Дата обновления БД:
25.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
382 / 974
Всего документов в БД:
315158
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 3 августа 2024 года №95
Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности
Согласно статьям 7, 15, 19, 55, 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статей 4, 54-56, 66, 67, 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", статей 6-8, 21-23, 25, 46 Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статей 5, 26 Закона Украины "О потребительском кредитовании", статей 77, 78, 81 Закона Украины "О платежных услугах", статей 24, 26 Закона Украины "О рекламе", статей 85-88, 114 Закона Украины "О страховании", статей 37, 43 Закона Украины "О кредитных союзах", с целью приведения в соответствие с законодательством Украины нормативно-правового акта Национального банка Украины по вопросам осуществления надзора за соблюдением требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности Правление Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02 сентября 2022 года №198 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 28 сентября 2023 года №118) (с прилагаемыми изменениями).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Председателя Национального банка Украины Андрея Пышного.
3. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель
А. Пышный
Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 3 августа 2024 года №95
Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности
1. В разделе I:
1) в пункте 2:
в подпункте 1 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензии на осуществление страховой деятельности," исключить;
подпункт 2 после слов "на письменный запрос/требование" дополнить словами ", и в котором может быть изложено профессиональное суждение";
пункт после подпункта 3 дополнить двумя новыми подпунктами 3-1, 3-2 следующего содержания:
"3-1) камеральная проверка - проверка, которая проводится при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг на основании данных, информации и документов, полученных по результатам получения услуги/проведения операции/нескольких операций/сделок, совершаемых во время предоставления услуг, включая такие, которые имеют признаки финансовой, ограниченной платежной услуги, или у лица, осуществляющего предоставление платежных услуг или ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации, и/или авторизации с соответствующим фиксированием получения услуги или проведения операции техническими средствами (фото-и/или видео-, аудиофиксированием), проводимой уполномоченными в соответствии с распорядительным актом Национального банка о проведении камеральной проверки лицами в порядке, установленном в разделе III - 1 настоящего Положения;
3-2) куратор камеральной проверки-должностное лицо Национального банка, определенное в распорядительном акте Национального банка о проведении камеральной проверки, которая осуществляет общее руководство процессом камеральной проверки объекта надзора, координирует решение внутренних вопросов и проведение внешних коммуникаций с объектом проверки (при необходимости), включая подписание письменных запросов на получение объяснений, информации и документов, возникающих во время камеральной проверки;";
2) в первом предложении подпункта 1 пункта 3 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;
3) в подпункте 1 пункта 4 слова "зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины постоянное представительство в форме филиала иностранной страховой компании" также получившей в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;
4) пункт 6 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Инспекционные проверки объектов надзора, проводимые за пределами местонахождения объекта надзора в удаленном формате/путем удаленного доступа к документам, информации и систем автоматизации с использованием информационно-коммуникационных технологий, не относятся к безвыездному надзору, осуществляемому в соответствии с настоящим Положением.";
5) раздел после пункта 6 дополнить тремя новыми пунктами 6-1-6-3 следующего содержания:
"6-1. Национальный банк при оценке лиц, сделок, операций, обстоятельств, событий в рамках безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг (включая законодательство в сфере потребительского кредитования), контроля за соблюдением законодательства Украины о рекламе на рынках финансовых услуг и за распространением информации о финансовых и сопроводительных услугах имеет право применять профессиональное суждение.
Профессиональное суждение формируется Национальным банком с учетом принципов, определенных в части пятой статьи 21 Закона о финуслугах.
6-2. Национальный банк по результатам осуществления безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг имеет право принять решение о:
1) принадлежность или ненадлежность определенных услуг или операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финуслугах и/или специальных законов, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона о финуслугах. Под признаками финансовых услуг понимается операция или несколько операций, связанных одной правовой целью, включая операцию/операции с финансовыми средствами, осуществляемую в интересах других лиц, нежели предоставитель такой финансовой услуги, а также услуги, прямо определенные специальными законами как финансовые услуги;
2) запрет предоставления определенных услуг, не предусмотренных частью первой статьи 4 Закона о финуслугах, но по своей сути содержащих признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финуслугах и/или специальных законов;
3) принадлежность платежной операции к ограниченным платежным услугам или определение операции как ограниченной платежной услуги, если операция соответствует хотя бы одному из критериев, определенных в статье 8 Закона Украины "О платежных услугах";
4) отнесение лиц, не осуществивших авторизации деятельности по предоставлению платежных услуг (ограниченных платежных услуг), к осуществляющим предоставление платежных услуг или ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации.
6-3. Национальный банк имеет право провести камеральную проверку при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг на основании распорядительного акта о проведении камеральной проверки.
