Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 10 декабря 2014 года №1005

Об утверждении Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 гг. и Плана по внедрению Стратегии

Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Национальную стратегию интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 гг., согласно приложению №1;

План по внедрению Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 гг., согласно приложению №2.

2. Министерствам и другим органам системы интегрированного менеджмента границы в пределах возложенных полномочий обеспечить реализацию положений Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 гг. и Плана по внедрению Стратегии.

3. Национальному консилиуму интегрированного менеджмента государственной границы представлять Правительству полугодовые и месячные отчеты о внедрении Стратегии и утвержденного Плана в течение одного месяца после окончания отчетного полугодия/года.

4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел.

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Контрассигнуют:

министр внутренних дел

 

Дорин Речан

министр финансов

Анатол Арапу

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 10 декабря 2014 года №1005

Национальная стратегия интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 годы

I. Описание ситуации

1. Республика Молдова соседствует с внешней границей Евросоюза, что требует совместного подхода к пограничной проблематике. В той же степени, присоединение к ЕС является стратегическо-политической целью страны и предусматривает для Республики Молдова, наряду с другими обязательствами, согласование положений, стандартов и передовой европейской практики в области менеджмента границы. Из этого следует цель концептуальной и оперативной совместимости между специализированными национальными и европейскими органами власти.

Образец развитого менеджмента границы в ЕС доказал свою жизнеспособность, предоставив Республике Молдова убедительный пример опыта и передовой практики. С одной стороны, он обеспечивает необходимый баланс между содействием перемещению лиц и товаров, основываясь на соблюдении основных прав человека. С другой стороны, позволяет предупреждать и бороться с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью и другими ситуациями, которые угрожают безопасности границ.

Заимствование и применение Республикой Молдова европейской модели интегрированного менеджмента границы представляет собой важное стратегическое решение, которое позволяет развивать партнерство между нашей страной и ЕС по специфическим пограничным направлениям. Данный факт также способствует реализации общей цели по поддержанию стабильности и безопасности в регионе. Освоение европейской модели реализовалось в рамках Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на 2011-2013 годы, что явилось первым мероприятием подобного рода в Республике Молдова.

Интегрированный менеджмент государственной границы на национальном уровне был перенят, разработан и отражает европейскую модель управления границами, включая следующие компоненты:

1) контроль государственной границы на основе анализа рисков и информации относительно преступности;

2) обнаружение и расследование трансграничных правонарушений пограничной полиции в сотрудничестве с другими органами в области применения закона в Республике Молдова;

3) модель доступа в Республике Молдова, структурированная по четырем фильтрам контроля;

4) сотрудничество между органами системы интегрированного менеджмента государственной границы;

5) международное сотрудничество в области пограничной безопасности;

6) согласование посредством Национального консилиума интегрированного менеджмента государственной границы деятельности органов системы интегрированного менеджмента государственной границы.

Национальная стратегия интегрированного менеджмента государственной границы на 2015-2017 годы является главным документом политик, который отражает приоритеты и видение государства в области интегрированного менеджмента границы, с целью обеспечения безопасности границ, предупреждения и борьбы с трансграничной преступностью и незаконной миграцией.

Система интегрированной пограничной безопасности Республики Молдова является компонентом национальной безопасности. Система пограничной безопасности Республики Молдова соответствует модели безопасности европейских границ, преследующей предупреждение и обнаружение незаконной миграции и трансграничной преступности на границах стран ЕС.

Интегрированная пограничная безопасность Республики Молдова обозначает совокупность целостных, связанных и непрерывных действий и мер, посредством которых обеспечивается: целостность государственной границы; соблюдение законодательства в данной области; порядок, общественная безопасность и надлежащее осуществление законной деятельности в пограничной зоне и в других заинтересованных областях; безопасность населения; предупреждение и борьба с незаконной миграцией, трансграничной преступностью, другими незаконными действиями компетентных органов системы интегрированного менеджмента государственной границы.

Национальная стратегия и План по ее внедрению продолжают политику в области интегрированного менеджмента границы, инициированную предшествовавшей Стратегией. Настоящая стратегия реализует взаимодополняемость взглядов другими документами национальных политик и совместных инициатив, осуществленных на европейском и международном уровне.

Выполнение главной цели настоящей Стратегии обеспечит повышение уровня безопасности границы и уверенности людей, содействие законному перемещению людей и товаров через государственную границу; предупреждение и борьбу с нелегальной миграцией и трансграничной преступностью; согласование национальной правовой и процессуальной базы с законодательством ЕС, лучшими международными и европейскими практиками.

