База данных

Дата обновления БД:

09.04.2020

Добавлено/обновлено документов:

32 / 264

Всего документов в БД:

99203

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 12 марта 2020 года №143

О Государственной программе "Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка" на 2020 год и на период до 2025 года

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу "Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка" на 2020 год и на период до 2025 года (далее - Государственная программа) (прилагается).

2. Определить:

2.1. ответственным заказчиком Государственной программы Министерство финансов;

2.2. заказчиками Государственной программы Министерство финансов, Национальное собрание Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Генеральную прокуратуру, Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национальную академию наук Беларуси, Национальный статистический комитет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство

транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение "Администрация Парка высоких технологий", Белорусское Общество Красного Креста, Белорусскую торгово-промышленную палату, Национальную государственную телерадиокомпанию, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

3. Заказчикам Государственной программы в пределах своей компетенции:

3.1. осуществлять:

координацию деятельности исполнителей мероприятий подпрограмм Государственной программы;

мониторинг реализации подпрограмм Государственной программы;

3.2. представлять в соответствии с законодательством в Министерство финансов отчеты о реализации Государственной программы.

4. Министерству финансов:

4.1. разместить Государственную программу на своем официальном сайте в двухнедельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

4.2. осуществлять координацию деятельности заказчиков Государственной программы в ходе ее реализации;

4.3. вносить предложения об уточнении Государственной программы с учетом программы социально-экономического развития на следующую пятилетку.

5. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра финансов, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, а также руководителей государственных органов и иных государственных организаций, являющихся заказчиками Государственной программы.

6. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2016 г. №922 "О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2016-2020 годы".

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 года №143

Государственная программа "Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка" на 2020 год и на период до 2025 года

Глава 1. Общие положения

Государственная программа разработана с учетом положений следующих основных документов:

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. №466;

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренная Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. №10);

Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. №774;

стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь, определенная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. №1080;

стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 марта 2017 г. №229/6;

стратегия управления государственным долгом Республики Беларусь на 2015-2020 годы, утвержденная Премьер-министром Республики Беларусь 17 марта 2015 г. №39/810-892-дсп.

Государственная программа направлена на повышение эффективности функционирования системы управления государственными финансами, развитие отдельных сегментов финансового рынка. Реализация Государственной программы будет способствовать достижению Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года №70/1 "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

В выполнении Государственной программы участвуют:

государственные органы и иные государственные организации, а также подчиненные им или входящие в их состав (систему) организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа", республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";

страховые организации, включая республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация";

организации, осуществляющие посредническую деятельность на финансовом рынке;

иные организации.

Глава 2. Структура и заказчики Государственной программы

Государственная программа включает:

подпрограмму 1 "Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления государственными финансами" (заказчики - Министерство финансов, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство энергетики, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы и Минский горисполком, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения);

подпрограмму 2 "Управление государственным долгом, долгом органов местного управления и самоуправления" (заказчики - Министерство финансов, облисполкомы и Минский горисполком);

подпрограмму 3 "Налоговое и таможенное регулирование и администрирование в Республике Беларусь" (заказчики - Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет);

подпрограмму 4 "Эффективное функционирование рынка ценных бумаг" (заказчики - Министерство финансов, Национальный банк, Министерство иностранных дел, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный комитет по имуществу, облисполкомы и Минский горисполком, государственное учреждение "Администрация Парка высоких технологий");

подпрограмму 5 "Развитие страховой деятельности" (заказчики - Министерство финансов, Национальный банк, Государственный комитет по имуществу);

подпрограмму 6 "Регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита в корпоративном секторе" (заказчики - Министерство финансов, Национальный статистический комитет, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Государственный комитет по стандартизации);

подпрограмму 7 "Государственное регулирование в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями" (заказчик - Министерство финансов);

подпрограмму 8 "Международная деятельность Республики Беларусь" (заказчики - Национальное собрание Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Генеральная прокуратура, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национальный статистический комитет, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство по налогам и сборам, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный комитет по стандартизации, Государственный таможенный комитет, Белорусское Общество Красного Креста, Белорусская торгово-промышленная палата, Национальная государственная телерадиокомпания).

