Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
Неофициальный перевод
Документ переопубликован, смотри Справку
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 сентября 2017 года №174
Об энергетике
(В редакции Законов Республики Молдова от 26.04.2018 г. №74, 27.07.2018 г. №172, 08.11.2018 г. №238, 16.12.2020 г. №257, 30.09.2021 г. №121, 09.06.2022 г. №151 (вступил в силу 15.07.2023 г.), 15.07.2022 г. №155, 19.07.2022 г. №249, 16.03.2023 г. №52, 05.10.2023 г. №281)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон частично перелагает:
– Регламент (ЕС) №2018/1999 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2018 года по управлению энергетическим союзом и деятельностью по борьбе с изменением климата, изменяющий регламенты (ЕС) №663/2009 и (ЕС) №715/2009 Европейского парламента и Совета, директивы 94/22/ЕС, 98/70/ЕС, 2009/31/ЕС, 2009/73/ЕС, 2010/31/ЕС, 2012/27/ЕС и 2013/30/ЕС Европейского парламента и Совета, директивы Совета 2009/119/ЕС и (ЕС) 2015/652 и отменяющий Регламент (ЕС) №525/2013 Европейского парламента и Совета, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 328 от 21 декабря 2018 года, в версии, адаптированной и принятой Решением Совета министров Энергетического сообщества №D/2021/14/MC-EnC;
– Регламент (ЕС) №347/2013 Европейского парламента и Совета от 17 апреля 2013 года о руководящих принципах трансъевропейской энергетической инфраструктуры, отменяющий Решение №1364/2006/ЕС и изменяющий регламенты (ЕС) №713/2009, (ЕС) №714/2009 и (ЕС) №715/2009, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 115 от 25 апреля 2013 года, в версии, адаптированной и принятой решениями Совета министров Энергетического сообщества №D/2015/09/MC-EnC и №2021/11/MC-EnC, с учетом положений Регламента (ЕС) №2022/869 о руководящих принципах трансъевропейской энергетической инфраструктуры, изменяющего регламенты (ЕС) №715/2009, (ЕС) №2019/942 и (ЕС) №2019/943 и директивы 2009/73/ЕС и (ЕС) 2019/944, и отменяющий Регламент (ЕС) №347/2013.
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет закона
Настоящий закон устанавливает правовую базу организации, регулирования и обеспечения эффективного и надежного функционирования секторов энергетики.
Статья 2. Цель и сфера применения закона
(1) Целью настоящего закона является:
a) создание правовой базы организации и осуществления деятельности в секторах энергетики в условиях доступности, постоянного наличия, надежности, бесперебойности, конкурентности, качества и прозрачности;
b) установление основных условий, необходимых для обеспечения независимости регулирующего органа;
c) регулирование правоотношений между энергетическими предприятиями, между энергетическими предприятиями и потребителями, пользователями системы, а также между энергетическими предприятиями и центральными отраслевыми органами, другими органами центрального публичного управления, регулирующим органом, другими органами публичной власти, а также органами местного публичного управления;
d) создание необходимых условий для ограничения монопольной деятельности, для либерализации энергетических рынков, а также для развития конкуренции на энергетических рынках;
e) установление основных принципов обеспечения потребителей качественной энергией на справедливых, прозрачных и недискриминационных условиях;
f) создание правовой базы обеспечения энергетической безопасности страны;
g) создание механизма регулирования энергетики и действий в области климата;
h) создание нормативной базы для содействия развитию проектов энергетической инфраструктуры с трансграничным воздействием.
