Недействующая редакция. Принята: 01.03.2018 / Вступила в силу: 08.03.2018

Недействующая редакция, не действует с 5 ноября 2018 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 26 июня 2015 года №417

Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 15.10.2015 г. №699, 25.05.2017 г. №42, 12.09.2017 г. №90, 03.10.2017 г. №99, 01.03.2018 г. №20)

С целью обеспечения реализации требований Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", согласно статьям 7, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статье 63 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Утвердить Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, которое прилагается.

2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Украины от 14 мая 2003 года №189 "Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 20 мая 2003 года под №381/7702 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 31 января 2011 года №22), с изменениями.

3. Банкам привести в соответствие с требованиями законодательства Украины идентификацию и выявить факт принадлежности к публичным лицам, к лицам, близким или связанным с публичными лицами, имеющихся клиентов /представителей клиентов, по которым установлены высокий уровень риска, - в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого постановления, по другим клиентам/представителям клиентов - в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение в соответствие с требованиями законодательства Украины идентификации и выявления фактов принадлежности к публичным лицам, к лицам, близким или связанным с публичными лицами, имеющимся клиентам/представителям клиентов, которые не поддерживают деловых (договорных) отношений с банком (кроме клиентов высокого риска) может осуществляться и сверх установленных сроков в случае обращения такого клиента к банку, инициирование им проведения финансовых операций.

4. Департаменту финансового мониторинга (Береза И.В.) довести содержание настоящего постановления до сведения банков Украины.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Национального банка Украины Писарук А.В.

6. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

В.А.Гонтарева

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 26 июня 2015 года №417

Положение об осуществлении банками финансового мониторинга

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Закон), с целью предотвращения использования банковской системы для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Требования этого Положения распространяются на банки, обособленные подразделения банков, платежные организации и членов/участников платежных систем, являющихся банками, филиалы иностранных банков (далее - банки).

2. В настоящем Положении термины и понятия употребляются в следующих значениях:

1) Исключен в соответствии с Постан овлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 №42;

(см. предыдущую редакцию)

2) анализ финансовых операций - комплекс риск-ориентированных мероприятий, которые осуществляются на постоянной основе и установлены внутренними документами банка по вопросам осуществления финансового мониторинга, проведение которых позволяет выяснить суть и цель финансовых операций, сделать вывод о соответствии/несоответствии финансовых операций финансовому состоянию клиента и/или содержании его деятельности, регулярность осуществления финансовых операций и направлен на выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;

3) изучение финансовой деятельности клиента - проведение сравнительного анализа информации, полученной при осуществлении анализа финансовых операций клиента, информации, полученной при установке деловых (договорных) отношений (в том числе в процессе уточнения информации по вопросам идентификации, содержания деятельности, финансового состояния), и информации, полученной за время обслуживания за предыдущий период, с целью переоценки уровня риска клиента;

4) высокий уровень риска клиента - это уровень риска, полученный по результатам оценки риска клиента, который определяется банком по результатам анализа совокупности определенных банком критериев риска проведения клиентом финансовых операций по легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и свидетельствует о высокой вероятности использования клиентом услуг банка для легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

5) ответственный работник банка - работник банка, ответственный за проведение финансового мониторинга в банке;

6) внутренние документы банка по вопросам финансового мониторинга - правила, программы, методики, другие документы по вопросам финансового мониторинга, утвержденные банком в соответствии с требованиями законодательства Украины, в том числе настоящего Положения;

7) средства защиты информации - программно-технические средства, которые обеспечивают защиту электронных документов от несанкционированных действий относительно ознакомления с их содержанием, модификации или искажения;

8) предупредительные меры - определенные внутренними документами банка по вопросам финансового мониторинга (с учетом Закона и настоящего Положения) и другими документами банка меры [в том числе путем отказа от установления (поддержания) деловых (договорных) отношений (в частности путем расторжения деловых (договорных) отношений), приостановления/отказа от проведения финансовых операций] для предупреждения, ограничения и/или снижения до приемлемого уровня рисков легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

9) сводный реестр финансовых операций - документ в электронном виде, который формируется и ведется банком - юридическим лицом в порядке, установленном Правилами финансового мониторинга банка, в случае ведения отдельных реестров обособленными подразделениями банка;

10) значительная сумма - сумма средств, на которую осуществляется финансовая операция, которая равна или превышает 150000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривны к иностранным валютам и банковских металлов 150000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любых других азартных игр, в том числе электронное (виртуальное) казино - 30000 гривен);

11) комплаенс-риск финансового мониторинга - риск юридической ответственности или риск применения мер воздействия Национальным банком Украины (далее - Национальный банк), возникновение финансовых убытков и репутационных потерь, которые может понести банк в связи с необеспечением надлежащего уровня соответствия всем требованиям законов Украины нормативно-правовых актов, правил, внутренних документов банка, правил поведения, которые могут применяться при выполнении банком обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга;

12) контрагент - лицо, являющееся второй стороной финансовой операции (контрагентом может быть банк), по которой между клиентом и контрагентом происходит передача активов;

