Действует

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 22 августа 2023 года №15-НК

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее - Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) следующие изменения и дополнения:

1) в нормативном постановлении Счетного комитета от 31 марта 2016 года №5-НК "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647):

в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденном указанным нормативным постановлением:

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Контроль качества осуществляется:

1) на подготовительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества;

2) на основном этапе аудиторского мероприятия - структурными подразделениями, ответственными за проведение государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы (далее - Ревизионная комиссия);

3) на заключительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за проведение контроля качества.

Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.";

пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение контроля качества, государственного аудита (структурного подразделения, определенного регламентом Ревизионной комиссии) анализируют и проводят экспертизу результатов государственного аудита по представленным материалам.";

пункты 15-1 и 16 изложить в следующей редакции:

"15-1. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии) осуществляется контроль качества:

1) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов) с подтверждающими документами, Реестров выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия (далее - Реестр), Таблиц системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (при наличии) (далее - Таблица системных недостатков), приложенных к ним;

2) заключений (материалов) привлеченных экспертов.

16. Структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение осуществляет юридическую экспертизу проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним, проектов Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний в соответствии с Правилами ГАФК, регламентом органа внешнего ГАФК, а также Методологическим руководством по применению настоящего Стандарта.";

пункт 22 изложить в следующей редакции:

"22. Проект аудиторского отчета, подписанный государственными аудиторами, проекты Таблицы системных недостатков, Реестра и другие приложения (при наличии) руководителем группы государственного аудита (государственным аудитором) после завершения аудиторского мероприятия на объекте аудита направляются в орган внешнего ГАФК, способами, предусмотренными регламентом органа внешнего ГАФК.

По проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестрам, Таблицам системных недостатков, приложенным к ним, проводится процедура контроля качества и юридическая экспертиза.

Юридическая экспертиза по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним, проводится в порядке, определенном регламентом органа внешнего ГАФК.";

пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии), в разрезе утвержденных критериев контроля качества отражаются установленные факты нарушений и несоответствий с указанием конкретных фактов со ссылкой на документы и пункты нормативных правовых и правовых актов, положения которых нарушены.

Результаты контроля качества по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам) учитываются при проведении оценки эффективности деятельности государственных аудиторов.";

пункт 32 изложить в следующей редакции:

"32. Контроль качества по проектам Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Предписания и Постановления проводится в течение трех рабочих дней со дня поступления, по результатам которого члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие и структурному подразделению, ответственному за проведение государственного аудита направляется экспертное заключение.

Рассмотрение экспертного заключения по результатам контроля качества проектов Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Предписания и Постановления, а также подготовка материалов на заседание органа внешнего ГАФК осуществляется в порядке, определенном регламентом органа внешнего ГАФК.";

2) в нормативном постановлении Счетного комитета от 30 июля 2020 года №6-НК "Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21070):

Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля изложить в редакции согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.

2. Департаменту методологии и контроля качества Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.

3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.

4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан

Н.Годунова

Приложение

к нормативному Постановлению Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 22 августа 2023 года №15-НК

Приложение 1

к нормативному Постановлению Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 30 июля 2020 года №6-НК

Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля

Глава 1. Общие положения

1. Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее - Закон), а также с учетом приемлемых положений Международных стандартов Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) ISSAI 100 - 400.

2. Правила определяют порядок формирования перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (далее - Высшая аудиторская палата) и ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (далее - Ревизионные комиссии) на соответствующий год, планирования, проведения внешнего государственного аудита, оформления документов по его итогам, осуществления финансового контроля, организации мониторинга и контроля исполнения рекомендаций, данных в аудиторском заключении, и Предписаний органов внешнего государственного аудита и финансового контроля по результатам внешнего государственного аудита, освещения в средствах массовой информации результатов аудиторского мероприятия и учет материалов государственного аудита.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) аудиторские процедуры - осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой его проведения действия, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия;

