей в местный бюджет, и их территориальным (районным) подразделениям;
2) неналоговым поступлениям и поступлениям от продажи основного капитала в соответствии с классификацией поступлений.";
пункт 36 изложить в следующей редакции:
"36. Перечень групп объектов и предметов государственного аудита по местному бюджету включает:
1) бюджетные программы;
2) план развития области, города республиканского значения, столицы;
3) государственные органы, их подведомственные учреждения (расходная часть);
4) органы, осуществляющие деятельность по обеспечению полноты и своевременности поступлений в бюджет (налоговые и другие обязательные платежи в бюджет);
5) поступления в бюджет (неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала) согласно классификации поступлений;
6) субъекты квазигосударственного сектора, находящиеся в коммунальной собственности;
7) регионы (районы, города областного значения).";
пункт 41 изложить в следующей редакции:
"41. По результатам оценки рисков объекты и предметы государственного аудита относятся к одной из трех степеней риска:
1) высокой степени риска;
2) средней степени риска;
3) низкой степени риска.";
пункты 45, 46 и 47 изложить в следующей редакции:
"45. Отклонение от среднего значения оценки рисков в группе более 20% в сторону уменьшения относится к низкой степени риска.
46. Заключительный этап включает в себя меры реагирования на риск, которые подразделяются на следующие категории:
1) превентивные меры реагирования:
получение информации от объектов государственного аудита или уполномоченного органа о причинах возникновения рисков;
предупреждение и минимизация рисков – комплекс мероприятий, без проведения аудиторского мероприятия, по объектам государственного аудита, имеющим среднюю степень рисков, заключающийся в представлении объекту государственного аудита предупреждений (уведомлений) о возникновении условий, ведущих к потенциальным рискам высокой степени и рекомендаций (предложений) по их недопущению
в случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени:
принятие мер по уведомлению вышестоящего администратора и других компетентных органов;
рассмотрение вопроса о проведении аудиторского мероприятия по объекту, предмету государственного аудита;
2) директивные меры реагирования – проведение аудиторского мероприятия по объектам и предметам государственного аудита, имеющим высокую и среднюю степень рисков при наличии решения органа государственного аудита на проведение аудиторского мероприятия, а также включение в перечень объектов государственного аудита с низкой степенью риска в случаях, предусмотренных Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года №6-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070) (далее – Правила);
3) допустимая степень рисков – по объектам и предметам государственного аудита с низкой степенью рисков меры реагирования ограничиваются мониторингом рисков.
В целях определения актуальности критериев риска структурное подразделение, ответственное за планирование, проводит мониторинг выявленных нарушений по результатам аудиторских мероприятий не реже 1 раза в год.
47. Результаты расчетов оценки рисков в разрезе объектов и предметов государственного аудита с детализацией показателей по критериям подлежат рассмотрению и учету при формировании проекта перечня объектов государственного аудита на соответствующий год и формируются в срок не позднее 25 сентября года, предшествующего планируемому.
Формирование проекта перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона и в порядке, определенном Правилами.";
пункт 48 исключить;
приложения 3, 4, 6, 9, 11, 14, 18 и 19 изложить в редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 к Перечню нормативных постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – перечень).
5. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года №14-НК "Об утверждении Правил разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12499):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Правилах разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных указанным нормативным постановлением:
пункты 6, 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"6. Высшая аудиторская палата перед разработкой процедурных стандартов формирует их перечень, сроки, ответственных исполнителей по их разработке. При необходимости, в зависимости от назначения процедурного стандарта, Высшей аудиторской палатой создается рабочая группа для его разработки из числа представителей органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, заинтересованных государственных органов, общественных аудиторских и международных организаций, научных учреждений.
7. При формировании перечня процедурных стандартов или внесения изменений и (или) дополнений в него на очередной планируемый период учитываются:
1) изменения в законодательстве Республики Казахстан;
2) вопросы, возникающие при практической реализации процедурных стандартов, обуславливающие необходимость их актуализации;
3) изменения в международных стандартах;
4) предложения членов и структурных подразделений Высшей аудиторской палаты;
5) предложения ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).
8. Предложения по перечню процедурных стандартов представляются в структурное подразделение Высшей аудиторской палаты, ответственное за методологическое обеспечение, не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому периоду.
9. Перечень процедурных стандартов подлежит рассмотрению и одобрению на заседании Научно-методологического совета Высшей аудиторской палаты.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Регламентирующие параметры представляют собой реквизиты нормативного правового акта Высшей аудиторской палаты, утверждающего процедурный стандарт, код согласно Классификации и наименование процедурного стандарта.
В разделе "Общие положения" раскрываются цели и задачи, назначение процедурного стандарта, ссылки на соответствующие положения законодательства Республики Казахстан, Стандартов, международных стандартов, документов, регламентирующих проведение государственного аудита и финансового контроля, указания основных терминов (понятий) и определения к ним.
В разделе "Тематические и другие разделы" раскрываются принципы, подходы, методы, процедуры, механизмы государственного аудита и финансового контроля и требования к оформлению их результатов, а также направлений деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля.
Для каждого процедурного стандарта названия тематических разделов определяются с учетом их специфики.
