База данных

Дата обновления БД:

25.07.2017

Добавлено/обновлено документов:

32 / 78

Всего документов в БД:

75821

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 декабря 2015 года №1080

О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)

В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения качества управления государственными финансами Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Определить стратегию реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь согласно приложению.

2. Создать межведомственный совет по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь;

состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Приложение

к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 года №1080

Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.

Министерством финансов совместно с экспертами Всемирного банка в сентябре-октябре 2013 г. проведена оценка эффективности управления государственными финансами в Республике Беларусь в 2010-2012 годах на основе международной методологии PEFA, основными задачами которой являлись получение целостной информации об эффективности управления государственными финансами и определение направлений реформирования. Данная оценка проводилась в Республике Беларусь во второй раз (впервые - в 2009 году) и позволила определить произошедшие изменения.

По результатам оценки сформирован отчет "Государственные расходы и финансовая подотчетность" за 2010-2012 годы (далее - отчет ГРФП), включающий 28 показателей, которые объединены в шесть блоков:

реалистичность бюджета;

полнота и прозрачность;

составление бюджета в соответствии с целями политики;

предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета;

учет, ведение документации и отчетность;

внешний контроль и аудит.

Результаты оценки приведены согласно приложению.

Для проведения оценки использовались нормативные правовые акты, бюджетная, методическая и иная документация, отчетность, информация, предоставленная Министерством финансов и другими государственными органами и организациями*, а также отчет по результатам оценки 2009 года, отчеты, подготовленные Всемирным банком, Международным валютным фондом.

______________________________

* Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Министерство экономики, Национальный статистический комитет, Министерство по налогам и сборам, Министерство юстиции, Государственный таможенный комитет, Министерство промышленности, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Минский облисполком (главное финансовое управление).

Отчет ГРФП стал основой для определения приоритетных направлений реформ, подготовки настоящей стратегии и реализации за счет средств гранта Трастового фонда для оказания технической помощи странам региона Европы и Центральной Азии по вопросам управления государственными финансами проекта международной технической помощи "Повышение эффективности и прозрачности системы управления государственными финансами в Республике Беларусь" (одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. №369 "Об одобрении программы и проектов международной технической помощи" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2014, 5/38738).

Средства указанного гранта в настоящее время направляются на закупку консультационных услуг для оказания Министерству финансов международной технической помощи в выполнении наиболее важных направлений настоящей стратегии, а также наращивание потенциала для проведения будущих реформ в рамках реализации этого проекта.

Настоящая стратегия направлена на проведение ряда реформ в средне- и долгосрочной перспективе, повышение эффективности и прозрачности национальной системы управления государственными финансами, в том числе с учетом изучения опыта других стран, включая страны Европейского союза, Евразийского экономического союза.

При выработке направлений реформирования системы управления государственными финансами помимо оценки, содержащейся в отчете ГРФП, учитывались и другие факторы, такие как политическая и экономическая ситуация, законодательные, административные и другие особенности. Следует отметить, что невысокая оценка показателей сама по себе не являлась основанием для включения соответствующего направления в приоритеты реформирования. Принимались во внимание его важность в нынешних условиях, сложность и потенциальные временные рамки реализации, а также связь с эффективностью по другим направлениям.

(В главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Основная цель и задачи настоящей стратегии

Основной целью настоящей стратегии является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами.

Важнейшими задачами настоящей стратегии являются:

повышение реалистичности бюджета и его составление в соответствии с целями государственной политики посредством повышения обоснованности прогнозов основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, используемых для подготовки республиканского и местных бюджетов, совершенствования оценки доходов бюджета, определения и измерения налоговых льгот, внедрения действенной системы среднесрочного планирования бюджета и бюджетирования, ориентированного на результаты;

достижение прозрачности и полноты бюджета путем совершенствования бюджетной классификации с учетом используемых в международной практике принципов и стандартов, интегрирования в общий бюджетный процесс принятия решений по государственным капитальным вложениям, оптимизации межбюджетных отношений, разработки эффективной и действенной системы управления внебюджетными средствами сектора государственного управления, совершенствования механизмов управления государственным долгом, формирования общедоступных информационных ресурсов;

предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета за счет консолидации государственных средств в рамках интегрированной единой системы счетов, повышения эффективности учета и контроля в процессе исполнения бюджетных обязательств, создания современной эффективной торговой платформы государственных закупок;

совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления путем ее сближения с международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе (далее - МСФООС);

внедрение качественно нового подхода к организации внутреннего финансового контроля, где помимо проверки законности и целевого использования государственных средств должен осуществляться аудит эффективности, направленный на проверку экономичности и результативности государственного управления;

разработка новой интегрированной информационной системы управления государственными финансами (далее - ИИСУГФ) путем создания единого информационного пространства в сфере управления государственными финансами, поддержки единой методологии планирования, исполнения бюджета, ведения бухгалтерского и кадрового учета на всех уровнях бюджетной системы Республики Беларусь.

