База данных

Дата обновления БД:

22.04.2021

Добавлено/обновлено документов:

27 / 148

Всего документов в БД:

106881

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 24 февраля 2021 года №103

О Государственной программе "Энергосбережение" на 2021-2025 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу "Энергосбережение" на 2021-2025 годы (далее - Государственная программа) (прилагается).

2. Заказчикам Государственной программы представлять в Государственный комитет по стандартизации информацию о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения, показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе и по доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе по итогам за квартал - до 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 29 января следующего за отчетным года;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов по итогам за квартал - до 18-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 25 февраля следующего за отчетным года.

3. Государственному комитету по стандартизации представлять в Совет Министров Республики Беларусь аналитическую информацию о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения, показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе и по доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе - ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов - ежеквартально до 27-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Возложить персональную ответственность за выполнение целевых показателей, своевременную и качественную реализацию мероприятий, целевое и эффективное использование предусмотренных на их реализацию финансовых средств на руководителей государственных органов, являющихся заказчиками Государственной программы.

5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 года №103

Государственная программа "Энергосбережение" на 2021-2025 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа разработана с учетом цели социально-экономического развития страны по снижению зависимости экономики от углеводородов и повышению энергоэффективности и направлена на повышение эффективности производственной сферы национальной экономики и укрепление энергетической безопасности Республики Беларусь.

Стратегическими задачами в сфере энергосбережения являются:

снижение зависимости Республики Беларусь от импортируемых энергоресурсов за счет максимально возможного вовлечения в топливно-энергетический баланс страны собственных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), включая возобновляемые источники энергии (далее - ВИЭ);

сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны и сближение энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Республики Беларусь по паритету покупательной способности со среднемировым значением этого показателя.

За четырехлетний период реализации Государственной программы "Энергосбережение" на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. №248 (далее - Государственная программа на 2016-2020 годы), проделана значительная работа по повышению эффективности использования ТЭР и вовлечению в топливный баланс местных ТЭР, в том числе ВИЭ.

По данным Международного энергетического агентства, в 2018 году энергоемкость ВВП Беларуси составила 0,15 т нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США ВВП по паритету покупательной способности в ценах 2015 года и снижена более чем в 2 раза по отношению к 2000 году.

Энергоемкость ВВП Республики Беларусь по отношению к уровню энергоемкости ВВП развитых стран со сходными климатическими условиями улучшилась по сравнению с Канадой (0,18 т нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США ВВП по паритету покупательной способности в ценах 2015 года) и приблизилась к аналогичному показателю Финляндии (0,14 т нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США ВВП по паритету покупательной способности в ценах 2015 года). Среди промышленно развитых соседних стран СНГ энергоемкость ВВП Беларуси ниже на 30 процентов по отношению к аналогичному показателю Российской Федерации и на 40 процентов - Украины.

Объем экономии ТЭР за счет реализации мероприятий по энергосбережению в целом по республике составил 4,1 млн. т у.т., что эквивалентно экономии потребления импортируемого топлива в объеме около 3,5 млрд. куб. метров.

Основной объем экономии ТЭР получен за счет внедрения в производство современных энергоэффективных и повышения эффективности действующих технологий, оборудования и материалов (27 процентов от общей экономии). Мероприятия по вовлечению в топливно-энергетический баланс страны таких возобновляемых источников энергии, как энергия воды, ветра, солнца, а также отходов собственного производства позволили сэкономить более 400 тыс. т у.т., или 10,5 процента от общей экономии ТЭР в стране.

Доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР достигла 16,5 процента и увеличилась на 2,3 процента к уровню 2015 года. Доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР достигла 7,1 процента и увеличилась на 1,5 процента к уровню 2015 года. Наряду с такими традиционными для нашей страны местными видами ТЭР, как древесное топливо, торф, значительного роста достигли нетрадиционные возобновляемые источники энергии - биогаз (5-кратное увеличение потребления к уровню 2010 года), ветро-, гидро- и солнечная энергия (15-кратное увеличение выработки электрической энергии к уровню 2010 года).

Благодаря планомерно проводимой работе по рациональному использованию ТЭР на предприятиях республики обеспечено снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции.

Снизились удельные расходы топлива к уровню 2015 года на такую энергоемкую продукцию, как минеральные удобрения, стекло, картон, тракторы, ткани. При этом по отдельным видам продукции снижение энергоемкости составило более 20 процентов: химические волокна и нити, автомотошины, смолы синтетические, пластмассы.

В целях повышения энергетической безопасности и энергетической независимости в Республике Беларусь в 2016-2019 годах введены в эксплуатацию:

106 энергоисточников на местных ТЭР суммарной установленной электрической мощностью 2,69 МВт, тепловой - 340,24 МВт, в том числе 2 мини-ТЭЦ на местных видах топлива суммарной установленной электрической мощностью 2,69 МВт, тепловой - 24,5 МВт;

17 фотоэлектрических станций суммарной электрической мощностью 141,8 МВт;

4 гидроэлектростанции суммарной установленной мощностью около 61,8 МВт;

36 ветроэнергетических установок суммарной установленной мощностью 56,9 МВт;

14 биогазовых комплексов суммарной установленной электрической мощностью 13,6 МВт.

В рамках реализации Государственной программы на 2016-2020 годы проводилась активная работа по пропаганде рационального использования ТЭР, в том числе путем:

организации и проведения республиканских конкурсов в области энергосбережения, в том числе республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости "Энергомарафон", международного конкурса энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

издания ежемесячного специализированного научно-практического журнала "Энергоэффективность", учебно-методической литературы, плакатов и другой наглядной агитации по энергосбережению;

проведения семинаров, конференций, круглых столов по наиболее интересующим темам и направлениям;

представления на специализированных форумах и выставках результатов работы в области энергосбережения;

создания социальной рекламы, научно-популярных и информационно-пропагандистских фильмов об энергосбережении.

Результаты работы в сфере энергосбережения позволят смягчить, но не устранить трудности по обеспечению энергоносителями.

В складывающейся экономической ситуации необходимо активизировать работу по реализации государственной политики по повышению энергетической эффективности социально-экономического комплекса, предусматривающую жесткую экономию ТЭР, снижение затрат на единицу производимой продукции, в том числе тепловой и электрической энергии.

Основными мерами по повышению энергоэффективности и энергетической самостоятельности страны являются реализация комплекса мероприятий по энергосбережению, в том числе в рамках международных проектов, мероприятий по увеличению потребления электрической энергии во всех отраслях национальной экономики, строительство энергоисточников на местных видах топлива, в том числе ВИЭ, внедрение системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.

Реализация Государственной программы позволит обеспечить в 2021-2025 годах взаимоувязанную деятельность по энергосбережению республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее, если не указано иное, - государственные органы).

Глава 2. Цели, задачи и структура Государственной программы

Целями Государственной программы являются:

сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны;

дальнейшее увеличение использования местных ТЭР, в том числе ВИЭ.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

в рамках подпрограммы 1 "Повышение энергоэффективности" обеспечить экономию ТЭР;

в рамках подпрограммы 2 "Развитие использования местных ТЭР, в том числе ВИЭ" увеличить долю местных ТЭР, в том числе долю ВИЭ в валовом потреблении ТЭР.

Сводным целевым показателем Государственной программы является снижение энергоемкости ВВП к 2026 году не менее чем на 7 процентов к уровню 2020 года при темпах роста ВВП в 2021-2025 годах 121,5 процента.

Подпрограммами предусматриваются следующие целевые показатели в целом по республике:

объем экономии ТЭР - 2,5-3,0 млн. т у.т.;

обеспечение к 2026 году отношения объема производства (добычи) первичной энергии (без учета атомной энергии) к валовому потреблению ТЭР (далее - доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР) не менее 16,1 процента;

увеличение к 2026 году отношения объема производства (добычи) первичной энергии из ВИЭ (далее - доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР) к валовому потреблению ТЭР 7-8 процентов.

Указанные цели и задачи Государственной программы направлены на достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года №70/1 "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", в том числе Цели 7 "Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех" в части развития ВИЭ и снижения энергоемкости ВВП.

