Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 ноября 2011 года №215

О государственной границе Республики Молдова

(В редакции Закона Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон является переложением Регламента (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 15 марта 2006 года, устанавливающего Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах), опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 105 от 13 апреля 2006 года, и создает необходимую базу для применения Директивы Совета 2004/82/ЕС от 29 апреля 2004 года об обязанности перевозчиков сообщать данные пассажиров, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 261 от 6 августа 2004 года.

Глава I Общие положения

Статья 1. Предмет и цель

(1) Настоящий закон регулирует правовые, организационные, административные и иного характера отношения, возникающие в процессе установления, содержания и обеспечения режимов государственной границы.

(2) Целью настоящего закона является определение системы контроля государственной границы, режимов государственной границы, пограничной зоны и режима в пунктах пропуска для обеспечения безопасности государственной границы на суше, воде и в воздушном пространстве.

(3) Действие настоящего закона распространяется на граждан Республики Молдова, иностранцев и на юридические лица.

Статья 2. Государственная граница Республики Молдова

(1) Государственная граница Республики Молдова является естественной или условной линией, определяющей внешние пределы территории, на которой действует исключительный суверенитет Республики Молдова, на суше, воде, в недрах и в воздушном пространстве, проходящей прямой линией от одного пограничного знака к другому или - там, где государственная граница не обозначена на местности пограничными знаками, - от одного пункта координат к другому. На реках и других водотоках государственная граница установлена договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами, с соблюдением принципа международного права, согласно которому государственная граница проходит по середине главного фарватера, а на несудоходных водотоках - по середине водной поверхности.

(2) Государственная граница устанавливается и изменяется органическим законом в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 3. Общие понятия

По смыслу настоящего закона используемые понятия означают следующее:

проездной документ - любой вид документов, дающих право пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, предусмотренных действующими законодательными актами, а также международными договорами, стороной которых является Республика Молдова;

пограничные воды - участок водотоков или водоемов, через которые проходит линия государственной границы;

оперативное задание – внесенные в Интегрированную информационную систему Пограничной полиции данные в отношении находящихся в одной из предусмотренных законом ситуаций лиц, транспортных средств и документов, подлежащих проверке в ходе пограничного контроля для принятия надлежащих мер;

контроль границы - деятельность, осуществляемая на государственной границе в соответствии с настоящим законом и в его целях исключительно в ответ на намерение пересечь государственную границу или на ее фактическое пересечение, состоящая в надзоре за границей и пограничном контроле;

проверка первой линии – минимальная и обстоятельная проверка лиц, принадлежащих им предметов, а также транспортных средств, осуществляемая при пересечении государственной границы;

проверка второй линии - дополнительная проверка в отношении лиц (включая личный досмотр), документов, принадлежащих им предметов, а также транспортных средств, которая может проводиться в специальном месте, в стороне от места прохождения проверки первой линии, согласно действующим нормативным актам;

пограничный контроль - контроль, осуществляемый в пунктах пропуска через государственную границу с целью обеспечить, чтобы лица, в том числе их транспортные средства и находящиеся при них вещи, могли получить разрешение въехать в Республику Молдова или покинуть ее;

трансграничная преступность – преступная деятельность, осуществляемая одним или более лицами на территории, по меньшей мере, двух государств, наносящая ущерб общественным ценностям, находящимся под защитой правовых норм;

пограничная просека - участок местности по обе стороны государственной границы, установленный в соответствии с договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами, с целью обозначения государственной границы пограничными знаками;

демаркация государственной границы - обозначение, в соответствии с материалами делимитации, линии государственной границы на местности установленными пограничными знаками;

полоса защиты государственной границы - полоса местности вглубь от линии государственной границы, предназначенная для надлежащего содержания государственной границы, защиты пограничных знаков и обеспечения контроля доступа вблизи государственной границы;

содержание государственной границы - деятельность, направленная на создание необходимых условий для поддержания режима государственной границы;

малое приграничное движение - пересечение государственной границы Республики Молдова и сопредельных государств резидентами пограничной зоны одного государства с намерением остаться на определенный период в пограничной зоне другого государства в соответствии с заключенными об этом двусторонними договорами;

судоходство - деятельность, связанная с использованием на водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих средств, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, работ по обустройству фарватера, гидротехнических работ, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных работ, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите от загрязнения и наводнения, подъема затонувшего имущества, проведения научных исследований, учебных, спортивных, досуговых и иных целей;

прогулочное судоходство - использование маломерных судов и других плавучих средств в пограничных водах в спортивных или туристических целях; охрана государственной границы - составная часть государственной системы обеспечения безопасности Республики Молдова, одна из форм национальной обороны;

пункт пропуска - любое место, организованное и утвержденное Правительством Республики Молдова для пересечения государственной границы;

режим государственной границы - совокупность правил содержания государственной границы и ее пересечения лицами, транспортными средствами, товарами и другим имуществом в пределах ее полосы защиты, а также разрешения пограничных инцидентов;

режим в пунктах пропуска - правила въезда, пребывания и выезда лиц и/или транспортных средств, а также правила ведения экономической и иной деятельности в пунктах пропуска;

режим пограничной зоны - правила въезда, пребывания и выезда лиц и транспортных средств, учета, содержания и использования плавучих средств, охоты, рыболовства, выпаса скота и отдыха, ведения экономической и иной деятельности в пограничной зоне и в приграничном водном пространстве;

пограничная безопасность – уровень защиты интересов личности, общества и государства в пограничной зоне Республики Молдова;

пограничный знак - инженерное сооружение, предназначенное для обозначения государственной границы на местности; приграничное водное пространство - совокупность приграничных внутренних вод и пограничных вод;

надзор за границей - надзор за государственной границей между пунктами пропуска и надзор за пунктами пропуска вне установленного времени их работы с целью воспрепятствовать уклонению от прохождения пограничного контроля;

ситуационное табло – графический интерфейс, предназначенный для представления в режиме реального времени полученных от различных органов власти, с датчиков, платформ и из других источников данных и информации, которые направляются другим органам власти по информационно-коммуникационным каналам для ознакомления с ситуацией и повышения способности реагирования вдоль внешних границ и в приграничной зоне;

пограничная зона – территория шириной десять километров внутрь от государственной границы вдоль нее по суше и по пограничным водам;

приграничная зона – географический регион, расположенный за пределами государственной границы Республики Молдова.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Принципы контроля границы

Республика Молдова при организации контроля границы руководствуется принципами:

a) обеспечения национальной и международной безопасности;

b) взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

c) взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

d) неприкосновенности государственной границы;

е) мирного разрешения пограничных инцидентов;

f) соблюдения прав и основных свобод человека.

Глава II Прохождение и обозначение государственной границы

Статья 5. Прохождение и обозначение государственной границы

(1) Государственная граница устанавливается договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами по итогам работы совместной комиссии по демаркации государственной границы, и обозначается на местности ясно видимыми пограничными знаками. Договор о прохождении и обозначении государственной границы на местности ратифицируется Парламентом.

