Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 8 апреля 2022 года №УП-101

Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 31.05.2022 г. №УП-145, 09.09.2022 г. №УП-220, 06.07.2023 г. №УП-108, 28.08.2023 г. №УП-151, 28.09.2023 г. №УП-164)

В целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, сокращения бедности в два раза путем достижения инклюзивного и стабильного экономического роста, обеспечения конкуренции в экономике, создания равных условий субъектам предпринимательства, ускорения полноценного перехода на рыночные отношения, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также резкого увеличения объема частных инвестиций и дальнейшего укрепления доверия бизнес-сообщества:

1. Определить основными направлениями повышения роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создания благоприятных условий для развития частного сектора во всех отраслях и сферах:

продолжение институционального и административного реформирования в сфере гарантирования неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, а также обеспечение верховенства закона в данном направлении;

использование механизмов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения на прозрачной основе, прежде всего в качестве важного фактора привлечения инвесторов, а также создание инфраструктурных и иных необходимых условий для повышения привлекательности земель при их выставлении на аукцион;

либерализацию рынка товаров и услуг, в котором сохраняется государственное участие, создание условий для продвижения частного сектора в этих сферах, а также формирование здоровой конкурентной среды путем усиления институционального потенциала и полномочий антимонопольного органа;

отмену льгот, эксклюзивных прав и преимуществ посредством адресного применения метода "регуляторной гильотины";

ускорение трансформации и приватизации предприятий и коммерческих банков с участием государства, стимулирование увеличения качественно новых, в частности основанных на принципах экологического, социального и корпоративного управления (ESG), инвестиций и высокоэффективных технологий производства за счет уменьшения доли неэффективно функционирующих предприятий в экономике;

придание импульса развитию разных сегментов финансового рынка за счет дальнейшей либерализации денежного рынка и рынка капитала, создание таким образом условий для формирования приватизированными и находящимися в процессе трансформации предприятиями альтернативных источников финансирования своей деятельности;

ускорение привлечения зарубежных инвесторов к геологоразведочным работам, процессам добычи и переработки в целях обеспечения гарантированной сырьевой базой отраслей — драйверов экономики, в частности горнорудной, нефтегазовой, химической промышленности, промышленности строительных материалов и иных сфер, а также поддержку увеличения запасов минерально-сырьевой базы;

развитие рынка энергоресурсов, транспорта, коммуникаций и создание условий для привлечения частных инвестиций в эти сферы;

резкое увеличение проектов государственно-частного партнерства в сфере обеспечения питьевой водой и канализацией, теплоснабжения, благоустройства, дорожного строительства и авиационной инфраструктуры;

нетерпимое отношение к любым проявлениям коррупции и непримиримую борьбу с ней во всех сферах и отраслях;

предотвращение коррупции путем широкого внедрения на предприятиях и в коммерческих банках с участием государства современных методов корпоративного управления, включая систему "комплаенс-контроля", обеспечения прозрачности системы закупок.

2. В целях ускорения процессов приватизации, повышения привлекательности инвестиционного климата и создания дополнительных удобств для инвесторов, приобретших государственные активы (государственные пакеты акций, доли, объекты недвижимости):

распространить порядок оплаты в рассрочку до трех лет, применяемый при реализации государственных активов, также на процесс реализации земельных участков несельскохозяйственного назначения на основе права собственности через аукцион;

предоставить покупателям государственных активов и земельных участков несельскохозяйственного назначения, реализованных с условием оплаты в рассрочку, единовременно осуществившим первоначальный платеж в размере не менее 35 процентов, право передачи в залог данных государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения.

Кабинету Министров в месячный срок разработать и утвердить порядок предоставления права по передаче в залог государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения, внедряемого абзацем третьим настоящего пункта.

3. Предоставить с 1 мая 2022 года гражданам зарубежных государств право внесения инвестиций в форме приобретения строящихся новых нижеследующих объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), перечень которых утверждается Кабинетом Министров, без истребования вида на жительство в Республике Узбекистан:

в Ташкентской области, городах Ташкенте и Самарканде — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 150 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 180 000 долларов США;

в других регионах — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 70 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 85 000 долларов США.

