Дата обновления БД:
08.09.2025
Добавлено/обновлено документов:
370 / 1354
Всего документов в БД:
329059
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 30 июля 2025 года №88
Об утверждении Изменений в Положение об определении методики оценки активов и обязательств для целей расчета регулятивного капитала страховщика
В соответствии со статьями 7, 15, 55-1, 56, 61 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьи 21 Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статей 37, 114 Закона Украины "О страховании", с целью совершенствования методики осуществления оценки активов и обязательств для целей расчета регулятивного капитала страховщика Правление Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Изменения в Положение об определении методики оценки активов и обязательств для целей расчета регулятивного капитала страховщика, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 21 июня 2024 года №71 (далее - Положения), которые прилагаются.
2. Страховщики обязаны до 31 декабря 2025 года привести свою деятельность в соответствие с требованиями Положения с учетом внесенных изменений.
3. Департаменту методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений (Сергей Савчук) после официального опубликования поставить в известность страховщиков информацию о принятии настоящего постановления.
4. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель
Андрей Пышный
Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июля 2025 года №88
Изменения в Положение об определении методики оценки активов и обязательств для целей расчета регулятивного капитала страховщика
1. Пункт 2 после подпункта 2 дополнить двумя новыми подпунктами 2-1, 2-2 следующего содержания:
"2-1) контроль за достоверностью и полнотой информации по определению стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества - проверка Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) достоверности и полноты информации страховщика, которая подается в соответствии с требованиями законодательства Украины, с учетом примененной страховщиком оценки стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества в соответствии с отчетом СОД, основанным на требованиях законодательства Украины относительно оценки имущества;
2-2) накопленный купонный доход - часть купонного процентного дохода по облигации внутреннего или внешнего государственного займа Украины, начисленного с даты выпуска такой купонной облигации (если выплата купонного дохода еще не происходила) или даты выплаты последнего купонного дохода по такой облигации;".
2. Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Стоимость для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества, являющегося приемлемым активом, определенная в соответствии с требованиями пункта 6 настоящего Положения, применяется страховщиком с целью расчета регулятивного капитала страховщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1) наличия действующего сертификата СОД, которым составлен отчет СОД по определению рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, по специализации "Оценка недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), в том числе земельных участков, и имущественных прав на них";
2) опыт практической деятельности по оценке имущества СОД, которым составлен отчет СОД, составляет не менее пяти лет с даты получения сертификата СОД в соответствии с законодательством Украины относительно оценки имущества;
3) опыт практической деятельности оценщиков, которые непосредственно осуществляли оценку объекта недвижимого имущества в составе СОД и/или подписали отчет СОД, составляет не менее двух лет с даты получения квалификационного свидетельства оценщика в соответствии с законодательством Украины относительно оценки имущества;
4) в течение трех последних лет, предшествующих дате оценки объекта недвижимого имущества, указанной в отчете СОД, нет информации о:
нарушение СОД нормативно-правовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине;
факты нарушения СОД ограничений относительно проведения оценки имущества, установленных законодательством Украины;
наличие рецензий на отчет об оценке имущества, составленный СОД, классифицируемый по признаку "отчет не соответствует требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, является некачественным и (или) непрофессиональным и не может быть использован";
5) страховщик по запросу получил информацию от Национального банка о том, что в Национальном банке в течение последних трех лет, предшествующих дате ее предоставления, нет информации о рецензии на отчет об оценке имущества, составленный СОД, классифицируемый по следующим признакам:
отчет неполной степени соответствует требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества и имеет значительные недостатки, повлиявшие на достоверность оценки, но может использоваться с целью, определенной в отчете, после исправления указанных недостатков;
отчет не соответствует требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, является некачественным и (или) непрофессиональным и не может быть использован;
6) отчет СОД должен быть действующим на дату расчета регулятивного капитала (если отчет СОД содержит срок его действия);
7) срок от даты оценки объекта недвижимости, указанной в отчете СОД, до даты расчета регулятивного капитала страховщика не должен превышать одного года.".
3. В пункте 8:
1) в абзаце первом слово "если" заменить словами "при наличии таких условий";
2) в абзаце втором подпункта 1:
абзац после слов "Фондом государственного имущества Украины" дополнить словом и буквами "(далее - ФГИУ)";
слова "Украина (далее - Национальный банк)" исключить;
3) подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) для земельных участков - имеющаяся рецензия отчета об экспертной денежной оценке земельного участка, осуществленная экспертным советом, специально созданная саморегулируемой организацией оценщиков (далее - СРО), по запросу Национального банка, с заключением о несоответствии отчета СОД требованиям нормативно-правовых актов по оценке, включая заключение о недостоверности оценки земельного участка;";
4) пункт дополнить новым подпунктом следующего содержания:
"4) страховщик не предоставил/предоставил в недостаточном объеме документы/информацию (отчет СОД со всеми приложениями к нему, согласие страховщика на передачу составленного СОД отчета об оценке имущества на рецензирование в ФГИУ или отчета об экспертной денежной оценке земельного участка на рецензирование в СРО) для осуществления контроля за достоверностью и полнотой информации по определению стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества.".