(2) Государственная граница проходит:

а) на суше - по характерным линиям рельефа;

b) на водных участках - по прямой, ломаной или кривой линии, от одного пограничного знака к другому, а именно:

- на судоходных участках - по середине реки или по середине ее рукава, по середине главного фарватера или тальвегу реки;

- на несудоходных участках - как правило, по оси, соединяющей выходы государственной границы к берегам водного объекта, или по середине водной поверхности объекта.

(3) Государственная граница, проходящая по пограничным водам, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении их русла в ту или иную сторону, если Республика Молдова и сопредельные государства не договариваются об ином.

(4) На мостах и гидротехнических сооружениях, проходящих через пограничные воды, государственная граница проходит по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Статья 6. Пограничные знаки и полоса защиты государственной границы

(1) Форма, размер, цвет пограничных знаков и порядок их установки определяются Правительством на основе демаркационных документов.

(2) Для установки пограничных знаков создается пограничный коридор. Земли пограничного коридора являются публичной собственностью государства. Пограничный коридор и его ширина определяются договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами.

(3) Полоса защиты государственной границы устанавливается шириной 15 метров вглубь от государственной границы. В пограничных водах или на прилегающих к ним местах, в лесных зонах, а также на заболоченных или подверженных эрозии и оползням участках полоса защиты государственной границы может устанавливаться большей ширины. Полоса защиты государственной границы является собственностью государства и предоставляется в бессрочное пользование Пограничной полиции в соответствии с действующим законодательством. Полоса защиты государственной границы определяется и обозначается Пограничной полицией. В полосе защиты государственной границы Пограничная полиция вправе устанавливать технические средства надзора за границей.

Глава III Система контроля границы

Статья 7. Понятие системы контроля границы

(1) Система контроля границы представляет собой совокупность действий по координации и осуществлению надзора за границей на всей территории Республики Молдова и пограничного контроля, обмену информацией, сотрудничеству в сфере борьбы с трансграничной организованной преступностью, анализу и выявлению угроз и рисков. Система контроля границы обеспечивает пограничную безопасность, поддержание порядка на государственной границе, в пограничной зоне и в пунктах пропуска для осуществления контроля лиц, транспортных средств, товаров и другого имущества, а также для обеспечения неприкосновенности государственной границы и ее инфраструктуры.

(2) Контроль границы на суше и в пограничных водах осуществляется Пограничной полицией. В пределах, установленных положениями настоящего закона и другими соответствующими законодательными актами, контроль границы может выполняться совместно с Таможенной службой.

(3) Дополнительные правила контроля границы устанавливаются Правительством в соответствии с настоящим законом и другими законодательными актами. Специфические правила контроля границы устанавливаются Пограничной полицией.

(4) При осуществлении функций контроля границы в случае необходимости пограничные полицейские имеют право применять физическую силу, специальные средства и табельное оружие в соответствии с действующими нормативными актами.

(5) В целях обеспечения государственной безопасности и общественного порядка пограничный полицейский может передавать органам государственной безопасности или правоохранительным органам персональные данные пассажиров и другую информацию для ее обработки в соответствии с действующим законодательством.

(6) Пограничная полиция может собирать данные о проходящих пограничный контроль лицах и транспортных средствах, накапливаемые непосредственно в системах учета и хранящиеся в соответствии с действующим законодательством. В этих целях могут использоваться технические устройства и отличные от зарегистрированных данные.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Надзор за границей

(1) Надзор за границей предполагает статический и динамический мониторинг государственной границы на участках между пунктами пропуска в целях предупреждения, выявления, установления и расследования незаконных действий на государственной границе, а также борьбы с трансграничной преступностью и состоит из комплекса скоординированных и запланированных по времени, пространству и целям оперативно-служебных действий (охрана, преследование, наблюдение и контроль), которые могут выполняться с применением современных электронных устройств и служебных собак.

(2) В целях осуществления надзора за границей используются стационарные и мобильные единицы, выполняющие свои функции путем патрулирования или размещения в местах повышенного риска. Численный состав и методы работы должны быть адаптированы к существующим или предполагаемым рискам и угрозам.

(3) Надзор за границей осуществляется таким образом, чтобы предотвращать и пресекать незаконную деятельность на государственной границе и уклонение от контроля в пунктах пропуска.

(4) На основании международных договоров может организовываться совместное патрулирование государственной границы национальными подразделениями контроля границы и подразделениями контроля границы сопредельных государств.

Статья 9. Пограничный контроль

(1) Пограничный контроль представляет собой комплекс мер, осуществляемых для пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств Пограничной полицией и для пропуска через государственную границу товаров и другого имущества Таможенной службой, а также иными установленными законом контролирующими органами.

(2) В целях борьбы с незаконной миграцией, организованной преступностью, контрабандой, международным терроризмом и иными преступлениями пограничный полицейский вправе осуществлять контроль товаров и другого имущества. Исключение составляют пункты пропуска, где эти действия осуществляются таможенными органами в пределах установленных действующим законодательством полномочий.

(3) Во время осуществления пограничного контроля могут использоваться необходимые технические средства и устройства. В пунктах пропуска, в пограничной зоне и на других участках вдоль государственной границы могут также устанавливаться аудио- и видеозаписывающие, фотографирующие устройства и другие регистрирующие средства. Информация, полученная с помощью технических и электронных устройств, может использоваться исключительно в служебных целях.

Статья 10. Охрана государственной границы

(1) В случае вооруженного вторжения против Республики Молдова охрану государственной границы в соответствии с законодательством о национальной обороне осуществляют Вооруженные силы.

(2) Охрана государственной границы в воздушном пространстве осуществляется Военно-воздушными силами Национальной армии в соответствии с действующим законодательством и состоит в наблюдении за воздушным пространством в мирное время и в кризисных ситуациях с целью выявления нарушений государственной границы в воздушном пространстве и их пресечения. Сотрудничество Пограничной полиции с Военно-воздушными силами Национальной армии включает взаимный обмен информацией о полетах всех воздушных судов (летательных аппаратов) на малых высотах, а также о запланированных полетах в пограничной зоне.

(3) Осуществляя охрану государственной границы, Военно-воздушные силы Национальной армии применяют в установленном законом порядке оружие и боевую технику против воздушных судов, незаконно использующих воздушное пространство Республики Молдова.

Глава IV Режим государственной границы

Часть 1 Режим государственной границы, содержание государственной границы
Статья 11. Общие положения

(1) Режим государственной границы состоит из совокупности правил и мер, предусмотренных настоящим законом и установленных в соответствии с положениями настоящего закона, а также норм и принципов международного права в отношении:

а) содержания государственной границы;

b) перемещения через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и другого имущества, взлета и посадки воздушных судов, захода, выхода и пребывания судов и других плавучих средств в приграничном водном пространстве;

с) ведения на государственной границе экономической и иной деятельности;

d) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы.

