Дата обновления БД:
26.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
358 / 968
Всего документов в БД:
315233
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 4 сентября 2024 года №105
Об утверждении Положения о признании принадлежности услуги или операции к финансовой/ограниченной платежной услуге и выявлении осуществления безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке
В соответствии со статьями 7, 15, 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьями 4, 21, 23 Закона Украины "О финансовых услугах и финансовых компаниях", статьями 8, 77, 78 Закона Украины "О платежных услугах", с целью урегулирования порядка признания принадлежности услуг или операций, содержащих признаки одного или нескольких видов финансовых услуг/ограниченных платежных услуг, к финансовым/ограниченным платежным услугам и выявления осуществления безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке Правления Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Положение о признании принадлежности услуги или операции к финансовой/ограниченной платежной услуге и выявлении осуществления безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и прилагаемом платежном рынке.
2. Департаменту методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений (Сергей Савчук) после официального опубликования поставить в известность небанковских поставщиков финансовых и платежных услуг информацию о принятии настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель
А.Пышный
Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 4 сентября 2024 №105
Положение о признании принадлежности услуги или операции к финансовой/ограниченной платежной услуге и выявлении осуществления безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Украины "О Национальном банке Украины", "О финансовых услугах и финансовых компаниях" (далее - Закон о финансовых услугах), "О платежных услугах" (далее - Закон о платежных услугах).
2. Настоящее Положение определяет:
1) перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей настоящего Положения, и требования к информации и критерии, которым должна соответствовать информация, полученная из следующих источников;
2) процедуры и механизмы выявления осуществления объектами надзора/лицами, потенциально осуществляющими безлицензионную деятельность, безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке, включая порядок осуществления углубленного анализа/камеральной проверки;
3) порядок принятия Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) решения о:
принадлежность или непринадлежность определенных услуг или операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовых услугах и/или специальными законами, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона о финансовых услугах;
запрет предоставления определенных услуг, не предусмотренных частью первой статьи 4 Закона о финансовых услугах, но по своей сути содержащих признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовых услугах и/или специальными законами;
отнесение лиц, которые не осуществили авторизацию деятельности по предоставлению платежных услуг/ограниченных платежных услуг, к таким, которые осуществляют предоставление платежных услуг/ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации, для привлечения таких лиц к ответственности в установленном законодательством Украины порядке;
принадлежность платежной операции к ограниченным платежным услугам, об определении операции как ограниченной платежной услуги, об отсутствии такой платежной услуги среди ограниченных платежных услуг, определенных частью первой статьи 8 Закона о платежных услугах, и о запрете предоставления такой услуги, а также требования по выполнению таких платежных операций;
4) порядок информирования объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, о принятом/принятом решении, определенном/определенных в пункте 18 раздела III настоящего Положения, и обнародования его/их на странице официального Интернет-представительства Национального банка.
3. Термины в настоящем Положении употребляются в таком значении:
1) безлицензионная деятельность-осуществление лицом деятельности по предоставлению финансовых услуг, включая если такие услуги являются валютными операциями, ограниченных платежных услуг без авторизации (без лицензии и/или регистрации), если такая авторизация предусмотрена законодательством Украины;
2) информация для предварительного анализа-документ/сведения/данные, выраженный/выраженные в письменной форме, содержащий/содержащие/может/могут содержать информацию относительно осуществления лицом деятельности по предоставлению финансовых или ограниченных платежных услуг без надлежащей авторизации Национального банка/признания услуг финансовыми, ограниченными платежными и принятия решений, определенных в пункте 18 раздела III настоящего Положения, перечень источников получения которых приведен в пункте 5 раздела I настоящего Положения;
3) куратор углубленного анализа-должностное лицо Национального банка, определенное в распорядительном акте Национального банка о проведении углубленного анализа (далее - распорядительный акт), которое осуществляет общее руководство процессом углубленного анализа в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, координирует решение внутренних вопросов и внешних коммуникаций с таким лицом, возникающих во время проведения углубленного анализа (при необходимости);
4) объект надзора-поставщик финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовых услугах (кроме банков), небанковский поставщик платежных услуг (кроме поставщиков нефинансовых платежных услуг), поставщик ограниченных платежных услуг в соответствии с Законом о платежных услугах, надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк;
5) лицо, потенциально осуществляющее безлицензионную деятельность, - лицо, не являющееся объектом надзора, в отношении которого у Национального банка есть информация об осуществлении им деятельности/операции/предоставлении услуг на рынке небанковских финансовых услуг и/или на платежном рынке без надлежащей авторизации;
6) углубленный анализ-комплексный, всесторонний анализ документов, сведений, данных, который проводится для выявления осуществления объектом надзора или лицом, потенциально осуществляющим безлицензионную деятельность, безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке, включая путем получения услуги/осуществления операции;
7) структурное подразделение-структурное подразделение Национального банка, к функциям которого относится осуществление надзора за деятельностью на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке/соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг;
8) уполномоченное лицо Национального банка - заместитель Председателя Национального банка, осуществляющий общее руководство и контролирующий деятельность самостоятельных подразделений Национального банка по вертикали подчинения "Пруденциальный надзор".
