Дата обновления БД:
14.08.2025
Добавлено/обновлено документов:
367 / 1250
Всего документов в БД:
327558
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 12 декабря 2024 года №147
О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины
В соответствии со статьями 15, 55-56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьи 17 Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статьи 42 Закона Украины "О кредитных союзах", статьи 49 Закона Украины "О страховании", статьи 50, пункта 16 раздела VI Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" от 21 мая 2024 года №3720-IX, статьи 70 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", статьи 36 Закона Украины "Об аудите финансовой отчетности и аудиторскую деятельность", с целью приведения нормативно-правового акта Национального банка Украины в соответствие с требованиями законодательства Украины правление Национального банка Украины постановляет:
1. Внести в постановление Правления Национального банка Украины от 14 марта 2023 года №22 "Об утверждении Положения о порядке уведомления субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины об установленных фактах нарушения законодательства, существенной угрозе, наличии модифицированного мнения и имеющейся относительно этих фактов информации" такие изменения:
1) заголовок постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Положения о Порядке информирования субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины об установленных фактах нарушения законодательства, существенной угрозе, наличии модифицированного мнения";
2) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Положение о порядке информирования субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины об установленных фактах нарушения законодательства, существенной угрозе, наличии модифицированного мнения, которое прилагается.".
2. Внести изменения в Положение о порядке уведомления субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины об установленных фактах нарушения законодательства, существенной угрозе, наличии модифицированного мнения и имеющейся относительно этих фактов информации, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14 марта 2023 года №22, изложив его в новой редакции, которая прилагается.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
Председатель
Андрей Пышный
Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 14 марта 2023 года №22
(в редакции Постановления Правления Национального банка Украины от 12 декабря 2024 года №147)
Положение о порядке информирования субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины об установленных фактах нарушения законодательства, существенной угрозе, наличии модифицированного мнения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Украины "О Национальном банке Украины", Законом Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях" (далее - Закон о финансовых услугах), Законом Украины "О кредитных союзах "(далее - Закон о кредитных союзах), Законом Украины "О страховании" (далее - Закон о страховании), Законом Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств "от 21 мая 2024 года №3720-IX (далее - Закон об ОСАГО), Законом Украины "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), Закона Украины "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите).
2. Термин "существенное нарушение предоставителем финансовых услуг законодательства Украины "употребляется в настоящем Положении в значении" нарушение установленных Законом о финансовых услугах, Законом о кредитных союзах требований относительно видов финансовых услуг, которые имеет право предоставлять предоставитель финансовых услуг, и/или запрета осуществления деятельности в сфере материального производства и торговли, и/или установленных в Положении об авторизации предоставителей финансовых услуг и условиях осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2023 года №199 (с изменениями) (далее - Положение об авторизации), условий (ограничений) по осуществлению другой хозяйственной деятельности".
Термины "предоставитель финансовых услуг", "пруденциальные требования", "пруденциальные нормативы" употребляются в настоящем Положении в значениях, приведенных в законе о финансовых услугах.
Термин "расчетный документ "уживается в настоящем Положении в значении, приведенном в Законе Украины "О почтовой связи".
Другие термины в настоящем Положении используются в значениях, указанных в Законе о банках, Законе о финансовых услугах, Законе об аудите, Законе об ОСАГО, Законе о страховании, Законе о кредитных союзах.
3. Настоящее Положение определяет порядок информирования субъектом аудиторской деятельности Национального банка Украины (далее-Национальный банк) о фактах относительно:
1) существенного нарушения предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, установленные при предоставлении аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, части первой статьи 42 Закона о кредитных союзах;
2) нарушение предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, в части несоблюдения установленных пруденциальных требований (включая пруденциальные нормативы), установленных при предоставлении аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, части первой статьи 42 Закона о кредитных союзах;
3) нарушение поставщиком финансовых услуг, который является предприятием, представляющим общественный интерес (далее - значимый поставщик финансовых услуг), моторным (транспортным) страховым бюро Украины (далее - МТСБУ) законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка [включая нарушение значимым поставщиком финансовых услуг законодательства в части несоблюдения установленных пруденциальных нормативов и других пруденциальных требований и/или нарушение требований к платежеспособности страховщика (несоблюдение требований к минимальному капиталу, требований к капиталу платежеспособности), и/или требований к формированию страховщиком технических резервов], установленные при предоставлении значимому предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 36 Закона об аудите, части первой статьи 49 Закона о страховании, части первой статьи 70 Закона о банках, а также при предоставлении МТСБУ аудиторских услуг, указанных в статье 50 Закона об ОСАГО;
4) существенной угрозы или сомнений относительно возможности поставщика финансовых услуг, МТСБУ продолжать деятельность на непрерывной основе, наличия относительно поставщика финансовых услуг, МТСБУ модифицированного мнения (мнения с оговоркой, отрицательного или отказа от выражения мнения), установленные при предоставлении предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, части первой статьи 42 Закона о кредитных союзах, части первой статьи 49 Закона о страховании, части первой статьи 36 Закона об аудите, части первой статьи 70 Закона о банках, а также в части четвертой статьи 50 Закона об ОСАГО (далее - факт).