(2) В портах, открытых для международного сообщения, их площади с платформами, зданиями и прилегающими сооружениями являются зоной, на которую распространяется режим государственной границы.

(2-1) В аэропортах, открытых для международного сообщения, их площади с платформами, зданиями и прилегающими сооружениями является зоной, на которую распространяется режим пункта пропуска.

(3) Правила строительства, эксплуатации и ремонта линий связи, включая электронные коммуникации, гидротехнических сооружений, пересекающих государственную границу по суше или по пограничным водам, устанавливаются Правительством с соблюдением договоров, заключенных Республикой Молдова с сопредельными государствами.

(4) Режим государственной границы может ограничивать деятельность, препятствующую надзору за границей или нарушающую порядок и безопасность государственной границы, такую как применение огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, работы в непосредственной близости от государственной границы, охота и рыболовство, выпас скота, освещение и использование открытого огня. Права, обязанности и ограничения режима государственной границы, не предусмотренные настоящим законом или международными договорами, устанавливаются Правительством.

(5) Не являются нарушением режима государственной границы вынужденное пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами на суше, непреднамеренный заход судов и других плавучих средств в пограничные воды, вынужденный влет в воздушное пространство Республики Молдова воздушных судов и иных летательных аппаратов, осуществляемые в силу следующих форс-мажорных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, необходимости доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также в силу других форс-мажорных обстоятельств.

(6) В случае возникновения опасности распространения особо опасных инфекционных болезней на территории Республики Молдова или другого государства, иного явления, которое может подвергнуть угрозе жизнь или здоровье населения, решением руководства Пограничной полиции, Таможенной службы, а также иных установленных законом контролирующих органов, при необходимости - администрации портов и аэропортов движение через государственную границу может быть временно ограничено или прекращено. Указанные органы могут установить карантин для людей, животных, посевного и посадочного материала, а также других продуктов. Указанные органы незамедлительно информируют все пункты пропуска, заинтересованные органы и сопредельные государства о создавшейся чрезвычайной ситуации и принятых мерах.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Содержание государственной границы

(1) Правила содержания государственной границы согласовываются договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами. В них определяются необходимые меры по поддержанию в надлежащем состоянии пограничных знаков и их осмотру, содержанию пограничных просек, проведению совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы. Документы совместных проверок прохождения государственной границы, не предусматривающие ее изменений, утверждаются Правительством.

(2) Пограничная полиция обеспечивает расчистку от растительности пограничных просек и полосы защиты государственной границы, охрану, содержание и ремонт пограничных знаков, их замену согласно договорам, заключенным Республикой Молдова с сопредельными государствами. Указанные работы проводятся в установленные соответствующими договорами сроки.

Часть 2 Пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, перемещение через нее товаров и другого имущества
Статья 13. Общие положения

(1) Лица и транспортные средства при въезде в Республику Молдова или выезде из нее могут пересекать государственную границу, а товары и другое имущество, подлежащие ввозу в Республику Молдова или вывозу из нее, могут перемещаться через государственную границу только в пунктах пропуска в течение установленного времени их работы.

(2) Процедура, установленная в части (1), не применяется в отношении воздушных судов, пересекающих воздушное пространство Республики Молдова без промежуточной посадки.

(3) В отступление от положений части (1) Пограничной полицией могут допускаться исключения из обязанности пересекать государственную границу только в пунктах пропуска на основании международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, а также в случаях, предусмотренных настоящим законом или другими законодательными актами. Исключения из обязанности пересечения государственной границы только в пунктах пропуска могут допускаться также:

а) в рамках прогулочного судоходства;

b) для моряков, отправляющихся на берег в портовой зоне в местах стоянки их судов или в прилегающих населенных пунктах;

с) для лиц или групп лиц в случае особой необходимости при условии, что у них имеются документы для пересечения государственной границы и что это не противоречит интересам в области государственной безопасности и общественного порядка;

d) для лиц и групп лиц в чрезвычайных ситуациях.

(4) На основании договоров, заключенных Республикой Молдова с сопредельными государствами, пересечение государственной границы может осуществляться через пункты малого приграничного движения, а также через совместные пункты пропуска, установленные на территории одного из государств.

Статья 14. Особенности пересечения государственной границы

(1) Суда и другие плавучие средства Республики Молдова и других государств плавают и пересекают государственную границу в пограничных водах в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

(2) Воздушные суда, прибывающие в Республику Молдова и пересекающие государственную границу для промежуточной посадки, направляются в аэропорт, открытый для международного сообщения, согласно установленной процедуре.

(3) Запрещаются погрузка и выгрузка товаров и другого имущества, посадка и высадка людей на борт/с борта поездов, судов или воздушных судов на участке между пунктом пропуска и государственной границей. Данный запрет не применяется в случае спасения человеческих жизней и в случае чрезвычайных ситуаций.

(4) Капитан судна, командир воздушного судна, граждане в случае вынужденного пересечения государственной границы обязаны незамедлительно сообщить об этом ближайшему подразделению Пограничной полиции и действовать согласно указаниям.

Статья 15. Условия пересечения государственной границы

(1) Пропуск через государственную границу заключается в признании законности пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами, перемещения через нее товаров и другого имущества.

(2) Основанием для пропуска через государственную границу является наличие действительных проездных документов, предусмотренных законодательством о выезде из Республики Молдова и въезде в Республику Молдова, о режиме иностранцев в Республике Молдова, а также других документов, установленных нормативными актами.

(3) На основании международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, могут допускаться исключения из положений части (1). Договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами, может устанавливаться упрощенный порядок пересечения государственной границы гражданами Республики Молдова и гражданами сопредельных государств.

(4) Пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и другого имущества предусматривает осуществление пограничного, таможенного и иных установленных законом видов контроля.

(5) При возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования других государств пересекают государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, устанавливаемом Правительством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

(6) Пограничный контроль поездов и их составляющих, воздушных судов осуществляется в специально оборудованных местах, а судов - в портах.

Статья 16. Движение оружия и боеприпасов

(1) Ввоз в Республику Молдова и вывоз из нее оружия и боеприпасов физическими или юридическими лицами допускается только на основании пропуска или специального разрешения, выданного в соответствии с действующим законодательством.

(2) Лица, сопровождающие зарубежные делегации на уровне глав государств или правительств, других иностранных высокопоставленных лиц, пользующихся защитой, могут ввозить, носить и использовать на территории Республики Молдова оружие для защиты и охраны в соответствии с законодательством о режиме оружия и боеприпасов гражданского назначения.

(3) Пропуск через государственную границу воинских частей и подразделений Республики Молдова или другого государства, а также оружия, боеприпасов, боевой техники и военных грузов осуществляется в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, и законодательством о статусе иностранной военной силы в Республике Молдова.

