Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 19 мая 2020 года №65

Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 02.10.2020 г. №138, 12.01.2021 г. №2, 15.06.2023 г. №74, 05.09.2023 г. №110, 29.12.2023 г. №198)

Согласно статьям 7, 15, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статье 63 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", с целью обеспечения реализации требований Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 6 декабря 2019 года №361-IX Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Утвердить Положение об осуществлении банками финансового мониторинга (далее - Положение), которое прилагается.

2. Установить, что банки:

1) принимают к клиентам, с которыми деловые отношения устанавливаются с даты вступления в силу Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 6 декабря 2019 года №361-IX (далее - Закон), необходимые меры в соответствии с требованиями Закона;

2) принимают к клиентам, с которыми деловые отношения установлены до вступления в силу Закона (далее - имеющиеся клиенты), меры по надлежащей проверке, выявлению фактов принадлежности клиентов (их конечных бенефициарных владельцев) к политически значимым лицам, членам их семей и/или лицам, связанным с политически значимыми лицами, переоценки риска деловых отношений с клиентами в соответствии с требованиями Положения во время осуществления процедур плановой актуализации/уточнения банком данных о таких клиентах в сроки, установленные банком во внутренних документах в соответствии с законодательством по вопросам финансового мониторинга, до вступления в силу Закона.

Относительно имеющихся клиентов, которые не поддерживают деловых отношений с банком (кроме тех, риск деловых отношений с которыми является высоким), указанные меры могут осуществляться и сверх установленных сроков во время обращения такого клиента к банку, но до проведения финансовых операций, инициированных клиентом;

3) отчитываются специально уполномоченному органу относительно пороговых финансовых операций политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами, которые не имели такого статуса согласно Закону Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 14 октября 2014 года №1702-VII, начиная с даты выявления банком факта принадлежности соответствующего клиента к политически значимым лицам, членам его семьи и/или лицам, связанным с политически значимым лицом;

4) обеспечивают настройку и автоматизацию необходимых процессов банка в соответствии с требованиями Положения не позднее 30 июня 2021 ГОДА.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 12.01.2021 №2)
(см. предыдущую редакцию)

3. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального банка Украины от 26 июня 2015 года №417 "Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга";

2) постановление Правления Национального банка Украины от 15 октября 2015 года №699 "О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

3) постановление Правления Национального банка Украины от 25 мая 2017 года №42 "Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

4) постановление Правления Национального банка Украины от 12 сентября 2017 года №90 "Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

5) постановление Правления Национального банка Украины от 3 октября 2017 года №99 "О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

6) постановление Правления Национального банка Украины от 1 марта 2018 года №20 "О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

7) постановление Правления Национального банка Украины от 1 ноября 2018 года №116 "Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга";

8) постановление Правления Национального банка Украины от 2 апреля 2019 года №58 "Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга".

4. Департаменту финансового мониторинга (Игорь Береза) после официального опубликования довести до сведения банков информацию о принятии настоящего постановления.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Национального банка Украины Екатерину Рожкову.

6. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

Я.Смолий

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 19 мая 2020 года №65

Положение об осуществлении банками финансового мониторинга

I. Общие положения

1. Это Положение разработано в соответствии с законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", с целью предотвращения использования банковской системы для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

2. Этим Положением устанавливаются общие требования Национального банка Украины (далее - Национальный банк) относительно выполнения банками законодательства Украины по вопросам финансового мониторинга.

3. Требования этого Положения распространяются на банки, обособленные подразделения банков, филиалы иностранных банков (далее - банки).

