Действует

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 декабря 2017 года №300

О системе пенитенциарной администрации

(В редакции Закона Республики Молдова от 26.04.2018 г. №74, 26.07.2018 г. №184, 15.07.2022 г. №155, 29.12.2022 г. №365)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий закон устанавливает основную нормативную базу, принципы деятельности, организацию и функционирование, финансирование и обеспечение деятельности системы пенитенциарной администрации, а также правовой статус, социальные гарантии, обязанности, полномочия и обязательства государственного служащего с особым статусом системы пенитенциарной администрации.

Статья 2. Принципы деятельности системы пенитенциарной администрации

(1) Деятельность системы пенитенциарной администрации осуществляется исключительно на основе и во исполнение закона, в соответствии с принципами законности, соблюдения основных прав и свобод человека, беспристрастности и недискриминации, гуманизмa, рационального применения средств исправления осужденных и стимулирования уважительного отношения к закону, персональной ответственности и профессионализма, прозрачности, соблюдения государственной тайны и конфиденциальности официальной информации ограниченного доступа.

(2) В профессиональной деятельности и в отношениях с гражданами персонал системы пенитенциарной администрации соблюдает и продвигает нормы поведения на государственной службе, а также законодательные положения в отношении прозрачности в процессе принятия решений, конфликта интересов и несовместимостей.

Статья 3. Сотрудничество с органами публичного управления и другими учреждениями

(1) Для обеспечения эффективного осуществления полномочий, вверенных системе пенитенциарной администрации, Национальная пенитенциарная администрация и подведомственные ей учреждения сотрудничают с органами публичного управления, правоохранительными органами, средствами массовой информации и другими учреждениями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы в порядке, установленном законодательством.

(2) Для реализации задач системы пенитенциарной администрации Национальная пенитенциарная администрация и подведомственные ей учреждения сотрудничают с соответствующими органами других государств согласно международным договорам, стороной которых является Республика Молдова.

(3) Отношения персонала системы пенитенциарной администрации с представителями органов публичной власти/органов национальной обороны, органов государственной безопасности и общественного порядка основываются на сотрудничестве и взаимной поддержке в целях надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Статья 4. Проведение консультаций с профсоюзными организациями

При разработке нормативных актов, предусмотренных настоящим законом, или других нормативных актов в области служебных отношений государственного служащего с особым статусом системы пенитенциарной администрации является обязательным проведение консультаций с представительными профсоюзными организациями системы пенитенциарной администрации.

Статья 5. Прозрачность деятельности

(1) Прозрачность деятельности системы пенитенциарной администрации обеспечивается сотрудничеством с гражданским обществом, размещением общественно полезной информации в средствах массовой информации и на официальной веб-странице Национальной пенитенциарной администрации, а также соблюдением законодательства о прозрачности процесса принятия решений.

(2) Национальная пенитенциарная администрация не вправе предоставлять и предавать огласке сведения, отнесенные к государственной либо коммерческой тайне, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Запрещается разглашение сведений, которые могут нанести ущерб чести, достоинству или безопасности человека, законным интересам физического и/или юридического лица, препятствовать предупреждению или расследованию преступлений либо правонарушений, или способствовать их совершению.

(3) Национальная пенитенциарная администрация не вправе предоставлять сведения, которые могут нарушить презумпцию невиновности, нормы поведения персонала системы пенитенциарной администрации или нанести ущерб интересам безопасности человека, общества или государства.

(4) Национальная пенитенциарная администрация предоставляет сведения физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Контроль деятельности системы пенитенциарной администрации

(1) Для обеспечения эффективного осуществления функций системы пенитенциарной администрации Национальная пенитенциарная администрация обязана ежегодно до 15 февраля следующего года представлять Министерству юстиции и народному адвокату годовой отчет о деятельности системы пенитенциарной администрации.

(2) Проект годового отчета о деятельности системы пенитенциарной администрации подвергается публичному обсуждению не позднее чем за месяц до его представления органам, указанным в части (1), и публикуется на официальной веб-странице Национальной пенитенциарной администрации.

Статья 7. Компетенция Министерства юстиции

Министерство юстиции осуществляет координацию и контроль деятельности Национальной пенитенциарной администрации, разрабатывает и продвигает политику государства в области системы пенитенциарной администрации, а также осуществляет иные функции в соответствии с законом.

