Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
Именем Республики Молдова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 4 июня 2014 года №20
О контроле конституционности некоторых положений Регламента Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года (Обращения №9a/2014, №11а/2014 и №28а/2014)
Конституционный суд в составе:
Александру Тэнасе, председатель,
Аурел Бэешу,
Игорь Доля,
Тудор Панцыру,
Виктор Попа,
Петру Райлян, судьи,
при участии секретаря заседания Серджиу Стратана,
принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 14 февраля 2014 года, 21 февраля 2014 года и 14 апреля 2014 года,
рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,
проведя совещание при закрытых дверях,
выносит следующее постановление:
Процедурные вопросы
1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутатов Парламента Артура Решетникова и Игоря Время, представленное в Конституционный суд 14 февраля 2014 года, в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.а) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности ст.27 ч.(3), ст.31 ч.(4), ст.36 ч.(1), ст.46 ч.(1)-(2), ст.47 ч.(13)-(15), ст.61 ч.(4), ст.63 ч.(3), ст.88 ч.(3), ст.102 ч.(7), ст.105 ч.(2) и ч.(6), ст.129 ч.(4), ст.132 п.d-1) и п.d-2), ст.133 ч.(6) и ст.139-1 ч.(2) и ч.(3) Регламента Парламента, в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.
2. 21 февраля 2014 года депутаты Парламента Игорь Додон и Ион Чебан представили обращение о контроле конституционности ст.46 ч.(1) Регламента Парламента в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.
3. Авторы обращения полагают, в частности, что оспариваемые положения вступают в противоречие с положениями ст.1 ч.(3), ст.2 ч.(1), ст.5 ч.(1), ст.6, ст.7, ст.32 ч.(1), ст.54 ч.(1) и ч.(2), ст.60, ст.63 ч.(1) и ч.(4), ст.67 ч.(2), ст.68, ст.70 ч.(1) и ч.(3), ст.71, ст.73, ст.74, ст.114 и ст.134 ч.(1) и ч.(3) Конституции.
4. Определением Конституционного суда от 25 марта 2014 года без вынесения решения по существу обращение было признано приемлемым. Вместе с тем было отклонено ходатайство о приостановлении действия оспариваемых положений.
5. Учитывая, что в части требования о контроле конституционности ст.46 ч.(1) Регламента Парламента обращения совпадают, на основании ст.43 Кодекса конституционной юрисдикции, Конституционный суд объединил их в одном производстве.
6. Впоследствии 14 апреля 2014 года депутаты Парламента Михай Гимпу, Валериу Мунтяну и Корина Фусу представили обращение о контроле конституционности ст.60 ч.(5) Регламента Парламента в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.
7. Определением от 19 мая 2014 года Конституционный суд признал обращение №28а/2014 приемлемым и объединил его с обращениями №9а/2014 и №11а/2014.
8. В ходе рассмотрения дела Конституционный суд затребовал мнения Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства.
9. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращения аргументировали авторы, депутаты Парламента Игорь Время, Ион Чебан и Валериу Мунтяну, а также Максим Лебединский, в качестве законного представителя Игоря Додона. Парламент был представлен начальником общего юридического управления Секретариата Парламента Ионом Крянгэ.
Фактические обстоятельства
10. 12 декабря 2013 года Парламент Республики Молдова издал Закон №294 о внесении изменений и дополнений в Регламент Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года.
11. Данным законом Парламент внес ряд изменений и дополнений в положениях Регламента Парламента, касающихся полномочий постоянных и следственных комиссий, законодательной процедуры, прохождения парламентских заседаний, порядка уведомления о неявке на заседаниях, запретов и санкций, применяемых по отношению к депутатам.
Применимое законодательство
12. Применимые положения Конституции (М.О., 1994 г., №1):
Статья 1. Государство Республика Молдова
"[…]
(3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".
Статья 2. Суверенитет и государственная власть
"(1) Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией.