Глава 3. Цели и задачи Государственной программы

Целями Государственной программы являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами, дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, страховой и аудиторской деятельности.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач в рамках подпрограмм:

подпрограмма 1 "Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления государственными финансами":

обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (размера профицита) бюджета;

повышение эффективности бюджетного планирования и бюджетных расходов;

выравнивание финансовых возможностей местных бюджетов и стимулирование регионов к наращиванию собственной доходной базы;

внедрение современных подходов и технологий в сфере управления государственными финансами;

подпрограмма 2 "Управление государственным долгом, долгом органов местного управления и самоуправления":

безусловное выполнение всех долговых обязательств и сохранение размера государственного долга на безопасном уровне;

снижение рисков долгового портфеля, в том числе валютного, процентного, операционного рисков, рисков рефинансирования и ликвидности;

снижение долга, гарантированного Республикой Беларусь;

сохранение долговой нагрузки бюджетов регионов на экономически безопасном уровне;

подпрограмма 3 "Налоговое и таможенное регулирование и администрирование в Республике Беларусь":

совершенствование налогового и таможенного законодательства;

повышение эффективности налогового и таможенного администрирования;

создание условий для повышения уровня исполнения плательщиками обязанности по уплате налогов, сборов (пошлин);

подпрограмма 4 "Эффективное функционирование рынка ценных бумаг":

развитие рынка акций;

развитие рынка облигаций;

развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг;

внедрение и развитие механизма размещения государственных облигаций посредством использования каналов дистанционного банковского обслуживания;

подпрограмма 5 "Развитие страховой деятельности":

либерализация страховой деятельности и формирование благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности;

стимулирование развития видов добровольного страхования, оптимизация порядка и условий проведения обязательного страхования;

подпрограмма 6 "Регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита в корпоративном секторе":

совершенствование регулирования бухгалтерского учета и отчетности в корпоративном секторе;

развитие системы нефинансовой отчетности в корпоративном секторе;

совершенствование регулирования аудиторской деятельности с учетом международной практики;

повышение качества оказания аудиторских услуг;

подпрограмма 7 "Государственное регулирование в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями":

обеспечение формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и управление источниками поступления в него ценностей;

осуществление мероприятий в целях реализации полномочий по государственному регулированию в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

подпрограмма 8 "Международная деятельность Республики Беларусь":

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь (дипломатические и консульские отношения Республики Беларусь с другими государствами);

продвижение инициатив и содействие социально-экономическому развитию Республики Беларусь путем взаимодействия с международными организациями и межгосударственными образованиями;

продвижение политического, экономического и социального потенциала Республики Беларусь за рубежом и улучшение имиджа страны.

Результатом, характеризующим достижение целей Государственной программы и решение названных задач, будет являться выполнение соответственно сводных целевых показателей и целевых показателей согласно приложению 1. Данные сводные целевые и целевые показатели сформированы исходя из принципов необходимости и достаточности для подтверждения эффективности реализации Государственной программы.

Предусматривается выполнение комплекса мероприятий Государственной программы согласно приложению 2.

Глава 4. Общая характеристика подпрограммы 1 "Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления государственными финансами"

Главным звеном финансовой системы страны является бюджет. При составлении и исполнении бюджета планирование доходов и расходов должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить выполнение стратегических целей и задач социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов, сохраняя при этом бюджетную устойчивость и сбалансированность. Принципиально важно максимально учитывать возможные риски и обеспечивать предсказуемость и стабильность исполнения бюджета.