Настоящая стратегия разработана в соответствии с Программой деятельности Правительства "Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние" на 2013-2014 гг., которая предусматривает применение принципов интегрированного менеджмента государственной границы и соответствует Национальной стратегии развития "Молдова- 2020 г." и базе специфических публичных политик.

В тоже время, настоящая Стратегия способствует реализации стратегической цели по европейскому присоединению Республики Молдова, а также реализации реформ, вытекающих из процесса либерализации визового режима с ЕС для граждан Молдовы (вступило в действие с 28 апреля 2014 г.), а также Соглашения об ассоциации с ЕС (подписано 27 июня 2014 г.).

При разработке Стратегии принимались во внимание соответствующие правовые нормы в данной области и рекомендации европейских и международных организаций, поддерживающих деятельность Республики Молдова относительно интегрированного менеджмента государственной границы (соответствующие европейские документы по Интегрированному менеджменту государственной границы предусмотрены в приложении №1 к настоящей Стратегии).

2. Государственная граница Республики Молдова. Республика Молдова расположена на юго-востоке Европы и граничит на севере, востоке и юге с Украиной, а на западе с Румынией. Общая протяженность государственной границы Республики Молдова составляет 1906 км, из которых 955 км наземная и 951 км водная. Граница Республики Молдова с Румынией по реке Прут составляет в длину 684 км. Граница с Украиной составляет 1222 км, из которых 267 км водная (включая по реке Днестр) и 955 км наземная. Центральный участок 453,4 км молдавско-украинской границы находится под неконституционным контролем сепаратистских органов власти самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики.

3. Пограничная безопасность является национальным приоритетом, что определяет повышенную озабоченность Республики Молдова в отношении обстоятельств, созданных путем дестабилизации ситуации вблизи страны. Впоследствии, неэффективное управление региональным развитием ситуации за последний период порождает риск роста незаконной миграции, массового появления беженцев, увеличения организованной трансграничной преступности, а также других деяний неправомерного характера. Это представляет серьезную опасность для развития пограничной безопасности Республики Молдова, в том числе для государства и общества, а также международной безопасности.

4. Характеристики оперативной ситуации на границе. В рамках настоящей Стратегии оперативная ситуация обозначает уровень состояния специфических видов деятельности в пограничной области, в которых заинтересованы органы, обладающие оперативными полномочиями на границе. Оперативная ситуация на границе Республики Молдова характеризуется как сложная, что подтверждается специфическими показателями в данной области.

Перспектива развития показателей определяет тенденцию усиления по всем направлениям оперативной ситуации и увеличение объема соответствующей деятельности. С этого момента появляется необходимость усиления комплексных мер по предупреждению и борьбе с незаконной миграцией, трансграничной преступностью и другими действиями, находящимися в компетенции органов системы интегрированного менеджмента государственной границы.

По категориям деятельности и деяниям (нарушениям) оперативная ситуация на 2011-2013 гг. характеризовалась следующим образом:

1) Поток людей и транспортных средств. Общий поток людей, зарегистрированных в пунктах пропуска государственной границы в 2013 году (15,52 млн. пересечений границы), вырос на 3% по сравнению с 2012 годом и на 4% по сравнению с 2011 годом. Рост мобильности лиц приходится как на молдавских граждан, так в особенности на иностранцев. Максимальный поток лиц сохранился на молдавско-украинском участке границы благодаря регулярному обороту с целью работы более 50% молдавских мигрантов в Российской Федерации и Украине, а также безвизовому режиму для граждан Республики Молдова в страны Содружества Независимых Государств (СНГ), вопреки ограничениям и правилам регистрации, нахождения и пребывания в Российской Федерации. Самый большой рост был зарегистрирован на воздушной границе.

Неизменно увеличивалось ежегодно на 2-3% количество транспортных единиц, зарегистрированных в пунктах пропуска границы, включая иностранные единицы, пересекающие территорию Республики Молдова. В 2013 году 51% пересечений было совершено на молдавско-украинском участке, 48% - на молдавско-румынском и 1% - воздушным путем. Самый большой рост в 4% был зарегистрирован на молдавско-украинской границе, особенно в отношении иностранных транспортных средств с иностранными регистрационными номерами.

