Дата обновления БД:
10.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
49 / 164
Всего документов в БД:
133474
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ УКРАИНЫ
от 23 мая 1995 года №176/95-ВР
(В редакции Законов Украины от 21.10.1997 г. №590/97-ВР, 15.05.2003 г. №762-IV, 03.04.2003 г. №662-IV, 23.06.2005 г. №2705-IV, 19.01.2006 г. №3370-IV, 27.04.2007 г. №997-V, 15.01.2009 г. №885-VI, 16.04.2009 г. №1276-VI, 13.05.2010 г. №2189-VI, 06.07.2010 г. №2435-VI, 02.12.2010 г. №2753-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI, 17.05.2012 г. №4709-VI (вступил в силу 13.06.2013 г.), 16.10.2012 г. №5460-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 20.11.2012 г. №5502-VI, 04.07.2013 г. №406-VII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в силу 16.10.2020 г.), 14.01.2020 г. №440-IX, 03.12.2020 г. №1054-IX (вступил в силу 01.01.2022 г.), 16.12.2020 г. №1089-IX (вступил в силу 01.01.2022 г.), 29.06.2021 г. №1578-IX, 17.11.2021 г. №1887-IX)
(По всему тексту Кодекса слова "государственный морской лоцман" во всех падежах и числах заменены словами "морской лоцман" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(Относительно замены слов "центральный орган исполнительной власти в отрасли транспорта" во всех падежах словами "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта" в соответствующем падеже см. Закон Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(По всему тексту Кодекса слова "центральный орган исполнительной власти в области транспорта", "центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики", "центральный орган исполнительной власти в области рыбного хозяйства" во всех падежах заменены соответственно словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта", "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики экономического развития", "центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(Относительно замены в частях первой и второй статьи 3, частях первой и второй статьи 12, части второй статьи 28, частях второй и третьей статьи 35, частях второй и пятой статьи 38, статье 50, части второй статьи 54, абзаце первом части первой статьи 57, части четвертой статьи 90, статье 93, части первой статьи 94, части первой статьи 101, частях первой и второй статьи 110, частях первой и второй статьи 111, статье 112, части четвертой статьи 167, статье 175, части второй статьи 188, части пятой статьи 190, статьях 290, 310 и 322 слов "центральный орган исполнительной власти в области транспорта" словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта" в соответствующем падеже см. в Законе Украины от 20.11.2012 г. №5502-VI)
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Общие правила
Статья 1. Задачи Кодекса торгового мореплавания Украины
Кодекс торгового мореплавания Украины регулирует отношения, которые возникают в торговом мореходстве.
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, рыбохозяйственной деятельности, разведки и добычи полезных ископаемых, поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море, выполнения буксирных, ледокольных и аварийно-спасательных операций, навигационно-гидрографических работ, прокладка кабеля, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Право на торговое мореплавание
Деятельность, которая входит в понятие "торговое мореплавание", в соответствии со статьей 1 этого Кодекса могут осуществлять субъекты ведения хозяйства при наличии у них соответствующей лицензии, если ее получение предусмотрено законом.
Статья 3. Государственное регулирование торгового мореплавания
Государство осуществляет регулирование торгового мореходства через центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере морского и внутреннего водного транспорта, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта, другие центральные органы исполнительной власти и национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере транспорта.
Согласно этому Кодексу, другим актам законодательства и международным договорам Украины центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта в пределах своих полномочий при участии заинтересованных центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты по вопросам торгового мореплавания, инструкции, правила перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, правила перевозок в прямом смешанном и прямом водном сообщении, технические требования к морским судам, порядок осуществления технического надзора за судами, правила контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания, положения о классификации, порядке расследования и учета аварийных морских происшествий с судами, порядок регистрации судов в Государственном судовом реестре Украины и порядок регистрации судов в Судовой книге Украины, другие акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Часть третья исключен в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Применение общих принципов законодательства Украины
К гражданским, административным, хозяйственным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного, хозяйственного и иного законодательства Украины.
Статья 5. Применение права в связи с причинением судном ущерба
В случае причинения судном ущерба, не предусмотренного статьями 296 и 314 настоящего Кодекса, возмещение причиненных убытков регулируется законодательством государства,где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении ущерба, а если ущерб причинен в открытом море,законодательством государства, под знаменем которого плавает судно.
