Недействующая редакция. Принята: 23.03.2022 / Вступила в силу: 24.03.2022

Недействующая редакция, не действует с 8 апреля 2022 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 23 марта 2022 года №60

Об особенностях исполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения

Согласно статьям 7, 15, 44, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статье 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", статье 11 Закона Украины "О валюте и валютных операциях", Закону Украины "О санкциях", Закону Украины от 24 февраля 2022 года №2102-IX "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине"", Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине", с целью определения особенностей выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Банки Украины не осуществляют меры по проверке источников происхождения средств, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Закон о ПОД/ФТ) и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, в случае проведения финансовых операций по внесению клиентами средств наличными с целью их зачисления на:

1) счета Вооруженных Сил Украины для оказания помощи Вооруженным Силам Украины и на специальный счет, открытый Национальным банком Украины для оказания помощи Вооруженным Силам Украины;

2) текущий счет Министерства социальной политики Украины, открытый в Национальном банке Украины для благотворительной помощи и обеспечения поддержки наиболее уязвимых категорий населения;

3) счета банков Украины для приобретения облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации".

2. Банки имеют право для открытия физическим лицам-резидентам Украины, которые постоянно проживают или временно находятся за пределами Украины, физическим лицам-нерезидентам (кроме резидентов Российской Федерации/Республики Беларусь) счетов исключительно с целью приобретения облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации":

1) осуществлять идентификацию и верификацию таких физических лиц на основании копий документов и сведений, указанных в пункте 1 части восьмой и в пункте 1 части девятой статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, полученных средствами:

дистанционных систем обслуживания;

электронной почты с применением квалифицированной электронной подписи (далее -КЭП)/усовершенствованной электронной подписи;

других дистанционных каналов связи в пределах технических возможностей банка.

Уполномоченный работник банка накладывает КЭП на полученные от клиента (представителя клиента) электронные копии документов;

2) не осуществлять видеоверификацию в порядке, предусмотренном приложением 3 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 19 мая 2020 года №65 (с изменениями) (далее - положение №65);

3) устанавливать принадлежность полученных копий документов от таких физических лиц путем проведения видеосвязи.

3. Видеосвязь, предусмотренная в подпункте 3 пункта 2 данного постановления, может быть осуществлена при условии, что банк:

1) осуществляет фотофиксацию лица:

верификация которого осуществляется;

с собственным идентификационным документом (страницы/стороны, содержащей фото владельца);

2) осуществляет фотофиксацию таким образом, чтобы фотоизображения позволяли однозначно распознать лицо и детали идентификационного документа (включая фото и идентификационные данные, содержащиеся на следующей странице/стороне идентификационного документа);

3) получил четкое и однозначное согласие лица на проведение видеосвязи перед началом такой процедуры (включая фотофиксацию лица и/или экрана с его изображением и соответствующих документов, предъявляемых им). Запись видеосвязи также должна содержать факт предоставления такого согласия;

4) проводит видеосвязь в режиме реального времени без прерывания. Видеосвязь должна быть проведена повторно в полном объеме в случае ее прерывания по каким-либо причинам.

4. Банки осуществляют все мероприятия, предусмотренные Законом о ПОД/ФТ и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, во время обслуживания клиента, но до проведения финансовой операции по возмещению номинальной стоимости облигаций внутреннего государственного займа "Военные облигации" с выплатой дохода в соответствии с условиями размещения облигаций.

5. Банки Украины могут использовать право, указанное в пункте 32 приложения 2 к положению №65, в случае одновременного соблюдения всех нижеуказанных условий:

1) риск деловых отношений с клиентом (финансовой операции без установления деловых отношений) является низким;

2) общий лимит на проведение расходных финансовых операций по всем счетам и электронным кошелькам, открытым клиенту в банке, не превышает 400 тысяч гривен в месяц (эквивалент) и 400 тысяч гривен в год (эквивалент);

3) общий остаток по всем счетам и электронным кошелькам, открытым клиенту в банке, не превышает 400 тысяч гривен (эквивалент).

6. Субъекты первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за которыми в сфере финансового мониторинга осуществляет Национальный банк Украины (далее - СПФМ), если нет:

1) возможности установить с клиентом контакт или в случае истечения срока (прекращения) действия, утраты действия или признания недействительными представленных документов, утраты силы/обмена идентификационного документа клиента (представителя клиента), могут не принимать мер по актуализации данных о клиентах, предусмотренных в пунктах 13 - 16 приложения 1 к Положению №65 и пунктах 13 - 16 приложения 1 к Положению об осуществлении учреждениями финансового мониторинга, утвержденному постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №107 (с изменениями) (далее - Положение №107);

2) препятствий для актуализации данных о клиентах, осуществляющих такую актуализацию с использованием дистанционных каналов связи в пределах технических возможностей, предусмотренных Положением №65 и Положением №107.

7. СПФМ во время предоставления банковских или других финансовых услуг/установления деловых отношений имеют право принять от физического лица идентификационный документ, срок действия которого истек или в который своевременно не вклеена фотография, и если у физического лица нет иного документа, удостоверяющего личность.

8. Национальный банк Украины останавливает на период действия военного положения, проведение выездных проверок (плановых и внеплановых), предусмотренных Положением о порядке организации и осуществления надзора в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июня 2020 года №90 (далее - Положение №90).

9. Национальный банк Украины на период действия военного положения осуществляет безвыездной надзор в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с Положением №90.

10. Встреча, указанная в абзаце третьем пункта 4 раздела I Положения №90, в случае установления по результатам безвыездного надзора нарушений требований законодательства Украины может не проводиться.

11. Субъекты, указанные в пункте 2 раздела I Положения №90 (далее - Субъекты), вправе обратиться к Национальному банку Украины с письменным обоснованным ходатайством о продлении сроков принятия ими мер, предусмотренных в абзаце втором пункта 35 раздела II и абзацах первом, седьмом, девятом пункта 45 раздела IV Положения №90.

Председатель Национального банка Украины или заместитель Председателя Национального банка Украины, или руководитель/заместитель руководителя структурного подразделения центрального аппарата Национального банка, который осуществляет надзор за соблюдением Субъектами требований законодательства Украины, или лицо, которое исполняет обязанности одного из указанных лиц, принимает решение о продлении/непродлении сроков принятия мер, указанных в ходатайстве Субъекта, информация о котором направляется Субъекту в соответствии с пунктом 9 настоящего постановления.

12. Электронные документы, составленные в соответствии с требованиями Положения №90, включая запросы Национального банка Украины в электронной форме, предусмотренные в пункте 41 раздела IV Положения №90, пересылаются средствами системы электронного взаимодействия почтово-портального решения Национального банка Украины или через официальный электронный почтовый ящик Национального банка Украины (при условии обеспечения конфиденциальности информации с ограниченным доступом), или средствами "АРМ-НБУ-информационный" (для электронных документов с грифом ограничения доступа "Банковская тайна").

13. В течение действия военного положения, другие нормативно-правовые акты Национального банка Украины действуют в части, не противоречащей настоящему постановлению.

14. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25 "О мерах в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в связи с введением военного положения";

2) постановление Правления Национального банка Украины от 2 марта 2022 года №32 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25";

3) постановление Правления Национального банка Украины от 11 марта 2022 года №47 "О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 27 февраля 2022 года №25 и выполнении отдельных требований законодательства по вопросам финансового мониторинга в связи с введением военного положения".

15. Контроль за выполнением этого постановления возложить на заместителя председателя Национального банка Украины Ярослава Матузку.

16. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение периода действия Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине".

Председатель

К.Шевченко