Дата обновления БД:
05.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
434 / 1086
Всего документов в БД:
138431
Именем Республики Молдова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 28 января 2014 года №2
О контроле конституционности некоторых налоговых положений, относящихся к местным сборам (Обращение №2a/2014 г.)
Конституционный суд в составе:
Александру Тэнасе, председатель,
Аурел Бэешу,
Игорь Доля,
Тудор Панцыру,
Виктор Попа,
Петру Райлян, судьи,
при участии секретаря заседания Елены Лупан,
принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 13 января 2014 г.,
рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании,
учитывая акты и материалы дела,
проведя совещание при закрытых дверях,
выносит следующее постановление:
Процедурные вопросы
1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение депутатов Парламента Валериу Мунтяну, Георге Бреги и Корины Фусу, представленное в Конституционный суд 13 января 2014 г. в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.a) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности положений пунктов 113-119, 122 и 123 ст.IX Закона №324 от 23 декабря 2013 г. о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в том числе в Налоговый кодекс №1163 от 24 апреля 1997 г.
2. 14 января 2014 г. обращение было дополнено новыми сведениями.
3. В открытом заседании авторы ходатайствовали о расширении объекта обращения и осуществлении контроля конституционности Постановления Правительства №1051 от 24 декабря 2013 г. о проекте Закона о государственном бюджете на 2014 г.
4. Авторы обращения считают, в частности, что положения пунктов 113-119, 122, 123 ст.IX Закона №324 от 23 декабря 2013 г. о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, которыми были аннулированы некоторые местные сборы и определены максимальные ставки существующих, противоречат статьям 1, 8, 72, 109, 112, 130, 131 и 132 Конституции, а также положениям международных актов.
5. Определением Конституционного суда от 15 января 2014 г., без вынесения решения по существу, обращение было признано приемлемым. Вместе с тем было отклонено ходатайство о приостановлении действия оспариваемых положений в пользу рассмотрения обращения в срочном порядке.
6. В ходе рассмотрения обращения Конституционный суд располагал заключениями Парламента и Правительства в письменном виде.
7. В открытом пленарном заседании суда обращение аргументировал депутат Парламента Валериу Мунтяну, один из авторов. Парламент представлял Серджиу Кирикэ, главный консультант общего юридического управления Секретариата Парламента. Правительство представляли Виктор Барбэнягрэ, заместитель министра финансов, и Сабина Чербу, заместитель министра юстиции.
Фактические обстоятельства
8. 23 декабря 2013 г. Парламент принял Закон №324 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, которым установил новую бюджетно-налоговую политику. Этим законом, inter alia, были внесены изменения в Налоговый кодекс.
9. Поправками к Налоговому кодексу исключен ряд местных сборов (сбор с владельцев собак, сбор за парковку и сбор за вывоз отходов) и определены максимальные ставки местных сборов, взимаемых органами местного публичного управления.
10. Проект бюджетно-налоговой политики был утвержден Постановлением Правительства №959 от 3 декабря 2013 г. и тем же числом был зарегистрирован в Парламенте за №491.
11. Поправки, внесенные в Налоговый кодекс в части местных сборов, не содержались в законопроекте, утвержденном Правительством. Эти положения были включены Парламентом при утверждении законопроекта в окончательном чтении (23 декабря 2013 г.) по предложению Комиссии по экономике, бюджету и финансам (согласно докладу по проекту во втором чтении №CEB №6/755 от 23 декабря 2013 г.).
12. Также относительно предложенных поправок, которые касаются непосредственно бюджетно-налоговой политики государства, не было запрошено согласие Правительства в соответствии со ст.131 ч.(4) Конституции. Необходимость запроса согласия Правительства была установлена после принятия законопроекта.
13. Таким образом, по требованию Председателя Парламента письмом №DDP/C-6/243 от 24 декабря 2013 г. Правительство приняло post factum Постановление №1051 от 24 декабря 2013 г. "О проекте Закона о государственном бюджете на 2014 г.". В постановлении отмечается следующее:
"Учитывая утверждение Парламентом 23 декабря 2013 г. проекта Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (№491 от 3 декабря 2013 г. о бюджетно-налоговой политике на 2014 г.) и впоследствии проекта Закона о государственном бюджете на 2014 г. (№488 от 3 декабря 2013 г.), с внесенными изменениями, одобряется увеличение доходов и расходов государственного бюджета на 2014 г. с 25 682 041,6 тыс.леев и 28 085 074,8 тыс. леев до 25 814 830,3 тыс. леев и, соответственно, 28 217 863,5 тыс. леев."
14. Закон №324 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты был опубликован в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova" 31 декабря 2013 г. и вступил в силу 1 января 2014 г.
Применимое законодательство
15. Применимые положения Конституции (M.O., 1994 г., №1):
Статья 23. Право каждого человека на знание своих прав и обязанностей
"[…]
(2) Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность."
Статья 96. Роль [Правительства]
"(1) Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.
[…]."
Статья 109. Основные принципы местного публичного управления
"(1) Публичное управление в административно-территориальных единицах основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности властей местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения.
(2) Автономия касается как организации и деятельности местного публичного управления, так и распоряжения делами представляемых сообществ.
[…]."
Статья 112. Сельские и городские власти
"[…]
(2) Властями публичного управления, осуществляющими местную автономию в селах и городах, являются выборные местные советы и примары.
[…]."
Статья 130. Финансово-кредитная система
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 28 января 2014 года №2
"О контроле конституционности некоторых налоговых положений, относящихся к местным сборам (Обращение №2a/2014 г.)"
О документе
Номер документа: | 2 |
Дата принятия: | 28/01/2014 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 28/01/2014 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №80-85, 4 апреля 2014 года, Ст.10.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 28 января 2014 года
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде :: g) депутат Парламента;
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: g) депутата Парламента;
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 1 Государство Республика Молдова
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 72 Виды законов
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 112 Сельские и городские власти
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 130 Финансово-кредитная система
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 131 Национальный публичный бюджет
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 132 Налоговая система
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Молдова
Ссылка на Конституция Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О принятии Регламента Парламента :: Регламент Парламента
Ссылка на Закон Республики Молдова О законодательных актах
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе
Ссылка на Закон Республики Молдова О местном публичном управлении
Ссылка на Закон Республики Молдова О местных публичных финансах
Ссылка на Закон Республики Молдова Об административной децентрализации
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: (3) Органическим законом регламентируются:
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 2.
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 96 Роль
Ссылка на Закон Республики Молдова О местных публичных финансах :: Статья 9. Трансферты
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 16.
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Молдова :: Приложение
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 97 Структура
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 32.
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 8.
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 13-4.
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 26.
Ссылка на Закон Республики Молдова О бюджетной системе и бюджетном процессе :: Статья 4.
Ссылка на Закон Республики Молдова О местных публичных финансах :: Статья 12. Бюджетное равновесие
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 140 Решения Конституционного суда
Ссылка на Закон Республики Молдова О Конституционном суде :: Статья 26. Акты Конституционного суда
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 6. Пределы компетенции