Недействующая редакция. Принята: 16.04.2018 / Вступила в силу: 15.05.2018

Недействующая редакция, не действует с 24 декабря 2018 года

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 марта 2016 года №5-НК

Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля

(В редакции нормативных Постановлений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 31.12.2016 г. №20-НК, 10.02.2017 г. №1-нк, 01.07.2017 г. №6-НК, 08.01.2018 г. №1-НК, 26.02.2018 г. №5-НК, 16.04.2018 г. №12-НК)

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

1) 100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности согласно приложению 1 к настоящему нормативному постановлению;

2) 200. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия согласно приложению 2 к настоящему нормативному постановлению;

3) 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита согласно приложению 3 к настоящему нормативному постановлению;

4) 700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита согласно приложению 4 к настоящему нормативному постановлению;

5) 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 5 к настоящему нормативному постановлению;

6) 900. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов согласно приложению 6 к настоящему нормативному постановлению;

7) 901. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета согласно приложению 7 к настоящему нормативному постановлению;

8) 902. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы отчета об исполнении местного бюджета маслихатам согласно приложению 8 к настоящему нормативному постановлению;

9) 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета информации о своей работе согласно приложению 9 к настоящему нормативному постановлению;

10) 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 10 к настоящему нормативному постановлению.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан от 10.02.2017 г. №1-н/к)
(см. предыдущую редакцию)

2. Юридическому отделу в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

4) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.

4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

К.Джанбурчин

Приложение 1

к Нормативному Постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 31 марта 2016 года №5-НК

100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности

Глава 1. Общие положения

(Название главы 1 изложено в новой редакции в соответствии с Нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 16.04.2018 г. №12-НК)
(см. предыдущую редакцию)

1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности (далее - Стандарт) определяет цель, задачи, показатели и процедуры аудита эффективности, осуществляемые органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее - органы внешнего государственного аудита).

2. Стандарт разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими вопросы внешнего государственного аудита и финансового контроля, и на основании приемлемых положений Международных стандартов (ISSAI), утверждаемых Международной организацией высших органов аудита (INTOSAI), включая ISSAI 300 "Основные принципы аудита эффективности", ISSAI 3000 "Стандарты и руководства по проведению аудита эффективности, основанные на Стандартах аудита INTOSAI и практическом опыте", ISSAI 3001 "Руководства по аудиту эффективности: ключевые принципы".

3. Действие настоящего Стандарта распространяются на должностные лица органов внешнего государственного аудита, а также специалистов государственных органов, экспертов, негосударственные аудиторские организации, привлекаемые органами внешнего государственного аудита к проведению государственного аудита по соответствующему профилю, в том числе аудиторские организации, осуществляющие аудит специального назначения субъектов квазигосударственного сектора (далее - эксперты).

4. Целью Стандарта является установление единых требований, аудиторских и аналитических процедур для аудита эффективности, осуществляемого органами внешнего государственного аудита.

5. Задачами аудита эффективности являются:

1) сбор достаточных и надежных аудиторских доказательств относительно эффективности, экономности, продуктивности и результативности управления национальными ресурсами и (или) деятельности объекта государственного аудита;

2) формирование независимого, объективного и компетентного заключения относительно эффективности, экономности, продуктивности и результативности управления национальными ресурсами и (или) деятельности объекта государственного аудита;

3) при необходимости разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений и их недопущению в будущем, а также по улучшению и повышению эффективности управления национальными ресурсами и (или) деятельности объекта государственного аудита;

4) подготовка, надлежащее оформление и представление Аудиторского отчета;

5) реализация итогов аудита эффективности посредством проведения пост-аудиторских мероприятий.

6. В настоящем Стандарте используются следующие понятия:

1) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;

2) аудиторские полномочия - ответственность, обязанности, полномочия, возложенные на органы внешнего государственного аудита согласно Закону Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее - Закон);

3) должностные лица органов внешнего государственного аудита, ответственные за аудиторские мероприятия - члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет), ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее - ревизионные комиссии), несущие основную ответственность за выполнение аудиторского задания, а также за выдачу Аудиторского заключения от имени органа внешнего государственного аудита;

4) аудиторское мероприятие - комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление Аудиторских отчетов и Аудиторских заключений по итогам государственного аудита;

5) аудиторские процедуры - осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой его проведения действия, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия;

