Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 27 декабря 2001 года №780-XV

О законодательных актах

(по состоянию на 4 мая 2010 года)

Учитывая особую значимость актов Парламента, необходимость установления средств, способов и технических приемов, посредством которых общественные отношения облекаются в правовую форму, необходимость реализации единых принципов в области законотворчества в целях обеспечения разработки и принятия качественных и эффективно действующих законодательных актов, гарантирования прозрачности процесса принятия решений, а также необходимость обеспечения совместимости законодательных актов с законодательством Сообщества путем приведения их в соответствие с ним,

на основании пункта r) части (3) статьи 72 Конституции Республики Молдова

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования

(1) Настоящий закон устанавливает порядок инициирования, разработки, согласования, экспертизы, редактирования, толкования и утраты силы законодательных актов, а также используемые для этого средства, способы и технические приемы.

(2) Порядок инициирования, разработки, экспертизы, редактирования и издания нормативных актов Правительства, других органов центрального и местного публичного управления утверждается законом.

Статья 2. Законодательные акты

(1) Законодательными актами являются акты, принимаемые единственной законодательной властью государства на основе конституционных норм в соответствии с процедурой, установленной Регламентом Парламента, другими действующими нормами, занимающие высшую ступень в иерархии нормативных актов Республики Молдова.

(2) К законодательным актам относятся:

а) Конституция Республики Молдова и конституционные законы;

b) органические и ординарные законы;

с) постановления и резолюции.

(3) Международные договоры, а также законы, посредством которых Республика Молдова становится одной из сторон международного договора, инициируются, разрабатываются, принимаются, вступают в силу или денонсируются в соответствии со специальной процедурой, установленной Законом о международных договорах Республики Молдова.

(4) Настоящий закон не применяется при разработке законодательных актов политического, административного или иного характера, не содержащих правовых норм, а также к актам рабочих органов Парламента.

Статья 3. Признаки и свойства законодательного акта

(1) Законодательный акт имеет государственный, принудительный, общий и безличный характер.

(2) Законодательный акт должен соответствовать требованиям законности, доступности, точности, а после вступления в силу подлежит исполнению и обязателен для всех субъектов права.

Статья 4. Основные принципы законотворчества

(1) Законодательный акт должен соответствовать положениям международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе законодательству Сообщества.

(2) Законодательный акт должен соответствовать конституционным положениям и согласовываться с существующей правовой базой, системой кодификации и унификации законодательства.

(3) При разработке, принятии и применении законодательных актов должны соблюдаться следующие принципы:

а) целесообразности, согласованности, последовательности и соотносимости конкурирующих норм;

b) преемственности, стабильности и предсказуемости норм права;

с) транспарентности, гласности и доступности.

Статья 5. Обязательные общие условия законодательного акта

(1) Защита прав, свобод, законных интересов граждан, равенство и социальная справедливость, а также совместимость с законодательством Сообщества являются обязательными условиями любого законодательного акта.

(2) Законодательные акты должны отвечать следующим условиям:

а) соответствовать основным принципам законотворчества, предусмотренным статьей 4;

b) составляться в соответствии с требованиями законодательной техники и нормами литературного языка;

с) приниматься законодательным органом.

Глава II ВИДЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 6. Виды законодательных актов

(1) В зависимости от характера содержащихся в них норм законодательные акты делятся на общие, специальные и чрезвычайные.

(2) Общий законодательный акт содержит нормы права, применяемые ко всем общественным отношениям или субъектам права либо к определенным видам отношений или определенным категориям субъектов без утраты нормами своего общего характера.

(3) Специальный законодательный акт содержит нормы права, применяемые исключительно к некоторым видам общественных отношений или категориям субъектов, строго определенным путем отступления от общего правила. В случае противоречия между нормой общего законодательного акта и нормой специального законодательного акта, имеющих равную юридическую силу, применяется норма специального законодательного акта.

(4) Чрезвычайный законодательный акт регулирует общественные отношения, порожденные чрезвычайными ситуациями. Чрезвычайный законодательный акт является отступлением от общих и специальных актов. В случае противоречия между нормой общего или специального законодательного акта и нормой чрезвычайного законодательного акта, имеющих равную юридическую силу, применяется норма чрезвычайного законодательного акта.

(5) В формуле принятия законодательного акта указывается его принадлежность к категории специальных или чрезвычайных законодательных актов.

(6) Законодательные акты находятся в отношениях иерархической соподчиненности. Высшим законодательным актом может изменяться, дополняться или признаваться утратившим силу низший законодательный акт. В случае прямого изменения или дополнения низшего законодательного акта изменение или дополнение имеет ту же юридическую силу, что и акт, в который вносятся изменения или дополнения.

(7) В случае возникновения между двумя законодательными актами, имеющими равную юридическую силу, противоречия норм, содержащих различные решения по одному и тому же объекту регулирования, применяются положения последнего по времени принятия акта.

Статья 7. Виды законов

(1) Законы подразделяются на три вида: конституционные, органические и ординарные.

(2) В формуле принятия закона указывается его вид.

(3) Законы принимаются большинством голосов, указанным в Конституции.

Статья 8. Конституционные законы

(1) Конституция Республики Молдова - высший закон общества и государства.

(2) Конституционными законами являются законы о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию (законы о пересмотре Конституции), которые принимаются двумя третями голосов депутатов, а также законы, одобренные республиканским референдумом.