Статья 17. Специальные условия въезда в Республику Молдова

Пограничные полицейские имеют право требовать обоснования цели въезда в Республику Молдова иностранцев, которые обязаны представить следующие документы:

а) для деловых поездок:

- приглашение со стороны предприятия, организации или учреждения;

- документы, которые свидетельствуют об экономическом интересе (такие как доверенность, трудовой договор, билеты или приглашения для участия в выставках);

b) для поездок, совершаемых в целях получения образования или иных видов обучения:

- документ о зачислении в учебное заведение или иное образовательное учреждение;

- студенческий билет или справка о посещаемом курсе;

c) для поездок, имеющих туристический или частный характер:

- туристический ваучер;

- подтвердительный документ относительно размещения в гостинице, приглашение со стороны принимающего лица, в котором будет указан адрес размещения приглашенного;

- подтверждение бронирования места в случае организованной поездки или любой другой уместный документ, указывающий программу планируемой поездки;

- обратный билет или билет на круговую поездку;

d) для поездок, предпринимаемых в политических, научных, культурных, спортивных целях, для участия в мероприятиях религиозного характера либо по любым иным причинам, - приглашения, входные билеты, программы с указанием, по возможности, наименования принимающей организации и срока пребывания либо любой другой уместный документ, указывающий цель посещения;

е) для поездок, совершаемых с целью посадки на борт, высадки и репатриации члена экипажа, - удостоверение личности моряка.

(2) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243

(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 18. Осуществление пограничного контроля

(1) Пограничный контроль осуществляется пограничными полицейскими совместно с сотрудниками таможенных органов.

(2) В пунктах пропуска, расположенных в пределах портов и аэропортов, представители портовой инспекции государственного надзора и, соответственно, администрации аэропорта оказывают поддержку пограничным полицейским при осуществлении пограничного контроля.

(3) Пограничный контроль осуществляется до пересечения государственной границы или сразу после ее пересечения. В направлении выезда из страны пограничный контроль осуществляется до перехода государственной границы, а в направлении въезда в странудо перехода государственной границы или сразу после ее пересечения. В соответствии с положениями договоров, заключенных Республикой Молдова с сопредельными государствами, пограничный контроль может осуществляться и в ином порядке.

(4) На основании международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, Правительством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через государственную границу в отношении некоторых категорий лиц.

(5) При идентификации лиц и транспорта используется Государственный регистр населения и Государственный регистр транспорта. Биометрическая идентификация граждан Республики Молдова, отбывающих в государства-члены Европейского Союза, осуществляется на основе электронных данных, содержащихся в паспортах.

(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Пограничные полицейские и соблюдение этических норм при осуществлении пограничного контроля

(1) Решение о пропуске лица через государственную границу принимается пограничным полицейским.

(2) Пограничные полицейские являются специально подготовленными и прошедшими надлежащее обучение профессионалами.

(3) Пограничные полицейские носят форменную одежду и идентификационные значки или бэйджи.

(4) Любая мера, предпринятая в процессе осуществления пограничного контроля, должна быть соразмерной преследуемым целям.

(5) Пограничный контроль осуществляется с полным уважением человеческого достоинства независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, пола, вероисповедания, взглядов, политической принадлежности, благосостояния, социального происхождения, ограничения возможностей или возраста.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 20. Проверка первой линии

(1) При осуществлении пограничного контроля все лица и транспортные средства подлежат проверке первой линии, призванной установить их идентичность на основе предъявления проездных документов. Проверка первой линии состоит в оперативной и непосредственной проверке с использованием соответствующих технических средств и обращением к информации из соответствующих баз данных о похищенных, незаконно присвоенных, утерянных или признанных недействительными документах, действительности проездного документа, дающего право его законному владельцу пересекать государственную границу, и проверке на предмет наличия признаков фальсификации или подделки.

(2) Проверка первой линии, предусмотренная частью (1), является правилом в отношении граждан Республики Молдова и транспортных средств, которыми они управляют. При осуществлении проверок первой линии пограничные полицейские могут обращаться к национальным базам данных с целью удостовериться в том, что эти лица не представляют явной, достоверной и достаточно серьезной угрозы национальной безопасности, общественному порядку и общественному здоровью.

(3) При необходимости проверка первой линии для граждан Республики Молдова может включать и обстоятельную проверку, которая состоит в:

а) обстоятельном изучении в целях выявления признаков фальсификации или подделки проездных документов, а также других принадлежащих лицам документов;

b) изучении печатей о въезде и выезде, а также других отметок, внесенных иностранными властями в проездные документы лица;

с) требовании предоставить информацию о пункте отправления и пункте назначения, а также проверке сопроводительных документов, дающих право на въезд или на пребывание в иностранном государстве.

(4) В отношении иностранцев обстоятельная проверка при въезде включает в себя проверку соблюдения условий въезда, а также, когда уместно, проверку документов, дающих право на пребывание и осуществление профессиональной деятельности. Обстоятельная проверка состоит в подробном изучении, которое охватывает следующие аспекты:

а) проверка того, что иностранец соответствует условиям въезда и пребывания в Республике Молдова;

b) обстоятельное изучение проездного документа в поисках признаков фальсификации или подделки;

с) изучение печатей о въезде и выезде в проездных документах лица с целью удостовериться, что оно не превысило разрешенный срок пребывания в Республике Молдова, с консультированием для этого Интегрированной информационной системы Пограничной полиции, утвержденной Правительством;

d) проверка в отношении пункта отправления и места назначения, цели въезда и проверка других сопроводительных документов;

е) проверка того, что лицо, транспортное средство и перевозимые им предметы не представляют угрозы государственной безопасности или общественному порядку. Такая проверка предполагает прямое обращение к информации и оперативным заданиям в отношении лиц и, если необходимо, в отношении предметов, внесенных в Интегрированную информационную систему Пограничной полиции и в другие национальные и международные базы данных, а также действия, которые необходимо предпринять, если это предписывается оперативным заданием.

(5) В отношении иностранцев обстоятельная проверка при выезде включает в себя следующие аспекты:

а) проверка того, что лицо обладает действительным проездным документом для пересечения государственной границы;

b) проверка проездного документа, в том числе визы или законного вида на жительство, в поисках признаков фальсификации или подделки;

c) проверка того, что лицо не рассматривается в качестве угрозы государственной безопасности и общественному порядку;

d) изучение печатей о въезде и выезде в проездных документах лица с целью удостовериться, что оно не превысило разрешенный срок пребывания в Республике Молдова, с обращением в этих целях к Интегрированной информационной системе Пограничной полиции;

e) обращение к оперативным заданиям в отношении лиц и предметов, внесенным в национальные и международные автоматизированные информационные системы.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 21. Проверка второй линии

(1) Лица, подвергаемые проверке второй линии, информируются о цели этой проверки и процедуре ее проведения. Данная информация должна быть доступна на языках международного общения и на языке государства, с которым Республика Молдова имеет общую государственную границу; в ней указывается, что лицо может требовать сообщения ему имени и идентификационного номера пограничного полицейского, проводящего эту проверку, наименования пункта пропуска и даты пересечения государственной границы.