2) Пересечение государственной границы без разрешения. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество случаев пересечения государственной границы без разрешения снизилось на 25% и на 29% по сравнению с 2011 годом. Больше всего случаев произошло на молдавско-украинском участке границы (73% всего), ниже на 30% по сравнению с 2012 годом. Этот факт говорит о большой осведомленности населения о правилах въезда/выезда в/из Республики Молдова благодаря полученному опыту и соответствующему информированию о законных положениях. После вступления в силу либерализованного визового режима с ЕС примерно 30 молдавских граждан, владельцев нового биометрического паспорта, были выдворены, так как ранее были депортированы из стран ЕС, а примерно 100 гражданам не был разрешен доступ, потому что они не соответствовали законным требованиям.

3) Нарушение законодательства о государственной границе. В 2013 году количество случаев нарушения пограничного законодательства и число задержанных лиц увеличилось с 43% и 38% по сравнению с 2012 годом соответственно на 74% и 68% по сравнению с 2011 годом. Рост был зарегистрирован как в пунктах пропуска границы, так и на "зеленом" участке границы. Больше всего деяний на "зеленой" границе произошло из-за нарушения правил пограничного режима. В основном, в пунктах пропуска границы были установлены нарушения правил пребывания. Самый большой рост количества случаев (более 80%) и числа задержанных лиц произошел на воздушной границе. Увеличение количества случаев нарушений пограничного законодательства отражает рост эффективности специализированных структур.

4) Незаконная миграция. Пограничная полиция имеет полномочия для выявления случаев незаконного пересечения государственной границы, которое осуществляется путем: избежания или уклонения от контроля; совершения попытки пропуска границы через пункты пропуска границы, нарушая положения действующего законодательства (подделка/фальсификация проездных документов и т.д.); нарушения правил пропуска границы с соседними странами.

Согласно показателям деятельности Пограничной полиции в период 2009-2013 гг. снизилось количество случаев незаконного пересечения лиц через государственную границу. Таким образом, в последние годы число лиц, задержанных за незаконную миграцию, снижалось примерно на 50% ежегодно (на 56% в 2013 году по сравнению с 2012 годом), эта тенденция действительна для сухопутной границы, а в случае воздушной границы – несколько увеличилось.

В то же время, отношение между задержаниями и незаконными пересечениями является главным в случае последних, этот факт отражает еще достаточно низкий уровень оперативности в данной области, по причине недостаточности персонала и оборудования. В большинстве случаев, задержанными лицами являются граждане азиатских и африканских стран, таких как Афганистан, Бангладеш, Гана, Конго и т.д. В то же время количество случаев использования фальшивых и поддельных документов, обнаруженных при пересечении границы, выросло в 2013 году на 5% по сравнению с 2012 годом, и на 11% по сравнению с 2011 годом, что демонстрирует укрепление способностей Пограничной полиции выполнять новые полномочия в области экспертизы документов. Самый большой рост произошел на молдавско-украинском участке границы.

5) Контрабанда. Контрабандные действия осуществлялись как на "зеленой" границе, так и в пунктах пропуска границы. Таким образом, в период 2011-2013 гг. был выявлен 1301 случай, из которых 1183 (90%) в пунктах пропуска границы. С точки зрения стоимости имуществ, общая стоимость задержанной контрабанды составила примерно 42,7 тысячи леев, из которых 90% через пункты пропуска границы. Таким образом, было установлено, что большинство контрабандных действий было совершено в пунктах пропуска границы, что предполагает в будущем концентрацию усилий этими подразделениями органов с непосредственными полномочиями на границе. На "зеленой" границе количество случаев в 2013 году удвоилось по сравнению с 2012 годом, а стоимость задержанного имущества выросла в 6,7 раз. В пунктах пропуска границы количество случаев контрабанды снизилось с 458 в 2011 году до 334 в 2013 году, хотя стоимость задержанного имущества выросла примерно на 25%. Значителен тот факт, что только в течение 9 месяцев 2014 года стоимость задержанного имущества выросла примерно на 30% по сравнению с предыдущим годом, что говорит о начале действий подразделений специального расследования, которые увеличили эффективность своей деятельности.

В 2013 году удвоилось количество задержанных контрабандных сигарет по сравнению с 2012 годом, чаще всего эти случаи происходили на "зеленой" границе (86% всего). В то же время удвоилось количество случаев контрабанды сигарет, а также задержанных лиц, что указывает на рост эффективности органов с непосредственными полномочиями на границе (Пограничная полиция и Таможенная служба). Большая часть случаев контрабанды была зарегистрирована на молдавско-румынском участке границы.