Статья 9. Органические законы

(1) Органическими законами являются законодательные акты, которые представляют собой развитие конституционных норм и могут действовать только в областях, прямо предусмотренных Конституцией, или в других наиболее важных областях, по которым Парламентом признано необходимым принятие органического закона.

(2) Области, которые регулируются органическим законом, устанавливаются пунктами а) - о) части (3) статьи 72 Конституции.

(3) В соответствии с положениями пункта p) части (3) статьи 72 Конституции органическим законом регулируются также:

а) закрепление границ страны;

b) установление Государственного гимна;

с) порядок функционирования языков;

d) условия приобретения, сохранения и утраты гражданства;

е) структура национальной системы здравоохранения и средства, предназначенные для охраны и защиты физического и психического здоровья личности;

f) определение государственных должностей, занятие которых несовместимо с членством в партиях;

g) продление мандата Парламента в случае войны или катастрофы;

h) установление условий несовместимости со статусом депутата Парламента, кроме прямо предусмотренных Конституцией;

i) процедура избрания Президента Республики Молдова;

j) продление срока полномочий Президента Республики Молдова в случае войны или катастрофы;

k) определение других членов Правительства, кроме премьер-министра, первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров;

l) установление условий несовместимости с должностью члена Правительства, кроме прямо предусмотренных Конституцией;

m) определение структуры национальной системы обороны;

n) особые формы и условия автономии некоторых населенных пунктов левобережья Днестра и юга Республики Молдова;

o) полномочия, порядок организации и деятельности Счетной палаты.

p) установление материальных и процедурных норм инициирования, ведения и ликвидации дела (предпринимательской деятельности), а также контроля дела;

q) установление пределов регулирования предпринимательской деятельности Правительством и/или органами публичного управления.

(4) Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов, если Конституцией не предусмотрено иное большинство. Органические законы принимаются после рассмотрения не менее чем в двух чтениях и подчиняются конституционным законам.

(5) Изменение, дополнение и признание органических законов или некоторых их положений утратившими силу осуществляются, как правило, органическим законом в соответствии с установленной для этого процедурой.

Статья 10. Ординарные законы

(1) Ординарные законы действуют во всех областях общественных отношений, за иcключением областей, регулируемых Конституцией и органическими законами.

(1/1) Государственные концепции и стратегии по основным направлениям внутренней и внешней политики государства утверждаются посредством законодательных актов, которые, как правило, являются ординарными законами.

(2) Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов и подчиняются конституционным и органическим законам.

(3) Изменение, дополнение и признание ординарных законов или некоторых их положений утратившими силу осуществляются, как правило, ординарным законом в соответствии с установленной для этого процедурой.

Статья 11. Постановления

(1) Постановления Парламента являются законодательными актами, подчиненными закону, принимаются большинством голосов присутствующих депутатов, если Конституцией не предусмотрено иное большинство, и не подлежат промульгации. Постановления, носящие индивидуальный характер, и другие постановления, не содержащие правовых норм, могут быть рассмотрены без соблюдения всех предварительных процедур в рабочих органах Парламента.

(2) Постановления Парламента принимаются:

a) в сфере организации внутренней деятельности Парламента и входящих в его состав или непосредственно подчиненных ему структур;

b) для утверждения или изменения структуры некоторых органов или учреждений;

c) для избрания и назначения на государственные должности, отзыва с них, освобождения от них, временного отстранения от исполнения обязанностей;

d) для утверждения иных актов, не содержащих правовых норм;

е) в иных областях, не требующих принятия законов.

(3) Изменение, дополнение и признание постановлений Парламента утратившими силу осуществляются, как правило, постановлением в соответствии с установленной для этого процедурой.

Статья 12. Резолюции

(1) Посредством резолюций Парламент выражает свою позицию по определенному вопросу внутренней или внешней политики.

(2) Резолюция о выражении вотума недоверия является единственным законодательным актом, посредством которого Парламент выражает недоверие Правительству.

(3) Резолюция о выражении вотума недоверия принимается большинством голосов избранных депутатов в соответствии с положениями Конституции и Регламента Парламента.

(4) После принятия резолюция о выражении вотума недоверия не может быть изменена, дополнена или признана утратившей силу.

(5) Резолюция о выражении вотума недоверия влечет юридические последствия с момента принятия.

Глава III ИНИЦИИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 13. Научное обоснование

(1) Инициированию процедуры разработки правового акта должны предшествовать научный анализ политических, социальных, экономических, финансовых, правовых, культурных, санитарных и психологических последствий соответствующих норм, сравнительный анализ их с нормами соответствующей отрасли законодательства Сообщества, установление несовместимости действующих норм с существующими общественными требованиями и с нормами соответствующей отрасли законодательства Сообщества области.

(2) В работе по изучению и сбору материалов для обоснования проекта законодательного акта учитываются судебная практика и соответствующая правовая доктрина.

(3) Решения законодательного акта основываются на конституционных положениях, практике конституционной юрисдикции, положениях законодательства Сообщества, а также на положениях международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(4) Научное обоснование завершается определением целей и области правового вмешательства и устанавливает средства, необходимые для достижения этих целей.

(5) Парламент может установить специальные формы проведения и завершения научного обоснования.