Формирование бюджета на протяжении последних лет осуществляется с применением бюджетного правила, предусматривающего резервирование части доходов бюджета в виде профицита для создания источника погашения части долговых обязательств Правительства Республики Беларусь. Кроме того, максимальный уровень налоговой нагрузки на экономику не должен превышать 26 процентов от валового внутреннего продукта (далее - ВВП), но вместе с тем должен обеспечивать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и исполнение долговых обязательств государства перед кредиторами и инвесторами.

В условиях существующей долговой нагрузки на бюджет требуются установление и соблюдение более жестких ограничений по принятию новых расходных обязательств, а также усиление стратегического и целеориентирующего характера бюджета, расширение сферы применения программно-целевого бюджетирования.

Большинство социальных услуг оказывается гражданам за счет средств местных бюджетов. В настоящее время расходы местных бюджетов составляют более половины расходов консолидированного бюджета. Межбюджетные отношения являются составной частью бюджетных отношений и основным инструментом достижения баланса интересов центральных и региональных органов власти. Одними из основных задач при распределении государством финансовых ресурсов являются выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, создание равных условий для проживания в них, а также формирование стимулов для развития.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая в свою очередь создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности. В связи с этим важно поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга, формирование и финансирование бюджетных расходов без роста долговой нагрузки.

В целях обеспечения сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (размера профицита) бюджета предусматривается следующее.

Укрепление доходной базы и соблюдение предельных объемов расходов бюджета.

Уровень централизации финансовых ресурсов (рассчитываемый как отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП) на протяжении последних десяти лет существенно снижен за счет уменьшения количества налогов, ежегодного снижения ставок налогов, оптимизации баз налогообложения и других мероприятий.

В 2018 году уровень централизации финансовых ресурсов составил около 31 процента от ВВП (из них за счет налоговых доходов - 25,9 процента, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений - 5,1 процента).

В среднесрочном периоде продолжится снижение уровня централизации в связи с завершением реализации в Российской Федерации "налогового маневра" в 2020-2024 годах. Как следствие - сокращение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Централизация финансовых ресурсов в 2020 году прогнозируется на уровне не менее 27,5 процента от ВВП и в последующие годы - не менее 27 процентов от ВВП.

Укрепление доходной базы бюджета предполагается в рамках гармонизации акцизной политики в отношении алкогольной продукции и табачных изделий в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), пересмотра пониженных ставок отдельных налогов, работы по созданию механизма оценки эффективности налоговых льгот и принятию на ее основе решений об отмене неэффективных налоговых льгот.

Меры налоговой политики будут направлены на снижение зависимости доходной базы бюджета от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары и стимулирование инвестиционной и инновационной активности.

Сохраняя социальный вектор расходов, бюджет обеспечивает финансирование преимущественно текущих расходов (выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, медикаментов и продуктов питания, субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг для граждан), а также расходов на обслуживание долга. Суммарно на финансирование социальных расходов направляется около половины консолидированного бюджета.

С учетом последовательно проводимой политики по повышению заработной платы в бюджетной сфере в среднесрочном периоде продолжится рост расходов на финансирование социальной сферы. За счет оптимизации расходов на государственную поддержку увеличение удельного веса расходов на социальную сферу в 2020 году в структуре расходов бюджета составит 0,3 процентного пункта. Объемы финансирования расходов на социальную сферу будут определяться в рамках реализации государственных программ и подпрограмм в соответствующих сферах деятельности.

Сбалансированности бюджета будут способствовать соблюдение бюджетной дисциплины и введение ограничений на принятие новых расходных обязательств. Предусматриваемые в бюджете ассигнования должны обеспечивать безусловное выполнение социальных обязательств государства перед населением (без увеличения кредиторской задолженности по средствам бюджета).

Сокращение государственного долга и снижение нагрузки на бюджет по погашению и обслуживанию государственного долга позволят в среднесрочной перспективе последовательно увеличивать расходы на финансирование капитальных вложений. При этом основная доля капитальных вложений будет направляться на финансирование инфраструктурных проектов. Строительство производственных объектов планируется осуществлять преимущественно за счет собственных и заемных средств организаций реального сектора.