6) надлежащий характер аудиторского доказательства - оценка качества аудиторских доказательств, их уместности и надежности при подтверждении заключений, на которых основывается аудиторское мнение;

7) показатели - эталонные критерии, используемые для оценки и измерения объектов государственного аудита, а также для представления и раскрытия информации, в том числе:

базовые показатели - показатели, используемые при проведении всех видов аудита эффективности вне зависимости от направлений аудита эффективности и деятельности объекта государственного аудита;

специальные показатели - детализированные показатели, разрабатываемые и используемые для аудита эффективности в зависимости от особенностей направлений аудита эффективности и деятельности объекта государственного аудита;

8) материалы государственного аудита и финансового контроля - документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства;

9) аудиторская документация - отражение выполненных аудиторских процедур, полученных аудиторских доказательств, а также заключений, достигнутых государственным аудитором;

10) профессиональное суждение и скептицизм - точка зрения государственного аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда определить порядок его действий не представляется возможными;

11) аудиторский риск - риск того, что государственный аудитор выразит ненадлежащее аудиторское мнение в случае, когда отчетность существенно искажена.

7. Стандарт подлежит применению в процессе реализации функций и задач органов внешнего государственного аудита при проведении аудита эффективности, раскрывает особенности в вопросах определения индивидуальных аудиторских заданий для государственных аудиторов, а также для профессионального суждения на всех стадиях проведения государственного аудита.

8. Должностные лица органов внешнего государственного аудита, ответственные за аудиторское мероприятие:

1) убеждаются, что группа государственного аудита и экспертов в совокупности обладает необходимой компетенцией и возможностями для проведения аудита эффективности;

2) принимают ответственность за общее качество по каждому аудиторскому заданию на проведение аудита эффективности;

3) обеспечивают соблюдение каждым участником группы государственного аудита соответствующих требований этики;

4) принимают меры для устранения угроз независимости государственных аудиторов и выполнения ими аудиторских заданий в соответствии с целями и задачами государственного аудита;

5) убеждаются, что государственный аудит проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственного аудита и финансового контроля.

9. Должностные лица органов внешнего государственного аудита, ответственные за аудиторское мероприятие, рассматривая вопрос о компетенции и возможностях группы государственного аудита, анализируют следующие качества группы государственного аудита:

1) практический опыт и наличие соответствующих знаний, навыков для выполнения аудиторских заданий по проведению государственного аудита аналогичного характера и сложности;

2) понимание стандартов государственного аудита, методологических руководств по их применению, а также применимых законодательных и нормативных требований;

3) техническую компетенцию, включая соответствующие навыки в области информационных технологий и знание специальных областей бухгалтерского учета или аудита;

4) знание соответствующих отраслей, в которых действует объект государственного аудита;

5) умение применять профессиональное суждение и скептицизм;

6) понимание политики и процедур органа внешнего государственного аудита и финансового контроля в области контроля качества;

7) умение реализовывать аудиторские полномочия в соответствующих условиях, включая понимание применимых требований к отчетности.

10. Государственный аудитор применяет профессиональные суждения и скептицизм на всех этапах проведения государственного аудита.

Государственный аудитор оценивает различные виды данных по их источнику и релевантности по отношению к масштабу государственного аудита, а также достаточность и качество всех данных, полученных в ходе государственного аудита.

11. Государственные аудиторы учитывают новую информацию или изменения в представлениях об объекте государственного аудита и его деятельности для пересмотра существенности на протяжении всего процесса проведения государственного аудита. Определение уровня существенности предполагает вынесение профессионального суждения и зависит от толкования государственным аудитором потребностей пользователей Аудиторских заключений.

12. Государственные аудиторы в ходе проведения государственного аудита подготавливают достаточную аудиторскую документацию, которая отражает четкое понимание используемых показателей, масштаба государственного аудита, примененные суждения, полученные аудиторские доказательства и сделанные выводы.

13. Государственные аудиторы учитывают аудиторский риск на протяжении всего процесса проведения государственного аудита.

14. Государственный аудит проводится таким образом, чтобы обеспечить управление аудиторским риском или его снижение до приемлемого уровня.

15. Управление аудиторским риском включает процедуры по формированию компетентной группы государственного аудита, доступу к необходимой информации надлежащего качества и учету любой новой и дополнительной информации, релевантной к вопросам государственного аудита.