Порядок организации и проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг установлен в разделе III-1 настоящего Положения.";
6) пункт 8 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Национальный банк в случае выявления случаев предоставления объектами надзора финансовых услуг, платежных услуг, ограниченных платежных услуг без соответствующей лицензии/регистрации/авторизации принимает меры для прекращения такой деятельности, привлечения объекта надзора к ответственности в соответствии с законодательством Украины.".
2. Раздел II:
1) в абзаце первом пункта 9 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;
2) в пункте 10:
в подпункте 1 слова "Законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Законов Украины "Об обращениях граждан" (далее - Закон об обращениях), "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (далее-Закон об адвокатуре)", "Закона об адвокатуре";
пункт дополнить новым подпунктом следующего содержания:
"16) проведение камеральной проверки и анализа информации и документов, полученных по ее результатам (в случае принятия распорядительного акта о проведении камеральной проверки).";
3) подпункт 3 пункта 13 после слова "приложении" дополнить цифрой "1";
4) в пункте 14:
в подпункте 2:
слова "Законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Закона об обращении, Закона об адвокатуре", "Закона об адвокатуре";
подпункт дополнить словами ", обращений государственных органов и органов исполнительной власти";
пункт дополнить пятью новыми подпунктами следующего содержания:
"7) информации, полученной из сообщения лица путем заполнения им соответствующей формы на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины;
8) информации с вебсайтов третьих лиц;
9) информации, полученной при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг другими поставщиками финансовых/ платежных, сопроводительных услуг;
10) информации и документов, полученных по результатам проведения камеральной проверки;
11) информации и документов, полученных от центральных банков и органов надзора за поставщиками финансовых и/или сопроводительных услуг иностранных государств.".
3. Пункт 20 раздела III изложить в следующей редакции:
"20. Национальный банк в пределах компетенции, определенной законами Украины, осуществляет надзор за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг путем:
1) анализа обращений и запросов на доступ к публичной информации граждан и юридических лиц/объединений граждан без статуса юридического лица по вопросам деятельности объектов надзора, а также жалоб и заявлений (ходатайств) адвокатов в интересах физических и юридических лиц, поданных в соответствии с Законом об обращениях, Законом об адвокатуре и в которых поднимаются вопросы относительно соблюдения законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг, адвокатских запросов, поданных в соответствии с Законом об адвокатуре, о предоставлении информации, копий документов, полученных при рассмотрении обращений, обращений государственных органов и органов исполнительной власти;
2) анализа договоров о предоставлении ограниченных платежных услуг и других документов (их копий), заключенных между поставщиком ограниченных платежных услуг и потребителями или составленных/подписанных объектом надзора по выявлению фактов несоблюдения требований законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг, включая наличие условий, ограничивающих и/или нарушающих права потребителей;
3) анализа внутренних документов объектов надзора;
4) анализа информации из официальных источников или информации, полученной в другом установленном законодательством Украины порядке;
5) анализа информации об условиях и порядке предоставления ограниченных платежных услуг, порядка и форм ее предоставления потребителям в соответствии с законодательными актами Украины;
6) осуществление контроля за соблюдением законодательства Украины о рекламе ограниченных платежных услуг;
7) анализа информации, полученной из сообщения лица путем заполнения им соответствующей формы на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины;
8) анализа информации с вебсайтов третьих лиц;
9) анализа информации, полученной при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг другими поставщиками финансовых/платежных/ограниченных платежных, сопроводительных услуг;
10) проведение камеральной проверки и анализа информации и документов, полученных по ее результатам (в случае принятия распорядительного акта о проведении камеральной проверки);
11) анализа информации и документов, полученных от центральных банков и органов надзора за поставщиками финансовых и/или сопроводительных услуг иностранных государств.".
4. Положение после раздела III дополнить новым разделом III-1 следующего содержания:
"III-1. Порядок организации и проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг
22-1. Национальный банк проводит камеральную проверку в случае:
1) выявление признаков уклонения поставщика финансовых/ платежных, ограниченных платежных услуг или сопроводительных услуг от соблюдения требований Законов Украины и/или нормативно-правовых актов Национального банка, совершение действий для обхода таких требований, что может повлечь нарушение прав потребителей финансовых/платежных услуг;
2) получение информации/выявление признаков предоставления объектом надзора финансовых/платежных/ограниченных платежных/сопроводительных услуг без получения соответствующей лицензии/регистрации/ авторизации, что может повлечь нарушение прав потребителей финансовых/платежных услуг;
3) необходимости подтверждения/опровержения признаков нарушения объектом надзора требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, включая правила и механизмы предоставления таких услуг;
4) необходимости выяснения/подтверждения достоверности предоставленной объектом надзора информации в части защиты прав потребителей финансовых/платежных услуг;
5) необходимости контроля за выполнением объектом надзора решений Национального банка, которые были приняты по результатам надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, включая решение о запрете предоставления объектом надзора услуг и/или осуществления операций без соответствующей лицензии/регистрации/авторизации.