При этом приобретение гражданами зарубежных государств объектов недвижимого имущества, предусмотренных настоящим пунктом, не является основанием для получения постоянной регистрации и вида на жительство в Республике Узбекистан.

4. Уменьшить сумму стоимости недвижимого имущества, требуемую для получения вида на жительство в Республике Узбекистан гражданами зарубежных стран, при условии приобретения недвижимого имущества в соответствии с приложением №6 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года №УП-5611 в городе Ташкенте и Ташкентской области с 400 000 долларов США до 300 000 долларов США.

5. В целях дальнейшего улучшения конкурентной среды в экономике и сокращения бюрократических барьеров для частного сектора одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, Министерства финансов и Министерства юстиции о:

а) непризнании в качестве занимающего доминирующее положение на товарном или финансовом рынке и неприменении антимонопольных мер к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям либо группе лиц (за исключением субъектов естественных монополий, участников государственных закупок и биржевых торгов, а также хозяйствующих субъектов, цена продукции которых регулируется государством), выручка от реализации товаров (услуг) которых за последний календарный год не превышает десятитысячного размера базовой расчетной величины;

б) применении с 1 сентября 2022 года финансовых санкций к хозяйствующим субъектам, совершившим антиконкурентные действия:

соглашения (согласованные действия) и координацию экономической деятельности, приведшие к ограничению конкуренции на товарном и финансовом рынке;

злоупотребление доминирующим (монопольным) положением на товарном и финансовом рынке и превосходной переговорной силой, необоснованное завышение цен на продукцию, имеющую социальное и стратегическое значение, а также недобросовестную конкуренцию;

нарушения законодательства о конкуренции при слиянии, присоединении, а также заключении соглашений по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;

совершение антиконкурентных действий на публичных торгах и нарушение антимонопольных требований.

Кабинету Министров в срок до 1 июля 2022 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект Закона "О конкуренции" в новой редакции, предусматривающий конкретные размеры и порядок применения финансовых санкций. При этом предусмотреть полное направление взысканных сумм финансовых санкций в Государственный бюджет, а также ответственность за иные виды антиконкурентных действий;

в) усилении с 1 сентября 2022 года административной ответственности за:

незаконное ограничение органами государственной власти и управления свободного передвижении и реализации сырья, товаров и оказания услуг;

принятие решений, ограничивающих конкуренцию, государственными унитарными предприятиями или учреждениями, объединениями юридических лиц, наделенных полномочиями лицензирования, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений;

непредставление по требованию антимонопольного органа необходимых документов и данных, а также представление ложной или недостоверной информации.

Кабинету Министров в срок до 1 июля 2022 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект соответствующего закона;

г) устранении действующих монополий путем широкого привлечения частного сектора и отмены эксклюзивных прав в соответствии с планом мер, предусмотренных приложением №1;

д) внедрении с 1 января 2023 года Индекса развития конкуренции с ежегодным представлением Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей информации в Сенат Олий Мажлиса.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 06.07.2023 №УП-108)
(см. предыдущую редакцию)

6. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Министерством финансов и Министерством юстиции в двухмесячный срок внести проект постановления по ускорению широкого привлечения частного сектора к оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций.

7. Министерству финансов и Агентству по управлению государственными активами совместно с заинтересованными ведомствами в срок до конца 2022 года создать возможность дистанционного открытия счетов депо для ценных бумаг клиентам, являющимся резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, без их личного участия, с учетом требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

8. Одобрить предложение Министерства финансов об установлении с 1 мая 2022 года ставки налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым физическими лицами — нерезидентами из источников в Республике Узбекистан (за исключением дивидендов, процентов и доходов от фрахта), в размере 12 процентов.

Министерству финансов совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.

