Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 23 декабря 1999 года №753-XIV

О Службе информации и безопасности Республики Молдова

(В редакции Законов Республики Молдова 06.10.2000 г. №1276-XIV, 05.07.2001 г. №333-XV, 06.02.2003 г. №13-XV, 06.11.2003 г. №438-XV, 06.02.2004 г. №12-XV, 06.05.2004 г. №136-XV, 15.07.2004 г. №262-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 22.07.2005 г. №177-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 23.04.2010 г. №63, 11.02.2011 г. №12, 07.04.2011 г. №65, 07.04.2011 г. №66, 15.07.2011 г. №151, 19.12.2011 г. №181, 26.12.2012 г. №304, 19.04.2013 г. №85, 29.12.2015 г. №240, 17.06.2016 г. №134, 21.07.2016 г. №102, 09.12.2016 г. №270)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон определяет назначение, правовую основу, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства Службы информации и безопасности Республики Молдова, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью.

Глава I Общие положения

Статья 1. Служба информации и безопасности Республики Молдова

(1) Служба информации и безопасности Республики Молдова (далее Служба) является государственным органом, специализированным в области обеспечения государственной безопасности.

(2) Деятельность Службы подконтрольна Парламенту.

(3) Служба представляет собой единый централизованный орган, в который входят подразделения центрального аппарата Службы и его территориальные органы.

(4) Штатная численность Службы определяется и утверждается Парламентом по предложению директора Службы. Структура Службы утверждается Коллегией Службы по предложению директора Службы.

(5) Территориальные органы находятся в прямом подчинении руководства Службы. Их размещение может не соответствовать административно-территориальному делению Республики Молдова.

(6) Служба является юридическим лицом, имеет официальное и условное наименование, другие необходимые атрибуты, счета в банках, в том числе валютные.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 09.12.2016 г. №270)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа деятельности Службы

(1) Правовую основу деятельности Службы составляют Конституция Республики Молдова, настоящий закон, другие законодательные акты, указы Президента Республики Молдова и постановления Правительства.

(2) Деятельность Службы осуществляется также в соответствии с международными договорами Республики Молдова.

Статья 3. Принципы деятельности Службы

Деятельность Службы осуществляется на основе принципов:

- законности;

- уважения и соблюдения прав и свобод человека;

- гуманизма;

- внепартийности;

- целесообразности;

- конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

- централизации управления Службой, сочетания единоначалия и коллегиальности руководства.

Статья 4. Соблюдение прав и свобод человека в деятельности Службы

(1) При осуществлении своей деятельности Служба обеспечивает соблюдение прав и свобод человека. Не допускается ограничение прав и свобод человека, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и другими законодательными актами.

(2) Граждане, права и свободы которых были нарушены должностными лицами Службы, вправе обжаловать действия указанных должностных лиц в вышестоящий орган Службы, прокуратуру или судебную инстанцию. Руководитель соответствующего органа Службы, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к предусмотренной законодательством ответственности.

(3) Органы публичного управления, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их вида собственности, политические, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством получать разъяснения и информацию от Службы в случае ущемления своих прав и свобод, а также требовать от нее возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями должностных лиц Службы при исполнении ими служебных обязанностей.

(4) Полученные в процессе деятельности Службы сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные ущемить его законные интересы, не могут предаваться гласности без согласия гражданина, за исключением предусмотренных законодательством случаев.

(5) Должностные лица Службы, допустившие злоупотребление властью или служебными полномочиями либо превышение их, несут предусмотренную законодательством ответственность.

Статья 5. Право граждан на информацию о деятельности Службы

(1) Граждане информируются о деятельности Службы в определенном законодательством порядке через средства массовой информации и посредством иных форм.

(2) Информация о правах и обязанностях, основных направлениях деятельности Службы предоставляется в полном объеме.

(3) Запрещается разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую тайну, а также другой официальной информации ограниченного доступа, а также информации конфиденциального характера, разглашение которой может нанести ущерб государственной безопасности, чести и достоинству личности или ущемить ее права и свободы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в интересах правосудия.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №66)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Защита сведений о деятельности Службы

(1) Граждане, принимаемые  в Службу, а также допускаемые к сведениям о деятельности Службы, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

(2) Граждане, допущенные в установленном законом порядке к сведениям о деятельности Службы, составляющим государственную тайну, несут предусмотренную законодательством ответственность за их разглашение.