В разделе "Приложения" содержатся формы и документы (информация, таблицы, расчеты, диаграммы, материалы), на которые имеется ссылка в процедурном стандарте.".
6. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года №20-НК "Об утверждении Правил ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12492):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
в Правилах ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, утвержденных указанным нормативным постановлением:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон) и определяют порядок ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора.
2. Реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора (далее – Реестр), создается в целях организации их учета в информационной системе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата).";
пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Ведение Реестра осуществляется Высшей аудиторской палатой на бумажном и электронном носителях.
5. Высшая аудиторская палата:
1) осуществляет включение в Реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора;
2) опубликовывает список лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты;
3) вносит изменения и дополнения в сведения о лицах, имеющих сертификат государственного аудитора, в течение семи рабочих дней со дня поступления соответствующей информации.".
7. В нормативном постановлении Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года №5-НК "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647):
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";
подпункт 9) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"9) 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Высшей аудиторской палате Республики Казахстан информации о своей работе согласно приложению 9 к настоящему нормативному постановлению;";
в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункт 55 изложить в следующей редакции:
"55. Для обеспечения надлежащего применения критериев аудита эффективности государственные аудиторы составляют проектную матрицу аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 5 к настоящему Стандарту. Проектная матрица аудиторского мероприятия является обязательным рабочим файлом, который формируется на этапе предварительного изучения.";
пункт 82 изложить в следующей редакции:
"82. Итоги аудита эффективности, предусмотренные в аудиторском заключении, реализуются посредством:
1) осуществления на постоянной и системной основе мероприятий, предусмотренных в Правилах, структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества, совместно с членом Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан или ревизионной комиссии, ответственным за контроль исполнения данных в аудиторском заключении рекомендаций, и направленных для обязательного исполнения предписаний;
2) включения в Программу аудита эффективности другого аудиторского мероприятия аудиторских и аналитических процедур по проверке выполнения объектом государственного аудита рекомендаций;
3) проведения аудиторского мероприятия по сбору аудиторских доказательств с целью подтверждения надлежащего выполнения объектом государственного аудита рекомендаций.";
приложение 5 изложить в редакции согласно приложению 9 к настоящему перечню.
в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункты 9, 10, 11 и 12 изложить в следующей редакции:
"9. Необходимость привлечения экспертов к проведению внешнего государственного аудита и экспертно-аналитического мероприятия определяется при:
1) составлении заявки на проведение аудиторского мероприятия Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии);
2) формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год;
3) предварительном изучении объектов государственного аудита;
4) формировании Плана работы Высшей аудиторской палаты на соответствующий год для привлечения экспертов к экспертно-аналитическим мероприятиям;
5) в ходе проведении аудиторского мероприятия.
10. Приобретение услуг экспертов с заключением соответствующих договоров производится в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, с учетом сроков проведения процедур и выделенных на эти цели бюджетных средств.
На основании письма Высшей аудиторской палаты в качестве экспертов на безвозмездной основе привлекаются специалисты государственных органов по их согласованию, а также работники подведомственной организации Высшей аудиторской палаты, в том числе для тестирования в пилотном режиме проектов методологических документов.
На основании письма ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы в качестве экспертов на безвозмездной основе привлекаются специалисты государственных органов по их согласованию.
11. Эксперты привлекаются к проведению государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия путем:
1) включения Экспертов в состав группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия с постановкой конкретных вопросов, планируемых для поручения им в соответствии с Программой аудита;
2) включения отдельных вопросов в программу экспертно-аналитического мероприятия при его проведении.
Эксперты могут принимать участие в проведении государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия дистанционно.
12. Эксперты:
1) в составе группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия ежедневно устно отчитываются руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет о ходе исполнения Программы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия (задания) экспертами по форме, согласно приложению к настоящему Стандарту и (или) по иной согласованной форме (далее – еженедельный отчет), заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, и члену Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия;
2) по выданному отдельному поручению ежедневно устно отчитываются и еженедельно в последний рабочий день по защищенным каналам связи или заказным письмом с уведомлением направляют подписанный ими еженедельный отчет заполненный (составленный) на отчетную дату, руководителю группы государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия, члену Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии), ответственному за проведение государственного аудита или экспертно-аналитического мероприятия.";
пункты 21 и 22 изложить в следующей редакции:
"21. При несогласии с результатами Заключения, руководством объекта государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия письменные возражения к Заключению представляются в Высшую аудиторскую палату (ревизионную комиссию) в срок не более десяти рабочих дней со дня вручения объекту государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия подписанного Заключения.
Письменные возражения, представленные объектом государственного аудита и финансового контроля сразу после вручения Заключения, прикладываются экспертами к Заключению.
22. В случае поступления в срок, предусмотренный пунктом 21 настоящего Стандарта, возражений к Заключению от объектов государственного аудита и финансового контроля или экспертно-аналитического мероприятия, экспертами в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражения готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.