Другие термины, используемые в настоящем Положении, используются в значениях, определенных законами Украины, в Положении об осуществлении Национальным банком Украины надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 02 сентября 2022 года №198 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 28 сентября 2023 года №118) (с изменениями) (далее - Положения №198), Положении об авторизации поставщиков финансовых услуг и условиях осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2023 года №199 (с изменениями) (далее - Положение №199), Положении о порядке осуществления авторизации деятельности поставщиков финансовых платежных услуг и ограниченных платежных услуг, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 07 октября 2022 года №217 (с изменениями) (далее - Положение №217).
4. Требования настоящего Положения распространяются на объекты надзора и лиц, потенциально осуществляющих безлицензионную деятельность.
5. Информация для предварительного анализа может быть получена из следующих источников:
1) от третьих лиц, включая обращения физических лиц, правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, включая путем заполнения такими лицами формы, установленной Национальным банком и размещенной на странице официального Интернет-представительства Национального банка;
2) во время выполнения функций Национального банка, включая осуществление надзора на рынке финансовых услуг и платежном рынке, надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных/ограниченных платежных услуг (осуществление безвыездного надзора или проведения проверки);
3) с вебсайтов, включая их мобильные версии, программных приложений (мобильные приложения, платежные и мобильные приложения), платежных устройств объектов надзора или лиц, потенциально осуществляющих безлицензионную деятельность, третьих лиц;
4) из рекламы услуги/операции, предоставляемой объектом надзора или лицом, потенциально осуществляющим безлицензионную деятельность;
5) из официальных источников.
6. Информация для предварительного анализа учитывается Национальным банком для целей настоящего Положения в случае соответствия следующим критериям:
1) допустимости, заключающейся в получении информации способами, которые не нарушают требований законодательства Украины;
2) достоверности, заключающейся в отсутствии влияния, направленного на формирование у Национального банка ложного представления об осуществлении лицом деятельности по предоставлению финансовых или ограниченных платежных услуг без надлежащей авторизации.
7. Информация для предварительного анализа, полученная в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 раздела I настоящего Положения, учитывается Национальным банком для целей настоящего Положения в случае соответствия критериям, определенным в пункте 6 раздела I настоящего Положения, и следующим требованиям:
1) указание лицом, предоставляющим информацию:
фамилии, собственного имени, отчества (при наличии)/наименования, кода юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее-ЕГРПОУ) или фамилии, собственного имени, отчества (при наличии) и регистрационного номера;
места проживания/регистрации;
электронной и/или почтового адреса, на который лицу может быть отправлен ответ;
даты предоставления информации;
2) наличие хотя бы одного из таких письменных подтверждений предоставленных источников информации (при наличии):
копии договора о предоставлении услуги;
копии документа о совершенной операции;
копии платежного документа, подтверждающего осуществление оплаты за полученную услугу/проведенную операцию;
в бумажной форме или в форме электронного документа информации, полученной с вебсайта (путем фотофиксации/фотоснимка экрана электронного устройства, на котором происходит просмотр вебсайта), с указанием адреса такого вебсайта или письменного описания информации, полученной с вебсайта, с указанием адреса такого вебсайта;
средств распространения рекламы (полиграфической продукции в виде рекламных листовок, буклетов, флаеров, брошюр);
других видов письменных подтверждений источников информации, предоставленных лицом.