Статья 13/1. Стратегические документы

(1) Стратегические документы рассматривают проблемы, существующие в какой-либо области, определяют инструменты их решения и ожидаемое воздействие на государство и общество.

(2) Стратегическими документами по основным направлениям внешней и внутренней политики государства, утверждаемыми Парламентом, являются:

а) концепция;

b) стратегия.

(3) Концепция представляет собой систему общих идей, направленных на многостороннее рассмотрение/толкование экономических, социальных, юридических, научных, технических и иных проблем, отражает способ восприятия или совокупность мнений, идей по проблемам, касающимся развития одной или нескольких областей или секторов в целом. Концепция должна включать:

а) описание ситуации и детальное определение проблемы;

b) инструменты и пути решения проблемы, указание стратегических документов и законодательных актов, способствующих решению проблем, рассматриваемых в соответствующей концепции;

с) оценку воздействия (социального, экономического и др.), в том числе в случае, когда проблема не будет разрешена.

(4) Стратегия представляет собой документ, отражающий определенную политику, содержащий ориентировочное направление действий на среднесрочный (4-7 лет) или долгосрочный период (8-15 лет), определяющий способ и механизм достижения целей по рассматриваемым проблемам. Стратегия должна включать:

а) описание ситуации и определение проблем, которые требуют вмешательства Правительства путем проведения соответствующей политики;

b) необходимые меры для достижения целей и ожидаемых результатов;

с) общие и специфические цели и этапы внедрения.

(5) Концепции и стратегии по основным направлениям внутренней и внешней политики государства разрабатываются Правительством и передаются Парламенту на утверждение.

Статья 14. Законодательные программы

(1) В целях обеспечения регулирования всех областей общественных отношений, прозрачности процесса принятия решений, а также приведения законодательных актов в соответствие с законодательством Сообщества Парламент принимает программы разработки законодательных актов.

(2) В законодательную программу включаются наименования актов, подлежащих разработке и приведению в соответствие с нормами законодательства Сообщества, области общественных отношений, подлежащие регулированию, органы, учреждения и лица, ответственные за разработку соответствующих актов и проведение консультаций по ним с заинтересованными сторонами, при необходимости ссылки на нормы законодательства Сообщества, другие моменты, связанные с реализацией программы.

(3) Законодательные программы могут изменяться и дополняться Парламентом по предложению субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.

(4) Законодательные программы предусматривают разработку наиболее важных актов и не являются препятствием для разработки внепрограммных законодательных актов.

(5) После принятия законодательная программа подлежит обнародованию в соответствии с законом, в том числе путем размещения на официальной web-странице Парламента.

Статья 15. Законодательные предложения

(1) Законодательным предложением является предложение, выдвинутое Президентом Республики Молдова или депутатами Парламента, об инициировании разработки одного или нескольких законодательных актов, касающихся определенного вопроса или группы вопросов и призванных регулировать определенные области общественных отношений или привести законодательные акты в соответствие с нормами законодательства Сообщества.

(2) При одобрении законодательного предложения Парламент принимает постановление, которым устанавливает срок разработки проекта законодательного акта, образует сам или поручает другим органам образовать рабочие группы по разработке проекта, устанавливает при необходимости размер оплаты труда специалистов, привлеченных к его разработке, и других необходимых расходов, а также источники их финансирования.

Глава IV РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА

Часть 1. Разработка проекта законодательного акта

Статья 16. Рабочая группа

(1) Для разработки проекта законодательного акта Парламент или органы, уполномоченные Парламентом, образуют рабочую группу, состоящую из экспертов и специалистов в соответствующей области - служащих органов публичной власти, ученых профильных научных учреждений и высших учебных заведений, практических работников соответствующей области и других специалистов, а также представителей заинтересованных сторон.

(2) Члены рабочей группы работают на основе контракта или без такового. В последнем случае при направлении с этой целью с постоянного места работы им устанавливается надбавка к заработной плате за участие в разработке проекта законодательного акта.

(3) В рабочую группу включаются в обязательном порядке не менее двух экспертов, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы в области права не менее трех лет.

Статья 17. Предварительные условия

(1) До начала составления проекта законодательного акта изучается имеющаяся информация в области общественных отношений, подлежащей регулированию, и проводится инвентаризация существующего законодательства в соответствующей области с целью установления недостаточности действующих норм.

(2) Рабочая группа осуществляет сравнительный анализ полезной информации, содержащейся в законодательстве других государств, и принципов основных применяемых в мире правовых систем, а также их совместимости с законодательством Сообщества. Сравнительный анализ основывается на следующих правилах:

а) в обязательном порядке изучаются источники права сравниваемых законодательств;

b) сравнение проводится только между однородными институтами права;

c) сравниваемые термины рассматриваются в социальном, политическом, экономическом, культурном и реально-правовом контексте, из которого они исходят, с изучением последствий, к которым они могут привести в иной правовой системе;

d) при оценке сравниваемых терминов (институтов, положений, норм) учитывается как их изначальный смысл, так и смысл, который они приобрели в процессе эволюции.

(3) Рабочая группа изучает законодательство Сообщества, а также практику Европейского суда, с целью установления норм, приемлемых для области общественных отношений, подлежащей регулированию, и в случае наличия таких норм вырабатывает предложения по обеспечению совместимости проекта законодательного акта с законодательством Сообщества.

