Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 22 октября 2021 года №ПП-5263

О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 20.12.2021 г. №УП-36, 17.03.2022 г. №УП-89, 20.04.2022 г. №УП-113)

В стране проводятся широкомасштабные реформы, направленные на комплексное совершенствование системы противодействия коррупции, выявление и устранение причин и факторов совершения коррупционных правонарушений, предупреждение и противодействие коррупции во всех сферах жизни общества и государства.

Вместе с тем правоприменительная практика требует принятия мер по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции.

В целях дальнейшего совершенствования системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проведена антикоррупционная экспертиза 226 актов законодательства, регулирующих сферы строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, по итогам которой в 75 из них выявлено 302 коррупциогенных фактора.

Утвердить "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в сферах строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, согласно приложению №1.

2. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Национального совета по противодействию коррупции, Министерства юстиции и Агентства по противодействию коррупции о разработке нормативно-правовых актов на основе принципа "законодательство, свободное от коррупции" с внедрением порядка проведения антикоррупционной экспертизы, предусматривающего:

поэтапное полное проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

широкое привлечение общественности, научных организаций и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

заполнение при разработке проектов нормативно-правовых актов разработчиком типовой формы вопросника по выявлению коррупциогенных факторов (далее - чеклист) и приложение его к проекту на всех этапах до принятия проекта;

непроведение правовой экспертизы и возвращение разработчику органами юстиции проектов нормативно-правовых актов, по которым не был заполнен чеклист;

определение коррупциогенных факторов, выявленных органами юстиции в нормативно-правовых актах и их проектах, одним из основных критериев оценки деятельности соответствующих государственных органов и организаций.

3. Утвердить:

План-график проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022 - 2026 годах согласно приложению №2;

План проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2021 году согласно приложению №3.

Установить, что с 2022 года ежегодно до 20 марта план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов утверждается решением Кабинета Министров.

При этом в данный план включаются в первую очередь акты законодательства, регулирующие социально-экономические отношения с наиболее высоким уровнем коррупции, в том числе явившиеся причиной широкого обсуждения среди общественности.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)

4. Предоставить с 1 января 2022 года представителям научных организаций и высших образовательных учреждений, а также физическим лицам - независимым экспертам право проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Установить порядок, в соответствии с которым:

проведение научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов осуществляется физическими лицами, внесенными в Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов (далее - Реестр экспертов) за счет их собственных средств и (или) средств заказчиков;

Реестр экспертов ведется Министерством юстиции;

заключения по результатам проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями, а также справка, составленная по итогам их рассмотрения, направляется лицам, проводившим экспертизу, и Министерству юстиции.

Министерству юстиции (Р. Давлетов) в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить требования, предъявляемые к формированию и ведению Реестра экспертов, а также лицам, проводящим научную и независимую антикоррупционную экспертизу.

5. Министерству инновационного развития (И. Абдурахмонов) при формировании государственного заказа на реализацию научно-исследовательских проектов учитывать проекты, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, в трехмесячный срок - объявить конкурсы научно-исследовательских проектов, включая целевые, по следующим направлениям:

разработка научно обоснованных предложений по научному решению проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также повышению эффективности данной деятельности;

разработка научно обоснованных комплексных решений по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

6. Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе проводить с 2022 года конкурсы государственных грантов на лучшие предложения по проведению научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

7. Установить, что при организации работ на основе Плана-графика проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022 - 2026 годах (далее - План-график):

а) государственные органы и организации проводят антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, по итогам которой вносят в Министерство юстиции заполненный чеклист и предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов;

б) Министерство юстиции:

обобщает чеклист и предложения государственных органов и организаций, представленные по итогам антикоррупционной экспертизы, и разрабатывает "Дорожную карту" по устранению выявленных коррупциогенных факторов;

как правило, каждые полгода вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров аналитическую справку о результатах анализа состояния проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

совместно с соответствующими государственными органами и организациями ежегодно до 15 декабря разрабатывает и вносит в Кабинет Министров "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов, а также план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов на следующий год в рамках сфер, определенных в Плане-графике;

в) Кабинет Министров ежегодно до 20 марта утверждает план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике, а также "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)

8. Установить порядок, в соответствии с которым:

соответствующие государственные органы и организации проводят антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов по подведомственности в рамках сфер, определенных в Плане-графике;

