Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 17 февраля 2022 года №2073-IX

Об административной процедуре

(В редакции Законов Украины от 13.12.2022 г. №2849-IX, 09.12.2023 г. №3518-IX, 13.07.2023 г. №3227-IX, 09.08.2023 г. №3295-IX)

(В тексте Закона слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены словом "медиа" в соответствии с Законом Украины от 13.12.2022 №2849-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Этот Закон регулирует отношения органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять функции публичной администрации, с физическими и юридическими лицами относительно рассмотрения и разрешения административных дел в духе определенного Конституцией Украины демократического и правового государства и с целью обеспечения права и закона, а также обязательства государства обеспечивать и защищать права, свободы или законные интересы человека и гражданина.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия закона

1. Этот Закон регулирует отношения органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять функции публичной администрации, с физическими и юридическими лицами относительно рассмотрения и разрешения административных дел путем принятия и исполнения административных актов.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие во время:

1) рассмотрения обращений лиц, содержащих предложения, рекомендации по формированию государственной политики, решения вопросов местного значения, а также по урегулированию общественных отношений;

2) конституционного производства, уголовного производства, судебного производства, исполнительного производства (помимо выполнения административных актов), оперативно-розыскной деятельности, разведывательной деятельности, контрразведывательной деятельности, совершения нотариальных действий, исполнения наказаний, применения законодательства о национальной безопасности и обороне, гражданстве, предоставления политического убежища в Украине, защиты экономической конкуренции;

3) государственной службы, дипломатической и военной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в полиции, а также иной публичной службы;

4) реализации конституционного права граждан участвовать во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

5) обжалования процедур публичных закупок;

6) награждения государственными наградами;

7) совершения помилования;

8) осуществление оценки воздействия на окружающую среду.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 09.08.2023 г. №3295-IX)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Определение терминов

1. В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) административный орган - орган исполнительной власти, орган власти Автономной Республики Крым, орган местного самоуправления, их должностное лицо, другой субъект, который в соответствии с законом уполномочен осуществлять функции публичной администрации;

2) административное дело (далее - дело) - дело, которое касается публично-правовых отношений по обеспечению реализации права, свободы или законного интереса лица и/или выполнения им определенных законом обязанностей, защиты его права, свободы или законного интереса, рассмотрение которого осуществляется административным органом;

3) административный акт - решение или юридически значимое действие индивидуального характера, принятое (совершенное) административным органом для решения конкретного дела и направленное (направлено) на приобретение, изменение, прекращение или реализацию прав и/или обязанностей отдельного лица (лиц);

4) административное производство - совокупность процедурных действий, совершаемых административным органом, и принятых процедурных решений по рассмотрению и разрешению дела, которая завершается принятием и, в необходимых случаях, выполнением административного акта;

5) административная процедура - определенный законом порядок рассмотрения и разрешения дела;

6) публичный интерес - интерес государства, общества, территориальной общины, а также важные для большого количества лиц интересы и потребности;

7) дискреционное полномочие - полномочие, предоставленное административному органу законом, выбирать один из возможных вариантов решения в соответствии с законом и целью, с которой такое полномочие предоставлено;

8) лицо - физическое лицо (гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, которое находится в Украине на законных основаниях), в том числе физическое лицо-предприниматель, общественное объединение, не имеющее статуса юридического лица, юридическое лицо, созданное согласно закону, законодательству иностранного государства или на основании международных договоров Украины;

9) процедурное действие - действие административного органа, которое совершается во время рассмотрения дела, но которым дело не решается по существу;

10) процедурное решение - решение административного органа, принимаемое при рассмотрении дела, но которым дело не решается по существу;

11) функции публичной администрации - предоставление административных услуг, осуществление инспекционной (контрольной, надзорной) деятельности, решение других дел по заявлению лица или по собственной инициативе административного органа.

2. Термины "проверка подлинности" и "электронная подпись" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "Об электронных доверительных услугах", а термин "национальные электронные информационные ресурсы" - в значении, приведенном в Законе Украины "Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины".

