Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 30 июня 2022 года №135

Об утверждении Положения о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины

Согласно статьям 7, 15, 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 21, 27, 28 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", статьям 2, 15, 36, 37 Закона Украины "О страховании" и с целью усовершенствования порядка осуществления посреднической деятельности в сфере страхования Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условия осуществления посреднической деятельности в области страхования (далее - Положение), которое прилагается.

2. Пункты 5, 13 приложения к постановлению Правления Национального банка Украины от 25 июня 2020 года №83 "Об обеспечении осуществления полномочий и выполнения функций по государственному регулированию и надзору в сфере рынков финансовых услуг по вопросам лицензирования и регистрации" (с изменениями) исключить.

3. Пункт 6 приложения к постановлению Правления Национального банка Украины от 25 июня 2020 года №84 "Об обеспечении осуществления полномочий и выполнения функций по государственному регулированию и надзору в сфере рынков финансовых услуг по вопросам порядка раскрытия информации и составления отчетности участниками рынков финансовых услуг" (с изменениями) исключить.

4. Страховым и/или перестраховочным брокерам (далее - брокеры), информация о которых по состоянию на день вступления в силу этого постановления внесена в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров (далее - реестр):

1) со дня вступления в силу этого постановления, но не позднее одного месяца со дня прекращения/отмены военного положения в Украине, подать в Национальный банк Украины опросник (по форме согласно приложению 2 к Положению);

2) в течение шести месяцев со дня прекращения/отмены военного положения в Украине подать в Национальный банк Украины заверения в произвольной форме о:

соответствии брокера требованиям Положения;

соответствии руководителя брокера - юридического лица или представительства страхового и/или перестраховочного брокера-нерезидента/брокера - физического лица-предпринимателя требованиям по профессиональной пригодности, предусмотренным в пункте 58 главы 5 раздела II Положения.

5. Лица, указанные в пункте 4 настоящего постановления, имеют право со дня вступления в силу этого постановления, но не позднее одного месяца со дня прекращения/отмены военного положения в Украине, обратиться к Национальному банку Украины о прекращении своей деятельности путем подачи заявления в произвольной форме.

6. Национальный банк Украины в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления от лица, указанного в пункте 5 настоящего постановления, принимает решение об исключении брокера из реестра и аннулирует его свидетельство о включении (внесении) в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров.

7. Свидетельства (сертификаты) о прохождении обучения (повышении квалификации) по соответствующей программе обучения (повышения квалификации) руководителя брокера - юридического лица или представительства страхового и/или перестраховочного брокера-нерезидента/брокера - физического лица-предпринимателя, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до конца срока их действия.

8. Со дня вступления в силу этого постановления требования Правил составления и представления отчетности участниками рынка небанковских финансовых услуг в Национальный банк Украины, утвержденных постановлением Правления Национального банка Украины от 25 ноября 2021 года №123, относительно представления брокерами данных отчетности в Национальный банк Украины не применяются.

9. Национальный банк Украины рассматривает пакеты документов, поданные до вступления в силу этого постановления, согласно требованиям и в порядке, определенным законодательством Украины, действовавшим до дня вступления в силу этого постановления.

10. Национальный банк Украины в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока, определенного в подпункте 1 пункта 4 настоящего постановления:

1) выдает выписки из реестра (по форме согласно приложению 3 к Положению) и обновляет при необходимости информацию в реестре относительно брокеров, которые подали в Национальный банк Украины опросник согласно подпункту 1 пункта 4 настоящего постановления. Свидетельства о включении (внесении) в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров указанных в подпункте 1 пункта 10 настоящего постановления брокеров, которые были выданы до вступления в силу этого постановления, считаются аннулированными с даты выдачи выписки Национальным банком Украины;

2) принимает решение об исключении из реестра брокеров, которые не подали в Национальный банк Украины документы, предусмотренные в подпункте 1 пункта 4 настоящего постановления, и аннулирует их свидетельства о включении (внесении) в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров.

11. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя 

Ю.Гелетий

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июня 2022 года №135

Положение о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования

I. Общие положения

1. Вводные положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с законами Украины "О Национальном банке Украины", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О страховании".

2. Термины в этом Положении употребляются в таком значении:

1) аннулирование свидетельства о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров - исключение Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) записи относительно страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера из государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров, которое подтверждается выпиской об исключении из государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров в форме электронного документа;

2) брокерское соглашение в перестраховании - договор в письменной (бумажной или электронной) форме, заключенный между клиентом и перестраховочным брокером/страховым и перестраховочным брокером/страховым и/или перестраховочным брокером-нерезидентом по предоставлению посреднических услуг (работ) в перестраховании, в котором определяются обязанности сторон, порядок и условия вступления в силу договора перестрахования, заключаемого при посредничестве такого брокера, порядок внесения перестраховочных премий и информирования клиента о вступлении в силу договора перестрахования (в форме других документов, применяемых в международной практике, включая такие документы, как ковер-нота, сертификат, полис, свидетельство, бордеро), порядок осуществления перестраховочных выплат, выполнения других работ, необходимых для заключения и выполнения договора перестрахования, условия осуществления взаиморасчетов между сторонами, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий указанного договора, другие условия по соглашению сторон;

3) брокерское соглашение в страховании - договор в письменной (бумажной или электронной) форме, заключенный между клиентом и страховым брокером/страховым и перестраховочным брокером/страховым и/или перестраховочным брокером-нерезидентом по предоставлению посреднических услуг (работ) в страховании, в котором определяются права и обязанности сторон, порядок и условия вступления в силу договора страхования, который заключается при посредничестве такого брокера, порядок внесения страховых премий и информирования клиента о вступлении в силу договора страхования, порядок осуществления страховых выплат, выполнения других работ, необходимых для заключения и выполнения договора страхования, условия осуществления взаиморасчетов между сторонами, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий указанного договора, другие условия по соглашению сторон;

4) выдача свидетельства о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров - внесение Национальным банком записи относительно страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров, удостоверяющей его право на осуществление деятельности страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера и подтверждается выпиской из государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров в форме электронного документа;

5) дата представления полного пакета документов - дата регистрации в Национальном банке пакета документов, представленного в полном объеме в соответствии с перечнем документов для осуществления процедур, предусмотренных настоящим Положением, оформленного в соответствии с требованиями законодательства Украины и настоящего Положения;

6) государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров - электронная автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных относительно страховых/перестраховочных/страховых и перестраховочных брокеров, включая представительства страховых и/или перестраховочных брокеров-нерезидентов (далее - Реестр);

7) электронная копия оригинала документа в бумажной форме - визуальное представление бумажного документа в электронной форме, полученное путем сканирования оригинала бумажного документа, соответствие оригиналу которого заверено квалифицированной электронной подписью, наложенной с соблюдением требований законодательства Украины в сфере электронных доверительных услуг и электронного документооборота (далее - КЭП) заявителя/нотариуса (кроме случаев, когда такое заверение не требуется настоящим Положением) (далее - электронная копия документа);

8) заявитель - лицо, которое обращается в Национальный банк в установленном настоящим Положением порядке с целью включения в реестр, внесения соответствующих изменений в информацию, содержащуюся в реестре, исключения из реестра, осуществления других процедур, определенных этим Положением;

9) руководитель по лицензированию - руководитель структурного подразделения Национального банка, ответственного за процедуры, предусмотренные настоящим Положением, его заместитель, руководитель подразделения в составе указанного структурного подразделения Национального банка, его заместителя или лица, исполняющие их обязанности;

10) клиент - лицо, которое получает или имеет намерение получить услугу (работу) в сфере страхования (перестрахования);

11) представительство - зарегистрированное на территории Украины обособленное подразделение (представительство) юридического лица страхового и/или перестраховочного брокера-нерезидента, образованного в соответствии с законодательством иностранного государства;

12) свидетельство о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров - запись о включении информации относительно страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера в Реестр, удостоверяющая его право на осуществление деятельности страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера (далее - Свидетельство);

13) страховой посредник - страховой/перестраховочный/страховой и перестраховочный брокер, включая страхового и/или перестраховочного брокера-нерезидента, страховой агент;

14) уполномоченный представитель - физическое лицо, которое имеет право на совершение соответствующих действий от имени физического или юридического лица, представительства на основании законодательства Украины, устава, доверенности или другого документа о предоставлении таких полномочий в соответствии с законодательством Украины.

