Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 3 августа 2024 года №95

Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности

Согласно статьям 7, 15, 19, 55, 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статей 4, 54-56, 66, 67, 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", статей 6-8, 21-23, 25, 46 Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статей 5, 26 Закона Украины "О потребительском кредитовании", статей 77, 78, 81 Закона Украины "О платежных услугах", статей 24, 26 Закона Украины "О рекламе", статей 85-88, 114 Закона Украины "О страховании", статей 37, 43 Закона Украины "О кредитных союзах", с целью приведения в соответствие с законодательством Украины нормативно-правового акта Национального банка Украины по вопросам осуществления надзора за соблюдением требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Утвердить Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02 сентября 2022 года №198 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 28 сентября 2023 года №118) (с прилагаемыми изменениями).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Председателя Национального банка Украины Андрея Пышного.

3. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

А. Пышный

Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 3 августа 2024 года №95

Изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности

1. В разделе I:

1) в пункте 2:

в подпункте 1 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензии на осуществление страховой деятельности," исключить;

подпункт 2 после слов "на письменный запрос/требование" дополнить словами ", и в котором может быть изложено профессиональное суждение";

пункт после подпункта 3 дополнить двумя новыми подпунктами 3-1, 3-2 следующего содержания:

"3-1) камеральная проверка - проверка, которая проводится при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг на основании данных, информации и документов, полученных по результатам получения услуги/проведения операции/нескольких операций/сделок, совершаемых во время предоставления услуг, включая такие, которые имеют признаки финансовой, ограниченной платежной услуги, или у лица, осуществляющего предоставление платежных услуг или ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации, и/или авторизации с соответствующим фиксированием получения услуги или проведения операции техническими средствами (фото-и/или видео-, аудиофиксированием), проводимой уполномоченными в соответствии с распорядительным актом Национального банка о проведении камеральной проверки лицами в порядке, установленном в разделе III - 1 настоящего Положения;

3-2) куратор камеральной проверки-должностное лицо Национального банка, определенное в распорядительном акте Национального банка о проведении камеральной проверки, которая осуществляет общее руководство процессом камеральной проверки объекта надзора, координирует решение внутренних вопросов и проведение внешних коммуникаций с объектом проверки (при необходимости), включая подписание письменных запросов на получение объяснений, информации и документов, возникающих во время камеральной проверки;";

2) в первом предложении подпункта 1 пункта 3 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;

3) в подпункте 1 пункта 4 слова "зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины постоянное представительство в форме филиала иностранной страховой компании" также получившей в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;

4) пункт 6 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Инспекционные проверки объектов надзора, проводимые за пределами местонахождения объекта надзора в удаленном формате/путем удаленного доступа к документам, информации и систем автоматизации с использованием информационно-коммуникационных технологий, не относятся к безвыездному надзору, осуществляемому в соответствии с настоящим Положением.";

5) раздел после пункта 6 дополнить тремя новыми пунктами 6-1-6-3 следующего содержания:

"6-1. Национальный банк при оценке лиц, сделок, операций, обстоятельств, событий в рамках безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг (включая законодательство в сфере потребительского кредитования), контроля за соблюдением законодательства Украины о рекламе на рынках финансовых услуг и за распространением информации о финансовых и сопроводительных услугах имеет право применять профессиональное суждение.

Профессиональное суждение формируется Национальным банком с учетом принципов, определенных в части пятой статьи 21 Закона о финуслугах.

6-2. Национальный банк по результатам осуществления безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг имеет право принять решение о:

1) принадлежность или ненадлежность определенных услуг или операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финуслугах и/или специальных законов, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона о финуслугах. Под признаками финансовых услуг понимается операция или несколько операций, связанных одной правовой целью, включая операцию/операции с финансовыми средствами, осуществляемую в интересах других лиц, нежели предоставитель такой финансовой услуги, а также услуги, прямо определенные специальными законами как финансовые услуги;

2) запрет предоставления определенных услуг, не предусмотренных частью первой статьи 4 Закона о финуслугах, но по своей сути содержащих признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финуслугах и/или специальных законов;

3) принадлежность платежной операции к ограниченным платежным услугам или определение операции как ограниченной платежной услуги, если операция соответствует хотя бы одному из критериев, определенных в статье 8 Закона Украины "О платежных услугах";

4) отнесение лиц, не осуществивших авторизации деятельности по предоставлению платежных услуг (ограниченных платежных услуг), к осуществляющим предоставление платежных услуг или ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации.

6-3. Национальный банк имеет право провести камеральную проверку при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг на основании распорядительного акта о проведении камеральной проверки.

Порядок организации и проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг установлен в разделе III-1 настоящего Положения.";

6) пункт 8 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Национальный банк в случае выявления случаев предоставления объектами надзора финансовых услуг, платежных услуг, ограниченных платежных услуг без соответствующей лицензии/регистрации/авторизации принимает меры для прекращения такой деятельности, привлечения объекта надзора к ответственности в соответствии с законодательством Украины.".