Статья 3. Законодательство об административной процедуре

1. Административная процедура определяется Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и с учетом практики Европейского суда по правам человека.

2. Законом могут быть установлены особенности административного производства для отдельных категорий административных дел. Такие особенности должны соответствовать принципам административной процедуры, определенным настоящим Законом.

Статья 4. Принципы административной процедуры

1. Принципами административной процедуры являются:

1) верховенство права, в том числе законности и юридической определенности;

2) равенство перед законом;

3) обоснованность;

4) объективность (беспристрастность) административного органа;

5) добросовестность и благоразумие;

6) пропорциональность;

7) открытость;

8) своевременность и разумный срок;

9) эффективность;

10) презумпция правомерности действий и требований лица;

11) официальность;

12) гарантирование права лица на участие в административном производстве;

13) гарантирование эффективных средств правовой защиты.

2. Принципы административной процедуры, определенные настоящим Законом, распространяются также на административную деятельность административных органов, которая не требует принятия административных актов.

Статья 5. Верховенство права

1. Административный орган при осуществлении административного производства руководствуется принципом верховенства права, согласно которому, в частности, человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.

Статья 6. Законность

1. Административный орган осуществляет административное производство исключительно на основании, в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией Украины, этим Законом и другими законами Украины, а также на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Административный орган применяет другие нормативно-правовые акты, принятые соответствующим органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления на основании, в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией Украины и законом.

3. Осуществление административным органом дискреционного полномочия считается законным при соблюдении следующих условий:

1) дискреционное полномочие предусмотрено законом;

2) дискреционное полномочие осуществляется в пределах и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законом;

3) правомерный выбор осуществлен административным органом для достижения цели, с которой ему предоставлены дискреционные полномочия, и соответствует принципам административной процедуры, определенным настоящим Законом;

4) выбор решения административного органа осуществляется без отступления от предыдущих решений, принимаемых тем же административным органом в одинаковых или подобных делах, кроме обоснованных случаев.

4. Выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, являются обязательными для всех административных органов, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

5. Административный орган, нарушивший право, свободу или законный интерес лица, обязан по собственной инициативе в течение разумного срока со дня выявления нарушения восстановить право, свободу или законный интерес, не дожидаясь подачи жалобы или предъявления иска и предотвращая повторение нарушения в будущем.

Статья 7. Равенство перед законом

1. Административное производство осуществляется на началах равенства перед законом всех физических лиц, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, состояния здоровья, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков, равенства перед законом всех юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения, места создания и регистрации, законодательства, согласно которому создано юридическое лицо, и других признаков или обстоятельств.

2. В случаях и порядке, определенных законом, отдельные категории лиц (малолетние и несовершеннолетние лица, лица с инвалидностью, иностранцы, лица без гражданства, иные, определенные законом, категории лиц) при осуществлении административного производства пользуются дополнительными гарантиями, предусмотренными законом.

Статья 8. Обоснованность

1. Административный орган обеспечивает принадлежность и полноту выяснения обстоятельств дела, непосредственно исследует доказательства и другие материалы дела.

2. Административный орган при осуществлении административного производства учитывает все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

3. Административный орган обязан обосновывать административные акты, которые он принимает, кроме случаев, определенных законом. Административный акт, который может негативно повлиять на право, свободу или законный интерес лица, должен содержать мотивировочную часть, которая отвечает требованиям этого Закона.

4. Если административный орган изменяет оценку и выводы в одинаковых или подобных делах, он обязан предоставить надлежащее обоснование такого изменения.

Статья 9. Объективность (беспристрастность) административного органа

1. Административный орган обеспечивает одинаковое отношение ко всем участникам административного производства.

2. Не допускается неправомерная заинтересованность административного органа в результатах рассмотрения и разрешения дела.

3. Должностное лицо административного органа должно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в своей деятельности и деятельности других должностных лиц, связанные с рассмотрением и разрешением дела, согласно порядку, определенному Законом Украины "О предотвращении коррупции".