Настоящая стратегия ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов совершенствования системы управления государственными финансами, которые будут детализироваться и реализовываться посредством принятия концепций и (или) нормативных правовых актов.

По мере разработки указанных документов и при более глубоком анализе причин, лежащих в основе низкой эффективности отдельных параметров управления, предусматривается также подготовка соответствующих планов обучения государственных служащих, иных специалистов в целях эффективного выполнения задач настоящей стратегии.

Глава 3. Повышение реалистичности бюджета и его формирование в соответствии с целями государственной политики

Повышение обоснованности прогнозов основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь

В настоящее время порядок разработки и требования к содержанию государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., №20, ст. 222). Действующая система государственного прогнозирования была создана в переходных условиях и адаптирована к специфике национальной экономики. Однако за 17 лет применения указанного Закона ситуация в экономике страны и за ее пределами существенно изменилась. Государственное прогнозирование, основанное на реализации программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и в меньшей степени на текущей или складывающейся экономической ситуации в стране, приводит к тому, что планирование бюджета осуществляется, как правило, с учетом корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях отсутствия действенных механизмов перераспределения бюджетных ресурсов, а исполнение бюджета - с постоянными корректировками в течение года.

Требуется изменение подходов к разработке и уточнению макроэкономических прогнозных параметров, своевременное принятие мер реагирования, адекватных складывающейся ситуации, повышение качества прогнозов. Назрела необходимость актуализации законодательства о прогнозировании, упорядочения документов планирования, повышения гибкости и эффективности прогнозирования в новых условиях, усиления стратегического и целеориентирующего характера прогнозов.

От эффективности преобразований в системе государственного прогнозирования зависит реализация иных направлений настоящей стратегии, а именно внедрение среднесрочного планирования бюджета, ориентированного на результаты, совершенствование механизмов управления государственным долгом, а также гармонизация с системами государственного прогнозирования в странах - участницах Евразийского экономического союза.

Принципиально важно, чтобы положенные в основу бюджета макроэкономические прогнозы опирались на совокупность согласованных предположений, которые должны быть правдоподобными и иметь максимальный уровень точности. Это обеспечит прочную базу для планирования бюджетных расходов, в том числе на среднесрочную перспективу.

Для подготовки бюджета на среднесрочную перспективу предусматривается ежегодная разработка прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, а также определение порядка разработки сценарных условий по четко установленному перечню прогнозных показателей и выбора варианта прогноза, параметры которого должны применяться при составлении прогнозов доходов, расходов бюджета, государственного долга, механизмов его уточнения и корректировки.

Необходимо, чтобы разрабатываемые прогнозы основывались на реалистичных оценках, всей имеющейся информации и применялись последовательно, чтобы подготовка макроэкономических прогнозов рассматривалась как непрерывный процесс, методология совершенствовалась и актуализировалась с течением времени. Значительную роль в повышении качества прогнозирования должно сыграть укрепление кадрового и технического потенциала соответствующих служб Министерства экономики и его научно-исследовательского экономического института.

Отсутствие реальных макроэкономических прогнозов, а также синхронности в изменении всех законодательных актов, влияющих на бюджетный процесс, не позволит осуществить качественный переход на среднесрочное планирование бюджета на практике. Если макроэкономические прогнозы будут излишне оптимистичны, они приведут к чрезмерным ожиданиям относительно доходов бюджета, на основании чего будут утверждены новые направления расходов (государственные программы и подпрограммы), которые впоследствии не будут профинансированы. Это одна из основных проблем при составлении бюджета во многих странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР*). Для ее решения наряду с использованием технических моделей уделяется внимание развитию институциональных механизмов, обеспечивающих надежность макроэкономических прогнозов, используемых при составлении бюджета. При этом в разработке прогнозов участвуют не только специально созданные для этих целей государственные учреждения, но и организации из коммерческого сектора.

______________________________

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь Глава 1. Общие положения Глава 2. Основная цель и задачи настоящей стратегии Глава 3. Повышение реалистичности бюджета и его формирование в соответствии с целями государственной политики Глава 4. Полнота бюджета и его прозрачность Глава 5. Предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета Глава 6. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления Глава 7. Внедрение качественно нового подхода к организации финансового контроля и аудита Глава 8. Разработка новой интегрированной информационной системы управления государственными финансами Глава 9. Этапы реформирования системы управления государственными финансами и ресурсное обеспечение проводимых реформ Приложение Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь Состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 года №1080
"О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:1080
Дата принятия: 23/12/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:10/01/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 9 января 2016 года, 5/41476.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 10 января 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 12/01/2017  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики... № 22 от 12/01/2017
Вступила в силу с: 23/01/2017


Первоначальная редакция от 23/12/2015