(3) Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе Службы, лицах, оказывающих или оказывавших ей содействие на негласной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления Службой оперативно-розыскной деятельности, составляют государственную тайну и подлежат хранению в архиве Службы. Материалы архива Службы, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваются и передаются на хранение в Национальный архив Республики Молдова в установленном законодательством порядке.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65)

(см. предыдущую редакцию)

Глава II Функции и направления деятельности Службы

Статья 7. Функции Службы

На Службу возлагаются следующие функции:

а) выработка и реализация в пределах ее полномочий системы мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение следующих действий, которые в соответствии с законодательством представляют угрозу для безопасности государства, общества и личности:

- действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, подрыв или уничтожение суверенитета, независимости и территориальной целостности страны (Эти действия не могут быть истолкованы в ущерб политическому плюрализму, реализации конституционных прав и свобод человека.);

- деятельность, прямо или косвенно способствующая развертыванию боевых действий против страны или развязыванию гражданской войны;

- вооруженные или иные насильственные действия, подрывающие государственные устои;

- действия, направленные на насильственное свержение законно избранных органов публичной власти;

- действия, способствующие возникновению чрезвычайных ситуаций на транспорте, в связи, на объектах экономики и на объектах жизнеобеспечения;

- шпионаж, то есть передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, а также незаконное получение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, с целью передачи их другим государствам или антиконституционным структурам;

- предательство, выражающееся в оказании помощи другому государству в проведении враждебной деятельности против Республики Молдова;

- действия, ущемляющие конституционные права и свободы граждан и представляющие угрозу государственной безопасности;

- посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность высших должностных лиц страны и зарубежных государственных и общественных деятелей во время пребывания их в Республике Молдова;

- хищение и контрабанда оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, наркотических, токсичных и иных веществ, их незаконное производство, использование, транспортировка и хранение, если при этом затрагиваются интересы обеспечения государственной безопасности;

- создание незаконных организаций или групп, представляющих угрозу государственной безопасности, либо участие в их деятельности;

b) охрана государственной тайны, контроль за обеспечением хранения и предупреждения утечки информации, составляющей государственную тайну, и другой важной для государства информации;

с) создание правительственных систем связи, обеспечение их функционирования и безопасности, разработка стратегий и проведение национальной политики в области создания, управления, обеспечения функционирования и безопасности специальных систем связи;

d) осуществление деятельности по борьбе с терроризмом, финансированием и материальным обеспечением террористических актов;

e) техническое обеспечение прослушивания переговоров, осуществляемых посредством сетей электронных коммуникаций, с использованием специальных технических средств, подключенных в случае необходимости к оборудованию поставщиков сетей и/или услуг электронных коммуникаций;

f) осуществление оценки институциональной неподкупности в соответствии с требованиями Закона об оценке институциональной неподкупности №325 от 23 декабря 2013 года;

g) обеспечение дипломатической и фельдъегерской связи в соответствии с законом.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 19.04.2013 г. №85, 21.07.2016 г. №102, 09.12.2016 г. №270)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Направления деятельности Службы

(1) В интересах исполнения возложенных на нее функций по обеспечению государственной безопасности Служба осуществляет:

a) разведывательную деятельность;

b) контрразведывательную деятельность;

c) борьбу с преступлениями, уголовное преследование по которым отнесено законодательством к ведению Службы. Законами и иными нормативными актами на Службу могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

(2) Порядок проведения разведывательных и контрразведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности определяются законодательством.

