Недействующая редакция. Принята: 06.08.2024 / Вступила в силу: 07.08.2024

Недействующая редакция, не действует с 23 октября 2024 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 14 декабря 2023 года №162

Об утверждении Положения об осуществлении безвыездного надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и сопроводительных услуг

(В редакции Постановления Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)

Согласно статьям 7, 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 21-26, 46, пункту 30 раздела VII Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статьям 114, 115, пункту 25 раздела XV Закона Украины от 18 ноября 2021 года №1909-IX "О страховании", статьям 37, 43, пункту 16 раздела XI Закона Украины от 14 июля 2023 года №3254-IX "О кредитных союзах", с целью нормирования порядка осуществления безвыездного надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и сопроводительных услуг правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об осуществлении безвыездного надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и сопроводительных услуг (далее - Положение), которое прилагается.

2. Признать утратившими силу нормативно-правовые акты Национального банка Украины согласно прилагаемому перечню.

3. Национальный банк Украины в случае составления письменного требования к предоставителю финансовых услуг, собственнику существенного участия, ключевому участнику в структуре собственности, аффилированному, родственному лицу предоставителю финансовых услуг, участнику финансовой группы, предоставителю сопроводительных услуг, лицу, предоставляющему услуги по аутсорсингу предоставителю финансовых услуг (далее - объект безвыездного надзора), местонахождением которого в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований является населенный пункт территориальной общины/территория, который/которая в соответствии с законодательством Украины отнесен(а) к территории активных боевых действий или временно оккупированных Российской Федерацией территорий Украины согласно Перечню территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией территорий, утвержденного приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22 декабря 2022 года №309, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23 декабря 2022 года под №1668/39004 (с изменениями), при условии, что относительно соответствующего населенного пункта/территории не определены даты завершения боевых действий/даты завершения временной оккупации (далее - территория активных боевых действий/временно оккупированная территория), не направляет объекту безвыездного надзора письменное требование (в бумажной форме или в форме бумажной копии электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины) в порядке, определенном в пункте 12 раздела III Положения.

Национальный банк Украины обнародует письменное требование к объекту безвыездного надзора, местонахождением которого является территория активных боевых действий/временно оккупированная территория, на странице официального Интернет-представительства Национального банка Украины с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в случае неполучения Национальным банком Украины подтверждения доставки письменного требования на электронный адрес в течение трех рабочих дней со дня его отправки или если электронный адрес такого объекта расположен на запрещенных законодательством Украины ресурсах/сервисах.

4. Объект безвыездного надзора, местонахождением которого является территория активных боевых действий/временно оккупированная территория, считается надлежащим образом уведомленным о составленном к нему письменном требовании с первого рабочего дня, следующего за днем обнародования письменного требования на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины, осуществленного в случае, определенном в абзаце втором пункта 3 настоящего Постановления.

5. Департаменту методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений (Сергей Савчук) после официального опубликования довести до сведения участников рынка небанковских финансовых услуг информацию о принятии настоящего Постановления.

6. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Председатель

А. Пышный

Приложение

к Постановлению Правления Национального банка Украины от 14 декабря 2023 года №162

Перечень нормативно-правовых актов Национального банка Украины, утративших силу

1. Постановление Правления Национального банка Украины от 28 декабря 2020 года №169 "Об утверждении Положения об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг".

2. Постановление Правления Национального банка Украины от 16 июня 2021 года №52 "Об утверждении Положения об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением участниками рынка финансовых услуг законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг".

3. Пункт 2 постановления Правления Национального банка Украины от 2 сентября 2022 года №198 "Об утверждении Положения об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности и внесении изменения в Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг".

4. Подпункт 1 пункта 2 постановления Правления Национального банка Украины от 6 января 2023 года №1 "Об утверждении Положения о лицензировании Экспортно-кредитного агентства и условия осуществления им деятельности по страхованию, перестрахованию, предоставлению гарантий и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины".

5. Подпункт 1 пункта 2 постановления Правления Национального банка Украины от 31 марта 2023 года №42 "Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины".

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 14 декабря 2023 №162

Положение об осуществлении безвыездного надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и сопроводительных услуг

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины", Законом Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях" (далее - Закон о финансовых услугах), Законом Украины "О страховании" (далее - Закон о страховании) и Законом Украины "О кредитных союзах" (далее - Закон о кредитных союзах) с целью установления порядка осуществления Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг.