4. В настоящем Положении используются следующие сокращения (аббревиатуры):

1) ВК/ФТ - легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

2) ДФМ - структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, в компетенцию которого входят вопросы надзора в сфере предотвращения и противодействия ВК/ФТ;

3) ЭПС - электронное платежное средство;

4) ЕГР - Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований;

5) Закон о ПОД/ФТ - Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";

6) IKAO Doc 9303 - рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) Doc 9303;

7) КБВ - конечный бенефициарный владелец;

8) КЭП - квалифицированная электронная подпись;

9) код по ЕГРПОУ - идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины;

10) НПК - надлежащая проверка клиента;

11) ПОД/ФТ - предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

12) УМНП - усиленные меры надлежащей проверки;

13) подсистема верификации СЭИ - подсистема верификации сведений в отношении юридических лиц и физических лиц-предпринимателей интегрированной системы электронной идентификации;

14) РНОКНП - регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов;

15) СА (система автоматизации банка) - комплексная интегрированная система автоматизации процессов финансового мониторинга, которая может состоять из нескольких отдельных систем или подсистем, которые обеспечивают функционирование надлежащей системы управления рисками ВК/ФТ банка;

16) СБУ - Служба безопасности Украины;

17) СЭИ - интегрированная система электронной идентификации;

18) УМНП - упрощенные меры надлежащей проверки;

19) Система BankID НБУ - система BankID Национального банка Украины;

20) СПФМ - субъект первичного финансового мониторинга;

21) СУО - специально уполномоченный орган;

22) ФЛП - физическое лицо-предприниматель;

23) FATF - Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег;

24) PEP (PEPs во множественном числе) - физическое лицо, которое является политически значимым лицом, членом его семьи или лицом, связанным с политически значимым лицом, или лицо, конечный бенефициарный владелец которого является политически значимым лицом, членом его семьи или лицом, связанным с политически значимым лицом;

25) prepaid-карта - предоплаченная карта многоцелевого использования.

5. Термины и понятия в настоящем Положении употребляются в таких значениях:

1) адрес массовой регистрации - адрес, по которому зарегистрировано более 50 юридических лиц, трастов или иных правовых образований;

2) анализ финансовых операций - комплекс риск-ориентированных мероприятий, которые осуществляются на постоянной основе и установлены внутренними документами банка по вопросам ПОД/ФТ, проведение которых позволяет банку выявить финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу;

3) аффилированное лицо учреждения-корреспондента - любое юридическое лицо, в котором банк-корреспондент имеет существенное участие или которое имеет существенное участие в организации-корреспонденте;

4) банк получателя - банк, который предоставляет услуги по переводу средств получателю;

5) банк плательщика - банк, который предоставляет услуги по переводу денежных средств плательщику (инициатору перевода);

6) банк-посредник - банк, который является посредником по переводу средств в значении термина, определенного пунктом 48 части первой статьи 1 Закона о ЧВК/ФТ;

7) высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом - результат оценки банком риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом, основанной на результатах анализа совокупности критериев, предусмотренных законодательством Украины и внутренними документами банка по вопросам ПОД/ФТ, и который свидетельствует о высокой вероятности использования клиентом услуг банка для ВК/ФТ;

8) удаленное установление деловых отношений - установление деловых отношений с клиентом без его физического присутствия;

9) видеоверификация - процедура осуществления банком проверки личности в режиме видеотрансляции;

10) ответственный работник банка - работник банка, ответственный за проведение финансового мониторинга в банке;

11) установленные корреспондентские отношения - корреспондентские отношения между учреждением-корреспондентом и третьими учреждениями, с помощью которых банк может обслуживать финансовые операции клиентов третьих учреждений через установленные корреспондентские отношения с учреждением-корреспондентом;

12) внутренние документы банка по вопросам ПОД/ФТ - политика, правила, программы, методики, другие документы, разработанные и утвержденные банком с целью надлежащего выполнения функций СПФМ;

13) дерискинг - явление, при котором СПФМ отказывает в установлении (поддержании) деловых отношений с клиентами с целью избежания рисков, а не управления ими;

14) справка о присвоении РНОКНП - документ, выданный соответствующим контролирующим органом, удостоверяющий регистрацию физического лица в Государственном реестре физических лиц-плательщиков налогов;

