Дата обновления БД:
15.09.2025
Добавлено/обновлено документов:
302 / 1089
Всего документов в БД:
329506
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 июля 1995 года №548-XIII
О Национальном банке Молдовы
(В редакции Законов Республики Молдова от 22.10.1996 г. №1009-XIII, 25.02.1998 г. №1554-XIII, 24.12.1998 г. №248-XIV, 30.04.1999 г. №378-XIV, 24.07.2003 г. №330, 06.05.2004 г. №136-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 30.06.2006 г. №191-XVI, 28.07.2006 г. №268, 07.12.2006 г. №382-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 16.05.2008 г. №109-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 23.04.2010 г. №63, 19.12.2011 г. №181, 06.03.2012 г. №33, 07.03.2013 г. №31, 24.12.2013 г. №343, 19.07.2014 г. №108, 28.09.2014 г. №187, 30.07.2015 г. №147, 29.12.2015 г. №242, 08.04.2016 г. №62, 17.06.2016 г. №134, 21.07.2016 г. №102 (вступил в силу 12.11.2016 г.), 03.10.2016 г. №233, 06.04.2017 г. №58 (см. сроки вступления в силу), 14.07.2017 г. №149, 21.12.2017 г. №305, 26.04.2018 г. №74, 12.10.2018 г. №208, 15.08.2019 г. №114, 27.02.2020 г. №26, 27.02.2020 г. №32 (вступил в силу 02.05.2020 г.), 28.02.2020 г. №38 (вступил в силу 14.05.2020 г.), 06.03.2020 г. №42, 20.07.2020 г. №152, 11.09.2020 г. №178 (вступил в силу 01.07.2023 г.), 11.11.2021 г. №178, 15.07.2022 г. №209 (см. сроки вступ. в силу), 29.12.2022 г. №363 (вступил в силу 20.07.2023 г.), 29.12.2022 г. №364, 20.07.2023 г. №214, 19.10.2023 г. №292, 22.03.2024 г. №47, 21.03.2024 г. №49 (вступил в силу 05.07.2024 г.), 25.04.2024 г. №95, 11.07.2024 г. №174)
По всему тексту Закона, за исключением статьи 68, слова "финансовое учреждение" и "Финансовое учреждение" заменены соответственно словами "банк" и "Банк" в соответствующем числе и падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.02.2020 №32
Парламент принимает настоящий закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы
(1) Национальный банк Молдовы (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.
(2) Национальный банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.
(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.
(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать отделения и представительства в стране и за ее пределами.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.02.2020 №32)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Используемые понятия
В настоящем законе используются следующие понятия:
Грубый проступок - противоправное действие или бездействие, совершенное при исполнении профессиональных обязанностей, которое является достаточно серьезным, чтобы оправдать освобождение ответственного лица от должности.
Администратор инфраструктуры финансового рынка - юридическое лицо, устанавливающее правила функционирования инфраструктуры финансового рынка и несущее ответственность за эксплуатацию инфраструктуры.
Помощь по ликвидности в чрезвычайных ситуациях – обеспечение ликвидности Национальным банком из собственных денежных средств платежеспособному и жизнеспособному банку, сталкивающемуся с временными проблемами с ликвидностью, или любая другая форма помощи в чрезвычайных ситуациях, которая может привести к увеличению объема денежных средств Национального банка, без того, чтобы такая операция была частью денежной политики.
Платежный механизм - набор операционных функций, которые поддерживают потребителей платежных услуг в использовании электронных платежных инструментов и включают: инициирование переводов средств и хранение или запись учетных данных или информации о держателе инструмента электронного платежа. Для целей настоящего закона электронные кошельки включены в категорию платежных механизмов.
Орган управления - юридическое лицо, устанавливающее правила функционирования платежной схемы или механизма.
Банк - банк, как он определен в статье 3 Закона о деятельности банков №202/2017.
Требование - требование к активам или любым другим ценностям, предъявляемое одним лицом другому, требование платежа в погашение задолженности или иных форм погашения обязательств.
Долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство посредством подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут существовать в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре.
Эмитент платежных инструментов - поставщик платежных услуг, выпускающий и предоставляющий в распоряжение держателя инструмент электронного платежа на основании договора, заключенного с держателем.