Глава III Обязанности и права службы и ее сотрудников

Статья 9. Обязанности Службы

Служба обязана:

a) информировать Парламент, Президента Республики Молдова, Правительство и другие органы публичной власти по вопросам, затрагивающим интересы государственной безопасности;

b) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Республики Молдова, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, создания условий для осуществления ее внешней и внутренней политики;

c) выявлять, предупреждать и пресекать разведывательно-подрывную деятельность специальных служб и организаций других государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Республики Молдова;

d) выявлять, предупреждать и пресекать преступления, уголовное преследование по которым отнесено законодательством к ведению Службы, осуществлять розыск лиц, совершивших или подозреваемых в совершении таких преступлений;

e) осуществлять меры по контрразведывательному обеспечению Министерства обороны, Министерства внутренних дел, иных законных воинских формирований, а также контрольных и таможенных органов;

f) обеспечивать руководство страны, министерств, ведомств и других органов публичной власти, в том числе за рубежом, правительственной, шифрованной, засекреченной и иными видами связи в соответствии с установленным Правительством перечнем; организовывать и обеспечивать безопасную эксплуатацию этих видов связи;

g) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, финансово-банковской системы, энергетики, транспорта, связи и объектов жизнеобеспечения, информационных систем и систем связи, научных разработок;

h) осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну; участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, в органах публичной власти, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их вида собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

i) на основании обращений руководителей органов публичной власти осуществлять в определенном законодательством порядке проверку кандидатов на замещение должностей в органах публичной власти и представлять сведения о них;

j) проводить совместно с другими органами публичной власти мероприятия по обеспечению безопасности учреждений Республики Молдова, расположенных на территории других государств, и граждан Республики Молдова, находящихся за ее пределами;

k) участвовать в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничной полицией, подведомственной Министерству внутренних дел, в обеспечении контроля государственной границы Республики Молдова;

l) оказывать имеющимися силами и средствами, в том числе техническими, помощь в борьбе с преступностью органам внутренних дел, другим правоохранительным органам;

m) выявлять радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу государственной безопасности;

n) участвовать в соответствии с законодательством в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Молдова и выхода из него, въезда в страну и выезда за ее пределы граждан республики, иностранцев, а также соблюдения режима пребывания иностранцев в стране;

o) поддерживать мобилизационную готовность Службы, формировать потребность и вести учет резерва личного состава.

p) в пределах своих полномочий планировать и осуществлять мероприятия и представлять уполномоченным органам информацию, необходимую для обеспечения военной безопасности государства;

q) при объявлении осадного или военного положения в пределах своих полномочий согласовывать с Генеральным штабом Вооруженных сил меры по поддержанию режима осадного или военного положения и участвовать в обеспечении оборонительных операций;

r) обеспечивать дипломатическую связь и осуществлять контроль обмена сведениями, отнесенными к государственной тайне и служебной информации, между Министерством иностранных дел и европейской интеграции и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Молдова за рубежом;

s) обеспечивать оперативную доставку в соответствии с законом парламентской, президентской, правительственной и дипломатической корреспонденции, отправлений, содержащих государственные или коммерческие секреты органов публичного управления, а также корреспонденции глав государств и глав правительств государств-участников Межправительственного соглашения о Фельдъегерской службе Содружества Независимых Государств.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.07.2011 г. №151, 26.12.2012 г. №304, 09.12.2016 г. №270)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Права Службы

(1) Служба имеет право:

a) осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия;

b) осуществлять в целях предупреждения преступлений, отнесенных законодательством к ведению Службы, профилактические мероприятия;

c) привлекать в установленном законодательством порядке на гласной и негласной основе (в том числе в качестве внештатных сотрудников) отдельных лиц с их согласия к содействию в выполнении возложенных на Службу функций. Полномочия внештатных сотрудников определяются ведомственными актами Службы;

d) в пределах, необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий, использовать по договору или устному соглашению служебные помещения и иное имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, воинских формирований, а также помещения и иное имущество граждан;

e) использовать в случаях острой необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их вида собственности, а также общественным объединениям и гражданам, с их согласия;

f) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их вида собственности, а также общественным объединениям и гражданам, кроме принадлежащих иностранным учреждениям и лицам, обладающим дипломатическим иммунитетом. По требованию владельцев транспортных средств Служба возмещает им расходы либо причиненный ущерб в установленном законодательством порядке;

g) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов; составлять протоколы об административных правонарушениях;

h) вносить в органы публичной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от их вида собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угрозы государственной безопасности;