Национальный банк не рассматривает анонимную информацию лиц и информацию, содержащую ненормативную лексику, угрозы, клевету и оскорбления, дискредитацию руководства Национального банка и его должностных лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и других действий, а также информацию, не соответствующую требованиям, определенным в пункте 7 раздела I настоящего Положения.
8. Структурное подразделение в случае получения информации для предварительного анализа анализирует такую информацию, с целью подтверждения наличия оснований для инициирования:
1) проведение углубленного анализа (в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность/объекта надзора);
2) камеральной проверки (при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг);
3) признание принадлежности услуги или операции к финансовой/ограниченной платежной услуге, отнесение лиц, не осуществивших авторизацию деятельности по предоставлению платежных услуг/ограниченных платежных услуг, к осуществляющим предоставление платежных услуг/ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации.
9. Национальный банк в сроки, определенные законодательством Украины, предоставляет ответ на обращение/сообщение лицу, предоставившему информацию из источника, определенного в подпункте 1 пункта 5 раздела I настоящего Положения, за подписью руководителя структурного подразделения.
II. Порядок осуществления углубленного анализа/камеральной проверки
10. Углубленный анализ в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, проводится в порядке, определенном настоящим Положением.
Углубленный анализ относительно объекта надзора проводится согласно требованиям Положения об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на платежном рынке за небанковскими поставщиками платежных услуг, поставщиками ограниченных платежных услуг, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 05 мая 2023 года №60 (с изменениями) (далее - Положение №60), и Положение об осуществлении безвыездного надзора за деятельностью по предоставлению финансовых и сопроводительных услуг, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14 декабря 2023 года №162 (с изменениями) (далее - Положение №162).
Камеральная проверка при осуществлении безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых, ограниченных платежных услуг проводится согласно требованиям Положения №198.
11. Структурное подразделение по результатам рассмотрения информации для предварительного анализа и в случае ее обоснованности инициирует проведение углубленного анализа в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, путем направления докладной записки, в которой изложено обоснование необходимости проведения углубленного анализа, подписанной руководителем структурного подразделения, на согласование уполномоченному лицу Национального банка.
12. Углубленный анализ в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, осуществляется на основании распорядительного акта, выданного по результатам рассмотрения докладной записки структурного подразделения, определенной в пункте 11 раздела II настоящего Положения.
Распорядительный акт должен содержать:
1) наименование лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность;
2) код по ЕГРПОУ (для резидентов), регистрационный номер или другую информацию (для нерезидентов) лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность (при наличии);
3) вопросы, подлежащие углубленному анализу;
4) сроки проведения углубленного анализа;
5) перечень работников структурного подразделения, других структурных подразделений Национального банка, которые будут проводить углубленный анализ, и куратора углубленного анализа (указываются их фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), должности);
6) сумму средств, которая выдается работникам структурного подразделения, которые будут проводить углубленный анализ (при необходимости);
7) способ фиксации проведения углубленного анализа (при необходимости);
8) другую информацию по углубленному анализу (при необходимости).
Распорядительный акт подписывает уполномоченное лицо Национального банка.
13. Структурное подразделение при осуществлении углубленного анализа в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, имеет право привлекать работников других структурных подразделений Национального банка с целью получения экспертной позиции для принятия обоснованного решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения в пределах их компетенции, установления факта осуществления безлицензионной деятельности.
14. Работник структурного подразделения, который провел углубленный анализ в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, составляет протокол о проведении углубленного анализа (далее - протокол).
Протокол составляется в бумажной форме/в форме электронного документа по форме, установленной Национальным банком, подписывается работниками структурного подразделения, других структурных подразделений Национального банка, которые провели углубленный анализ в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность (для электронной формы-квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) указанных лиц), и должен содержать:
1) дата и время сборки;
2) реквизиты распорядительного акта;
3) описание процесса проведения углубленного анализа, включая информацию о месте, дате и времени проведения и вид операции, которая проводилась (при необходимости);
4) выявленный факт безлицензионной деятельности или факт ее отсутствия;
5) фамилии, собственные имена, отчества (при наличии), должности работников структурного подразделения, других структурных подразделений Национального банка, которые провели углубленный анализ;
6) приложения (материалы с фото -, видеофиксацией);
7) подпись работников структурного подразделения, других структурных подразделений Национального банка, которые провели углубленный анализ.