С учетом реализации указанных подходов и выполнения установленных ограничений будут сохранена сбалансированность бюджета, обеспечены социальные гарантии, своевременное и полное погашение и обслуживание государственного долга без увеличения налоговой нагрузки на экономику.

Повышение устойчивости функционирования системы государственного социального страхования.

На протяжении ряда лет (в 2015-2017 годах) сбалансированность бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь обеспечивалась с привлечением трансфертов из республиканского бюджета. В 2018 году общий объем субвенций в бюджет фонда составил 810,6 млн. рублей, при этом средства из республиканского бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета фонда не направлялись.

Нарушение сбалансированности бюджета фонда обусловлено главным образом изменением демографической ситуации, характеризующейся увеличением числа лиц старше трудоспособного возраста и сокращением численности граждан, занятых в экономике. В целях адаптации пенсионной системы к изменяющимся демографическим условиям и создания условий для экономически обоснованного повышения пенсий с 2017 года осуществляется поэтапное повышение пенсионного возраста, а также требований к страховому стажу для назначения трудовой пенсии.

Помимо параметрических изменений действующей пенсионной системы для сбалансированности бюджета фонда необходимо принять меры по упорядочению его расходов с перенесением финансирования "непрофильных" для бюджета фонда расходов на республиканский бюджет. Для этого потребуется корректировка нормативных правовых актов в сфере детского оздоровления и социального обеспечения.

Снижение фискальных рисков, создаваемых предприятиями, а также объемов государственной поддержки, оказываемой организациям реального сектора экономики.

Экономические показатели работы организаций реального сектора экономики влияют на устойчивость бюджетной системы. В связи с этим они должны на системной основе анализироваться республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, курирующими соответствующие сферы деятельности.

На 1 января 2019 г. общая задолженность организаций реального сектора экономики перед республиканским бюджетом и иностранными кредиторами составила в эквиваленте 13 млрд. долларов США. Она сформирована по трем направлениям:

внешние государственные займы - 9,9 млрд. долларов США;

бюджетные ссуды, займы и исполненные гарантии Правительства Республики Беларусь - 4,7 млрд. рублей;

переуступленные на бюджет кредиты организаций деревообрабатывающей промышленности - 920 млн. долларов США.

Для обеспечения устойчивости бюджетной системы необходимы выявление и оценка влияния фискальных рисков, под которыми понимаются имеющие денежное выражение отклонения прогнозируемых бюджетных (налоговых) поступлений от установленных в соответствии с законодательством обязательств организаций перед республиканским и (или) местными бюджетами, а также возможные расходы бюджета по исполнению гарантий по кредитам, выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Учет фискальных рисков при формировании бюджета будет способствовать повышению качества управленческих решений, своевременному принятию мер, направленных на минимизацию потерь бюджета.

До конца 2020 года предусматривается завершить организацию комплексной работы по оценке фискальных рисков и в последующие годы осуществлять их мониторинг на постоянной основе. Проведение государственными органами на системной основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, имеющих обязательства перед соответствующим бюджетом, и формирование системы оценки фискальных рисков позволят своевременно принимать меры по минимизации негативного воздействия данных рисков на бюджет и эффективно управлять ими.

Мониторинг фискальных рисков будет проводиться Министерством финансов с использованием соответствующего информационного продукта. Выработка предложений о снижении рисков, разработка мероприятий по стабилизации финансовой деятельности организаций и системный контроль за их выполнением будут осуществляться соответствующими государственными органами.

Общие результаты проводимой работы по оценке фискальных рисков предлагается ежегодно формализовать в годовом отчете, содержащем анализ фискальных рисков для республиканского и местных бюджетов на среднесрочную перспективу по государственным органам, видам деятельности и наиболее проблемным организациям, и рассматривать в Правительстве Республике Беларусь одновременно с комплексом мероприятий по стабилизации финансовой деятельности организаций.