i) получать безвозмездно от органов публичной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их вида собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на Службу функций;

j) разрабатывать государственные шифры и технические средства шифрования, выполнять шифровальные работы в Службе, а также осуществлять контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях органов публичной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их вида собственности;

k) создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения возложенных на Службу функций и обеспечения ее деятельности;

l) привлекать по согласованию с Министерством внутренних дел его силы и средства для проведения мероприятий по обеспечению государственной безопасности;

m) создавать гласные и негласные подразделения специального назначения для выполнения возложенных на Службу функций;

n) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования, относящиеся к полномочиям Службы;

o) в определенном Правительством порядке прикомандировывать офицеров информации и безопасности к органам публичной власти, государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также, с согласия их руководителей, к частным предприятиям, учреждениям и организациям, для замещения должностей с оставлением их на специальной службе;

p) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами других государств; заключать в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры;

q) иметь официальных представителей Службы в других государствах по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

r) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности;

s) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, сотрудничающих с этими органами на негласной основе;

t) проводить научные исследования по проблемам государственной безопасности;

u) создавать рабочие группы в составе офицеров информации и безопасности и специалистов, приглашенных из других органов публичной власти, для проведения исследований по важнейшим проблемам обеспечения государственной безопасности;

v) осуществлять подготовку и переподготовку кадров Службы, в том числе за рубежом, готовить на компенсационной или безвозмездной основе кадры для специальных служб других государств;

w) осуществлять в соответствии с законом проверку безопасности посредством выдачи и отзыва заключений на работников дипломатических представительств и консульских учреждений;

x) доставлять в соответствии с законом корреспонденцию органов публичного управления и хозяйствующих субъектов (в том числе секретную).

(2) Использование Службой предоставленных ей прав для выполнения не предусмотренных законодательством функций не допускается.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65, 09.12.2016 г. №270)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Право на применение физической силы, огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств

Офицер информации и безопасности имеет право на применение физической силы, огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств в соответствии с Законом о порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия №218 от 19 октября 2012 года.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65, 29.12.2015 г. №240)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Взаимодействие Службы с учреждениями Республики Молдова и других государств

(1) Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами публичной власти Республики Молдова, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их вида собственности.

(2) Порядок и условия взаимодействия Службы и других органов публичной власти устанавливаются на основании соглашений между ними или совместных нормативных актов.

(3) Служба может в установленном законодательством порядке использовать возможности других органов, входящих в систему органов безопасности Республики Молдова.

(4) Органы публичной власти, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их вида собственности обязаны оказывать содействие Службе в осуществлении возложенных на нее функций, в том числе предоставлять в соответствии с утвержденным Правительством перечнем должности для замещения их офицерами информации и безопасности в связи с решением ими задач обеспечения государственной безопасности.

(5) Правоохранительные органы и органы уголовного преследования обязаны информировать Службу обо всех данных и сведениях, полученных в процессе их служебной деятельности и относящихся к обеспечению государственной безопасности.

(6) Граждане, предприятия, учреждения и организации независимо от их вида собственности, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, глобальных, региональных и ведомственных информационных сетей, обязаны в соответствии с законодательством создавать условия, необходимые для проведения Службой оперативно-розыскных мероприятий.

(7) Взаимодействие Службы со специальными службами и организациями, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств осуществляется на основании международных договоров.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65)

(см. предыдущую редакцию)

Глава IV Руководство и кадры Службы

Статья 13. Руководство Службы

(1) Службу возглавляет директор, назначаемый на должность Парламентом по предложению не менее десяти депутатов сроком на пять лет после согласования с Комиссией Парламента по национальной безопасности, обороне и общественному порядку. Освобождение от должности директора Службы осуществляется Парламентом по предложению не менее одной трети депутатов в случае:

a) установления ставшим окончательным констатирующим актом издания/принятия им административного акта, совершения непосредственно или посредством третьего лица сделки, принятия или участия в принятии решения без разрешения фактического конфликта интересов в соответствии с законодательством о регулировании конфликта интересов;

b) нахождения в положении несовместимости, установленного ставшим окончательным констатирующим актом;

c) неподачи декларации об имуществе и личных интересах или отказа от ее подачи согласно части (8) статьи 27 Закона о Национальном органе по неподкупности №132 от 17 июня 2016 года;

d) предписания вступившим в законную силу решением судебной инстанции конфискации необоснованного имущества;

e) утраты доверия.

