Недействующая редакция. Принята: 04.05.2022 / Вступила в силу: 06.05.2022

Недействующая редакция, не действует с 9 июня 2022 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 23 марта 2022 года №60

Об особенностях исполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 08.04.2022 г. №69, 04.05.2022 г. №92)

Согласно статьям 7, 15, 44, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статье 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", статье 11 Закона Украины "О валюте и валютных операциях", Закону Украины "О санкциях", Закону Украины от 24 февраля 2022 года №2102-IX "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине"", Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине", с целью определения особенностей выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Банки Украины не осуществляют меры по проверке источников происхождения средств, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Закон о ПОД/ФТ) и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, в случае проведения финансовых операций по внесению клиентами средств наличными с целью их зачисления на:

1) счета Вооруженных Сил Украины для оказания помощи Вооруженным Силам Украины и на специальный счет, открытый Национальным банком Украины для сбора средств на поддержку Вооруженных Сил Украины;

2) текущий счет Министерства социальной политики Украины, открытый в Национальном банке Украины для благотворительной помощи и обеспечения поддержки наиболее уязвимых категорий населения;

3) счета банков Украины для приобретения облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации";

4) текущий счет клиента - физического лица в размере, который соответствует пороговой финансовой операции и указан в статье 20 Закона о ПОД/ФТ, если такой клиент не предоставил по требованию банка соответствующих документов или сведений.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 04.05.2022 №92)
(см. предыдущую редакцию)

1-1. Банкам запрещается осуществлять расходные операции (выдавать средства в наличной форме, проводить их перевод, другие расходные операции по счетам клиентов - физических лиц со средствами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящего постановления, кроме случаев перевода таких средств на счета, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего постановления.

Банк предварительно перед осуществлением клиентом финансовой операции по внесению средств в наличной форме на его текущий счет в размере, определенном в статье 20 Закона о ПОД/ФТ, уведомляет клиента об ограничении расходных операций со средствами в случае непредоставления клиентом по требованию банка документов или сведений, необходимых для установления источников их происхождения.

Банк самостоятельно в своих внутренних документах определяет случаи обязательного установления источников происхождения средств, перечень необходимых документов/сведений, которые должны предоставляться клиентом для выяснения источников их происхождения.

Банк обязан уведомить клиента средствами, определенными банком в его внутренних документах, с обязательным обеспечением доставки такого уведомления клиенту об условиях внесения наличных средств, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящего постановления, и ограничении на осуществление расходных операций, указанных в абзаце первом пункта 1-1 настоящего постановления.

Банк осуществляет контроль за целевым использованием средств, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящего постановления, зачисленных на текущий счет клиента, путем установления лимита на остаток средств на счете, который соответствует сумме внесенных на счет средств. Банк уменьшает установленный лимит на остаток средств на счете клиента на сумму перевода средств на счета, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего постановления.

Требования, предусмотренные в пункте 1-1 настоящего постановления, не применяются к случаям предоставления клиентом по запросу банка документов или сведений, необходимых банку для установления источников происхождения денежных средств, вносимых клиентом для проведения финансовой операции.

(Пункт 1-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 08.04.2022 №69)

1-2. Ответственный работник банка в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 9 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закона о ПОД/ФТ, издает внутреннее распоряжение о замораживании/размораживании активов, которое должно содержать:

1) дату и время принятия решения и его вид (замораживание или размораживание);

2) идентификационные данные лица, активы которого замораживаются/ размораживаются;

3) информацию относительно деловых отношений с клиентом (при наличии): номера и даты открытия счетов клиенту, суммы замороженных/размороженных активов в разрезе счетов (информация указывается по открытым на дату замораживания/размораживания счетам);

4) основания размораживания активов (в случае размораживания);

5) подпись ответственного работника банка.

Банк обеспечивает хранение распоряжений ответственного работника банка относительно замораживания/размораживания активов в отдельном деле не менее пяти лет в порядке, предусмотренном внутренними документами банка для хранения документов с ограниченным доступом.