Общая оценка вероятности наступления фискальных рисков будет учитываться при формировании показателей бюджета на очередной финансовый год, принятии решений о привлечении внешних государственных займов (в целях предоставления пользователям внешних займов и внешних займов под гарантии Правительства Республики Беларусь) для реализации инвестиционных проектов, предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, а также при формировании прогноза социально-экономического развития.

Наряду с принятием мер по снижению фискальных рисков актуальным является сокращение объемов государственной поддержки реального сектора экономики.

Для сокращения объемов государственной поддержки, оказываемой организациям реального сектора экономики, предусматриваются введение практики регулярного мониторинга условий кредитования (в том числе осуществляемого с компенсацией потерь (возмещением, уплатой процентов) по кредитам банков за счет средств республиканского и местных бюджетов) с учетом складывающихся средних процентных ставок на кредитном рынке и финансово-экономического состояния кредитополучателей, принятие мер по пересмотру процентных ставок по льготным кредитам, предоставленным в рамках финансирования государственных программ и мероприятий в предыдущие годы.

Потребуется также безусловное соблюдение моратория на принятие новых решений об оказании государственной поддержки для осуществления текущей деятельности организаций.

С учетом принятия мер по обеспечению снижения в 2020 году объемов бюджетного участия в государственной поддержке реального сектора экономики не менее чем на 10 процентов новые решения, направленные на оказание такой поддержки, будут рассматриваться исключительно с учетом предложений об оптимизации или отмене действующих мер поддержки организаций реального сектора экономики (на основе анализа эффективности).

Повышение качества управления ликвидностью.

Максимальная консолидация государственных средств на едином казначейском счете является необходимым условием эффективного управления государственными финансами. Главное преимущество консолидации заключается в обеспечении государством непрерывности исполнения принятых обязательств независимо от наполняемости бюджета.

Централизация всех остатков средств государства на едином казначейском счете способствует повышению эффективности мер управления. Объективная информация о размере и движении денежных потоков на едином казначейском счете позволяет обеспечивать финансирование кассовых разрывов.

В Республике Беларусь осуществляется постепенное расширение охвата средств, учитываемых на едином казначейском счете. Для этого сформирована комплексная нормативная правовая база.

В 2016 году начался поэтапный перевод средств, остающихся в распоряжении государственных органов и бюджетных организаций в соответствии с законодательством, на единый казначейский счет. На тот момент объем данных средств, учитываемых вне единого казначейского счета, составлял около 9 процентов расходов республиканского бюджета.

В 2016-2018 годах обеспечен учет на едином казначейском счете отдельных средств государственных органов, остающихся в их распоряжении, например средств, получаемых при принудительном исполнении судебных постановлений и исполнительных документов Министерства юстиции, средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов и других. Министерством финансов разработан соответствующий порядок осуществления учета внебюджетных средств на едином казначейском счете.

В настоящее время объем внебюджетных средств, учитываемых вне единого казначейского счета, оценивается в размере 1-1,2 млрд. рублей. Работа по расширению охвата средств, учитываемых на едином казначейском счете, будет продолжена. Планируется осуществить перевод на единый казначейский счет средств, остающихся в распоряжении государственных органов, у которых формируются наибольшие финансовые потоки (Министерство лесного хозяйства, Департамент охраны Министерства внутренних дел и другие).

Расширение охвата средств, учитываемых на едином казначейском счете, будет обеспечиваться также за счет средств, получаемых бюджетными организациями от приносящей доходы деятельности. Объем указанных средств оценивается в размере 1,6 млрд. рублей. При принятии решения о данном переводе будут учитываться объемы денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующей бюджетной организации, а также реальные возможности казначейской системы по управлению данными ресурсами.

