База данных

Дата обновления БД:

24.10.2017

Добавлено/обновлено документов:

28 / 294

Всего документов в БД:

77994

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 18 июля 2003 года №317-XV

О нормативных актах Правительства и других органов центрального и местного публичного управления

(по состоянию на 1 апреля 2011 года)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Раздел I НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ДРУГИХ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования

(1) Настоящий закон устанавливает правила инициирования, разработки, согласования, публичного консультирования, экспертизы, редактирования и издания нормативных актов Правительства и других органов центрального и местного публичного управления.

(2) Настоящий закон не применяется при разработке индивидуальных актов, актов политического характера и актов иного рода, не содержащих правовых норм, а также документов рабочих органов Правительства.

Статья 2. Нормативный акт

В целях настоящего закона нормативным актом является изданный Правительством и другими органами центрального и местного публичного управления на основании конституционных и законодательных норм юридический акт, устанавливающий обязательные правила, подлежащие неоднократному применению в неограниченном числе однородных ситуаций.

Статья 3. Правовая база

Нормативные акты инициируются, разрабатываются, издаются и применяются в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, Закона о Правительстве, настоящего закона, других нормативных актов c учетом основных принципов права.

Статья 4. Основные принципы

При инициировании, разработке, согласовании, экспертизе, редактировании, издании и применении нормативных актов должны соблюдаться принципы:

а) согласованности нормативных актов с законами, нормативными актами высшего уровня и подзаконности;

b) последовательности и сбалансированности положений;

c) научной обоснованности;

d) преемственности и стабильности норм права;

e) прозрачности, гласности и доступности.

Статья 5. Обязательные общие условия, которым должен соответствовать нормативный акт

(1) Нормативный акт должен органически включаться в систему законодательства, для чего:

а) проект нормативного акта должен соотноситься с положениями нормативных актов высшего или того же уровня, с которыми он связан, с положениями законодательства Сообщества, а также с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) проект нормативного акта, разработанный на основе акта высшего уровня, не может выходить за пределы компетенции, установленной данным актом, и не может противоречить его цели, принципам и положениям.

(2) Положения одного уровня, имеющие один и тот же предмет, а также положения из смежных областей включаются, как правило, в один нормативный акт, если это необходимо для реализации преследуемой изданием данного акта цели.

(3) Положение из той же области и того уровня может быть включено в другой нормативный акт, если оно носит специальный характер по отношению к акту, который охватывает общие положения в данной области.

(4) Специальный характер положения определяется в зависимости от его предмета, связанного посредством обстоятельств с определенными видами ситуаций, и от специфики устанавливаемых им нормативных решений.

(5) Положение является отступлением, если нормативные решения, относящиеся к определенной ситуации, содержат нормы, отличающиеся от типовых положений в данной области; при этом типовое положение сохраняет свой обязательный общий характер для всех других ситуаций.

(6) Защита прав, свобод, законных интересов граждан, равенство и социальная справедливость, а также совместимость с законодательством Сообщества являются обязательными условиями любого нормативного акта.

(6/1) Нормативный акт, регулирующий предпринимательскую деятельность, должен соответствовать принципу прозрачности принятия решений и осуществления регламентирования. С этой целью органы публичного управления и учреждения, наделенные законом функциями регулирования и контроля, обязаны:

a) информировать общественность о проектах нормативных актов и обеспечивать привлечение частного сектора, гражданского общества и физических лиц к разработке нормативных актов и процессу принятия решений;

b) обеспечивать свободный доступ к проектам нормативных актов путем опубликования их в средствах массовой информации и размещения на web-странице соответствующего органа публичного управления или учреждения, наделенного законом функциями регулирования и контроля.

(7) Нормативный акт должен соответствовать условиям законности, доступности, точности; с момента вступления в силу он является обязательным для исполнения и должен соблюдаться всеми субъектами права.

(8) Нормативный акт должен разрабатываться с соблюдением законодательной техники и норм литературного языка.

Статья 6. Нормы законодательной техники

(1) Нормы законодательной техники обеспечивают систематизацию, унификацию и согласованность нормативных актов, адекватность содержания нормативного акта и его юридической формы.

(2) Нормы законодательной техники определяют составные части нормативного акта, его структуру, форму и порядок систематизации содержания, технические процедуры внесения изменений, дополнений в нормативные акты, признания их утратившими силу, а также язык и стиль нормативного акта.

Статья 7. Соблюдение норм законодательной техники

Нормы законодательной техники являются обязательными при подготовке проектов нормативных актов Правительства, других органов центрального публичного управления, органов власти автономных территориальных образований с особым статусом, а также других органов местного публичного управления.