13) мониторинг рисков клиентов - процесс отслеживания критериев рисков клиентов по результатам изучения клиентов, который проводится с целью своевременного выявления изменений риска по географическому расположению страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, риска по виду товаров, услуг, риска по типу клиента, в том числе с учетом осуществления ими рисковых финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу и их регулярности, для осуществления переоценки предустановленных уровней рисков клиентов;

14) безотлагательно - промежуток времени, определенный/установленный с момента наступления оснований для осуществления соответствующих действий, которые являются приоритетными и осуществляются в первую очередь, но не позднее следующего рабочего дня или установленного времени следующего рабочего дня;

15) немедленно - кратчайший срок в течение рабочего дня, в который должны осуществляться (происходить) соответствующие действия, с момента наступления оснований для их осуществления;

16) низкий уровень риска клиента - это уровень риска, полученный по результатам оценки риска клиента, который определяется банком по результатам анализа совокупности определенных банком критериев риска проведения клиентом финансовых операций по легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и свидетельствует о низкой вероятности использования клиентом услуг банка для легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

16-1) оценка финансового состояния - обобщение и анализ банками информации/документов с целью обеспечения установления достаточности/недостаточности реальных финансовых возможностей клиента проводить (инициировать) финансовые операции на соответствующие суммы;

(Пункт 16-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 г. №42)

17) первичный документ - документ, содержащий обязательные реквизиты [наименование лица (юридическое или физическое), которое составило документ, наименование документа, дату и место составления, содержание и объем операции, единицу ее измерения, личная или электронная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо - инициатора осуществления операции; наименование получателя средств, номер(а) счета(ов)] и который является основанием для отражения финансовой операции в системе автоматизации банка;

18) перевод, осуществляемый без открытия счета, - движение определенной суммы средств, инициированное в наличной форме без использования счета с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме;

19) порядок - четкая последовательность действий определенного процесса с указанием способов, форм, сроков (сроков) применения работниками банка этих действий, определенная во внутренних документах банка по вопросам финансового мониторинга;

20) приемлемый уровень рисков легализации криминальных доходов/финансирования терроризма - риск, который является управляемым, подконтрольным банку, не может вызвать повышение юридического риска и риска репутации, а также ухудшение финансовых результатов деятельности банка либо нанести ущерб его кредиторам и клиентам;

21) программное обеспечение банка по вопросам финансового мониторинга (далее - программное обеспечение) - программный(ые) модуль(и) или взаимосвязанная их совокупность, которые внедрены в деятельность банка и используются банком для выполнения функций субъекта первичного финансового мониторинга;

22) публичные лица - лица, которые в соответствии с Законом являются национальными, иностранными публичными деятелями, деятелями, которые выполняют политические функции в международных организациях;

23) разовая финансовая операция на значительную сумму - проведение финансовой операции с наличными (банковскими металлами) на значительную сумму без открытия счета клиенту;

24) регулярность - это количественный показатель, который характеризуется осуществлением трех и более раз в месяц определенных действий;

25) реестр финансовых операций - документ в электронном виде, структура которого определена ответственным работником банка - юридического лица/филиала иностранного банка и который формируется и ведется банком в соответствии с требованиями настоящего Положения и в порядке, установленном Правилами финансового мониторинга банка;

26)Исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 №42;

(см. предыдущую редакцию);

27)Исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 №42;

(см. предыдущую редакцию)

28) риск по типу клиента - имеющаяся или потенциальная опасность (угроза, уязвимые места) осуществления клиентом финансовых операций, связанных с легализацией криминальных доходов/финансированием терроризма;

29) риск по географическому расположению государства регистрации клиента или учреждения (далее - географический риск) - риск, связанный с финансовыми операциями, если клиент или учреждение, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, имеет место пребывания, место жительства, местонахождение, место регистрации в государстве, которое отнесено к оффшорным зонам, или не выполняет, или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией криминальных доходов/финансированием терроризма, и/или к которым применены международные санкции;

30) риск клиента - это имеющаяся или потенциальная опасность (угроза, уязвимые места) в результате возникновения риска по типу клиента, риска по виду товаров, услуг, которые клиент получает от банка, и географического риска отдельно или в совокупности;

31) риски легализации криминальных доходов/финансирования терроризма - совокупность рисков клиентов банка и риска использования услуг банка для легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

31-1) риск-ориентированный подход - это определенная банком система управления рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и принятия им соответствующих мер способом и объемы, которые обеспечивают эффективную минимизацию этих рисков в зависимости от их уровня;

(Пункт 31-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 г. №42)

32) риск услуги - риск, который возникает в случае изменения экономической сути финансовой операции (услуги) через ее возможное использование для легализации криминальных доходов/финансирования терроризма, в частности, если в результате определенных действий меняются направления и/или характер использования денежных потоков;

33) риск репутации - это имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает из-за неблагоприятного восприятия имиджа банка клиентами, контрагентами, потенциальными инвесторами или органами надзора, который влияет на способность банка устанавливать новые отношения с контрагентами, предоставлять новые услуги или поддерживать имеющиеся отношения и может привести банк (или его руководителей) к финансовым потерям или уменьшению клиентской базы, привлечению к административной, гражданской или уголовной ответственности;