15) договор доступа к СЭИ - договор банка с Министерством цифровой трансформации Украины относительно доступа к интегрированной системе электронной идентификации с возможностью получать данные из подсистемы верификации сведений в отношении юридических лиц и ФЛП относительно руководителя юридического лица, других лиц, которые могут совершать действия от имени юридического лица, ФЛП, лиц, которые могут совершать действия от имени ФЛП, а также о наличии ограничений относительно представительства юридического лица и ФЛП, содержащихся в ЕГР;

16) эскалация - информирование соответствующего работника банка и/или коллегиального органа о наступлении соответствующего события;

17) средства защиты информации - программно-технические средства, которые обеспечивают защиту электронных документов от несанкционированных действий в отношении ознакомления с их содержанием, модификации или искажения;

18) значительная сумма - сумма, которая равняется или превышает сумму, определенную частью первой статьи 20 Закона о ЧВК/ФТ;

19) идентификационный документ - паспорт гражданина Украины или другой документ, который удостоверяет личность и согласно законодательству Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок;

20) каскадный счет [nested (downstream) account] - вид счета, при помощи которого осуществляется обслуживание вложенных корреспондентских отношений;

21) компания-оболочка - юридическое лицо, траст или другое подобное правовое образование, относительно которой (которого) у банка есть обоснованные подозрения, что ее (его) деятельность может быть фиктивной;

22) контрагент - лицо, являющееся второй стороной финансовой операции (контрагентом может быть банк), по которой между клиентом и контрагентом происходит передача активов;

23) малолетнее лицо - физическое лицо, которое не достигло четырнадцати лет;

24) материнская компания учреждения-корреспондента - юридическое лицо, которое осуществляет контроль над учреждением-корреспондентом;

25) метод распознавания реальности лица (liveness detection method) - метод фотофиксации лица в режиме реального времени с использованием алгоритмов, позволяющих отличить реального человека от репродукции в любом виде его внешности (например, цифровая репродукция, грим, маска);

26) мониторинг деловых отношений/мониторинг финансовых операций - анализ финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе деловых отношений с ним, о соответствии таких финансовых операций имеющейся у банка информации о клиенте, его деятельности и риске (в том числе, в случае необходимости, об источнике средств, связанных с финансовыми операциями);

27) надежные источники - источники, указанные в этом Положении, помимо официальных источников и официальных документов, как возможные к использованию банками во время выполнения ими требований законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ;

28) сквозной счет (payable-through account) - вид счета в рамках корреспондентских отношений, который подразумевает прямой доступ к счету учреждения-корреспондента третьих лиц (клиентов учреждения-корреспондента) и непосредственное использование такого счета для совершения операций от своего имени;

29) безотлагательно - промежуток времени, определенный/установленный с момента наступления оснований для осуществления соответствующих действий, которые являются приоритетными и осуществляются в первую очередь, но не позднее следующего рабочего дня или установленного времени следующего рабочего дня;

30) незамедлительно - в кратчайший срок в течение рабочего дня, в который должны происходить соответствующие действия с момента наступления оснований для их осуществления;

31) несовершеннолетнее лицо - физическое лицо в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

32) низкий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом - результат оценки банком риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом, основанной на результатах анализа совокупности критериев, предусмотренных законодательством Украины и внутренними документами банка по вопросам ПОД/ФТ, и который свидетельствует о низкой вероятности использования клиентом услуг банка для ВК/ФТ;

33) онлайн-мониторинг переводов денежных средств - процедура анализа переводов денежных средств в режиме реального времени, которая осуществляется до момента:

зачисления банком получателя средств на счет или электронный кошелек получателя/ выплаты средств получателю при отсутствии у него счета или электронного кошелька;

перечисления банком-посредником средств другому СПФМ-посреднику или СПФМ получателя;

34) первичный документ - документ, содержащий обязательные реквизиты [наименование лица (юридическое или физическое), составившего документ, наименование документа, дату и место составления, содержание и объем операции, единицу ее измерения, подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо - инициатора осуществления операции; наименование получателя средств, номер(а) счета(ов)], и является основанием для отражения финансовой операции в СА;