Статья 10. Добросовестность и рассудительность

1. Административный орган обязан действовать добросовестно для достижения цели, определенной законом.

2. Административный орган при осуществлении административного производства должен действовать, руководствуясь здравым смыслом, логикой и общепринятыми нормами морали, с соблюдением требований законодательства.

3. Лицо обязано осуществлять предоставленные ему права добросовестно и не злоупотреблять ими.

Статья 11. Пропорциональность

1. Административный орган должен соблюдать принцип пропорциональности во время:

1) принятия административных актов;

2) принятия процедурных решений и совершения процедурных действий.

2. Административный акт должен приниматься с соблюдением необходимого баланса между неблагоприятными последствиями для права, свободы или законного интереса лица и целями, на достижение которых направлен административный акт. Негативные последствия для лица и публичных интересов должны быть наименьшими.

3. Административный орган обязан использовать свои полномочия с целью, с которой такие полномочия предоставлены. Цель, с которой предоставлены полномочия, определяется законом или вытекает из его положений.

Статья 12. Открытость

1. Административный орган обязан в порядке, установленном законом, обеспечивать реализацию права лица на доступ к информации, связанной с принятием и исполнением административного акта в отношении него.

2. Участник административного производства имеет право знать о начале административного производства и о своем праве на участие в таком производстве, а также праве на ознакомление с материалами соответствующего дела.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия закона Статья 2. Определение терминов Статья 3. Законодательство об административной процедуре Статья 4. Принципы административной процедуры Статья 5. Верховенство права Статья 6. Законность Статья 7. Равенство перед законом Статья 8. Обоснованность Статья 9. Объективность (беспристрастность) административного органа Статья 10. Добросовестность и рассудительность Статья 11. Пропорциональность Статья 12. Открытость Статья 13. Своевременность и разумный срок Статья 14. Эффективность Статья 15. Презумпция правомерности действий и требований лица Статья 16. Официальность Статья 17. Гарантирование права лица на участие в административном производстве Статья 18. Обеспечение эффективных средств правовой защиты Статья 19. Язык осуществления административного производства Статья 20. Делопроизводство в административном производстве Раздел II. Административный орган, участники административного производства и лица, которые способствуют рассмотрению дела Глава 1. Административный орган Статья 21. Компетенция административного органа Статья 22. Должностное лицо административного органа Статья 23. Основания для отвода (самоотвода) должностного лица административного органа Статья 24. Процедура отвода должностного лица Статья 25. Правопреемство административного органа Статья 26. Административная взаимопомощь Глава 2. Участники административного производства и лица, которые способствуют рассмотрению дела Статья 27. Участники административного производства Статья 28. Права и обязанности участников административного производства Статья 29. Лицо, которое способствует рассмотрению дела Статья 30. Отвод (самоотвод) лица, которое способствует рассмотрению дела Статья 31. Представительство интересов лица в административном производстве Статья 32. Приглашения, сообщения, почтовые отправления Раздел III. Сроки и официальное заверение в административном производстве Статья 33. Порядок исчисления сроков в административном производстве Статья 34. Срок решения (пересмотра) дела Статья 35. Официальное засвидетельствование подлинности подписи, копии документа или выписки из него Раздел IV. Административное производство Глава 1. Инициирование административного производства Статья 36. Основания для начала административного производства Статья 37. Инициирование административного производства административным органом Статья 38. Право на обращение в административный орган Статья 39. Форма заявления Статья 40. Требования к содержанию заявления Статья 41. Порядок подачи заявления Статья 42. Регистрация заявления Статья 43. Оставление заявления без движения Статья 44. Направление заявления по принадлежности Статья 45. Заявление, которое не подлежит рассмотрению Глава 2. Начало административного производства и подготовка дела к решению Статья 46. Начало административного производства Статья 47. Обязанности административного органа при подготовке дела к рассмотрению и решению Статья 48. Истребование документов и сведений Статья 49. Порядок привлечения к участию в