(4) В случае объемного проекта, имеющего важное значение, рабочая группа может подготовить ряд тезисов проекта, по которым могут высказаться граждане, созданные в соответствии с законом объединения, иные заинтересованные стороны, а также орган, образовавший рабочую группу.

Статья 18. Составление проекта законодательного акта

(1) На основе исходных предложений, результатов научного обоснования и сравнительного анализа, консультаций с заинтересованными сторонами, а также иных материалов рабочая группа составляет первоначальный проект законодательного акта.

(2) Проект законодательного акта может содержать определения юридических, технических, экономических и других специальных терминов, имеющих ограниченное употребление.

(3) В случае, когда проект законодательного акта заключает положения действующего законодательства, они, как правило, не воспроизводятся, а даются ссылки на них.

(4) В законодательном акте может устанавливаться юридическая или

политическая ответственность за неисполнение его положений.

Часть 2. Язык и юридические средства выражения

Статья 19. Язык, орфография и пунктуация законодательного акта

Текст проекта законодательного акта разрабатывается на государственном языке с соблюдением следующих правил:

а) предложения строятся в соответствии с правилами грамматики так, чтобы мысли излагались верно, сжато, не допуская двоякого толкования, и должны быть доступными для понимания всеми заинтересованными субъектами;

b) одним предложением выражается только одна мысль;

с) используются адекватные, совместимые с используемыми в законодательстве Сообщества или аналогичные им и общепонятные термины;

d) понятия раскрываются не посредством определения или описания, а посредством соответствующего термина;

е) используемая терминология употребляется в таком же значении и имеет такую же форму, как и в других законодательных актах и в нормах законодательства Сообщества; используется один и тот же термин, если он правилен и если его повторное употребление исключает неясность;

f) неологизмы используются только в случае, если они общепонятны;

g) исключается использование регионализмов, нефункциональных, идиоматических, малоупотребительных и (или) имеющих двоякий смысл слов и выражений;

h) исключаются случаи юридической тавтологии;

i) строго соблюдаются правила орфографии и пунктуации.

Глава V ОБОСНОВАНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, ПУБЛИЧНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА

Часть 1. Обоснование, согласование, публичное консультирование и экспертиза

Статья 20. Обоснование проекта законодательного акта

Одновременно с разработкой проекта законодательного акта рабочая группа подготавливает пояснительную записку, содержащую:

а) обстоятельства, повлекшие необходимость разработки проекта, в том числе приведения законодательного акта в соответствие с нормами законодательства Сообщества, и цели, преследуемые внедрением новых норм;

b) основные положения акта, его место в системе законодательства, содержащиеся в нем новые элементы, социально-экономические и иные последствия его реализации;

c) ссылки на соответствующие нормы законодательства Сообщества и степень совместимости проекта законодательного акта с этими нормами;

d) финансово-экономическое обоснование в случае, когда реализация новых норм потребует финансовых и иных затрат.

e) акт анализа последствий регулирования в случае, если законодательный акт регулирует предпринимательскую деятельность. Анализ последствий регулирования представляет собой осуществленное на основе оценки затрат и выгод обоснование необходимости принятия нормативного акта и анализ последствий его принятия для предпринимательской деятельности, включая обеспечение соблюдения прав и интересов предпринимателей и государства.

Статья 21. Согласование проекта законодательного акта и проведение публичных консультаций по нему

(1) Проект законодательного акта вместе с пояснительной запиской направляется для согласования заинтересованным внутренним и внешним органам и учреждениям и подлежит в установленном законом порядке процедуре публичных консультаций.

(1.1) Публичные консультации по проекту законодательного акта не проводятся во время избирательной кампании, за исключением консультационных процессов, инициированных до начала избирательной кампании.

(2) Рабочая группа изучает представленные в заключениях предложения и замечания, а также поступившие в ходе публичных консультаций рекомендации и принимает решение об их учете при доработке проекта законодательного акта или об их отклонении.

Статья 22. Экспертиза проекта законодательного акта

(1) Для оценки качества проекта законодательного акта проводится правовая, антикоррупционная, экономическая, финансовая, научная, экологическая и иного рода экспертиза, в том числе на предмет совместимости с законодательством Сообщества, в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, а также языковая экспертиза.

(2) Правовая экспертиза обязательна для всех проектов законодательных актов и призвана содействовать:

а) обеспечению соответствия проекта нормам Конституции, практике конституционной юрисдикции, положениям международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, а также согласованию его с действующим законодательством и законодательством Сообщества;

b) составлению проекта в соответствии с требованиями законодательной техники;

с) целостному регулированию соответствующих общественных отношений.

(3) Антикоррупционная экспертиза обязательна для всех проектов законодательных актов и призвана содействовать:

а) обеспечению соответствия проекта национальным и международным антикоррупционным стандартам;

b) предупреждению появления новых положений, благоприятствующих или могущих благоприятствовать коррупции, путем разработки рекомендаций по исключению таких положений или уменьшению последствий их реализации.

(4) Экономическая экспертиза призвана содействовать:

а) обеспечению согласования проекта с принципами рыночной экономики, установленными законодательством Сообщества;

b) согласованию проекта с действующим хозяйственным законодательством;

c) выявлению положительных и отрицательных сторон проекта в плане обеспечения реформ, обозначению экономических и иного рода преимуществ, выявлению экономических недостатков и прогнозированию негативных экономических последствий его реализации.