Другие термины в этом Положении употребляются в значениях, приведенных в Законах Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О страховании", других законах и нормативно-правовых актах Украины в сфере страхования (перестрахования).

3. Требования настоящего Положения распространяются на лиц, которые намерены осуществлять или осуществляющих посредническую деятельность в страховании (перестраховании), а именно:

1) страховых брокеров - физических лиц-предпринимателей и страховых/перестраховочных/страховых и перестраховочных брокеров - юридических лиц и представительств (далее - брокеры);

2) страховых и/или перестраховочных брокеров-нерезидентов (далее - брокеры-нерезиденты);

3) страховых агентов - физических и юридических лиц.

4. Это Положение определяет:

1) условия осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования);

2) перечень посреднических услуг в страховании и перестраховании и требования к осуществлению посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования);

3) требования и порядок осуществления посреднической деятельности по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами;

4) требования по профессиональной пригодности брокеров - физических лиц-предпринимателей, руководителей брокеров - юридических лиц и представительств, порядок уведомления о назначении (избрании) такого руководителя;

5) порядок регистрации брокеров;

6) форму уведомления брокерами-нерезидентами о намерении осуществлять деятельность на территории Украины;

7) порядок осуществления Национальным банком надзора за соблюдением требований законодательства Украины при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования);

8) порядок прекращения осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования).

5. Право на осуществление посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования) имеют:

1) брокеры, которые включены в реестр;

2) брокеры-нерезиденты, которые письменно сообщили о намерении осуществлять деятельность на территории Украины;

3) страховые агенты.

2. Общие требования к документам, которые подаются в Национальный банк

6. Заявитель/брокер-нерезидент подает в Национальный банк документы в рамках осуществления процедур, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с определенными настоящим Положением перечнем и требованиями.

7. Заявитель/брокер-нерезидент несет ответственность за полноту и достоверность данных, содержащихся в представленных в Национальный банк документах.

8. Документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, должны предоставляться на украинском языке, не содержать исправлений и неточностей, а также расхождений между сведениями, изложенными в них и/или полученным из официальных источников.

9. Документы, составленные на иностранном языке, для подачи в Национальный банк должны переводиться на украинский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика удостоверяется нотариально). Документы, составленные на иностранном языке, в случае одновременного представления их текста на украинском языке не переводятся на украинский язык.

10. Документы, выданные в иностранном государстве, для представления в Национальный банк должны быть легализованы в установленном законами Украины порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

11. Заявитель/брокер-нерезидент в случае невозможности соблюдения определенных в пункте 10 главы 2 раздела I настоящего Положения требований относительно оформления документов, выданных в иностранном государстве, по независящим от него причинам, подает в Национальный банк соответствующие обоснованные объяснения.

12. Национальный банк имеет право рассмотреть документы, выданные в иностранном государстве, оформленные без соблюдения требований, определенных в пункте 10 главы 2 раздела I настоящего Положения, и учесть обоснованные объяснения заявителя/брокера-нерезидента, предоставленные в соответствии с пунктом 11 главы 2 раздела I настоящего Положения, при принятии соответствующего решения.

13. Документы в отношении юридического лица или представительства, выданные в иностранном государстве и легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, представляются в Национальный банк в форме копий указанных документов за подписью руководителя юридического лица или представительства, или иного уполномоченного представителя таких лиц.

14. Документы в отношении физического лица, выданные в иностранном государстве и легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, представляются в Национальный банк в форме копий указанных документов за подписью физического лица или его уполномоченного представителя.

15. Документы, полученные из электронных источников, удостоверяются подписью (КЭП для электронных копий документов):

1) физического лица, в отношении которого такие документы выданы, или его уполномоченного представителя;

2) уполномоченного представителя юридического лица или представительства, в отношении которого такие документы выданы.

16. Заявитель/брокер-нерезидент имеет право подать в Национальный банк копию документа (электронную копию документа), если настоящим Положением не установлено обязанности по представлению оригинала документа, засвидетельствованную в таком порядке:

1) копия документа (электронная копия документа), выданного уполномоченным государственным органом, заверяется подписью (КЭП для электронных копий документов) заявителя/брокера-нерезидента (его уполномоченного представителя);

2) копия документа (электронная копия документа) физического лица удостоверяется подписью (КЭП для электронных копий документов) такого лица, его уполномоченного представителя или заявителя/брокера-нерезидента;

3) копия документа (электронная копия документа) юридического лица или представительства удостоверяется подписью (КЭП для электронных копий документов) его уполномоченного представителя или заявителя/брокера-нерезидента;

4) копия документа (электронная копия документа), выданного в иностранном государстве, удостоверяется подписью (КЭП для электронных копий документов) заявителя/брокера-нерезидента (его уполномоченного представителя).

17. Копия любого документа (электронная копия документа), которая подается в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, может быть заверена нотариально по желанию заявителя/брокера-нерезидента.

18. Копия документа (электронная копия документа) заверяется самим заявителем/брокером-нерезидентом в определенных настоящим Положением случаях.

19. Пакет документов, который подается в Национальный банк согласно этому Положению, должен сопровождаться:

1) согласием лица на обработку персональных данных лица (лиц), хранение, проверку и передачу другим государственным органам Украины полученных от лица сведений и документов. Соответствующее согласие подписывается лично заявителем/брокером-нерезидентом - физическими лицами или руководителем заявителя (уполномоченным представителем заявителя/брокера-нерезидента);

2) заверением лица, что оно получило согласие на обработку персональных данных физических лиц, в отношении которых предоставляются персональные данные.

20. Информация, приведенная в пункте 19 главы 2 раздела I настоящего Положения, не предоставляется в случаях предоставления соответствующей информации согласно требованиям документов, составленных по формам согласно приложениям к настоящему Положению, и размещенным на странице официального Интернет-представительства Национального банка.

21. Документы, предусмотренные настоящим Положением, подаются в Национальный банк исключительно одним из таких способов:

1) в бумажной форме с собственноручной подписью брокера - физического лица-предпринимателя/руководителя брокера - юридического лица или представительства, руководителя брокера-нерезидента или уполномоченного представителя таких лиц с одновременным обязательным представлением электронных копий этих документов (без наложения КЭП) на цифровых носителях информации (USB-флэш-накопителях) или по электронным каналам связи, которые используются Национальным банком для электронного документооборота;

2) в форме электронного документа или электронной копии документа, подписанного брокером - физическим лицом-предпринимателем/руководителем брокера - юридического лица или представительства, руководителем брокера-нерезидента или уполномоченного представителя таких лиц путем наложения КЭП таких лиц, с отправкой вместе с электронным уведомлением на электронный почтовый ящик Национального банка nbu@bank.gov.ua или другими электронными каналами связи, которые используются Национальным банком для электронного документооборота.

22. Электронные документы и электронные копии документов должны иметь краткое название латинскими буквами, которое отражает содержание и реквизиты документа.

23. Электронные копии документов (с наложенным КЭП и без наложения КЭП) создаются путем сканирования документа в бумажной форме с учетом таких требований:

1) документ сканируется в файл формата pdf;

2) сканированная копия каждого документа хранится как отдельный файл;

3) документы, содержащие более одной страницы, сканируются в один файл;

4) разрешение сканирования должно быть не ниже 300 dpi.

24. Национальный банк проверяет на целостность и аутентичность данных КЭП на полученных электронных документах и/или электронных копиях документов. Если проверка не прошла успешно, Национальный банк сообщает заявителю/брокеру-нерезиденту о непринятии документов не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких документов.

25. Национальный банк в случае подачи заявителем/брокером-нерезидентом пакета документов способом, предусмотренным в подпункте 2 пункта 21 главы 2 раздела I настоящего положения, в течение пяти рабочих дней направляет заявителю/брокеру-нерезиденту подтверждение о получении электронного сообщения с документами.

Считается, что пакет документов, представленный таким образом, не получен Национальным банком в случае непоступления заявителю/брокеру-нерезиденту такого подтверждения.

26. Документы в отдельных случаях, определенных в настоящем Положении, и по требованию Национального банка представляются в электронной форме в формате xlsx или другом формате.

27. Национальный банк размещает на странице официального Интернет-представительства формы документов, которые в соответствии с настоящим Положением представляются в Национальный банк в электронной форме в формате xlsx или ином формате, определенном Национальным банком, и описания параметров их заполнения.

28. Заявитель/брокер-нерезидент в рамках процедур, определенных настоящим Положением, имеет право не подавать документы в бумажной форме при условии представления всех необходимых документов в Национальный банк в форме электронных документов или электронных копий документов с наложенной КЭП заявителя/брокера-нерезидента или его уполномоченного представителя, либо нотариуса в соответствии с требованиями настоящего Положения.

29. Данные, приведенные в документах в бумажной форме, имеют преимущество в случае наличия расхождений между данными, содержащимися в документах в бумажной форме и в электронных копиях документов (без КЭП). Национальный банк имеет право требовать от заявителя/брокера-нерезидента предоставления объяснений относительно расхождений между документами в бумажной форме и их электронными копиями (без КЭП), а также устранения этих расхождений.

30. Руководитель по лицензированию имеет право осуществлять официальную коммуникацию с заявителем/брокером-нерезидентом, его руководителями или уполномоченными представителями через электронный почтовый ящик Национального банка nbu@bank.gov.ua. Такая коммуникация может включать:

1) требование предоставить дополнительную информацию, документы и объяснения, необходимые для принятия решения в соответствии с настоящим Положением;

2) замечания к представленному пакету документов, если документы и/или заявитель не соответствуют требованиям настоящего Положения;

3) получение от таких лиц информации, объяснений, дополнительных документов;

4) отправку сообщений о решениях, принятых Национальным банком в соответствии с настоящим Положением.

31. Заявитель/брокер-нерезидент обязан предоставить Национальному банку информацию об адресе электронной почты для официальной коммуникации с Национальным банком.

Предоставленный адрес электронной почты считается официальным электронным адресом для коммуникации Национального банка с заявителем/брокером-нерезидентом.

32. Заявитель/брокер-нерезидент после получения электронного письма Национального банка обязан в течение одного рабочего дня направить в ответ электронное сообщение, подтверждающее получение электронного письма Национального банка.

33. Национальный банк имеет право осуществлять коммуникацию с лицами, указанными в пункте 30 главы 2 раздела I настоящего Положения, в бумажной форме.

Национальный банк осуществляет коммуникацию с заявителем/брокером-нерезидентом в бумажной форме в случае несоблюдения заявителем/брокером-нерезидентом срока, определенного в пункте 32 главы 2 раздела I настоящего Положения.

3. Перечень документов, на основании которых осуществляется идентификация лиц, которые подают документы в Национальный банк

34. Национальный банк осуществляет идентификацию физических, юридических лиц и представительств на основании определенных настоящим Положением документов.

35. Идентификация гражданина осуществляется на основании таких документов:

1) копий страниц паспорта гражданина Украины, содержащих фотографию физического лица, а также информацию о его фамилии, собственном имени, отчестве (при наличии), дату рождения, регистрации места жительства, серию и номер паспорта, дату выдачи и наименование органа, его выдавшего (если паспорт оформлен в виде книжечки), или копий обеих сторон паспорта гражданина Украины (если он оформлен в виде карты, содержащей бесконтактный электронный носитель);

2) в отношении физического лица, паспорт которого оформлен в виде книжечки, - копии документа с информацией о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика или копии страницы паспорта с отметкой об отказе от принятия регистрационного номера (если лицо из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомило об этом контролирующий орган);

3) в отношении физического лица, паспорт которого оформлен в виде карты, содержащей бесконтактный электронный носитель, - копии документа с информацией о регистрации места жительства физического лица;

4) в отношении физического лица, проживающего за пределами Украины, - копии страниц паспорта гражданина Украины для выезда за границу, содержащих фотографию физического лица, а также информацию о его фамилии, собственном имени, дату рождения, номер паспорта, дату выдачи и наименование органа, выдавшего его, срок действия паспорта, а также отметку о выезде лица на постоянное проживание за границу;

5) копии документа с информацией о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов в Украине (при наличии).

36. Идентификация иностранного гражданина, который постоянно/временно проживает в Украине, осуществляется на основании следующих документов:

1) копий всех страниц вида на постоянное/временное проживание физического лица в Украине;

2) копии документа с информацией о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов в Украине (при наличии);

3) копий страниц паспорта иностранного гражданина, содержащих фотографию физического лица, а также информацию о его фамилии, собственном имени, отчестве (при наличии), дату рождения, номер паспорта, дату выдачи и наименование органа, выдавшего его, срок действия паспорта, а для лиц, которые постоянно проживают в Украине, - также отметку о выезде лица на постоянное проживание (если такая отметка проставляется в соответствии с законодательством страны, гражданином которой является лицо).

37. Идентификация представительства, зарегистрированного в соответствии с законодательством Украины, осуществляется на основании копий учредительных и/или регистрационных документов.

К регистрационным документам представительства относятся:

1) документ, подтверждающий регистрацию брокера-нерезидента в форме представительства субъекта хозяйствования, образованного в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) документ, подтверждающий присвоение кода по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (далее - ЕГРПОУ) или присвоение регистрационного номера представительства.

38. Идентификация юридического лица осуществляется на основании копии учредительного документа. Юридическое лицо имеет право не подавать копию учредительного документа, если:

1) учредительный документ обнародован на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица (в Национальный банк предоставляется информация о размещении учредительного документа на этом портале);

2) компания создана и/или действует на основании модельного устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины (в Национальный банк подается копия решения о создании или осуществлении деятельности компанией на основании модельного устава, подписанного ее учредителями).

39. Идентификация иностранного юридического лица осуществляется Национальным банком на основании таких документов:

1) выписки из торгового, банковского, судебного реестра или другого официального документа, выданного уполномоченным органом иностранного государства, который подтверждает регистрацию компании в стране, в которой зарегистрирован ее офис, и содержит информацию об идентификационном/регистрационном номере/коде и адресе компании, ее участников (акционеров) и руководителей;

2) копий учредительных документов.

Заявитель в случае невозможности представления документов, определенных в пункте 39 главы 3 раздела I настоящего Положения, выданных в иностранном государстве, по независящим от него причинам, подает в Национальный банк ходатайство и соответствующие обоснованные пояснения о невозможности представления таких документов. Национальный банк имеет право рассмотреть имеющиеся документы для идентификации иностранного юридического лица, выданные в иностранном государстве, и учесть предоставленные заявителем обоснованные объяснения, если уверен в достоверности документов и изложенной в них информации.

4. Общий порядок рассмотрения документов, которые представляются в Национальный банк, и определения сроков рассмотрения

40. Национальный банк осуществляет рассмотрение поданного заявителем пакета документов в течение срока, определенного настоящим Положением для соответствующей процедуры.

41. Течение срока рассмотрения пакета документов начинается со дня, следующего за датой представления заявителем в Национальный банк полного пакета документов, определенного настоящим Положением.

42. Национальный банк в течение 10 рабочих дней после получения пакета документов имеет право оставить его без рассмотрения (без принятия решения по этому пакету) с указанием в письме, которое направляется заявителю, оснований оставления документов без рассмотрения в случае:

1) представления документов в пределах процедуры, предусмотренной настоящим Положением, не в полном объеме;

2) несоответствия представленных документов требованиям законодательства Украины и/или настоящего Положения.

43. Заявитель имеет право повторно подать пакет документов, который был оставлен без рассмотрения, после устранения причин, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения.

44. Заявитель обязан уведомить Национальный банк о любых изменениях в документах, поданных в рамках процедур, предусмотренных настоящим Положением, произошедших в течение срока рассмотрения пакета документов, в течение трех рабочих дней со дня возникновения таких изменений.

45. Национальный банк при проведении процедур, определенных настоящим Положением, имеет право требовать с приведением обоснования такого требования дополнительную информацию, документы, объяснения, необходимые для уточнения сведений, представленных в Национальный банк, а также для полного и всестороннего анализа и принятия им мотивированного решения в соответствии с настоящим Положением.

46. Национальный банк в течение срока рассмотрения пакета документов имеет право предоставить заявителю замечания к поданному пакету документов, если документы и/или заявитель не соответствуют требованиям настоящего Положения и/или законодательства Украины, с одновременным уведомлением заявителя о необходимости представления дополнительных/исправленных документов, информации и объяснений.

47. Национальный банк устанавливает срок для подачи заявителем информации, документов и объяснений, определенных в пункте 45 главы 4 раздела I настоящего Положения, и/или учета определенных в пункте 46 главы 4 раздела I настоящего Положения замечаний не менее пяти рабочих дней. Течение срока рассмотрения пакета документов останавливается с момента предоставления Национальным банком замечаний к поданному пакету документов и возобновляется после получения всех дополнительных / исправленных документов, информации и объяснений или после истечения установленного срока на их представление.

48. Национальный банк имеет право продлить срок рассмотрения пакета документов, представленного в соответствии с настоящим Положением, но не более чем на 30 рабочих дней, в случае необходимости проверки достоверности представленных документов/информации и/или получения дополнительных документов/информации, необходимых для принятия решения. Национальный банк в течение трех рабочих дней уведомляет в письменной форме заявителя о продлении срока рассмотрения пакета документов и сроке, на который он продлен.

49. Национальный банк имеет право прекратить рассмотрение пакета документов по ходатайству заявителя до принятия решения по соответствующему пакету документов.

Национальный банк после прекращения рассмотрения пакета документов по ходатайству заявителя возвращает заявителю пакет документов, который был подан в Национальный банк в бумажной форме по почте с уведомлением о вручении.

50. Национальный банк в случае оставления без рассмотрения пакета документов, который был подан в бумажной форме, возвращает его заявителю по почте с уведомлением о вручении.

51. Национальный банк вносит соответствующие записи в Реестр по результатам принятия решения в рамках соответствующей процедуры в соответствии с настоящим Положением в течение пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения и в этот же срок направляет заявителю уведомление о принятом решении, кроме случаев, когда этим Положением установлены иные сроки.

52. Руководитель по лицензированию с приведением обоснования в письменной форме сообщает об:

1) оставлении пакета документов без рассмотрения;

2) продлении срока рассмотрения пакета документов;

3) прекращении рассмотрения пакета документов по ходатайству заявителя.

53. Особенности рассмотрения Национальным банком пакетов документов в рамках разных процедур определяются настоящим Положением.

II. Условия осуществления посреднической деятельности в области страхования (перестрахования)

5. Условия осуществления деятельности в области страхования (перестрахования) брокером и брокером-нерезидентом

54. Посредническая деятельность может включать предоставление таких посреднических услуг (работ) в страховании (перестраховании) с учетом ограничений для брокеров - физических лиц-предпринимателей, предусмотренных Законом Украины "О страховании", и брокеров-нерезидентов, предусмотренных в главе 11 раздела III настоящего Положения, а именно:

1) определение потребностей клиента в получении страховых (перестраховочных) услуг, анализ рисков и поиск приемлемых условий размещения рисков клиента в страховании (перестраховании);

2) рекламирование и/или проведение маркетинговых, рекламных и других подготовительных мероприятий, направленных на заключение договоров страхования (перестрахования), предоставление информации об условиях договора страхования (перестрахования), включая предоставление посреднических услуг, которые не привели к заключению таких договоров;

3) предоставление экспертно-информационных и консультационных услуг в сфере страхования (перестрахования);

4) консультирование клиента по заключению договора страхования (перестрахования), деятельность, связанная с подготовкой, заключением и выполнением (сопровождением) договоров страхования (перестрахования);

5) подготовка, разработка условий договора страхования (перестрахования);

6) заключение и выполнение (сопровождение) договора страхования (перестрахования), оформление документов и расчетов по уплате страховой (перестраховочной) премии;

7) заключение договоров страхования (перестрахования), включая получение и перечисление страховых (перестраховочных) премий;

8) работы, связанные с выполнением (сопровождением) договоров страхования (перестрахования) по привлечению к оценке страхового риска и вероятности наступления страхового случая;

9) работы, связанные с выполнением (сопровождением) договоров страхования (перестрахования) по анализу размера убытков, организации урегулирования убытков и оформление необходимых документов;

10) работы, связанные с выполнением (сопровождением) договоров страхования (перестрахования) относительно получения и перечисления страховых (перестраховочных) выплат и страховых (перестраховочных) возмещений.

55. Посредническая деятельность брокеров в сфере страхования и перестрахования является исключительным видом деятельности с учетом ограничений по совмещению осуществления одним лицом деятельности страхового и перестраховочного брокера в соответствии с требованиями Закона Украины "О страховании".

56. Брокер не имеет права осуществлять иные виды деятельности, кроме посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования), по перечню, определенному в пункте 54 главы 5 раздела II настоящего Положения.

57. Брокер - физическое лицо-предприниматель, руководитель брокера - юридического лица или представительства должен соответствовать требованиям по профессиональной пригодности, установленным настоящим Положением, в течение всего срока занятия должности руководителя/осуществления деятельности как физическое лицо-предприниматель.

58. Общими требованиями по профессиональной пригодности брокера - физического лица-предпринимателя, руководителя страхового брокера - юридического лица или представительства являются:

1) лицо имеет:

полную гражданскую дееспособность;

высшее образование не ниже первого (бакалаврского) уровня или приравненное к нему;

подтвержденный уровень знаний в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 67 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения;

профессиональный и управленческий опыт в объеме, нужном для надлежащего исполнения должностных обязанностей с учетом наличия опыта работы в финансовом секторе в совокупности не менее трех лет (на руководящих должностях - не менее одного года);

2) в отношении лица нет таких фактов:

наличия у лица, которое было руководителем, главным бухгалтером или собственником существенного участия в финансовом учреждении или руководителем брокера, установленных в течение последних трех лет (если иной срок не определен специальным законом Украины, регулирующим деятельность субъекта первичного финансового мониторинга) компетентными органами или судом нарушений требований законодательства Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, законодательства Украины о финансовых услугах и законодательства Украины о предотвращении коррупции;

наличия у лица судимости за терроризм, корыстные преступления и за преступления в сфере хозяйственной деятельности, за преступления против общественной безопасности, преступления против собственности, преступления в сфере использования электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи и преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, не снятой или не погашенной в установленном законами Украины порядке;

лицо в установленном законодательством Украины порядке лишено права занимать должности или заниматься профессиональной деятельностью (применяется в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения);

лицо находилось не менее шести месяцев совокупно в течение года на должности руководителя, главного бухгалтера финансового учреждения (или исполняло их обязанности) и/или было владельцем существенного участия в финансовом учреждении не менее шести месяцев совокупно в течение года, предшествующего дате решения об отзыве (аннулировании) банковской лицензии/лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг/всех лицензий на отдельные виды профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках (кроме отзыва лицензии в связи с непредставлением финансовым учреждением никакой финансовой услуги в течение года со дня ее получения/если профессиональный участник рынков капитала и организованных товарных рынков не начал осуществление профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках и/или не предоставил дополнительных услуг, предусмотренных лицензией на осуществление определенного вида деятельности, в течение года с даты получения такой лицензии/не вел профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках и/или не предоставлял дополнительных услуг, предусмотренных лицензией на осуществление определенного вида указанной профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках, в течение шести месяцев подряд, если иной срок не установлен специальным законом Украины, регулирующим такой вид профессиональной деятельности) и/или о его ликвидации по инициативе органа, который осуществляет государственное регулирование рынков финансовых услуг [кроме случаев отзыва (аннулирования) лицензии и ликвидации финансового учреждения по инициативе его владельцев] (применяется в течение трех лет со дня принятия такого решения);

наличия информации, что лицо включено в перечень лиц, связанных с террористической деятельностью или в отношении которых применены международные санкции, в установленном законодательством Украины порядке (применяется в течение срока пребывания лица в перечне и в течение трех лет после его исключения из него);

наличия информации, что лицо является налоговым резидентом государства, которое осуществляет/осуществляло вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины";

наличия информации о применении Украиной, иностранными государствами (кроме государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины), межгосударственными объединениями и/или международными организациями санкций к лицу (применяется в течение срока действия санкций и в течение трех лет после их отмены или истечения срока, на который они были введены);

наличия у руководителя брокера - юридического лица или представительства конфликта интересов, которые могут повредить надлежащему исполнению им своих должностных обязанностей.

Конфликтом интересов при осуществлении полномочий руководителя брокера - юридического лица или представительства являются имеющиеся и потенциальные противоречия между профессиональными, должностными обязанностями и личными интересами такого руководителя, которые могут повлиять на исполнение им своих полномочий (трудовых обязанностей), объективность и беспристрастность принятия решений о предоставлении посреднических услуг (работ) в страховании (перестраховании) клиенту;

3) соблюдение лицом ограничений, определенных статьей 26 Закона Украины "О предотвращении коррупции".

59. Брокер обязан иметь собственный вебсайт и обеспечивать надлежащий (бесперебойный) порядок его работы.

60. Брокер обязан на собственном вебсайте с возможностью беспрепятственного доступа любого пользователя:

1) указать ссылку на страницу официального Интернет-представительства Национального банка, на которой размещен Реестр;

2) раскрыть информацию о перечне посреднических услуг (работ) в страховании (перестраховании), предоставляемых брокером, и постоянно обеспечивать актуальность этой информации;

3) раскрыть информацию относительно страховщиков (перестраховщиков), услуги которых предлагает брокер, включая информацию о том, владеет ли он прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами акций/долей в уставном капитале страховщика (перестраховщика) и о том, обладает ли страховщик (перестраховщик), с которым предлагается заключить договор страхования (перестрахования), прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами акций/долей в уставном капитале брокера;

4) раскрыть информацию о наличии договора страхования своей ответственности при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования) в случае заключения такого договора.

Информация, указанная в пункте 60 главы 5 раздела II настоящего Положения, по требованию клиента может дополнительно предоставляться в бумажной или электронной форме, включая ее предоставление средствами электронной почты или другим способом по договоренности с клиентом.

61. Брокеру запрещается использовать вебсайт и/или информацию на вебсайте, которая может вводить клиентов в заблуждение.

62. Брокер обязан подавать в Национальный банк информацию и документы в порядке и на основании требований, определенных законодательством Украины и нормативно-правовыми актами в сфере страхования (перестрахования).

63. Брокер - юридическое лицо и представительство обязаны иметь отдельные текущие счета в банках:

1) для целей осуществления хозяйственной деятельности;

2) для получения и перечисления страховых (перестраховочных) премий от страхователей (перестраховщиков) и осуществления страховых (перестраховочных) выплат и страховых (перестраховочных) возмещений. Брокер - юридическое лицо и представительство обязаны использовать средства на этом счете исключительно для осуществления зачисления и перерасчета страховых и/или перестраховочных премий страховщику (перестраховщику), страховых и/или перестраховочных выплат и страховых (перестраховочных) возмещений клиенту, вознаграждения за услуги брокера и других операций, связанных с деятельностью брокера.

64. Брокеры обязаны осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами в соответствии с порядком и требованиями, определенными в главе 7 раздела II настоящего Положения.

65. Нарушением условий осуществления брокером посреднической деятельности на территории Украины и несоответствием требованиям этого Положения является наличие фактов, что руководитель/акционер/участник/материнская компания является:

1) физическими лицами, имеющими гражданство и/или являются налоговыми резидентами и/или местом их постоянного проживания является государство, осуществляющее/осуществлявшее вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины";

2) юридическими лицами, которые зарегистрированы и/или являются налоговыми резидентами и/или их местонахождением является государство, осуществляющее/осуществлявшее вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины".

66. Брокер - физическое лицо-предприниматель, руководитель брокера -юридического лица или представительства обязан:

1) пройти обучение по учебным программам до вступления в должность (до начала своей деятельности) и включения брокера в Реестр в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 67 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения;

2) проходить повышение квалификации каждые три года по учебным программам согласно требованиям, установленным в пунктах 67 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения.

67. Учебная программа (программа обучения и/или повышения квалификации) должна содержать информацию относительно:

1) законодательства, регулирующего отношения в сфере страхования (перестрахования) и пенсионного обеспечения;

2) состояния и развития рынка страхования и пенсионного обеспечения;

3) порядка и условий осуществления страхования (перестрахования);

4) порядка оценки потребностей клиента;

5) порядка заключения договоров страхования (перестрахования);

6) порядка и условий осуществления страховой (перестраховочной) выплаты (возмещения);

7) защиты прав потребителей и разрешения споров.

68. Обучение руководителей брокеров - юридического лица или представительства и брокеров - физических лиц-предпринимателей может проводиться в любой форме: очной (дневной, вечерней), дистанционной и смешанной (очной, вечерней и дистанционной с использованием специальных интернет-платформ, вебсайтов). Такое обучение могут осуществлять соответствующие субъекты предоставления образовательных услуг.

Субъект предоставления образовательных услуг должен соответствовать следующим требованиям:

1) внесен в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований и не находится в состоянии прекращения;

2) имеет собственный вебсайт, на котором обнародована учебная программа (программа обучения и/или повышения квалификации) и образец сертификата, свидетельства или диплома об обучении (повышении квалификации), отвечающие требованиям пунктов 67, 69, 70 главы 5 раздела II и другим требованиям настоящего Положения.

69. Подтверждением уровня знаний брокера - физического лица-предпринимателя, руководителя страхового брокера - юридического лица или представительства является документ об обучении (повышении квалификации), который удостоверяется подписью руководителя соответствующего субъекта предоставления образовательных услуг.

Документ об обучении должен содержать:

1) наименование субъекта предоставления образовательных услуг;

2) надпись "Сертификат" или "Свидетельство", или "Диплом";

3) название учебной программы, по которой пройдено обучение;

4) номер и дату выдачи сертификата или свидетельства, или диплома;

5) фамилию, собственное имя и отчество (при наличии) лица, прошедшего обучение;

6) продолжительность обучения в часах;

7) подпись руководителя соответствующего субъекта предоставления образовательных услуг.

70. Продолжительность учебных программ должна быть не менее 72 часов.

71. Брокер обязан соблюдать требования настоящего Положения в течение всего срока пребывания в Реестре.

72. Брокер в течение всего срока пребывания в Реестре обязан:

1) выполнять требования актов законодательства Украины по вопросам посреднической деятельности в сфере страхования;

2) соблюдать требования законодательства Украины по вопросам регулирования рынков финансовых услуг, законодательства Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

3) соблюдать требования валютного законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка по вопросам ведения кассовых операций, выполнять требования настоящего Положения;

4) выполнять требования и решения Национального банка (включая касающиеся устранения выявленных нарушений требований, предусмотренных настоящим Положением);

5) предоставлять по требованию Национального банка информацию, документы в установленный Национальным банком срок.

73. Национальный банк имеет право письменно требовать от брокеров копии документов и информацию, а также письменные объяснения по вопросам деятельности в сфере страхования (перестрахования). Брокеры обязаны предоставлять на письменные требования Национального банка соответствующую информацию и копии документов в установленный Национальным банком срок, но не менее пяти рабочих дней.

74. Брокер несет ответственность за надлежащую проверку соответствия требованиям руководителя о профессиональной пригодности, установленным настоящим Положением, достоверность информации, которая предоставляется Национальному банку для уведомления о назначении такого руководителя. Брокер не соответствует требованиям настоящего Положения также в случае несоответствия брокера - физического лица-предпринимателя, руководителя брокера - юридического лица или представительства требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

6. Условия осуществления деятельности в области страхования страховым агентом

75. Страховой агент действует в интересах страховщика за вознаграждение и имеет право на основании договора поручения со страховщиком действовать от имени и по поручению такого страховщика.

76. Страховой агент во время выполнения части страховой деятельности страховщика имеет право осуществлять такие виды посреднической деятельности, а именно:

1) рекламирование и/или проведение маркетинговых, рекламных и других подготовительных мероприятий, направленных на заключение договоров страхования, но которые не привели к заключению договоров страхования с участием такого страхового агента, предоставление информации об условиях договора страхования;

2) предоставление экспертно-информационных и консультационных услуг в сфере страхования;

3) консультирование клиента и предоставление предложений по заключению и выполнению договора страхования;

4) участие при заключении договоров страхования относительно получения страховых премий от клиента и последующего их перечисления на счет страховщика;

5) участие во время выполнения условий договоров страхования по выполнению работ, связанных с осуществлением страховых выплат (страховых возмещений).

77. Страховщики имеют право осуществлять посредническую деятельность как страховые агенты от имени и по поручению других страховщиков.

78. Страховой агент на основании договора поручения со страховщиком имеет право предоставлять все и/или часть видов посреднической деятельности, указанных в пункте 76 главы 6 раздела II настоящего Положения.

79. Страховщик имеет право привлекать более одного страхового агента для заключения одного договора страхования при условии, что такие страховые агенты предоставляют различные виды посреднических услуг, указанных в пункте 76 главы 6 раздела II настоящего Положения.

80. Запрещается получать страховые платежи и осуществлять страховые выплаты, страховые возмещения страховым агентам - физическим лицам.

81. Страховой агент, который получает страховые платежи от клиентов, согласно договору поручения, заключенному со страховщиком, обязан придерживаться требований законодательства Украины относительно ведения кассовых операций и перечислить эти средства на счет страховщика в течение трех рабочих дней после их получения, а также оформить договор страхования в сроки, определенные договором поручения с таким страховщиком. Денежные средства, уплаченные клиентом страховому агенту по договору страхования, считаются уплаченными страховщику.

82. Страховой агент при осуществлении посреднической деятельности обязан соблюдать требования настоящего Положения и других нормативно-правовых актов Украины по вопросам посреднической деятельности в сфере страхования.

83. Страховщик обязан осуществлять в пределах, определенных настоящим Положением и законодательством Украины, контроль за соответствием деятельности страхового агента, с которым он заключил договор поручения, требованиям настоящего Положения и других актов законодательства Украины по вопросам посреднической деятельности в сфере страхования и несет ответственность за деятельность страхового агента во время исполнения им обязанностей, предусмотренных договором поручения, заключенным с этим страховщиком.

7. Порядок и требования по осуществлению посреднической деятельности на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами

84. Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами может осуществляться:

1) брокерами и брокерами-нерезидентами - на основании брокерского соглашения с клиентом;

2) страховыми агентами - по поручению страховщика-нерезидента.

85. Брокеры-нерезиденты, которые сообщили о намерении осуществлять деятельность на территории Украины, могут осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами.

86. Страховые посредники имеют право осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования только с теми страховщиками-нерезидентами, которые имеют право осуществлять страховую деятельность в Украине согласно требованиям статьи 2 Закона Украины "О страховании".

87. Брокер/брокер-нерезидент до заключения договора страхования со страховщиком-нерезидентом предоставляет лицу, которое намерено заключить такой договор, такую информацию:

1) о включении брокера в Реестр;

2) информацию о том, что брокер-нерезидент осуществляет деятельность на территории Украины;

3) перечень страховщиков-нерезидентов, услуги которых он предлагает;

4) информацию о том, обладают ли такие брокеры/брокеры-нерезиденты прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами акций/долей в уставном капитале страховщика-нерезидента;

5) сведения о том, владеет ли страховщик-нерезидент, с которым предлагается заключить договор страхования, прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами акций/долей в уставном капитале таких брокеров, или брокеров-нерезидентов.

88. По требованию лица, имеющего намерение заключить договор страхования со страховщиком-нерезидентом, информация, определенная в пункте 87 главы 7 раздела II настоящего Положения, предоставляется брокером/брокером-нерезидентом в письменной форме или по требованию клиента может предоставляться в электронной форме.

89. Страховой агент до заключения договора страхования со страховщиком-нерезидентом предоставляет клиенту информацию относительно:

1) наименования или фамилии, собственного имени, отчества (при наличии), местонахождения или места жительства, кода по ЕГРПОУ или регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или копии страницы паспорта с отметкой об отказе от принятия регистрационного номера (если лицо из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомило об этом контролирующий орган) страхового агента;

2) наличия заключенных договоров поручения страхового агента со страховщиками-нерезидентами.

90. По требованию лица, имеющего намерение заключить договор страхования со страховщиком-нерезидентом, информация, определенная в пункте 89 главы 7 раздела II настоящего Положения, предоставляется страховым агентом в письменной форме или по требованию клиента в электронной форме.

III. Порядок регистрации лиц, которые намерены осуществлять деятельность как брокер, и порядок уведомления брокерами-нерезидентами о намерении осуществлять деятельность на территории Украины

8. Порядок регистрации лиц, которые намерены осуществлять деятельность брокера

91. Заявитель имеет право осуществлять деятельность брокера исключительно после включения его в Реестр.

92. Национальный банк на странице официального Интернет-представительства Национального банка обнародует такую информацию из Реестра:

1) вид брокера: страховой/перестраховочный/страховой и перестраховочный;

2) полное наименование или фамилия, собственное имя и отчество (при наличии) брокера;

3) идентификационный код по ЕГРПОУ (при наличии) или регистрационный номер представительства;

4) местонахождение или место жительства брокера;

5) фамилия, собственное имя и отчество (при наличии) руководителя брокера (кроме физических лиц-предпринимателей);

6) номер и дата решения о включении брокера в Реестр;

7) контактные данные брокера: телефон и адрес электронной почты;

8) адрес вебсайта брокера.

93. Включение заявителя в Реестр и выдача Свидетельства подтверждает его право осуществлять деятельность в качестве страхового/перестраховочного/страхового и перестраховочного брокера с учетом требований пункта 54 главы 5 раздела II настоящего Положения.

94. Заявитель для включения в Реестр подает в Национальный банк:

1) заявление о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров (по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению);

2) анкету (по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению);

3) копию решения уполномоченного органа заявителя или выписки из него о назначении (избрании) и/или увольнении руководителя брокера (не подается заявителем -физическим лицом-предпринимателем);

4) копии документов для идентификации заявителя - юридического лица, представительства и их руководителей или заявителя - физического лица-предпринимателя, определенных в главе 3 раздела I настоящего Положения;

5) документы о соответствии заявителя - физического лица-предпринимателя, руководителя заявителя требованиям к профессиональной пригодности, определенным в пункте 58 главы 5 раздела II настоящего Положения, а именно копии документов относительно:

высшего образования не ниже первого (бакалаврского) уровня или приравненного к нему;

обучения, определенного в пункте 69 главы 5 раздела II настоящего Положения.

95. Заявитель, если руководитель брокера юридического лица или представительства или брокер - физическое лицо-предприниматель не соответствует требованию, определенному в абзаце пятом подпункта 2 пункта 58 главы 5 раздела II настоящего Положения, имеет право подать ходатайство о неучете факта несоответствия лица этому требованию. Ходатайство должно содержать пояснения о причинах возникновения соответствующего факта и обоснование его неучета Национальным банком. К ходатайству могут прилагаться копии документов, подтверждающих изложенные лицом аргументы.

96. Национальный банк во время рассмотрения пакета документов для регистрации брокера в Реестре имеет право учесть или не учесть факт несоответствия брокера - физического лица-предпринимателя, руководителя брокера юридического лица или представительства требованиям, определенным в абзаце пятом подпункта 2 пункта 58 главы 5 раздела II настоящего Положения [решение принимает Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности рынков небанковских финансовых услуг (далее - Комитет по вопросам надзора)].

97. Национальный банк рассматривает поданный заявителем полный пакет документов в течение 30 рабочих дней.

98. Комитет по вопросам надзора по результатам рассмотрения представленных заявителем документов принимает решение относительно:

1) включения заявителя в Реестр и выдачи свидетельства;

2) отказа во включении заявителя в Реестр.

99. Национальный банк вносит запись в Реестр в случае принятия решения о включении заявителя в Реестр и уведомляет об этом заявителя путем направления Свидетельства (в форме выписки в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению).

Датой включения заявителя в Реестр является дата принятия Комитетом по вопросам надзора решения о включении заявителя в Реестр и выдаче Свидетельства.

100. Комитет по вопросам надзора вправе отказать заявителю во включении в Реестр и выдаче свидетельства в случае:

1) недостоверности информации, поданной заявителем;

2) несоответствия заявителя и/или представленных им документов требованиям Закона Украины "О страховании", настоящего Положения и других актов законодательства Украины по вопросам посреднической деятельности в области страхования и перестрахования.

101. Национальный банк в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе во включении в Реестр и выдаче Свидетельства письменно уведомляет об этом заявителя и направляет (выдает) копию такого решения с указанием оснований для отказа.

102. Заявитель в случае отказа во включении в Реестр на основании подпункта 1 пункта 100 главы 8 раздела III настоящего Положения имеет право подать в Национальный банк новое заявление и документы о включении в Реестр не ранее, чем через три месяца с даты принятия решения об отказе во включении в Реестр и выдаче Свидетельства.

103. Заявитель в случае отказа во включении в Реестр на основании подпункта 2 пункта 100 главы 8 раздела III настоящего Положения имеет право подать в Национальный банк новое заявление о включении в Реестр и документы, предусмотренные в пункте 94 главы 8 раздела III настоящего Положения, после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

9. Порядок внесения изменений и/или дополнений в информацию о брокере

104. Заявитель в течение 10 рабочих дней после возникновения изменений и/или дополнений в информацию, которая содержится в опроснике, обязан предоставить Национальному банку в соответствии с требованиями настоящего Положения:

1) письменное уведомление в произвольной форме с указанием краткого описания изменений и/или дополнений в информацию в опроснике, а также оснований, в связи с которыми возникли такие изменения;

2) анкету (по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению);

3) копии документов, подтверждающих изменения и/или дополнения в опроснике.

105. Заявитель (кроме физического лица-предпринимателя) дополнительно к документам, предусмотренным в пункте 104 главы 9 раздела III настоящего Положения, представляет в Национальный банк документы, предусмотренные в пункте 94 главы 8 раздела III настоящего Положения, в случае:

1) назначения (избрания) руководителя (документы, предусмотренные в подпунктах 3 - 5 пункта 94 главы 8 раздела III настоящего Положения);

2) прекращения полномочий и/или увольнения руководителя (документы, предусмотренные в подпункте 3 пункта 94 главы 8 раздела III настоящего Положения);

3) возложения исполнения обязанностей руководителя на другое лицо, кроме возложения исполнения обязанностей на время временного отсутствия руководителя (документы, предусмотренные в подпунктах 3 - 5 пункта 94 главы 8 раздела III настоящего Положения).

106. Национальный банк в случае представления заявителем изменений и/или дополнений в информацию, которая содержится в Реестре, в течение 15 рабочих дней с даты подачи пакета документов, определенных в пунктах 104 - 105 главы 9 раздела III настоящего Положения, вносит соответствующие изменения и/или дополнения в Реестр при условии, что такие уведомления и документы поданы в полном объеме и они соответствуют требованиям законодательства и/или настоящего Положения.

107. Национальный банк в случае несоблюдения брокером требований, предусмотренных в пунктах 104 - 105 главы 9 раздела III настоящего Положения, сообщает об этом брокеру и вправе потребовать от брокера представления непредоставленных и/или исправленных документов в срок, определенный Национальным банком, но не менее пяти рабочих дней. Считается, что брокер не сообщил об изменениях и/или дополнениях в информацию о нем в случае непредставления им непредоставленных и/или исправленных документов в срок, определенный Национальным банком.

10. Сообщение о назначении (избрании) руководителя брокера (кроме физического лица-предпринимателя)

108. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) перед назначением (избранием) лица на должность руководителя брокера должен проверить соответствие такого лица требованиям к профессиональной пригодности, установленным в пункте 58 главы 5 раздела II настоящего Положения, и проверить прохождение обучения этим лицом, предусмотренное в пунктах 67 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения.

109. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) при проверке соответствия кандидата на должность руководителя брокера должен:

1) просить и получить от кандидата документы и/или информацию, подтверждающие/подтверждающую его соответствие требованиям профессиональной пригодности и информацию о прохождении обучения в соответствии с пунктами 67 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения;

2) провести проверку достоверности представленных кандидатом документов и/или информации;

3) провести проверку соответствия кандидата требованиям по профессиональной пригодности путем проведения собеседования и/или тестирования и анализа информации, предоставленной кандидатом (в случае предоставления подобной информации).

110. Брокеру (кроме физического лица-предпринимателя) запрещается назначать (избирать) руководителем лицо, которое не соответствует требованиям к профессиональной пригодности, установленным настоящим Положением, с учетом пунктов 95, 96 главы 8 раздела III настоящего Положения.

111. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) несет ответственность за надлежащую проверку соответствия требованиям руководителя о профессиональной пригодности, установленным настоящим Положением, достоверность информации, которая предоставляется Национальному банку для уведомления о назначении (избрании) руководителя.

112. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) возлагает исполнение обязанностей руководителя на другое лицо, которое соответствует требованиям, установленным настоящим Положением, в соответствии с условиями, предусмотренными учредительными документами и/или внутренними документами такого брокера.

113. Лицо, исполняющее обязанности руководителя брокера (кроме физического лица-предпринимателя), не вправе исполнять такие обязанности более шести месяцев подряд в течение одного года.

114. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) в течение 10 рабочих дней уведомляет Национальный банк о:

1) назначении (избрании) руководителя;

2) прекращении полномочий (увольнении) руководителя;

3) возложении исполнения обязанностей руководителя на другое лицо, кроме возложения исполнения обязанностей на время временного отсутствия руководителя.

115. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) вместе с уведомлением о назначении (избрании) руководителя подает в Национальный банк:

1) копию решения уполномоченного органа или выписки из него о назначении (избрании) руководителя, определенного в пункте 114 главы 10 раздела III настоящего Положения;

2) документы для идентификации физического лица, определенные в главе 3 раздела I настоящего положения, или их копии;

3) документы о соответствии заявителя - физического лица-предпринимателя, руководителя заявителя требованиям к профессиональной пригодности, определенным в пункте 58 главы 5 раздела II настоящего Положения, а именно копии документов о:

высшем образовании не ниже первого (бакалаврского) уровня или приравненного к нему;

обучении, определенном в пункте 69 главы 5 раздела II настоящего Положения.

116. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) постоянно контролирует соответствие руководителя брокера - юридического лица и представительства требованиям настоящего Положения и законодательства Украины.

117. Национальный банк имеет право требовать предоставления информации и/или документов и/или пояснений в отношении руководителя брокера - юридического лица или представительства от брокера (кроме физического лица-предпринимателя) или самого руководителя такого брокера для оценки его соответствия требованиям настоящего Положения в случае получения/выявления информации, которая может свидетельствовать о несоответствии.

118. Национальный банк по результатам рассмотрения имеющейся/имеющихся информации и/или документов и/или пояснений в отношении руководителя брокера - юридического лица или представительства (кроме физического лица-предпринимателя) вправе принять решение о несоответствии руководителя брокера - юридического лица или представительства (кроме физического лица-предпринимателя) требованиям, определенным в пункте 58 главы 5 раздела II настоящего Положения (решение принимает Комитет по вопросам надзора).

119. Национальный банк вправе требовать от брокера (кроме физического лица-предпринимателя) увольнения руководителя в случае принятия Национальным банком решения о несоответствии такого руководителя требованиям, определенным в пункте 58 главы 5 раздела II настоящего Положения.

120. Брокер (кроме физического лица-предпринимателя) обеспечивает прекращение полномочий руководителя в течение пяти рабочих дней со дня получения требования Национального банка, а также назначает (избирает) другое лицо на эту должность в течение двух месяцев со дня получения уведомления Национального банка о замене такого руководителя и уведомляет Национальный банк в порядке, установленном в пунктах 114 - 115 главы 10 раздела III настоящего Положения.

11. Уведомление брокерами-нерезидентами о намерении осуществлять деятельность на территории Украины

121. Брокеры-нерезиденты перед осуществлением деятельности на территории Украины обязаны письменно уведомить Национальный банк о намерении осуществлять деятельность на территории Украины (по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению).