Глава II. Организация и функционирование системы пенитенциарной администрации

Статья 8. Структура системы пенитенциарной администрации

(1) Система пенитенциарной администрации включает:

a) Национальную пенитенциарную администрацию;

b) подразделения Национальной пенитенциарной администрации;

c) пенитенциарные учреждения.

(2) Национальная пенитенциарная администрация, ее подразделения и пенитенциарные учреждения являются юридическими лицами и имеют казначейские счета, а пенитенциарные учреждения, расположенные в муниципии Бендер, – и банковские счета.

(3) Предельная численность персонала системы пенитенциарной администрации устанавливается постановлением Правительства по предложению министра юстиции.

(4) Национальная пенитенциарная администрация осуществляет руководство, координацию и обеспечивает контроль деятельности ее подразделений и подведомственных пенитенциарных учреждений (далее – подведомственные учреждения).

Статья 9. Национальная пенитенциарная администрация

(1) Национальная пенитенциарная администрация является административным органом, подведомственным Министерству юстиции, осуществляющим функции и реализующим политику государства в области приведения в исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, меры пресечения в виде предварительного ареста, наказания в виде ареста за правонарушения, а также мер безопасности, применяемых к лицам, лишенным свободы.

(2) Национальной пенитенциарной администрацией руководит директор, которого назначает на должность и освобождает от должности министр юстиции в соответствии с законом.

(3) В работе директору Национальной пенитенциарной администрации помогают его заместители. Заместители директора Национальной пенитенциарной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции в соответствии с законом. Должности директора и его заместителей являются государственными должностями с особым статусом.

(4) Положение об организации и функционировании Национальной пенитенциарной администрации утверждается Правительством. Штатное расписание Национальной пенитенциарной администрации утверждается министром юстиции по предложению ее директора.

(5) В области финансирования системы пенитенциарной администрации Национальная пенитенциарная администрация осуществляет функции, предусмотренные статей 21 Закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности №181/2014.

(6) Национальная пенитенциарная администрация имеет собственную символику, которая утверждается приказом министра юстиции и регистрируется в установленном законодательством порядке.

Статья 10. Подразделения Национальной пенитенциарной администрации

(1) Подразделениями Национальной пенитенциарной администрации являются подведомственные ей субъекты, в компетенцию которых входит обеспечение реализации политики государства в определенных сегментах областей деятельности Национальной пенитенциарной администрации.

(2) Создание и ликвидация подразделений Национальной пенитенциарной администрации утверждаются Правительством. Положения об организации и функционировании подразделений, а также штатное расписание утверждаются директором Национальной пенитенциарной администрации.

Статья 11. Пенитенциарные учреждения

(1) Пенитенциарные учреждения являются органами, которые обеспечивают приведение в исполнение наказаний лиц, осужденных к лишению свободы или к пожизненному заключению, а также временное заключение лиц, к которым применена мера пресечения в виде предварительного ареста или наказание в виде ареста за правонарушение.

(2) К пенитенциарным учреждениям относятся:

a) пенитенциарные учреждения открытого типа;

b) пенитенциарные учреждения полузакрытого типа;

c) пенитенциарные учреждения закрытого типа;

d) центры содержания под стражей для несовершеннолетних и молодых лиц;

e) пенитенциарные учреждения для женщин;

f) арестные дома;

g) пенитенциарные больницы.

(3) Категории лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, предусмотренных пунктами a)–f) части (2), регулируются Уголовным кодексом и Исполнительным кодексом.

(4) Пенитенциарные больницы обеспечивают временное содержание всех категорий заключенных, нуждающихся в стационарной медицинской помощи, с соблюдением требований раздельного содержания в зависимости от заболевания, пола и возраста лица, а также его процессуального статуса.

(5) В одном пенитенциарном учреждении может быть создано с соблюдением особенностей, предусмотренных Исполнительным кодексом, несколько различных участков содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях, указанных в части (2).

(6) Создание и ликвидация пенитенциарных учреждений утверждаются постановлением Правительства по предложению Министерства юстиции. Приостановление деятельности пенитенциарных учреждений, создание и ликвидация различных участков содержания заключенных, предусмотренных частью (5), утверждаются министром юстиции.

(7) На период приостановления деятельности для учета, управления и охраны имущества пенитенциарных учреждений, деятельность которых была приостановлена, приказом министра юстиции сохраняется их штатное расписание, а также лица в должностях с сохранением их функций, в том числе с правом подписи финансовых документов. Оплата труда указанным лицам осуществляется согласно занимаемым должностям в соответствии с законодательством.