(5) Финансовая экспертиза призвана содействовать:

а) согласованию проекта с действующим финансовым законодательством;

b) оценке финансовых затрат на реализацию новых норм;

с) выявлению финансовых недостатков и прогнозированию негативных финансовых последствий реализации проекта.

(6) Научная экспертиза осуществляется профильными научными учреждениями и высшими учебными заведениями, экспертами, в том числе зарубежными, и призвана содействовать:

а) определению целесообразности регулирования посредством законодательных актов затрагиваемого в проекте вопроса;

b) полноте регулирования посредством законодательного акта соответствующей области общественных отношений;

с) созданию научной основы для принятия законодательного акта;

d) обоснованию своевременности разработки проекта с учетом финансово-экономических возможностей государства, общественно-политической ситуации, последовательности регулирования процессов, а также необходимости обеспечения совместимости законодательных актов с законодательством Сообщества.

(7) Экологическая экспертиза призвана содействовать:

а) согласованию проекта с действующим экологическим законодательством и нормами соответствующей отрасли законодательства Сообщества;

b) обеспечению охраны здоровья человека и защиты окружающей среды;

с) прогнозированию экологических последствий реализации проекта.

(8) Языковая экспертиза призвана содействовать обеспечению правильного использования терминологии и совершенствованию языка законодательного акта.

(9) Экспертные заключения изучаются рабочей группой, которая решает вопрос об их учете при доработке проекта законодательного акта или об их отклонении.

Часть 2. Окончательный вариант проекта законодательного акта

Статья 23. Окончательный вариант проекта законодательного акта

(1) После получения заключений, поступивших в ходе публичных консультаций рекомендаций и проведения экспертизы проекта законодательного акта члены рабочей группы подготавливают окончательный вариант проекта и материалы к нему.

(2) Материалы к окончательному варианту проекта законодательного акта включают:

а) акт, на основе которого инициирована разработка проекта;

b) акт, которым образована рабочая группа, ее персональный состав;

с) результаты научного обоснования;

d) пояснительную записку, содержащую в частности результаты экспертизы на предмет совместимости с законодательством Сообщества, а также перечень соответствующих норм законодательства Сообщества;

е) заключения, свод поступивших в ходе публичных консультаций рекомендаций и результаты экспертизы;

f) перечень подзаконных актов, подлежащих разработке или пересмотру в связи с принятием законодательного акта;

g) итоговый доклад рабочей группы;

h) прочие необходимые документы.

(3) Проект законодательного акта на государственном языке и материалы к нему передаются для рассмотрения органу, принявшему решение о разработке проекта и (или) образовавшему рабочую группу.

(4) На проект законодательного акта, внесенный в Парламент в качестве законодательной инициативы, заполняется карточка, образец которой представлен в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона. Проекту присваивается номер, соответствующий его входящему номеру.

Глава VI СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА

Статья 24. Составные части законодательного акта

(1) Суть идей выражается в содержании законодательного акта таким образом, чтобы регулируемый материал имел упорядоченный и систематизированный вид.

(2) Законодательный акт состоит, как правило, из следующих частей:

а) наименование;

b) преамбула;

c) формула принятия;

d) общие положения;

e) диспозитивные положения;

f) заключительные и переходные положения;

g) приложения.

(3) Структура, предусмотренная частью (2), не является обязательной; некоторые элементы содержания законодательного акта могут отсутствовать.

Статья 25. Наименование

(1) Наименование служит основным идентифицирующим элементом законодательного акта и является обязательным для всех законодательных актов.

(2) Наименование законодательного акта должно быть лаконичным и точно отражать объект регулирования.

(3) В зависимости от объекта регулирования наименование:

а) отражает объект регулирования в развернутом виде или в сжатой форме;

b) содержит формулу одобрения;

с) содержит формулу присоединения к международному договору или ратификации международного договора.

(4) В случае изменения, дополнения или признания утратившими силу нескольких частей действующих законодательных актов наименование должно содержать:

а) полный перечень всех актов, в содержании которых осуществляются изменения, дополнения или признание утратившим силу; либо

b) общую формулу о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты или о признании их утратившими силу.

(5) В наименовании указывается номер законодательного акта по году его окончательного принятия.

Статья 26. Преамбула

(1) В преамбуле излагаются конечные цели, преследуемые Парламентом принятием законодательного акта, мотивы его принятия, общественно-политические, экономические или иные основания этого.

(2) Преамбулой могут сопровождаться наиболее важные законодательные акты. Она не имеет юридической силы и не является частью нормативного содержания акта.

Статья 27. Формула принятия

(1) В формуле принятия устанавливается законная основа принятия законодательного акта и указывается его вид.

(2) Формула принятия является обязательной для всех законодательных актов.

Статья 28. Общие положения

(1) Общие положения законодательного акта представляют собой положения, в которых:

а) определяются предмет и цель акта и сфера его применения;

b) намечаются направления регулирования;

с) поясняются термины и определяются концепции.

(2) Как правило, в законодательных актах, имеющих особо важное значение и специфическое содержание, общие положения излагаются в форме принципов.

Статья 29. Диспозитивные положения

(1) Диспозитивные положения представляют собой нормы, составляющие предмет законодательного акта. Ими устанавливаются:

а) правила;

b) права и обязанности;

с) правовые последствия нарушения правил, прав и неисполнения обязанностей.