(2) По решению пограничного полицейского или по просьбе лица проверка второй линии проводится в изолированном помещении.

(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 22. Проверка и транзит лиц без документов

(1) Лицу, прибывшему в пункт пропуска без удостоверяющих личность документов, объявляющему себя гражданином Республики Молдова и желающему въехать в страну, пересечение государственной границы разрешается после установления его личности. Если установление личности на основе других документов и данных информационных систем невозможно, лицо задерживается в соответствии с Кодексом Республики Молдова о правонарушениях. При подтверждении факта гражданства Республики Молдова лицу разрешается пересечь государственную границу. В противном случае лицо удаляется с территории Республики Молдова в соответствии с законодательством о режиме иностранцев в Республике Молдова, о чем делается пометка в Интегрированной информационной системе Пограничной полиции. Условия и процедура установления личности устанавливаются Пограничной полицией.

(2) Не проводится проверка проездных документов в отношении лиц, следующих транзитом, если они не покидают транзитную зону аэропорта, кроме особых случаев, требующих проведения такой проверки. Положения настоящей части применяются также в портах и на морском транспорте.

Статья 23. Проставление печатей в документах на пересечение государственной границы

(1) В действительные документы на пересечение государственной границы иностранцев печать систематически проставляется при въезде в Республику Молдова и выезде из нее. Печать о въезде и выезде проставляется:

a) в документы на пересечение государственной границы, снабженные действительной визой, позволяющие иностранцам пересекать государственную границу;

b) в документы на пересечение государственной границы, позволяющие пересекать государственную границу иностранцам, которые не подлежат обязанности иметь визу.

(2) Печать не проставляется:

a) в документы на пересечение государственной границы глав государств и высокопоставленных должностных лиц, о прибытии которых было заранее официально объявлено по дипломатическим каналам;

b) в лицензии пилотов или сертификаты членов экипажа воздушных судов;

c) в проездные документы моряков и в проездные документы пассажиров, включенных в список пассажиров судов, которые следуют по заданному маршруту согласно заранее установленной программе, включающей туристическую деятельность в различных портах, и которые, в принципе, не набирают и не высаживают пассажиров в ходе плавания;

d) в паспорта граждан Республики Молдова;

e) в документы на пересечение государственной границы иных категорий лиц, установленных Правительством.

(3) В целях защиты безопасности и частной жизни по просьбе иностранца печать может не проставляться, если она рискует повлечь трудности для этого лица. В таком случае о въезде или выезде делается запись в отдельном листке с указанием имени лица и номера паспорта. Листок вручается иностранцу. Факт непроставления печати отмечается в Интегрированной информационной системе Пограничной полиции.

(4) Граждане Республики Молдова и иностранцы, для которых проставление печати не является обязательным, вправе требовать от пограничных полицейских проставления печати.

(5) Процедура проставления печати, образец листка, условия и порядок его выдачи устанавливаются Пограничной полицией.

Статья 24. Отказ во въезде в Республику Молдова и выезде из нее

(1) Не разрешается пересечение государственной границы лицам и транспортным средствам, которые не соответствуют условиям въезда в Республику Молдова или выезда из нее.

(2) Во въезде или выезде может быть отказано в соответствии с действующим законодательством посредством принятого пограничным полицейским решения, содержащего основание отказа. Мотивированное решение выносится посредством стандартного формуляра, утвержденного Пограничной полицией и заполняемого пограничным полицейским, принявшим соответствующее решение. Заполненный стандартный формуляр вручается заинтересованному лицу. Пограничная полиция ведет Реестр учета лиц, в отношении которых вынесено решение об отказе во въезде в Республику Молдова или в выезде из нее.

(3) Лицо, которому отказано во въезде в Республику Молдова или выезде из нее, вправе обжаловать решение в судебную инстанцию в установленном законом порядке. С этой целью ему сообщаются контактные данные Союза адвокатов, способного предоставить информацию о представителях, компетентных действовать от имени лица.

(4) Подача жалобы в судебную инстанцию не приостанавливает действие решения об отказе. Если судебная инстанция аннулирует решение об отказе, любые изменения, внесенные в проездные документы лица в связи с исполнением решения об отказе, исправляются, что дает ему право пересекать государственную границу.

(5) Лицо, которому не было разрешено пересечение государственной границы, обязано незамедлительно покинуть пункт пропуска; соответствующий факт отмечается в Интегрированной информационной системе Пограничной полиции и Интегрированной информационной системе миграции и убежища.

(6) Положения настоящей статьи не ограничивают применение специальных положений относительно права на убежище и на международную защиту. Часть 3 Ведение экономической и иной деятельности на государственной границе

Статья 25. Ведение экономической и иной деятельности на государственной границе

(1) Экономическая и иная деятельность на государственной границе, включая пользование пограничными водами, осуществляемая отечественными и иностранными физическими и юридическими лицами в пределах 15-метровой полосы вдоль государственной границы, а также связанная с ее пересечением, не должна:

a) наносить вред здоровью населения, безопасности Республики Молдова и других государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

b) создавать помехи содержанию государственной границы и надзору за ней.

(2) Указанная в части (1) деятельность осуществляется с согласия Пограничной полиции, в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, действующим законодательством и правилами пересечения государственной границы. При получении согласия согласовываются места, при необходимости - время пересечения государственной границы и производства работ, количество и идентификационные данные участников, транспортные средства, механизмы и средства производства.

(3) Содержание в должном состоянии пограничных вод и принятие необходимых мер по предотвращению преднамеренного разрушения их берегов осуществляются в соответствии с положениями договоров, заключенных Республикой Молдова с сопредельными государствами.

(4) Суда могут плавать по судоходным пограничным водам без ограничений по главному фарватеру вне зависимости от линии прохождения государственной границы. Другие плавучие средства могут плавать в пограничных водах только до государственной границы и только в дневное время. В ночное время и в условиях ограниченной видимости они должны причаливать к своему берегу. Навигация военных судов в пограничных водах осуществляется на основе общепризнанных принципов международной практики и действующего законодательства.

(5) Все плавучие средства, плавающие в пограничных водах, должны иметь: суда - свои корабельные флаги, названия или регистрационные номера; маломерные суда - свои корабельные флаги или изображения государственных флагов на носовой части или корме и регистрационные номера. Названия и номера должны быть ясно различимыми с обоих берегов. В ночное время суда должны обозначать свое присутствие навигационными огнями.

(6) Правила эксплуатации и содержания мостов, железных и автомобильных дорог, линий связи, вод, пересекающих линию государственной границы либо имеющих общую с ней ось, устанавливаются договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами.

Статья 26. Специальные правила в отношении рыболовства, охоты, лесоводства, использования почвы и защиты окружающей среды

(1) Рыболовство в пограничных водах разрешается в соответствии с действующим законодательством до государственной границы.

