База данных

Дата обновления БД:

16.11.2018

Добавлено/обновлено документов:

58 / 142

Всего документов в БД:

87391

Действует
Герб Молдовы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 18 мая 2013 года №7

О контроле конституционности некоторых положений Закона №64-XII от 31 мая 1990 года о Правительстве в редакции Законов от 3 мая 2013 года №№107, 110, Указов Президента Республики Молдова от 16 мая 2013 года  №№634-VII, 635-VII и Постановления Правительства от 16 мая 2013 года №364 (Обращение №16a/2013)

    Именем Республики Молдова

    Конституционный суд в составе:

    Александру Тэнасе, председатель,

    Аурел Бэешу, судья-докладчик

    Тудор Панцыру,

    Виктор Попа,

    Петру Райлян, судьи,

    при участии Алены Балабан, секретаря судебного заседания,

    принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 14 мая 2013 года,

    рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,

    выносит следующее постановление:

Процедурные вопросы

    1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутатов Парламента Республики Молдова Михая Гимпу и Валериу Мунтяну, представленное в Конституционный суд 14 мая 2013 года в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.а) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности Закона №107 от 3 мая 2013 года о внесении изменения в статью 27-1 Закона о Правительстве №64-XII от 31 мая 1990 года и Закона №110 от 3 мая 2013 года о внесении изменения и дополнения в Закон о Правительстве №64-VII от 31 мая 1990 года.

    2. Авторы обращения считают, что законы, принятые Парламентом 3 мая 2013 года, приравнивают премьер-министра к временно исполняющему обязанности премьер-министра, а отправленное в отставку Правительство – к полномочному Правительству в нарушение положений ст.98 и ст.103 Конституции.

    3. Определением Конституционного суда от 14 мая 2013 года, без вынесения решения по существу, обращение было признано приемлемым.

    4. В пленарном заседании Конституционного суда, руководствуясь положениями ст.31 ч.(3) Кодекса конституционной юрисдикции, авторы дополнили основания и объект обращения и запросили осуществить контроль конституционности указов Президента Республики Молдова от 16 мая 2013 года №637-VII об освобождении господина Михаила Молдовану от должности заместителя премьер-министра и №635-VII об освобождении господина Анатолие Шалару от должности министра транспорта и дорожной инфраструктуры, а также Постановления Правительства №364 от 16 мая 2013 года об освобождении от должности господина Иона Чебану (опубликованных в М.О. №114 от 17 мая 2013 года) как изданных на основании неконституционных норм.

    5. В ходе рассмотрения обращения Конституционный суд истребовал мнения Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства и Академии наук. Президент Республики Молдова, Правительство и Академия наук не представили письменные мнения.

    6. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращение было аргументировано депутатом Парламента Валериу Мунтяну. Парламент был представлен начальником общего юридического управления Секретариата Парламента Ионом Крянгэ. Президент Республики Молдова, извещенный о дате, времени и месте проведения заседания, не направил своего представителя. Правительство было представлено действующим министром юстиции Олегом Ефримом.

Фактические обстоятельства

    7. Постановлением №28 от 5 марта 2013 года Парламент выразил вотум недоверия (приняв резолюцию о вотуме недоверия) Правительству Республики Молдова, руководимому премьер-министром Владимиром Филатом. Недоверие к Правительству выражено, главным образом, на основании подозрения в коррупции и других взаимосвязанных фактов.

    8. Премьер-министр Владимир Филат 8 марта 2013 года представил Президенту Республики Молдова отставку Правительства.

    9. В этот же день Президент подписал Указ №534-VII, которым принял отставку Правительства. Тем же указом глава государства постановил, что до принесения присяги членами нового Правительства отправленное в отставку Правительство будет исполнять только функции управления общественными делами.

    10. Указом №584-VII от 10 апреля 2013 года Президент Республики Молдова утвердил Владимира Филата кандидатом на должность премьер-министра и поручил ему подготовку программы деятельности Правительства и формирование его состава и представить их Парламенту на рассмотрение.

    11. Постановлением №4 от 22 апреля 2013 года Конституционный суд признал неконституционным утверждение Владимира Филата в качестве кандидата на должность премьер-министра.

    12. Указом №606 от 23 апреля 2013 года Президент Республики Молдова назначил Юрие Лянкэ временно исполняющим обязанности премьер-министра (действующего (отправленного в отставку) Правительства).

    13. Парламент 3 мая 2013 года принял Закон №107 о внесении изменений и дополнения в Закон о Правительстве №64-XII от 31 мая 1990 года. Данным Законом часть 10 ст.4 Закона была признана утратившей силу и детально изложена в новой статье 71, предусматривающей "функции действующего (отправленного в отставку) Правительства".

    14. Парламент 3 мая 2013 года принял также Закон №110 о внесении изменения в статью 27-1 Закона о Правительстве №64-XII от 31 мая 1990 года, предусматривающую функции временно исполняющего обязанности премьер-министра. Данным законом ст.271 была изложена в новой редакции.

Применимое законодательство

1. Национальное законодательство

    15. Применимые положения Конституции (М.О., 1994, №1, 1994 г.):

Статья 1 Государство Республика Молдова

    "(1) Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство.

    (3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются."

Статья 97 Структура

    "Правительство состоит из Премьер-министра, первого заместителя и заместителей Премьер-министра, министров и других членов, определенных органическим законом."

