Действует

Именем Республики Молдова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 июня 2014 года №20

О контроле конституционности некоторых положений Регламента Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года (Обращения №9a/2014, №11а/2014 и №28а/2014)

Конституционный суд в составе:

Александру Тэнасе, председатель,

Аурел Бэешу,

Игорь Доля,

Тудор Панцыру,

Виктор Попа,

Петру Райлян, судьи,

при участии секретаря заседания Серджиу Стратана,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 14 февраля 2014 года, 21 февраля 2014 года и 14 апреля 2014 года,

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,

проведя совещание при закрытых дверях,

выносит следующее постановление:

Процедурные вопросы

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутатов Парламента Артура Решетникова и Игоря Время, представленное в Конституционный суд 14 февраля 2014 года, в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.а) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности ст.27 ч.(3), ст.31 ч.(4), ст.36 ч.(1), ст.46 ч.(1)-(2), ст.47 ч.(13)-(15), ст.61 ч.(4), ст.63 ч.(3), ст.88 ч.(3), ст.102 ч.(7), ст.105 ч.(2) и ч.(6), ст.129 ч.(4), ст.132 п.d-1) и п.d-2), ст.133 ч.(6) и ст.139-1 ч.(2) и ч.(3) Регламента Парламента, в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.

2. 21 февраля 2014 года депутаты Парламента Игорь Додон и Ион Чебан представили обращение о контроле конституционности ст.46 ч.(1) Регламента Парламента в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.

3. Авторы обращения полагают, в частности, что оспариваемые положения вступают в противоречие с положениями ст.1 ч.(3), ст.2 ч.(1), ст.5 ч.(1), ст.6, ст.7, ст.32 ч.(1), ст.54 ч.(1) и ч.(2), ст.60, ст.63 ч.(1) и ч.(4), ст.67 ч.(2), ст.68, ст.70 ч.(1) и ч.(3), ст.71, ст.73, ст.74, ст.114 и ст.134 ч.(1) и ч.(3) Конституции.

4. Определением Конституционного суда от 25 марта 2014 года без вынесения решения по существу обращение было признано приемлемым. Вместе с тем было отклонено ходатайство о приостановлении действия оспариваемых положений.

5. Учитывая, что в части требования о контроле конституционности ст.46 ч.(1) Регламента Парламента обращения совпадают, на основании ст.43 Кодекса конституционной юрисдикции, Конституционный суд объединил их в одном производстве.

6. Впоследствии 14 апреля 2014 года депутаты Парламента Михай Гимпу, Валериу Мунтяну и Корина Фусу представили обращение о контроле конституционности ст.60 ч.(5) Регламента Парламента в редакции Закона №294 от 12 декабря 2013 года.

7. Определением от 19 мая 2014 года Конституционный суд признал обращение №28а/2014 приемлемым и объединил его с обращениями №9а/2014 и №11а/2014.

8. В ходе рассмотрения дела Конституционный суд затребовал мнения Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства.

9. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращения аргументировали авторы, депутаты Парламента Игорь Время, Ион Чебан и Валериу Мунтяну, а также Максим Лебединский, в качестве законного представителя Игоря Додона. Парламент был представлен начальником общего юридического управления Секретариата Парламента Ионом Крянгэ.

Фактические обстоятельства

10. 12 декабря 2013 года Парламент Республики Молдова издал Закон №294 о внесении изменений и дополнений в Регламент Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года.

11. Данным законом Парламент внес ряд изменений и дополнений в положениях Регламента Парламента, касающихся полномочий постоянных и следственных комиссий, законодательной процедуры, прохождения парламентских заседаний, порядка уведомления о неявке на заседаниях, запретов и санкций, применяемых по отношению к депутатам.

Применимое законодательство

12. Применимые положения Конституции (М.О., 1994 г., №1):

Статья 1. Государство Республика Молдова

"[…]

(3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются".

Статья 2. Суверенитет и государственная власть

"(1) Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией.

[…]"

Статья 6. Разделение и взаимодействие властей

"В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции".

Статья 7. Конституция - высший закон

"Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы".

Статья 32. Свобода мнений и выражения

"(1) Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами.

[…]"

Статья 60. Парламент - высший представительный и законодательный орган

"(1) Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства.

(2) Парламент состоит из 101 депутата".

Статья 63. Срок полномочий

"(1) Срок полномочий Парламента – четыре года. Он может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

[…]

(4) Законопроекты или законодательные предложения, внесенные в повестку дня Парламента предыдущего состава, рассматриваются вновь избранным Парламентом."

Статья 64. Внутренняя организация

"(1) Структура, организация и деятельность Парламента определяются регламентом. Источники финансирования Парламента предусматриваются в утвержденном им бюджете.

[…]"

Статья 68. Представительный мандат

"(1) При исполнении мандата депутаты находятся на службе у народа.

(2) Всякий императивный мандат недействителен".

Статья 70. Несовместимость и неприкосновенность

"(1) Положение депутата несовместимо с какой-либо другой оплачиваемой должностью, за исключением преподавательской и научной деятельности.

(2) Иные условия несовместимости устанавливаются органическим законом.

(3) Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, или привлечен к судебной ответственности без согласия Парламента, данного после заслушивания депутата".

Статья 71. Независимость взглядов

"Депутат не может быть подвергнут преследованию или привлечен к юридической ответственности за голосование или за взгляды, выраженные при исполнении мандата".

Статья 72. Виды законов

"(1) Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы.

[…]

(3) Органическим законом регламентируются:

[…]

c) организация и деятельность Парламента;

[…]"

Статья 73. Законодательная инициатива

"Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента, Президенту Республики Молдова, Правительству и Народному Собранию автономно-территориального образования Гагаузия".

Статья 74. Принятие законов и постановлений

"(1) Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях.

(2) Ординарные законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 4 июня 2014 года №20
"О контроле конституционности некоторых положений Регламента Парламента, принятого Законом №797-XIII от 2 апреля 1996 года (Обращения №9a/2014, №11а/2014 и №28а/2014)"

О документе

Номер документа:20
Дата принятия: 04/06/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/06/2014
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №249-255, 22 августа 2014 года, Ст.34.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 4 июня 2014 года.