16. Снижение аудиторского риска предполагает предвидение возможных рисков и разработку подходов по устранению этих рисков на этапе планирования государственного аудита, оценку качества аудиторского доказательства и выполнение дополнительных процедур на этапе формирования выводов.

17. Надлежащее качество государственного аудита подразумевает применение соответствующих стандартов, компетентное управление, проверку процесса государственного аудита в целях выполнения адекватных аудиторских процедур и получения достаточного обоснования мнения.

18. Аудиторская документация является полной, своевременной и хранится в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области архивного дела.

19. Аудиторская документация является подробной, чтобы другой государственный аудитор, не имеющий предварительных сведений о результатах государственного аудита (либо в ходе контроля качества), смог оценить:

1) связь между вопросами, показателями, масштабом государственного аудита, оценкой рисков, планом проведения государственного аудита (далее - План аудита), программой проведения государственного аудита (далее - Программа аудита) и аудиторскими заданиями на проведение аудиторского мероприятия (далее - аудиторское задание), сроками, объемом и результатами выполненных аудиторских процедур;

2) аудиторские доказательства, подтверждающие аудиторское заключение или мнение государственного аудитора;

3) обоснования, которые требовали применения профессионального суждения;

4) соответствующие Аудиторские заключения, выводы и рекомендации государственного аудита.

20. Государственные аудиторы осуществляют эффективные коммуникации на протяжении всего процесса проведения государственного аудита с должностными лицами органов внешнего государственного аудита, ответственными за аудиторские мероприятия.

21. Объект государственного аудита информируется о проведении государственного аудита в срок, установленный Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета от 30 ноября 2015 года №17-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12557) (далее - Правила).

(Пункт 21 изложен в новой редакции в соответствии с нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 01.07.2017 г. №6-НК)
(см. предыдущую редакцию)

22. Аудит эффективности, исходя из представленных полномочий, осуществляется по направлениям, предусмотренным Законом.

Аудит эффективности состоит из следующих этапов:

1) формирование перспективного плана и перечня объектов государственного аудита;

2) планирование отдельного государственного аудита, включающее предварительное изучение объектов государственного аудита и составление Плана аудита, Программы аудита, Аудиторского задания и Поручений;

3) проведение отдельного государственного аудита, включающее организационные основы проведения аудиторского мероприятия, составление и оформление Аудиторских отчетов, Аудиторских заключений;

4) осуществление мониторинга исполнения рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, Предписаний.

Глава 2. Формирование перспективного плана и перечня объектов государственного аудита

(Название главы 2 изложено в новой редакции в соответствии с Нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 16.04.2018 г. №12-НК)
(см. предыдущую редакцию)

23. До предварительного изучения и планирования отдельного аудита эффективности члены Счетного комитета и Ревизионных комиссий с привлечением государственных аудиторов и других работников органов внешнего государственного аудита формируют перспективный план (далее - Перспективный план) и перечень объектов государственного аудита.

24. В Перспективном плане определяются приоритетные темы аудита эффективности, объекты государственного аудита, которые планируется органами внешнего государственного аудита.

25. Основными задачами при формировании Перспективного плана являются:

1) определение и обоснование проведения аудита эффективности на трехлетний период и на предстоящий год;

2) формирование тем и (или) перечня объектов государственного аудита для проведения аудита эффективности;

3) подготовка государственных аудиторов и других работников органов внешнего государственного аудита к проведению планируемого аудита эффективности.

26. При определении и обосновании планируемого аудита эффективности учитываются следующие факторы:

1) актуальность и значимость аудита эффективности для целей улучшения соответствующих сфер государственного управления;

2) риски, связанные с функционированием области государственного аудита, и (или) деятельностью объекта государственного аудита;

3) аудиторские риски и ресурсное обеспечение органов внешнего государственного аудита.

27. На основании проведения аналитических процедур, предусмотренных настоящим Стандартом, члены Счетного комитета и Ревизионных комиссий по курируемым направлениям формируют перечни объектов государственного аудита, в отношении которых должны быть проведены в трехлетнем периоде и предстоящем году. По каждому планируемому аудиту эффективности и объекту государственного аудита составляется обоснование.

28. Структурное подразделение органа внешнего государственного аудита, ответственное за планирование, формирует проект Перспективного плана с учетом необходимости проведения аудита эффективности на основании заявки должностных лиц органов внешнего государственного аудита, ответственных за аудиторские мероприятия.

