Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2022 года №231-З

О республиканском бюджете на 2023 год

Принят Палатой представителей 20 декабря 2022 года

Одобрен Советом Республики 21 декабря 2022 года

Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2023 год по расходам в сумме 36 536 176 439 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 362 398 433 рублей.

Установить размер дефицита республиканского бюджета на 2023 год в сумме 3 173 778 006 рублей и источники его финансирования согласно приложению 1.

Статья 2. Включить в 2023 году:

в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда универсального обслуживания цифрового развития и связи и республиканского фонда гражданской авиации;

в местные бюджеты средства местных инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Статья 3. Установить в 2023 году:

1. Нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доходы консолидированного бюджета Брестской области – в размере 4,48 процента, Витебской – 3,73 процента, Гомельской – 4,59 процента, Гродненской – 3,41 процента, Минской – 4,96 процента, Могилевской области – 3,39 процента, в доходы республиканского бюджета – в размере 75,44 процента.

2. Нормативы отчислений в областные бюджеты и бюджет г. Минска от получаемых на территориях областей и г. Минска:

2.1. экологического налога:

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в размере 100 процентов;

за сброс сточных вод в окружающую среду – в размере 100 процентов;

за хранение, захоронение отходов производства – в размере 100 процентов;

2.2. доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям – в размере 100 процентов.

Статья 4. Утвердить на 2023 год:

доходы республиканского бюджета в сумме 33 362 398 433 рублей согласно приложению 2;

расходы республиканского бюджета в сумме 36 536 176 439 рублей по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3;

распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4;

перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда), по функциональной классификации расходов бюджета и по заказчикам согласно приложению 5;

расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных земель) в сумме 806 279 357 рублей, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 164 000 000 рублей;

расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в сумме 506 684 640 рублей согласно приложению 6.

Статья 5. Установить размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2024 г. в сумме 138 000 000 рублей.

Статья 6. В 2023 году передать:

1. Из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска:

1.1. дотации в сумме 4 946 430 234 рублей, в том числе Брестской области – 939 783 809 рублей, Витебской – 1 202 069 595 рублей, Гомельской – 964 537 020 рублей, Гродненской – 679 358 436 рублей и Могилевской области – 1 160 681 374 рублей;

1.2. субвенции на финансирование расходов:

1.2.1. в рамках реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2021 г. №159, по:

предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" в сумме 279 205 111 рублей, в том числе Брестской области – 21 577 931 рубля, Витебской – 4 636 540 рублей, Гомельской – 170 098 740 рублей, Гродненской – 7 991 991 рубля, Минской – 17 894 232 рублей, Могилевской области – 18 919 644 рублей и г. Минску – 38 086 033 рублей;

проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер в сумме 142 260 636 рублей, в том числе Брестской области – 6 132 699 рублей, Витебской – 10 815 рублей, Гомельской – 89 294 962 рублей, Гродненской – 1 277 068 рублей, Минской – 5 370 741 рубля и Могилевской области – 40 174 351 рубля;

восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 109 532 834 рублей, в том числе Брестской области – 12 681 700 рублей, Гомельской – 75 192 378 рублей, Гродненской – 560 000 рублей, Могилевской области – 20 874 301 рубля и г. Минску – 224 455 рублей;

совершенствованию организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих (обучающихся) на территории радиоактивного загрязнения, в сумме 22 170 000 рублей, в том числе Брестской области – 3 000 000 рублей, Гомельской – 10 850 000 рублей и Минской области – 8 320 000 рублей.

Предоставить право Правительству Республики Беларусь направлять экономию субвенций на финансирование расходов, предусмотренных абзацами вторым и третьим части первой настоящего подпункта, на увеличение субвенций на финансирование расходов, предусмотренных абзацем четвертым части первой настоящего подпункта, и перераспределять данную экономию между консолидированными бюджетами областей и бюджетом г. Минска;

1.2.2. по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье") в сумме 19 075 350 рублей, в том числе Брестской области – 5 290 000 рублей, Витебской – 1 200 000 рублей, Гомельской – 2 250 000 рублей, Гродненской – 4 500 000 рублей, Минской – 4 600 000 рублей и Могилевской области – 1 235 350 рублей;

1.2.3. по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в сумме 566 829 418 рублей согласно приложению 7.

