Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

(В 2017 году нормы и положения части пятой статьи 23 настоящего Закона применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов в соответствии с Законом Украины от 21.12.2016 г. №1801-VIII)

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 23 июня 2005 года №2713-IV

О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины

(В редакции Законов Украины от 03.11.2006 г. №328-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 14.04.2009 г. №1254-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (вступил в силу 19.11.2012 г.), 17.05.2012 г. №4711-VI, 16.10.2012 г. №5461-VI, 14.05.2013 г. №224-VII, 16.05.2013 г. №245-VII, 14.05.2015 г. №419-VIII, 10.11.2015 г. №766-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

(По всему тексту Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, ее задачи и полномочия.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. На Государственную уголовно-исполнительную службу Украины возлагается задача по осуществлению государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные принципы деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Основными принципами деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины являются:

1) законность;

2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) гуманизм;

4) внепартийность;

5) единоначалие;

6) коллегиальность при разработке важных решений;

7) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, благотворительными и религиозными организациями;

8) открытость для демократического гражданского контроля.

Статья 3. Правовая основа деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Правовой основой деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины является Конституция Украины, настоящий и другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты Министерства юстиции Украины.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и обеспечение прав и свобод человека и гражданина

1. Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины проводится на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан уважать достоинство человека, проявлять к нему гуманное отношение.

2. Непредусмотренное законодательством ограничение прав и свобод человека и гражданина недопустимо и влечет ответственность согласно закону.

Статья 5. Отношения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, органами иностранных государств и международными организациями

1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством.

2. Для организации международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний Государственная уголовно-исполнительная служба Украины взаимодействует с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями на основе международных договоров.

Раздел II. Общая структура, численность и организация деятельности государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Статья 6. Структура и численность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины в соответствии с законом осуществляет правоприменительные и правоохранные функции и состоит из центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, его территориальных органов управления, уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий учреждений исполнения наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения исполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

2. Общая численность персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, содержащейся за счет Государственного бюджета Украины, определяется в соответствии с законом.

3. Предельная численность персонала центрального аппарата центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и его территориальных органов управления определяется Кабинетом Министров Украины.

4. Структура, штаты территориальных органов управления, подразделений уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения и положения о них утверждаются центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

5. Штатная численность персонала учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов и уголовно-исполнительной инспекции, установленная на год, остается неизменной в течение года независимо от изменения численности лиц, содержащихся в этих учреждениях, следственных изоляторах или состоящих на учете в указанной инспекции.

6. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, его территориальные органы управления, учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, учебные заведения, учреждения здравоохранения, предприятия учреждений исполнения наказаний, другие предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в учреждениях банков.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний

1. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

2. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний обобщает практику применения законодательства по вопросам, касающимся задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, разрабатывает предложения, направленные на его совершенствование, и вносит их на рассмотрение Министерству юстиции Украины.

3. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний является государственным заказчиком по оборонному заказу и на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг за государственные средства для удовлетворения потребностей национальной безопасности.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Руководитель центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний

1. Руководство Государственной уголовно-исполнительной службой Украины и деятельностью центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляет руководитель центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, который несет персональную ответственность за выполнение задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

2. Руководителя центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, и его заместителей назначает по представлению Премьер- министра Украины и освобождает с должностей Президент Украины.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Территориальные органы управления центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний

1. Для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины Кабинетом Министров Украины образуются территориальные органы управления - управления (отделы) в Автономной Республике Крым, областях, городе Киеве и Киевской области, городе Севастополе.

2. Территориальные органы управления осуществляют руководство оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных им органов и учреждений и исполняют функции, предусмотренные положениями о территориальных органах управления.

3. Положение о территориальных органах управления утверждаются Министерством юстиции Украины.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Уголовно-исполнительная инспекция

1. Уголовно-исполнительная инспекция - орган, исполняющий наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ и осуществляет контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием или условно-досрочно, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

2. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет функции и полномочия, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами.

3. Положение об уголовно-исполнительной инспекции утверждается центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 11. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы

1. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы образуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и выполняют функции, предусмотренные законом и другими нормативно-правовыми актами. Законодательством определяются особенности посещения этих учреждений и следственных изоляторов и специальные требования режима доступа на их территорию.

Статья 12. Военизированные формирования

1. Военизированные формирования - подразделения, которые в соответствии с законом действуют в составе органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предназначены для их охраны и предупреждения и пресечения действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Статья 13. Предприятия учреждений исполнения наказаний

1. Предприятия учреждений исполнения наказаний являются государственными предприятиями, которые осуществляют хозяйственную деятельность и профессионально-техническое обучение осужденных.