Сведениями о сводном целевом и целевых показателях Государственной программы согласно приложению 1 предусматриваются сопоставимость сводного целевого и целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития (таблица 1), а также значения таких показателей (таблица 2).

Ответственным заказчиком Государственной программы является Государственный комитет по стандартизации.

Заказчиками Государственной программы являются Государственный комитет по стандартизации, Министерство энергетики, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный пограничный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, облисполкомы и Минский горисполком.

Государственная программа носит межотраслевой характер, и реализация мероприятий, направленных на выполнение ее задач и целевых показателей, осуществляется посредством взаимоувязанной деятельности по энергосбережению государственных органов в рамках выполнения общего комплекса мероприятий, сведения о которых представлены согласно приложению 2, в том числе комплекса мероприятий Государственной программы (таблица 1) и мероприятий, выполняемых в рамках других государственных программ в соответствующих сферах деятельности, основной деятельности организаций, финансируемых из республиканского бюджета (таблица 2).

Глава 3. Финансовое обеспечение Государственной программы

Источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе предусмотренные на финансирование Государственной программы), собственные средства организаций, кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", иные источники, не запрещенные законодательством (в том числе средства внебюджетных инвестиционных фондов, международных финансовых организаций, гранты, иностранные инвестиции).

Для финансирования общего комплекса мероприятий за счет всех источников потребуется 4 213 536 000 рублей, в том числе в 2021 году - 808 422 000 рублей, в 2022 году - 962 683 000 рублей, в 2023 году - 739 332 000 рублей, в 2024 году - 841 455 000 рублей, в 2025 году - 861 644 000 рублей.

Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий Государственной программы (таблица 1) и общего комплекса мероприятий Государственной программы (таблица 2) приведены в сведениях об объемах и источниках финансирования согласно приложению 3.

Закупка отечественного оборудования осуществляется при реализации в рамках Государственной программы мероприятий по строительству энергоисточников на местных ТЭР по результатам проведения процедур закупок в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международными правилами проведения закупок, применяемыми при реализации международных проектов. Объемы и источники финансирования перспективного плана закупки таких товаров определены согласно приложению 4.

Капитальные вложения по перечню объектов по внедрению тепловых насосов согласно приложению 5 и в соответствии с показателями ввода в эксплуатацию энергоисточников на местных ТЭР согласно приложению 6 будут обеспечиваться в рамках региональных комплексов мероприятий (региональных программ) и региональных инвестиционных программ.

Глава 4. Основные риски при выполнении Государственной программы. Механизмы управления рисками

На достижение целей Государственной программы и выполнение ее задач могут оказывать влияние различные риски, в том числе:

риски макроэкономического характера: снижение относительно плановых значений темпов роста экономики, темпов роста производства продукции (работ, услуг) в различных секторах экономики, инвестиционной активности субъектов хозяйствования, рост стоимости ТЭР и тарифов на энергию;

финансовые риски, вызванные недостаточностью и (или) несвоевременностью финансирования, высокой закредитованностью и недостаточностью оборотных средств у исполнителей мероприятий;

правовые риски, связанные с изменением законодательства.

Основными механизмами управления рисками при реализации Государственной программы в целях минимизации последствий их наступления являются:

своевременная корректировка сводных целевых и целевых показателей, характеризующих достижение целей и задач Государственной программы, а также мероприятий с учетом макроэкономических показателей;

своевременный учет планируемых изменений в законодательстве;

своевременное планирование и отбор исполнителей мероприятий;

обеспечение своевременного и эффективного использования средств для реализации мероприятий Государственной программы;

привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников финансирования;

ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, при изменении макроэкономических показателей, применяемых в расчетах;

определение приоритетов для первоочередного финансирования мероприятий Государственной программы;

корректировка Государственной программы в соответствии с фактическим объемом финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Государственной программы;

проведение систематического мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;

информационное обеспечение, изучение зарубежного опыта, обмен наилучшими практиками, приобретенными при реализации мероприятий, аналогичных включенным в Государственную программу;

подготовка, переподготовка руководящих кадров, повышение квалификации специалистов, участвующих в реализации Государственной программы.