2. Термины в настоящем Положении употребляются в таком значении:

1) безвыездный надзор-форма осуществления Национальным банком надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и/или сопроводительных услуг и условиями ее осуществления без посещения объектов безвыездного надзора за их местонахождением;

2) электронный адрес объекта безвыездного надзора для осуществления официальной коммуникации с Национальным банком - адрес электронной почты объекта безвыездного надзора, предоставленный Национальному банку в порядке, определенном в нормативно-правовых актах Национального банка, регулирующих вопросы авторизации поставщиков финансовых услуг и условия осуществления ими деятельности, определяют общие требования к документам и порядок их представления в Национальный банк (далее - электронный адрес);

2-1) куратор углубленного анализа-должностное лицо Национального банка, определенное в распорядительном акте Национального банка о проведении углубленного анализа (далее - распорядительный акт), которое осуществляет общее руководство процессом углубленного анализа объекта безвыездного надзора, координирует решение внутренних вопросов и внешних коммуникаций с объектом безвыездного надзора (при необходимости), включая подписание письменных запросов на получение объяснений, информации и документов, возникающих во время углубленного анализа;

2-2) углубленный анализ-способ осуществления безвыездного надзора, предусматривающий осуществление комплексного, всестороннего анализа документов, сведений, данных и проводится для выявления наличия/отсутствия факта осуществления объектом безвыездного надзора деятельности по предоставлению услуг (включая предоставление финансовых услуг) или осуществления операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг согласно закону о финансовых услугах без авторизации (без лицензии и/или регистрации), если такая авторизация предусмотрена законодательством Украины (далее - безлицензионная деятельность);

3) уполномоченное должностное лицо Национального банка-председатель Национального банка, его первый заместитель и заместители Председателя Национального банка, руководители структурных подразделений Национального банка, к функциям которых относится осуществление надзора за деятельностью на рынках небанковских финансовых услуг (далее - структурные подразделения по надзору), руководитель структурного подразделения Национального банка, к функциям которого относится осуществление лицензирования небанковских финансовых учреждений и других лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги (далее - структурное подразделение по лицензированию), заместители руководителей структурных подразделений по надзору, лицензированию, руководители управлений в составе структурных подразделений по надзору, лицензированию или лица, выполняющие их обязанности;

4) уполномоченный работник Национального банка - работник структурного подразделения по надзору, определенный для осуществления углубленного анализа согласно распорядительному акту.

Другие термины, используемые в настоящем Положении, используются в значениях, определенных Законом о финансовых услугах, а также Законом о страховании и Законом о кредитных союзах (далее - специальные законы), другими законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

3. Требования настоящего Положения не применяются к таким направлениям надзора/контроля, осуществляемых в порядке, определенном другими нормативно-правовыми актами Национального банка:

1) осуществление безвыездного надзора:

за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности;

на платежном рынке за небанковскими поставщиками платежных услуг, поставщиками ограниченных платежных услуг;

по банкам;

2) контроля за:

бюро кредитных историй;

коллекторскими компаниями;

юридическими лицами, которым выдана лицензия на осуществление операций с наличными.

4. Настоящее Положение определяет порядок осуществления безвыездного надзора за такими лицами (далее - объекты безвыездного надзора):

1) страховщики, кредитные союзы, финансовые компании, ломбарды (далее - поставщики финансовых услуг) и их обособленные подразделения;

2) небанковские финансовые группы, их участники;

3) предоставители сопроводительных услуг и их обособленные подразделения (кроме коллекторских компаний, бюро кредитных историй, юридических лиц, которым выдана лицензия на осуществление операций с наличными деньгами);

4) владельцы существенного участия, ключевые участники в структуре собственности, аффилированные и родственные лица поставщиков финансовых услуг, иностранные участники рынка финансовых услуг, осуществляющие деятельность по предоставлению финансовых и/или сопроводительных услуг в Украине, и лица, которые в установленном Законом о финансовых услугах, специальными законами порядка предоставляют услуги по аутсорсингу поставщикам финансовых услуг (далее - другие лица, охваченные надзорной деятельностью).