35) перевод, который осуществляется без открытия счета, - движение определенной суммы средств, который инициирован в наличной форме без использования счета, с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме;

36) перечень государств, которые не выполняют рекомендации FATF, - перечень государств (юрисдикций), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с ВК/ФТ, который формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины на основе заключений международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с ВК/ФТ, и обнародуется на официальном вебсайте СУО;

37) перечень террористов - перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, который формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, и обнародуется на официальном вебсайте СУО;

38) подделка - создание (полностью или частично) документа, похожего на настоящий/подлинный документ, с целью незаконного его использования как настоящего/аутентичного документа;

39) дальнейший мониторинг переводов денежных средств - процедура анализа переводов средств, которая осуществляется после того, как:

средства были зачислены банком получателя на счет или электронный кошелек получателя/выплачены получателю, при отсутствии у него счета или электронного кошелька;

средства были перечислены банком-посредником другому СПФМ-посреднику или СПФМ получателя;

40) возложение/инструмент возложения - использование банком информации относительно идентификации, верификации клиентов, установление их КБВ и принятие мер по верификации их личности, а также информации относительно цели и характера будущих деловых отношений, полученной от третьего лица, которое является СПФМ в соответствии с требованиями Закона о ЧВК/ФТ или применяет подобные по содержанию меры, которое подлежит соответствующему надзора в соответствии с законодательством страны регистрации такого субъекта и действует от своего имени;

41) порядок - четкая последовательность действий определенного процесса с указанием способов, форм, сроков (сроков) принятия работниками банка этих действий, определена во внутренних документах банка по вопросам ПОД/ФТ;

42) приемлемый уровень рисков ВК/ФТ - риск, который является управляемым, подконтрольным банку, который не может повлечь повышение юридического риска и риска репутации, а также ухудшение финансовых результатов деятельности банка или нанести ущерб его кредиторам и клиентам;

43) приостановление осуществления финансовой операции - временное приостановление процедуры проведения финансовой операции в случае выявления банком информации, которая требует дальнейшего анализа на предмет необходимости принятия банком определенных действий с целью исполнения им обязанностей законодательства в сфере ПОД/ФТ и/или внутренних документов банка по вопросам ПОД/ФТ, в частности, в случае совпадения данных участника финансовой операции с данными лица из перечня террористов;

44) разовая финансовая операция на значительную сумму - финансовая операция, которая осуществляется без установления деловых отношений, на сумму, которая равняется или превышает сумму, определенную частью первой статьи 20 Закона о ЧВК/ФТ (независимо от того, проводится такая финансовая операция единовременно или как несколько финансовых операций, которые могут быть связаны между собой);

45) реестр отказов - реестр сообщений банка об осуществленных отказах в установлении (поддержании) деловых отношений с клиентами;

46) реестр замораживаний/размораживаний - реестр сообщений банка об осуществленных замораживаниях/размораживаниях активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием;

47) реестр сообщений о подозрительной финансовой деятельности - реестр сообщений банка о подозрительной финансовой деятельности;

48) реестр разногласий о КБВ - реестр сообщений банка о расхождения между сведениями о КБВ, которые содержатся в ЕГР, и информацией о КБВ, полученной банком в результате осуществления НПК;

49) реестр финансовых операций - реестр финансовых операций банка, подлежащих финансовому мониторингу;

50) риск-аппетит (склонность к риску) банка в сфере ПОД/ФТ - величина риска ВК/ФТ, которая предопределена и в пределах приемлемого уровня риска ВК/ФТ, по которой банк принял решение о целесообразности/необходимости ее содержания с целью достижения его стратегических целей и выполнения бизнес-плана;

51) риск репутации - имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает вследствие неблагоприятного восприятия имиджа банка клиентами, контрагентами, потенциальными инвесторами или органами надзора, который влияет на способность банка устанавливать новые отношения с контрагентами, предоставлять новые услуги или поддерживать существующие отношения, и может привести банк (или его руководителей) к финансовым потерям или уменьшению клиентской базы, привлечению к административной, гражданской или уголовной ответственности;