(2) Охота на государственной границе, пограничных просеках и полосе защиты государственной границы запрещается. Стрельба из оружия и преследование животных через государственную границу запрещаются.

(3) Заготовка древесины вблизи государственной границы производится в соответствии с действующим законодательством. В случае, если по причине природных явлений или во время рубки деревья падают через государственную границу, Пограничная полиция принимает меры по перемещению таковых на территорию государства происхождения.

(4) Работы по геологической разведке и использованию почвы осуществляются в соответствии с действующим законодательством на расстоянии не менее 20 метров от государственной границы, кроме работ по поддержанию в надлежащем состоянии фарватера. Часть 4 Разрешение инцидентов на государственной границе

Статья 27. Разрешение инцидентов на государственной границе

(1) Для обеспечения соблюдения режима государственной границы и разрешения инцидентов на государственной границе из состава Пограничной полиции и других органов власти назначаются пограничные представители. Положение о деятельности пограничных представителей утверждается Правительством.

(2) Порядок разрешения инцидентов на государственной границе устанавливается договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами, настоящим законом и другими нормативными актами.

(3) Вопросы и инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются по дипломатическим каналам.

(4) Пограничные представители могут включаться в состав межгосударственных комиссий, работа которых непосредственно связана с государственной границей.

Глава V Режим пограничной зоны

Статья 28. Общие положения

(1) Режим пограничной зоны устанавливается в пограничной зоне с целью обеспечения надзора за границей. Пограничная зона обозначается знаками и надписями на информационных щитах.

(2) Режим пограничной зоны включает правила:

a) въезда, пребывания и выезда лиц и транспортных средств;

b) учета, содержания и использования плавучих средств;

c) охоты, рыболовства, выпаса скота и отдыха;

d) ведения экономической и иной деятельности в пограничной зоне и в приграничном водном пространстве.

(3) Особые правила режима пограничной зоны утверждаются Правительством в соответствии с настоящим законом.

(4) Пограничные полицейские могут беспрепятственно перемещаться в пограничной зоне как в пешем порядке, так и на штатных транспортных средствах.

Статья 29. Въезд, пребывание и выезд лиц и транспортных средств в пограничной зоне

(1) Граждане Республики Молдова и иностранцы могут въезжать в пограничную зону и находиться в ней согласно требованиям, предусмотренным статьей 30.

(2) Пограничные полицейские вправе проверять транспортные средства и регистрационные документы на них, лиц и документы, удостоверяющие их личность, перевозимые товары и сопроводительные документы в пограничной зоне и в прилегающих к ней населенных пунктах.

(3) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243

(4) Лицам, передвигающимся или осуществляющим различные виды деятельности в пограничной зоне, запрещается:

a) производить выстрелы из оружия в направлении государственной границы;

b) повреждать или уничтожать пограничные знаки, сооружения или технические средства надзора за границей и пограничного контроля;

c) разжигать огонь или способствовать его распространению в полосе защиты государственной границы;

d) осуществлять деятельность, способную загрязнять воды, воздух или почву в пограничной зоне, а также пограничные воды;

e) фиксировать на бумаге или другом носителе изображения, воспроизводящие участки территории сопредельных государств;

f) обмениваться через государственную границу вещами или корреспонденцией вне пунктов, предусмотренных для этой цели законом;

g) вести неразрешенные разговоры через линию государственной границы.

(5) Запреты, предусмотренные пунктами e)-g) части (4), применяются лишь в случае, если предусмотрены договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами.

(6) Своим мотивированным решением Пограничная полиция вправе временно ограничить доступ в пограничную зону, о чем информируются заинтересованные органы публичного управления и лица.

(В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 30. Допуск в пограничную зону

(1) Для допуска в пограничную зону лица должны иметь пропуск, выданный Пограничной полицией, и удостоверяющий личность документ. Пропуск не требуется:

а) лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне либо в населенных пунктах, границы земель которых находятся в данной зоне;

b) лицам, перемещающимся по дорогам, пересекающим пограничную зону;

c) работникам центральных и местных органов публичной власти, которые осуществляют деятельность в пограничной зоне.

(1-1) Для лиц, постоянно проживающих в пограничной зоне или в местности, границы которой находятся в этой зоне, доступ в полосу защиты государственной границы и в пограничную просеку разрешается на основании действительных удостоверяющих личность документов и предварительного информирования (по телефону, устно или в электронной форме) подразделения Пограничной полиции.

(2) Пограничная полиция выдает постоянные и временные пропуска. Постоянный пропуск выдается на срок не менее одного года лицам, работающим на постоянной основе, а также лицам, располагающим недвижимостью в пограничной зоне, но не имеющим там прописки. Временный пропуск на срок до одного года выдается лицам, обратившимся за допуском в пограничную зону.

(3) Пограничная полиция вправе отказать в выдаче пропуска в случае:

a) введения усиленных мер надзора за границей;

b) чрезвычайных ситуаций, возникших в пограничной зоне;

c) если лицо имеет непогашенную судимость либо ранее нарушило режим государственной границы или режим пограничной зоны.

(4) Условия и процедура аннулирования и изъятия разрешений на доступ в пограничную зону устанавливаются начальником Департамента пограничной полиции.

(В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 31. Учет, содержание и использование плавучих средств

(1) Зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством плавучие средства, пребывающие в приграничном водном пространстве, стоят в местах, установленных управлением порта или, по обстоятельствам, органами местного публичного управления по согласованию с Пограничной полицией, с принятием их владельцами мер по предотвращению их незаконного использования.

(2) Пограничная полиция выдает владельцам плавучих средств пропуска установленного образца. Выход плавучих средств из пунктов базирования и возвращение в них осуществляются с уведомлением Пограничной полиции. Образец пропуска и правила нахождения плавучих средств в пограничной зоне утверждаются Пограничной полицией.

(3) В случае прогулочного судоходства маршрут и правила перемещения в пограничных водах согласовываются с Пограничной полицией.

Статья 32. Охота, рыболовство, выпас скота и отдых в пограничной зоне

(1) Охота вдоль государственной границы на глубину 1000 метров от линии государственной границы запрещается.

(2) Охота в пограничной зоне до пределов, предусмотренных в части (1), допускается только в светлое время суток, на основании разрешения, выданного Пограничной полицией. Порядок и условия выдачи разрешения Пограничной полицией охотникам устанавливаются Правительством.

(3) Рыболовство в пограничной зоне допускается только днем, с предварительным уведомлением Пограничной полиции и с соблюдением предусмотренных действующим законодательством правил и ограничений.

(4) Выпас скота допускается в соответствии с законодательством об окружающей среде в местах, установленных органами местного публичного управления, с предварительным уведомлением Пограничной полиции, в дневное время - до полосы защиты государственной границы, а ночью - на расстоянии не менее 500 метров от нее.

