Дата обновления БД:
03.10.2023
Добавлено/обновлено документов:
64 / 417
Всего документов в БД:
128137
Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 17 июля 2023 года №284-З
Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства
Принят Палатой представителей 15 июня 2023 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2023 года
Статья 1. Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №124-З "О конституционном судопроизводстве" изложить в новой редакции:
"ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О конституционном судопроизводстве
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет порядок осуществления конституционного судопроизводства: обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - Конституционный Суд), рассмотрения и разрешения Конституционным Судом дел, принятия заключений, решений Конституционного Суда, посланий Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь (далее - палаты Национального собрания) о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, а также совершения судьями Конституционного Суда и участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий, направленных на осуществление предоставленных им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.
2. Настоящий Закон регулирует осуществление конституционного судопроизводства:
2.1. по делам, отнесенным к компетенции Конституционного Суда Конституцией Республики Беларусь (далее - Конституция), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее - Кодекс), в том числе по делам:
о толковании Конституции;
о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров), нормативных правовых актов других государственных органов;
о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
о соответствии Конституции законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей) и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Совет Республики) либо принятых Палатой представителей в порядке, установленном частью шестой статьи 100 Конституции, до их подписания Президентом Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - закон, принятый Национальным собранием);
о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции;
о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;
о конституционности законов, примененных в конкретном деле, по конституционным жалобам;
о конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами общей юрисдикции (далее, если не указано иное, - суд) конкретных дел, по запросам судов;
об изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
2.2. по принятию посланий Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Акт - подлежащий проверке соответствия Конституции (конституционности):
1.1. закон;
1.2. иной нормативный правовой акт - указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров, нормативный правовой акт другого государственного органа;
1.3. проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
1.4. закон, принятый Национальным собранием;
1.5. не вступивший в силу международный договор Республики Беларусь.
2. Заявитель - Президент Республики Беларусь, Президиум Всебелорусского народного собрания, государственный орган, в том числе суд общей юрисдикции, гражданин, которым Конституцией, Кодексом, настоящим Законом предоставлено право подать соответствующее обращение в Конституционный Суд.
3. Обращение - поданные в Конституционный Суд предложение, конституционная жалоба или запрос суда, соответствующие требованиям настоящего Закона.
4. Предложение - обращение Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, государственного органа:
4.1. о даче заключения Конституционного Суда:
о толковании Конституции;
о соответствии Конституции (конституционности) актов;
о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции;
о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;
4.2. об изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
5. Конституционная жалоба - обращение гражданина о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по мнению гражданина, нарушены его конституционные права и свободы.
6. Запрос суда - обращение суда общей юрисдикции о проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении судом конкретного дела.
Статья 3. Законодательство о конституционном судопроизводстве
Законодательство о конституционном судопроизводстве состоит из Конституции, Кодекса, настоящего Закона и иных законодательных актов.
Глава 2. Принципы и формы конституционного судопроизводства
Статья 4. Законность
Конституционный Суд осуществляет конституционное судопроизводство на основании Конституции, Кодекса, настоящего Закона и иных законодательных актов.
Статья 5. Независимость судей Конституционного Суда
1. Судьи Конституционного Суда при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
2. Судьи Конституционного Суда рассматривают и разрешают дела в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на свободу формирования их внутреннего убеждения и волеизъявления.
Статья 6. Коллегиальность
Дела рассматриваются и разрешаются Конституционным Судом правомочным составом коллегиально.
Статья 7. Гласность
1. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в судебном заседании открыто.
Информация о дате, времени и месте проведения судебного заседания размещается на официальном сайте Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет за три рабочих дня до начала судебного заседания.
2. В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, проводится закрытое судебное заседание.
Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании осуществляется с участием сторон, их представителей, полномочных представителей. Возможность присутствия в закрытом судебном заседании иных лиц, в том числе работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - Секретариат Конституционного Суда), обеспечивающих проведение судебного заседания, определяется Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - Председатель Конституционного Суда) по согласованию с другими судьями Конституционного Суда.
О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании Конституционный Суд принимает определение.
Статья 8. Состязательность
1. Рассмотрение и разрешение дел Конституционным Судом осуществляются на основе состязательности.
2. Стороны по своему усмотрению представляют доказательства, заявляют ходатайства, высказывают мнения, в том числе в отношении доводов другой стороны.
Статья 9. Равенство сторон
Рассмотрение и разрешение дел Конституционным Судом осуществляются на основе равенства сторон. Стороны имеют равные права.
Статья 10. Всестороннее, полное и объективное исследование материалов дела
1. Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела не ограничивается представленными документами, иными материалами и объяснениями и принимает меры, необходимые для всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела.