52) юридический риск - имеющийся или потенциальный риск для поступлений или капитала банка, который возникает из-за нарушения или несоблюдения банком требований законов Украины, нормативно-правовых актов и может привести банк к финансовым потерям, злоупотреблениям, привлечению банка и/или его руководителей к административной, гражданской или уголовной ответственности;

53) самозванец - человек, выдающий себя за другого человека, незаконно присваивая себе чужие идентификационные данные;

54) санкционный перечень СНБОУ - перечень лиц, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии со статьей 5 Закона Украины "О санкциях";

55) средний риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом - результат оценки банком риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом, основанной на результатах анализа совокупности критериев, предусмотренных законодательством Украины и внутренними документами банка по вопросам ПОД/ФТ, и который свидетельствует о повышенной вероятности использования клиентом услуг банка для ВК/ФТ;

56) скоринговая риск-модель - модель оценки риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом, которая рассчитывает определенный интегрированный показатель (score) на основе удельного веса присущих деловым отношениям (финансовой операции без установления деловых отношений с клиентом критериев риска, которая в дальнейшем используется для присвоения соответствующего уровня риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом;

57) скрининговая процедура - процедура осуществления банком с помощью программных модулей анализа данных, содержащихся в базах данных банка, с целью выявления соответствующих фактов;

58) социальная инженерия - совокупность методов использования психологических особенностей лица с целью побуждения его к определенным действиям, которые бы оно при привычных условиях не совершило, введение лица в заблуждение;

59) дело клиента - все документы/информация в отношении клиента, деловых отношений с ним (проведения разовой финансовой операции на значительную сумму), включительно с результатами мер надлежащей проверки, собранные и задокументированные банком во время выполнения требований законодательства Украины и внутренних документов банка по вопросам ПОД/ФТ;

60) субъект хозяйствования - юридическое лицо - резидент или ФЛП;

61) учреждение-корреспондент - банк или другое финансовое учреждение, с которым устанавливаются/установлены корреспондентские отношения;

62) фальсификация - изменение настоящего/аутентичного документа (его элементов, частей) с целью введения банка в заблуждение, в частности, для использования идентификационного документа лицом, не имеющим на это права;

63) финансовый номер телефона - контактный номер телефона клиента, используемый банком, в частности, с целью проведения его подлинности;

64) финансовая инклюзия - процесс внедрения открытого, своевременного и полноценного доступа к широкому спектру финансовых продуктов и услуг, распространение их использования в обществе с помощью существующих и инновационных подходов;

65) ID-карта - идентификационный документ, в который имплантирован бесконтактный электронный носитель;

66) otp- пароль (одноразовый пароль) - определенная последовательность текстовых символов и/или цифр, которая генерируется программными средствами банка централизованно и является действительной только для этой цели и ограниченной во времени, которую банк присылает лицу на его номер телефона в виде текстового сообщения.

Термины "электронный резидент (е-резидент)", "информационная система "Е-резидент"" употребляются в значениях, приведенных в Налоговом кодексе Украины.

Другие термины и понятия, употребляемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Законом о ЧВК/ФТ, законами Украины "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О платежных системах и переводе средств в Украине", нормативно-правовыми актами Национального банка, Кабинета Министров Украины и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере ПОД/ФТ (далее - Министерство финансов Украины).

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 05.09.2023 г. №110)
(см. предыдущую редакцию)

II. Надлежащая организация внутрибанковской системы ПОД/ФТ

6. Банк обязан обеспечить надлежащую организацию внутрибанковской системы ПОД/ФТ и проведение первичного финансового мониторинга. Целью надлежащей организации внутрибанковской системы ПОД/ФТ и проведения первичного финансового мониторинга являются:

1) выполнение требований законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ;

2) возможность должным образом выявлять пороговые и подозрительные финансовые операции (деятельность) и сообщать о них СУО;

3) предотвращение использования услуг и продуктов банка для проведения клиентами финансовых операций с целью ВК/ФТ.