Статья 6. Применение иностранного законодательства
Включение в договоры, предусмотренные этим Кодексом, условий о применении иностранного законодательства и обычаев торгового мореплавания разрешается в случае, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от его правил.
Статья 7. Международные договоры Украины по вопросам торгового мореплавания
Международные договоры Украины по вопросам торгового мореплавания применяются в Украине в порядке, предусмотренном Законом Украины "О международных договорах Украины".
Статья 8. Выбор суда или арбитража
Имущественные споры, возникающие в связи с договором или иными гражданско-правовыми отношениями, связанными с торговым мореплаванием и отнесенными к компетенции Морской арбитражной комиссии при Торгово-промысловой палате Украины (Морская арбитражная комиссия), рассматриваются этой комиссией при наличии согласия сторон.
Имущественный спор, связанный с торговым мореплаванием, в котором участвует иностранное юридическое или физическое лицо, может быть по согласию сторон передано на рассмотрение иностранного суда или арбитража.
Статья 9. Расчетная единица
Расчетной единицей, указанной в статьях 181, 194, 309, 318, 352 настоящего Кодекса, есть единица "специального права заимствования", определенная Международным валютным фондом. Суммы, указанные в статьях 181, 194, 309, 318, 352 настоящего Кодекса, переводятся в национальную валюту Украины по официальному курсу этой валюты к единице "специального права заимствования", который публикуется Национальным банком Украины на день создания ограничительного фонда, а если ограничительный фонд не создается - на день осуществления платежа.
Статья 10. Государственный надзор и обеспечение реализации государственной политики в сфере торгового мореплавания
Государственный надзор и обеспечение реализации государственной политики в сфере торгового мореплавания возлагается на центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта, который осуществляет:
обеспечение соблюдения и выполнения обязательств, взятых по международным договорам Украины в сфере морского транспорта, торгового мореплавания, навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания;
государственный надзор за выполнением требований международных договоров Украины и иных актов законодательства в сфере торгового мореплавания на украинских (контроль государством флага) и иностранных (контроль государством порта) торговых судах, за обеспечением безопасности мореплавания на морских путях, в акваториях морских портов и на объектах портовой инфраструктуры, регулированием движения и лоцманским проведением судов;
организацию и контроль осуществления навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, поиска и спасения людей, которые потерпели бедствие на море, дипломирования моряков, а также контроль за осуществлением охраны судов и портовых средств;
контроль за деятельностью признанных организаций, которым в соответствии с международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания и Кодексом предоставляются полномочия на осуществление технического надзора за украинскими торговыми судами;
регистрацию морских судов и судов внутреннего плавания, выдачу в установленном порядке судовых документов, удостоверений личности и квалификационных документов моряков;
другие функции, возложенные на него в соответствии с законом.
Часть вторая исключена в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Тарифы
Тарифы на морскую перевозку пассажиров и багажа в прибрежном плавании, а также правила применения этих тарифов утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
Статья 12. Отвод земли и водного пространства для торгового мореплавания
Отведение земли и акватории для торговой мореходности, а также для реализации проектов осуществления строительства или проведения любых работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей осуществляется в порядке, установленном Земельным и Водным кодексами Украины.
(Часть первая статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта, в пределах полномочий, определенных законом, согласовывает отвод земли и водного пространства для торгового мореходства, а также проектов строительства или выполнения других работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей. Порядок согласования отвода земли и водного пространства для торгового мореходства, а также проектов строительства или выполнения других работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
Часть третья исключен в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX
Юридические и физические лица, нарушившие правила настоящей статьи, обязаны по требованию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере морского транспорта" осуществить в указанный им срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи судоходству или действию средств навигационного оборудования.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Сфера действия кодекса торгового мореплавания Украины
Статья 13. Применение норм Кодекса торгового мореплавания Украины
Правила этого Кодекса распространяются:
на морские суда - во время их следования морскими водными путями и внутренними водными путями, если Законом Украины "О внутреннем водном транспорте" или международными договорами Украины не установлено иное;
на суда внутреннего плавания - во время их следования морскими путями и в случаях, предусмотренных статьями 15, 22, 24, 26 - 31, 297 и 327 настоящего Кодекса.
Правила настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных в нем случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом Украины.