(8) В случае уменьшения численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, вследствие амнистии, изменения законодательства и условий исполнения наказаний, а также в иных, установленных законом случаях, предельная численность персонала этих учреждений не уменьшается в течение двух лет. По решению директора Национальной пенитенциарной администрации государственные служащие с особым статусом соответствующих учреждений могут быть откомандированы согласно закону в другие подразделения системы пенитенциарной администрации.

(9) Положения об организации и функционировании пенитенциарных учреждений, а также штатное расписание утверждаются директором Национальной пенитенциарной администрации.

Статья 12. Экономическая деятельность системы пенитенциарной администрации

(1) Подразделения системы пенитенциарной администрации могут осуществлять экономическую деятельность в соответствии с гражданским законодательством в целях обеспечения привлечения заключенных к труду. Рабочие места, оплачиваемые из государственного бюджета, создаются в соответствии с бюджетной процедурой и включаются в отдельные схемы персонала, утверждаемые директором подведомственного учреждения, после их согласования с директором Национальной пенитенциарной администрации.

(2) Для создания рабочих мест, где в целях ресоциализации заключенные привлекаются к оплачиваемому или неоплачиваемому труду в соответствии с действующим законодательством, подразделения системы пенитенциарной администрации могут учреждать частно-государственные партнерства, а также заключать договоры о предоставлении услуг с физическими или юридическими лицами.

(3) Привлечение заключенных к оплачиваемому труду юридическими или физическими лицами осуществляется на основании договора, заключаемого соответствующими лицами с подразделением системы пенитенциарной администрации. Привлечение заключенных к труду не признается индивидуальными трудовыми отношениями в смысле трудового законодательства, а оплата труда заключенных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также удержание налогов и других платежей осуществляются через подразделение системы пенитенциарной администрации на основе платежей, взимаемых согласно договорам о предоставлении услуг.

(4) Физические и юридические лица, которые создают рабочие места для привлечения к трудовой деятельности заключенных в подразделениях системы пенитенциарной администрации и/или предоставляют услуги по снабжению персонала питанием, освобождаются от арендной платы за используемые в этих целях оборудование и/или помещения, в том числе за помещения для хранения продукции и сырья, находящиеся в ведении соответствующих подразделений, заключая для этого договоры о безвозмездном пользовании на срок до трех лет, которые могут быть продлены.

(5) Для осуществления коммерческой деятельности киосков (торговых единиц) с целью снабжения заключенных товарами, разрешенными в пенитенциарных учреждениях, а также предоставления услуг по обеспечению сотрудников питанием, Национальная пенитенциарная администрация отбирает коммерсантов на конкурной основе. Соответствующая коммерческая деятельность в подразделениях системы пенитенциарной администрации осуществляется на основании согласования с Национальной пенитенциарной администрацией.

Глава III. Компетенция, полномочия и обязанности системы пенитенциарной администрации

Статья 13. Компетенция Национальной пенитенциарной администрации и подведомственных учреждений

(1) Национальная пенитенциарная администрация, ее подразделения и пенитенциарные учреждения осуществляют компетенции в области юстиции, безопасности государства и общественного порядка в пределах, установленных действующим законодательством.

(2) Для реализации задач Национальная пенитенциарная администрация и подведомственные учреждения:

a) обеспечивают приведение в исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, меры пресечения в виде предварительного ареста и наказания в виде ареста за правонарушение;

b) обеспечивают правопорядок, законность и равенство в пенитенциарных учреждениях, безопасность лиц, лишенных свободы, в том числе во время их конвоирования, безопасность персонала системы пенитенциарной администрации и лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений;

c) поддерживают режим входа, выхода, а также общественный порядок на контрольно-пропускных пунктах пенитенциарных учреждений;

d) обеспечивают учет, в том числе автоматизированный, лиц, заключенных под стражу;

e) осуществляют специальную розыскную деятельность в порядке, установленном законом;

f) обеспечивают привлечение заключенных к труду, возможность получения общего и профессионально-технического образования, их духовное и культурно-эстетическое воспитание, а также обеспечивают реализацию мер по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

g) обеспечивают заключенных питанием, медицинской помощью и предметами первой необходимости в соответствии с нормами, установленными Правительством;