7. Банк с целью надлежащей организации внутрибанковской системы ПОД/ФТ и проведения первичного финансового мониторинга принимает, в частности, следующие меры:

1) назначает ответственного сотрудника банка согласно требованиям законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ на уровне руководства банка;

2) создает отдельное структурное подразделение по ПОД/ФТ, которое возглавляет ответственный работник банка или которое непосредственно подчиняется ответственному сотруднику банка;

3) обеспечивает функционирование системы управления рисками ВК/ФТ;

4) разрабатывает и утверждает внутренние документы банка по вопросам ПОД/ФТ в объеме, необходимом для эффективного функционирования внутрибанковской системы ПОД/ФТ и понимания работниками банка своих обязанностей и полномочий в сфере ПОД/ФТ;

5) обеспечивает функционирование на постоянной основе коллегиального органа по рассмотрению проблемных и актуальных вопросов функционирования внутрибанковской системы ПОД/ФТ;

6) обеспечивает достаточные ресурсы для функционирования внутрибанковской системы ПОД/ФТ (в том числе отдельного структурного подразделения по ПОД/ФТ);

7) обеспечивает достаточную информированность и осведомленность председателя, членов совета и правления банка относительно их обязанностей в сфере ПОД/ФТ, а также о присущих риск-профилю банка рисках ВК/ФТ;

8) обеспечивает информирование руководителей банка о важности требований законодательства Украины по вопросам ПОД/ФТ с целью обеспечения надлежащей системы управления рисками, необходимости принятия действенных мер для эффективного предотвращения использования услуг банка с целью ВК/ФТ и понимания последствий, которым подвергается банк в случае невыполнения требований законодательства Украины по вопросам ПОД/ФТ;

9) эффективно распределяет функции по вопросам ПОД/ФТ между тремя линиями защиты, обеспечивает должную информированность и выполнение работниками банка, включительно с работниками бизнес-подразделений, определенных им обязанностей в сфере ПОД/ФТ, понимание такими работниками своей ответственности за невыполнение обязанностей и/или бездействие;

10) разрабатывает и постоянно совершенствует внутренний контроль по вопросам ПОД/ФТ, в том числе обеспечивает своевременное выявление внутренним аудитом проблемных вопросов и признаков ненадлежащей системы управления рисками ВК/ФТ;

11) изучает новые продукты/услуги, включая новые каналы продажи, использования или разработки новых технологий для существующих или новых продуктов с целью надлежащей оценки присущих им рисков ВК/ФТ и надлежащего контроля за рисками ВК/ФТ для имеющихся продуктов/услуг;

12) обеспечивает осуществление на постоянной основе проведения обучающих мероприятий для сотрудников банка и агентов банка (их сотрудников) с целью понимания ими возложенных на них обязанностей и порядка действий;

13) обеспечивает проверку наличия безупречной деловой репутации у всех работников банка, вовлеченных в проведение первичного финансового мониторинга;

14) создает и обеспечивает функционирование действенной и своевременной системы эскалации подозрений и проблемных вопросов в сфере ПОД/ФТ и порядке их рассмотрения, включительно с сообщением информации/фактов, касающихся случаев нарушения или возможного нарушения законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ, в порядке, предусмотренном внутренними документами банка;

15) вводит СА, что обеспечивает своевременное и в полном объеме выполнение банком обязанности СПФМ (в частности, выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, замораживание активов, связанных с терроризмом и/или его финансированием/распространением оружия массового уничтожения и/или его финансированием, невозможность осуществления операций лицами из перечня террористов);

16) обеспечивает своевременное выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и должный информационный обмен с СУО;