(5) Спортивно-досуговые мероприятия в пограничных водах и вблизи от них проводятся с предварительным уведомлением Пограничной полиции.

(6) В случаях, указанных в части (3) статьи 30, Пограничная полиция может временно запретить деятельность, предусмотренную частями (2)-(5) настоящей статьи.

(В статью 32 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33. Экономическая и иная деятельность в пограничной зоне

(1) За исключением населенных пунктов ведение экономической и иной деятельности в пограничной зоне согласовывается с Пограничной полицией.

(2) Для разрешения доступа в пограничную зону представляются копия регистрационного удостоверения или другого документа, подтверждающего учреждение хозяйствующего субъекта или организации, копия разрешения на ведение работ, список работников с приложением копий документов, удостоверяющих их личность.

(3) Разрешение может быть аннулировано в случае нарушения хозяйствующим субъектом или его работниками режима пограничной зоны.

Глава VI Режим в пунктах пропуска

Статья 34. Общие положения

Режим в пунктах пропуска состоит из совокупности установленных законом правил и мер, включающих следующие составляющие:

a) образование пунктов пропуска и правила ведения в них экономической и иной деятельности;

b) правила въезда, пребывания и выезда лиц и транспортных средств в пунктах пропуска.

Статья 35. Образование пунктов пропуска

(1) Решение об открытии или закрытии пунктов пропуска принимается Правительством в соответствии с договорами, заключенными Республикой Молдова с сопредельными государствами.

(2) Открытие пунктов пропуска осуществляется после строительства, оборудования и сдачи в эксплуатацию сооружений, помещений и зданий по проекту, утвержденному Пограничной полицией совместно с Таможенной службой и иными компетентными службами. При разработке проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

(3) Пункты пропуска должны устраиваться таким образом, чтобы обеспечить эффективное, простое и экономичное осуществление пограничного контроля.

(4) Затраты по строительству и благоустройству международных и межгосударственных пунктов пропуска несет Правительство, а местных - органы местного публичного управления.

(5) Перечень пунктов пропуска, включая те, в которых пограничный контроль осуществляется одним из органов власти, ответственных за контроль, а также технические нормы их оснащения утверждаются Правительством.

(6) В пунктах пропуска совместно функционируют подразделения Пограничной полиции и Таможенной службы, а также иные установленные законом контролирующие органы, которые в пределах компетенции осуществляют и отвечают за контроль пересечения границы лицами, транспортными средствами, товарами и другим имуществом, а также за осуществлением движения в надлежащих условиях. Пограничная полиция и Таможенная служба обеспечивают координацию деятельности всех служб в соответствии с настоящим законом и в пределах своей компетенции принимают окончательное решение о пропуске или отказе в пропуске через государственную границу. Пограничная полиция обеспечивает режим и общественный порядок в пунктах пропуска через государственную границу, досмотр пассажиров, багажа, грузов, персонала воздушных и морских судов и защиту охраняемых зон ограниченного доступа в аэропортах и портах Республики Молдова.

(7) Администрация вокзалов, портов (пристаней), аэропортов (аэродромов), других предприятий и организаций, где осуществляется пропуск через государственную границу, безвозмездно выделяет органам власти, указанным в части (6), помещения и специально оборудованные места, включая удобства, необходимые для исполнения службы, обеспечивает покрытие расходов на публичные услуги, оказываемые коммунальным хозяйством, ремонт и техническое обслуживание, обеспечивает адекватные условия и организационные меры с тем, чтобы пограничный контроль осуществлялся в соответствии с положениями настоящего закона. Пункты пропуска должны оснащаться сооружениями, позволяющими отделять пассажиров, следующих внутренними маршрутами, от других пассажиров. Администрации, указанные в настоящей части, обязаны предусмотреть для сотрудников Пограничной полиции, Таможенной службы и иных установленных законом контролирующих органов соответствующие площади для кабинетов и достаточное количество парковочных мест, а также бесплатный доступ к данным удобствам, устройствам и бесплатный проезд для выполнения ими своих задач в зоне компетенции этих администраций, своевременно и безвозмездно предоставлять необходимые для осуществления пограничного контроля сведения.

(8) Пограничная полиция и Таможенная служба утверждают технологические нормы осуществления контроля в пунктах пропуска. В пунктах пропуска, расположенных в пределах вокзалов и портов, технологические нормы согласовываются с их администрацией. Наименование, площадь, специфика деятельности пункта пропуска и время работы на пункте пропуска, который не является открытым круглосуточно, размещаются на видном месте при въезде.

(9) Любая не противоречащая действующему законодательству деятельность в пунктах пропуска, за исключением пограничного и таможенного контроля, осуществляется с согласия начальников подразделений Пограничной полиции и Таможенной службы с выдачей соответствующих разрешений. В пунктах пропуска, расположенных в пределах вокзалов, аэропортов и портов, пропуски в зоны ограниченного доступа выдаются их администрацией с согласия начальников подразделений Пограничной полиции и Таможенной службы. Условия выдачи пропуска утверждается Правительством.

(10) Деятельность Пограничной полиции и Таможенной службы в аэропортах не должна противоречить предписаниям нормативных актов, регулирующих упрощение воздушных перевозок и воздушную безопасность.

(В статью 35 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 36. Коридоры при пересечении государственной границы

(1) В целях ускорения движения на государственной границе в пунктах пропуска устанавливаются отдельные коридоры. Коридоры размечаются посредством четко различимых указателей, в том числе в случае, когда использование отдельных коридоров приостанавливается. Условия создания, категории лиц и правила следования по коридорам устанавливаются Правительством.

(2) В случае временного нарушения равновесия в потоке движения на конкретном пункте пропуска действие правила об использовании отдельных коридоров может приостанавливаться Пограничной полицией и Таможенной службой на срок, необходимый для устранения нарушения.

Статья 37. Правила въезда, пребывания и выезда лиц и транспортных средств в пунктах пропуска

(1) Правила въезда лиц и транспортных средств в пункты пропуска, пребывания в них и выезда из них опубликовываются и размещаются на информационных табло в пунктах пропуска. Особые режимные правила контроля границы в отношении определенных видов государственных границ, некоторых категорий лиц, транспортных средств утверждаются Правительством.

(2) Въезд лиц и транспортных средств в пункты пропуска, а также ввоз товаров и другого имущества осуществляются с разрешения пограничного полицейского.

(3) Выезд лиц и транспортных средств из пунктов пропуска, а также вывоз товаров и имущества осуществляются с разрешения пограничного полицейского и сотрудника таможенного органа по завершении пограничного и таможенного контроля.

(4) Заход в порты и выход из портов судов и других плавучих средств осуществляются с согласия управления порта и начальников подразделений Пограничной полиции и Таможенной службы, а также иных установленных законом контролирующих органов.

(5) На пунктах пропуска вся служебная и любая иная представляющая общественный интерес информация должна регистрироваться вручную или электронным путем. Информация, представляющая общественный интерес, размещается на информационных табло.