(2) В день назначения на должность директор Службы приносит перед Парламентом следующую присягу:

"Клянусь отдавать все свои силы и умение во имя процветания Республики Молдова, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные права и свободы человека, суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Молдовы".

(3) Директор Службы вправе принимать участие в заседаниях Правительства.

(4) Директор Службы имеет заместителя, который назначается на должность Парламентом по предложению директора Службы.

(5) Для выполнения возложенных на Службу функций образуется коллегия в составе директора (председателя), его заместителя и других руководящих работников в рамках Службы.

(6) Члены Коллегии Службы утверждаются Парламентом по предложению директора Службы.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 19.12.2011 г. №181, 17.06.2016 г. №134, 09.12.2016 г. №270)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Кадры Службы

(1) Кадры Службы комплектуются на контрактной основе офицерами информации и безопасности и вольнонаемными (далее - сотрудники). В зависимости от выполняемых обязанностей офицеры информации и безопасности относятся к гласному или негласному составу.

(2) Правовой статус, порядок исполнения специальной службы по контракту, дисциплинарный режим, запреты и ответственность офицера информации и безопасности устанавливаются Законом о статусе офицера информации и безопасности №170-XVI от 19 июля 2007 года.

(3) Трудовая деятельность, условия отдыха, оплата и нормирование труда вольнонаемных регулируются законодательством о труде, о статусе государственного служащего и другими нормативными актами с учетом предусмотренных настоящим законом особенностей.

(4) В качестве вольнонаемного может зачисляться лицо, отвечающее общим условиям зачисления, имеющее необходимую профессиональную подготовку и квалификацию, годное к службе по медицинским показаниям и соответствующее критериям безопасности.

(5) Во время работы в Службе сотрудники не могут иметь гражданство другого государства.

(6) Сотрудники Службы не могут состоять в партиях и других общественно- политических организациях. Вольнонаемные могут создавать профессиональные союзы и вступать в них.

(7) Сотрудники Службы не вправе осуществлять или вовлекаться в какую бы то ни было предпринимательскую деятельность, оказывать содействие в такого рода деятельности иным лицам, учреждать хозяйственные общества, кооперативы и некоммерческие организации и участвовать в управлении ими, за исключением предусмотренных законом случаев.

(8) При поступлении на службу и впоследствии ежегодно офицеры информации и безопасности и государственные служащие Службы обязаны подавать в установленном законом порядке декларацию об имуществе и личных интересах.

(9) Сотрудники Службы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством.

(10) Сотрудники Службы обязаны строго хранить государственную тайну и иную официальную информацию ограниченного доступа, в том числе после увольнения, независимо от его причины. Разглашение ставших известными им за время работы в Службе данных и сведений, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещено и преследуется по закону.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65, 17.06.2016 г. №134)

(см. предыдущую редакцию)

Глава V Лица, оказывающие содействие Службе

Статья 15. Лица, оказывающие содействие Службе

(1) Лица, оказывающие содействие Службе, имеют право:

a) в случаях, предусмотренных ведомственными актами Службы, заключать со Службой контракт о негласном сотрудничестве;

b) получать от сотрудников Службы разъяснения относительно своих задач, прав и обязанностей;

c) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

d) получать вознаграждение;

e) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания ими содействия Службе.

(2) Лица, оказывающие содействие Службе, обязаны:

a) соблюдать условия заключенного со Службой контракта или договоренности о сотрудничестве;

b) выполнять поручения Службы, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

c) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

d) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия Службе.

(3) Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших Службе содействие на негласной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и только в предусмотренных законодательством случаях.

Глава VI Социальная и правовая защита сотрудников Службы

Статья 16. Социальная и правовая защита сотрудников Службы

(1) Государство обеспечивает социальную и правовую защиту сотрудников Службы и членов их семей.