5. Национальный банк осуществляет безвыездный надзор в соответствии с Законом о финансовых услугах и специальных законов с целью:

1) обеспечение финансовой устойчивости (обеспечение выполнения обязательств) отдельного поставщика финансовых услуг и стабильности финансовой системы Украины в целом;

2) защиты прав и законных интересов клиентов поставщиков финансовых и сопроводительных услуг (кроме потребителей финансовых услуг);

3) обеспечение прозрачности и открытости функционирования рынка финансовых услуг;

4) обеспечение функционирования надлежащей конкурентной среды на рынке финансовых услуг и повышение доверия к нему.

6. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора руководствуется принципами, определенными в части третьей статьи 21 Закона о финансовых услугах.

7. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора имеет право применять профессиональное суждение, которое формируется с учетом принципов, определенных в части пятой статьи 21 Закона о финансовых услугах.

8. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора:

1) оценивает сделки, операции, обстоятельства, управленческие решения, события с точки зрения их экономического, правового и фактического содержания, определения соответствия требованиям нормативно-правовых актов Национального банка, регулирующих вопросы авторизации поставщиков финансовых и сопроводительных услуг и условия осуществления ими деятельности;

2) учитывает обстоятельства и условия конкретной ситуации на основании комплексного и всестороннего анализа информации и документов (их копий):

поданных в Национальный банк в рамках установленной настоящим Положением процедуры взаимодействия и обмена информацией;

структурными подразделениями Национального банка в процессе осуществления деятельности в пределах их компетенции от государственных органов и других лиц или имеющихся у Национального банка, включая информацию, используемую при осуществлении безвыездного надзора, полученную при взаимодействии между подразделениями Национального банка в процессе осуществления Национальным банком надзора за другими поставщиками финансовых или сопроводительных услуг;

полученных от третьих лиц, включая обращения физических/юридических лиц (включая информацию, полученную путем заполнения лицом формы, установленной Национальным банком и размещенной на странице официального интернет-представительства Национального банка).

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

II. Осуществление безвыездного надзора

9. Национальный банк осуществляет безвыездный надзор путем:

1) оценка и контроль:

уровня, характера и особенностей рисков деятельности поставщика финансовых услуг, включая риски, на которые он подвергается в результате участия в финансовой группе и которые он создает для финансовой стабильности;

отдельных видов деятельности (операций) поставщика финансовых услуг;

за соблюдением предоставителем финансовых услуг, предоставителем сопроводительных услуг, для которых установлены требования к структуре собственности, требований по прозрачности деятельности на рынке финансовых услуг, учитывая раскрытие структуры собственности и информации, которая раскрывается в соответствии с законодательством Украины;

финансового состояния поставщика финансовых услуг, небанковской финансовой группы, состояния соблюдения значений пруденциальных нормативов и других пруденциальных требований;

за соблюдением требований относительно деловой репутации владельцев существенного участия в финансовых учреждениях и руководителей поставщиков финансовых и сопроводительных услуг, а также других квалификационных требований, установленных нормативно-правовым актом Национального банка, регулирующего вопросы авторизации поставщиков финансовых услуг и условия осуществления ими деятельности, к руководителям и работникам поставщиков финансовых и сопроводительных услуг;

за соблюдением предоставителем финансовых, сопроводительных услуг правил и стандартов предоставления финансовых и/или сопроводительных услуг клиентам (кроме потребителей финансовых услуг) и/или поведения на рынке финансовых услуг, установленных законами Украины и/или нормативно-правовыми актами Национального банка;

за соблюдением предоставителем финансовых услуг, лицом, которое в установленном Законом о финансовых услугах, специальными законами порядка предоставляет услуги по аутсорсингу предоставителям финансовых услуг, требований законодательства по аутсорсингу;

за осуществлением объектом безвыездного надзора безлицензионной деятельности.