(2) Диспозитивные положения систематизируются в следующей логической последовательности:

а) положения материального права предшествуют положениям процессуального порядка;

b) положения, содержащие ответственность, группируются, как правило, в заключительной части законодательного акта.

(3) Логическая последовательность основывается также на глубоком юридическом анализе, определении характера институтов и связей между ними, а также на научно обоснованном установлении иерархии вводимых понятий.

Статья 30. Заключительные и переходные положения

Заключительные и переходные положения законодательного акта содержат, как правило, положения, касающиеся:

а) порядка вступления в силу и введения в действие новых норм;

b) приведения в соответствие новых норм и норм ранее принятых законодательных актов, временного сохранения правовых ситуаций, возникших в период действия предшествовавших норм;

с) совместимости новых норм с нормами законодательства Сообщества;

d) указания при необходимости периода введения в действие норм, согласованных с нормами законодательства Сообщества;

e) обязанностей органов, ответственных за реализацию законодательного акта, по принятию мер и осуществлению процедур, необходимых для его реализации.

Статья 31. Приложение

(1) Приложение к законодательному акту содержит схемы, планы, статистические и иного рода цифровые данные, организационные структуры, рисунки, таблицы и другие положения, имеющие отношение к содержанию акта.

(2) Приложение является неотъемлемой частью законодательного акта, имеет тот же характер и ту же юридическую силу, что и собственно акт.

(3) В случае наличия в законодательном акте нескольких приложений они нумеруются в порядке их упоминания в тексте акта.

Статья 32. Статья

(1) Основным структурным элементом законодательного акта является статья. Статья имеет унитарный характер и содержит одно или несколько положений, непосредственно связанных между собой и подчиненных одной и той же мысли.

(2) Статьи, как правило, должны иметь наименования.

(3) Статьи обозначаются арабскими цифрами и имеют сквозную нумерацию, начиная с первой статьи и заканчивая последней. Если законодательный акт состоит из единственной статьи, она не нумеруется.

(4) В случае закона об изменении и дополнении нескольких законодательных актов каждому акту отводится отдельная статья, которая обозначается римскими цифрами.

(5) Статьи могут состоять из частей, обозначаемых арабскими цифрами, заключенными в скобки.

(6) Части могут подразделяться на пункты, обозначаемые, как правило, строчными буквами латинского алфавита с одной скобкой. В случае более сложной структуры пункты обозначаются цифрами с одной скобкой. Пункты, обозначенные цифрами, могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами латинского алфавита с одной скобкой. В случае необходимости подразделения подпунктов и пунктов, обозначенных буквами латинского алфавита, подразделяемые элементы выделяются при помощи черточек.

Статья 33. Систематизация и структура норм законодательного акта

(1) При систематизации содержания законодательного акта элементы текста группируются в зависимости от его объема следующим образом:

а) статьи могут объединяться в части, обозначаемые арабскими цифрами;

b) части могут объединяться в главы, обозначаемые римскими цифрами;

c) главы могут объединяться в разделы, обозначаемые римскими цифрами;

d) в кодексах и особо сложных и объемных законодательных актах разделы могут объединяться в части или книги, обозначаемые порядковыми числительными, написанными словом.

(2) Части (в пределах глав и разделов), главы, разделы и части или книги могут иметь наименования, сжато выражающие суть содержащихся в них положений.

Глава VII ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ АКТАМ

Часть 1. Изменение и дополнение законодательного акта

Статья 34. Необходимость изменения или дополнения

(1) Изменение или дополнение законодательного акта представляет собой уточнение некоторых его положений.

(2) Изменение осуществляется с целью замены одних решений законодательного акта другими.

(3) Дополнение осуществляется с целью внесения нового решения в регулируемый законодательным актом вопрос.

(4) Законодательный акт, действие которого не ограничено во времени, не может быть дополнен нормами временного характера, равно как законодательный акт временного характера не может быть дополнен нормами, действие которых не ограничено во времени.

Статья 35. Виды изменения и дополнения

(1) Как правило, изменение или дополнение законодательного акта является прямым и состоит в замене одного текста, или в исключении части текста, или в прибавлении нового текста.

(2) Одной нормой могут изменяться или дополняться несколько норм одного или нескольких законодательных актов.

(3) Законодательный акт о внесении изменений или дополнений имеет, как правило, ту же юридическую силу, что и правовой акт, в положения которого вносятся изменения или дополнения. В некоторых случаях акт о внесении изменений или дополнений может иметь бульшую юридическую силу, чем правовой акт, в который вносятся изменения или дополнения.

(4) В случае дополнения законодательного акта новыми структурными элементами их нумерация производится согласно номеру части (книги), раздела, главы, части (в пределах главы или раздела), статьи, части статьи или подразделов части статьи с добавлением к этому номеру соответствующего индекса. Если законодательный акт дополняется новым подразделом, выделяющимся при помощи черточки, расположение последующих подразделов с черточками смещается.

(5) В случае исключения полностью текста какой-либо части (книги), раздела, главы, части (в пределах главы или раздела), статьи, части статьи или подраздела части статьи их нумерация не переносится на другие соответствующие структурные элементы.

Статья 36. Общие условия изменения и дополнения

(1) В законодательном акте о внесении изменений или дополнений используется терминология и соблюдается структура акта, в который вносятся изменения или дополнения.