Протокол соглашается куратором углубленного анализа.
15. Структурное подразделение после завершения проведения углубленного анализа в отношении лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, составляет справку по результатам углубленного анализа.
Справка по результатам углубленного анализа составляется в форме электронного документа по форме, установленной распорядительным актом Национального банка, подписывается КЭП руководителя структурного подразделения и должна содержать:
1) дату и номер;
2) реквизиты распорядительного акта;
3) наименование лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность;
4) код по ЕГРПОУ (для резидентов), регистрационный номер или другую информацию (для нерезидентов) лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность;
5) информацию, на основании которой структурным подразделением был проведен углубленный анализ, включая источники информации;
6) результаты проведения углубленного анализа;
7) перечень приложений.
Протокол и другие приложения (при наличии) должны прилагаться к справке по результатам углубленного анализа;
8) подпись руководителя структурного подразделения.
16. Национальный банк в течение семи рабочих дней со дня составления справки по результатам углубленного анализа направляет ее лицу, потенциально осуществляющему безлицензионную деятельность, с сопроводительным письмом с предложением предоставить дополнительную информацию/объяснение/возражение (не применяется в случае установления факта отсутствия безлицензионной деятельности).
Справка по результатам углубленного анализа направляется лицу, потенциально осуществляющему безлицензионную деятельность в одной из следующих форм:
1) в электронной форме-на электронный адрес такого лица;
2) в бумажной форме - на почтовый адрес такого лица заказным письмом с уведомлением о вручении (если Национальный банк не получил подтверждения получения лицом электронного письма в течение двух рабочих дней со дня направления копии справки по результатам углубленного анализа в электронной форме).
Лицо, потенциально осуществляющее безлицензионную деятельность, считается надлежащим образом уведомленным о составленной структурным подразделением справке по результатам углубленного анализа при условии выполнения Национальным банком соответствующих действий, определенных в абзацах втором - четвертом пункта 16 раздела II настоящего Положения.
III. Порядок принятия решения о принадлежности услуги/операции к финансовой/ограниченной платежной услуге и запрет предоставлять услугу, которая признана финансовой/ограниченной платежной услугой
17. Структурное подразделение по результатам осуществления углубленного анализа/камеральной проверки и/или при наличии обоснованных оснований считать, что объект надзора/лицо, потенциально осуществляющее безлицензионную деятельность, предоставляет услуги, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг/ограниченных платежных услуг/определенные услуги или операции по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг согласно Закону о финансовых услугах и/или специальным законам, подает на рассмотрение Правления Национального банка Украины (далее - Правления)/Комитета по надзору и регулированию деятельности рынков небанковских финансовых услуг (далее - Комитет по вопросам надзора) следующие документы:
1) проект решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения;
2) пояснительную записку/докладную записку с обоснованной позицией структурного подразделения относительно целесообразности принятия решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, за подписью руководителя структурного подразделения, проект которого представлен в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 раздела III настоящего Положения (далее - пояснительная записка);
3) справку по результатам углубленного анализа/справку о результатах осуществления безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых/платежных услуг/ограниченных платежных услуг/за соблюдением требований о соблюдении требований по этическому поведению (далее-Справка);
4) информацию, полученную от объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, определенную в пункте 16 раздела II настоящего Положения/Положении №60/Положении №162/Положении №198 (в случае получения такой информации/объяснений /возражений).
Справка не составляется и документы, определенные в подпунктах 3, 4 пункта 17 раздела III настоящего Положения, не подаются структурным подразделением на рассмотрение Правления в случае представления Правлению структурным подразделением проекта решения относительно неограниченного круга лиц, определенного в подпунктах 1, 2, 3, 6 пункта 18 раздела III настоящего Положения.