(2) Социальная и правовая защита офицера информации и безопасности регулируется Законом о статусе офицера информации и безопасности №170-XVI от 19 июля 2007 года.

(3) Социальная и правовая защита вольнонаемных регулируется Трудовым кодексом и другими нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

(4) Сведения о военнослужащих Службы, выполняющих или выполнявших специальные задания по обеспечению государственной безопасности, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только в предусмотренных законодательством случаях.

(5) Время выполнения сотрудниками Службы специальных заданий по обеспечению государственной безопасности, а также исполнения служебных обязанностей в иных условиях, связанных с угрозой для их жизни и здоровья, включается в соответствии с законодательством в общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж, стаж на государственной службе, страховой стаж, а также в стаж, дающий право на надбавку за выслугу лет.

(Части 2,3 и 5 статьи 16 изложены в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65)

(см. предыдущую редакцию)

Глава VII Информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение Службы

Статья 17. Информационное обеспечение Службы

(1) Для осуществления своей деятельности Служба может в установленном законодательством порядке разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

(2) В интересах обеспечения государственной безопасности Служба в установленном законодательством порядке имеет право безвозмездного доступа к информационным системам предприятий, учреждений и организаций независимо от их вида собственности.

Статья 18. Средства вооружения и оснащения Службы

(1) Служба разрабатывает, создает, приобретает и использует средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретает и использует боевое оружие, принятое на вооружение Службы постановлением Правительства, а также другое оружие и боеприпасы к нему.

(2) Продажа, передача, вывоз за пределы Республики Молдова и ввоз на ее территорию средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему для использования в деятельности Службы осуществляются ею в установленном Правительством порядке.

Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение Службы

(1) Финансовое и материально-техническое обеспечение Службы осуществляется за счет средств государственного бюджета.

(2) Имущество Службы (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное или создаваемое, приобретенное или приобретаемое за счет средств государственного бюджета и иных средств, является публичной собственностью.

(3) Финансирование Службы может осуществляться также за счет специальных средств в предусмотренных законодательством случаях.

(4) Служба может иметь служебный жилой фонд, формируемый в установленном законодательством порядке.

Глава VIII Контроль и надзор за деятельностью Службы

Статья 20. Контроль за деятельностью Службы

(1) Контроль за деятельностью Службы осуществляют Парламент, Прокуратура и судебные инстанции в пределах своих полномочий.

(2) В установленном порядке ежегодно и в случае необходимости по требованию Служба представляет Парламенту на пленарном заседании, Президенту Республики Молдова и Правительству отчеты о своей деятельности.

(3) Парламентский контроль за деятельностью Службы осуществляется Комиссией по национальной безопасности в соответствии с ее регламентом.

(4) Внешний публичный аудит финансовой деятельности Службы осуществляет Счетная палата.

Статья 21. Прокурорский надзор

(1) Надзор за исполнением Службой законов Республики Молдова осуществляет Генеральная прокуратура.

(2) Надзор за деятельностью лиц, оказывающих или оказывавших негласное содействие Службе, осуществляет Генеральный прокурор или прокурор, специально уполномоченный приказом Генерального прокурора.

(3) Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности Службы не являются объектом прокурорского надзора.

Глава IX Заключительные и переходные положения

Статья 22

(1) Служба образуется путем реорганизации Министерства национальной безопасности и является ее правопреемником.

(2) Сотрудники Министерства национальной безопасности считаются исполняющими специальную службу (работающими) в Службе в занимаемых должностях без их переаттестации.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.04.2011 г. №65)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 23

До приведения действующего законодательства в соответствие с настоящим законом нормативные акты, регламентирующие деятельность Службы, применяются в части, не противоречащей настоящему закону.

Статья 24

Директору Службы в двухмесячный срок после назначения на должность представить Парламенту на утверждение штатную численность Службы.

Статья 25

Правительству:

- обеспечить в соответствии с действующим законодательством трудоустройство лиц, высвобождаемых в связи с реорганизацией Министерства национальной безопасности;

- в двухмесячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

- принять нормативные акты, необходимые для реализации положений настоящего закона;

- в трехмесячный срок представить Парламенту предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство; - обеспечить пересмотр и отмену министерствами и ведомствами своих нормативных актов, противоречащих настоящему закону.