(2) Действие настоящего закона распространяется на:
a) организацию и функционирование регулирующего органа, а также условия осуществления его деятельности;
a-1) разработку программных документов в области энергетики;
b) государственный энергетический надзор;
c) организацию и осуществление деятельности в секторах энергетики;
d) учет энергии;
e) безопасность и охрану объектов энергетики;
e-1) развитие проектов, представляющих общий интерес, в рамках Энергетического сообщества, а также проектов, представляющих взаимный интерес;
f) защиту прав потребителей.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
потребитель – конечный потребитель электроэнергии, природного газа, потребитель тепловой энергии, потребитель других видов энергии;
разработчик проекта – разработчик проекта энергетической инфраструктуры, которым может быть:
a) оператор передающей системы, оператор распределительной системы или другой оператор либо инвестор, разрабатывающий проект, представляющий общий интерес в рамках Энергетического сообщества, или проект, представляющий взаимный интерес между Республикой Молдова и государством – членом Европейского Союза;
b) лицо, которое на основании договора о представительстве уполномочено представлять либо группу, состоящую из операторов передающих систем или операторов распределительных систем, или других операторов либо инвесторов, либо смешанную группу, состоящую из соответствующих лиц, и которое способно принимать на себя правовые и финансовые обязательства от имени членов группы, подписавших договор о представительстве;
распределитель тепловой энергии – теплоэнергетическое предприятие, осуществляющее деятельность по распределению тепловой энергии в соответствии с настоящим законом и Законом о тепловой энергии и продвижении когенерации №92/2014;
измерительное оборудование – узаконенные и поверенные прибор или система для измерения количества производимой, экспортируемой, импортируемой, передаваемой, распределяемой, хранимой, поставляемой и/или продаваемой энергии;
энергетика – отрасль национальной экономики, включающая следующие сектора: электроэнергетический, теплоэнергетический, сектор природного газа, сектор нефтепродуктов и сектор твердого и жидкого топлива;
энергия – энергетический продукт любого вида, топливо, электроэнергия, тепловая энергия, энергия из возобновляемых источников или любой другой вид энергии;
энергетическая инфраструктура – физическое оборудование или установка, относящиеся к предусмотренным в приложении категориям энергетической инфраструктуры, которые расположены в Республике Молдова или обеспечивают связь между Республикой Молдова и другими государствами, входящими в Энергетическое сообщество и/или между Республикой Молдова и государствами – членами Европейского Союза;
энергетическое предприятие – физическое лицо или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в Республике Молдова в качестве предприятия, осуществляющего по меньшей мере один из видов деятельности, регулируемых Законом об электроэнергии №107/2016, Законом о природном газе №108/2016, Законом о тепловой энергии и продвижении когенерации №92/2014, Законом о продвижении использования энергии из возобновляемых источников №10/2016 и Законом о рынке нефтепродуктов №461/2001 (далее – секторальные законы);
электротехническая лаборатория – лаборатория, авторизированная органом государственного энергетического надзора, наделенная правом проводить профилактические и пуско-наладочные замеры и испытания в электросетях и электроустановках;
объекты энергетики – производственные установки, электростанции, теплоцентрали, сети, установки, приборы, механизмы, оборудование и аппараты, которые совместно со зданиями и помещениями, в которых они установлены, используются для разведки, добычи, очистки, производства, передачи, распределения, хранения и/или продажи энергии;
задачи Энергетического сообщества в области энергии и климата на 2030 год – достижение показателей, рассчитанных на основе целей и задач, установленных на уровне каждого государства – участника Энергетического сообщества, следующим образом:
– минимальное сокращение на внутреннем уровне выбросов парниковых газов в масштабах всей экономики по сравнению с 1990 годом, которое должно быть достигнуто к концу 2030 года;
– достижение минимальной доли энергии из возобновляемых источников, потребляемой в Энергетическом сообществе, – в 2030 году;
– выполнение минимальной основной задачи по повышению энергетической эффективности – в 2030 году;
– выполнение других последующих задач;
системный оператор – оператор передающей системы, оператор распределительной системы электроэнергетического сектора, оператор передающей системы, оператор распределительной системы сектора природного газа, обладающие лицензией на осуществление соответствующих видов деятельности согласно Закону об электроэнергии №107/2016 и Закону о природном газе №108/2016;
политики и меры – совокупность инструментов, способствующих реализации задач, установленных в национальном интегрированном плане по энергии и климату, и/или выполнению обязательств, принятых на основании пунктов a) и b) части (2) статьи 4 Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, ратифицированной Постановлением Парламента №404/1995, включая те инструменты, главной задачей которых не является ограничение и сокращение выбросов парниковых газов или изменение энергетической системы;
проект, представляющий общий интерес в рамках Энергетического сообщества (проект ЭС), – проект, необходимый для реализации направлений и задач в приоритетных областях энергетической инфраструктуры, предусмотренных в приложении, и включенный в список проектов Энергетического сообщества, утвержденный Советом министров Энергетического сообщества;
проект, представляющий взаимный интерес (проект ВИ) – проект, продвигаемый Европейским Союзом совместно с третьими государствами на основании писем о поддержке со стороны правительств непосредственно затрагиваемых государств или на основании других соглашений, касающихся установок, которые входят в одну из категорий энергетической инфраструктуры, предусмотренных подпунктом а) пункта 1, подпунктом а) пункта 3, подпунктами а) или с) пункта 5 приложения, который способствует реализации задач Европейского Союза в области энергии и климата на 2030 год и задачи Европейского Союза по климатической нейтральности на 2050 год, и который включен в список проектов Европейского Союза;
ввод в действие – сдача в эксплуатацию энергетической установки после завершения ее строительства согласно проекту.