Справка может прилагаться как отдельный документ или как дополнение к пояснительной записке, определенной в подпункте 2 пункта 17 раздела III настоящего Положения.
18. Национальный банк в течение 60 календарных дней с даты составления Справки или пояснительной записки (если Справка не составляется) имеет право принять решение о:
1) принадлежность или непринадлежность определенных услуг или операций, которые по своей сути содержат признаки одного или нескольких видов финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовых услугах и/или специальными законами, к определенному виду финансовых услуг, определенных частью первой статьи 4 Закона о финансовых услугах;
2) принадлежность платежной операции к ограниченным платежным услугам;
3) определение операции как ограниченной платежной услуги, об отсутствии такой платежной услуги среди ограниченных платежных услуг, определенных частью первой статьи 8 Закона о платежных услугах, и о запрете предоставления такой услуги (относительно неограниченного круга лиц);
4) определение операции как ограниченной платежной услуги, об отсутствии такой платежной услуги среди ограниченных платежных услуг, определенных частью первой статьи 8 Закона о платежных услугах, и о запрете предоставления такой услуги (в отношении конкретного лица);
5) запрет объекту надзора или лицу, потенциально осуществляющему безлицензионную деятельность, предоставлять услугу, в отношении которой принято решение о ее принадлежности к определенному виду финансовых услуг/ограниченных платежных услуг;
6) отнесение лиц, не осуществивших авторизацию деятельности по предоставлению платежных услуг (ограниченных платежных услуг), к осуществляющим предоставление платежных услуг или ограниченных платежных услуг без лицензии и/или регистрации.
19. Решения по неограниченному кругу лиц, определенные в подпунктах 1-3, 6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, принимает Правление.
Решение относительно лица, не являющегося объектом надзора, определенные в подпунктах 1, 2, 4-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, по результатам предварительного рассмотрения Комитетом по вопросам надзора вопроса и документов, определенных в пункте 17 раздела III настоящего Положения, и предоставления Правлению рекомендации по принятию решения, принимает Правление.
20. Решения относительно объекта надзора, определенные в подпунктах 1-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, принимает Комитет по вопросам надзора.
21. Решения, определенные в пункте 18 раздела III настоящего Положения, должны содержать:
1) дату принятия решения и его регистрационный номер;
2) наименование, код по ЕГРПОУ (для резидентов), регистрационный номер или другую информацию (для нерезидентов) лица, в отношении которого было принято решение (кроме решения к неограниченному кругу лиц);
3) основание принятия решения;
4) дату вступления в силу решения;
5) подпись Председателя Национального банка или лица, исполняющего его обязанности (относительно решений, указанных в пункте 19 раздела III настоящего Положения)/Председателя Комитета по вопросам надзора или лица, исполняющего его обязанности (относительно решений, указанных в пункте 20 раздела III настоящего Положения).
Решение может содержать профессиональное суждение. Решение, определенное в подпункте 1 пункта 18 раздела III настоящего Положения, должно содержать обоснованные основания, согласно которым соответствующая услуга отнесена Национальным банком к определенному виду финансовых услуг, со ссылкой на нормы Закона о финансовых услугах.
22. Решение, определенное в подпункте 1 пункта 18 раздела III настоящего Положения, кроме информации, определенной в пункте 21 раздела III настоящего Положения, должно содержать обоснование наличия в определенных услуг или операций признаков финансовой услуги с учетом закона о финансовых услугах и Закона о платежных услугах относительно этих признаков. Обоснование Национального банка об отнесении определенных услуг или операций к финансовым услугам может учитывать наличие одного или нескольких из следующих обстоятельств:
1) осуществление операции/нескольких операций, связанных одной правовой целью;
2) осуществление операции, включая с финансовыми средствами;
3) осуществление операции/нескольких операций объектом надзора/лицом, потенциально осуществляющим безлицензионную деятельность, в интересах третьих лиц;
4) наличие лица, предоставляющего финансовую услугу;
5) осуществление деятельности по выполнению платежных операций.
Для обоснования оснований отнесения таких услуг или операций к определенному виду финансовых услуг, учитываются определенные Законом о финансовых услугах, специальными законами, другими законами Украины признаки видов финансовых услуг, с учетом правовой и экономической сути соответствующих услуг или операций.