2. Раздел II:

1) в абзаце первом пункта 9 слова "зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины постоянными представительствами в форме филиалов иностранных страховых компаний" которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности," исключить;

2) в пункте 10:

в подпункте 1 слова "Законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Законов Украины "Об обращениях граждан" (далее - Закон об обращениях), "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (далее-Закон об адвокатуре)", "Закона об адвокатуре";

пункт дополнить новым подпунктом следующего содержания:

"16) проведение камеральной проверки и анализа информации и документов, полученных по ее результатам (в случае принятия распорядительного акта о проведении камеральной проверки).";

3) подпункт 3 пункта 13 после слова "приложении" дополнить цифрой "1";

4) в пункте 14:

в подпункте 2:

слова "Законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Закона об обращении, Закона об адвокатуре", "Закона об адвокатуре";

подпункт дополнить словами ", обращений государственных органов и органов исполнительной власти";

пункт дополнить пятью новыми подпунктами следующего содержания:

"7) информации, полученной из сообщения лица путем заполнения им соответствующей формы на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины;

8) информации с вебсайтов третьих лиц;

9) информации, полученной при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг другими поставщиками финансовых/ платежных, сопроводительных услуг;

10) информации и документов, полученных по результатам проведения камеральной проверки;

11) информации и документов, полученных от центральных банков и органов надзора за поставщиками финансовых и/или сопроводительных услуг иностранных государств.".

3. Пункт 20 раздела III изложить в следующей редакции:

"20. Национальный банк в пределах компетенции, определенной законами Украины, осуществляет надзор за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг путем:

1) анализа обращений и запросов на доступ к публичной информации граждан и юридических лиц/объединений граждан без статуса юридического лица по вопросам деятельности объектов надзора, а также жалоб и заявлений (ходатайств) адвокатов в интересах физических и юридических лиц, поданных в соответствии с Законом об обращениях, Законом об адвокатуре и в которых поднимаются вопросы относительно соблюдения законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг, адвокатских запросов, поданных в соответствии с Законом об адвокатуре, о предоставлении информации, копий документов, полученных при рассмотрении обращений, обращений государственных органов и органов исполнительной власти;

2) анализа договоров о предоставлении ограниченных платежных услуг и других документов (их копий), заключенных между поставщиком ограниченных платежных услуг и потребителями или составленных/подписанных объектом надзора по выявлению фактов несоблюдения требований законодательства Украины о защите прав потребителей ограниченных платежных услуг, включая наличие условий, ограничивающих и/или нарушающих права потребителей;

3) анализа внутренних документов объектов надзора;

4) анализа информации из официальных источников или информации, полученной в другом установленном законодательством Украины порядке;

5) анализа информации об условиях и порядке предоставления ограниченных платежных услуг, порядка и форм ее предоставления потребителям в соответствии с законодательными актами Украины;

6) осуществление контроля за соблюдением законодательства Украины о рекламе ограниченных платежных услуг;

7) анализа информации, полученной из сообщения лица путем заполнения им соответствующей формы на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины;

8) анализа информации с вебсайтов третьих лиц;

9) анализа информации, полученной при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг другими поставщиками финансовых/платежных/ограниченных платежных, сопроводительных услуг;

10) проведение камеральной проверки и анализа информации и документов, полученных по ее результатам (в случае принятия распорядительного акта о проведении камеральной проверки);

11) анализа информации и документов, полученных от центральных банков и органов надзора за поставщиками финансовых и/или сопроводительных услуг иностранных государств.".

4. Положение после раздела III дополнить новым разделом III-1 следующего содержания:

"III-1. Порядок организации и проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, ограниченных платежных услуг

22-1. Национальный банк проводит камеральную проверку в случае:

1) выявление признаков уклонения поставщика финансовых/ платежных, ограниченных платежных услуг или сопроводительных услуг от соблюдения требований Законов Украины и/или нормативно-правовых актов Национального банка, совершение действий для обхода таких требований, что может повлечь нарушение прав потребителей финансовых/платежных услуг;

2) получение информации/выявление признаков предоставления объектом надзора финансовых/платежных/ограниченных платежных/сопроводительных услуг без получения соответствующей лицензии/регистрации/ авторизации, что может повлечь нарушение прав потребителей финансовых/платежных услуг;

3) необходимости подтверждения/опровержения признаков нарушения объектом надзора требований законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, включая правила и механизмы предоставления таких услуг;

4) необходимости выяснения/подтверждения достоверности предоставленной объектом надзора информации в части защиты прав потребителей финансовых/платежных услуг;

5) необходимости контроля за выполнением объектом надзора решений Национального банка, которые были приняты по результатам надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг, включая решение о запрете предоставления объектом надзора услуг и/или осуществления операций без соответствующей лицензии/регистрации/авторизации.