34) риск юридический - это имеющийся или потенциальный риск для поступлений или капитала банка, который возникает из-за нарушения или несоблюдения банком требований законов, нормативно-правовых актов и может привести банк к финансовым потерям, злоупотреблениям, привлечению банка и/или его руководителей к административной, гражданской или уголовной ответственности;

35) средний уровень риска клиента - это уровень риска, полученный по результатам оценки риска клиента, который определяется банком по результатам анализа совокупности определенных банком критериев риска проведения клиентом финансовых операций по легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и свидетельствует о повышенной вероятности использования клиентом услуг банка для легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

36) дело клиента - дело по юридическому оформлению счета клиента/дело клиента, идентификация которого осуществляется также в других предусмотренных Законом, Законом о банках и этим Положением случаях, содержащие предоставленные клиентом/представителем клиента/лицом, от имени или по поручению или в интересах которого проводится финансовая операция, надлежащим образом заверенные копии документов, копии представленных им/ею оригиналов официальных документов и другие документы, являющиеся основанием для идентификации, уточнения/ дополнительного уточнения информации о клиенте, изучения клиента, в том числе оценки финансового состояния, выяснения и подтверждения источников происхождения средств и активов, выполнения других требований законодательства в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма" (далее - документы по изучению клиента);

37) Исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 03.10.2017 г. №99;

(см. предыдущую редакцию)

38) Исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 г. №42.

(см. предыдущую редакцию)

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 г. №42)

(см. предыдущую редакцию)

3. Этим Положением устанавливаются общие требования Национального банка по порядку:

1) учета банка в специально уполномоченном органе в качестве субъекта первичного финансового мониторинга;

2) выявления и регистрации банками финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу или в отношении которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

3) разработки, утверждения, постоянного обновления внутренних документов банка по вопросам финансового мониторинга;

4) идентификации, верификации клиентов (представителей клиентов), изучению клиентов, уточнению/дополнительному уточнению информации о клиентах;

5) предоставления банками специально уполномоченному органу информации в соответствии с требованиями законодательства Украины по вопросам предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма;

6) обеспечения управления рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма;

7) приостановления, возобновления финансовых операций и выполнения решений (поручений) специально уполномоченного органа;

8) согласования назначения и освобождения ответственного работника банка.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 03.10.2017 г. №99)

(см. предыдущую редакцию)

4. Ответственность за ненадлежащую организацию соблюдения требований законодательства Украины в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма и ненадлежащую организацию внутрибанковской системы предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма несет руководитель исполнительного органа банка/руководитель филиала иностранного банка (кроме банков, отнесенных к категории неплатежеспособных, в отношении которых введена процедура временной администрации или ликвидации).

Организация соблюдения требований законодательства Украины в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма включает комплекс мероприятий по обеспечению назначения ответственного работника банка согласно требованиям законодательства Украины в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма, создания и деятельности внутрибанковской системы предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма (в том числе системы управления рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма), принятия и постоянного обновления внутренних документов банка по вопросам финансового мониторинга, осуществление контроля за соблюдением требований законодательства в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма (в том числе о наличии у ответственного работника банка - юридического лица безупречной деловой репутации и соответствия установленным Национальным банком квалификационным требованиям, обновление имеющегося в банке перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции).

Ответственность за ненадлежащую организацию соблюдения требований законодательства Украины в сфере предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма и ненадлежащую организацию внутрибанковской системы предотвращения легализации криминальных доходов/финансированию терроризма в банках, отнесенных к категории неплатежеспособных, в отношении которых введена процедура временной администрации или ликвидации, несет уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

5. Ответственные работники банков за осуществление финансового мониторинга, проходят переподготовку (обучение) и повышение квалификации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Абзац второй исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.05.2017 г. №42.

(см. предыдущую редакцию)

6. Банки-правопреемники и банки, которые реорганизовали свои обособленные подразделения, обязаны обеспечить выполнение требований законодательства Украины относительно хранения имеющейся в реорганизации информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и лицах, участвовавших в их проведении, и вовремя предоставлять специально уполномоченному органу информацию в случаях, предусмотренных Законом.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Положение об осуществлении банками финансового мониторинга I. Общие положения II. Требования к внутренним документам банка по вопросам финансового мониторинга III. Построение и обеспечение функционирования системы управления рисками легализации криминальных доходов / финансирования терроризма IV. Порядок направления уведомления о постановке на учет/снятии с учета субъекта первичного финансового мониторинга V. Порядок идентификации, верификации и изучения клиентов VI. Порядок анализа, выявления и регистрации финансовых операций VII. Порядок предоставления информации специально уполномоченному органу VIII. Порядок приостановления, возобновления финансовых операций и выполнения решений (поручений) специально уполномоченного органа IX. Порядок согласования назначения и увольнения ответственного работника банка X. Требования к правилам финансового мониторинга банковской группы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8