23. Национальный банк приглашает руководителя или уполномоченного представителя объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, для участия в заседании Комитета по вопросам надзора, с целью предоставления объяснений/возражений (далее - приглашение).
Национальный банк имеет право пригласить руководителя или уполномоченного представителя объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность на заседание Правления, рассматривающего вопрос о принятии решения по рекомендации Комитета по вопросам надзора в отношении этого лица, с целью предоставления объяснений/возражений.
Руководитель/уполномоченный представитель объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, имеет право участвовать в заседании Комитета по вопросам надзора лично или дистанционно с помощью средств аудио-, видеосвязи. Способ участия в заседании Комитета по вопросам надзора руководителя/уполномоченного представителя объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, определяется в приглашении.
Приглашение доводится до сведения объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность, не позднее чем за семь календарных дней до дня проведения заседания Комитета по вопросам надзора путем:
1) направление по электронной почте и/или отправка на бумажных носителях средствами почтовой связи;
2) размещение приглашения на странице официального Интернет-представительства Национального банка.
Объект надзора/лицо, потенциально осуществляющее безлицензионную деятельность, считается надлежащим образом уведомленным о приглашении на заседание Комитета по вопросам надзора при условии выполнения Национальным банком хотя бы одного из действий, определенных в подпунктах 1, 2 пункта 23 раздела III настоящего Положения.
Отсутствие (неявка или неучастие дистанционно) руководителя/уполномоченного представителя объекта надзора/лица, потенциально осуществляющего безлицензионную деятельность во время заседания Комитета по вопросам надзора не является основанием для отложения рассмотрения Комитетом по вопросам надзора вопроса о рекомендации Правлению принять решение, определенное в подпунктах 1, 2, 4-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, в отношении лица, не являющегося объектом надзора/решения, определенного в подпунктах 1-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, в отношении объекта надзора.
24. Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, с учетом требований, определенных в разделе IV настоящего Положения:
1) направляет копию принятого решения лицу, в отношении которого принято решение (кроме решений к неограниченному кругу лиц);
2) обнародует решение на страницах официального Интернет-представительства Национального банка.
25. Лицо, в отношении которого принято решение, определенное в подпунктах 4-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения (далее - лицо, осуществляющее безлицензионную деятельность), обязано со дня получения уведомления о принятом Национальным банком решении остановить предоставление услуги, отнесенной к определенному виду финансовой услуги/ограниченной платежной услуги, до приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Закона о финансовых услугах, специальных законов с учетом требований Положения №199 и Положения №217.
26. Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия решения, определенного в подпунктах 4-6 пункта 18 раздела III настоящего Положения, размещает информацию о лице, осуществляющем безлицензионную деятельность на странице официального Интернет-представительства Национального банка с учетом требований Закона о финансовых услугах.
27. Лицо, осуществляющее безлицензионную деятельность (объект надзора), в случае невыполнения принятого Национальным банком решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, привлекается к ответственности путем применения Национальным банком мер воздействия в отношении такого лица (применяется к объектам надзора).
Лицо в случае несоблюдения требований части третьей статьи 4 Закона о финансовых услугах несет ответственность по закону.
Порядок привлечения к ответственности лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, включая порядок применения к такому лицу мер влияния, определяется Положением о применении Национальным банком Украины корректирующих мер, мер раннего вмешательства, мер влияния в сфере государственного регулирования деятельности на рынках небанковских финансовых услуг, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 25 декабря 2023 года №183 (с изменениями), и Положением о применении Национальным банком Украины мер влияния за нарушение требований законодательства, регулирующим деятельность на платежном рынке, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 22 сентября 2022 года №206 (применяется к объектам надзора).
Информация о составленном протоколе об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Национального банка в случае привлечения лица к административной ответственности в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях, размещается на странице официального Интернет-представительства Национального банка.
28. Национальный банк осуществляет контроль за выполнением принятого решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения. Национальный банк при осуществлении контроля за выполнением принятого решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, имеет право провести углубленный анализ/камеральную проверку.