4. Положение после пункта 8 дополнить четырьмя новыми пунктами 8-1-8-4 следующего содержания:
"8-1. Национальный банк в определенном им порядке осуществляет контроль за достоверностью и полнотой информации по определению стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества, определенной страховщиком в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, на основании информации, указанной в отчете СОД, предоставляемой страховщиком на запрос Национального банка в сроки, определенные в таком запросе.
8-2. Страховщик предоставляет на запрос Национального банка для осуществления контроля за достоверностью и полнотой информации по определению стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества отчет СОД со всеми приложениями к нему, а также имеет право предоставить согласие на передачу составленного СОД отчета об оценке имущества на рецензирование в ФГИУ или отчета об экспертной денежной оценке земельного участка на рецензирование в СРО.
8-3. Национальный банк направляет составленный СОД отчет об оценке имущества на рецензирование в ФГИУ или отчет об экспертной денежной оценке земельного участка - к СРО, если по результатам осуществления контроля за достоверностью и полнотой информации по определению стоимости для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества у Национального банка есть основания считать, что определенная в отчете СОД стоимость для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества на дату оценки превышает на 10 и более процентов среднюю рыночную стоимость такого объекта недвижимого имущества, и при наличии согласия (разрешения) страховщика на передачу составленного СОД отчета на рецензирование.
8-4. Национальный банк после проведения рецензирования ФГИУ/СРО уведомляет страховщика о результатах осуществленного рецензирования. Стоимость для расчета регулятивного капитала объекта недвижимого имущества принимается равной нулю, если по результатам проведенного рецензирования есть рецензия, определенная в подпунктах 1, 2 пункта 8 настоящего Положения.".
5. В пункте 9 слова и цифры "в пункте 7" заменить словами и цифрами "в пунктах 7, 8-1, 8-2, 8-4".
6. Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Стоимость для расчета регулятивного капитала ОВГЗ, являющихся приемлемыми активами, с целью расчета регулятивного капитала страховщика определяется:
1) для ОВГЗ, номинированных в гривне (далее - гривневые ОВГЗ), в соответствии с информацией о справедливой стоимости гривневых ОВГЗ на дату, которая совпадает с датой расчета регулятивного капитала страховщика или является последним рабочим днем, предшествующим дате расчета регулятивного капитала страховщика, размещенной Национальным банком на странице официального Интернет-представительства Национального банка;
2) для ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте (далее - валютные ОВГЗ), в соответствии с информацией о справедливой стоимости валютных ОВГЗ, определенной в соответствующей валюте на дату, которая совпадает с датой расчета регулятивного капитала страховщика или является последним рабочим днем, предшествующим дате расчета регулятивного капитала страховщика, размещенной Национальным банком на странице официального Интернет-представительства Национального банка, в гривневом эквиваленте по официальному курсу гривны к соответствующей иностранной валюте на дату расчета регулятивного капитала.
Стоимость для расчета регулятивного капитала ОВГЗ, указанная в подпунктах 1,2 пункта 12 настоящего Положения, определяется страховщиком с учетом накопленного купонного дохода по таким ОВГЗ на дату, которая совпадает с датой расчета регулятивного капитала страховщика или является последним рабочим днем, предшествующим дате расчета регулятивного капитала страховщика.".
7. Положение после пункта 13 дополнить тремя новыми пунктами 13-1-13-3 следующего содержания:
"13-1. Страховщик определяет во внутренних документах вид данных, применяемых им при определении стоимости для расчета регулятивного капитала ОВГЗ согласно подпунктам 1-3 пункта 13 настоящего Положения, включая данные относительно максимальной/минимальной цены спроса/предложения по таким ОВГЗ и периода времени, на который сформирована такая цена.
13-2. Стоимость для расчета регулятивного капитала ОВГЗ, указанная в подпунктах 1-4 пункта 13 настоящего Положения, определяется с учетом накопленного купонного дохода по таким ОВГЗ на дату, которая совпадает с датой расчета регулятивного капитала страховщика или является последним рабочим днем, предшествующим дате расчета регулятивного капитала страховщика.
13-3. Страховщик самостоятельно рассчитывает накопленный купонный доход по ОВГЗ на дату расчета регулятивного капитала в соответствии с внутренними документами страховщика, если источник информации, определенный в подпунктах 1-4 пункта 13 настоящего Положения, не содержит информации относительно накопленного купонного дохода по таким ОВГЗ.".
8. В пункте 16 цифры "14" заменить цифрами "15".
Постановление Правления Национального банка Украины от 30 июля 2025 года №88
"Об утверждении Изменений в Положение об определении методики оценки активов и обязательств для целей расчета регулятивного капитала страховщика"
О документе
Номер документа: | 88 |
Дата принятия: | 30.07.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 02.08.2025 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 1 августа 2025 года
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - со 2 августа 2025 года.