9. В целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства, а также урегулирования предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам:

а) начиная с 1 мая 2022 года:

распространить налоговые и таможенные льготы, применяемые к ограниченному кругу субъектов, на все субъекты отраслей, предусмотренных приложением №2, в целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства;

отменить налоговые и таможенные льготы по товарам (услугам), приобретаемым за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций по международным договорам Республики Узбекистан, одобренным до 1 июля 2020 года, рефинансируемым или перекредитуемым через коммерческие банки Республики Узбекистан. Данная норма распространяется на товары (услуги), приобретаемые на основе вновь заключаемых соглашений (независимо от формы и способа оформления) между коммерческими банками и субъектами предпринимательства;

б) отменить поэтапно отдельные налоги и таможенные льготы согласно приложению №3;

в) Кабинету Министров критически пересмотреть необходимость пролонгации действия отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан, выявленных в результате инвентаризации, и в срок до 1 августа 2022 года внести предложения по их отмене;

г) начиная с 1 июля 2022 года:

льготы по таможенной пошлине предоставлять исключительно на основании законов Республики Узбекистан. При этом получение заключения Совета по тарифному и нетарифному регулированию считать обязательным;

руководителям отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах ежегодно в срок до 1 марта представлять в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет отчеты по эффективности отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных для развития сферы и (или) территорий, по итогам каждого года.

10. Министерству финансов совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством энергетики, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством транспорта и Антимонопольным комитетом:

а) в срок до 1 мая 2022 года с привлечением опытного инвестиционного банка начать до конца 2022 года работу по приватизации АО "Узбекнефтегаз", в том числе путем публичного размещения (IPO) акций в размере не менее 49 процентов, а также государственной доли в размере 51 процента и более в АО "Тепловые электрические станции";

б) в срок до 1 ноября 2022 года на основании заключений международной консалтинговой компании внести на утверждение в Кабинет Министров Стратегию реформирования АО "Узбекгидроэнерго".

При этом в процессе строительства новых малых и средних гидроэлектростанций приоритетным считать реализацию проектов с участием частного сектора, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства;

в) в срок до 1 сентября 2022 года начать работу по выставлению на торги государственной доли в размере 51 процента и более в уставном капитале АО "Uzbekistan airways", в том числе путем публичного размещения (IPO) акций;

г) в срок до 1 августа 2022 года с привлечением международного инвестиционного банка и консультантов обеспечить публичное размещение (IPO) на местном фондовом рынке до 10 процентов пакета акций АО "UzAuto Motors" и внести в Кабинет Министров Стратегию реализации стратегическим инвесторам остальной доли данного предприятия и АО "UzAuto Motors Powertrain", ООО "Samarqand Avtomobil zavodi".

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 09.09.2022 №УП-220)
(см. предыдущую редакцию)

11. Кабинету Министров в двухмесячный срок обеспечить:

получение международного кредитного рейтинга АО "Национальные электрические сети Узбекистана" — до конца 2023 года, АО "Узтрансгаз" — до конца 2024 года, предусмотрев сохранение в полном распоряжении государства магистральных сетей АО "Национальные электрические сети Узбекистана" и АО "Узтрансгаз", а также достижение самостоятельного привлечения средств международных банков и рынка капитала со строгим соблюдением финансовой дисциплины;

в срок до 1 сентября 2022 года на основании заключений международных финансовых институтов и консультантов — совершенствование деятельности АО "Худудгазтаъминот" и АО "Региональные электрические сети", включая повышение операционной эффективности и привлечение частного сектора в эти сферы, при этом принятие решения о передаче частному оператору функций оптовой закупки и реализации природного газа и электрической энергии, без повышения устанавливаемых тарифов для населения, первоначально в порядке эксперимента в четырнадцати городах и районах страны.

12. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству транспорта, Агентству по управлению государственными активами и Антимонопольному комитету:

а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о передаче под управление частного сектора подведомственных АО "Uzbekistan Airports" региональных международных аэропортов и международного аэропорта города Ташкента на основе условий государственно-частного партнерства для модернизации и повышения их операционной эффективности. При этом предусмотреть меры эффективной эксплуатации аэропортов в Ферганской долине путем их оптимизации;

б) в месячный срок привлечь Всемирный банк и обеспечить разработку до 1 июня 2022 года Стратегии трансформации, развития и приватизации АО "Узбекистон темир йуллари".

Утвердить Специальную рабочую группу по трансформации АО "Узбекистон темир йуллари" в составе согласно приложению №4.