4. Субъект аудиторской деятельности уведомляет Национальный банк о факте в отношении поставщика финансовых услуг, факт в отношении МТСБУ в письме, в котором отмечает:
1) данные о субъекте аудиторской деятельности, указанные в пунктах 1-4 части третьей статьи 21 Закона об аудите;
2) полное наименование и идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины поставщика финансовых услуг или МТСБУ;
3) информацию о том, во время предоставления каких именно аудиторских услуг субъект аудиторской деятельности установил факт в отношении поставщика финансовых услуг или факт в отношении МТСБУ;
4) описание факта относительно существенного нарушения предоставителем финансовых услуг законодательства Украины с указанием требований закона о финансовых услугах и/или Закона о кредитных союзах, и/или Положения об авторизации, которые были нарушены предоставителем финансовых услуг, - отмечается в случае установления факта относительно существенного нарушения предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, при предоставлении предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, предусмотренных частью первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, частью первой статьи 42 Закона о кредитных союзах;
5) описание факта нарушения предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, в части несоблюдения установленных пруденциальных требований (включая пруденциальные нормативы) - отмечается в случае установления факта нарушения предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, в части несоблюдения установленных пруденциальных требований (включая пруденциальные нормативы) при предоставлении предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, части первой статьи 42 Закона о кредитных союзах;
6) описание факта о нарушении значимым поставщиком финансовых услуг или МТСБУ законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка (с указанием норм законодательства Украины, относящихся к компетенции Национального банка, которые были нарушены значимым поставщиком финансовых услуг или МТСБУ), - отмечается в случае установления факта о нарушении значимым поставщиком финансовых услуг или МТСБУ законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, при предоставлении значимому предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 36 Закона об аудите, части первой статьи 49 Закона о страховании, части первой статьи 70 Закона о банках, а также при предоставлении МТСБУ аудиторских услуг, указанных в статье 50 Закона об ОСАГО;
7) описание факта относительно существенной угрозы или сомнений относительно возможности поставщика финансовых услуг или МТСБУ продолжать деятельность на непрерывной основе, а также объяснение субъекта аудиторской деятельности о том, на основании какой информации/каких документов субъект аудиторской деятельности установил факт относительно существенной угрозы или сомнений относительно возможности поставщика финансовых услуг или МТСБУ продолжать деятельность на непрерывной основе, - отмечается в случае установления факта относительно существенной угрозы или сомнений относительно возможности поставщика финансовых услуг или МТСБУ продолжать деятельность на непрерывной основе во время предоставления значимому предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 36 Закона об аудите, части первой статьи 49 Закона о страховании, части первой статьи 70 Закона о банках/предоставления предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, предусмотренных частью первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, частью первой статьи 42 Закона о кредитных союзах, предоставление МТСБУ аудиторских услуг, предусмотренных в статье 50 Закона об ОСАГО;
8) описание факта о наличии модифицированного мнения (мнения с оговоркой, отрицательного или отказа от выражения мнения), который касается поставщика финансовых услуг или МТСБУ, - отмечается в случае установления факта о наличии модифицированного мнения (мнения с оговоркой, негативного или отказа от выражения мнения) при предоставлении значимому предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, указанных в части первой статьи 36 Закона об аудите, части первой статьи 49 Закона о страховании, части первой статьи 70 Закона о банках/предоставлении предоставителю финансовых услуг аудиторских услуг, предусмотренных частью первой статьи 17 Закона о финансовых услугах, частью первой статьи 42 Закона о кредитных союзах, предоставления МТСБУ аудиторских услуг, предусмотренных в статье 50 Закона об ОСАГО.
