Не вступил в действие

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 16 июля 2024 года №3855-IX

Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы по предотвращению, уменьшению и контролю загрязнения, возникающего в результате осуществления видов деятельности, определенных настоящим Законом, для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды и конституционных прав на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду путем применения интегрированного подхода к регулированию загрязнения и внедрения наилучших доступных технологий и методов управления.

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

1) высвобождение-поступление веществ, вибрации, тепла, шума или других физических и биологических факторов в окружающую среду вследствие антропогенной деятельности, умышленное или аварийное, плановое или внеплановое, включая разлитие, выбросы, закачку, удаление или захоронение, сбросы в водные объекты или сброс через системы водоотведения без окончательной очистки обратных (сточных) вод;

2) выброс-непосредственное или опосредованное высвобождение, в том числе сброс, веществ, вибрации, тепла, шума или других физических и биологических факторов из установки в атмосферный воздух, воды, землю или недра;

3) предельно допустимый выброс-масса, выраженная относительно конкретных параметров, концентрация и/или уровень выброса, которые не должны превышаться в течение одного или нескольких периодов времени;

4) разрешительный орган-центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды;

5) Единый государственный реестр интегрированных экологических разрешений (далее - Реестр) - публичный электронный реестр, обеспечивающий создание, сбор, накопление, хранение, учет, защиту, отражение, обработку, предоставление и обнародование информации и документов, а также электронное взаимодействие между операторами установок, разрешительным органом, компетентными органами, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественностью с целью предотвращения, уменьшения и контроля загрязнения, возникающего в результате осуществления видов деятельности, определенных настоящим Законом;

6) загрязнение-непосредственное или опосредованное поступление в результате антропогенной деятельности веществ, вибрации, тепла, шума или других физических и биологических факторов в атмосферный воздух, воды, землю или недра, повлекшее изменение их состава и/или свойств и может неблагоприятно влиять на здоровье человека или окружающую среду, приводить к повреждению имущества, ограничивать или нарушать нормальные условия жизнедеятельности человека и/или законное использование природных ресурсов;

7) компетентные органы - органы исполнительной власти, которые в соответствии с их полномочиями и в пределах компетенции участвуют в процессе выдачи интегрированного экологического разрешения (внесения изменений в него) и предоставляют разрешительному органу выводы относительно выдачи интегрированного экологического разрешения (внесения изменений в него) и предложения относительно условий интегрированного экологического разрешения, а именно: центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере управления отходами; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны атмосферного воздуха; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения; центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива; областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам экологии и природных ресурсов соответствующих административно-территориальных единиц, которые могут подвергнуться влиянию вследствие деятельности установки, по местонахождению установки;

8) интегрированное экологическое разрешение-документ разрешительного характера в сфере охраны окружающей среды, который выдается разрешительным органом и предоставляет право осуществлять деятельность по эксплуатации установок, а именно виды деятельности, определенные настоящим Законом, на условиях, определенных в таком разрешении, которое операторы установок должны получить до начала их эксплуатации;

9) оператор установки-субъект хозяйствования, осуществляющий или намеревающийся осуществлять техническую эксплуатацию установки, находящейся в его собственности, доверительной собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении или пользовании;

10) промышленная площадка-часть земной поверхности с определенным местоположением (геодезическими координатами), на которой расположена одна или более установок;

11) установка - стационарная техническая единица (объект), на которой осуществляется один или более видов деятельности, определенных настоящим Законом, и любые другие непосредственно связанные виды деятельности в пределах той же промышленной площадки, которые имеют техническую связь с деятельностью, определенной настоящим Законом, и могут влиять на выбросы и загрязнение.

2. Другие термины употребляются в настоящем Законе в следующих значениях:

термин "общественность" - в значении, приведенном в Законе Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду";

термины "лучшие доступные технологии и методы управления", "выводы лучших доступных технологий и методов управления" - в значениях, приведенных в Законе Украины "Об охране окружающей природной среды";

термин "опасное вещество" - в значении, приведенном в Законе Украины "Об объектах повышенной опасности";

термин "авария" - в значении, приведенном в Кодексе гражданской защиты Украины;

термины "установка сжигания отходов", "установка совместного сжигания отходов" - в значениях, приведенных в Законе Украины "Об управлении отходами";

термин "генетически модифицированный организм" - в значении, приведенном в Законе Украины "О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов";

термин "субъект хозяйствования" - в значении, приведенном в Законе Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности";

термин "опытное производство" - в значении, приведенном в Законе Украины "О научной и научно-технической деятельности";

термины "администратор реестра", "держатель реестра", "публичный электронный реестр", "технический администратор реестра" - в значениях, приведенных в Законе Украины "О публичных электронных реестрах".

3. Для целей настоящего Закона термин "предельно допустимый выброс" включает предельно допустимый сброс (гдс) вещества в значении, приведенном в Водном кодексе Украины.

4. Для целей настоящего Закона термин "выброс" не включает высвобождение радиоактивных веществ и генетически модифицированных организмов.

Статья 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере предотвращения, уменьшения и контроля загрязнения, возникающего в результате осуществления видов деятельности, приведенных в приложении к настоящему Закону.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на опытное производство, а также на испытания новых продуктов и процессов.