17) разрабатывает и осуществляет меры по НПК с целью понимания сути деятельности клиента, цели и предполагаемого характера деловых отношений с ним, что дает возможность банку быть уверенным, что финансовые операции клиента соответствуют имеющейся в банке информации о нем, его бизнесе, риск-профиле, включая, в случае необходимости, источники происхождения его средств/состояния, установление КБВ для оперативного выявления необычного поведения и подозрительных финансовых операций (деятельности);

18) надлежащим образом документирует действия работников банка и фиксирует события, касающиеся выполнения банком обязанностей СПФМ;

19) хранит все документы, данные, информацию (в том числе соответствующие отчеты, распоряжения, файлы), касающиеся выполнения банком обязанностей СПФМ, в течение сроков, определенных законодательством Украины;

20) своевременно и в полном объеме предоставляет на запросы Национального банка необходимые документы/информацию/пояснения/аргументы, надлежащим образом подтверждающие выполнение банком требований законодательства Украины по вопросам ПОД/ФТ;

21) принимает меры по постоянному совершенствованию внутрибанковской системы ПОД/ФТ.

8. Ответственность за ненадлежащую организацию внутрибанковской системы ПОД/ФТ и проведение первичного финансового мониторинга несет председатель правления банка/руководитель филиала иностранного банка (кроме банков, отнесенных к категории неплатежеспособных, в отношении которых введена процедура временной администрации или ликвидации), а также ответственный работник банка.

9. Правление банка/руководитель филиала иностранного банка обеспечивает не реже одного раза в квартал рассмотрение таких вопросов в сфере ПОД/ФТ:

1) результатов мониторинга деловых отношений с клиентами, по итогам которого была обнаружена подозрительная деятельность клиентов, и предложений по принятию необходимых мер в отношении таких клиентов с целью минимизации рисков ВК/ФТ;

2) вопросов, связанных с предложениями относительно отказа в продолжении деловых отношений с клиентами (в том числе в случае установления клиенту неприемлемо высокого уровня риска);

3) проблемных вопросов, возникающих во время проведения мероприятий с НПК в банке;

4) изменений в законодательстве Украины по вопросам ПОД/ФТ и осуществление банком необходимых мер в связи с такими изменениями (в частности, обновление внутренних документов банка по вопросам ПОД/ФТ) с указанием сроков принятия таких мер;

5) результатов оценки новых банковских продуктов/услуг и присущих им рисков ВК/ФТ;

6) проблемных вопросов относительно проведения учебных мероприятий для сотрудников банка, агентов банка (их работников);

7) проблемных вопросов, связанных с установлением деловых отношений с PEPs и/или их обслуживанием;

8) других вопросов относительно выполнения банком требований законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ, которые требуют рассмотрения.

10. Правление банка/руководитель филиала иностранного банка имеет право делегировать рассмотрение вопросов, указанных в пункте 9 раздела II настоящего Положения, специально созданному отдельному комитету или комитету, который уже действует в банке/филиале иностранного банка (далее - Комитет).

Полномочия Комитета, порядок формирования и принятия решений определяются в положении о Комитете.

Вопросы, указанные в пункте 9 раздела II настоящего Положения, должны рассматриваться на заседаниях Комитета не реже одного раза в квартал.

Председателем исполнительного комитета может быть председатель правления/руководитель филиала иностранного банка или ответственный работник банка.

Состав и численность Комитета формируются и утверждаются распорядительным актом банка. В состав Комитета должны входить председатель правления банка/заместитель председателя правления банка/руководитель филиала иностранного банка, ответственный работник банка, секретарь Комитета, руководители/заместители руководителей подразделений фронт-офиса, бэк-офиса, юридической службы, подразделения по управлению рисками. В состав Комитета также могут входить руководители других подразделений банка при необходимости.

Председатель и члены Комитета имеют право приглашать к участию в заседании Комитета руководителей и работников других подразделений банка, если вопросы, рассматриваемые на заседании Комитета, относятся к их компетенции.

