Дата обновления БД:
29.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
352 / 1014
Всего документов в БД:
137645
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 28 января 2022 года №УП-60
О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 г. №УП-89, 20.04.2022 г. №УП-113, 10.02.2023 г. №УП-21, 29.12.2023 г. №УП-221)
В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах за прошедший период принято около 300 законов, свыше 4 тысяч решений Президента Республики Узбекистан, направленных на кардинальное реформирование всех сфер жизни государства и общества.
Наряду с этим проведена системная работа по обеспечению прав человека, усилению подотчетности и открытости государственных органов, повышению роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.
В направлении реформирования национальной экономики приняты действенные меры по либерализации внешнеторговой, налоговой и финансовой политики, поддержке предпринимательства и гарантированию неприкосновенности частной собственности, организации глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, а также обеспечению ускоренного развития регионов.
Усиление социальной защиты граждан и сокращение бедности определены приоритетными направлениями государственной политики, на качественно новый уровень подняты обеспечение населения новыми рабочими местами и гарантированным источником дохода, квалифицированными медицинскими и образовательными услугами, достойными условиями жизни.
В результате реформ, за последние пять лет, в стране созданы политико-правовые, социально-экономические и научно-просветительские основы, необходимые для построения Нового Узбекистана.
В целях определения приоритетных направлений реформ, направленных на дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека, формирование активного гражданского общества в последующие годы на основе принципа "Во имя чести и достоинства человека" с проведением глубокого анализа сложных мировых процессов и результатов пройденных этапов развития страны:
1. Утвердить разработанную по результатам широкого общественного обсуждения на основе принципа "От Стратегии действий - к Стратегии развития" Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы (далее - Стратегия развития) и Государственную программу по ее реализации в "Год обеспечения интересов человека и развития махалли" (далее - Государственная программа) согласно приложениям №№1 и 2*, включающие следующие семь приоритетных направлений:
* Приложение №2 приводится на узбекском языке.
построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества;
превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны;
ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста;
проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала;
обеспечение духовного развития и поднятие данной сферы на новый уровень;
подход к глобальным проблемам исходя из национальных интересов;
укрепление безопасности и оборонного потенциала страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики.
2. В рамках задач политики социальной защиты, направленной на обеспечение интересов человека, определенных в Стратегии развития:
а) в срок до 2026 года полностью охватить социальными пособиями и материальной помощью нуждающиеся слои населения.
Министерству финансов (Т. Ишметов) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (С. Холхужаев), Министерством по поддержке махалли и семьи (Р. Маматов), а также Министерством занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект национальной стратегии социальной защиты населения, предусматривающей:
осуществление единой государственной политики в сфере социальной защиты;
создание системы социального страхования, в том числе фонда социального страхования;
предоставление социальной помощи и услуг малообеспеченным семьям на основе социального договора;
создание в информационной системе "Единый реестр социальной защиты" отдельной базы данных по женщинам, молодежи и лицам с инвалидностью, нуждающимся в помощи, включая интеграцию "Единого реестра социальной защиты" с "Железной тетрадью", "Молодежной тетрадью" и "Женской тетрадью";
б) наладить обеспечение бесплатным питанием (завтраком или обедом) учащихся первых - четвертых классов в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области за счет средств Государственного бюджета.
Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством здравоохранения (Б. Мусаев), Министерством финансов (Т. Ишметов), а также Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятом Хорезмской области в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления по организации обеспечения с 1 апреля 2022 года бесплатным питанием учащихся первых - четвертых классов.
При этом в проекте предусмотреть конкретные механизмы установления общественного контроля за расходованием выделенных средств и предупреждения коррупциогенных факторов;
в) повысить с 1 января 2023 года максимальный размер заработной платы, принимаемый для расчета пенсии, с десятикратного до двенадцатикратного размера базовой величины исчисления пенсии.
Министерству финансов (Т. Ишметов) в трехмесячный срок внести проект закона, предусматривающий внесение следующих изменений в Закон Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан":
увеличение с трех до шести лет засчитываемого в стаж работы суммарного времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком при расчете пенсии женщинам;
включение в трудовой стаж времени ухода за детьми с инвалидностью с детства до 18 лет при назначении пенсии.
3. В целях внедрения "активной" модели махалли, обеспечения необходимыми ресурсами и возможностями для непосредственного решения проблем населения и развития территорий в 2022 году:
наладить эффективную деятельность внедренных в махаллях в качестве нового института помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности, а также лидеров молодежи;
внедрить порядок изучения проблем по своему направлению и поиска их решения руководителями всех уровней непосредственно с выездом в махалли, а также определить состояние дел в махалле главным критерием оценки деятельности министерств, ведомств и хокимиятов;
повысить авторитет махалли среди населения путем создания системы обращения в государственные органы и диалога с их руководителями, оказания государственных и социальных услуг непосредственно в махалле, включая налаживание эффективного взаимодействия с народными приемными Президента Республики Узбекистан;
расширить финансовые возможности органов самоуправления граждан с пересмотром их полномочий по решению социально-экономических проблем в махаллях;
повысить эффективность системы государственной поддержки населения, проживающего и осуществляющего деятельность в махалле, исходя из "точек роста" и специализации предпринимательской деятельности жителей махалли;
осуществить меры по созданию на территории махаллей на основе государственно-частного партнерства такой инфраструктуры, как спортивные и культурные сооружения, творческие клубы, центры содействия занятости, учебные центры, объекты предпринимательства;
создать правовые основы постоянной связи махалли с органами представительной власти на местах, включая внедрение эффективных механизмов внесения председателем махалли вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на заседаниях местного Кенгаша;
внедрить институт внесения гражданами недоверия председателю махалли.