К морским военным перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
К мультимодальным перевозкам и перевозкам в и прямом водном сообщении, осуществляемым с участием морских судов, правила настоящего Кодекса применяются в указанных в нем случаях, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим такие перевозки.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Коллизионные нормы
Правила настоящего Кодекса, содержащиеся в указанных ниже разделах и главах, применяются:
1) в разделе II "Судно" (за исключением статьи 40 этого Кодекса) и в разделе III "Экипаж судна" - к судам, которые зарегистрированы в Украине;
2) в разделе IV "Мореходность в территориальном море, внутренних водах, акваториях морских портов" - в морские невоенные порты Украины;
3) в главе 3 "Морские лоцманы" раздела IV - к отношениям, которые возникают в связи с проведением судов морскими лоцманами Украины на подходах в порты Украины, в пределах акваторий этих портов, а также между этими портами;
4) в главе 6 "Имущество, которое затонуло в море" раздела IV - к отношениям, которые возникают в связи с затонувшим имуществом в границах территориального моря и внутренних морских вод Украины;
5) в главе 7 "Морские протесты" раздела IX - в случае, когда морской протест заявляется нотариусу или другому должностному лицу;
6) в главе 1 "Пределы ответственности судовладельца" раздела Х судовладельцев, суда которых плавают под Государственным знаменем Украины.
Пределы ответственности судовладельца и оператора ядерного судна, плавающего под флагом иностранного государства,регулируются законом государства, под флагом которого плавает судно. Если эти пределы ниже установленных настоящим Кодексом, то при рассмотрении спора об ответственности в суде или хозяйственном суде Украины применяются положения настоящего Кодекса;
7) в главе 2 "Привилегированные требования" раздела Х - в случае, когда спор рассматривается в Украине;
8) в разделе XI "Претензии и иски" - в томе случае, когда соответствующие отношения регулируются правилами этого Кодекса.
Отношения по договорам морской перевозки грузов, фрахтования судна на срок, фрахтования судна без экипажа, лизинга, буксировки, морского страхования регулируются законодательством государства по согласию сторон, а по договору морской перевозки пассажира и морского круиза - также указанным в пассажирском билете.
При отсутствии согласия сторон о применении права отношения сторон регулируются законодательством того государства, где учреждена, имеет основное место деятельности или постоянного пребывания сторона, являющаяся:
а) перевозчиком - в договоре морской перевозки и морского круиза;
б) судовладельцем - в договорах фрахтования судна на срок и фрахтование судна без экипажа;
в) лизингодателем - в договоре лизинга;
г) владельцем судна, который осуществляет буксировку, - в договоре буксировки;
д) страховщиком - в договоре морского страхования.
Стороны вправе отойти в договоре от правил настоящего Кодекса, касающихся соответствующего договора, если этими правилами не установлено иное.
(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел II. Судно
Глава 1. Общие правила
Статья 15. Понятие судна
Торговое судно в настоящем Кодексе означает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, осуществления рыбохозяйственной деятельности (в том числе рыболовные суда), разведки и добычи полезных ископаемых, поиска и спасения людей, которые потерпели бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществления аварийно-спасательных, навигационно-гидрографических, гидротехнических работ, обслуживания судов и пассажиров в морском порту (морском терминале), поднятия имущества, которое затонуло в море;
2) для осуществления государственного надзора за безопасностью мореплавания (судоходства), охраной морской природной среды и водных биоресурсов;
3) для научных, учебных и культурных целей;
4) для спорта;
5) для иных целей.
Рыболовное судно в настоящем Кодексе - это любое торговое судно, которое используется для рыбного или иного морского промысла.
Орудия промысла являются неотъемлемой частью рыболовного судна, в связи с чем морские происшествия,связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновение судов в море.
Ядерное судно в настоящем Кодексе - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой.
Пассажирское судно для целей настоящего Кодекса - это любое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
Термины "малое судно", "прогулочное судно", "спортивное судно", "судно внутреннего плавания" употребляются в настоящем Кодексе в значениях, приведенных в Законе Украины "О внутреннем водном транспорте".
(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16. Формы собственности на судно
Суда Украины могут находиться во всех формах собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Ядерное судно должно находиться только в государственной собственности.
Статья 17. Отчуждение государственных судов
Отчуждение иностранному государству,иностранному юридическому или физическому лицу судна, находящегося в государственной собственности, осуществляется согласно действующему законодательству Украины.