Субвенции, указанные в части первой настоящего подпункта, направляются на оплату комплекса работ по известкованию кислых почв, закупку горюче-смазочных материалов (в том числе на погашение задолженности за поставленное дизельное топливо по ранее принятым решениям Президента Республики Беларусь) и минеральных удобрений, в том числе фосфорных, включая авансирование, оплату и погашение задолженности за поставленные горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, в том числе фосфорные, с учетом транспортных расходов на их доставку средствами железнодорожного транспорта (далее – субвенции на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений), культуртехнические мероприятия, установленные законодательством, закупку мелиоративной техники (в том числе в лизинг), закупку техники и оборудования для неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций*, закупку работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве.

Предоставление субвенций на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений консолидированным бюджетам областей осуществляется в соответствии с заявками областных исполнительных комитетов в суммах, не превышающих фактически произведенные расходы за счет собственных средств организаций и (или) местных бюджетов соответствующих областей на эти цели. Информация о фактически произведенных расходах направляется областными исполнительными комитетами одновременно с подачей заявки.

Не менее 30 процентов от объема субвенций на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений областными исполнительными комитетами предоставляется организациям в виде бюджетных займов на срок до одного года с уплатой процентов за пользование ими в размере 3 процентов годовых.

Средства, поступающие от погашения бюджетных займов, предоставленных за счет субвенций на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, в том числе в соответствии с подпунктом 1.2.3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. №142-З "О республиканском бюджете на 2022 год", направляются в 2023 году повторно в виде бюджетных займов на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, в том числе фосфорных, включая авансирование, оплату и погашение задолженности за поставленные горюче-смазочные материалы (в том числе на погашение задолженности за поставленное дизельное топливо по ранее принятым решениям Президента Республики Беларусь) и минеральные удобрения, в том числе фосфорные, на аналогичных условиях.

Предоставление субвенций на культуртехнические мероприятия, установленные законодательством, закупку техники и оборудования для неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, закупку работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве, консолидированным бюджетам областей осуществляется в соответствии с заявками областных исполнительных комитетов в суммах, не превышающих фактически произведенные расходы за счет собственных средств организаций и (или) местных бюджетов соответствующих областей на эти цели. Информация о фактически произведенных расходах направляется областными исполнительными комитетами одновременно с подачей заявки.

Распределение субвенций на культуртехнические мероприятия, установленные законодательством, закупку мелиоративной техники (в том числе в лизинг) консолидированными бюджетами областей осуществляется на основании перечней организаций по строительству и эксплуатации мелиоративных систем, на закупку техники и оборудования для неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций – перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, утверждаемых областными исполнительными комитетами по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Распределение субвенций на закупку работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве, консолидированными бюджетами областей осуществляется на основании объемов работ, определенных областными исполнительными комитетами по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия;

______________________________

* Для целей настоящего Закона под неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями понимаются организации, с которыми согласно локальным актам лизинговых организаций договоры финансовой аренды (лизинга) в 2023 году не заключаются.

1.2.4. по проектированию и строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 544 054 392 рублей, в том числе Брестской области – 88 784 427 рублей, Витебской – 69 559 680 рублей, Гомельской – 90 346 840 рублей, Гродненской – 68 717 840 рублей, Минской – 161 858 700 рублей и Могилевской области – 64 786 905 рублей.

Предоставить право Правительству Республики Беларусь перераспределять субвенции, указанные в части первой настоящего подпункта, между консолидированными бюджетами областей в пределах их общего объема с учетом хода выполнения доведенных областям заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилья и фактического освоения субвенций на эти цели;

1.2.5. по проектированию и строительству (реконструкции) новых уличных распределительных газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан в сумме 6 013 837 рублей, в том числе Брестской области – 1 235 599 рублей, Витебской – 1 278 238 рублей, Гомельской – 800 000 рублей, Гродненской – 500 000 рублей, Минской – 1 600 000 рублей и Могилевской области – 600 000 рублей;

