Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 18 июля 2011 года №300-З

Об обращениях граждан и юридических лиц

Принят Палатой представителей 24 июня 2011 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2011 года

(В редакции Законов Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З, 17.07.2020 г. №50-З, 28.06.2022 г. №176-З, 17.07.2023 г. №284-З

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме;

заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, – организация), индивидуальных предпринимателей;

предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин);

государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) – информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

заявитель – гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение;

письменное обращение – обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;

электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений;

устное обращение – обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;

индивидуальное обращение – обращение одного заявителя;

коллективное обращение – обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление);

книга замечаний и предложений – документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, – замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.06.2022 №176-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Законодательством о конституционном судопроизводстве могут устанавливаться особенности подачи и рассмотрения обращений.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. 

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2023 №284-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Право заявителей на обращение

1. Граждане Республики Беларусь реализуют право на обращение путем подачи (внесения):

письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;

электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации;

замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели реализуют право на обращение путем подачи:

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Право заявителей на обращение Статья 4. Представительство заявителей при реализации права на обращение Статья 5. Гарантии прав заявителей Статья 6. Личный прием Статья 7. Права заявителей Статья 8. Обязанности заявителей Статья 8-1. Права организаций, индивидуальных предпринимателей Статья 9. Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей Глава 2. Порядок подачи и рассмотрения обращений Статья 10. Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией Статья 11. Сроки подачи обращений Статья 12. Требования, предъявляемые к обращениям Статья 13. Прием и регистрация обращений Статья 14. Рассмотрение обращений по существу Статья 15. Оставление обращений без рассмотрения по существу Статья 16. Отзыв обращения Статья 17. Сроки при рассмотрении обращений Статья 18. Требования к письменным ответам на письменные обращения Статья 19. Расходы, связанные с рассмотрением обращений Статья 20. Обжалование ответов на обращения Глава 3. Особенности рассмотрения отдельных видов обращений Статья 21. Рассмотрение повторных обращений Статья 22. Рассмотрение коллективных обращений Статья 23. Рассмотрение анонимных обращений Статья 24. Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений Статья 25. Рассмотрение электронных обращений Статья 25-1. Рассмотрение обращений, носящих массовый характер Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений. Обеспечение соблюдения порядка рассмотрения обращений Статья 26. Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений Статья 27. Ответственность заявителей за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений Статья 28. Обеспечение соблюдения порядка рассмотрения обращений Глава 5. Заключительные положения Статья 29. Признание утратившими силу некоторых законов и отдельных положений законов Статья 30. Меры по реализации положений настоящего Закона Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-З
"Об обращениях граждан и юридических лиц"

О документе

Номер документа:300-З
Дата принятия: 18.07.2011
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.01.2012
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Народная газета" от 21 июля 2011 года, №136;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25 июля 2011 года, №83, 2/1852.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 31 настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования - с 22 января 2012 года, за исключением:

31 и статьи 30, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона - с 25 июля 2011 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 17.07.2023  документом  Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства № 284-З от 17.07.2023
Вступила в силу с: 01.10.2023


Редакция от 28.06.2022, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц № 176-З от 28.06.2022
Вступила в силу с: 02.01.2023


Редакция от 17.07.2020, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности № 50-З от 17/07/2020
Вступила в силу с: 24.07.2020


Редакция от 15.07.2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц № 306-З от 15/07/2015
Вступила в силу с: 23.01.2016


Первоначальная редакция от 18.07.2011