29. В соответствии с Перспективным планом, учитывающим необходимость проведения аудита эффективности, формируется перечень объектов государственного аудита.

(Пункт 29 изложен в новой редакции в соответствии с нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 01.07.2017 г. №6-НК)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Планирование отдельного государственного аудита и его проведение

(Название главы 3 изложено в новой редакции в соответствии с Нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 16.04.2018 г. №12-НК)
(см. предыдущую редакцию)

Параграф 1. Предварительное изучение объектов государственного аудита

30. Предварительное изучение объектов государственного аудита проводится с целью обеспечения понимания участниками группы государственного аудита об особенностях направлений аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита, составления качественного Плана аудита и Программы аудита.

31. На этапе планирования государственного аудита определение существенности способствует идентификации важных вопросов государственного аудита и правильному составлению Плана аудита.

32. Существенность в аудите эффективности имеет количественные и качественные аспекты, которые необходимо учитывать в процессе планирования государственного аудита и выполнения аудиторских процедур с тем, чтобы оценить эффект обнаружений на аудиторское мнение.

33. Определение существенности требует профессионального суждения с учетом интересов пользователей аудиторского заключения.

34. На этапе предварительного изучения группа государственного аудита изучает (оценивает):

1) нормативные правовые акты, регулирующие область государственного аудита или деятельность объекта государственного аудита;

2) цели, задачи и политику, применяемые в области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита;

3) бизнес-процессы, организационную структуру, внутреннюю и внешнюю среду функционирования области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита;

4) внутренние системы управления области государственного аудита или объекта государственного аудита, включая информационные системы и системы внутреннего контроля и аудита;

5) систему отчетности, применяемую в области государственного аудита или объектом государственного аудита;

6) при наличии результаты предыдущего государственного аудита, проведенного органами внешнего и внутреннего государственного аудита, а также результаты контроля (надзора), проведенных уполномоченными органами;

7) доступность первичной информации и другие ограничения, связанные с проведением аудиторских процедур на последующих этапах аудита эффективности.

35. На основании предварительного изучения информации об области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита группа государственного аудита:

1) проводит аналитические процедуры по оценке рисков, сопряженных с областью государственного аудита или деятельностью объекта государственного аудита;

2) определяет цели и вопросы аудита эффективности;

3) определяет или разрабатывает показатели аудита эффективности;

4) определяет подходы и методы проведения аудита эффективности;

5) оценивает аудиторские риски и способы управления данными рисками.

(В пункт 35 внесены изменения в соответствии с нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 01.07.2017 г. №6-НК)
(см. предыдущую редакцию)

36. Цель аудита эффективности формулируется таким образом, чтобы четко прослеживалась значимость аудита эффективности, его ориентированность на зоны риска и позитивное влияние на функционирование области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита.

37. На основании определенной цели составляются вопросы аудита эффективности, ответы на которые позволят оценить область государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита на предмет соответствия показателям аудита эффективности.

38. В зависимости от цели, вопросов и показателей аудита эффективности группа государственного аудита выбирает один из трех основных подходов к проведению аудита эффективности либо комбинирует указанные подходы:

1) системно-ориентированный подход, который исследует надлежащее функционирование систем управления;

2) подход, ориентированный на результат, который оценивает, достигнуты ли запланированные прямые и конечные результаты;

3) проблемно-ориентированный подход, согласно которому анализируются причины и последствия определенной проблемы.

39. С учетом определенной цели, вопросов и показателей аудита эффективности осуществляется выбор или разработка методов проведения аудита эффективности. Группа государственного аудита проводит аудит эффективности с применением одного или комбинации нескольких методов, включая сравнительный анализ, выборочное исследование, наблюдения, опросы.

40. Исходя из цели, направления или вопросов аудита эффективности на стадии предварительного изучения и планирования отдельного государственного аудита определяются или разрабатываются показатели аудита эффективности.

41. Показатели аудита эффективности разрабатываются для каждой установленной цели применительно к конкретному направлению или вопросу аудита эффективности.

42. Показатели аудита эффективности являются количественно измеримыми (абсолютными и (или) относительными величинами в числовом выражении),позволяющими определить уровень достижения результатов, и (или) качественными, отражающими сущность изменений (описание идеального или желаемого состояния) результатов деятельности объекта государственного аудита.

43. При аудите эффективности применяются следующие базовые показатели:

1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;

2) экономичность - минимизация стоимости выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности ресурсов с сохранением соответствующего качества этих результатов;

3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;

4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности.