2. Предприятия учреждений исполнения наказаний проводят свою деятельность в соответствии с законодательством с учетом следующих особенностей:

1) учредителем предприятий учреждений исполнения наказаний является центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, утверждающий их уставы;

2) создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений исполнения наказаний, распоряжение их имуществом осуществляются центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний;

3) предприятия учреждений исполнения наказаний определяют структуру управления и штаты в порядке, установленном законодательством;

4) руководителями предприятий учреждений исполнения наказаний являются по должностям заместители начальников учреждений исполнения наказаний;

5) порядок назначения и освобождения от должностей, права, обязанности и условия службы работников предприятий учреждений исполнения наказаний, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, определяются в соответствии с законодательством;

6) трудовые отношения осужденных регулируются законодательством о труде с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства;

7) свою деятельность предприятия учреждений исполнения наказаний планируют с учетом возможности организации профессионально-технического обучения, формирования трудовых навыков у осужденных;

8) осужденные привлекаются к труду с учетом имеющихся производственных мощностей предприятий учреждений исполнения наказаний;

9) предприятиям учреждений исполнения наказаний создаются благоприятные условия в привлечении к изготовлению продукции (выполнению отдельных видов работ, оказанию услуг) для региональных потребностей;

10) предприятия учреждений исполнения наказаний имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами по вопросам налогообложения;

11) предприятия учреждений исполнения наказаний не могут быть учредителями (участниками) субъектов хозяйствования, относительно них не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел III. Персонал государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Статья 14. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. К персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины относятся лица рядового и начальствующего состава (далее - лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы), специалисты, не имеющие специальных званий, и другие работники, работающие по трудовым договорам в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины (далее - работники уголовно-исполнительной службы).

2. Служба в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности годных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины. Время прохождения службы в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины засчитывается в страховой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы в соответствии с законом.

Относительно лиц, претендующих на службу в Государственной уголовно- исполнительной службе Украины, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".

Лица, претендующие на службу в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины, до назначения на соответствующую должность подают по месту будущей службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме и в порядке, установленным Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции", и обязаны сообщить руководству органа или подразделения, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе или подразделении близких им лиц.

3. На службу в Государственной уголовно-исполнительной службы Украины принимаются на конкурсной, добровольной, контрактной основе граждане Украины, способные по своим личным, деловым и моральным качествам, возрасту, образовательным и профессиональным уровнем и состоянием здоровья эффективно выполнять соответствующие служебные обязанности. Квалификационные требования к профессиональной пригодности определяются нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Украины. При приеме на службу может быть установлен срок испытания до шести месяцев. Не может быть принята на службу лицо, имеющее не погашенную или не снятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.

(Изменения к части третьей статьи 14 см. в Законе Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI)

4. Граждане Украины, которые впервые зачисляются на должности рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы и в соответствующих случаях прошли установленный срок испытания, приносят присягу следующего содержания:

"Я (фамилия, имя, отчество), вступая на службу в Государственную уголовно-исполнительную службу Украины, клянусь всегда оставаться преданным Украинскому народу, неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, быть честным, гуманным, добросовестным и дисциплинированным, хранить государственную и другую охраняемую законом тайну. Присягаю с высокой ответственностью исполнять свой служебный долг, требования уставов и приказов, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство и повышать уровень культуры, не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина, всячески содействовать укреплению правопорядка. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность, установленную законом".

5. Лицо рядового либо начальствующего состава уголовно-исполнительной службы подписывает текст присяги, хранящийся в его личном деле. Порядок принесения присяги определяется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

6. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав:

рядовой внутренней службы;

2) младший начальствующий состав:

младший сержант внутренней службы;

сержант внутренней службы;

старший сержант внутренней службы;

старшина внутренней службы;

прапорщик внутренней службы;

старший прапорщик внутренней службы;

3) средний начальствующий состав:

младший лейтенант внутренней службы;

лейтенант внутренней службы;

старший лейтенант внутренней службы;

капитан внутренней службы;

4) старший начальствующий состав:

майор внутренней службы;

подполковник внутренней службы;

полковник внутренней службы;

5) высший начальствующий состав:

генерал-майор внутренней службы;

генерал-лейтенант внутренней службы;

генерал-полковник внутренней службы.

7. Присвоение и лишение специальных званий, а также понижение и восстановление в специальном звании осуществляются в установленном порядке.

8. Трудовые отношения работников уголовно-исполнительной службы регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами).

На специалистов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, не имеющих специальных званий, распространяется действие Закона Украины "О государственной службе". Отнесение должностей этих специалистов к соответствующим категориям должностей государственных служащих производится Кабинетом Министров Украины.

На лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".

Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно- исполнительной службы Украины обязаны подавать ежегодно до 1 апреля по месту службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленным Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".

Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно- исполнительной службы Украины, которые привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения связанные с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции, подлежат увольнению со службы в трехдневный срок со дня получения соответствующим органом или учреждением исполнения наказаний копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

(В абзац пятый части восьмой статьи 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.05.2013 г. №224-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно- исполнительной службы Украины, которые поставлены в известность о подозрении в совершении ими преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, и/или связанного со злоупотреблением своим служебным положением, подлежат отстранению от выполнения полномочий на должности в порядке, определенном законом.

(В абзац шестой части восьмой статьи 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.05.2013 г. №245-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно- исполнительной службы Украины, относительно которых составлен протокол об административном коррупционном правонарушении, могут быть отстранены руководителем соответствующего органа или учреждения исполнения наказаний от выполнения служебных полномочий до окончания рассмотрения дела судом.

Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовный исполнительной службы Украины, которые сообщили о нарушении требований Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" другими лицами рядового или начальствующего состава, не могут быть уволены со службы или принуждены к увольнению или привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с таким сообщением.

Решение об увольнении или привлечении к дисциплинарной ответственности таких лиц обжалуется в установленном законом порядке.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 17.05.2012 г. №4711-VI, 16.10.2012 г. №5461-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 14-1. Урегулирование конфликта интересов

В случае возникновения конфликта интересов во время выполнения служебных полномочий лицо рядового или начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязано немедленно доложить об этом своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому должностному лицу, личного выполнения служебного задания, или иным способом, предусмотренным законодательством.

Примечание. Термин "конфликт интересов" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции"

(Статью 14-1 введена в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4711-VI)

Статья 15. Ограничение политической деятельности в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины

1. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы не могут быть членами политических партий.

2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы могут быть членами общественных организаций, уставные положения которых не противоречат основам деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, и могут принимать участие в их работе в свободное от исполнения служебных обязанностей время.

3. Лица рядового и начальствующего состава Государственной уголовно- исполнительной службы не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.

В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования абзаца первого этой части, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры относительно устранения таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок. Если в указанный срок эти обстоятельства добровольно ими не устранены, соответствующие лица или близкие им лица в месячный срок со дня возникновения обстоятельств подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, которая исключает непосредственное подчинение.

В случае невозможности такого перевода или отсутствия согласия на него лицо, которое находится в подчинении, подлежит увольнению со службы.

Примечание. Термины "непосредственное подчинение" и "близкое лицо" употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".

(Часть третья введена в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4711-VI)

4. Организация лицами рядового и начальствующего состава и работниками уголовно-исполнительной службы забастовок и участие в их проведении запрещаются.

Статья 16. Требования к персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и его ответственность

1. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан неуклонно исполнять законы Украины, придерживаться норм профессиональной этики, гуманно относиться к осужденным и лицам, взятым под стражу. Жестокие, нечеловеческие или унижающие человеческое достоинство действия несовместимы со службой и работой в органах, учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах.

2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы, проявившие жестокое отношение к осужденным и лицам, взятым под стражу, или совершившие действия, унижающие их человеческое достоинство, привлекаются к ответственности согласно закону.

3. В случае совершения действий, указанных в части второй настоящей статьи, лицо рядового либо начальствующего состава или работник уголовно-исполнительной службы подлежит увольнению со службы (работы), если в отношении его постановлен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, или если в течение года за те же действия к нему уже было применено дисциплинарное взыскание.

Статья 17. Подготовка кадров для Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины проводятся в соответствии с законодательством об образовании. С этой целью Государственная уголовно-исполнительная служба Украины может создавать соответствующие учебные заведения, а также организовывать подготовку специалистов в других учебных заведениях на договорной основе.

Раздел IV. Права и обязанности должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов

Статья 18. Права и обязанности должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов

1. Должностные и служебные лица органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов обязаны:

1) исполнять наказания в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства;

2) обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, реализацию законных прав и интересов осужденных и лиц, взятых под стражу, требований законодательства об исполнении и отбывании уголовных наказаний;

3) исполнять приговоры, постановления и определения суда, а также решения, принятые прокурорами и следователями в установленном законом порядке и в пределах их компетенции; содержать лиц, взятых под стражу;

4) применять предусмотренные законом меры исправления и ресоциализации осужденных; содействовать трудовому и бытовому устройству лиц, освобожденных от отбывания наказания, и их социальной адаптации;

5) обеспечивать исполнение актов амнистии и помилования;

6) обеспечивать правопорядок, соблюдение требований режима, правил внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах и на прилегающих к ним территориях и требовать от осужденных и лиц, взятых под стражу, других лиц исполнения ими обязанностей, установленных законом;