2) оценивание качества систем корпоративного управления, внутреннего контроля объекта безвыездного надзора (кроме поставщиков сопроводительных услуг, других лиц, охваченных надзорной деятельностью) с учетом характера его деятельности, пруденциальных требований и требований к рыночному поведению, установленных нормативно-правовыми актами Национального банка в пределах полномочий, определенных Законом о финансовых услугах, специальными законами;

3) проверки достоверности отчетности поставщика финансовых услуг, небанковской финансовой группы, подаваемой в Национальный банк в соответствии с требованиями законодательства Украины;

4) выявление фактов осуществления поставщиком финансовых услуг рисковой деятельности, которая угрожает интересам клиентов или кредиторов, признаки которой определены специальными законами и нормативно-правовым актом Национального банка о применении корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер влияния в сфере государственного регулирования деятельности на рынках небанковских финансовых услуг (далее - рисковая деятельность), и предотвращения осуществления такой деятельности;

5) контроля и обеспечения соблюдения объектом безвыездного надзора требований законодательства Украины, включая требования нормативно-правовых актов Национального банка, а также требований и/или ограничений относительно его деятельности, установленных Национальным банком;

6) контроля за соблюдением небанковскими финансовыми группами, преимущественная деятельность в которых осуществляется финансовым учреждениями, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк, требований, установленных Законом о финансовых услугах, специальными законами и нормативно-правовыми актами Национального банка;

7) рассмотрения информации, документов, полученных от физических, юридических лиц, их объединений, государственных органов относительно деятельности объектов безвыездного надзора (кроме тех, которые касаются нарушений законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг);

8) мониторинга реестров, информации, содержащейся в открытых источниках относительно объектов безвыездного надзора;

9) анализа информации, размещенной на вебсайтах, документов и информации, полученной Национальным банком, вебсайтов объектов надзора (при наличии);

10) мониторинга деятельности объектов безвыездного надзора на основании анализа отчетности, документов(их копий), операций, опросников, письменных объяснений, информации, полученной от объектов безвыездного надзора, подразделений Национального банка, включая анализ информации, используемой при осуществлении безвыездного надзора, полученной в процессе осуществления Национальным банком надзора за другими поставщиками финансовых или сопроводительных услуг, государственных органов, а также другой информации и документов, полученных Национальным банком при выполнении им своих функций, включая информацию/документы из официальных источников.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

10. Национальный банк в процессе безвыездного надзора осуществляет:

1) мониторинг деятельности объектов безвыездного надзора по направлениям, определенным в пункте 9 раздела II настоящего Положения;

2) контроль за соблюдением поставщиками финансовых услуг авторизационных требований, условий осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;

3) оценивание рисков, которые присущи деятельности поставщиков финансовых услуг, с учетом принципа соразмерности и с применением риск-ориентированного подхода;

4) оценивание деятельности поставщиков финансовых услуг с применением риск-ориентированного подхода и принципа соразмерности (пропорциональности) с учетом особенностей вида деятельности по предоставлению финансовых услуг, характера и объемов предоставляемых услуг, общественной важности/значимости поставщиков финансовых услуг, осуществляющих такую деятельность, и рисков, присущих такой деятельности;

5) определение периодичности проведения плановых инспекционных проверок с учетом критериев, установленных нормативно-правовыми актами Национального банка;

6) формирование предложений для подготовки плана инспекционных проверок с учетом определенной периодичности проведения инспекционных проверок и на основании риск-ориентированного подхода;

7) выявление потенциальных рисков, которые могут привести к нарушению предоставителем финансовых услуг требований законодательства Украины, включая пруденциальные требования, и количественных индикаторов для применения мер раннего вмешательства;

8) выявление признаков, которые свидетельствуют или могут свидетельствовать об ухудшении финансового состояния поставщиков финансовых услуг, небанковских финансовых групп;

9) выявление признаков осуществления поставщиками финансовых услуг рисковой деятельности, наличие которых является основанием для заключения Национального банка об осуществлении рисковой деятельности;

10) направление объектам безвыездного надзора письменного требования по предоставлению информации и копий документов, а также письменных объяснений по вопросам их деятельности;

11) контроль за:

своевременным представлением в Национальный банк объектами безвыездного надзора документов (их копий) и информации, их достоверностью;

выполнением объектом безвыездного надзора предоставленных рекомендаций, включая предоставленные в рамках применения корректирующих мер;

выполнением страховщиком, кредитным союзом примененных мер раннего вмешательства, других мер по результатам надзора;