Национальный банк при наличии достаточных оснований считать, что лицо, осуществлявшее безлицензионную деятельность, продолжает предоставление услуги, признанной финансовой/ограниченной платежной услугой, без приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Закона о финансовых услугах, специальных законов, Положения №199, Положения №217 и получения авторизации Национального банка, имеет право направить соответствующую информацию правоохранительным органам.
Решение о направлении правоохранительным органам информации, определенной в абзаце втором пункта 28 раздела III настоящего Положения, принимает Комитет по вопросам надзора.
IV. Порядок информирования лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, о принятом решении и обнародования его на странице официального Интернет-представительства Национального банка
29. Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, уведомляет лицо, осуществляющее безлицензионную деятельность, путем отправки ему копии принятого решения в одной из следующих форм:
1) в электронной форме-на электронный адрес лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, вместе с сопроводительным письмом, подписанным КЭП руководителя структурного подразделения;
2) в бумажной форме - на почтовый адрес лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, заказным письмом с уведомлением о вручении вместе с копией сопроводительного письма, заверенного в порядке, установленном законодательством Украины.
Уведомление лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, о принятом Национальным банком решении в бумажной форме осуществляется, если Национальный банк не получил подтверждения получения лицом электронного письма в течение двух рабочих дней со дня направления копии принятого решения в электронной форме.
30. Лицо, осуществляющее безлицензионную деятельность, считается надлежащим образом уведомлено о принятом Национальным банком решении при условии выполнения Национальным банком соответствующих действий, определенных в пункте 24 раздела III и пункте 29 раздела IV настоящего Положения.
31. Национальный банк имеет право уведомлять государственные органы Украины с учетом их компетенции о принятых Национальным банком решениях, определенных в пункте 18 раздела III настоящего Положения.
Уведомление государственного органа Украины осуществляется в электронной форме и/или средствами почтовой связи путем направления копии решения вместе с официальным письмом за подписью Председателя Национального банка.
32. Национальный банк имеет право уведомлять финансовых регуляторов иностранных государств, включая государств, в которых лицо, осуществляющее безлицензионную деятельность, зарегистрировано/имеет обособленное подразделение, о принятом Национальным банком решении в отношении такого лица, определенном в пункте 18 раздела III настоящего Положения.
Уведомление финансового регулятора иностранного государства осуществляется в электронной форме путем направления копии решения, переведенного на соответствующий иностранный язык, вместе с официальным письмом за подписью Председателя Национального банка на официальный электронный адрес финансового регулятора иностранного государства.
Национальный банк имеет право направлять запрос к финансовому регулятору иностранного государства/юридического лица-нерезидента с просьбой предоставить Национальному банку информацию о наличии у лица, осуществляющего безлицензионную деятельность, авторизации на предоставление финансовых услуг в соответствующем государстве.
33. Национальный банк не позднее следующего рабочего дня после принятия решения, определенного в пункте 18 раздела III настоящего Положения, размещает на странице официального Интернет-представительства сведения о лице, осуществляющем безлицензионную деятельность:
1) наименование, код по ЕГРПОУ (для резидентов), регистрационный номер или другая информация (для нерезидентов);
2) адрес вебсайта, информацию о мобильном приложении (при наличии);
3) контактный телефон (при наличии);
4) адрес электронной почты (при наличии);
5) информацию о владельце существенного участия и руководителе соответствующего учреждения (при наличии).
Информация о владельце существенного участия и руководителе лица, осуществляющего безлицензионную деятельность (включая фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) лица, наименование учреждения, в котором лицо занимает должность), размещается на странице официального Интернет-представительства Национального банка в случае его получения Национальным банком из официальных/публичных источников (включая иностранные).
Постановление Правления Национального банка Украины от 4 сентября 2024 №105
"Об утверждении Положения о признании принадлежности услуги или операции к финансовой/ограниченной платежной услуге и выявлении осуществления безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке"
О документе
Номер документа: | 105 |
Дата принятия: | 04.09.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 07.09.2024 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 6 сентября 2024 года
Официальный вестник Украины от 11 октября 2024 года №86, статья 5379, код акта 127232/2024
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 7 сентября 2024 года.
О вступлении в силу документа смотри пункт 3