Банк учитывает замороженные средства на счетах клиентов. Учет расчетных документов по заблокированным финансовым операциям вместе с распоряжениями о замораживании/размораживании соответствующих активов осуществляется на забалансовом счете 9809 А "Другие документы по расчетным операциям клиентов" Плана счетов бухгалтерского учета банков Украины, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 11 сентября 2017 года №89 (с изменениями).

(Пункт 1-2 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 08.04.2022 №69)

2. Банки имеют право для открытия физическим лицам-резидентам Украины, которые постоянно проживают или временно находятся за пределами Украины, физическим лицам-нерезидентам (кроме резидентов Российской Федерации/Республики Беларусь) счетов исключительно с целью приобретения облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации":

1) осуществлять идентификацию и верификацию таких физических лиц на основании копий документов и сведений, указанных в пункте 1 части восьмой и в пункте 1 части девятой статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, полученных средствами:

дистанционных систем обслуживания;

электронной почты с применением квалифицированной электронной подписи (далее -КЭП)/усовершенствованной электронной подписи;

других дистанционных каналов связи в пределах технических возможностей банка.

Уполномоченный работник банка накладывает КЭП на полученные от клиента (представителя клиента) электронные копии документов;

2) не осуществлять видеоверификацию в порядке, предусмотренном приложением 3 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 19 мая 2020 года №65 (с изменениями) (далее - положение №65);

3) устанавливать принадлежность полученных копий документов от таких физических лиц путем проведения видеосвязи.

3. Видеосвязь, предусмотренная в подпункте 3 пункта 2 данного постановления, может быть осуществлена при условии, что банк:

1) осуществляет фотофиксацию лица:

верификация которого осуществляется;

с собственным идентификационным документом (страницы/стороны, содержащей фото владельца);

2) осуществляет фотофиксацию таким образом, чтобы фотоизображения позволяли однозначно распознать лицо и детали идентификационного документа (включая фото и идентификационные данные, содержащиеся на следующей странице/стороне идентификационного документа);

3) получил четкое и однозначное согласие лица на проведение видеосвязи перед началом такой процедуры (включая фотофиксацию лица и/или экрана с его изображением и соответствующих документов, предъявляемых им). Запись видеосвязи также должна содержать факт предоставления такого согласия;

4) проводит видеосвязь в режиме реального времени без прерывания. Видеосвязь должна быть проведена повторно в полном объеме в случае ее прерывания по каким-либо причинам.

4. Банки осуществляют все мероприятия, предусмотренные Законом о ПОД/ФТ и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, во время обслуживания клиента, но до проведения финансовой операции по возмещению номинальной стоимости облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации" с выплатой дохода в соответствии с условиями размещения облигаций.

5. Банки Украины могут использовать право, указанное в пункте 32 приложения 2 к положению №65, в случае одновременного соблюдения всех нижеуказанных условий:

1) риск деловых отношений с клиентом (финансовой операции без установления деловых отношений) является низким;

2) общий лимит на проведение расходных финансовых операций по всем счетам и электронным кошелькам, открытым клиенту в банке, не превышает 400 тысяч гривен в месяц (эквивалент) и 400 тысяч гривен в год (эквивалент);

3) общий остаток по всем счетам и электронным кошелькам, открытым клиенту в банке, не превышает 400 тысяч гривен (эквивалент).

6. Субъекты первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за которыми в сфере финансового мониторинга осуществляет Национальный банк Украины (далее - СПФМ), если нет:

1) возможности установить с клиентом контакт или в случае истечения срока (прекращения) действия, утраты действия или признания недействительными представленных документов, утраты силы/обмена идентификационного документа клиента (представителя клиента), могут не принимать мер по актуализации данных о клиентах, предусмотренных в пунктах 13 - 16 приложения 1 к Положению №65 и пунктах 13 - 16 приложения 1 к Положению об осуществлении учреждениями финансового мониторинга, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №107 (с изменениями) (далее - Положение №107);

2) препятствий для актуализации данных о клиентах, осуществляющих такую актуализацию с использованием дистанционных каналов связи в пределах технических возможностей, предусмотренных Положением №65 и Положением №107.

7. СПФМ во время предоставления банковских или других финансовых услуг/установления деловых отношений имеют право принять от физического лица идентификационный документ, срок действия которого истек или в который своевременно не вклеена фотография, и если у физического лица нет иного документа, удостоверяющего личность.