h) конвоируют лиц, в отношении которых приговор не вступил в окончательную силу, и осужденных, в том числе переведенных за рубеж/из-за рубежа;

i) управляют интегрированными информационными системами и развивают их, собирают, хранят, обрабатывают, используют информацию и обмениваются ею с другими органами/учреждениями в соответствии с законодательством, в целях осуществления функций;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Статья 2. Принципы деятельности системы пенитенциарной администрации Статья 3. Сотрудничество с органами публичного управления и другими учреждениями Статья 4. Проведение консультаций с профсоюзными организациями Статья 5. Прозрачность деятельности Статья 6. Контроль деятельности системы пенитенциарной администрации Статья 7. Компетенция Министерства юстиции Глава II. Организация и функционирование системы пенитенциарной администрации Статья 8. Структура системы пенитенциарной администрации Статья 9. Национальная пенитенциарная администрация Статья 10. Подразделения Национальной пенитенциарной администрации Статья 11. Пенитенциарные учреждения Статья 12. Экономическая деятельность системы пенитенциарной администрации Глава III. Компетенция, полномочия и обязанности системы пенитенциарной администрации Статья 13. Компетенция Национальной пенитенциарной администрации и подведомственных учреждений Статья 14. Права и обязанности Национальной пенитенциарной администрации и подведомственных учреждений Глава IV. Финансирование системы пенитенциарной администрации и обеспечение ее деятельности Статья 15. Финансирование системы пенитенциарной администрации Статья 16. Материально-техническое обеспечение Глава V. Персонал системы пенитенциарной администрации Часть 1. Юридический статус персонала системы пенитенциарной администрации Статья 17. Персонал системы пенитенциарной администрации Статья 18. Профессиональная деятельность государственного служащего с особым статусом Часть 2. Категории и классификация государственных должностей с особым статусом. Специальные звания Статья 19. Категории государственных должностей с особым статусом. Специальные звания Статья 20. Классификация государственных должностей с особым статусом Глава VI. Карьера государственного служащего с особым статусом Часть 1. Зачисление в систему пенитенциарной администрации Статья 21. Организация карьеры государственных служащих с особым статусом Статья 22. Условия зачисления на государственную должность с особым статусом Статья 23. Способы зачисления на государственную должность с особым статусом Статья 24. Зачисление на основе конкурса Статья 25. Зачисление по распределению выпускников образовательных учреждений по подготовке персонала пенитенциарных учреждений Статья 26. Зачисление путем перевода Часть 2. Назначение на должность государственных служащих с особым статусом Статья 27. Назначение на государственную должность с особым статусом Статья 28. Испытательный срок и оценивание деятельности начинающего государственного служащего с особым статусом Статья 29. Компетенции по менеджменту человеческих ресурсов в системе пенитенциарной администрации Статья 30. Присяга верности государственного служащего с особым статусом Статья 31. Мониторинг поведения государственных служащих с особым статусом Статья 32. Личное дело и учет государственных служащих с особым статусом Статья 33. Порядок оценивания профессиональной деятельности Статья 34. Процедура оценивания профессиональной деятельности Статья 35. Последствия неудовлетворительных результатов оценивания профессиональной деятельности Часть 5. Продвижение по службе. Повышение в специальном звании и квалификационной категории Статья 36. Общие условия продвижения по службе, а также повышения в специальном звании и квалификационной категории Статья 37. Сроки пребывания в специальных званиях Статья 38. Присвоение и лишение специальных званий Статья 39. Квалификационные категории Часть 6. Профессиональная подготовка государственных служащих с особым статусом Статья 40. Профессиональная подготовка Статья 41. Организация и проведение профессиональной подготовки Статья 42. Права и обязанности государственного служащего с особым статусом, относящиеся к профессиональной подготовке Статья 43. Затраты на профессиональную подготовку Глава VII. Права, условия труда и обязательства государственных служащих с особым статусом Часть 1. Права государственных служащих с особым статусом Статья 44. Права государственного служащего с особым статусом Статья 45. Легитимация государственного служащего с особым статусом Статья 46. Обязательное государственное страхование. Гарантии в случае смерти, утраты трудоспособности и установления степени ограничения возможностей Статья 47. Право на медицинскую помощь и медицинское лечение Статья 48. Нестраховые периоды деятельности государственных служащих с особым статусом Статья 49. Право на объединение в профессиональные союзы или иные профессиональные организации Статья 50. Гарантии в случае