Статья 3. Интегрированное экологическое разрешение

1. Интегрированное экологическое разрешение выдается разрешительным органом оператору установки, на которой осуществляется или будет осуществляться вид деятельности, определенный настоящим Законом.

2. Интегрированное экологическое разрешение выдается на одну или несколько установок, расположенных на одной промышленной площадке, которые эксплуатируются одним оператором установки.

3. Если интегрированное экологическое разрешение выдается на две или более установок, оно определяет требования по обеспечению соблюдения требований настоящего Закона всеми установками.

4. Интегрированное экологическое разрешение выдается в соответствии с выводами лучших доступных технологий и методов управления. Если условия интегрированного экологического разрешения определяются на основе наилучших доступных технологий и методов управления, не описанных ни в каких связанных с деятельностью установки выводах наилучших доступных технологий и методов управления, такие наилучшие доступные технологии и методы управления должны соответствовать критериям, определенным статьей 12 настоящего Закона, а предельно допустимые выбросы - нормативам предельно допустимых выбросов, определенным в соответствующих выводах наилучших доступных технологий и методов управления.

В случае отсутствия выводов наилучших доступных технологий и методов управления, которые включают вид деятельности или тип производственного процесса, применяемого в установке, интегрированное экологическое разрешение выдается в соответствии с наилучшими доступными технологиями и методами управления, которые определяются на основе критериев, определенных статьей 12 настоящего Закона, и с экологическими нормативами.

5. Срок действия интегрированного экологического разрешения неограничен.

6. За выдачу интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) взимается плата в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление о получении интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) подается в разрешительный орган. Средства за выдачу интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) зачисляются в государственный бюджет.

Плата не взимается за внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение по упрощенной процедуре, а также в случае пересмотра и обновления условий такого разрешения.

7. Для установки, вводимой в эксплуатацию впервые, на которой будет осуществляться деятельность или которая относится к объектам, которые согласно Закону Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" подлежат оценке воздействия на окружающую среду, а также в случае изменения характера или функционирования установки или ее расширения, которая согласно пункту 22 части второй и пункту 14 части третьей статьи 3 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" подлежит оценке воздействия на окружающую среду, интегрированное экологическое разрешение выдается после получения заключения по оценке воздействия на окружающую среду, в котором определена допустимость осуществления планируемой деятельности.

8. Получение интегрированного экологического разрешения является обязательным для оператора установки, осуществляющего виды деятельности, определенные приложением к настоящему Закону.

Осуществление видов деятельности, определенных приложением к настоящему Закону, ввод в эксплуатацию установки, на которой осуществляется один или более видов деятельности, определенных приложением к настоящему Закону, в том числе проведение пусконаладочных работ, до получения интегрированного экологического разрешения запрещается.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН УКРАИНЫ Статья 1. Определение терминов Статья 2. Сфера действия Закона Статья 3. Интегрированное экологическое разрешение Статья 4. Заявление о получении интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) Статья 5. Предварительное рассмотрение заявления о получении интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) Статья 6. Общественное обсуждение в процессе выдачи интегрированного экологического разрешения (внесения изменений в него) Статья 7. Рассмотрение заявления о получении интегрированного экологического разрешения (внесение изменений в него) компетентными органами, другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Статья 8. Трансграничные консультации Статья 9. Выдача интегрированного экологического разрешения Статья 10. Требования к содержанию и условия интегрированного экологического разрешения Статья 11. Предельно допустимые выбросы Статья 12. Критерии для определения наилучших доступных технологий и методов управления Статья 13. Отступление Статья 14. Отказ в выдаче интегрированного экологического разрешения (внесении изменений в него) Статья 15. Информирование о выдаче интегрированного экологического разрешения Статья 16. Основные обязанности оператора установки Статья 17. Соблюдение условий интегрированного экологического разрешения Статья 18. Аварии и нарушения рабочего состояния установки, которые могут привести к возникновению аварий Статья 19. Требования к мониторингу выбросов, мониторингу загрязнения земель и подземных вод Статья 20. Государственный надзор (контроль) за соблюдением условий интегрированного экологического разрешения операторами установок Статья 21. Внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение в случае изменений в характере или функционировании установки или в случае ее расширения Статья 22. Внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение по упрощенной процедуре Статья 23. Внесение изменений в интегрированное экологическое разрешение в случае пересмотра и обновления его условий Статья 24. Отзыв интегрированного экологического разрешения Статья 25. Прекращение эксплуатации установки и/или использования промышленной площадки Статья 26. Единый государственный реестр интегрированных экологических разрешений Статья 27. Признание интегрированного экологического разрешения недействительным, административное обжалование или обжалование в судебном порядке Статья 28. Финансирование мероприятий по внедрению наилучших доступных технологий и методов управления Статья 29. Заключительные и переходные положения Приложение

Закон Украины от 16 июля 2024 года №3855-IX
"Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения"

О документе

Номер документа:3855-IX
Дата принятия: 16.07.2024
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:08.08.2025
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 7 августа 2024 года №96

"Правительственный курьер" от 13 августа 2024 года №163

Официальный вестник Украины от 22 августа 2024 года №73, статья 4329, код акта 126344/20924  

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 статьи 29 настоящий Закон вступает в силу через 12 месяцев со дня, следующего за днем его опубликования - с 8 августа 2025 года, кроме:

пункта 9 статьи 29, который вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона - с 8 августа 2024 года