Статья 98 Инвеститура

    "(1) После консультаций с парламентскими фракциями Президент Республики Молдова выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра.

    (2) В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства.

    (3) Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов избранных депутатов.

    (4) На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент Республики Молдова назначает Правительство.

    (5) Правительство осуществляет свои полномочия со дня принесения присяги его членами перед Президентом Республики Молдова.

    (6) В случае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве Президент Республики Молдова по предложению премьер-министра освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства."

Статья 100 Прекращение полномочий члена Правительства

    "Полномочия члена Правительства прекращаются в случае отставки, освобождения от должности, несовместимости должностей или смерти."

    [Ст.100 изменена Законом №1115-XIV от 5.07.2000]

Статья 101 Премьер-министр

    "(1) Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия.

    (2) В случае невозможности исполнения Премьер-министром своих обязанностей либо в случае его смерти Президент Республики Молдова назначает одного из членов Правительства временно исполняющим обязанности премьер-министра до формирования нового Правительства. Временное исполнение обязанностей премьер-министра прекращается, если Премьер-министр возобновляет работу в Правительстве.

    (3) В случае отставки премьер-министра уходит в отставку все Правительство."

Статья 103 Прекращение полномочий

    "(1) Правительство осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового Парламента.

    (2) В случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, отставки премьер-министра или в случае, предусмотренном частью (1), Правительство до принесения присяги членами нового Правительства исполняет только функции управления общественными делами."

    16. Применимые положения Закона №64-XII от 31 мая 1990 года о Правительстве (переопубликован: М.О., 2002 г., №131-133, ст. 1018 от 26.09.2002 года, Вести №8/191 от 1990 г.):

Статья 1 Роль Правительства

    "Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства, осуществляет общее руководство публичным управлением и несет ответственность перед Парламентом.

    Отношения Правительства с Президентом Республики Молдова регламентируются Конституцией Республики Молдова.

    При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом."

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Процедурные вопросы Фактические обстоятельства Применимое законодательство 1. Национальное законодательство Раздел II Компетенция правительства B. Реакция международных организаций, членом которой является Республика Молдова, а также Европейского Союза (членом которого Республика Молдова стремится стать) Вопросы права А. Компетенция Конституционного суда B. Существо дела I. Предполагаемое нарушение ст.98 и ст.103 ч.(2) в сочетании со ст.1 ч.(3) и ст.6 Конституции при регулировании полномочий временно исполняющего обязанности Премьер-министра А. Аргументы авторов обращения B. Аргументы властей С. Оценка Конституционного суда 1. Основные принципы 1.1. Правовое государство 1.2. Суверенитет и государственная власть 1.3. Разделение и взаимодействие властей 2. Применение указанных принципов при рассмотрении настоящего дела 2.1. Статус временно исполняющего обязанности премьер-министра 2.2. Полномочия временно исполняющего обязанности премьер-министра II. Предполагаемое нарушение ст.103 ч.(2) в сочетании с положениями ст..1 и ст.6 Конституции при регулировании полномочий отправленного в отставку Правительства  1. Аргументы авторов обращения 2. Аргументы властей 3. Оценка Конституционного суда 3.1. Общие принципы о дееспособности Правительства, сложившего полномочия 3.2. Применение указанных принципов при рассмотрении настоящего дела 1) обеспечение проведения в жизнь законов независимо от регулируемой ими области (ст.71 второй абзац п.1) Закона о Правительстве) 2) Осуществление общего руководства и контроля за деятельностью центральных отраслевых органов (ст.71 второй абзац п.2) Закона о Правительстве) 3) Реализация программ экономического и социального развития страны и обеспечение безопасности государства и его граждан (ст.71 второй абзац п.3) и 4) Закона о Правительстве) 4) Осуществление любой деятельности по руководству и управлению делами, касающимися всего общества (ст.71 второй абзац п.5) Закона о Правительстве) 5) Дает заключения на законодательные инициативы (ст.71 третий абзац п.2) Закона о Правительстве) 6) Вправе подписывать международные соглашения, если их подписание необходимо для выполнения законов, принятых Парламентом Республики Молдова, и/или они необходимы для обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, поддержания состояния законности, социальной, экономической, финансовой, политической стабильности и предотвращения последствий природных явлений и непредвиденных факторов, представляющих общественную опасность (ст.71 второй абзац п.4) Закона о Правительстве) 7) Издает акты индивидуального характера для проведения кадровых перестановок (ст.71 второй абзац п.5) Закона о Правительстве) 8) В период отставки Правительство ограничено только в своем праве обеспечения реализации внешней политики и правозаконодательной инициативе в областях, требующих разработки и утверждения новых программ деятельности (ст.71 четвертый абзац Закона о Правительстве)

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от  18 мая 2013 года №7
"О контроле конституционности некоторых положений Закона №64-XII от 31 мая 1990 года о Правительстве в редакции Законов от 3 мая 2013 года №№107, 110, Указов Президента Республики Молдова от 16 мая 2013 года №№634-VII, 635-VII и Постановления Правительства от 16 мая 2013 года №364 (Обращение №16a/2013)"

О документе

Номер документа:7
Дата принятия: 18/05/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07/06/2013
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №122-124, 7 июня 2013 года, Ст.13