(2) Одним законодательным актом могут вноситься изменения или дополнения в несколько актов, имеющих ту же или меньшую юридическую силу.

(3) В случае изменения или дополнения только одной статьи одного законодательного акта в наименовании акта о внесении изменений или дополнений прямо указываются статья, в которую вносятся изменения или дополнения, и соответствующий акт.

Часть 2. Признание утратившим силу

Статья 37. Необходимость признания утратившим силу

(1) Признание утратившим силу является технико-юридической процедурой упразднения, посредством которой отменяются положения законодательных актов, не соответствующие сохранению равновесия между общественными потребностями и законодательными нормами.

(2) Признание утратившим силу осуществляется:

a) для исключения положений законодательного акта, вступивших в противоречие с положениями законодательного акта, имеющего ту же или бульшую юридическую силу;

b) для исключения возможного параллелизма в законодательстве;

c) для устранения разночтений и неясностей;

d) для освобождения законодательства от устаревших норм.

Статья 38. Виды признания утратившим силу

(1) Признание утратившим силу может быть полным или частичным.

(2) Признание утратившим силу является полным, когда законодательный акт отменяется полностью.

(3) Признание утратившим силу является частичным, когда упраздняются определенные части законодательного акта.

Статья 39. Общие условия признания утратившим силу

(1) Признание законодательного акта утратившим силу осуществляется путем принятия акта той же или большей юридической силы.

(2) Как правило, признание утратившим силу является прямым, с указанием в тексте законодательного акта о признании утратившим силу в хронологическом порядке всех положений и всех законодательных актов, которые признаются утратившими силу.

(3) Если во исполнение положений законодательного акта, признанного утратившим силу, были изданы низшие акты, то в акте о признании утратившим силу, как правило, специально указывается о признании их утратившими силу.

(4) В случае признания утратившим силу законодательного акта, в который вносились изменения или дополнения, признаются утратившими силу также законодательные акты о внесении изменений или дополнений в него, если они не признаны утратившими силу в соответствии с частью (5) статьи 41.

(5) Признание утратившим силу может сопровождаться принятием новых норм в соответствующей области, однако может быть и свободным от этого в случае признания утратившими силу ненадлежащего законодательного акта или ненадлежащей нормы.

Статья 40. Момент признания утратившим силу

(1) Если законодательным актом признается утратившим силу ранее принятый законодательный акт в целом, то в нем специально указывается о признании ранее принятого акта утратившим силу с момента вступления в силу акта о признании утратившим силу.

(2) Если положения нового законодательного акта вступают в силу в разное время, то в нем специально устанавливается, что признание утратившим силу осуществляется соответствующим образом согласно этапам вступления в силу нового законодательного акта.

Часть 3. Повторное опубликование

Статья 41. Повторное опубликование

(1) Указание о повторном опубликовании законодательного акта дается в последнем по времени законодательном акте о внесении изменений или дополнений в него. В случае необходимости в нем содержится положение об осуществлении перенумерации в акте, подлежащем повторному опубликованию.

(2) При повторном опубликовании законодательного акта осуществляется сведение измененных или дополненных положений в целостные нормы с перенумерацией, если это специально указано, статей, частей, глав и других элементов акта.

(3) Повторное опубликование является обязательным в случае, когда законодательный акт претерпел существенные (более одной трети статей) изменения.

(4) Ссылки на повторно опубликованный законодательный акт должны содержать формулировку: "Повторно опубликован в Официальном мониторе Республики Молдова №... от ...".

(5) Законодательные акты, посредством которых в законодательный акт вносились изменения или дополнения, считаются признанными утратившими силу с момента его повторного опубликования и могут служить только для учета.

Глава VIII ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 42. Необходимость толкования

(1) Толкование законодательных актов представляет собой систему логических операций, посредством которых раскрывается точный и полный смысл нормативных предписаний.

(2) Толкованием предоставляются юридические решения реализации сути правовой нормы.

(3) Толкование является официальным, когда оно осуществляется посредством законодательных актов о толковании.

Статья 43. Органы, уполномоченные давать толкование законодательных актов

(1) Официальное толкование Конституции и конституционных законов является исключительной компетенцией Конституционного суда.

(2) Официальное толкование законодательных актов, кроме предусмотренных частью (1), является исключительной компетенцией Парламента.

Статья 44. Акты о толковании

(1) Толкование Конституции и конституционных законов осуществляется Конституционным судом путем принятия постановлений голосами не менее чем четырех судей.

(2) Толкование законодательных актов, кроме предусмотренных частью (1), осуществляется Парламентом путем принятия законодательных актов, имеющих ту же или бульшую юридическую силу.

Статья 45. Обратная сила законодательного акта о толковании

Законодательный акт о толковании не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда толкованием нормы, предусматривающей ответственность, положение субъекта права облегчается.

Глава IX ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Часть 1. Действие законодательного акта во времени

Статья 46. Действие законодательного акта и отсутствие у него обратной силы

(1) Законодательный акт действует только в период, в течение которого он обладает силой, и не может иметь обратной силы или применяться после прекращения его действия.

(2) Обратную силу имеют только законодательные акты, смягчающие ответственность.

(3) Законодательные акты могут применяться после прекращения их действия только в исключительном порядке.