По возражениям к Заключению, поступившим по истечении указанного срока, ответ не направляется. Экспертами на имя курирующего данное аудиторское мероприятие члена Высшей аудиторской палаты (ревизионной комиссии) готовится мотивированный ответ с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения.";
в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Процедура признания результатов государственного аудита на соответствие стандартам государственного аудита и финансового контроля осуществляется Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) в следующих случаях:
1) в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля;
2) в рамках аудиторского мероприятия:
в ходе предварительного изучения объектов государственного аудита согласно перечню объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты на соответствующий год, сформированного в соответствии с Законом, в случае если цель, период, тип аудита и программные вопросы аудита совпадают с аудиторским мероприятием Высшей аудиторской палаты;
в ходе проведения государственного аудита эффективности, соответствия на объектах государственного аудита, на котором установлен факт проведения государственного аудита другим органом государственного аудита по цели, периоду, типу аудита и программным вопросам, охватываемому аудиторским мероприятием, совпадающим с аудиторским мероприятием Высшей аудиторской палаты;
в ходе проведения государственного аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета в отношении результатов аудитов финансовой отчетности администраторов республиканских бюджетных программ (далее –государственный аудит финансовой отчетности), проведенных уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
3. Признание результатов государственного аудита в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля осуществляется в ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы и уполномоченном органе по внутреннему государственному аудиту и его территориальных подразделениях структурным подразделением Высшей аудиторской палаты, ответственным за проведение контроля качества.";
в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Контроль качества осуществляется:
1) на подготовительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества;
2) на основном этапе аудиторского мероприятия - структурными подразделениями, ответственными за проведение государственного аудита;
3) на заключительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества.
Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.";
пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"14. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение контроля качества, государственного аудита анализируют и проводят экспертизу результатов государственного аудита по представленным материалам.
15. Структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества осуществляется контроль качества:
1) информации о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита, проекта Программы аудита;
2) проектов Аудиторского заключения, Постановления и Предписаний, Сводной таблицы системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (далее – Сводная таблица), Сводного реестра выявленных нарушений по результатам государственного аудита (далее – Сводный реестр);
3) информации объектов государственного аудита и иных заинтересованных лиц по исполнению рекомендаций, данных в Аудиторском заключении и Предписаний по результатам внешнего государственного аудита.";
дополнить пунктом 15-1 следующего содержания:
"15-1. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита осуществляется контроль качества:
1) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов) с подтверждающими документами;
2) заключений (материалов) привлеченных экспертов.";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение осуществляет юридическую экспертизу проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов), Реестров выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия (далее – Реестр), Таблиц системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (при наличии) (далее – Таблица системных недостатков), приложенных к ним, проектов Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний в соответствии с Правилами ГАФК, а также Методологическим руководством по применению настоящего Стандарта.";
пункты 22, 23 и 24 изложить в следующей редакции:
"22. Проект аудиторского отчета, подписанный государственными аудиторами, проекты Таблицы системных недостатков, Реестра и другие приложения (при наличии) руководителем группы государственного аудита (государственным аудитором) после завершения аудиторского мероприятия на объекте аудита направляются в орган внешнего ГАФК, способами, предусмотренными Правилами ГАФК.
По проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестрам, Таблицам системных недостатков, приложенным к ним, проводится процедура контроля качества и юридическая экспертиза.
Юридическая экспертиза по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним проводится в порядке, определенном Правилами ГАФК.";
23. Процедура контроля качества проводится на проект Аудиторского отчета (Аудиторский отчет) с подтверждающими документами в течение семи рабочих дней со дня регистрации в канцелярии органа внешнего ГАФК структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита.
24. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита, в разрезе утвержденных критериев контроля качества отражаются установленные факты нарушений и несоответствий с указанием конкретных фактов со ссылкой на документы и пункты нормативных правовых и правовых актов, положения которых нарушены.
Результаты контроля качества по аудиторским отчетам учитываются при проведении оценки эффективности деятельности государственных аудиторов.";
пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. По результатам проведения контроля качества проектов аудиторских отчетов (аудиторских отчетов) и документов, приложенных к ним (в том числе аудиторских отчетов по совместным проверкам с другими органами государственного аудита и финансового контроля), формируется экспертное заключение (по совместным проверкам каждым органом государственного аудита и финансового контроля в отдельности в рамках подвергнутых аудиту вопросов).";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Контроль качества заключений (материалов) привлеченных аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита осуществляется в рамках контроля качества проектов аудиторских отчетов (аудиторских отчетов).";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. Юридическая экспертиза по проектам Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний осуществляется в течение трех рабочих дней, с последующим направлением заключения юридической экспертизы Члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие, в структурные подразделения, ответственные за проведение контроля качества и проведение государственного аудита.
Структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение, в рамках правовой экспертизы дается оценка правильности применения законодательства при квалификации нарушений, в том числе по видам квалификации и полноте включения нарушений в сводный реестр.
В юридическом заключении отражаются вопросы о соответствии содержания рекомендаций и поручений Аудиторского заключения требованиям законодательства, в том числе по адресности предписания.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 24 февраля 2023 года №8-НК
"О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"
О документе
Номер документа: | 8-НК |
Дата принятия: | 24.02.2023 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 14.03.2023 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 3 марта 2023 года.
Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 28 февраля 2023 года №31979.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящее нормативное Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 14 марта 2023 года.
Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.