1.2.6. связанных с предоставлением гражданам субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, и субсидий на погашение основного долга по этим кредитам, в сумме 715 692 139 рублей, в том числе Брестской области – 175 635 034 рублей, Витебской – 76 336 720 рублей, Гомельской – 121 343 021 рубля, Гродненской – 84 484 483 рублей, Минской – 109 260 193 рублей, Могилевской области – 77 309 158 рублей и г. Минску – 71 323 530 рублей;

1.2.7. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 г. №268 "О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами" по:

погашению облигаций, эмитированных областными исполнительными комитетами, в сумме 14 300 530 рублей, в том числе Брестской области – 1 800 600 рублей, Витебской – 1 698 000 рублей, Гомельской – 335 980 рублей, Гродненской – 3 655 350 рублей, Минской – 4 455 600 рублей и Могилевской области – 2 355 000 рублей;

обслуживанию облигаций, эмитированных областными исполнительными комитетами, в сумме 1 434 416 рублей, в том числе Брестской области – 122 250 рублей, Витебской – 114 784 рублей, Гомельской – 224 504 рублей, Гродненской – 352 047 рублей, Минской – 442 865 рублей и Могилевской области – 177 966 рублей.

Субвенции на погашение облигаций, указанные в абзаце втором части первой настоящего подпункта, передаются в областные бюджеты на основе равнодолевого участия средств республиканского бюджета и местных бюджетов в их погашении;

1.2.8. по уплате (выплате) дохода (процентного дохода) по эмиссионным ценным бумагам (облигациям), эмитированным областными исполнительными комитетами, в сумме 25 656 782 рублей, в том числе:

Витебской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2020 г. №70 "О развитии агропромышленного комплекса Витебской области" – в сумме 7 204 982 рублей;

Гомельской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2017 г. №135 "О развитии агропромышленного комплекса Гомельской области" и Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. №88 "Об эмиссии облигаций Гомельского облисполкома" – в сумме 10 076 138 рублей;

Гродненской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2017 г. №136 "О вопросах организаций агропромышленного комплекса Гродненской области" и Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2019 г. №100 "О конвертации облигаций Гродненского облисполкома" – в сумме 746 703 рублей;

Минской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. №496 "О мерах по финансовому оздоровлению юридических лиц – участников холдинга "Мясомолпром" и Указом Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2021 г. №459 "Об эмиссии облигаций Минского облисполкома" – в сумме 4 848 754 рублей;

Могилевской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2017 г. №147 "Об организациях агропромышленного комплекса Могилевской области", Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. №396 "О конвертации облигаций Могилевского облисполкома" и Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2022 г. №156 "Об облигациях" – в сумме 2 780 205 рублей;

1.2.9. по уплате процентного дохода по облигациям, эмитированным областными исполнительными комитетами либо по их поручению районными (городскими) исполнительными комитетами для закупки техники и оборудования для неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, в сумме 26 129 708 рублей, в том числе Брестской области – 3 232 197 рублей, Витебской – 5 263 904 рублей, Гомельской – 4 687 547 рублей, Гродненской – 3 483 000 рублей, Минской – 5 344 336 рублей и Могилевской области – 4 118 724 рублей;

1.2.10. по текущему ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов в сумме 50 000 000 рублей, в том числе Брестской области – 8 377 700 рублей, Витебской – 8 358 300 рублей, Гомельской – 8 300 000 рублей, Гродненской – 8 300 000 рублей, Минской – 8 331 000 рублей и Могилевской области – 8 333 000 рублей;

1.2.11. по текущему и капитальному ремонту местных автомобильных дорог в сумме 150 000 000 рублей, в том числе Брестской области – 19 447 000 рублей, Витебской – 27 358 000 рублей, Гомельской – 23 448 000 рублей, Гродненской – 23 643 000 рублей, Минской – 34 321 000 рублей и Могилевской области – 21 783 000 рублей;

1.2.12. связанных с реализацией гражданских инициатив, в сумме 700 000 рублей, в том числе Брестской области – 100 000 рублей, Витебской – 100 000 рублей, Гомельской – 100 000 рублей, Гродненской – 100 000 рублей, Минской – 100 000 рублей, Могилевской области – 100 000 рублей и г. Минску – 100 000 рублей.