Инфраструктура финансового рынка – многосторонняя система между участниками и ее администратором, действующая в рамках общих правил, формальных и стандартизованных, используемая в целях расчетов, клиринга (компенсации) или регистрации платежей, ценных бумаг, деривативных финансовых инструментов или других финансовых операций.
Мониторинг - в смысле главы VI-1 представляет собой функцию Национального банка, целью которой является содействие безопасному и эффективному функционированию инфраструктур финансового рынка, платежных схем, механизмов и инструментов, а также предотвращение системного риска.
Денежные обязательства - совокупность обязательств, отраженных в балансе Национального банка, за исключением обязательств перед Правительством и Международным валютным фондом.
Распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких банков, составляющих менее одной категории банков.
Платежная схема - набор формальных, стандартизированных и общих правил, позволяющих осуществлять перевод средств с помощью электронного платежного инструмента. Для целей настоящего закона в категорию платежных схем включены платежные схемы с использованием банковской карты, схемы денежных переводов и платежные схемы посредством платежных инструментов.
Базисная ставка - процентная ставка денежной политики, устанавливаемая Исполнительным комитетом и периодически публикуемая Национальным банком.
Рекомендация - предписание Национального банка, не имеющее обязательной силы.
Регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий банков и других юридических и физических лиц.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.10.2023 г. №292)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Компетенция Национального банка
В компетенцию Национального банка входит:
а) заключение договоров и выпуск обязательств;
b) приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом в целях осуществления своих функций и обеспечения своей деятельности;
с) обращение с иском в суд и участие в процессе в качестве субъекта.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Основная задача
(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.
(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк в пределах своих полномочий способствует стабильности финансовой системы и содействует общей экономической политике государства.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.07.2024 г. №174)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Основные функции
(1) Национальный банк осуществляет следующие основные функции:
а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;
b) действует как банкир и агент государства;
с) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;
d) лицензирует, осуществляет регулирование и надзор на индивидуальной основе и, в зависимости от обстоятельств, на консолидированной основе за деятельностью банков-юридических лиц Республики Молдова и отделений банков других государств;
е) предоставляет кредиты банкам, в том числе помощь по ликвидности в чрезвычайных ситуациях;
f) учреждает, регулирует, лицензирует, выдает разрешения, администрирует, мониторирует инфраструктуры финансового рынка, платежные схемы, механизмы и инструменты в целях содействия безопасному и эффективному функционированию, а также для предотвращения системного риска;
g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;
h) устанавливает режим обменного курса национальной валюты;
i) хранит международные резервы государства и управляет ими;
j) от имени Республики Молдова принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Молдова в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;
k) составляет платежный баланс, международную инвестиционную позицию и разрабатывает статистику внешнего долга Республики Молдова;
l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова;
m) лицензирует, осуществляет регулирование и надзор деятельности по предоставлению платежных услуг и деятельности по выпуску электронных денег;
n) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 06.04.2017 г. №58
o) действует в качестве органа банковской резолюции в соответствии с Законом об оздоровлении банков и банковской резолюции;
p) лицензирует/выдает разрешения/заключения для государственной регистрации, осуществляет регулирование и надзор деятельности страховщиков, перестраховщиков и страховых и/или перестраховочных посредников, Национального бюро страховщиков автотранспортных средств Республики Молдова, ссудо-сберегательных ассоциаций, бюро кредитных историй и небанковских кредитных организаций;
q) выступает в качестве органа с функциями надзора за отчитывающимися субъектами согласно Закону о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308/2017;
r) разрабатывает и реализует макропруденциальную политику в отношении субъектов, находящихся под надзором Национального банка;
s) разрабатывает и реализует программные документы в области финансового образования и интеграции в сферах, в которых Национальный банк обладает полномочиями.
(2) Национальный банк имеет право обрабатывать персональные данные, полученные при осуществлении функций, предусмотренных настоящим законом, без согласия на то субъектов персональных данных.
(3) Субъект персональных данных не имеет права возражать против обработки персональных данных, если таковая относится к функциям Национального банка, предусмотренным настоящим законом.
(4) Обработка персональных данных, полученных Национальным банком согласно настоящей статье, осуществляется в соответствии с положениями законодательства о защите персональных данных.