выполнением объектом безвыездного надзора (кроме иностранных участников рынка финансовых услуг, осуществляющих деятельность по предоставлению финансовых и/или сопроводительных услуг в Украине, лиц, которые в установленном Законом о финансовых услугах, специальными законами порядка предоставляют услуги по аутсорсингу поставщикам финансовых услуг) примененных мер воздействия;

12) углубленный анализ объекта безвыездного надзора по выявлению наличия/отсутствия признаков осуществления безлицензионной деятельности.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

11. Национальный банк по результатам осуществления безвыездного надзора:

1) в случае обнаружения:

признаков, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния поставщика финансовых услуг, - письменно предупреждает поставщика финансовых услуг о таких признаках для принятия им мер по улучшению своего финансового состояния;

оснований для применения корректирующих мер, определенных в частях второй, третьей статьи 48 Закона о финансовых услугах, части первой статьи 119 Закона о страховании или части первой статьи 46 Закона о кредитных союзах, - с целью инициирования применения корректирующей меры составляет докладную записку, форма которой определяется распорядительным актом Национального банка по вопросам оформления организационно-распорядительных документов Национального банка;

количественных индикаторов, определенных в части первой статьи 120 Закона о страховании, части первой статьи 47 Закона о кредитных союзах, - с целью инициирования применения мер раннего вмешательства составляет документ, в котором фиксируются указанные количественные индикаторы, форма которого определяется распорядительным актом Национального банка;

нарушений требований Закона о финансовых услугах, специальных законов, других законов Украины, нормативно-правовых актов, требований, решений, распоряжений Национального банка, а также требований и/или ограничений относительно деятельности объекта надзора, установленных Национальным банком, - с целью инициирования применения мер воздействия составляет документ, в котором фиксируются указанные нарушения, форма которого определяется распорядительным актом Национального банка;

признаков осуществления поставщиком финансовых услуг рисковой деятельности - составляет документ, форма которого определяется распорядительным актом Национального банка, в котором указывается о наличии таких признаков и предоставляется их описание;

признаков осуществления объектом безвыездного надзора безлицензионной деятельности-составляет справку по результатам углубленного анализа (далее - справка);

2) инициирует:

проведение внеплановой инспекционной проверки объектов безвыездного надзора в случае наличия оснований, определенных законодательством Украины;

применение корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер воздействия в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка по вопросам применения корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер влияния в сфере государственного регулирования деятельности на рынках небанковских финансовых услуг;

применение к должностным лицам поставщика финансовых, сопроводительных услуг, физических лиц-предпринимателей, предоставляющих финансовые, сопроводительные услуги, других лиц административных взысканий;

принятие решения в соответствии с пунктом 33 раздела IV настоящего положения в случае выявления факта осуществления объектом безвыездного надзора безлицензионной деятельности.

3) осуществляет контроль за выполнением решений Национального банка о применении корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер воздействия, административных взысканий, других мер по результатам надзора.

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

III. Взаимодействие и обмен информацией с объектами безвыездного надзора

12. Национальный банк в пределах полномочий, определенных в части первой статьи 57 Закона Украины "О Национальном банке Украины", части четвертой статьи 17, части девятой статьи 23, части двенадцатой статьи 26, части второй статьи 46 Закона о финансовых услугах, части третьей статьи 114 Закона о страховании, части четвертой статьи 43 Закона о кредитных союзах, направляет объекту безвыездного надзора письменное требование:

1) в форме электронного документа/электронной копии бумажного документа, подписанного/заверенной квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) уполномоченного должностного лица Национального банка, - на электронный адрес объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы;

2) в бумажной форме, подписанной личной подписью уполномоченного должностного лица Национального банка/в форме бумажной копии электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины (если у Национального банка нет сведений об электронном адресе), - на почтовый адрес объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы.

13. В письменном требовании указываются:

1) основания, обусловившие необходимость ее направления;

2) перечень информации/документов и/или их копий, которые нужно предоставить Национальному банку, и/или вопросы, на которые Национальный банк требует предоставить объяснения;

2-1) информация о проведении углубленного анализа объекта безвыездного надзора (в случае проведения);

3) срок предоставления объектом безвыездного надзора ответа на такое требование.

Национальный банк в случае проведения углубленного анализа направляет объекту безвыездного надзора вместе с письменным требованием протокол о проведении углубленного анализа (далее - протокол).