7) проводить регистрацию осужденных и лиц, взятых под стражу, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопию;

8) обеспечивать безопасность осужденных и лиц, взятых под стражу, персонала и граждан, находящихся на территории учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;

9) прекращать административные правонарушения, посягающие на установленный законодательством порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний;

10) предупреждать совершение уголовных правонарушений и дисциплинарных проступков в органах и учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах; принимать и регистрировать заявления и сообщения о уголовных правонарушениях и событиях, своевременно принимать по ним решения;

11) обеспечивать охрану, изоляцию и надзор за осужденными и лицами, взятыми под стражу; осуществлять мероприятия по поиску лиц, совершивших побег из учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, и осужденных, уклоняющихся от наказаний, не связанных с лишением свободы;

12) выявлять, прекращать уголовные правонарушения, совершенные в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, принимать участие в их раскрытии в порядке, установленном Уголовным процессуальным кодексом Украины;

13) принимать участие в борьбе с терроризмом в пределах своих полномочий;

14) выявлять причины и условия, способствующие совершению уголовных правонарушений и нарушений режима в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, а также совершению уголовных правонарушений осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, принимать в пределах своих полномочий меры к их устранению;

15) создавать надлежащие условия для содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, их коммунально-бытового и медико-санитарного обеспечения;

16) организовывать общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных и привлекать их к труду;

17) обеспечивать соблюдение требований законодательства об охране государственной тайны, труда и окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и правил пожарной безопасности;

18) осуществлять контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием или условно-досрочно;

19) обеспечивать правовую и социальную защиту персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и членов их семей;

20) осуществлять другие полномочия, предусмотренные законом.

2. Должностные и служебные лица органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов имеют право:

1) требовать от осужденных, лиц, взятых под стражу, и других лиц, находящихся на территории и в помещениях органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, соблюдения норм уголовно-исполнительного законодательства;

2) проводить досмотр и обыск осужденных и лиц, взятых под стражу, их вещей, досмотр других лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предприятий учреждений исполнения наказаний и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные для использования в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах вещи и документы;

3) временно ограничивать или запрещать в соответствии с законодательством движение транспорта на прилегающих к учреждениям исполнения наказаний и следственным изоляторам территориях, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там оставаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения требований режима, защиты жизни и здоровья граждан;

4) при осуществлении мероприятий по поиску и задержанию осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег, или осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление:

а) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, а с согласия собственников - также в жилые и подсобные помещения граждан и находиться в них;

б) останавливать и проводить досмотр транспортных средств;

в) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;

г) задерживать и доставлять в правоохранительные органы разыскиваемых лиц;

ґ) проводить личный досмотр задержанных лиц и вещей, находящихся при них;

5) получать беспрепятственно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан сведения, материалы и другую помощь, необходимые для выполнения возложенных задач;

6) вводить в установленном законом порядке режим особых условий в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах;

7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О Национальной полиции" и другими законами Украины;

8) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия согласно законам Украины;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

10) проводить медицинский осмотр осужденных и лиц, взятых под стражу, с целью выявления фактов употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо других одурманивающих средств, назначать медицинское обследование осужденных;

11) использовать средства массовой информации для поиска осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег;

12) принимать согласно закону во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, а также граждан материально-технические ресурсы, средства и имущество;

13) пользоваться бесплатно при исполнении служебных обязанностей всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов;

14) осуществлять другие права, предусмотренные законом.

(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 13.04.2012 г. №4652-VI, 10.11.2015 г. №766-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Применение силы персоналом Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы при выполнении задач по исполнению уголовных наказаний в пределах полномочий, определенных настоящим Законом, имеют право в порядке и случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Украины, Законом Украины "О Национальной полиции" и другими законами Украины, применять физическую силу, использовать служебных собак, а также хранить, носить специальные средства и оружие, использовать и применять их самостоятельно или в составе подразделений.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 10.11.2015 г. №766-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 20. Содействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан выполнению задач Государственной уголовно-исполнительной службой Украины

1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их служебные и должностные лица и объединения граждан в пределах своих полномочий содействуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполнении ее задач.

Раздел V. Правовая и социальная защита персонала государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Статья 21. Правовой статус персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы выдаются служебные и специальные удостоверения, а также соответствующие знаки (жетоны).

2. Законные требования и распоряжения должностных и служебных лиц Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязательны для выполнения. Невыполнение законных требований и распоряжений этих лиц и вмешательство в их деятельность влечет ответственность, предусмотренную законом.

3. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами, действует на основании и в пределах своих полномочий. Никто, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, не имеет права вмешиваться в служебную деятельность персонала.

4. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы, а также члены их семей находятся под защитой государства, их безопасность, честь и достоинство охраняются законом.

5. Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы имеют право на ношение форменной одежды со знаками различия, образцы которой разрабатываются в соответствии с законодательством.

6. Использование специальных званий, знаков отличия, форменной одежды, служебных либо специальных удостоверений, знаков (жетонов) лицом, не относящимся к лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, влечет ответственность, предусмотренную законом.

Статья 22. Правовая защита лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы

1. В интересах обеспечения личной безопасности лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц.

2. Ведомости о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы предоставляются с разрешения начальников органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов.

3. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний  обеспечивает лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 23. Социальная защита персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Государство обеспечивает социальную защиту персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины.

2. Условия денежного и материального довольствия лиц рядового и начальствующего состава и оплата труда работников уголовно-исполнительной службы определяются законодательством и должны обеспечивать надлежащие материальные условия для комплектования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины высококвалифицированным персоналом, дифференцированию учитывать характер и условия службы или работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной и профессиональной деятельности и компенсировать персоналу физические и интеллектуальные затраты.

3. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы осуществляется в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц". При увольнении со службы лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы пользуются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите".

4. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии - один месяц службы за сорок дней; лицам, проходящим службу в военизированных формированиях и учреждениях исполнения наказаний, предназначенных для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, - один месяц службы за полтора месяца, а в учреждениях исполнения наказаний, предназначенных для содержания и лечения инфекционных и психически больных осужденных, - один месяц службы за два месяца по перечню должностей и в порядке, которые утверждаются Министерством юстиции Украины.

5. На лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяется социальная защита полицейских, определенная Законом Украины "О Национальной полиции", а также порядок и условия прохождения службы, предусмотренные для полицейских. Условия и размеры денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников уголовно-исполнительной службы определяются Кабинетом Министров Украины.

6. Пенсионное обеспечение и социальная защита работников уголовно-исполнительной службы осуществляются в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном пенсионном страховании, государственной службе, социальной защите.

7. Персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины гарантируется бесплатное медицинское обеспечение, которое осуществляется в учреждениях здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

8 Руководящий состав органов и учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы Украины способствует проведению священнослужителями (капелланами) мероприятий пастырской опеки с персоналом.

(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5461-VI, 14.05.2015 г. №419-VIII, 10.11.2015 г. №766-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел VI. Финансирование и обеспечение деятельности государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Статья 24. Финансирование деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Финансирование деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, предусмотренных законом.

Льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные этим Законом, предоставляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований на содержание соответствующих бюджетных учреждений.

2. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы, где в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Украины и Законом Украины "О предварительном заключении" осужденные и лица, взятые под стражу, привлекаются к общественно полезному труду, направляют доходы, полученные от деятельности этих учреждений и следственных изоляторов, на финансирование их деятельности.

Статья 25. Обеспечение деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Обеспечение деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний через государственный оборонный заказ и закупку товаров, работ и услуг за государственные средства.

2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления содействуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполнении ее задач, решении жилищных и других социально-бытовых проблем, обеспечении транспортными средствами и связью. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины освобождается от передачи местным государственным администрациям или органам местного самоуправления части жилья, построенного за счет целевых государственных средств. Жилье государственного жилищного фонда, освобождаемое лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, передается в установленном порядке ее соответствующим органам, учреждениям, учебным заведениям, учреждениям здравоохранения, предприятиям и организациям для его повторного заселения.

3. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины имеет служебные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения.

Статья 26. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины находится в государственной собственности и используется исключительно для обеспечения выполнения ее задач.

2. Управление имуществом осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, который закрепляет его за органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами, учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, предприятиями учреждений исполнения наказаний, другими предприятиями, учреждениями и организациями, созданными для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, сохранение и рациональное использование этого имущества.

3. Имущество органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий учреждений исполнения наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, принадлежит им на правах оперативного управления или полного хозяйственного ведения и не может быть объектом залога.

4. Предприятия, созданные для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, используют имущество в порядке, предусмотренном законодательством.

5. Обращение взыскания на имущество органов и учреждений исполнения наказаний, их предприятий, следственных изоляторов, учебных заведений, учреждений здравоохранения не допускается.

Раздел VII. Контроль и надзор за деятельностью государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Статья 27. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в соответствии с законом.

2. Непосредственный контроль за деятельностью органов, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов осуществляют центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, его территориальные органы управления.

Статья 28. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в порядке, определенном законами Украины.

Статья 29. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

Раздел VIII. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Законы Украины и иные нормативно-правовые акты до приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Исключен

4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

В.Ющенко