[…]"
Статья 6. Разделение и взаимодействие властей
"В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции".
Статья 7. Конституция - высший закон
"Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы".
Статья 32. Свобода мнений и выражения
"(1) Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами.
[…]"
Статья 60. Парламент - высший представительный и законодательный орган
"(1) Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства.
(2) Парламент состоит из 101 депутата".
Статья 63. Срок полномочий
"(1) Срок полномочий Парламента – четыре года. Он может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.
[…]
(4) Законопроекты или законодательные предложения, внесенные в повестку дня Парламента предыдущего состава, рассматриваются вновь избранным Парламентом."
Статья 64. Внутренняя организация
"(1) Структура, организация и деятельность Парламента определяются регламентом. Источники финансирования Парламента предусматриваются в утвержденном им бюджете.
[…]"
Статья 68. Представительный мандат
"(1) При исполнении мандата депутаты находятся на службе у народа.
(2) Всякий императивный мандат недействителен".
Статья 70. Несовместимость и неприкосновенность
"(1) Положение депутата несовместимо с какой-либо другой оплачиваемой должностью, за исключением преподавательской и научной деятельности.
(2) Иные условия несовместимости устанавливаются органическим законом.
(3) Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, или привлечен к судебной ответственности без согласия Парламента, данного после заслушивания депутата".
Статья 71. Независимость взглядов
"Депутат не может быть подвергнут преследованию или привлечен к юридической ответственности за голосование или за взгляды, выраженные при исполнении мандата".
Статья 72. Виды законов
"(1) Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы.
[…]
(3) Органическим законом регламентируются:
[…]
c) организация и деятельность Парламента;
[…]"
Статья 73. Законодательная инициатива
"Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента, Президенту Республики Молдова, Правительству и Народному Собранию автономно-территориального образования Гагаузия".
Статья 74. Принятие законов и постановлений
"(1) Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях.
(2) Ординарные законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 4 июня 2014 года №20
"О контроле конституционности некоторых положений Регламента Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года (Обращения №9a/2014, №11а/2014 и №28а/2014)"
О документе
Номер документа: | 20 |
Дата принятия: | 04/06/2014 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 04/06/2014 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №249-255, 22 августа 2014 года, Ст.34.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 4 июня 2014 года.
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 135 Полномочия
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде :: g) депутат Парламента;
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: g) депутата Парламента;
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 2 Суверенитет и государственная власть
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 5 Демократия и политический плюрализм
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 6 Разделение и взаимодействие властей
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 7 Конституция - высший закон
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 32 Свобода мнений и выражения
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 54 Ограничение осуществления прав или свобод
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 63 Срок полномочий
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 68 Представительный мандат
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 70 Несовместимость и неприкосновенность
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 71 Независимость взглядов
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 73 Законодательная инициатива
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 74 Принятие законов и постановлений
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 114 Осуществление правосудия
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 134 Статус
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 43. Объединение дел
Ссылка на Конституция Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента :: Регламент Парламента
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 116 Статус судей
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 125 Прокурор
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 46 Право частной собственности и ее охрана
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 47 Право на социальное обеспечение и защиту
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 64 Внутренняя организация
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: c) организация и деятельность Парламента;
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента :: Статья 44. Срочная процедура
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 96 Роль
Ссылка на Закон Республики Молдова О законодательных актах
Ссылка на Закон Республики Молдова О системе оплаты труда в бюджетной сфере
Ссылка на Трудовой кодекс Республики Молдова :: Статья 128. Заработная плата
Ссылка на Закон Республики Молдова Об оплате труда :: Статья 2. Основные понятия
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 123 Полномочия
Ссылка на Закон Республики Молдова О Прокуратуре
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: (3) Органическим законом регламентируются:
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 104 Информирование Парламента
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: (2) Всякий императивный мандат недействителен.
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента :: Статья 132. Запреты
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 140 Решения Конституционного суда
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде :: Статья 26. Акты Конституционного суда
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 6. Пределы компетенции