Консолидация указанных средств на едином казначейском счете позволит значительно расширить ресурсную базу, используемую Министерством финансов для проведения активных операций, целью которых является привлечение дополнительных средств в бюджет. Кроме того, расширение охвата средств, учитываемых на едином казначейском счете, позволит избежать краткосрочных заимствований на внутренних и внешних финансовых рынках.

В целях повышения эффективности бюджетного планирования и бюджетных расходов предусматривается следующее.

Совершенствование системы планирования доходов.

Совершенствование механизмов планирования доходов бюджета предусматривается за счет использования математических моделей прогнозирования и автоматизации процесса составления бюджета по доходам. Это позволит обеспечить единство информации для составления прогнозов и эффективное информационное взаимодействие со всеми участниками бюджетного процесса.

Для совершенствования механизмов планирования доходов бюджета предусматривается развитие системы администрирования доходов бюджета. Основными участниками, обладающими полномочиями в сфере налогового администрирования, являются Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и их территориальные органы.

Администрирование неналоговых доходов бюджета регулируется целым рядом нормативных правовых актов на всех уровнях бюджетной системы и требует систематизации. Введение системы администрирования доходов бюджета позволит упорядочить учет обязательств перед бюджетом, усилить финансовый контроль и повысить качество планирования неналоговых доходов бюджета.

Повышение эффективности расходов бюджета.

Предусматриваются создание новых, развитие и увязка имеющихся инструментов повышения эффективности использования бюджетных средств. В первую очередь требуется развитие института государственных программ. Результаты реализации государственных программ должны создавать информационно-аналитическую основу для принятия управленческих решений в части повышения эффективности государственного управления.

В целях развития программно-целевого метода в бюджетном процессе в 2016 году комплексно переработано законодательство. С 2016 года ежегодно разрабатываются и утверждаются среднесрочные финансовые программы, определяющие возможности соответствующего бюджета по финансированию государственных программ. Введение практики распределения бюджетных ресурсов по государственным программам на среднесрочную перспективу позволит планировать результаты и эффективно распределить расходы по основным направлениям государственной политики, в том числе с привязкой к функциям распорядителей бюджетных средств, а также видам деятельности и услугам, оказываемым бюджетными организациями.

В среднесрочной перспективе предусматриваются расширение сферы применения программно-целевого метода за счет формирования новых государственных программ и включения в них непрограммных расходов, а также совершенствование подходов к разработке сводных целевых и целевых показателей государственных программ, оценке их результатов.

Формирование государственных программ на 2021-2025 годы планируется исходя из приоритетов социально-экономического развития с учетом ресурсных возможностей бюджета. При этом потребуется провести оценку эффективности выполнения мероприятий государственных программ, реализуемых в 2016-2020 годах, рационально оптимизировать объемы бюджетных ассигнований на программные мероприятия.

В настоящее время планирование расходов бюджетных организаций осуществляется на основании детализированной экономически обоснованной потребности в средствах на содержание государственного имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных организаций, оплату труда их работников, приобретение товаров (работ, услуг) и осуществление иных расходов, необходимых для выполнения функций бюджетных организаций. Сметное планирование и финансирование обеспечивают высокий уровень бюджетной дисциплины получателей бюджетных средств и управляемость бюджета в целом.

Вместе с тем применение такого подхода к планированию расходов не создает экономических стимулов для экономии ресурсов и повышения эффективности деятельности бюджетных организаций. Необходимо внедрение нормативных методов бюджетного планирования, ориентированных на стоимость бюджетной услуги в расчете на одного потребителя, а не на постатейные затраты по содержанию штатов и имущества организаций.

Правовые основания для внедрения в отдельных сферах общественных отношений порядка планирования расходов бюджета, основанного на использовании нормативов расходов на одного потребителя и (или) в отрасли, установлены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. С 2019 года данные подходы приняты на постоянной основе в процесс планирования расходов учреждений общего среднего образования, а также проходят апробацию при планировании расходов учреждений дошкольного образования.