22-2. Камеральная проверка проводится без посещения объекта надзора за его местонахождением. К камеральной проверке, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением, не относятся инспекционные проверки объектов надзора, проводимые за пределами местонахождения объекта надзора в удаленном формате/путем удаленного доступа к документам, информации и систем автоматизации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

22-3. Национальный банк имеет право проводить камеральную проверку без предварительного уведомления объекта надзора о ее проведении.

22-4. Национальный банк имеет право привлекать к проведению камеральной проверки физических или юридических лиц на основании отдельных договоров.

22-5. Камеральная проверка осуществляется на основании распорядительного акта Национального банка о проведении камеральной проверки, в который могут быть внесены изменения (при необходимости).

22-6. Распорядительный акт Национального банка о проведении камеральной проверки должен содержать:

1) наименование объекта надзора;

2) код объекта надзора за Единым государственным реестром предприятий и организаций Украины;

3) вопросы, подлежащие камеральной проверке;

4) сроки проведения камеральной проверки;

5) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), наименования должностей уполномоченных лиц на проведение камеральной проверки и/или реквизиты договора, на основании которого такие лица привлекаются к проведению камеральной проверки, фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), наименование должности куратора камеральной проверки;

6) другую информацию по камеральной проверке (при необходимости).

22-7. Распорядительный акт Национального банка о проведении камеральной проверки (изменения в него) подписывается заместителем Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность самостоятельных подразделений Национального банка по вертикали подчинения "Пруденциальный надзор".

22-8. Результаты проведенной камеральной проверки оформляются в виде протокола о проведении камеральной проверки (далее - Протокол о камеральной проверке) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.

22-9. Протокол о камеральной проверке составляется в форме электронного документа или в бумажной форме.".

5. В подпункте 1 пункта 24 раздела IV слова "законов Украины "Об обращениях граждан", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"", "Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности"" заменить в соответствии словами "Закона об обращении, Закона об адвокатуре", "Закона об адвокатуре".

6. В разделе V:

1) абзац первый пункта 28 после слов "лица Национального банка" дополнить словами "или куратора камеральной проверки" в случае необходимости получения объяснений, информации и документов в рамках камеральной проверки)";

2) первое предложение пункта 32 после слов "безвыездного надзора", "приложения" дополнить соответственно словами и цифрой "(включая результаты проведенной камеральной проверки)", "1";

3) пункт 33 дополнить новым предложением следующего содержания: "в случае проведения камеральной проверки при осуществлении безвыездного надзора вместе со справкой объекта надзора направляется Протокол о камеральной проверке и копия распорядительного акта о проведении такой проверки, которые являются приложениями к справке.";

4) второе предложение пункта 34 после слов "одну копию справки", "копии справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";

5) пункт 35 после слова "справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";

6) абзац первый и подпункты 1, 2 пункта 36 после слова "справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";

7) раздел после пункта 36 дополнить новым пунктом 36-1 следующего содержания:

"36-1. Объект надзора в течение 15 рабочих дней со дня получения справки с приложениями (при наличии) имеет право подать обращение в Национальный банк о пересмотре Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, оверсайта платежной инфраструктуры/Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности рынков небанковских финансовых услуг профессионального суждения, изложенного в справке, с надлежащим обоснованием и документальным подтверждением (при наличии) ходатайства о пересмотре профессионального суждения. Такое обращение подается в форме и в порядке, определенных в пункте 30 раздела V настоящего Положения.";

8) абзац первый пункта 37 после слова "Справки" дополнить словами "с приложениями (при наличии)";

9) в пункте 41:

пункт после слов "устранение нарушений" дополнить словами ", выполнение мер воздействия";

пункт дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Национальный банк осуществляет контроль за выполнением решений Национального банка о запрете предоставления объектом надзора услуг и/или осуществления операций без соответствующей лицензии/регистрации, включая контроль с применением камеральной проверки.".

7. Приложение к Положению заменить двумя новыми приложениями 1, 2 следующего содержания:

"Приложение 1

к Положению об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействия с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (подпункт 3 пункта 13 раздела II)

Справка о результатах осуществления безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг/ограниченных платежных услуг/за соблюдением требований по этическому поведению

См. Приложение 1

Приложение 2

к Положению об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействия с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (пункт 22-8 раздела III-1)

Протокол о проведении камеральной проверки".

См. Приложение 2

Постановление Правления Национального банка Украины от 3 августа 2024 года №95
"Об утверждении Изменений в Положение об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности"

О документе

Номер документа:95
Дата принятия: 03.08.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07.08.2024
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 6 августа 2024 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 7 августа 2024 года.

Приложения к документу

95-2024 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

95-2024 ПРИЛОЖЕНИЕ 2