Статья 47. Прекращение действия законодательного акта

(1) Действие законодательного акта прекращается в случаях:

a) признания его утратившим силу;

b) признания его недействительным вступившим в законную силу решением компетентной инстанции;

c) истечения предусмотренного срока действия;

d) его исполнения в полном объеме;

е) утраты им силы.

(2) В случае, предусмотренном пунктом c) части (1), Парламент может принять меры по предупреждению прекращения действия законодательного акта.

Часть 2. Действие законодательного акта в пространстве и по кругу лиц

Статья 48. Действие законодательного акта в пространстве

(1) Законодательный акт применяется на всей территории Республики Молдова, а также в местах, признанных территорией государства, с изъятиями, установленными международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и действующим законодательством.

(2) Законодательные акты или некоторые их положения могут применяться также за пределами территории Республики Молдова в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и всеобщими принципами международного права.

Статья 49. Действие законодательного акта по кругу лиц

(1) Законодательный акт применяется в отношении:

a) граждан и юридических лиц Республики Молдова;

b) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Молдова;

c) иностранных юридических лиц с местонахождением на территории Республики Молдова.

(2) Изъятия в применении законодательного акта в отношении субъектов, предусмотренных частью (1), устанавливаются международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и всеобщими принципами международного права.

Глава X СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОФИЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Часть 1. Систематизация законодательных актов

Статья 50. Пересмотр законодательных актов

(1) Пересмотр законодательных актов состоит в анализе их содержания с целью оценки их правовой эффективности на соответствующем этапе развития общественных отношений.

(2) Пересмотр законодательных актов осуществляется с периодичностью не реже одного раза в два года.

(3) Пересмотр проводится специализированными органами Парламента и другими органами, ответственными за систематизацию законодательства.

(4) В результате пересмотра могут представляться предложения об изменении и дополнении законодательных актов с целью приведения их в соответствие с требованиями жизни.

Статья 51. Этапы пересмотра законодательных актов

Пересмотр законодательных актов включает следующие этапы:

a) определение фонда актов, требующих анализа, и группировка их по тематике;

b) рассмотрение каждого акта в отдельности с точки зрения:

- актуальности и эффективности;

- наличия параллелизма или противоречий с другими законодательными актами;

- наличия пробелов в их положениях;

- возможности объединения разрозненных норм;

- определения устарелого характера акта или некоторых его положений.

Статья 52. Общие принципы систематизации законодательных актов

(1) Систематизация законодательных актов представляет собой их организацию по определенным критериям с целью облегчения пользования нормами права и обеспечения их единообразного применения.

(2) Основными формами систематизации законодательных актов являются:

a) инкорпорация, представляющая собой простую систематизацию актов по хронологическому, алфавитному принципу, по отраслям права, правовым институтам и т.п.;

b) кодификация, представляющая собой более сложную, на основе единой концепции, систематизацию норм права, относящихся к отдельной отрасли права, осуществляемую путем объединения их в кодексы.

Статья 53. Кодекс

(1) Кодекс является законодательным актом, в котором объединены и систематизированы основные нормы определенной отрасли права.

(2) Структура кодекса отражает систему соответствующей отрасли права.

(3) Кодекс должен характеризоваться следующими качественными признаками:

a) точностью;

b) ясностью;

с) логичностью;

d) целостностью;

е) практическим характером.

Часть 2. Официальный учет законодательных актов

Статья 54. Номер и дата законодательного акта

(1) После принятия законодательному акту присваивается номер, который становится его официальным номером и который впоследствии приводится вместе с ним.

(2) Отсчет официальных номеров законодательных актов ведется с начала каждого календарного года.

(3) В случае, если законодательный акт, получивший официальный номер, не вступает в силу, соответствующий номер сохраняется за данным актом и не может быть присвоен в том же календарном году другому законодательному акту.

(4) Датой законодательного акта считается дата его принятия.

Статья 55. Государственная регистрация законодательных актов

(1) Законодательные акты подлежат регистрации в Государственном регистре актов Парламента Республики Молдова, а также в Государственном регистре юридических актов Республики Молдова.

(2) Оригиналы законодательных актов хранятся в архиве Парламента с пометкой "Хранить постоянно".

Статья 56. Формы учета законодательных актов

(1) Учет законодательных актов осуществляется Парламентом.

(2) Учет осуществляется в одной или в нескольких формах одновременно:

a) по картотеке;

b) в регистрах учета;

с) в компьютерной (электронной) форме;

d) согласно Официальному классификатору законодательства.

Статья 57. Пересмотр, систематизация и официальный учет нормативных актов

(1) Пересмотр и систематизация нормативных актов, не подпадающих под действие настоящего закона, осуществляются издавшими их органами.

(2) Официальный учет законодательных и иных нормативных актов ведется Министерством юстиции.

Глава XI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Вступление в силу

Настоящий закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня опубликования.

Статья 59. Отмена противоречащих норм

Действующие законодательные акты и другие нормативные акты применяются в части, не противоречащей настоящему закону.

Статья 60. Материально-техническое и финансовое обеспечение

Ежегодно в бюджете Парламента предусматривается специальный фонд для разработки законодательных актов и реализации их положений.

Статья 61. Организация исполнения

Правительству в трехмесячный срок со дня вступления закона в силу:

а) представить Парламенту:

- предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

- проект закона о нормативных актах Правительства, других органов центрального и местного публичного управления;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

 

Председатель Парламента

Еуджения Остапчук