 

Председатель Парламента

Думитру Дьяков

Приложение

Положение о парламентском контроле за деятельностью специальных служб

I. Общие положения

1. Положение о парламентском контроле за деятельностью специальных служб (далее - Положение) разработано на основе Конституции Республики Молдова, Закона о государственной тайне, а также законов, регламентирующих деятельность специальных служб страны.

2. Основной целью Положения является установление порядка осуществления парламентского контроля за деятельностью специальных служб.

3. Осуществление парламентского контроля за деятельностью специальных служб возлагается на Специальную комиссию по контролю за специальными службами (далее - Комиссия), образованную в составе Парламента в определяемом Положением порядке.

4. Комиссия образуется из представителей всех политических формирований, представленных в Парламенте. Количественный и персональный состав Комиссии устанавливается постановлением Парламента.

5. В целях обеспечения независимости членов Комиссии они не могут состоять в гласном или негласном составе специальных служб.

II. Функции Комиссии

1. В задачу Комиссии входит надзор за соблюдением специальными службами законодательства, основных прав и свобод граждан, демократического порядка в государстве с целью недопущения политической ангажированности этих служб.

2. Постоянные комиссии Парламента могут знакомиться с деятельностью специальных служб и осуществлять контроль за их деятельностью в предусмотренном Регламентом Парламента порядке.

3. Члены Комиссии получают доступ к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям в соответствии со своими полномочиями и прямыми служебными обязанностями.

4. Допускается образование в соответствии с законодательством в составе Комиссии подкомиссий.

5. При необходимости к работе Комиссии могут привлекаться на договорной основе лица, не являющиеся депутатами Парламента, но имеющие соответствующие профессиональный опыт и подготовку. Допуск указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке.

(6) Комиссия:

a) подготавливает доклады и заключения по проектам законов и законодательным инициативам по вопросам создания, реорганизации и деятельности специальных служб;

b) проверяет соблюдение специальными службами положений Конституции Республики Молдова и законов, регламентирующих деятельность специальных служб;

c) рассматривает факты нарушения специальными службами Конституции Республики Молдова, законов, конституционных прав и свобод граждан, подготавливает доклады и заключения с предложениями о принятии мер к виновным и по устранению недостатков и нарушений в деятельности специальных служб. Не допускаются действия, отнесенные законом к компетенции следственных органов и судебных инстанций;

d) проверяет материалы и подготавливает доклады для слушаний на заседаниях Парламента по вопросам деятельности специальных служб;

e) рассматривает отчеты о деятельности специальных служб;

f) направляет запросы по различным вопросам деятельности специальных служб и выполнения требований законодательства по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, разрабатывает рекомендации по принятию мер и устранению выявленных недостатков;

g) информирует общественность о результатах работы Комиссии.

III. Организация работы Комиссии

1. Проверяемая специальная служба обязана по предъявлении депутатского удостоверения без дополнительных согласований и разрешений и без предъявления документов о допуске к секретным материалам представить всю необходимую информацию. Если в этой информации содержатся сведения, составляющие государственную тайну, информирование Комиссии или депутата осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о государственной тайне. Члены Комиссии знакомятся со сведениями, составляющими государственную тайну, только в объемах, достаточных для выполнения работы, предусмотренной в плане проверки или контроля специальной службы.

2. Комиссия вправе затребовать от специальных служб информацию о их текущей деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну или затрагивающих их оперативную деятельность. Члены Комиссии в каждом конкретном случае дают письменное обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну.

3. Члены Комиссии, ознакомленные при исполнении обязанностей по контролю за специальными службами со сведениями, составляющими государственную тайну, и допустившие нарушения законодательства о государственной тайне, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4. На основании результатов контроля деятельности специальных служб составляются доклады или заключения, которые представляются Комиссии, а затем Парламенту для рассмотрения.

5. Оформление и архивное хранение материалов Комиссии обеспечиваются Аппаратом Парламента.