(В пункт 13 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)
(см. предыдущую редакцию)

14. Национальный банк имеет право указать в письменном требовании описание фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении объектом безвыездного надзора законов Украины и нормативно-правовых актов в сфере небанковских финансовых услуг, и требовать предоставления объяснений.

15. Национальный банк устанавливает срок предоставления объектом безвыездного надзора ответа на письменное требование с учетом характера проблем, обстоятельств и условий конкретной ситуации, объема запрашиваемой информации, документов или их копий, но не менее двух рабочих дней со дня ее направления.

Объект безвыездного надзора имеет право подать обоснованное ходатайство о продлении установленного в требовании срока предоставления документов, касающихся физических и юридических лиц, зарегистрированным местонахождением которых является территория другого государства.

16. Объекты безвыездного надзора обязаны в установленные Национальным банком сроки предоставлять в Национальный банк в случаях, порядке, форме и формате, определенных настоящим Положением, полную и достоверную информацию/объяснения/документы и/или их копии надлежащего качества (размером шрифта, позволяющего прочитать все указанные в них сведения).

17. Объект безвыездного надзора обязан отправлять информацию/объяснения/документы и/или их копии в Национальный банк:

1) средствами системы электронной почты Национального банка (при условии подключения к системе электронной почты Национального банка) или на официальный электронный почтовый ящик Национального банка nbu@bank.gov.ua в форме электронного документа, подписанного КЭП руководителя объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы;

2) если это прямо указано в письменном требовании - на почтовый адрес Национального банка заказным письмом с описью вложения.

18. Письменное требование Национального банка, направленное объекту безвыездного надзора, считается надлежащим образом отправленным:

1) в форме электронного документа - при условии получения на электронную почту/официальный электронный почтовый ящик Национального банка nbu@bank.gov.ua подтверждение доставки этого письменного требования на электронный адрес объекта безвыездного надзора для осуществления официальной коммуникации с Национальным банком;

2) в бумажной форме/в форме бумажной копии электронного документа - при условии ее отправки заказным письмом на почтовый адрес местонахождения объекта безвыездного надзора, если Национальный банк не получил подтверждения о доставке письменного требования в форме электронного документа;

3) путем обнародования на странице официального интернет-представительства Национального банка с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом, если Национальный банк не получил подтверждения о доставке письменного требования в бумажной форме/в форме бумажной копии электронного документа.

19. Объект безвыездного надзора предоставляет Национальному банку по его письменному требованию информацию/объяснения/документы и/или их копии одним из следующих способов:

1) в электронной форме с наложением КЭП через вебпортал Национального банка https://portal.bank.gov.ua;

2) в электронной форме с наложением КЭП электронным сообщением на официальный электронный почтовый ящик Национального банка nbu@bank.gov.ua;

3) в бумажной форме с одновременным обязательным представлением электронных копий этих документов без наложения КЭП на цифровых носителях информации (USB-флешнакопителях).

Копии документов создаются путем сканирования с бумажных носителей документов с учетом следующих требований:

документ сканируется в файл формата pdf;

отсканированная копия каждого отдельного документа хранится как отдельный файл;

файл должен иметь краткое название латинскими буквами, отображающее содержание и реквизиты документа;

документы, содержащие более одной страницы, сканируются в один файл;

разрешение сканирования должно быть не ниже 300 dpi.

Технические требования по формированию файлов, наложению КЭП, загрузке файлов через вебпортал Национального банка размещаются на вебпортале Национального банка.

20. Копии документов, представляемых объектом безвыездного надзора в Национальный банк в бумажной форме, должны быть надлежащего качества, заверенные личной подписью руководителя/уполномоченного лица объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы с указанием наименования его/ее должности, собственного имени и фамилии, даты заверения и проставлением надписи "Согласно оригиналу". Надписи об удостоверении копий скрепляются печатью объекта безвыездного надзора.

Страницы (листы) копии документа, который передается объектом безвыездного надзора в Национальный банк в бумажной форме и состоит из двух и более страниц (листов), должны быть пронумерованы, прошиты и на обратной стороне последнего листа такой копии на отдельном небольшом листе, который наклеивается на месте скрепления нитей, отмечается надпись: "Пронумеровано и прошито ... арк." (указывается количество листов цифрами и словами) и проставляется отметка об удостоверении копии документа в порядке, определенном в абзаце первом пункта 20 раздела III настоящего Положения.