44. В ходе предварительного изучения на основе анализа информации об объекте государственного аудита в зависимости от целей аудиторского мероприятия, кроме базовых показателей, указанных в пункте 43 настоящего Стандарта, определяются следующие показатели:

1) наличие и степень рисков - определение существования каких-либо факторов (действий (бездействия) или событий), оказывающих негативное влияние на формирование и использование бюджетных средств и активов государства и субъектов квазигосударственного сектора (далее - активы) в проверяемой сфере или финансово-хозяйственную деятельность объекта государственного аудита, следствием чего могут быть нарушения и недостатки;

2) наличие и состояние внутреннего контроля - проведение предварительной оценки степени эффективности внутреннего контроля деятельности объекта государственного аудита, осуществляемого им, в целях планирования объема и проведении аудиторских процедур на данном объекте государственного аудита.

45. По результатам анализа и оценки совокупности перечисленных в пунктах 43 и (или) 44 настоящего Стандарта показателей, характеризующих формирование и использование объектом государственного аудита бюджетных средств и активов, реализацию функций и документов Системы государственного планирования Республики Казахстан формулируются цели и вопросы аудиторского мероприятия, определяются методы (анализ, сопоставление, оценка, проверка, обследование и другие) его проведения, а также планируется объем необходимых аудиторских процедур.

46. Разработка показателей аудита эффективности является основной процедурой планирования аудиторского мероприятия. Качество результатов аудита эффективности зависит от правильного определения его показателей, характеризующих проверяемые аспекты деятельности объектов государственного аудита, реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан или использования бюджетных средств и активов.

47. На основе сравнения фактических данных, характеризующих деятельность объекта государственного аудита, полученных в процессе аудита эффективности, с показателями аудита эффективности, государственными аудиторами делаются заключения и выводы с соответствующей оценкой.

48. Разработка показателей аудита эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения объектов государственного аудита. Определяются возможные источники показателей аудита эффективности, на основе изучения которых проводится их выбор первоначально в обобщенном виде. По мере проведения предварительного изучения формулировки показателей аудита эффективности расширяются и конкретизируются. После завершения изучения объектов государственного аудита показатели аудита эффективности детализируются и указываются в Программе аудита.

49. Показатели аудита эффективности соответствуют следующим характеристикам:

1) применимость - показатели связаны с целью и вопросами аудита эффективности;

2) надежность - показатели применимы государственными аудиторами при схожих обстоятельствах для формирования аналогичных выводов, заключений и рекомендаций;

3) объективность - показатели не являются предвзятыми и основываются на полной и достоверной информации;

4) полнота - показатели являются достаточными для достижения цели аудита эффективности;

5) полезность - применение показателей обеспечивает выявление фактов (данных) для формулировки обоснованных выводов, заключений и рекомендаций по улучшениям результатов эффективности;

6) понятность - показатели формулируются предельно кратко, содержат четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.

50. Не допускается применение показателей аудита эффективности, которые не соответствуют характеристикам, установленным в пункте 49 настоящего Стандарта.

51. Государственные аудиторы для обеспечения соответствия показателей аудита эффективности установленным характеристикам могут привлечь экспертов, а также организовать обсуждение с должностными лицами объекта государственного аудита.

52. Приемлемость показателей аудита эффективности оценивается в ходе всех последующих аудиторских процедур до формирования Аудиторского отчета.

53. При определенных условиях, в том числе сложности области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита, допускается определение или разработка показателей аудита эффективности на последующих этапах с обязательным включением соответствующих ссылок в аудиторскую документацию.

54. Источниками показателей аудита эффективности являются:

1) нормативные правовые и правовые акты, регулирующие функционирование области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита;

2) профессиональные, технические и отраслевые стандарты;

3) методологические документы объекта государственного аудита;

4) отчетные и статистические данные объектов государственного аудита, уполномоченных органов, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного и иных субъектов частного предпринимательства, а также получателей бюджетных средств;

5) аудиторские отчеты органов внешнего и внутреннего государственного аудита и финансового контроля;

6) литература, затрагивающая вопросы, связанные с целью и направлением аудита эффективности;

7) заключения экспертов по вопросам, связанным с целью и направлением аудита эффективности;

8) материалы средств массовой информации, включая размещаемые на Интернет-ресурсах.