5. Субъект аудиторской деятельности, который при предоставлении аудиторских услуг предоставителю финансовых услуг установил факт о нарушении предоставителем финансовых услуг законодательства Украины в части несоблюдения установленных пруденциальных требований(включая пруденциальные нормативы)/нарушение значимым предоставителем финансовых услуг законодательства Украины по вопросам, относящимся к компетенции Национального банка, в части несоблюдения установленных пруденциальных требований (включая пруденциальные нормативы) отмечает в письме:
1) информацию о том, какие именно установленные законодательством Украины пруденциальные требования (включая пруденциальные нормативы) не соблюдены поставщиком финансовых услуг;
2) описание не соблюденного пруденциального требования - если предоставителем финансовых услуг не соблюдено пруденциального требования, для которого законодательством Украины не установлено количественного показателя;
3) фактическое значение не соблюденного пруденциального требования (включая пруденциальный норматив) - если предоставителем финансовых услуг не соблюдено пруденциального требования, для которого законодательством Украины установлен количественный показатель.
6. Субъект аудиторской деятельности, который при предоставлении аудиторских услуг предоставителю финансовых услуг, который является страховщиком, установил факт о нарушении страховщиком законодательства Украины в части несоблюдения требований к платежеспособности страховщика и/или требований к формированию технических резервов, отмечает в письме:
1) информацию о том, какие именно установленные законодательством Украины требования к платежеспособности страховщика и/или требования к формированию технических резервов не соблюдены страховщиком;
2) описание не соблюдённого требования к платежеспособности страховщика и/или требования к формированию технических резервов - если страховщиком не соблюдено требование, для которого законодательством Украины не установлено количественного показателя;
3) фактическое значение не соблюдённого требования к платежеспособности страховщика и/или требования к формированию технических резервов - если страховщиком не соблюдено требование, для которого законодательством Украины установлен количественный показатель.
7. Субъект аудиторской деятельности, установивший факт, указанный в подпункте 7 и/или подпункте 8 пункта 4 настоящего Положения, предоставляет описание такого факта путем указания в письме:
1) информации, которую в соответствии с требованиями Международного стандарта аудита 570 (пересмотренного) "Непрерывность деятельности", принятого Советом по Международным стандартам аудита и предоставления уверенности, нужно предоставлять в разделе аудиторского отчета "Существенная неопределенность, касающаяся непрерывности деятельности", - в случае установления субъектом аудиторской деятельности факта относительно существенной угрозы или сомнений относительно возможности поставщика финансовых услуг или МТСБУ продолжать деятельность на непрерывной основе;
2) полного текста раздела аудиторского отчета "Основа для мнения с оговоркой", "Основа для негативного мнения" или "Основа для отказа от выражения мнения", составленного в соответствии с требованиями Международного стандарта аудита 705 (пересмотренного) "Модификации мнения в отчете независимого аудитора", принятого Советом по международным стандартам аудита и предоставления уверенности, - в случае установления субъектом аудиторской деятельности факта о наличии модифицированного мнения (мнения с оговоркой, негативного или отказа от выражения мнения), который касается поставщика финансовых услуг или МТСБУ.
8. Субъект аудиторской деятельности направляет/подает Национальному банку письмо одним из следующих способов:
1) в электронной форме, подписанного квалифицированной электронной подписью руководителя (лица, исполняющего обязанности руководителя) субъекта аудиторской деятельности, - электронным сообщением на официальный электронный почтовый ящик Национального банка: nbu@bank.gov.ua;
2) в бумажной форме, подписанного собственноручной подписью руководителя (лица, исполняющего обязанности руководителя) субъекта аудиторской деятельности.
9. Датой уведомления субъектом аудиторской деятельности Национального банка о факте в отношении поставщика финансовых услуг, факт в отношении МТСБУ является одна из таких дат:
1) отправка субъектом аудиторской деятельности письма в электронной форме электронным сообщением на официальный электронный почтовый ящик Национального банка: nbu@bank.gov.ua;
2) указанная на расчетном документе, свидетельствующая об отправке письма в бумажной форме почтовой связью на официальный адрес Национального банка;
3) регистрации письма в бумажной форме в Национальном банке в качестве входного документа (применяется в случае поступления в Национальный банк письма в бумажной форме без использования почтовой связи).
Постановление Правления Национального банка Украины от 12 декабря 2024 года №147
"О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины"
О документе
Номер документа: | 147 |
Дата принятия: | 12.12.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.01.2025 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 16 декабря 2024 года
Официальный вестник Украины от 17 января 2025 года №5, статья 422, код акта 129378/2024
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.