2. Из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенцию в сумме 1 934 043 700 рублей, в том числе на:

финансирование расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета на выплату пенсий государственным гражданским служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсий гражданам, проходившим альтернативную службу, и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пособий на погребение, единовременных пособий в случае смерти государственных гражданских служащих при реорганизации (ликвидации) государственного органа, являющегося последним местом государственной гражданской службы умерших, в сумме 1 325 533 000 рублей;

финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пособий, не указанных в абзаце втором настоящего пункта; возмещение расходов на выплату пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, а также детского санаторно-курортного лечения и оздоровления в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. №542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения", осуществляемых из бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в сумме 555 890 200 рублей;

возмещение расходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. №107 "Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов" в сумме 52 620 500 рублей.

3. Из бюджета г. Минска в республиканский бюджет межбюджетный трансферт в размере 1 766 830 000 рублей.

Статья 7. Утвердить в 2023 году:

доходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 171 738 440 рублей;

расходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 171 738 440 рублей.

Статья 8. Установить, что в 2023 году республиканский фонд универсального обслуживания цифрового развития и связи формируется в сумме 62 000 000 рублей и используется в сумме 62 000 000 рублей согласно приложению 8.

Статья 9. Установить, что в 2023 году республиканский фонд гражданской авиации формируется в сумме 8 700 000 рублей и используется в сумме 8 700 000 рублей согласно приложению 9.

Статья 10. Установить, что в 2023 году:

1. Государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 167 476 400 рублей и используется в сумме 164 000 000 рублей.

2. Министерством финансов на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми определяются источники формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития и направления использования средств этого фонда, отражаются изменения показателей республиканского бюджета по доходам (часть первая статьи 1, абзац второй статьи 4 настоящего Закона и приложение 2), расходам (часть первая статьи 1, абзац третий статьи 4 настоящего Закона и приложение 3) и источникам финансирования дефицита (направлениям использования профицита) (часть вторая статьи 1 настоящего Закона и приложение 1).

Статья 11. Установить, что в 2023 году:

1. Республиканский дорожный фонд формируется в сумме 529 114 472 рублей согласно приложению 10.

Использование средств республиканского дорожного фонда (с учетом направления средств республиканского бюджета в сумме 488 016 163 рублей) осуществляется в сумме 1 017 130 635 рублей согласно приложению 10.

Распорядителями средств республиканского дорожного фонда являются Министерство транспорта и коммуникаций, областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Распределение расходов фонда между получателями средств осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций, областными и Минским городским исполнительными комитетами.

2. Правительство Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право перераспределять объемы средств по направлениям их использования в пределах общих годовых бюджетных назначений, установленных Министерству транспорта и коммуникаций на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог.

3. Средства республиканского дорожного фонда, предусмотренные областным исполнительным комитетам, направляются на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, полученным в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 августа 2017 г. №307 "О финансировании строительства дорог и Минского метрополитена", строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, а предусмотренные Минскому городскому исполнительному комитету, – на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных улиц радиального направления и Минской кольцевой автомобильной дороги.

Перечни объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, указанных в части первой настоящего пункта, и объемы их финансирования устанавливаются областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством финансов.

Статья 12. Утвердить на 2023 год:

лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 19,2 млрд. рублей;

лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 8,8 млрд. рублей;

лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 20,2 млрд. долларов США;

лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 2,3 млрд. долларов США;

перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета, согласно приложению 11.

В случае превышения фактических размеров внутреннего и (или) внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении новых гарантий не принимаются.

Статья 13. Установить, что в 2023 году:

1. Платежи в иностранной валюте, произведенные из республиканского и местных бюджетов в соответствии с предоставленными гарантиями Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам в иностранной валюте, выданным банками Республики Беларусь, взыскиваются с кредитополучателей в установленном порядке с взиманием процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы платежа.

2. При неисполнении заемщиком, пользователем внешнего займа, органом-поручителем (при его наличии) в установленные сроки обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, эти обязательства исполняются Министерством финансов с последующим возмещением в республиканский бюджет заемщиком, пользователем внешнего займа произведенных этим Министерством платежей с уплатой процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы задолженности.