55. В рамках одного аудиторского мероприятия используются два и более базовых показателя аудита эффективности. Базовые показатели аудита эффективности детализируются в зависимости от цели и вопросов аудита эффективности. По каждому базовому показателю аудита эффективности определяются или разрабатываются специальные показатели.

56. Специальные показатели учитывают особенности направления аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита. Специальные показатели не применяются в отношении других направлений аудита эффективности или объектов государственного аудита.

57. Показатели аудита эффективности, установленные для цели одного аудита эффективности, могут не подходить для цели другого аудита эффективности, проводимого в этом же направлении, по истечении определенного (более 2-х лет) времени.

58. При проведении аудита эффективности реализации документов Системы государственного планирования, стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, следует руководствоваться Правилами проведения оценки документов Системы государственного планирования Республики Казахстан, стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, утверждаемыми нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года №16-НК (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12513).

59. При разработке показателей аудита эффективности возможны следующие риски:

1) субъективизм - разработка показателей, основанной на применении неполной, необъективной информации и при отсутствии всестороннего изучения проверяемого направления, сферы (области), в том числе вследствие недостаточности нормативно-методологической базы и опыта в проверяемой сфере (области);

2) отсутствие независимого экспертного мнения, квалифицированных специалистов в данной отрасли, независимых узкоспециализированных экспертов, научных разработок;

3) невозможность количественных и качественных измерений показателей эффективности ввиду специфики сферы (области) аудита эффективности;

4) отсутствие стандартов в деятельности объекта государственного аудита при проведении аудиторского мероприятия в новой области.

60. При разработке показателей аудита эффективности риски, указанные в пункте 59 настоящего Стандарта, учитываются группой государственного аудита, но не являются основанием для отказа от их разработки.

61. На всех этапах аудита эффективности осуществляется надлежащее управление рисками определения или разработки и применения показателей аудита эффективности.

62. Управление рисками определения, разработки и применения показателей аудита эффективности предполагает исключение противоречий между показателями аудита эффективности, проведение аналитических процедур по корректировке или замене показателей. Основанием для корректировки или замены показателей являются дополнительные сведения и оформленные надлежащим образом аудиторские доказательства.

63. Аудиторские и аналитические процедуры, связанные с определением или разработкой показателей аудита эффективности, отражаются в аудиторской документации. В обязательном порядке документируются источники показателей аудита, а также случаи разногласий между государственными аудиторами, должностными лицами объекта государственного аудита, экспертами, привлеченными для проведения аудита эффективности, в части применения показателей аудита эффективности.

64. Аудиторский отчет аудита эффективности включает описание использованных показателей аудита эффективности или ссылки на соответствующую аудиторскую документацию.

65. Группа государственного аудита возглавляется руководителем и состоит из государственных аудиторов, а также других работников органов внешнего государственного аудита и экспертов в случае их участия. Основной состав группы государственного аудита формируется на основании оценок знаний и навыков, которыми в совокупности обладает группа государственного аудита, до начала аудиторских и аналитических процедур по разработке Плана аудита и Программы аудита.

66. На этапе предварительного изучения и планирования отдельного государственного аудита в зависимости от сложности области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита может быть принято решение об изменении состава группы государственного аудита.

Параграф 2. Составление Плана аудита, Программы аудита, Аудиторского задания и Поручений

67. На основе предварительного изучения составляются План аудита, Программа аудита, Аудиторские задания и Поручение.

68. Руководитель группы государственного аудита по согласованию с должностным лицом органа внешнего государственного аудита, ответственным за аудиторское мероприятие, проводит распределение Аудиторских заданий среди участников группы государственного аудита.

69. При разработке Плана аудита и Программы аудита руководителем группы государственного аудита разъясняются участникам группы государственного аудита предстоящие аудиторские и аналитические процедуры, порядок обмена информацией в группе государственного аудита, реагирования на непредвиденные аудиторские риски, а также ожидаемые результаты.

70. Аудиторские задания могут распределяются по вопросам аудита эффективности, показателям аудита эффективности и направлениям деятельности объекта государственного аудита. Контроль за выполнением Аудиторского задания возлагается на руководителя группы государственного аудита.