До 2025 года необходимо расширить сферу применения нормативных методов бюджетного планирования с поэтапным охватом наиболее бюджетоемких направлений в сферах образования (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование), здравоохранения (больницы), социального обслуживания населения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения), культуры (театрально-зрелищные организации, библиотеки), физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы, республиканские центры олимпийской подготовки, центры олимпийского резерва).

Финансирование расходов в социальной сфере осуществляется преимущественно за счет средств местных бюджетов: в сфере образования и здравоохранения за счет данных средств финансируется более 80 процентов отраслевых расходов консолидированного бюджета, культуры - более 70 процентов, физической культуры и спорта - более 50 процентов. В связи с этим охват расходов нормативными методами бюджетного планирования должен быть наибольшим на местном уровне.

Для стимулирования перехода отраслей социальной сферы на использование нормативных методов бюджетного планирования предполагается расширение полномочий распорядителей бюджетных средств по управлению выделенными бюджетными назначениями (начиная с этапа их апробации), а также предоставление гарантий неснижения общего объема финансирования расходов в связи с их оптимизацией.

Предусматривается совершенствование механизма планирования расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий в агропромышленном комплексе, направленное на выработку формульной методики расчета данных расходов и ее закрепление в Указе Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. №347 "О государственной аграрной политике", с обеспечением в перспективе поэтапного сокращения доли целевых (расчетных) расходов, в том числе субвенций, в общих расходах на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств за счет:

установления регламентированных подходов к распределению бюджетного финансирования в зависимости от количества потребителей бюджетных услуг;

расширения прав распорядителей бюджетных средств по управлению выделенными бюджетными назначениями для достижения наилучшего результата;

формирования стимулов к оптимизации сети и штатов бюджетных организаций.

Повышение открытости бюджета, в том числе за счет сближения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе.

Одним из направлений увеличения эффективности расходования бюджетных средств является повышение прозрачности бюджетного процесса, обеспечение открытости бюджетного планирования и вовлечения в него граждан.

В целях повышения открытости бюджета существенно расширен перечень документов и информации, открытой для общества и средств массовой информации. На официальном сайте Министерства финансов в глобальной компьютерной сети Интернет представлены "бюджет для граждан", интерактивный универсальный отчет об исполнении консолидированного, республиканского и местных бюджетов, интерактивные информационные карты об исполнении местных бюджетов.

Информация о направлениях расходования средств местных бюджетов размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах облисполкомов и Минского горисполкома. К 2023 году предполагается внедрить в практику размещение данной информации на сайтах всех исполнительных и распорядительных органов областного и районного территориальных уровней.

С развитием программно-целевого метода в бюджетном процессе в среднесрочном периоде планируется опубликование на официальных сайтах заказчиков государственных программ планов и результатов выполнения программных мероприятий, показателей деятельности подчиненных (входящих в состав, систему) организаций.

Повышение открытости бюджета будет достигаться также за счет представления международным организациям (Международному валютному фонду, Всемирному банку) в соответствии с принятыми Республикой Беларусь обязательствами данных по статистике государственных финансов и бюджету. Это будет способствовать продвижению интересов и укреплению позиций Республики Беларусь на международной арене.

Для повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности сектора государственного управления, а также принятия своевременных управленческих решений предусматривается совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления.

В настоящее время организациями сектора государственного управления используются четыре различных плана счетов: бюджетных организаций, органов государственного казначейства, местных финансовых органов, исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов. Правила ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности для данных организаций также не унифицированы. Это существенно затрудняет сверку данных между ними, а также препятствует автоматизированному сбору информации и формированию консолидированной бухгалтерской отчетности.