11. Ответственный работник банка не реже одного раза в год отчитывается совету банка относительно:

1) результатов оценки риск-профиля банка;

2) проблемных вопросов, связанных с созданием надлежащей организации внутрибанковской системы ПОД/ФТ и проведением первичного финансового мониторинга;

3) проблемных вопросов, связанных с обеспечением надлежащей системы управления рисками ВК/ФТ.

12. Ответственные работники банка должны постоянно поддерживать свой уровень знаний по вопросам ПОД/ФТ на должном уровне, в том числе путем прохождения обучения в сфере ПОД/ФТ, а также повышения квалификации в порядке и в сроки, установленные Законом о ПОД/ФТ.

13. Банки-правопреемники и банки, которые реорганизовали свои обособленные подразделения, обязаны обеспечить выполнение требований законодательства Украины относительно хранения имеющейся до реорганизации информации относительно выполнения банком требований законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ, включая результаты НПК, информации о финансовых операциях клиентов и лиц, участвовавших в их проведении, и вовремя предоставлять СУО информацию в случаях, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ.

14. Отдельное структурное подразделение по ПОД/ФТ с целью обеспечения тайны финансового мониторинга, а также иной конфиденциальной информации в сфере ПОД/ФТ должно располагаться в отдельном (отдельных) помещении (помещениях) и должно функционировать в соответствии с положением об этом структурном подразделении, которое утверждается в соответствии с требованиями внутренних документов банка.

15. Подразделение внутреннего аудита банка на основании риск-ориентированного подхода организует и проводит согласно статье 8 Закона о ПОД/ФТ внутренние проверки соблюдения банком требований законодательства Украины в сфере ПОД/ФТ (в том числе относительно достаточности принятых банком мер для обеспечения функционирования надлежащей системы управления рисками ВК/ФТ).

Подразделение внутреннего аудита банка во время проведения внутренних проверок должно обязательно проанализировать вопрос достаточности и эффективности внедренной в банке СА для выполнения банком обязанностей СПФМ.

Подразделение внутреннего аудита банка по результатам проведенных им внутренних проверок готовит отчеты, заключения и предложения и осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений.

Банк обязан составить план мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства Украины и/или недостатков в сфере ПОД/ФТ с целью минимизации рисков ВК/ФТ и недопущения нарушений в будущем (далее - план уменьшения рисков) не позднее 15 рабочих дней с даты утверждения советом банка/руководителем филиала иностранного банка аудиторского отчета.

Банк обязан принять меры по выполнению плана уменьшения рисков в определенные в нем сроки.

Банк обязан представить электронную версию аудиторских отчетов, заключений и предложений с сопроводительным письмом, подписанным КЭП председателя правления банка/руководителя филиала иностранного банка, в ДФМ не позднее двадцатого рабочего дня со дня их утверждения с обеспечением гарантированной доставки и конфиденциальности.

Национальный банк имеет право предоставить предложения и замечания к плану уменьшения рисков, которые являются обязательными для учета и выполнения банком.

Банк обязан также по требованию Национального банка подать ему электронную версию плана уменьшения рисков с сопроводительным письмом, подписанным КЭП председателя правления банка/руководителя филиала иностранного банка.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правления Национального банка Украины от 19 мая 2020 года №65
"Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга"

О документе

Номер документа:65
Дата принятия: 19.05.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.05.2020
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 21 мая 2020 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 22 мая 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 29.12.2023  документом  Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам финансового мониторинга № 198 от 29.12.2023
Вступила в силу с: 02.01.2024


Редакция от 05.09.2023, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга № 110 от 05.09.2023
Вступила в силу с: 07.09.2023


Редакция от 15.06.2023, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины О внесении изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга № 74 от 15.06.2023
Вступила в силу с: 17.06.2023


Редакция от 12.01.2021, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины № 2 от 12/01/2021
Вступила в силу с: 15.01.2021


Редакция от 02.10.2020, принята документом Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении банками финансового мониторинга № 138 от 02/10/2020
Вступила в силу с: 03.10.2020


Первоначальная редакция от 19.05.2020