Статья 38. Стоянка лиц и транспортных средств в пунктах пропуска

(1) Места и продолжительность стоянок лиц и транспортных средств в пунктах пропуска определяются пограничными полицейскими и сотрудниками таможенных органов, а в расположенных в пределах портов и аэропортов - также администрацией последних.

(2) Передвижение лиц и транспортных средств в пунктах пропуска осуществляется с разрешения пограничных полицейских и сотрудников таможенных органов.

(3) Доступ лиц к транспортным средствам и в помещения в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случае необходимости запрещается.

(4) Посадка (высадка) пассажиров в транспортные средства, погрузка (выгрузка) багажа, почты, товаров и другого имущества осуществляются с разрешения пограничного полицейского, работника таможенного органа и представителей иных установленных законом контролирующих органов, а в пределах портов и аэропортов - также администрации последних.

(5) Водитель транспортного средства, а также иные лица, пересекающие государственную границу, обязаны не покидать полосу контроля и не менять места стоянки без разрешения пограничного полицейского или сотрудника таможенного органа.

(6) Находящиеся в пункте пропуска лица обязаны:

a) иметь и по требованию предъявлять действительные проездные, а также иные необходимые для пересечения государственной границы документы;

b) обеспечивать по требованию доступ пограничных полицейских и сотрудников таможенных органов для проверки транспортных средств, судов, воздушных судов и регистрационных документов на них;

c) информировать пограничных полицейских и сотрудников таможенных органов о владении оружием, боеприпасами, взрывчатыми, наркотическими, психотропными и радиоактивными веществами, другим имуществом, для ввоза или вывоза которого необходимо специальное разрешение;

d) представлять по требованию письменно или устно информацию о необходимости нахождения в пункте пропуска, а также обоснование цели поездки;

e) передвигаться согласно очереди, информационным знакам и указаниям пограничных полицейских;

f) выполнять другие законные требования пограничных полицейских и иных компетентных властей.

Статья 39. Порядок пересечения государственной границы

Лица и транспортные средства подлежат проверке при пересечении государственной границы в порядке очереди. Могут подвергаться проверке вне очереди следующие категории лиц:

a) несовершеннолетние в возрасте до трех лет и сопровождающие их лица;

b) травмированные или больные, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, и сопровождающие их лица, включая медицинских работников;

c) обладатели дипломатических паспортов;

d) официальные государственные или ведомственные делегации, организованные группы детей и туристов, о прибытии которых Пограничная полиция была проинформирована не менее чем за 24 часа до этого;

e) передвигающиеся пешим ходом, за исключением пунктов пропуска, расположенных в пределах портов и аэропортов, если международными договорами не предусмотрено иное;

f) пересекающие государственную границу на автобусах международного сообщения, автомобилях скорой медицинской помощи, автомобилях, перевозящих животных, а также пересекающие государственную границу на велосипедах;

g) перевозящие скоропортящиеся товары и другое имущество, требующее перевозки в неотложном порядке. Перечень имущества устанавливается Правительством;

g-1) авторизованные хозяйствующие субъекты;

h) участвующие в поисковых или спасательных операциях;

i) иные лица в случаях, установленных международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

(В статью 39 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 40. Смягчение пограничного контроля

(1) Пограничный контроль может смягчаться вследствие исключительных и непредвиденных обстоятельств. Исключительными и непредвиденными признаются обстоятельства, которые влекут такую интенсивность движения, которая делает чрезмерным время ожидания на пункте пропуска, в то время как ресурсы в отношении личного состава, возможностей и организации исчерпаны.

(2) В случае смягчения пограничного контроля согласно части (1) приоритет отдается проверке перемещений при въезде. В случае смягчения пограничного контроля проводится, по меньшей мере, проверка первой линии.

(3) Решение о смягчении пограничного контроля принимается начальником пункта пропуска. Смягчение контроля является временным, адаптированным к обосновывающим его обстоятельствам и вводится в действие постепенно.

(4) В случае смягчения пограничного контроля пограничный полицейский в соответствии с положениями статьи 23 проставляет в проездные документы печать.

(В статью 40 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 03.11.2016 г. №243)

(см. предыдущую редакцию)

Глава VII Меры обеспечения в сфере надзора за границей и пограничного контроля

Статья 41. Особые обязательства перевозчиков

(1) Перевозчики обязаны до начала пограничного контроля передать Пограничной полиции информацию о перевозимых пассажирах, а также список персонала, обслуживающего рейс. Данная информация должна включать:

a) номер и тип проездного документа;

b) гражданство;

c) фамилию, имя, отчество;

d) дату рождения;

e) пункт пропуска;

f) транспортный код;

g) время отправления и прибытия рейса;

h) общее количество перевозимых лиц;

i) начальный пункт посадки.

(2) Порядок и условия передачи и обработки информации перевозчиками устанавливаются Правительством.

(3) Непередача, передача неполной или ложной информации, предусмотренной частью (1), перевозчиками влечет правонарушительную ответственность.

(4) Перевозчик обязан уничтожить информацию, собранную и переданную Пограничной полиции, в течение 24 часов по прибытии лица в Республику Молдова. После въезда пассажиров Пограничная полиция уничтожает информацию в течение 24 часов с момента ее поступления, за исключением случаев, когда данная информация понадобится в дальнейшем для целей исполнения законных функций.

Статья 42. Правовая ответственность

Нарушение правил режима государственной границы, режима пограничной зоны, режима в пунктах пропуска, а также других правил, установленных настоящим законом, а также иными нормативными актами в данной области, влечет в соответствии с действующим законодательством гражданскую, правонарушительную или уголовную ответственность.

Статья 43. Обработка персональных данных

(1) При регистрации лиц, пересекших государственную границу или прошедших процедуру установления личности, могут осуществляться сбор и хранение следующих персональных данных:

a) фамилия и имя;

b) дата и место рождения;

c) место жительства;

d) гражданство;

e) номер проездного документа и срок его действия;

f) идентификационный номер лица согласно проездному документу;

g) место, время и направление пересечения государственной границы.

(2) Данные, собранные в соответствии с частью (1), хранятся в соответствии с законодательством о защите персональных данных.

(3) Органы публичного управления, обрабатывающие персональные данные в процессе пограничного контроля, в соответствии с действующим законодательством принимают необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

(4) Пограничная полиция, Таможенная служба и иные установленные законом контролирующие органы обеспечивают субъектам персональных данных безвозмездную реализацию прав, которыми они обладают в качестве субъектов персональных данных.

Глава VIII Заключительные и переходные положения

Статья 44

Правительству в шестимесячный срок:

a) представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

Статья 45

Настоящий закон вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Статья 46

Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Закон о государственной границе Республики Молдова №108-XIII от 17 мая 1994 года (Официальный монитор Республики Молдова, 1994 г., № 12, ст.107), с последующими изменениями и дополнениями.

 

Председатель Парламента

Мариан Лупу