Недействующая редакция. Принята: 17.03.2022 / Вступила в силу: 18.03.2022

Недействующая редакция, не действует с 21 апреля 2022 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 22 октября 2021 года №ПП-5263

О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 20.12.2021 г. №УП-36, 17.03.2022 г. №УП-89)

В стране проводятся широкомасштабные реформы, направленные на комплексное совершенствование системы противодействия коррупции, выявление и устранение причин и факторов совершения коррупционных правонарушений, предупреждение и противодействие коррупции во всех сферах жизни общества и государства.

Вместе с тем правоприменительная практика требует принятия мер по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции.

В целях дальнейшего совершенствования системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проведена антикоррупционная экспертиза 226 актов законодательства, регулирующих сферы строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, по итогам которой в 75 из них выявлено 302 коррупциогенных фактора.

Утвердить "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в сферах строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, согласно приложению №1.

2. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Национального совета по противодействию коррупции, Министерства юстиции и Агентства по противодействию коррупции о разработке нормативно-правовых актов на основе принципа "законодательство, свободное от коррупции" с внедрением порядка проведения антикоррупционной экспертизы, предусматривающего:

поэтапное полное проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

широкое привлечение общественности, научных организаций и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

заполнение при разработке проектов нормативно-правовых актов разработчиком типовой формы вопросника по выявлению коррупциогенных факторов (далее - чеклист) и приложение его к проекту на всех этапах до принятия проекта;

непроведение правовой экспертизы и возвращение разработчику органами юстиции проектов нормативно-правовых актов, по которым не был заполнен чеклист;

определение коррупциогенных факторов, выявленных органами юстиции в нормативно-правовых актах и их проектах, одним из основных критериев оценки деятельности соответствующих государственных органов и организаций.

3. Утвердить:

План-график проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022 - 2026 годах согласно приложению №2;

План проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2021 году согласно приложению №3.

Установить, что с 2022 года ежегодно до 20 марта план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов утверждается решением Кабинета Министров.

При этом в данный план включаются в первую очередь акты законодательства, регулирующие социально-экономические отношения с наиболее высоким уровнем коррупции, в том числе явившиеся причиной широкого обсуждения среди общественности.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)

4. Предоставить с 1 января 2022 года представителям научных организаций и высших образовательных учреждений, а также физическим лицам - независимым экспертам право проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Установить порядок, в соответствии с которым:

проведение научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов осуществляется физическими лицами, внесенными в Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов (далее - Реестр экспертов) за счет их собственных средств и (или) средств заказчиков;

Реестр экспертов ведется Министерством юстиции;

заключения по результатам проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями, а также справка, составленная по итогам их рассмотрения, направляется лицам, проводившим экспертизу, и Министерству юстиции.

Министерству юстиции (Р. Давлетов) в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить требования, предъявляемые к формированию и ведению Реестра экспертов, а также лицам, проводящим научную и независимую антикоррупционную экспертизу.

5. Министерству инновационного развития (И. Абдурахмонов) при формировании государственного заказа на реализацию научно-исследовательских проектов учитывать проекты, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, в трехмесячный срок - объявить конкурсы научно-исследовательских проектов, включая целевые, по следующим направлениям:

разработка научно обоснованных предложений по научному решению проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также повышению эффективности данной деятельности;

разработка научно обоснованных комплексных решений по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

6. Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе проводить с 2022 года конкурсы государственных грантов на лучшие предложения по проведению научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

7. Установить, что при организации работ на основе Плана-графика проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022 - 2026 годах (далее - План-график):

а) государственные органы и организации проводят антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, по итогам которой вносят в Министерство юстиции заполненный чеклист и предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов;

б) Министерство юстиции:

обобщает чеклист и предложения государственных органов и организаций, представленные по итогам антикоррупционной экспертизы, и разрабатывает "Дорожную карту" по устранению выявленных коррупциогенных факторов;

как правило, каждые полгода вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров аналитическую справку о результатах анализа состояния проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;

совместно с соответствующими государственными органами и организациями ежегодно до 15 декабря разрабатывает и вносит в Кабинет Министров "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов, а также план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов на следующий год в рамках сфер, определенных в Плане-графике;

в) Кабинет Министров ежегодно до 20 марта утверждает план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике, а также "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.