в целях обеспечения качественного и полноценного выполнения работ по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике, Министерством юстиции может быть создана Специальная рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов (далее - Специальная рабочая группа), состоящая из работников государственных органов и организаций, негосударственных некоммерческих организаций, научных кругов и независимых экспертов;

члены Специальной рабочей группы, в том числе работники государственных органов и организаций, научных организаций и высших образовательных учреждений, привлекаются без отрыва от основного места работы, оплата их труда осуществляется на основании гражданско-правового договора, заключенного с Министерством юстиции;

средства технического содействия и гранты международных финансовых институтов и зарубежных доноров, а также внебюджетные средства государственных органов и организаций являются источниками финансирования деятельности Специальной рабочей группы, включая оплату труда членов Специальной рабочей группы и обеспечение компьютерами и канцелярскими принадлежностями, необходимыми для эффективной организации их работы;

государственные органы и организации могут подать заявку в Министерство юстиции для проведения Специальной рабочей группой антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике. При этом расходы, связанные с проведением экспертизы, покрываются за счет внебюджетных средств государственных органов и организаций на договорной основе.

9. Министерству инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов) и Министерству юстиции (Р. Давлетов) принять меры по привлечению средств технического содействия и грантов международных финансовых институтов и зарубежных доноров для организации проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022 - 2026 годах.

10. Определить, что Министерство юстиции:

координирует и оказывает методическую помощь деятельности государственных органов и организаций в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

вносит в государственные органы и организации представления о соблюдении требований проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, устранении коррупциогенных факторов и норм;

вносит предложения о повышении квалификации и навыков работников государственных органов и организаций, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, включая организацию для них обучающих мероприятий.

11. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерство юстиции по итогам каждых шести месяцев оценивает деятельность работников юридических служб государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, по результатам оценки - вносит в соответствующие государственные органы и организации предложения о применении мер поощрения или дисциплинарного взыскания к ним;

руководители государственных органов и организаций рассматривают вопрос о поощрении путем единовременной выплаты денежных средств в размере 100 процентов должностного оклада работников юридических служб либо привлечении их в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Расходы, связанные с реализацией мер, предусмотренных настоящим пунктом, финансируются за счет внебюджетных средств государственных органов и организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством.

12. Возложить на руководителей государственных органов и организаций персональную ответственность за своевременное, качественное и полное проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Утвердить критерии оценки деятельности государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов (далее - критерии оценки) согласно приложению №4.

Учитывать критерии оценки при ежегодном формировании рейтинга оценки эффективности работ по противодействию коррупции в государственных органах и организациях по итогам каждого года.

13. Министерству юстиции (Р. Давлетов), Агентству по противодействию коррупции (А. Бурханов) совместно с Министерством иностранных дел (А. Камилов) и Министерством инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов) в двухмесячный срок в целях изучения опыта развитых государств в области проведения антикоррупционной экспертизы и оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов внести предложения по организации визитов специалистов в данные государства.

14. Министерству юстиции (Р. Давлетов) и Агентству по противодействию коррупции (А. Бурханов):

а) совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций (А. Ходжаев), Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (А. Хаджаев) и Национальным информационным агентством Узбекистана (А. Кучимов) на постоянной основе:

проводить для широкой общественности и представителей средств массовой информации брифинги по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с участием негосударственных некоммерческих организаций;

освещать суть и содержание, значение настоящего постановления, а также работу, осуществляемую в стране по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

б) в трехмесячный срок:

обеспечить совершенствование Портала обсуждения проектов нормативно-правовых актов и Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, предусмотрев создание для государственных органов, организаций и общественности возможности заполнения и размещения чеклиста по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

в) в двухмесячный срок совместно с заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

15. Возложить на министра юстиции Р.К. Давлетова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств и организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2021 года №ПП-5263
"О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов"

О документе

Номер документа:ПП-5263
Дата принятия: 22.10.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:23.10.2021
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 23 октября 2021 года, №07/21/5263/0990

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20.04.2022  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государстве
Вступила в силу с: 21.04.2022


Редакция от 17.03.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции... № УП-89 от 17/03/2022
Вступила в силу с: 18.03.2022


Редакция от 20.12.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан № УП-36 от 20/12/2021
Вступила в силу с: 21.12.2021


Первоначальная редакция от 22.10.2021