2) аудиторское мероприятие - комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление аудиторских отчетов и аудиторских заключений по итогам государственного аудита;

3) постановление - документ органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, которым утверждается аудиторское заключение;

4) материалы государственного аудита и финансового контроля - документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства;

5) органы внешнего государственного аудита и финансового контроля - Высшая аудиторская палата, Ревизионные комиссии;

6) объекты государственного аудита и финансового контроля - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств (далее - объекты государственного аудита);

7) контроль качества государственного аудита - проверка и (или) анализ документов, составляемых государственными аудиторами и иными уполномоченными должностными лицами органов государственного аудита и финансового контроля на предмет соответствия стандартам государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита;

8) предписание - обязательный для исполнения акт органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, направляемый государственным органам, организациям и должностным лицам, для устранения выявленных нарушений и (или) причин, условий, способствующих им, а также принятия мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан, к лицам, допустившим эти нарушения;

9) поручение - официальный документ, дающий право на проведение аудиторского мероприятия и проверку исполнения решений органа внешнего государственного аудита и финансового контроля, оформляется на бланке строгой отчетности с регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов в соответствии с приказом исполняющего обязанности Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №162 "Об утверждении Правил регистрации актов о назначении, дополнительных актов о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их отмены, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и профилактическом контроле и надзоре с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и их результатах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №21964).

4. Внешний государственный аудит и финансовый контроль является неотъемлемой частью системы государственного управления и направлен на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора.

5. Проведение внешнего государственного аудита и финансового контроля регламентировано Законом, Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля и настоящими Правилами.

6. Органами внешнего государственного аудита и финансового контроля в соответствии с компетенцией, установленной Законом предусмотрено проведение аудиторских мероприятий по типам - аудита эффективности, аудита соответствия и аудита финансовой отчетности. Особенности проведения аудиторских мероприятий по типам государственного аудита определяются соответствующими Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) от 31 марта 2016 года №5-НК (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647) (далее - Процедурные стандарты).

7. Все этапы аудиторской деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, вся деятельность государственных аудиторов, в том числе материалы (заключения), выданные по результатам государственного аудита, подлежат контролю качества. Контроль качества осуществляется в порядке, предусмотренном 750. Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года №5-НК (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №13647, далее - 750. Процедурный стандарт).

8. Порядок планирования и проведения совместных и параллельных проверок, проводимых органами внешнего государственного аудита и финансового контроля между собой, а также с органами государственного аудита и финансового контроля регламентирован Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденными совместным нормативным постановлением Счетного комитета от 28 ноября 2015 года №9-НК и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №589 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №12577).

Глава 2. Формирование Перечня объектов государственного аудита

Параграф 1. Формирование проекта Перечня объектов государственного аудита

9. Государственный аудит проводится на основе перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) на соответствующий год (далее - Перечень объектов государственного аудита).

10. Формирование перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со статьей 18 Закона.

11. Перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты и Ревизионных комиссий формируется в Интегрированной информационной системе Высшей аудиторской палаты (далее - ИИС ВАП).

12. При формировании проекта Перечня объектов государственного аудита органов внешнего государственного аудита и финансового контроля:

1) рассмотрению и учету подлежат:

поручения Президента Республики Казахстан и его Администрации;

международные обязательства в области государственного аудита и финансового контроля;

результаты оценки рисков объектов государственного аудита, осуществляемой структурным подразделением, ответственным за планирование;

статистические данные социально-экономического развития, в том числе в разрезе сфер государственного управления и отраслей экономики;

2) анализируются на предмет целесообразности включения в Перечень:

рекомендации Парламента Республики Казахстан по итогам рассмотрения отчетов Правительства Республики Казахстан и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за очередной финансовый год;

рекомендации соответствующих маслихатов по результатам рассмотрения отчетов об исполнении местного бюджета и Ревизионных комиссий за очередной финансовый год;

предложения правоохранительных и специальных государственных органов;