На лицевой стороне в верхнем правом углу первого листа копии документа проставляется отметка "Копия".

21. Письменные объяснения, которые подаются объектом безвыездного надзора в Национальный банк в бумажной форме, подписываются руководителем объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы с указанием его/ее должности, собственного имени и фамилии, а также даты подписания объяснения.

22. Документы, составленные на иностранном языке/копии, изготовленные из указанных документов, для представления в Национальный банк должны быть переведены на украинский язык (верность перевода, подлинность подписи переводчика удостоверяется нотариально). Украинский язык украинский язык не требует перевода документов/копий, изготовленных из документов, составленных на иностранном и украинском языках одновременно.

23. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора за небанковской финансовой группой направляет письменное требование в форме, определенной в пункте 12 раздела III настоящего Положения, ответственному лицу небанковской финансовой группы. Письменное требование направляется такому лицу с соблюдением требований пункта 12 раздела III настоящего Положения.

Ответственное лицо небанковской финансовой группы обеспечивает предоставление Национальному банку информации/объяснений/документов и/или их копий в соответствии с пунктами 16, 17, 19-22 раздела III настоящего Положения.

24. Национальный банк с целью обсуждения вопросов, возникающих в рамках осуществления безвыездного надзора, имеет право инициировать проведение рабочих встреч с руководителем, представителем объекта безвыездного надзора, другими лицами, охваченными надзорной деятельностью, путем направления им соответствующего приглашения.

Приглашенное лицо имеет право участвовать в рабочей встрече лично/вместе с уполномоченным представителем/переводчиком или дистанционно с помощью средств аудио-, видеосвязи. Конкретный способ участия приглашенного лица, а также вопросы/основания, которые являются предметом проведения рабочей встречи, место, время и способ ее проведения указываются Национальным банком в соответствующем приглашении.

Приглашение направляется не позднее чем за семь календарных дней до даты проведения рабочей встречи на электронный адрес или в бумажной форме на почтовый адрес объекта безвыездного надзора.

Национальный банк при необходимости неотложного обсуждения вопросов, возникающих в рамках осуществления безвыездного надзора, имеет право пригласить лиц, указанных в абзаце первом пункта 24 раздела III настоящего Положения, в более сжатый срок, с обоснованием такой потребности в соответствующем приглашении.

Национальный банк имеет право осуществлять аудио-и видеозапись рабочей встречи в соответствии с законодательством Украины.

25. Объект безвыездного надзора/ответственное лицо небанковской финансовой группы имеет право в течение срока предоставления ответа, определенного в письменном требовании, предоставить Национальному банку в порядке, определенном в подпунктах 1, 2 пункта 19 раздела III настоящего Положения, возражения/объяснения относительно совершенных нарушений, описание фактов о совершении которых указано в письменном требовании, и/или информацию относительно самостоятельного устранения нарушения и причин, способствовавших его совершению, документы/копии документов, подтверждающих самостоятельное устранение нарушения, а также информацию и подтверждающие документы о принятых мерах для предупреждения/недопущения совершения выявленных нарушений.

26. Национальный банк рассматривает и учитывает объяснения/возражения, предоставленные объектом безвыездного надзора/ответственным лицом небанковской финансовой группы, их должностными лицами с соблюдением требований настоящего Положения, при принятии решения о применении/неприменении корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер воздействия к объекту безвыездного надзора (если законодательством Украины предусмотрено применение к такому объекту/ответственному лицу небанковской финансовой группы таких мер) с учетом требований, нормативно-правовым актом Национального банка о применении корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер влияния в сфере государственного регулирования деятельности на рынках небанковских финансовых услуг.

IV. Порядок организации и проведения углубленного анализа

27. Структурное подразделение по надзору за результатами проведения предварительного анализа информации и в случае ее обоснованности (при наличии оснований считать, что объект надзора потенциально осуществляет безлицензионную деятельность) имеет право инициировать проведение углубленного анализа относительно объекта безвыездного надзора путем направления на согласование уполномоченному должностному лицу Национального банка докладной записки, в которой изложено обоснование необходимости проведения углубленного анализа, подписанной руководителем структурного подразделения по надзору.