2. Конституционный Суд обеспечивает сторонам, их представителям, иным участникам судебного заседания необходимые условия для осуществления предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 11. Формы конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в судебном заседании с использованием устной формы конституционного судопроизводства, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Дела, предусмотренные абзацами третьим, четвертым, шестым, седьмым, десятым и двенадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, Конституционный Суд вправе рассматривать и разрешать в судебном заседании с использованием письменной формы конституционного судопроизводства, если Конституционный Суд (по делам, предусмотренным абзацами четвертым, шестым, седьмым и десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, - Председатель Конституционного Суда) пришел к одному из следующих выводов:
2.1. дело может быть рассмотрено и разрешено на основании правовых позиций, содержащихся в ранее принятых заключениях, решениях Конституционного Суда;
2.2. с учетом характера поставленного в обращении вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиций заявителя и другой стороны (при ее наличии).
3. Дела, предусмотренные абзацами пятым, одиннадцатым и тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, Конституционный Суд рассматривает и разрешает в судебном заседании с использованием письменной формы конституционного судопроизводства в соответствии с общими правилами конституционного судопроизводства с учетом особенностей дел. С учетом характера поставленного в обращении вопроса, обстоятельств дела, необходимости в устном представлении позиций заявителя и другой стороны (при ее наличии) Конституционный Суд вправе рассмотреть и разрешить дело с использованием устной формы конституционного судопроизводства.
4. Форма конституционного судопроизводства по делам, предусмотренным абзацами третьим, одиннадцатым-тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, указывается в определении Конституционного Суда о возбуждении производства по делу, а по делам, предусмотренным абзацами четвертым-седьмым и десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, - в определении Председателя Конституционного Суда о принятии дела к производству.
5. Рассмотрение дела с использованием устной формы конституционного судопроизводства осуществляется путем непосредственного заслушивания в судебном заседании сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, иных участников судебного заседания, оглашения письменных документов, документов в электронном виде и иных материалов дела.
6. Рассмотрение дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства осуществляется на основании письменных документов, документов в электронном виде и иных материалов, представленных Конституционному Суду и (или) запрошенных им в процессе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании, как правило, без вызова в судебное заседание сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, иных лиц.
При рассмотрении дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства с копией определения Конституционного Суда о возбуждении производства по делу (копией определения Председателя Конституционного Суда о принятии дела к производству) другой стороне (при ее наличии) направляются копии обращения и приложенных к нему документов и иных материалов для представления Конституционному Суду в письменной или электронной форме отзыва на обращение. Копия отзыва на обращение, представленного в Конституционный Суд, направляется заявителю для ознакомления и возможного представления возражений на него.
При рассмотрении дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства допускается использование элементов устной формы конституционного судопроизводства (участие в судебном заседании полномочных представителей, а по решению Конституционного Суда - представителей других государственных органов, иных организаций).
7. Требования к документам в электронном виде определяются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - Регламент Конституционного Суда) в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 12. Язык конституционного судопроизводства
1. Конституционное судопроизводство ведется на белорусском и (или) русском языках.
2. Заключения, решения Конституционного Суда подлежат официальному опубликованию на белорусском и (или) русском языках.
3. Участникам судебного заседания, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется конституционное судопроизводство, обеспечиваются право ознакомления с материалами дела, участие в процессуальных действиях через переводчика, право выступать в Конституционном Суде, в том числе давать объяснения, заявлять ходатайства, на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные участники судебного заседания вправе на безвозмездной основе пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 13. Презумпция конституционности акта
Акт является соответствующим Конституции (конституционным), если иное не будет признано заключением, решением Конституционного Суда.
Раздел II. Правомочный состав Конституционного Суда. Участники конституционного судопроизводства
Глава 3. Правомочный состав Конституционного Суда
Статья 14. Правомочный состав Конституционного Суда в судебном заседании
Конституционный Суд правомочен рассматривать и разрешать дела в судебном заседании при наличии не менее восьми судей Конституционного Суда (кворум судей Конституционного Суда).
Статья 15. Неизменность состава Конституционного Суда
1. Дело рассматривается и разрешается Конституционным Судом, как правило, в одном и том же составе судей.
2. Другие судьи Конституционного Суда могут принять участие в дальнейшем рассмотрении и разрешении дела после начала его рассмотрения в судебном заседании по решению Конституционного Суда. По этому вопросу Конституционный Суд принимает определение.
Статья 16. Самоотвод судьи Конституционного Суда
1. Судья Конституционного Суда не может участвовать в рассмотрении и разрешении дела и обязан заявить о самоотводе в случае, если:
1.1. судья ранее в силу служебного положения участвовал в подготовке акта, являющегося предметом конституционного контроля;
1.2. судью связывают с гражданином, подавшим конституционную жалобу, представителями сторон отношения брака, родства, свойства, усыновления (удочерения);
1.3. судья лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.
2. Заявление судьи Конституционного Суда о самоотводе рассматривается и разрешается Конституционным Судом в совещательной комнате.