Рабочей группе (Д.А. Кучкаров) в срок до 1 августа 2022 года внести проект постановления о трансформации АО "Узбекистон темир йуллари", предусматривающий:

совершенствование тарифной политики путем создания прозрачной и гибкой тарифной системы, направленной на развитие деятельности частных операторов, имеющих свои пассажирские и грузовые вагоны, а также развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта;

повышение эффективности операционных и бизнес-процессов на предприятиях железнодорожного транспорта, включая интеграцию взаимоотношений обслуживающих организаций и потребителей посредством цифровой трансформации;

передачу частному сектору внутренних и международных железнодорожных грузо- и пассажироперевозок на основе условий государственно-частного партнерства или франшизы;

в) в срок до 1 августа 2022 года совместно с международными финансовыми институтами в рамках Концепции развития системы общественного транспорта города Ташкента до 2025 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров предложений о привлечении частного сектора к работе общественного транспорта, включая реализацию проектов на основе условий государственно-частного партнерства.

Кабинету Министров в срок до 1 декабря 2022 года на примере города Ташкента разработать и начать внедрение Стратегии развития инфраструктуры общественного транспорта в городе Нукусе и во всех областных центрах.

13. Утвердить Специальную рабочую группу по реформированию Комитета по автомобильным дорогам в составе согласно приложению №5.

Рабочей группе (Т.А. Ишметов) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о реформировании Комитета по автомобильным дорогам путем выведения из его состава подрядных и производственных предприятий в целях конкретного разграничения регулятивных и хозяйственных функций, демонополизации, привлечения предприятий частного сектора и повышения эффективности использования бюджетных средств в этой сфере.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН План мер по устранению действующих монополий путем отмены эксклюзивных прав и широкого привлечения частного сектора Перечень налоговых и таможенных льгот, распространяемых на все субъекты предпринимательства отраслей начиная с 1 мая 2022 года Перечень отменяемых некоторых налоговых и таможенных льгот Состав Специальной рабочей группы по трансформации АО "Узбекистон темир йуллари" Состав Специальной рабочей группы по реформированию Комитета по автомобильным дорогам Перечень акционерных обществ, в которых внедряется специальная система управления процессами приватизации и трансформации "Дорожная карта" планируемых к реализации крупных проектов в период 2022 — 2024 годов на основе государственно-частного партнерства в разрезе сфер Состав координационной рабочей группы по улучшению предпринимательской среды, развитию частного сектора, реформированию деятельности и организации процессов по подготовке к приватизации предприятий с государственным участием План дополнительных мер по повышению роли частного сектора в улучшении предпринимательской среды и обеспечении экономического роста Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан Перечень некоторых актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу

Указ Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года №УП-101
"Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора"

О документе

Номер документа:УП-101
Дата принятия: 08.04.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:09.04.2022
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 9 апреля 2022 года, №06/22/101/0288

Примечание к документу

В соответствии с Приложением 10 данного Указа:

- в данном приложении подпункт "б" пункта 1, пункты 5 — 7, 15, 16, 20, 21, 25, 28, 29, 39, 40 и 43 вводятся в действие с 1 июля 2022 года, пункты 2, 4, 10, 17, 22, 32 — 34, 41 и 44, подпункт "б" пункта 38 — с 1 января 2023 года.

В соответствии с Приложением 11 данного Указа:

- в данном приложении пункты 2, 3, 7, 8, 9, 14, 16 и 18 вводятся в действие с 1 июля 2022 года, пункты 1, 6, 10 — 13, 15, 17 и 19 — с 1 января 2023 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 28.09.2023  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан № УП-164 от 28.09.2023
Вступила в силу с: 30.09.2023


Редакция от 28.08.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках административных реформ № УП-151 о
Вступила в силу с: 29.08.2023


Редакция от 06.07.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ № УП-108 о
Вступила в силу с: 07.07.2023


Редакция от 09.09.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии малой мощности № УП-220 от 09.09.2022
Вступила в силу с: 10.09.2022


Редакция от 31.05.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по обеспечению стабильности цен на потребительских рынках и повышению действенности антимонопольных мер № УП-145 от 31.05.2022
Вступила в силу с: 01.06.2022


Первоначальная редакция от 08.04.2022