В случае невыполнения мероприятий Государственной программы в полном объеме в последний год ее реализации завершение выполнения данных мероприятий осуществляется в рамках Государственной программы в сфере энергосбережения на следующую пятилетку.

Глава 5. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется на основе анализа достижения значений сводного целевого и целевых показателей, освоения выделенных финансовых средств, а также путем сравнения фактически достигнутых значений сводного целевого и целевых показателей, характеризующих задачи Государственной программы, с их утвержденными значениями.

Для оценки степени достижения целей Государственной программы и решения задач подпрограмм определяется степень достижения планового значения каждым сводным целевым показателем.

Степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя), желаемой тенденцией которого является увеличение значения, рассчитывается по формуле

СДпз = ЗПпф / ЗПпп,

где СДпз - степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпф - фактически достигнутое на конец отчетного периода значение сводного целевого показателя (целевого показателя);

ЗПпп - плановое значение сводного целевого показателя (целевого показателя).

На эффективность выполнения Государственной программы существенное влияние может оказывать недостижение запланированного темпа роста ВВП, с учетом выполнения которого рассчитан сводный целевой показатель по снижению энергоемкости ВВП.

Количественный учет фактора риска, связанного с недостижением планируемого темпа роста ВВП, осуществляется путем расчета приведенного значения данного показателя по снижению энергоемкости ВВП по формуле

Формула 1 к Пост. №103

где эеприв - приведенный по фактору риска "недостижение планируемого темпа роста ВВП" показатель "Снижение энергоемкости ВВП";

эеф - фактическое значение показателя энергоемкости ВВП;

Формула 2 к Пост. №103

- плановый темп роста ТЭР в отчетном периоде с учетом влияния планового темпа роста ВВП;

Формула 3 к Пост. №103

- плановый темп роста ВВП отчетного периода;

Формула  к Пост. №103

- фактический темп изменения ТЭР в отчетном периоде с учетом влияния фактического темпа изменения ВВП;

Формула 5 к Пост. №103

- фактический темп изменения ВВП отчетного периода.

Плановый темп роста ТЭР в отчетном периоде с учетом влияния плановых темпов роста ВВП рассчитывается по формуле

Формула 5 к Пост. №103

где VВПТЭР - объем валового потребления ТЭР базисного периода;

k = 0,33 - коэффициент зависимости роста валового потребления ТЭР от темпа роста ВВП на 1 процент (согласно выводам научно-исследовательской работы НИЭИ Министерства экономики "Провести факторный анализ выполнения задания по снижению энергоемкости ВВП в 2011 году. Разработать предложения по методике расчета показателей по энергосбережению, обеспечивающих выполнение задания по снижению энергоемкости ВВП").

Фактический темп изменения потребления ТЭР в отчетном периоде с учетом влияния фактических темпов изменения ВВП рассчитывается аналогично плановому темпу роста ТЭР.

Далее расчет степени достижения планового значения сводного целевого показателя по снижению энергоемкости ВВП осуществляется с использованием приведенных планового и фактического значений данного показателя.

Степень достижения цели Государственной программы и решения задач подпрограмм рассчитывается по формуле

Формула61 к Пост. №103

где CP - степень решения задач Государственной программы;

СДпз - степень достижения планового значения сводного целевого показателя (целевого показателя);

N - количество сводных целевых и целевых показателей.

Если значение СР больше 1, то при расчете эффективности реализации Государственной программы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) оценивается по формуле

Формула  к Пост. №103

где ЭР - эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы);

Фф - объем фактически освоенных средств на реализацию Государственной программы (подпрограммы) в отчетном году;

Фп - объем запланированных средств на реализацию Государственной программы (подпрограммы) в отчетном году.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 года №103
"О Государственной программе "Энергосбережение" на 2021-2025 годы"

О документе

Номер документа:103
Дата принятия: 24/02/2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28/02/2021
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 27 февраля 2021 года, 5/48822

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 28 февраля 2021 года  и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 года.