(5) В целях обеспечения стабильности финансовой системы в ситуациях системного финансового кризиса или опасности его появления, определенных учрежденным национальным органом по управлению системными финансовыми кризисами, Национальный банк может принять решение о принятии мер по финансовой стабилизации, которые могут потребовать приостановления или/и ограничения любых платежных обязательств или обязательств по поставкам, вытекающих из любого договора, стороной которого является субъект, находящийся под надзором Национального банка, или любой деятельности/операций этого субъекта, начиная начиная со дня вступления в силу решения о применении соответствующих мер, представляющего собой день его опубликования на официальном сайте Национального банка, на период до 6 месяцев. Решение о применении мер по финансовой стабилизации принимается Национальным банком по согласованию с Правительством. Меры по финансовой стабилизации могут быть применены ко всем или отдельным категориям лиц, а также ко всем или отдельным видам деятельности/финансовым операциям в иностранной валюте и/или в национальной валюте. Условия и порядок применения мер по финансовой стабилизации устанавливаются Национальным банком Молдовы.
(6) При осуществлении Национальным банком предусмотренных настоящим законом функций не применяются положения Закона об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности №235/2006, Закона о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения №160/2011, Закона о внедрении единого окна в осуществлении предпринимательской деятельности №161/2011 и Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности №131/2012.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.07.2024 г. №174)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5-1. Стратегия макропруденциальной политики
Национальный банк разрабатывает стратегию макропруденциальной политики и реализует ее в отношении субъектов, находящихся под надзором Национального банка. Стратегия макропруденциальной политики утверждается решением Национального комитета финансовой стабильности в соответствии с Законом о Национальном комитете финансовой стабильности №209/2018.
(Статья 5-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.07.2024 г. №174)
Статья 5-2. Инструменты макропруденциальной политики
(1) Национальный банк в целях осуществления своих полномочий, касающихся реализации макропруденциальной политики, в целях снижения системного риска может применять посредством нормативного акта или по обстоятельствам посредством индивидуального административного акта следующие меры:
1) установление более строгих требований к банкам, чем определенные в соответствии с положениями Закона о деятельности банков №202/2017 в отношении:
a) уровня собственных средств, предусмотренных статьями 60-62 Закона о деятельности банков №202/2017;
b) требований к крупным подверженностям, предусмотренных статьей 74 Закона о деятельности банков №202/2017;
c) требований к ликвидности, предусмотренных статьей 76 Закона о деятельности банков №202/2017;
d) требований к опубликованию информации, предусмотренных статьями 91-94 Закона о деятельности банков №202/2017;
2) установление в отношении банков требований по поддержанию буферов капитала, в соответствии со статьей 63 Закона о деятельности банков №202/2017;
3) установление в отношении субъектов, находящихся под надзором Национального банка, требований, касающихся:
a) макропруденциального расчета показателя эффекта рычага;
b) требований к капиталу на отраслевом уровне;
c) требований по ограничению потребительской задолженности (отношение кредита к гарантии, отношение долга к доходам, отношение обслуживания долга к доходам);
d) невзвешенного макропруденциального лимита, применяемого к источникам финансирования;
e) маржи по производным инструментам при сделках с производными инструментами и поправочных коэффициентов, применимых к ценным бумагам, полученным в качестве обеспечения в рамках гарантированного финансирования;
f) клиринга с участием центральных контрагентов;
g) внутриотраслевых подверженностей финансового сектора.
(2) Нормативные акты Национального банка, по которым применяются меры, предусмотренные частью (1), публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова и вступают в силу с даты их опубликования или с даты, указанной в тексте соответствующего акта, которая не может быть ранее даты опубликования.
(Статья 5-2 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.07.2024 г. №174)
Статья 6. Взаимодействие с государственными органами
(1) Национальный банк взаимодействует с Правительством в реализации своих задач и в соответствии с настоящим законом предпринимает необходимые меры для осуществления такого взаимодействия.
(2) Национальный банк по запросам экономических и финансовых органов Правительства предоставляет им информацию по денежным и финансовым вопросам. Указанные органы в свою очередь по запросам Национального банка предоставляют ему информацию по макроэкономическим, денежным или финансовым вопросам.
(3) Любой проект нормативного акта органа публичной власти, касающийся областей, относящихся к функциям Национального банка, принимается после получения заключения по нему Национального банка. Заключение должно быть представлено в течение не более 30 дней со дня его истребования.
Недействующая редакция, не действует с 18 августа 2025 года