Об удовлетворении или отклонении заявления судьи Конституционного Суда о самоотводе Конституционный Суд принимает определение. Судья Конституционного Суда, заявивший о самоотводе, в голосовании не участвует.
3. Конституционный Суд принимает определение об отклонении заявления судьи Конституционного Суда о самоотводе, если приведенные судьей доводы в обоснование заявленного самоотвода не могут влиять на объективность его правовой позиции по делу.
4. Судья Конституционного Суда, заявление которого о самоотводе отклонено Конституционным Судом, обязан участвовать в рассмотрении и разрешении дела.
Глава 4. Участники конституционного судопроизводства, их права и обязанности
Статья 17. Участники конституционного судопроизводства
Участниками конституционного судопроизводства являются:
стороны, их представители;
полномочные представители;
представители других государственных органов, иных организаций;
свидетели;
эксперты;
специалисты;
переводчики.
Статья 18. Стороны, их представители
1. Сторонами являются:
1.1. заявитель;
1.2. государственный орган (должностное лицо), принявший (издавшее) закон, иной нормативный правовой акт, соответствие Конституции (конституционность) которых подлежит проверке;
1.3. государственный орган, к компетенции которого относятся вопросы, содержащиеся в не вступившем в силу международном договоре Республики Беларусь, соответствие Конституции которого подлежит проверке;
1.4. Президент Республики Беларусь в случае внесения Президиумом Всебелорусского народного собрания в Конституционный Суд предложения о даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;
1.5. палаты Национального собрания в случае внесения Президентом Республики Беларусь в Конституционный Суд предложения о даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции.
2. Сторона вправе иметь по делу одного или нескольких представителей, которые представляют ее интересы в Конституционном Суде.
3. Представителем стороны в Конституционном Суде по должности могут выступать:
3.1. Глава Администрации Президента Республики Беларусь в случае, если стороной является Президент Республики Беларусь;
3.2. Председатель Всебелорусского народного собрания в случае, если заявителем является Президиум Всебелорусского народного собрания;
3.3. руководитель государственного органа - заявителя;
3.4. Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Председатель Палаты представителей) и (или) Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Председатель Совета Республики) в случае, если Конституционным Судом рассматривается дело о наличии фактов систематического или грубого нарушения Палатой представителей и (или) Советом Республики Конституции;
3.5. Председатель Палаты представителей и (или) Председатель Совета Республики в случае, если Конституционным Судом рассматривается дело, предметом конституционного контроля по которому являются закон или закон, принятый Национальным собранием;
3.6. руководитель государственного органа, принявшего иной нормативный правовой акт, соответствие Конституции (конституционность) которого подлежит проверке;
3.7. руководитель государственного органа, к компетенции которого относятся вопросы, содержащиеся в не вступившем в силу международном договоре Республики Беларусь, соответствие Конституции которого подлежит проверке.
4. По делам, по которым стороной являются Президент Республики Беларусь, Президиум Всебелорусского народного собрания, Палата представителей, Совет Республики или Совет Министров, представлять их интересы в Конституционном Суде могут представители по должности или иные представители по конкретным делам, а также полномочные представители Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики или Совета Министров.
5. Представителем стороны - гражданина, подавшего конституционную жалобу, в Конституционном Суде могут выступать адвокаты, законные представители (родители, усыновители (удочерители), опекуны или попечители).
6. При участии в судебном заседании нескольких представителей стороны с одинаковыми полномочиями Конституционный Суд вправе предложить стороне определить из их числа лицо, которое будет выражать окончательную позицию стороны в заключительном выступлении.
7. После начала рассмотрения дела в судебном заседании сторона может поручить представление своих интересов новому представителю (представителям) или самостоятельно вступить в процесс, освободив ранее определенного представителя (представителей) от возложенных на него (них) обязанностей.
Статья 19. Документы, подтверждающие право представлять интересы стороны
1. Представители по должности, указанные в пункте 3 статьи 18 настоящего Закона, подтверждают право представлять интересы стороны в Конституционном Суде служебным удостоверением.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 года №284-З
"Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства"
О документе
Номер документа: | 284-З |
Дата принятия: | 17.07.2023 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.10.2023 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 21 июля 2023 года, 2/3004
Примечание к документу
В соответствии со статьей 13 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
- статья 1 в части установленных Законом Республики Беларусь "О конституционном судопроизводстве" (в редакции настоящего Закона) порядка осуществления конституционного судопроизводства по делам о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также полномочий Президиума Всебелорусского народного собрания - со дня формирования Президиума Всебелорусского народного собрания;
- иные положения статьи 1, статьи 2-10, часть первая статьи 11 - с 1 октября 2023 года;
- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - с 20 июля 2023 года.
Ссылка на Закон Республики Беларусь О конституционном судопроизводстве
Ссылка на Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)
Ссылка на Закон Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц
Ссылка на Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве
Ссылка на Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку