Дата обновления БД:
26.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
358 / 968
Всего документов в БД:
315233
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 24 мая 2024 года №УП-80
О дальнейшем повышении ответственности и формировании компактной системы управления органов и учреждений юстиции в рамках административных реформ
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года №УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти", а также неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан, дальнейшего повышения ответственности органов и учреждений юстиции в расширении спектра предоставляемых им государственных и правовых услуг:
1. Определить дополнительными направлениями деятельности органов юстиции:
выявление правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни населения, проведение анализа и принятие практических мер по их устранению;
разработка проектов актов законодательства, направленных на устранение системных проблем, выявленных на местах;
налаживание и координацию системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам;
оказание методической помощи по формированию единой правоприменительной практики в государственных органах и организациях, органах государственной власти на местах и органах самоуправления граждан.
2. В целях эффективной организации деятельности органов юстиции и дальнейшего расширения охвата правовыми услугами в регионах возложить на районные (городские) отделы юстиции следующие дополнительные задачи:
ежемесячное проведение в махаллях мероприятий "День юстиции" по рассмотрению и решению актуальных проблем, поднимаемых населением на местах. При этом в махаллях, расположенных в отдаленных районах, выездные государственные услуги оказываются не реже двух раз в месяц;
подготовка предложений о совершенствовании законодательства по устранению правовых проблем, выявляемых в повседневной жизни граждан, путем проведения подворового обхода и акций "Правовая помощь";
доведение сути и значения актов законодательства до "махаллинской семерки" на простом и доступном языке, а также решение проблем населения, касающихся правовых вопросов в его повседневной жизни, включенных "махаллинской семеркой" в платформу "Online-mahalla";
обеспечение оказания бесплатной первичной юридической помощи населению, в первую очередь гражданам, включенным в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь", "Молодежную тетрадь" и информационную систему "Единый реестр социальной защиты";
информирование молодежи, женщин, лиц, нуждающихся в социальной защите, а также субъектов предпринимательства об установленных актами законодательства льготах, преференциях, субсидиях, грантах и других видах государственной поддержки и о порядке их применения;
оказание районным (городским) подразделениям государственных органов и организаций, органам государственной власти на местах и органам самоуправления граждан методической помощи по формированию единой правоприменительной практики.
3. Внедрить начиная с 1 июля 2024 года следующий порядок оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам:
Министерством юстиции совместно с ННО "Мадад" в центрах государственных услуг всех районов и городов республики поэтапно создаются правовые консультативные бюро ННО "Мадад" (далее — правовые консультативные бюро);
правовые консультативные бюро предоставляют населению бесплатные правовые консультации, а также оказывают содействие в подготовке процессуальных документов, необходимых при досудебном и судебном разрешении споров;
для финансирования деятельности правовых консультативных бюро в соответствии с обоснованными расчетами ННО "Мадад" выделяются государственные субсидии за счет Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и общественных фондов при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента;
оснащение создаваемых правовых консультативных бюро необходимой компьютерной техникой и мебелью осуществляется за счет средств Фонда развития органов и учреждений юстиции.
Министерству экономики и финансов предусматривать в ежегодных параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для финансирования государственных субсидий, указанных в настоящем пункте.
Министерству юстиции привлекать средства технического содействия и гранты международных финансовых институтов и зарубежных доноров для поддержки деятельности правовых консультативных бюро.
4. В целях повышения правосознания и правовой культуры населения, доведения актов законодательства до исполнителей, повышения эффективности работ по разъяснению их сути и значения среди населения:
а) в органах самоуправления граждан реализуется проект "Юрист махалли", в рамках которого организуются краткосрочные бесплатные учебные курсы, направленные на непрерывное повышение правовых знаний и навыков председателей органов самоуправления граждан;
б) в школах начиная с 2024/2025 учебного года:
налаживается система непрерывного повышения профессиональных знаний и навыков преподавателей по предмету "Право" и их методического обеспечения посредством специальной электронной платформы Министерства юстиции;
проводятся предметная олимпиада "Знаток права" среди учащихся и конкурс "Лучший преподаватель права" среди преподавателей по предмету "Право";
создаются наглядные учебные пособия, видеоролики, компьютерные игры и мобильные приложения, направленные на самостоятельное освоение учащимися правовых знаний;
в) начиная с 1 июня 2024 года внедряется новый порядок доведения до населения государственными органами и организациями сути и значения актов законодательства и реформ. При этом:
Министерством юстиции исходя из направлений деятельности государственных органов и организаций подготавливаются материалы по правовой пропаганде, которые доводятся до их самых низовых звеньев посредством Единой системы обмена правовой информацией;
осуществляется цифровизация деятельности государственных органов и организаций по доведению правовой информации и широко применяются инновационные методы правовой пропаганды;
в государственных органах и организациях определяются подразделения, ответственные за организацию и координацию деятельности по доведению до населения правовой информации, относящейся к сфере их деятельности;
уровень и качество доведения до населения сути и значения актов законодательства и реформ государственными органами и организациями являются одними из критериев оценки эффективности их деятельности.
5. Согласиться с предложением Министерства юстиции об определении каждой среды недели "Днем правовой пропаганды" в махаллях.
Установить, что в "День правовой пропаганды" районными (городскими) отделами юстиции, в том числе центрами оказания юридических услуг, органами ЗАГС, центрами государственных услуг совместно с заинтересованными организациями проводятся следующие мероприятия:
организация адресных мероприятий по правовой пропаганде, направленных на правовое решение проблем, внесенных в платформу "Online-mahalla" и выявленных на местах;
предоставление правовых консультаций и разъяснений путем определения наиболее актуальных для населения вопросов;
проведение системных мероприятий по правовой пропаганде о порядке предоставления льгот и материальной помощи, назначения пособий, защиты от безработицы, обеспечения временной работой, получения социальной помощи для нуждающихся в социальной защите слоев населения;
организация мероприятий по правовой пропаганде о порядке пользования наиболее востребованными в повседневной жизни государственными услугами и преимуществах пользования ими через Единый портал интерактивных государственных услуг и другие электронные ресурсы.
6. Установить, что органы и учреждения юстиции, в том числе Ташкентский государственный юридический университет и юридические техникумы на основе идеи "Будущее страны — за законопослушной и нетерпимой к правонарушениям молодежью", направленной на повышение правосознания и правовой культуры молодежи, формирование у нее правового иммунитета к факторам, оказывающим негативное влияние на ее правовое воспитание, являются ответственными за:
организацию комплексных мероприятий по правовой пропаганде, направленных на формирование среди молодежи нетерпимого отношения к правонарушениям, укрепление у нее чувства уважения к закону, сопричастности к судьбе страны и патриотизма;
проведение мероприятий "Правовая помощь сверстнику" путем организации посещения молодежью органов и учреждений юстиции;
организацию практических мероприятий по повышению имиджа и престижа юридической профессии, привитию у молодежи чувства гордости и уважения к данной профессии, повышению ее заинтересованности в обретении правовых знаний;
организацию онлайн-школы правовой грамотности, ориентированной на повышение правовых знаний молодежи, с внедрением бесплатных учебных курсов по праву;
проведение "Месячника правовых знаний" в образовательных учреждениях, организацию семинаров-тренингов и конкурсов на различные правовые темы, направленных на поощрение получения правовых знаний молодежью.
7. Определить Министерство юстиции уполномоченным органом по методическому обеспечению правоприменения в государственных органах и организациях.
Установить порядок, в соответствии с которым:
а) Министерство юстиции ежегодно разрабатывает программу адресных и тематических аналитических исследований по изучению и методическому обеспечению правоприменительной практики и обеспечивает ее реализацию. При этом:
до 1 сентября 2024 года в Министерстве дошкольного и школьного образования, Министерстве сельского хозяйства, хокимияте Дустликского района Джизакской области и органах самоуправления граждан налаживается образцовая правоприменительная система. В последующем ежегодно анализируется и совершенствуется правоприменительная деятельность не менее 10 министерств и ведомств;
разрабатываются методические пособия по устранению системных проблем, встречающихся в правоприменительной практике, которые размещаются в Национальной базе данных законодательства (Lex.uz);
вносятся предложения по оптимизации функций государственных органов и организаций с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов (BPR);
обеспечиваются разработка и внедрение в практику проектов типовых документов по делопроизводству для государственных органов и организаций, в которых проводилось изучение;
повышается квалификация работников государственных органов и организаций по внедрению единой правоприменительной практики;
б) государственные органы и организации посредством Единой системы обмена правовой информацией вносят в Министерство юстиции предложения по устранению существующих проблем в правоприменительной практике, пробелов и противоречий в законодательстве.
При этом Министерство юстиции:
изучает и анализирует состояние соблюдения установленного порядка исполнения актов законодательства по обеспечению прав граждан, а также правоприменительной практики, в том числе с выездом на места;
принимает меры по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства на системной основе с проведением обобщения и углубленного анализа предложений государственных органов и организаций.
8. В целях создания дополнительных удобств в сфере оказания государственных услуг населению и субъектам предпринимательства установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 июля 2024 года:
идентификация граждан в системе Mobilе-ID осуществляется по их желанию в композитной форме в процессе оформления ID-карты и биометрического паспорта для выезда за границу посредством центров государственных услуг;
отменяется практика истребования от предприятий, учреждений и организаций электронных копий архивных документов при их уничтожении в установленном порядке;
внесение в электронной форме в государственный реестр сведений о правах на недвижимое имущество, государственная регистрация которых была проведена ранее (выдано свидетельство о государственной регистрации или подтверждено путем совершения надписи на правоустанавливающем документе), и которые действительны на день внесения, а также предоставление выписки об этом из государственного реестра осуществляются на бесплатной основе;
оформление сделок по передаче нежилого помещения другому лицу осуществляется при личной явке сторон сделки в центр государственных услуг с установлением их личности сотрудником центра, и оформленная сделка одновременно направляется в органы по кадастру для государственной регистрации;
б) до конца 2024 года:
при оказании государственных услуг внедряется метод биометрической идентификации личности (Face-ID). При этом предоставление гражданами документов, удостоверяющих их личность, не требуется;
прохождение гражданами идентификации и повторной идентификации в системе Mobilе-ID посредством центров государственных услуг и нотариальных контор осуществляются на бесплатной основе.
9. Внедрить порядок, в соответствии с которым при необходимости проводится апробация новых государственных услуг в определенном регионе в качестве эксперимента до введения порядка их оказания.
Установить, что:
временный регламент оказания государственных услуг, внедряемый в рамках эксперимента, принимается Министерством юстиции, Министерством цифровых технологий и уполномоченным государственным органом, оказывающим государственную услугу;
эксперимент продолжается до 6 месяцев, по итогам которого оказание в новом порядке государственных услуг приостанавливается или в Кабинет Министров вносится предложение о его внедрении по всей республике.
10. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Министерства высшего образования, науки и инноваций, Министерства дошкольного и школьного образования о совершенствовании системы подготовки юридических кадров, предусматривающими:
внедрение системы "школа — лицей — техникум — университет" при подготовке юридических кадров путем организации "Правового класса" и углубленного изучения правовых предметов в школах;
создание академических лицеев Ташкентского государственного юридического университета на базе юридических техникумов Наманганской и Самаркандской областей и прием их одаренных выпускников в высшие образовательные учреждения по направлению "юриспруденция" на основе собеседования без тестовых испытаний.
Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления, устанавливающий порядок приема одаренных выпускников академических лицеев Ташкентского государственного юридического университета в высшие образовательные учреждения по направлению "юриспруденция" на основе собеседования без тестовых испытаний.
11. Образовать:
а) Институт переподготовки и повышения квалификации юридических кадров при Министерстве юстиции Республики Узбекистан на базе Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, Центра профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при Ташкентском государственном юридическом университете, Учебного центра повышения квалификации судебных экспертов при Республиканском центре судебной экспертизы имени Х. Сулаймановой, Научно-методического центра повышения квалификации по архивному делу и делопроизводству при Агентстве "Узархив";
б) Институт анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия (далее — Институт) на базе государственного учреждения "Центр развития государственных услуг" Министерства юстиции.
Установить порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции ежегодно разрабатывает и обеспечивает реализацию программ оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства. При этом до 2028 года показатель оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов доводится до 100 процентов, действующих нормативно-правовых актов — до 50 процентов.
Передать Министерству юстиции на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу: город Ташкент, улица Буюк ипак йули, 69, и разместить в этом здании Институт.
Министерству юстиции в двухмесячный срок обеспечить оснащение Института необходимой мебелью, компьютерной техникой и другими материально-техническими средствами за счет внебюджетных средств министерства.
12. Установить, что в целях широкого внедрения научных подходов в реализации государственной правовой политики в Ташкентском государственном юридическом университете, а также в Институте переподготовки и повышения квалификации юридических кадров при Министерстве юстиции Республики Узбекистан внедряется система:
научно-методического и консультативного обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, сфер оказания правовых услуг, судебной экспертизы, архивного дела и делопроизводства;
проведения научных исследований и выработки рекомендаций касательно эффективности работ по повышению правосознания и правовой культуры населения;
проведения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по актуальным вопросам юриспруденции;
реализации научно-исследовательских проектов, направленных на развитие сферы юридического образования и оказания правовых услуг посредством применения правовых технологий;
проведения исследований правовых проблем в регионах и отраслях на основе проектных подходов с выездом на места и выработки соответствующих предложений за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции и грантов.
Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок утвердить "Дорожную карту" по реализации мер, направленных на широкое внедрение научных подходов в реализации государственной правовой политики.
13. В целях защиты прав населения и субъектов предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности:
а) с 1 июля 2024 года:
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2024 года №УП-80
"О дальнейшем повышении ответственности и формировании компактной системы управления органов и учреждений юстиции в рамках административных реформ"
О документе
Номер документа: | УП-80 |
Дата принятия: | 24.05.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 25.05.2024 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 25 мая 2024 года, №06/24/80/0364