Глава II Административные компетенции. Государственный энергетический надзор. Государственный технический надзор в области промышленной безопасности
Статья 4. Компетенция Правительства
(1) В целях обеспечения функционирования и развития секторов энергетики Правительство:
a) определяет государственную политику в области энергетики и приоритетные направления ее развития;
b) утверждает энергетическую стратегию и другие программные документы, предусмотренные статьей 7-2, в порядке отступления от части (5) статьи 24 Закона о нормативных актах №100/2017;
c) утверждает государственные программы развития в области энергетики в соответствии со своей компетенцией;
d) создает необходимые предпосылки и условия развития, эффективного и устойчивого функционирования секторов энергетики;
e) обеспечивает энергетическую безопасность государства;
f) утверждает планы действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с секторальными законами;
g) устанавливает минимально необходимое количество резервов топлива для электростанций и теплоцентралей, работающих на ископаемом топливе;
h) продвигает интересы секторов энергетики на международном уровне;
i) продвигает региональное и международное сотрудничество в секторах энергетики.
(2) Для обеспечения устойчивого развития секторов энергетики, а также для усиления национальной энергетической безопасности Правительство вправе создавать специальные фонды или инвестиционные фонды.
(3) Правительство осуществляет и другие полномочия, установленные настоящим законом и секторальными законами.
Статья 5. Полномочия центрального отраслевого органа публичного управления в области энергетики
(1) Центральный отраслевой орган публичного управления в области энергетики (далее – центральный отраслевой орган в области энергетики) обладает следующими полномочиями:
a) разрабатывает и проводит государственную политику в области энергетики;
a-1) разрабатывает и продвигает проект положения о механизме регулирования энергетики и действий в области климата;
a-2) разрабатывает и реализует проект энергетической стратегии и национального интегрированного плана по энергии и климату;
b) разрабатывает перспективный энергетический баланс государства и публикует его на своей официальной веб-странице;
c) разрабатывает государственные программы развития в области энергетики;
d) разрабатывает и продвигает законодательные и нормативные акты в области энергетики, в том числе в контексте гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза;
e) осуществляет мониторинг реализации энергетической стратегии и национального интегрированного плана по энергии и климату, государственных программ развития и инвестиций в области энергетики, разрабатывает национальный интегрированный отчет по энергии и климату, предусмотренный статьей 7-3;
e-1) осуществляет мониторинг внедрения нормативных актов в области энергетики;
f) обеспечивает энергетическую безопасность государства посредством мониторинга и координирования процесса развития и надлежащего функционирования объектов энергетики;
g) продвигает в пределах своей компетенции региональное и международное сотрудничество в области энергетики, в том числе по стратегическим закупкам энергетических ресурсов, привлечению инвестиций, продлению межсистемных соединений и интеграции рынков секторов энергетики Республики Молдова в региональные и международные рынки;
h) управляет государственной собственностью в области энергетики.
i) - утратил силу.
(1-1) При разработке положения, предусмотренного пунктом a1) части (1), центральный отраслевой орган в области энергетики сотрудничает с центральным отраслевым органом публичного управления по природным ресурсам и окружающей среде, другими компетентными органами.
(2) Центральный отраслевой орган в области энергетики осуществляет и другие полномочия, предусмотренные настоящим законом и секторальными законами.
Статья 6. Компетенция органов местного публичного управления
(1) Органы местного публичного управления содействуют безопасному и эффективному обеспечению потребителей соответствующих населенных пунктов энергией.
(2) К компетенции органов местного публичного управления относятся:
a) строительство объектов энергетики местного значения, в том числе системы освещения;
b) решение вопросов предоставления участков для строительства и эксплуатации объектов энергетики;
c) передача системным операторам, распределителям тепловой энергии в пользование участков, необходимых для строительства и размещения, в том числе для реконструкции и переноса, сетей электропередачи и/или распределительных электросетей, передающих и/или распределительных сетей природного газа, тепловых сетей, а также для их эксплуатации, обслуживания, восстановления или модернизации;
d) выделение финансовых средств в пределах средств местных бюджетов на развитие в населенном пункте системы обеспечения потребителей энергией, а также системы общественного освещения;
e) координирование работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики;
f) предоставление в пределах средств местных бюджетов потребителям в населенном пункте компенсаций на оплату энергии;
g) обеспечение эксплуатации, обслуживания, восстановления, модернизации, строительства и, по обстоятельствам, реконструкции объектов энергетики, находящихся в публичной или частной собственности административно-территориальных единиц.
(3) Органы местного публичного управления осуществляют и другие полномочия, установленные настоящим законом и секторальными законами.
Статья 7. Государственный энергетический надзор и государственный технический надзор в области промышленной безопасности
(1) Государственный энергетический надзор обеспечивается Национальным агентством по регулированию в энергетике.
(2) Государственный технический надзор в области промышленной безопасности осуществляется Национальной инспекцией по техническому надзору в порядке и на условиях, установленных Законом о безопасном функционировании потенциально опасных производственных объектов и технических установок №151/2022.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 29 декабря 2023 года