22-2. Камеральная проверка проводится без посещения объекта надзора за его местонахождением. К камеральной проверке, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением, не относятся инспекционные проверки объектов надзора, проводимые за пределами местонахождения объекта надзора в удаленном формате/путем удаленного доступа к документам, информации и систем автоматизации с использованием информационно-коммуникационных технологий.
22-3. Национальный банк имеет право проводить камеральную проверку без предварительного уведомления объекта надзора о ее проведении.
22-4. Национальный банк имеет право привлекать к проведению камеральной проверки физических или юридических лиц на основании отдельных договоров.
22-5. Камеральная проверка осуществляется на основании распорядительного акта Национального банка о проведении камеральной проверки, в который могут быть внесены изменения (при необходимости).
22-6. Распорядительный акт Национального банка о проведении камеральной проверки должен содержать:
1) наименование объекта надзора;
2) код объекта надзора за Единым государственным реестром предприятий и организаций Украины;
3) вопросы, подлежащие камеральной проверке;
4) сроки проведения камеральной проверки;
5) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), наименования должностей уполномоченных лиц на проведение камеральной проверки и/или реквизиты договора, на основании которого такие лица привлекаются к проведению камеральной проверки, фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), наименование должности куратора камеральной проверки;
6) другую информацию по камеральной проверке (при необходимости).
22-7. Распорядительный акт Национального банка о проведении камеральной проверки (изменения в него) подписывается заместителем Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность самостоятельных подразделений Национального банка по вертикали подчинения "Пруденциальный надзор".
22-8. Результаты проведенной камеральной проверки оформляются в виде протокола о проведении камеральной проверки (далее - Протокол о камеральной проверке) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
22-9. Протокол о камеральной проверке составляется в форме электронного документа или в бумажной форме.".
5. В подпункте 1 пункта 24 раздела IV слова "законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Закона об обращении, Закона об адвокатуре", "Закона об адвокатуре".
6. В разделе V:
1) абзац первый пункта 28 после слов "лица Национального банка" дополнить словами "или куратора камеральной проверки" в случае необходимости получения объяснений, информации и документов в рамках камеральной проверки)";
2) первое предложение пункта 32 после слов "безвыездного надзора", "приложения" дополнить соответственно словами и цифрой "(включая результаты проведенной камеральной проверки)", "1";
3) пункт 33 дополнить новым предложением следующего содержания: "в случае проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора вместе со справкой объекта надзора направляется Протокол о камеральной проверке и копия распорядительного акта о проведении такой проверки, которые являются приложениями к справке.";
4) второе предложение пункта 34 после слов "одну копию справки", "копии справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";
5) пункт 35 после слова "справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";
6) абзац первый и подпункты 1, 2 пункта 36 после слова "справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";
7) раздел после пункта 36 дополнить новым пунктом 36-1 следующего содержания:
"36-1. Объект надзора в течение 15 рабочих дней со дня получения справки с приложениями (при наличии) имеет право подать обращение в Национальный банк о пересмотре Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, оверсайта платежной инфраструктуры/Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности рынков небанковских финансовых услуг профессионального суждения, изложенного в справке, с надлежащим обоснованием и документальным подтверждением (при наличии) ходатайства о пересмотре профессионального суждения. Такое обращение подается в форме и в порядке, определенных в пункте 30 раздела V настоящего Положения.";
8) абзац первый пункта 37 после слова "Справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";
9) в пункте 41:
пункт после слов "устранение нарушений" дополнить словами ", выполнение мер воздействия";
пункт дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Национальный банк осуществляет контроль за выполнением решений Национального банка о запрете предоставления объектом надзора услуг и/или осуществления операций без соответствующей лицензии/регистрации, включая контроль с применением камеральной проверки.".
7. Приложение к Положению заменить двумя новыми приложениями 1, 2 следующего содержания:
"Приложение 1
к Положению об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействия с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (подпункт 3 пункта 13 раздела II)
Справка о результатах осуществления безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг/ограниченных платежных услуг/за соблюдением требований по этическому поведению
См. Приложение 1
Приложение 2
к Положению об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействия с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (пункт 22-8 раздела III-1)
Протокол о проведении камеральной проверки".
См. Приложение 2
Постановление Правления Национального банка Украины от 3 августа 2024 года №95
"Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности"
О документе
Номер документа: | 95 |
Дата принятия: | 03.08.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 07.08.2024 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 6 августа 2024 года
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 7 августа 2024 года.