122. Национальный банк размещает информацию относительно брокеров-нерезидентов, которые письменно уведомили о намерении осуществлять деятельность на территории Украины, на странице официального Интернет-представительства Национального банка и в средствах массовой информации в трехдневный срок со дня, следующего за днем получения соответствующего уведомления.

123. Брокер-нерезидент имеет право осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами в соответствии с порядком и требованиями, определенными в главе 7 раздела II настоящего Положения.

124. Брокер-нерезидент в случае изменения информации, содержащейся в документе, представленном в соответствии с пунктом 121 главы 11 раздела III настоящего Положения, в течение одного месяца со дня наступления таких изменений уведомляет в произвольной форме о соответствующих изменениях Национальный банк.

125. Брокер-нерезидент в случае принятия решения о прекращении деятельности на территории Украины в течение одного месяца со дня принятия решения уведомляет в произвольной форме о соответствующих изменениях Национальный банк.

126. Национальный банк в случае уведомления брокером-нерезидентом либо уполномоченным органом по осуществлению надзора за страховыми посредниками страны, в которой зарегистрирован такой брокер-нерезидент, об изменениях информации относительно такого брокера, о приостановлении деятельности такого брокера-нерезидента в качестве субъекта хозяйствования либо о прекращении деятельности такого брокера-нерезидента на территории Украины публикует указанную информацию на странице официального Интернет-представительства Национального банка и в средствах массовой информации в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления.

127. Брокеры-нерезиденты имеют право оказывать посреднические услуги, определенные в подпунктах 1 - 5, 8 - 9 пункта 54 главы 5 раздела II настоящего Положения, после уведомления о намерении осуществлять такую деятельность на территории Украины.

128. Страховщики вправе заключать договоры страхования и/или перестрахования с участием брокеров-нерезидентов, которые уведомили Национальный банк о намерении осуществлять деятельность на территории Украины, и получать другие посреднические услуги.

IV. Прекращение осуществления посреднической деятельности в области страхования (перестрахования)

129. Комитет по вопросам надзора имеет право принять решение об исключении брокера из Реестра и аннулировании свидетельства по следующим основаниям:

1) подача брокером заявления об исключении из Реестра и аннулировании свидетельства (по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению);

2) государственная регистрация прекращения брокера как юридического лица или государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, или смерть физического лица-предпринимателя, или признание такого лица безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, или исключение представительства из соответствующего Реестра представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством;

3) установление факта предоставления недостоверной информации в документах, которые были основанием для включения брокера в Реестр и/или внесения изменений и/или дополнения информации в Реестр;

4) несоответствие брокера требованиям, предусмотренным в пунктах 55 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.

130. Комитет по вопросам надзора принимает решение об исключении брокера из Реестра и аннулировании Свидетельства в течение 30 рабочих дней со дня получения пакета документов и/или информации, свидетельствующей о наличии хотя бы одного из оснований, определенных в пункте 129 раздела IV настоящего Положения.

131. Датой исключения брокера из Реестра является дата принятия Комитетом по вопросам надзора решения о таком исключении и аннулировании Свидетельства.

132. Национальный банк вносит запись в Реестр в случае принятия решения об исключении брокера из Реестра и аннулировании Свидетельства, а также уведомляет об этом брокера путем направления выписки из Реестра (по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению) и размещает информацию о принятом решении на странице официального Интернет-представительства Национального банка.

V. Порядок осуществления Национальным банком контроля за соблюдением требований настоящего Положения при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования)

133. Национальный банк осуществляет контроль за соблюдением требований настоящего Положения при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования) в соответствии с законодательством Украины.

134. Национальный банк имеет право письменно требовать от брокеров копии документов и информацию, а также письменные объяснения по вопросам осуществления посреднической деятельности в области страхования (перестрахования).

135. Брокеры обязаны предоставлять на письменные требования Национального банка соответствующую информацию, копии документов, а также письменные объяснения по вопросам осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования) в установленный Национальным банком срок, но не менее пяти рабочих дней.

136. Национальный банк при наличии оснований считать, что брокер не отвечает требованиям, предусмотренным в пунктах 55 - 70 главы 5 раздела II настоящего Положения, имеет право провести проверку брокера и письменно требовать от него копии документов и информацию, а также письменные пояснения относительно соответствия указанным требованиям.

137. Проверка соответствия брокера требованиям, предусмотренным в пунктах 55 - 70 главы 5 раздела его настоящего Положения, включает анализ представленных брокером документов и информации, а также их сопоставление с данными, полученными Национальным банком из иных официальных источников, запроса дополнительных документов и пояснений для оценки соответствия такого брокера требованиям настоящего Положения.

138. Национальный банк в случае обнаружения несоответствия брокера требованиям, предусмотренным в пунктах 55 - 70 главы 5 раздела ее настоящего Положения, направляет письменное уведомление об этом брокеру и устанавливает срок для устранения несоответствия требованиям настоящего Положения, но не менее чем 15 рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления. Национальный банк вправе указать в уведомлении перечень мер, которые брокеру рекомендуется принять для устранения несоответствия требованиям настоящего Положения.

139. Национальный банк в случае неустранения брокером несоответствия требованиям, предусмотренным в пунктах 55 - 70 главы 5 раздела ее настоящего Положения, в установленный срок имеет право принять решение об исключении брокера из Реестра и аннулировании Свидетельства в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

Приложение 1

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (подпункт 1 пункта 94 главы 8 раздела III)

Заявление о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров

См. Приложение 1

Приложение 2

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (подпункт 2 пункта 94 главы 8 раздела III)

Опросник

См. Приложение 2

Приложение 3

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (пункт 99 главы 8 раздела III)

Выписка о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров

См. Приложение 3

Приложение 4

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (пункт 121 главы 11 раздела III)

Уведомление страхового и/или перестраховочного брокера-нерезидента о намерении осуществлять деятельность на территории Украины

См. Приложение 4

Приложение 5

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (пункт 121 главы 11 раздела III)

Заявление об исключении из государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров и аннулировании Свидетельства о включении в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров

См. Приложение 5

Приложение 6

к Положению о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования (пункт 132 раздела IV)

Выписка об исключении из государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров

См. Приложение 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Положение о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования I. Общие положения 1. Вводные положения 2. Общие требования к документам, которые подаются в Национальный банк 3. Перечень документов, на основании которых осуществляется идентификация лиц, которые подают документы в Национальный банк 4. Общий порядок рассмотрения документов, которые представляются в Национальный банк, и определения сроков рассмотрения II. Условия осуществления посреднической деятельности в области страхования (перестрахования) 5. Условия осуществления деятельности в области страхования (перестрахования) брокером и брокером-нерезидентом 6. Условия осуществления деятельности в области страхования страховым агентом 7. Порядок и требования по осуществлению посреднической деятельности на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами III. Порядок регистрации лиц, которые намерены осуществлять деятельность как брокер, и порядок уведомления брокерами-нерезидентами о намерении осуществлять деятельность на территории Украины 8. Порядок регистрации лиц, которые намерены осуществлять деятельность брокера 9. Порядок внесения изменений и/или дополнений в информацию о брокере 10. Сообщение о назначении (избрании) руководителя брокера (кроме физического лица-предпринимателя) 11. Уведомление брокерами-нерезидентами о намерении осуществлять деятельность на территории Украины IV. Прекращение осуществления посреднической деятельности в области страхования (перестрахования) V. Порядок осуществления Национальным банком контроля за соблюдением требований настоящего Положения при осуществлении посреднической деятельности в сфере страхования (перестрахования) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6

Постановление Правления Национального банка Украины от 30 июня 2022 года №135
"Об утверждении Положения о регистрации страховых и перестраховочных брокеров и условиях осуществления посреднической деятельности в сфере страхования и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины"

О документе

Номер документа:135
Дата принятия: 30.06.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05.07.2022
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 4 июля 2022 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 11 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 5 июля 2022 года.

Приложения к документу

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 5

135-22 ПРИЛОЖЕНИЕ 6