Министерству по поддержке махалли и семьи (Р. Маматов) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (М. Убайдуллаев) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать с привлечением общественности, в том числе работников, имеющих многолетний стаж работы в системе махалли, и внести в Кабинет Министров программу мер, направленную на совершенствование деятельности махалли, а также проект обновленного закона "Об органах самоуправления граждан".
4. В рамках задач по повышению качества образования, определенных в Стратегии развития, в 2022 году:
а) освободить с 1 апреля от подоходного налога платежи до 3 миллионов сумов в месяц родителей, дети которых посещают негосударственные дошкольные образовательные организации и школы.
Министерству финансов (Т. Ишметов) совместно с Государственным налоговым комитетом (Ш. Кудбиев) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс и иные акты законодательства;
б) в целях приведения системы среднего образования в соответствие с современными требованиями:
выделить 605 млрд сумов из Государственного бюджета на реализацию программы обновления учебников средних общеобразовательных учреждений;
создать 141 тысячу новых ученических мест с доведением их количества до 6,4 миллиона к концу 2026 года.
Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством финансов (Т. Ишметов), Министерством занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) и иными заинтересованными министерствами и ведомствами регулярно принимать меры по созданию новых ученических мест и обучению профессиям учащихся.
5. В рамках задач по обеспечению здоровья населения, определенных в Стратегии развития, в 2022 году:
а) организовать в регионах первичную медицинскую службу на основе принципа "шаговой доступности", создав 105 семейных врачебных пунктов и 31 семейную поликлинику.
Министерству здравоохранения (Б. Мусаев) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принять практические меры по завершению соответствующих строительных работ в регионах до конца 2022 года;
б) Министерству здравоохранения (Б. Мусаев) совместно с Министерством финансов (Т. Ишметов) в двухмесячный срок обеспечить внедрение механизма оказания бесплатных медицинских услуг лицам, входящим в льготную категорию, путем направления их на лечение за счет Государственного бюджета в частные медицинские организации посредством электронной информационной системы.
6. Министерству народного образования (Б. Саидов) и Министерству здравоохранения (Б. Мусаев) совместно с Министерством финансов (Т. Ишметов), Агентством Президентских образовательных учреждений и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования в срок до 1 июля 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий:
повышение в 2022 году заработной платы талантливых учителей и врачей исходя из квалификационной категории дифференцированным методом;
обеспечение кардинального пересмотра порядка присвоения квалификационной категории учителям и врачам с привлечением международных экспертов, а также внедрение справедливой и прозрачной системы на основе методологии оценки квалификации.
7. В рамках задач по обеспечению ускоренного развития национальной экономики и высоких темпов роста, определенных в Стратегии развития:
а) принять меры по снижению годового уровня инфляции в 2022 году - до 9 процентов, в 2023 году - до 5 процентов, фискального дефицита - до 3 процентов, с недопущением в последующем превышения указанных показателей инфляции и дефицита Государственного бюджета.
При этом завершить процессы трансформации коммерческих банков с долей государства, увеличив до 60 процентов долю частного сектора в банковских активах до конца 2026 года.
Кабинету Министров (Д. Кучкаров) совместно с Центральным банком (М. Нурмуратов) на постоянной основе принимать практические меры по сохранению высоких темпов роста экономики и обеспечению макроэкономической стабильности;
б) снизить с 2023 года ставку налога на добавленную стоимость до 12 процентов, а также с 2025 года ставку налога на прибыль в таких направлениях предпринимательства, как банковское и финансовое дело, телекоммуникации, - до 15 процентов.
Министерству финансов (Т. Ишметов) совместно с Государственным налоговым комитетом (Ш. Кудбиев) в срок до 1 сентября 2022 года внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан;
в) принять меры по повышению до 2026 года на 20 процентов энергоэффективности экономики и сокращению на 20 процентов объема выброса вредных газов в атмосферу путем активного внедрения технологий "зеленой экономики" во все сферы.
В целях достижения данных показателей внести в Кабинет Министров следующие проекты:
Министерству энергетики (А. Султанов), Министерству строительства (Б. Закиров) в срок до 1 марта 2022 года - программ расширения и поддержки использования возобновляемых источников энергии, а также повышения энергоэффективности социальных, коммерческих и административно-бытовых зданий и сооружений;
Министерству экономического развития и сокращения бедности (Б. Абдуназаров), Министерству энергетики (А. Султанов) в срок до 1 июня 2022 года - программы перехода к "зеленой экономике" и обеспечения энергосбережения по снижению потерь в отраслях промышленности и повышению эффективности использования ресурсов, а также постановления по созданию системы стимулирования производства и эксплуатации электромобилей.
8. Продолжить работу по созданию дополнительных удобств для развития предпринимательства в районах с "тяжелыми" условиями на основе опыта установления специальных налоговых ставок для Муйнакского района Республики Каракалпакстан.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года №УП-60
"О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы"
О документе
Номер документа: | УП-60 |
Дата принятия: | 28.01.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 29.01.2022 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 29 января 2022 года, №06/22/60/0082
Редакции документа
Текущая редакция принята: 29.12.2023 документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в отдельные указы президента Республики Узбекистан № УП-221 от 29.12.2023
Вступила в силу с: 29.12.2023
Редакция от 10.02.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию критериев разделения субъектов предпринимательства на категории, а также налоговой политики и налогового администрировани
Вступила в силу с: 10.02.2023
Редакция от 20.04.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государстве
Вступила в силу с: 21.04.2022
Редакция от 17.03.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции... № УП-89 от 17/03/2022
Вступила в силу с: 18.03.2022
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.02.2023 №УП-21)
(см. предыдущую редакцию)