Отражение операций в бухгалтерском учете и формирование отчетности основаны преимущественно на использовании кассового метода с отдельными элементами начислений, что ограничивает возможность проведения анализа состояния государственных финансов и принятия управленческих решений. Данный подход не соответствует общепринятой международной практике и не позволяет обеспечить прозрачность и сопоставимость информации о деятельности сектора государственного управления для международного сообщества.

В целях решения обозначенных проблем предполагается реализация ряда мероприятий, способствующих гармонизации правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности различными организациями сектора государственного управления, а также их сближению с международными принципами и стандартами.

Одними из ключевых мероприятий являются разработка и внедрение единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией. Унификация порядка отражения бухгалтерских операций всеми организациями сектора государственного управления обеспечит сопоставимость учетных данных и условия для реализации централизованного подхода к автоматизации их учетной деятельности.

В результате будут обеспечены возможность получения любой бухгалтерской информации, а также оперативное формирование бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме, что, в свою очередь, позволит повысить ее качество, информативность и прозрачность.

Интеграция планов счетов бухгалтерского учета с бюджетной классификацией обеспечит взаимосвязь процессов бюджетного планирования, исполнения бюджета, бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе обеспечит единообразие и повышение сопоставимости финансовой информации не только в масштабах страны, но и на международном уровне. Повышение на этой основе степени доверия со стороны международных организаций, иностранных инвесторов будет являться одним из важных шагов, упрощающих доступ к международным рынкам капитала и способствующих снижению стоимости заемных ресурсов.

Совершенствование нормативно-методического обеспечения и организации бюджетного процесса в Республике Беларусь.

Качественное управление государственными финансами требует оптимальной организации бюджетных отношений на всех этапах бюджетного процесса.

Финансово-хозяйственная деятельность более чем 80 процентов (порядка 8 тыс.) организаций социальной сферы, а также ряда исполкомов первичного территориального уровня обеспечивается централизованно вспомогательными подразделениями при местных исполнительных и распорядительных органах (с общей численностью около 14 тыс. работников).

Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. №475 "Об обеспечении деятельности бюджетных организаций" исполнительные комитеты областного и базового территориальных уровней наделены правом создавать государственные учреждения по обеспечению деятельности бюджетных организаций (центры), что дает возможность комплексно урегулировать вопросы по организации центрами финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, создает предпосылки для дальнейшей оптимизации бюджетных отношений.

Создание указанных центров позволит передать отдельные функции бюджетных организаций, в том числе снабженческие и бухгалтерские, профессиональным службам, освободив тем самым данные организации от необходимости содержания в своем штате соответствующих специалистов.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа "Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка" на 2020 год и на период до 2025 года Глава 1. Общие положения Глава 2. Структура и заказчики Государственной программы Глава 3. Цели и задачи Государственной программы Глава 4. Общая характеристика подпрограммы 1 "Обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления государственными финансами" Глава 5. Общая характеристика подпрограммы 2 "Управление государственным долгом, долгом органов местного управления и самоуправления" Глава 6. Общая характеристика подпрограммы 3 "Налоговое и таможенное регулирование и администрирование в Республике Беларусь" Глава 7. Общая характеристика подпрограммы 4 "Эффективное функционирование рынка ценных бумаг" Глава 8. Общая характеристика подпрограммы 5 "Развитие страховой деятельности" Глава 9. Общая характеристика подпрограммы 6 "Регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита в корпоративном секторе" Глава 10. Общая характеристика подпрограммы 7 "Государственное регулирование в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями" Глава 11. Общая характеристика подпрограммы 8 "Международная деятельность Республики Беларусь" Глава 12. Финансовое обеспечение Государственной программы Глава 13. Основные риски при выполнении Государственной программы Глава 14. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы Глава 15. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 года №143
"О Государственной программе "Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка" на 2020 год и на период до 2025 года"

О документе

Номер документа:143
Дата принятия: 12/03/2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:12/03/2020
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 21 марта 2020 года, 5/47897

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 7 настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия - с 12 марта 2020 года.