71. Руководитель группы государственного аудита по согласованию с должностным лицом органа внешнего государственного аудита, ответственным за аудиторское мероприятие, проводит оценку потребности в привлечении экспертов. При необходимости привлечения экспертов к аудиту эффективности руководитель группы государственного аудита составляет и представляет на согласование должностному лицу органа внешнего государственного аудита, ответственному за аудиторское мероприятие, список вопросов государственного аудита, к изучению которых необходимо привлечение экспертов, и задания. Задание составляется в отдельности на каждого привлекаемого эксперта и содержит четкое описание их заданий и результатов работы.

72. В зависимости от сложности области государственного аудита или деятельности объекта государственного аудита может быть принято решение о включении привлекаемых экспертов в состав группы государственного аудита. Эксперты, привлеченные в качестве участников группы государственного аудита, принимают участие в аудиторских и аналитических процедурах на всех этапах аудита эффективности.

73. Эксперты могут быть также привлечены к аудиту эффективности для участия в проведении отдельных аудиторских и аналитических процедур, в том числе для разработки показателей аудита эффективности или составления Аудиторского отчета. При привлечении экспертов для участия в отдельных аудиторских и аналитических процедурах руководитель группы государственного аудита с ними согласовывает порядок обмена информацией.

74. Должностное лицо органа внешнего государственного аудита, ответственное за аудиторское мероприятие, и (или) руководитель группы государственного аудита проводят переговоры с экспертами на предмет их участия в предстоящем или проводимом аудите эффективности.

75. Счетным комитетом в Плане аудита, Программе аудита, Аудиторских заданиях и Поручении цель аудиторского мероприятия определяется исходя из тематики (наименования аудиторского мероприятия) и направлений аудита эффективности, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Закона.

(Пункт 75 изложен в новой редакции в соответствии с нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 01.07.2017 г. №6-НК)
(см. предыдущую редакцию)

76. Ревизионными комиссиями в Плане аудита, Программе аудита, Аудиторских заданиях и Поручении цель аудиторского мероприятия определяется исходя из тематики (наименования аудиторского мероприятия) и направлений аудита эффективности, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Закона.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности Глава 1. Общие положения Глава 2. Формирование перспективного плана и перечня объектов государственного аудита Глава 3. Планирование отдельного государственного аудита и его проведение Параграф 1. Предварительное изучение объектов государственного аудита Параграф 2. Составление Плана аудита, Программы аудита, Аудиторского задания и Поручений Параграф 3. Организационные основы проведения аудиторского мероприятия Параграф 4. Составление и оформление Аудиторских отчетов, Аудиторских заключений Глава 4. Осуществление мониторинга исполнения рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, Предписаний" 200. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия Глава 1 Общие положения Глава 2. Планирование отдельного государственного аудита и его проведение Параграф 1. Предварительное изучение объектов государственного аудита Параграф 2. Составление Плана аудита, Программы аудита, Аудиторского задания и Поручений Параграф 3. Организационные основы проведения аудиторского мероприятия Параграф 4. Составление и оформление Аудиторских отчетов, Аудиторских заключений 3. Осуществление мониторинга исполнения рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, Предписаний 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные принципы Стандарта, порядок привлечения Экспертов для проведения внешнего государственного аудита Глава 3. Осуществление деятельности Экспертами, привлеченными для проведения государственного аудита Глава 4. Использование результатов деятельности Экспертов Приложение 700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок признания результатов государственного аудита Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация контроля качества 900. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление информации Президенту Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления Глава 3. Подготовка и представление информации о работе Счетного комитета в Парламент Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления информации Глава 4. Подготовка и представление информации маслихату и акиму области, городов республиканского значения, столицы, городов областного значения Параграф 1. Порядок формирования и сроки представления информации Параграф 2. Структура и содержание информации Параграф 3. Форма представления Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 901. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление годового отчета в Парламент Республики Казахстан Параграф 1. Порядок формирования и представления годового отчета Параграф 2. Структура и содержание годового отчета Параграф 3. Форма представления годового отчета Параграф 4. Порядок обсуждения годового отчета в Парламенте Республики Казахстан Приложение 902. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы отчета об исполнении местного бюджета маслихатам Глава 1. Общие положения Глава 2. Структура и содержание Отчета Глава 3. Порядок составления Отчета Приложение 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета информации о своей работе Глава 1. Общие положения Глава 2. Подготовка и представление ревизионными комиссиями информации Счетному комитету Параграф 1. Структура и содержание информации Параграф 2. Сроки и форма предоставления информации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Направления и критерии оценки деятельности органов государственного аудита Глава 3. Порядок проведения оценки деятельности органов государственного аудита Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3