административном производстве адресата и заинтересованных лиц Статья 50. Рассмотрение ходатайства участника административного производства Статья 51. Доступ к материалам дела Глава 3. Исследование обстоятельств дела и сбор доказательств Статья 52. Исследование обстоятельств дела Статья 53. Доказательства в административном производстве Статья 54. Объяснения и замечания участника административного производства Статья 55. Осмотр на месте и осмотр вещей Статья 56. Объяснение свидетеля Статья 57. Экспертиза Статья 58. Согласование и заключение Статья 59. Особенности административного производства с большим количеством лиц Глава 4. Рассмотрение и разрешение дела Статья 60. Безотлагательное рассмотрение и разрешение дела Статья 61. Рассмотрение и разрешение дела в письменном административном производстве Статья 62. Рассмотрение и разрешение дела в автоматическом режиме Статья 63. Рассмотрение и разрешение дела с заслушиванием участников административного производства Статья 64. Приостановление административного производства Статья 65. Закрытие административного производства Глава 5. Проведение слушания по делу Статья 66. Слушание по делу Статья 67. Порядок проведения слушания Статья 68. Протокол слушания Раздел V. Административный акт Глава 1. Оформление и содержание административного акта Статья 69. Принятие решения по делу Статья 70. Форма административного акта Статья 71. Содержание административного акта Статья 72. Мотивировка (обоснование) административного акта Статья 73. Исправление описок и ошибок Глава 2. Действие и прекращение действия административного акта Статья 74. Вступление в силу административного акта Статья 75. Порядок доведения административного акта до сведения лица Статья 76. Действие административного акта Статья 77. Ничтожность административного акта Раздел VI. Административное обжалование Статья 78. Право на административное обжалование Статья 79. Субъект рассмотрения жалобы Статья 80. Срок подачи жалобы Статья 81. Форма и содержание жалобы Статья 82. Порядок подачи жалобы Статья 83. Начало административного производства по жалобе Статья 84. Подготовка и пересмотр дела по жалобе Статья 85. Решение по жалобе Раздел VII. Отзыв или признание недействительным административного акта Статья 86. Общие условия отзыва или признания недействительным административного акта Статья 87. Условия правомерности административного акта Статья 88. Отзыв правомерного административного акта Статья 89. Признание противоправного административного акта недействительным Статья 90. Пересмотр административного акта по вновь открывшимся обстоятельствам Статья 91. Возврат, возмещение вреда в связи с отзывом или признанием недействительным или противоправным административного акта Раздел VIII. Исполнение административного акта Статья 92. Обращение к исполнению административного акта Статья 93. Обязательность исполнения административного акта Статья 94. Орган исполнения административного акта Статья 95. Выполнение действий за счет обязанного лица Статья 96. Денежное взыскание Статья 97. Непосредственное влияние Статья 98. Предупреждение о применении мер воздействия Статья 99. Применение принудительных мер Статья 100. Обжалование применения мер воздействия Раздел IX. Заключительные и переходные положения

Закон Украины от 17 февраля 2022 года №2073-IX
"Об административной процедуре"

О документе

Номер документа:2073-IX
Дата принятия: 17.02.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.12.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 15 июня 2022 года №123

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 1 раздела IX настоящий Закон вступает в силу через 18 месяцев со дня его опубликования - с 15 декабря 2023 года, кроме:

пункта 8 раздела IX, который вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования этого Закона - с 16 июня 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 09.08.2023  документом  Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства о защите экономической конкуренции и деятельности Антимонопольного комитета
Вступила в силу с: 01.01.2024


Редакция от 13.07.2023, принята документом Закон Украины О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования и цифровизации процедуры оценки воздействия на окружающую среду № 3227-IX от 13.07.2023
Вступила в силу с: 29.12.2023


Редакция от 09.12.2023, принята документом Закон Украины О внесении изменения в некоторые законы Украины относительно некоторых вопросов деятельности Национального банка Украины № 3518-IX от 09.12.2023
Вступила в силу с: 24.12.2023


Редакция от 17.02.2022


Редакция от 13.12.2022, принята документом Закон Украины О медиа № 2849-IX от 13.12.2022
Вступила в силу с: 31.03.2023