В случае невозмещения заемщиком, пользователем внешнего займа в установленные сроки в республиканский бюджет произведенных Министерством финансов платежей по исполнению обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, этим Министерством взыскивается в установленном порядке со счетов заемщика, пользователя внешнего займа сумма задолженности по указанным платежам с взиманием процентов по ставке 15 процентов годовых от суммы задолженности.

3. За предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и по внешним займам взимается плата в размере 1 процента от суммы кредита (займа), если иное не установлено законодательными актами.

За предоставление средств внешних государственных займов пользователи этих займов уплачивают в республиканский бюджет единовременно 0,25 процента от суммы займа, если иное не установлено законодательными актами.

Обслуживание внешних государственных займов, погашаемых за счет бюджетных средств, производится банками-агентами с выплатой им вознаграждения в размере 0,02 процента от суммы каждого платежа за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.

4. При нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных решением Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь и договором сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды начисляются пени:

по бюджетному займу – в размере процентов за пользование бюджетным займом, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;

по бюджетной ссуде – в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день возникновения задолженности.

Начисление пеней при нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

5. Привлечение внешних государственных займов Республикой Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь в целях предоставления их пользователям внешних займов отражается в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета.

Предоставление средств внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь, пользователям внешних займов отражается в порядке, определяемом Министерством финансов:

в расходах республиканского бюджета – при отсутствии обязательств у пользователей внешних займов по перечислению в республиканский бюджет средств в счет исполнения обязательств по этим внешним государственным займам;

в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета – при наличии обязательств у пользователей внешних займов по перечислению в республиканский бюджет средств в счет исполнения обязательств по этим внешним государственным займам.

Статья 14. Установить, что в 2023 году бюджетные кредиты предоставляются:

областным бюджетам и бюджету г. Минска по решению Правительства Республики Беларусь – на реализацию инвестиционных проектов и программ с установлением процентной ставки за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом;

областным бюджетам, бюджету г. Минска и бюджету государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по решению Министерства финансов – на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов, бюджета г. Минска и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, без взимания процентов за пользование кредитом.

При превышении на 1 января текущего года суммарного размера лимитов долга органов местного управления и самоуправления областного территориального уровня и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, устанавливаемых в соответствии с частью пятой пункта 4 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предоставление бюджетных кредитов областным бюджетам и бюджету г. Минска, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, осуществляется с установлением процентной ставки за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом.

Статья 15. Установить, что в 2023 году:

1. Средства, получаемые:

Департаментом по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям от выпуска и заимствования материальных ценностей мобилизационного материального резерва, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а также от штрафов и пеней за нарушение требований законодательства по операциям с этими материальными ценностями в объемах, необходимых для финансирования операций с материальными ценностями мобилизационного материального резерва, остаются в его распоряжении и используются в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям по согласованию с Министерством финансов;

Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур), остаются в его распоряжении и после налогообложения используются в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям по согласованию с Министерством финансов;

находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в том числе воинскими частями внутренних войск Министерства внутренних дел, от осуществления приносящей доходы деятельности (за исключением средств, получаемых в соответствии с частью первой настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона), после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством.

2. В счет компенсации расходов республиканского бюджета в республиканский бюджет зачисляются средства согласно приложению 12.

Средства, указанные в части первой настоящего пункта, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату средств, указанных в приложении 12, поступившая получателям этих средств, перечисляется дополнительно к причитающейся к уплате в республиканский бюджет сумме средств в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Контроль за своевременным и полным перечислением в республиканский бюджет средств в соответствии с частями первой и третьей настоящего пункта осуществляется получателями этих средств.

При нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в республиканский бюджет начисляются и перечисляются в республиканский бюджет пени в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день возникновения обязательства по перечислению.

Начисление пеней при нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в республиканский бюджет производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их перечислению, по день перечисления включительно.

3. На едином казначейском счете учитываются средства согласно приложению 13.