Статья 18. Судовой иммунитет государственных судов
На суда, находящиеся в государственной собственности, не может быть наложен арест либо взыскание без согласия органа, который осуществляет управление имуществом, находящимся в государственной собственности, если эти суда используются исключительно для несения государственной службы.
Статья 19. Имущественные права на строящиеся суда и суда, находящиеся за пределами Украины
Право собственности на строящееся судно регулируется законодательством государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное.
Право собственности и иные имущественные права на суда, находящиеся за пределами Украины, а также возникновение, изменение и прекращение этих прав регулируются законодательством государства, под флагом которой плавает судно.
Статья 20. Понятие судовладельца и собственника судна
Судовладельцем в настоящем Кодексе признается юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна либо использует на других законных основаниях.
Собственником судна является физическое или юридическое лицо, осуществляющее относительно закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности.
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Идентификация судна
Судно должно иметь свое название. Название судну присваивает собственник. Любому судну, имеющему оборудование связи, присваивается позывной сигнал, а также, в зависимости от его технической оснащенности, - идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой радиостанции.
Порядок присвоения судну названия, идентификационного номера судовой станции спутниковой связи, позывного сигнала и номера избирательного вызова судовой станции, определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта, и национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации.
(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 22. Классификация морских судов. Надзор за судами. Признанные организации
Классификация украинских судов осуществляется классификационным обществом (признанной организацией), выбранным судовладельцем.
Надзор за выполнением на украинских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, выдача соответствующих судовых документов осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере морского транспорта, или классификационным обществом (признанной организацией), уполномоченным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
Полномочия классификационного общества (признанной организации) на осуществление надзора за выполнением на морских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, осуществляются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта, на основании соглашения о полномочии по оказанию услуг по надзору за исполнением на украинских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания. Указанные соглашения заключает с классификационным обществом (признанной организацией) центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта.
Порядок осуществления надзора за выполнением на украинских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, разрабатывается с учетом международных договоров Украины и требований Европейского Союза и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта.
Порядком полномочия классификационного общества (признанной организации) на осуществление надзора за выполнением на украинских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, определяются, в частности, требования (критерии), которым должны отвечать классификационные общества (признанные организации), порядок заключения соглашения о полномочии по оказанию услуг по надзору за выполнением на морских судах под флагом Украины требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, и типовая форма такого соглашения, порядок контроля (мониторинга) осуществления классификационными обществами (признанными организациями) надзора за выполнением на морских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, а также за соответствием классификационных обществ (признанных организаций) требованиям, установленным законодательством.
Контроль (мониторинг) за осуществлением уполномоченными классификационными обществами (признанными организациями) надзора за выполнением на украинских судах требований, установленных законодательством Украины и международными договорами Украины в сфере торгового мореплавания, осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта.
Технический надзор за выполнением судами внутреннего плавания, малыми судами и водными мотоциклами требований национального законодательства и международных договоров Украины, их классификация осуществляются в соответствии с Законом Украины "О внутреннем водном транспорте".
(Статья 22 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Допуск судна к плаванию
Судно может быть допущенное к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требования безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей природной среды.
Технические требования к морским судам разрабатываются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и внутреннего водного транспорта, и включают основные требования к конструкции, комплектации и эксплуатации судна, не установленные международными договорами Украины и техническим регламентом морского оборудования судов, с учетом районов и условий плавания судна, а также международных договоров Украины, требований законодательства Европейского Союза.
Техническими требованиями к морским судам устанавливается также перечень обязательного радиооборудования судов, не совершающих международных рейсов.
Пассажирские суда должны быть пригодными для их использования лицами с маломобильных групп населения.
Технические требования к судам внутреннего плавания устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О внутреннем водном транспорте".
(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 24. Допуск судов внутреннего плавания к выходу в море
Требования, которым должны отвечать суда внутреннего плавания Украины, выходящие в море, а также границы районов морского плавания этих судов устанавливает классификационное общество.
Статья 25. Заход ядерного судна в воды Украины
Ядерное судно имеет право зайти в территориальное море Украины при всех следующих условиях:
а) если порт объявлен открытым для захода ядерных судов;
б) если информация о безопасности этого судна предварительно подана центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере морского транспорта, и центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии;
в) если центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта, и центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, не запрещают этот заход.
(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 03.12.2020 №1054-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 января 2024 года