Тенденция увеличения контрабанды алкоголя очевидна также на "зеленой" границе, где ее количество выросло в 10 раз в период 2011-2013 годы.

В отношении транспортных средств, даже если изменчивость количества случаев незначительна, стоимость выросла примерно на 30% в 2013 году по сравнению с 2011 годом.

Количество случаев перевозки наркотических средств сохранилось постоянным (3-4 за год), объемы упали с 9,4 кг в 2011 году до 2,38 кг в 2013 году. В первой половине 2014 года в четырех установленных случаях было задержано 80,15 кг, примерно в 40 раз больше чем в 2013 году, этот факт также связан с деятельностью подразделений специального расследования.

6) Незаконный въезд/выезд транспортных средств в/из Республики Молдова. В 2013 году количество задержанных транспортных средств, которые попытались незаконно въехать/выехать в/из Республики Молдова, выросло на 18% по сравнению с 2012 годом, и только на 4% по сравнению с 2011 годом. В особенности, выросло количество случаев въезда/выезда путем подделки доверенностей на право управления транспортными средствами.

5. Тенденции развития оперативной ситуации. Оценка оперативной ситуации на границе указывает, что геополитическое пространство, присущее Республике Молдова, характеризуется повышенным правонарушительным потенциалом. Молдова является одновременно источником, транзитной зоной и зоной назначения незаконных деяний. Среди проявлений правонарушений, которые могут усиливаться, различаются: незаконная миграция и торговля людьми; контрабанда сигарет и табачных изделий, алкоголя; незаконная перевозка транспортных средств в/из Республики Молдова, оборот наркотиков, запрещенных материалов, деяния, представляющие угрозу пограничным службам, общественному порядку и национальной безопасности.

Основными тенденциями развития оперативной ситуации являются:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Национальная стратегия интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 годы I. Описание ситуации II. Стратегический взгляд и принципы стратегии III. Модель доступа, структурированная по 4 фильтрам контроля, и полномочия ведомств Раздел 1. Модель доступа, структурированная по 4 фильтрам контроля, применяемым в Республике Молдова Раздел 2. Полномочия органов системы интегрированного менеджмента государственной границы по 4 контрольным фильтрам IV. Цели стратегии Раздел 1. Главная цель Стратегии Раздел 2. Специфические цели интегрированного менеджмента государственной границы на 2015-2017 гг. Раздел 3. Специфическая цель: укрепление потенциала человеческих ресурсов органов, обладающих компетенциями на границе, с целью исполнения определенных полномочий и задач по сотрудничеству Раздел 4. Специфическая цель: усовершенствование нормативной и процессуальной базы для обеспечения последовательного координирования в данной области, выполнения определенных компетенций и полномочий по сотрудничеству Раздел 5. Специфическая цель: улучшение возможностей контроля государственной границы и специфической операционной деятельности в целях интегрированного управления на национальном уровне пограничной проблематикой Раздел 6. Специфическая цель: укрепление способностей мониторинга, предупреждения и борьбы с нелегальной миграцией и трансграничной преступностью путем институционального развития и усиления сотрудничества Раздел 7. Специфическая цель: достижение совместимости, взаимодействия и интегрирования инфраструктуры государственной границы, информационных систем и баз данных органов системы интегрированного менеджмента государственной границы Раздел 8. Специфическая цель: улучшение механизмов межведомственного сотрудничества в целях обеспечения совместимости, взаимодействия и интеграции органов системы интегрированного менеджмента государственной границы Раздел 9. Специфическая цель: развитие механизмов международного сотрудничества в целях обеспечения совместимости и взаимодействия с европейскими и международными партнерами V. Оценка воздействия по внедрению VI. Финансовые ресурсы VII. Координирование, мониторинг и оценка VIII. Риски, связанные с внедрением стратегии и управление ими Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 План по реализации Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015–2017 годов

Постановление Правительства Республики Молдова от 10 декабря 2014 года №1005
"Об утверждении Национальной стратегии интегрированного менеджмента государственной границы на период 2015-2017 гг. и Плана по внедрению Стратегии"

О документе

Номер документа:1005
Дата принятия: 10/12/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/12/2014
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №372-384, 19 декабря 2014 года, Ст.1088.

Приложения к документу

Приложение 1 к ПП РМ от 10.12.2014 г. №1005