Статья 16. Установить, что в 2023 году:

1. Нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 2023 года, о выделении бюджетных средств обеспечиваются финансированием из республиканского и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных в расходах соответствующих бюджетов.

2. Перечни строек и объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития, резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда в части строительства и реконструкции республиканских автомобильных дорог, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных земель, определяются государственной инвестиционной программой, утверждаемой Президентом Республики Беларусь.

В перечни строек и объектов, указанные в части первой настоящего пункта, не включаются объекты:

инфраструктуры национальных парков, Березинского биосферного заповедника;

возводимые за счет средств, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. №429 "О передаче республиканского унитарного предприятия "Белорусские лотереи" в подчинение Управления делами Президента Республики Беларусь";

предусмотренные Государственной программой "Аграрный бизнес" на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. №59;

предусмотренные Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. №348;

предусмотренные государственными программами в области национальной обороны;

возводимые за счет установленных Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №240 "О плате за использование радиочастотного спектра" ежегодной и разовой платы за использование радиочастотного спектра, а также платы за выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых для оказания услуг электросвязи общего пользования;

финансируемые за счет средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей.

3. Расходы на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей к работе в летний период финансируются за счет средств республиканского бюджета.

Статья 17. Установить, что в 2023 году:

1. Правительство Республики Беларусь вправе принимать решения:

о выделении из республиканского бюджета средств, предусмотренных на финансирование расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;

об оплате в установленном законодательством порядке расходов на командировки за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на иные общегосударственные вопросы, в сумме 2 000 000 рублей сверх средств, запланированных на эти цели распорядителям бюджетных средств по ведомственной классификации расходов бюджета.

2. Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеют право вносить изменения:

в расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета в части расходов на финансирование государственной инвестиционной программы, резервных фондов в пределах утвержденного годового размера;

в расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной классификации расходов бюджета;

в доходы и расходы республиканского бюджета в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №240.

3. Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право:

3.1. вносить изменения в расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 13 настоящего Закона;

3.2. вносить изменения в доходы и расходы республиканского бюджета в части поступления средств в республиканский бюджет от уплаты вывозных таможенных пошлин и использования этих средств в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 2021 г. №305 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин" по направлениям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

3.3. осуществлять возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей для реализации в рамках государственных программ инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение себестоимости, на основании решений конкурсных комиссий об определении победителя (победителей) конкурса на оказание такой государственной финансовой поддержки и заключенных между заказчиками государственных программ и победителем (победителями) конкурса договоров в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на эти цели.

4. В процессе исполнения республиканского бюджета распорядители бюджетных средств в части расходов:

4.1. на научную, научно-техническую и инновационную деятельность для реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры имеют право вносить изменения в расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по экономической классификации расходов бюджета в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в приложении 6, с учетом норм, установленных абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи республиканского бюджета;

4.2. на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, средства массовой информации, социальную защиту, оборону и Вооруженные Силы Республики Беларусь, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (за исключением расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также в части расходов, указанных в подпункте 4.1 настоящего пункта) имеют право вносить изменения по получателям бюджетных средств в расходы по экономической классификации расходов бюджета в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, оплату геологоразведочных услуг, оплату услуг по типовому проектированию, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, командировки и служебные разъезды в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной классификации расходов бюджета, предусмотренных этим распорядителям в приложении 3, программной классификации расходов бюджета, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи республиканского бюджета.

5. За счет средств республиканского бюджета осуществляется закупка транспортных средств по перечням, устанавливаемым областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с соответствующими государственными органами, указанными в абзацах втором–пятом настоящей части (далее – перечни транспортных средств):

Министерством здравоохранения – автомобилей скорой медицинской помощи на сумму 69 750 000 рублей;

Министерством образования – школьных автобусов на сумму 24 840 000 рублей;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 года №231-З
"О республиканском бюджете на 2023 год"

О документе

Номер документа:231-З
Дата принятия: 30.12.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2023
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 4 января 2023 года, 2/2951

Примечание к документу

В соответствии со статьей 27 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статьи 1–25 – с 1 января 2023 года;

- иные положения – после официального опубликования настоящего Закона - с 5 января 2023 года.