28. Углубленный анализ проводится на основании распорядительного акта, в который могут вноситься изменения (при необходимости).

Распорядительный акт должен содержать:

1) наименование объекта надзора;

2) код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее - ЕГРПОУ) объекта надзора;

3) вопросы, подлежащие углубленному анализу;

4) сроки проведения углубленного анализа;

5) перечень уполномоченных работников Национального банка с указанием их фамилии, собственного имени, отчества (при наличии), должности;

6) фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), должность куратора углубленного анализа;

7) способ технической фиксации проведения углубленного анализа (при необходимости);

8) информацию о привлечении третьих лиц для осуществления углубленного анализа (в случае привлечения);

9) сумму средств, выдаваемую уполномоченному работнику Национального банка или третьему лицу, которое/которое привлечено/привлечено для осуществления углубленного анализа (при необходимости);

10) другую информацию по углубленному анализу (при необходимости).

Распорядительный акт (изменения в него) подписывает уполномоченное должностное лицо Национального банка.

29. Национальный банк имеет право:

1) при осуществлении безвыездного надзора проводить углубленный анализ без предварительного уведомления объекта безвыездного надзора о его проведении с целью проверки соблюдения объектом безвыездного надзора требований Закона о финансовых услугах, Закона о страховании и Закона о кредитных союзах и/или выявления/подтверждения осуществления объектом безвыездного надзора безлицензионной деятельности;

2) во время проведения углубленного анализа получать отдельные услуги/проводить операции с объектом безвыездного надзора с соответствующей фиксацией этого процесса техническими средствами (фото - и/или видеофиксация);

3) пользоваться при проведении углубленного анализа услугами физических и/или юридических лиц на основании договора.

Углубленный анализ не является инспекционной проверкой в удаленном формате.

30. Уполномоченный работник Национального банка составляет протокол по форме, установленной Национальным банком, после завершения углубленного анализа. Протокол должен содержать:

1) дата и время складывания;

2) реквизиты распорядительного акта;

3) описание процесса проведения углубленного анализа, включая информацию об объекте безвыездного надзора( наименование и код по ЕГРПОУ), месте, дате, времени проведения и виде услуги/операции, которая предоставлялась/проводилась (при необходимости);

4) выявленный факт безлицензионной деятельности или факт ее отсутствия;

5) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), должности работников Национального банка и других физических и/или юридических лиц, привлеченных к проведению углубленного анализа (в случае привлечения);

6) приложения (материалы по фото -/видеофиксации) (при наличии);

7) подпись уполномоченных работников Национального банка, работников структурных подразделений Национального банка, которые привлекались к проведению углубленного анализа.

31. Протокол составляется в бумажной форме/в форме электронного документа.

Протокол соглашается с куратором углубленного анализа и подписывается уполномоченными работниками Национального банка, работниками структурных подразделений Национального банка, которые проводили углубленный анализ (в случае привлечения) (для электронной формы - КЭП указанных лиц).

32. Уполномоченный работник Национального банка составляет справку по результатам углубленного анализа(далее - справка).

Справка составляется по форме, установленной Национальным банком, и подписывается руководителем структурного подразделения по надзору.

Справка должна содержать:

1) дату и номер;

2) реквизиты распорядительного акта;

3) наименование и код по ЕГРПОУ объекта безвыездного надзора;

4) информацию, на основании которой структурным подразделением по надзору был проведен углубленный анализ, включая источники информации;

5) результаты проведения углубленного анализа;

6) перечень приложений (при наличии).

Протокол и другие приложения (при наличии) должны быть добавлены в справку;

7) подпись руководителя структурного подразделения по надзору.

33. Национальный банк имеет право в случае выявления факта осуществления объектом безвыездного надзора безлицензионной деятельности принять решение о:

1) принадлежность или непринадлежность определенных услуг или операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовых услугах и/или специальными законами, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона о финансовых услугах;

2) запрет объекту надзора предоставлять услугу, в отношении которой принято решение о ее принадлежности к определенному виду финансовых услуг.

(Раздел IV введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2024 г. №99)