8. Национальный банк Украины останавливает на период действия военного положения, проведение выездных проверок (плановых и внеплановых), предусмотренных Положением о порядке организации и осуществления надзора в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июня 2020 года №90 (далее - Положение №90).

9. Национальный банк Украины на период действия военного положения осуществляет безвыездной надзор в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с Положением №90.

10. Встреча, указанная в абзаце третьем пункта 4 раздела I Положения №90, в случае установления по результатам безвыездного надзора нарушений требований законодательства Украины может не проводиться.

11. Субъекты, указанные в пункте 2 раздела I Положения №90 (далее - Субъекты), вправе обратиться к Национальному банку Украины с письменным обоснованным ходатайством о продлении сроков принятия ими мер, предусмотренных в абзаце втором пункта 35 раздела II и абзацах первом, седьмом, девятом пункта 45 раздела IV Положения №90.

Председатель Национального банка Украины или заместитель Председателя Национального банка Украины, или руководитель/заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата Национального банка, который осуществляет надзор за соблюдением Субъектами требований законодательства Украины, или лицо, которое исполняет обязанности одного из указанных лиц, принимает решение о продлении/непродлении сроков принятия мер, указанных в ходатайстве Субъекта, информация о котором направляется Субъекту в соответствии с пунктом 9 настоящего постановления.

12. Электронные документы, составленные в соответствии с требованиями Положения №90, включая запросы Национального банка Украины в электронной форме, предусмотренные в пункте 41 раздела IV Положения №90, пересылаются средствами системы электронного взаимодействия почтово-портального решения Национального банка Украины или через официальный электронный почтовый ящик Национального банка Украины (при условии обеспечения конфиденциальности информации с ограниченным доступом), или средствами "АРМ-НБУ-информационный" (для электронных документов с грифом ограничения доступа "Банковская тайна").

12-1. Рассмотрение вопросов, указанных в подпункте 2 пункта 8 раздела I Положения №90, может осуществляться без участия Субъектов, указанных в подпункте 2 пункта 2 раздела I Положения №90.

(Пункт 12-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 04.05.2022 №92)

12-2. Согласование и подписание решений о применении мер воздействия к Субъектам по результатам выездных проверок/безвыездного надзора, осуществленных в порядке, определенном Положением №90 (далее - решение о применении меры воздействия), осуществляется средствами СЭД АСКОД с применением квалифицированной электронной подписи.

Национальный банк Украины направляет решение о применении мер воздействия в электронном виде:

1) к банкам средствами "АРМ-НБУ-информационный" (для электронных документов с грифом ограничения доступа "Банковская тайна");

2) к Субъектам (кроме банков) средствами системы электронного взаимодействия почтово-портального решения Национального банка Украины или через официальный электронный почтовый ящик Национального банка Украины.

Национальный банк Украины имеет право осуществлять отправку Субъектам (кроме банков) заверенные надлежащим образом копии решений о применении мер воздействия/копии актов о результатах безвыездного надзора в бумажной форме электронных документов, подписанных и зарегистрированных в СЭД АСКОД, средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.

(Пункт 12-2 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 04.05.2022 №92)

12-3. В решении о применении меры воздействия могут быть продлены сроки, определенные в пункте 22 раздела III, пункте 31 раздела V, пунктах 34, 35 раздела VI Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №106, пунктах 22, 27 раздела II Положения о валютном надзоре, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 03 января 2019 года №13 (с изменениями).

(Пункт 12-3 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 04.05.2022 №92)

13. В течение действия военного положения, другие нормативно-правовые акты Национального банка Украины действуют в части, не противоречащей настоящему постановлению.

14. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25 "О мерах в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в связи с введением военного положения";

2) постановление Правления Национального банка Украины от 2 марта 2022 года №32 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25";

3) постановление Правления Национального банка Украины от 11 марта 2022 года №47 "О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25 и выполнении отдельных требований законодательства по вопросам финансового мониторинга в связи с введением военного положения".

15. Контроль за выполнением этого постановления возложить на заместителя председателя Национального банка Украины Ярослава Матузку.

16. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение периода действия Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине".

Председатель

К.Шевченко