предложения Высших органов государственного аудита зарубежных стран, по проведению совместных и параллельных аудиторских мероприятий, а также ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы по осуществлению совместного (параллельного) аудита;

обращения физических и юридических лиц по вопросам организации аудиторских мероприятий на определенных объектах государственного аудита, неэффективно расходующих бюджетные средства и активы, либо неэффективной реализации документов Системы государственного планирования, бюджетных инвестиций;

результаты мониторинга средств массовой информации о нарушениях в ходе формирования и расходования бюджетных средств и активов, реализации документов Системы государственного планирования и бюджетных инвестиций.

13. Выбор направления аудиторского мероприятия обосновывается по следующим критериям:

соответствия направления аудиторского мероприятия компетенциям, установленным Законом;

наличия рисков при формировании и (или) использовании бюджетных средств и активов, а также деятельности объектов государственного аудита, которые потенциально могут приводить к негативным результатам;

охвату аудитом бюджета планируемого года в соответствии с приоритетными направлениями расходования бюджетных средств и активов;

необходимости проведения оценки эффективности по итогам промежуточной реализации или на этапе завершения реализации документов Системы государственного планирования, постановки их на утрату введения в эксплуатацию объектов за счет бюджетных средств и активов.

Приоритетом при выборе объектов государственного аудита необходимо отдавать бюджетным программам, администраторам бюджетных программ, субъектам квазигосударственного сектора и документам Системы государственного планирования, отнесенным к высокой и средней группам рисков.

14. Внутренний порядок формирования перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) осуществляется в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).

Параграф 2. Порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты

15. Высшей аудиторской палатой в срок до 25 октября года, предшествующего планируемому, предварительный проект Перечня объектов государственного аудита, составленный по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, направляется в уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (далее - Уполномоченный орган) и ревизионные комиссии.

16. Высшей аудиторской палатой согласовываются объекты государственного аудита и прогнозные объемы бюджетных средств и активов, охватываемые государственным аудитом, отрабатываются вопросы проведения совместной, параллельной проверки до 20 ноября года, предшествующего планируемому, с ревизионными комиссиями и до 10 ноября года, предшествующего планируемому, с Уполномоченным органом с составлением протокола.

17. Высшей аудиторской палатой до 20 ноября года, предшествующего планируемому, направляется в Уполномоченный орган и ревизионные комиссии окончательный проект Перечня объектов государственного аудита.

18. Согласованный проект Перечня объектов государственного аудита до 10 декабря года, предшествующего планируемому, рассматривается и одобряется на заседании Высшей аудиторской палаты.

19. Внутренний порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита осуществляется в порядке, определенном регламентом Высшей аудиторской палаты.

Параграф 3. Порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита Ревизионными комиссиями

20. Ревизионной комиссией до 10 ноября года, предшествующего планируемому, согласовываются вопросы проведения совместных, параллельных проверок, осуществляемых Высшей аудиторской палатой и органами государственного аудита и финансового контроля, для включения их в проект Перечня объектов государственного аудита.

21. Ревизионной комиссией до 5 декабря года, предшествующего планируемому, предварительный проект Перечня объектов государственного аудита по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам направляется в Высшую аудиторскую палату и территориальному подразделению Уполномоченного органа.

22. Согласованный проект Перечня объектов государственного аудита до 25 декабря года, предшествующего планируемому, рассматривается и одобряется на заседании Ревизионной комиссии.

23. Внутренний порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита осуществляется в порядке, определенном регламентом Ревизионной комиссии.

Параграф 4. Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита, направление Перечня заинтересованным органам и его размещение

24. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации приказов об утверждении Перечней объектов государственного аудита, Высшей аудиторской палатой (Ревизионной комиссией), посредством информационной системы электронного документооборота (далее - ИЭДО) и (или) в письменном виде по почте осуществляется их направление:

приказа об утверждении Перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты - Уполномоченному органу, ревизионным комиссиям, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов;

приказов об утверждении Перечней объектов государственного аудита Ревизионных комиссий - Высшей аудиторской палате, территориальному подразделению Уполномоченного органа, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов.

25. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации приказов о внесении изменений (дополнений) в утвержденные Перечни объектов государственного аудита посредством ИЭДО и (или) в письменном виде по почте осуществляется их направление:

приказа о внесении изменений (дополнений) в Перечень объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты - уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов, а также Уполномоченному органу и ревизионным комиссиям;

приказа о внесении изменений (дополнений) в Перечень объектов государственного аудита Ревизионных комиссий - уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов, а также Высшей аудиторской палате и территориальному подразделению Уполномоченного органа.

26. Высшей аудиторской палатой (Ревизионной комиссией) в течение пяти календарных дней со дня утверждения и внесения изменений (дополнений) осуществляется размещение Перечня объектов государственного аудита на Интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).

27. В целях исключения дублирования аудиторских мероприятий на постоянной основе проводится мониторинг изменений перечней объектов органов государственного аудита:

Высшей аудиторской палатой в отношении перечней объектов Уполномоченного органа и ревизионных комиссий;

Ревизионными комиссиями в отношении перечней объектов Высшей аудиторской палаты и соответствующих территориальных подразделений Уполномоченного органа.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля Глава 1. Общие положения Глава 2. Формирование Перечня объектов государственного аудита Параграф 1. Формирование проекта Перечня объектов государственного аудита Параграф 2. Порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита Высшей аудиторской палаты Параграф 3. Порядок согласования и утверждения Перечня объектов государственного аудита Ревизионными комиссиями Параграф 4. Внесение изменений в Перечень объектов государственного аудита, направление Перечня заинтересованным органам и его размещение Глава 3. Планирование и проведение отдельного государственного аудита Раздел 1. Планирование отдельного государственного аудита Параграф 1. Формирование группы государственного аудита Параграф 2. Предварительное изучение объектов государственного аудита Параграф 3. Составление Программы аудита и Поручений Раздел 2. Проведение отдельного государственного аудита Параграф 1. Организационные основы проведения аудиторского мероприятия Параграф 2. Составление и оформление Аудиторских отчетов Параграф 3. Составление и оформление Аудиторских заключений, Предписаний Раздел 3. Особенности проведения встречной проверки, а также совместной и параллельной проверок, проводимых Высшей аудиторской палатой с высшими органами государственного аудита Параграф 1. Осуществление встречной проверки Параграф 2. Осуществление совместной и параллельной проверок, проводимых Высшей аудиторской палатой с высшими органами государственного аудита стран Глава 4. Финансовый контроль Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Предписания об устранении выявленных нарушений и рассмотрении ответственности должностных лиц, их допустивших Параграф 3. Составление протокола об административном правонарушении Параграф 4. Передача материалов в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях Параграф 5. Предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения Предписания Глава 5. Осуществление мониторинга и контроля за исполнением рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, Предписаний Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) Параграф 1. Постановка на контроль рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, Предписаний Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) и мониторинг их исполнения Параграф 2. Анализ исполнения объектом государственного аудита рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, и пунктов Предписания Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) Параграф 3. Проверка исполнения решений Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) Параграф 4. Принятие мер по непредставлению объектом государственного аудита информации, невыполнению или ненадлежащему выполнению им пунктов Предписания Глава 6. Заключительные положения Параграф 1. Освещение в средствах массовой информации результатов аудиторского мероприятия Параграф 2. Учет материалов государственного аудита Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23

Нормативное Постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 22 августа 2023 года №15-НК
"О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета"

О документе

Номер документа:15-НК
Дата принятия: 22.08.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08.09.2023
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 28 августа 2023 года.

Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 24 августа 2023 года №33326.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее нормативное Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 8 сентября 2023 года.

Приложения к документу

15-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

15-23 (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)