Глава II ИЕРАРХИЯ, СООТНОШЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Статья 8. Иерархия нормативных актов

(1) Иерархия нормативных актов выстраивается в зависимости от их вида и от органа публичной власти, в компетенцию которого входит их издание.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Раздел I НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ДРУГИХ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера регулирования Статья 2. Нормативный акт Статья 3. Правовая база Статья 4. Основные принципы Статья 5. Обязательные общие условия, которым должен соответствовать нормативный акт Статья 6. Нормы законодательной техники Статья 7. Соблюдение норм законодательной техники Глава II ИЕРАРХИЯ, СООТНОШЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 8. Иерархия нормативных актов Статья 9. Соотношение нормативных актов Статья 10. Виды нормативных актов Статья 11. Нормативные акты Правительства Статья 12. Форма проекта постановления Правительства Статья 13. Нормативные акты органов центрального публичного управления (ведомственные акты), органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом и других органов местного публичного управления Статья 14. Преемственность компетенции издания Глава III ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА Статья 15. Толкование Статья 16. Органы, уполномоченные давать толкование нормативных актов Статья 17. Нормативные акты о толковании Глава IV ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Статья 18. Действие нормативного акта во времени Статья 19. Прекращение действия нормативного акта Статья 20. Действие нормативного акта в пространстве Статья 21. Действие нормативного акта по кругу лиц Глава V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОФИЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 22. Пересмотр нормативных актов Статья 23. Общие принципы систематизации нормативных актов Статья 24. Номер и дата нормативного акта Статья 25. Государственная регистрация нормативных актов Статья 26. Формы учета нормативных актов Статья 27. Официальный учет нормативных актов Раздел II ПРАВИЛА ИНИЦИИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, ПУБЛИЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ, РЕДАКТИРОВАНИЯ И ИЗДАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ДРУГИХ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава VI ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 28. Программы подготовки Статья 29. Инициирование подготовки Статья 30. Порядок подготовки Статья 31. Сроки подготовки Статья 32. Основные этапы подготовки Статья 33. Рассмотрение предложений, сбор и изучение документов и принятие соответствующего решения Статья 34. Организационно-техническое и финансовое обеспечение процесса подготовки Статья 35. Определение концептов и понятий, используемых в проекте Статья 36. Выработка текста Статья 37. Обоснование Статья 38. Согласование и публичное консультирование Статья 39. Сроки согласования Статья 40. Заключение заинтересованных органов и учреждений Статья 41. Экспертиза Статья 42. Доработка Статья 43. Окончательный вариант Статья 44. Представление проекта нормативного акта органу публичной власти для издания Статья 45. Дополнительные условия при представлении проекта на рассмотрение Статья 46. Язык и юридические средства выражения Глава VII РЕДАКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 47. Редактирование нормативного акта Статья 48. Ссылки на другие нормативные акты, воспроизведение отдельных положений актов, ссылки на другие пункты того же акта Глава VIII СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА Статья 49. Составные части нормативного акта Статья 50. Наименование нормативного акта Статья 51. Преамбула Статья 52. Вступительная часть Статья 53. Диспозитивная часть Статья 54. Приложения Статья 55. Формула удостоверения подлинности нормативного акта Статья 56. Пункт Статья 57. Абзац Статья 58. Систематизация и структура норм нормативного акта Глава IX ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НОРМАТИВНЫМ АКТАМ Статья 59. Изменение нормативного акта Статья 60. Способы внесения изменения в нормативный акт Статья 61. Дополнение нормативного акта Статья 62. Условия внесения изменений и дополнений в нормативный акт Статья 63. Действия положений о внесении изменений и дополнений Статья 64. Консолидированный нормативный акт Статья 65. Признание нормативного акта утратившим силу Статья 66. Общие условия признания утратившим силу Статья 67. Момент признания утратившим силу Статья 68. Опубликование Статья 69. Повторное опубликование Статья 70. Поправки Глава X ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, КОТОРЫМИ УТВЕРЖДАЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 71. Правила подготовки проектов нормативных актов, которыми утверждаются международные договоры Статья 72. Применение норм законодательной техники Глава ХI ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ВЕДОМСТВЕННЫХ АКТОВ) Статья 73. Разработка приказов, инструкций и других нормативных актов органами центрального публичного управления Статья 74. Условия разработки нормативных актов Статья 75. Экспертиза нормативных актов Статья 76. Подписание нормативных актов Глава ХII ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НОРМАТИВНЫМ АКТАМ ОРГАНОВ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ И ДРУГИХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Статья 77. Нормативные акты органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом Статья 78. Нормативные акты органов местного публичного управления Раздел III ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 79

Закон Республики Молдова от 18 июля 2003 года №317-XV
"О нормативных актах Правительства и других органов центрального и местного публичного управления"

О документе

Номер документа:317-XV
Дата принятия: 18/07/2003
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:03/10/2003
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова №208-210 от 03.10.2003 г.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 01/04/2011