Действует

Именем Республики Молдова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 13 февраля 2014 года №7

О контроле конституционности части (7) статьи 88 Налогового кодекса №1163-XIII от 24 апреля 1997 года (Обращение №5a/2014 г.)

Конституционный суд в составе:

Александру Тэнасе, председатель,

Аурел Бэешу,

Игорь Доля,

Тудор Панцыру,

Петру Райлян, судьи,

при участии секретаря заседания, Серджиу Стратана,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 3 февраля 2014 г.,

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании,

учитывая акты и материалы дела,

проведя совещание при закрытых дверях,

выносит следующее постановление:

Процедурные вопросы

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутатов Парламента Михая Гимпу, Валериу Мунтяну, Георге Брега и Корины Фусу, представленное в Конституционный суд 3 февраля 2014 г. в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.a) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности п.34 ст.IX Закона №324 от 23 декабря 2013 года о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, которым ст.88 Налогового кодекса дополняется частью (7).

2. Авторы обращения считают, в частности, что положения части (7) ст.88 Налогового кодекса в редакции Закона №324 от 23 декабря 2013 года, предусматривающие право физических лиц распорядиться о направлении суммы в пределах 2% рассчитанной к уплате в бюджет суммы подоходного налога с заработной платы для поддержки некоммерческих организаций общественной пользы и религиозных учреждений, противоречат статьям 6, 7, 8, 72, 74, 109, 130 и 131 Конституции, а также положениям международных актов.

3. Определением Конституционного суда от 4 февраля 2014 г., без вынесения решения по существу, обращение было признано приемлемым. Вместе с тем было отклонено ходатайство о приостановлении действия оспариваемых положений в пользу рассмотрения обращения в срочном порядке.

4. В ходе рассмотрения обращения, Конституционный суд истребовал письменные мнения Парламента, Правительства, Президента Республики Молдова, Национального совета по участию и коммерческой организации Business Consulting Institute.

5. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращение аргументировал автор обращения, депутат Парламента Валериу Мунтяну. Парламент представляли депутат Валериу Гилецки и главный консультант общего юридического управления Секретариата Парламента Серджиу Кирикэ. Правительство представлял заместитель министра юстиции Николае Ешану.

Фактические обстоятельства

6. 23 декабря 2013 г. Парламент принял Закон №324 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, предусматривающий новую бюджетно-налоговую политику на 2014 год. Данный закон предусматривает поправки, в том числе к Налоговому кодексу.

7. Поправки к Налоговому кодексу, подлежащие контролю конституционности, устанавливают право физических лиц распорядиться о направлении суммы в пределах 2% из рассчитанной к уплате в бюджет суммы подоходного налога с заработной платы для поддержки некоммерческих организаций общественной пользы и религиозных учреждений.

8. Проект бюджетно-налоговой политики был утвержден Постановлением Правительства №959 от 3 декабря 2013 г. и тем же числом был зарегистрирован в Парламенте под №491.

9. Поправки к Налоговому кодексу о направлении суммы в пределах 2% из суммы подоходного налога с заработной платы не содержались в законопроекте, утвержденном Правительством. Эти положения были включены Парламентом при принятии законопроекта в окончательном чтении (23 декабря 2013 г.) по предложению Комиссии по экономике, бюджету и финансам (согласно докладу по проекту во втором чтении №CEB №6/755 от 23 декабря 2013 г.).

10. Также относительно предложенных дополнений, которые касаются непосредственно бюджетно-налоговой политики государства, не было запрошено согласие Правительства в соответствии со ст.131 ч.(4) Конституции. Необходимость запроса согласия Правительства была установлена после принятия законопроекта.

11. Таким образом, по требованию Председателя Парламента письмом №DDP/C-6/243 от 24 декабря 2013 г. Правительство приняло post factum Постановление №1051 от 24 декабря 2013 г. О проекте закона о государственном бюджете на 2014 г. В постановлении отмечается следующее:

Учитывая утверждение Парламентом 23 декабря 2013 г. проекта закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (№491 от 3 декабря 2013 г. о бюджетно-налоговой политике на 2014 г.) и, впоследствии, проекта закона о государственном бюджете на 2014 г. (№488 от 3 декабря 2013 г.), с внесенными изменениями, одобряется увеличение доходов и расходов государственного бюджета на 2014 г. с 25 682 041,6 тыс. леев и 28 085 074,8 тыс. леев до 25 814 830,3 тыс. леев и, соответственно, 28 217 863,5 тыс. леев."

12. Закон №324 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты был опубликован в Monitorul Oficial al Republicii Moldova 31 декабря 2013 г. и вступил в силу 1 января 2014 г.

Применимое законодательство

13. Применимые положения Конституции (M.O., 1994 г., №1):

Статья 23. Право каждого человека на знание своих прав и обязанностей

"[…]

(2) Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность."

Статья 96. Роль [Правительства]

(1) Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.

[..]."

Статья 109. Основные принципы местного публичного управления

(1) Публичное управление в административно-территориальных единицах основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности властей местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения.

(2) Автономия касается как организации и деятельности местного публичного управления, так и распоряжения делами представляемых сообществ.

[...]."

Статья 130. Финансово-кредитная система

(1) Формирование, управление, использование и контроль за финансовыми средствами государства, административно-территориальных единиц и публичных учреждений регламентируются законом.

[..]."

Статья 131. Национальный публичный бюджет

(1) Национальный публичный бюджет состоит из государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования и бюджетов районов, городов и сел.

[..]

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 13 февраля 2014 года №7
"О контроле конституционности части (7) статьи 88 Налогового кодекса №1163-XIII от 24 апреля 1997 года (Обращение №5a/2014 г.)"

О документе

Номер документа:7
Дата принятия: 13/02/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/02/2014
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №92-98, 18 апреля 2014 года, Ст.12.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 13 февраля 2014 года