Дата обновления БД:
07.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
85 / 267
Всего документов в БД:
133423
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 22 сентября 2016 года №1540-VIII
О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг
(В редакции Законов Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII, 07.12.2017 г. №2237-VIII, 25.04.2019 г. №2704-VIII (вступил в силу 16.07.2021 г.), 25.04.2019 г. №2712-VIII, 31.10.2019 г. №264-IX, 19.12.2019 г. №394-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 21.10.2021 г. №1818-IX, 15.02.2022 г. №2046-IX, 13.12.2022 г. №2849-IX (вступил в силу 31.03.2023 г.), 13.12.2022 г. №2850-IX)
(В тексте Закона слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены словом "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Этот Закон определяет правовой статус Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее задачи, функции, полномочия и порядок их осуществления.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Статус Регулятора
1. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - Регулятор), является постоянно действующим центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который образуется Кабинетом Министров Украины.
Особенности специального статуса Регулятора обуславливаются его задачами и полномочиями и определяются этим Законом, другими актами законодательства и заключаются, в частности, в особенностях организации и порядка деятельности Регулятора, в особом порядке назначения членов Регулятора и прекращения ими полномочий, в специальных процессуальных основах деятельности Регулятора и гарантиях независимости в принятии им решений в пределах полномочий, определенных законом, установлении условий оплаты труда членов и работников Регулятора.
Регулятор является коллегиальным органом, который осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.
(Положения части 1 статьи 1 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 года №5-р/2019)
2. Регулятор является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
3. Работу Регулятора обеспечивают его центральный аппарат и территориальные органы.
4. Территориальные органы Регулятора образуются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по его решению как структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица.
Территориальные органы действуют на основании положений, которые утверждаются Регулятором. Полномочия территориальных органов определяются Регулятором в соответствии с законом.
Статья 2. Сфера деятельности Регулятора
1. Регулятор осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, в частности:
1) в сфере энергетики:
деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии, хранению энергии.
деятельности по организации купли-продажи электрической энергии на рынке "на сутки вперед" и внутрисуточном рынке, обеспечение покупки электрической энергии по "зеленому" тарифу, трейдерской деятельности.
деятельности по транспортировке, распределению, хранению (закачки, отбора), предоставление услуг установки LNG, поставки природного газа;
деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом;
2) в сфере коммунальных услуг:
деятельности по производству тепловой энергии на теплогенерирующих установках, включая установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировки ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставке тепловой энергии в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями);
деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями).
Распределение видов деятельности согласно сфере применения применяется исключительно для целей этого Закона.
2. Государственное регулирование в сферах, определенных в части первой этой статьи, осуществляется Регулятором в соответствии с настоящим Законом, а также законами Украины "О естественных монополиях", "О рынке электрической энергии", "О рынке природного газа", "О трубопроводном транспорте", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг", "О теплоснабжении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "Об энергетической эффективности", другими актами законодательства, регулирующими отношения в соответствующих сферах.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.02.2022 г. №2046-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи
1. Регулятор осуществляет государственное регулирование с целью достижения баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и государства, обеспечения энергетической безопасности, европейской интеграции рынков электроэнергии и природного газа Украины.
2. Регулятор осуществляет государственное регулирование путем:
1) нормативно-правового регулирования в случаях, когда соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;
2) лицензирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;
3) формирования ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг и реализации соответствующей политики в случаях, когда такие полномочия предоставлены Регулятору законом;
4) государственного контроля и применения мер воздействия;
5) использования других средств, предусмотренных законом.
3. Основными задачами Регулятора являются:
1) обеспечение эффективного функционирования и развития рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
2) содействие эффективному открытию рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг для всех потребителей и поставщиков и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к сетям/трубопроводам;
3) содействие интеграции рынков электрической энергии, природного газа Украины с соответствующими рынками других государств, в том числе в рамках Энергетического Сообщества, сотрудничества с Советом регуляторов Энергетического Сообщества, Секретариатом Энергетического Сообщества и национальными регуляторами энергетики других государств;
4) обеспечение защиты прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг в отношении получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном количестве по обоснованным ценам;
5) содействие трансграничной торговле электрической энергией и природным газом, обеспечение инвестиционной привлекательности для развития инфраструктуры;
6) реализация ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг;
7) содействие внедрению мероприятий по энергоэффективности, увеличению доли производства энергии из возобновляемых источников энергии и защиты окружающей природной среды;
8) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
9) содействие развитию конкуренции на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг;
10) иные задачи, предусмотренные законом.
Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора
1. Основными принципами деятельности Регулятора являются:
1) законность;
2) самостоятельность и независимость в пределах, определенных законом;
(Пункт 2 части первой статьи 4 признан не соответствующим Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 года №5-р/2019)
3) компетентность;
4) эффективность;
5) справедливость;
6) предсказуемость и своевременность принятия решений;
7) адресность регулирования;
8) беспристрастность и объективность при принятии решений;
9) открытость и прозрачность, гласность процесса государственного регулирования;
10) недопущение дискриминации;
11) ответственность за принятые решения.
Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора
Статья 5. Гарантии осуществления полномочий регулятора
1. Регулятор в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, этим Законом и другими законодательными актами Украины.
2. Во время выполнения своих функций и полномочий Регулятор действует самостоятельно в пределах, определенных законом. Письменные или устные указания, распоряжения, поручения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов, а также других лиц, которые ограничивают полномочия членов Регулятора и должностных лиц Регулятора, является незаконным воздействием.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, субъектам хозяйствования, политическим партиям, общественным объединениям, профессиональным союзам и их органам запрещается оказать незаконное влияние на процессы государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Лица, осуществляющие незаконное влияние на процесс выполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий, несут административную и уголовную ответственность согласно закону.
3. Решение Регулятора не подлежат согласованию с органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решения Регулятора могут быть обжалованы в судебном порядке. Обжалование решений Регулятора не останавливает их выполнения.
4. Регулятор имеет достаточно человеческих и финансовых ресурсов для выполнения своих задач в соответствии с этим Законом и другими законами. Регулятор самостоятельно распределяет средства, выделенные Регулятору на соответствующий год, и распоряжается ими.
5. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо от частных интересов. Они не имеют права быть собственниками корпоративных прав любых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, согласно Закону Украины "О предотвращении коррупции".
Регулятор утверждает правила профессиональной этики, которые применяются к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора. Правила профессиональной этики, в частности, должны содержать:
1) требования о проведении членами Регулятора встреч с представителями субъектов, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и/или субъектов, связанных с ними отношениями контроля, по вопросам осуществления такими субъектами деятельности с участием не менее двух других членов Регулятора или руководителей структурных подразделений, а в случае проведения встреч работниками центрального аппарата и/или территориальных органов Регулятора - с участием не менее двух других работников;
2) обязательства сообщать членами Регулятора, работниками центрального аппарата и территориальных органов Регулятора о наличии конфликта интересов в процессе исполнения ими служебных полномочий.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует со 2 июля 2023 года