направления в служебную командировку, откомандирования и временного перехода на другую должность Статья 51. Право на служебное жилье Статья 52. Право на защиту со стороны государства Статья 53. Льготы, предоставляемые при исчислении выслуги лет, для назначения пенсии Статья 54. Поощрение государственного служащего с особым статусом Статья 55. Гарантии, предоставляемые при увольнении из системы пенитенциарной администрации Статья 56. Социальные гарантии для членов семьи умершего государственного служащего с особым статусом Статья 57. Порядок исчисления трудового стажа для установления надбавки к заработной плате за выслугу лет Часть 2. Условия труда государственных служащих с особым статусом Статья 58. Режим труда и учет рабочего времени. Гарантии при превышении нормальной продолжительности рабочего времени Статья 59. Отпуска Статья 60. Регулирование режима труда Статья 61. Охрана здоровья и безопасность труда Часть 3. Обязательства государственных служащих с особым статусом Статья 62. Обязанности государственного служащего с особым статусом Статья 63. Запреты, относящиеся к государственному служащему с особым статусом Статья 64. Конфликт интересов в деятельности государственного служащего с особым статусом Статья 65. Несовместимость статуса государственного служащего с особым статусом Статья 66. Обязанность декларирования имущества и личных интересов Глава VIII. Изменение служебных отношений, предоставление в распоряжение, приостановление и прекращение служебных отношений Часть 1. Служебные отношения государственных служащих с особым статусом Статья 67. Служебные отношения государственных служащих с особым статусом Часть 2. Изменение служебных отношений Статья 68. Направление в служебную командировку Статья 69. Откомандирование, временный переход на другую должность, временное исполнение обязанностей руководящей должности Статья 70. Перевод государственных служащих с особым статусом в рамках системы пенитенциарной администрации Статья 71. Отзыв с руководящей должности и назначение на другую должность Часть 3. Предоставление в распоряжение и приостановление служебных отношений Статья 72. Предоставление в распоряжение Статья 73. Приостановление служебных отношений Статья 74. Приостановление служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 75. Приостановление служебных отношений Национальной пенитенциарной администрацией Статья 76. Приостановление служебных отношений по заявлению государственного служащего с особым статусом Статья 77. Восстановление в должности государственного служащего с особым статусом вследствие приостановления служебных отношений Часть 4. Прекращение служебных отношений Статья 78. Прекращение служебных отношений Статья 79. Прекращение служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 80. Прекращение служебных отношений в случае освобождения от должности Статья 81. Увольнение Статья 82. Отставка Статья 83. Группа резерва и группа отставки системы пенитенциарной администрации Статья 84. Учет резервистов системы пенитенциарной администрации Статья 85. Предельный возраст пребывания на службе Глава IX. Юридическая ответственность государственных служащих с особым статусом Статья 86. Юридическая ответственность государственных служащих с особым статусом Статья 87. Деяния, составляющие дисциплинарный проступок Статья 88. Дисциплинарные взыскания Статья 89. Специальные процедуры наложения дисциплинарных взысканий Статья 90. Компетентность наложения дисциплинарных взысканий Статья 91. Наложение дисциплинарного взыскания Статья 92. Служебное расследование Статья 93. Дисциплинарные комиссии Статья 94. Срок действия дисциплинарного взыскания Глава X. Заключительные и переходные положения Статья 95. Меры по управлению персоналом пенитенциарной системы Статья 96. Институциональная преемственность Статья 97. Приравнивание специальных званий Статья 98. Заключительные положения

Закон Республики Молдова от 21 декабря 2017 года №300
"О системе пенитенциарной администрации"

О документе

Номер документа:300
Дата принятия: 21.12.2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16.05.2018
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №48-57, 16 февраля 2018 года, Ст.124.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 98 настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня опубликования - с 16 мая 2018 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 29.12.2022  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 365 от 29.12.2022
Вступила в силу с: 17.02.2023


Редакция от 15.07.2022, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 155 от 15.07.2022
Вступила в силу с: 05.09.2022


Редакция от 26.07.2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые законодательные акты № 184 от 26/07/2018
Вступила в силу с: 01.01.2019


Редакция от 26.04.2018, принята документом Закон Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 74 от 26/04/2018
Вступила в силу с: 29.06.2018


Редакция от 21.12.2017