Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 ноября 2013 года №948

Об утверждении Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014-2020 годы и плана действий по ее реализации

(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 16.06.2017 г. №445)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Постановлений Правительства Республики Молдова от 16.06.2017 г. №445, 18.12.2017 г. №1089, 20.07.2018 г. №738)

По всему тексту Постановления и приложений слова "Министерство экономики" и "Министерство информационных технологий и связи" в любом падеже заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства РЕспублики Молдова от 20.07.2018 г. №738

Во исполнение положений статьи 5 Закона №231 от 23 сентября 2010 года о внутренней торговле (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №206-209, ст. 681), с последующими изменениями и дополнениями, и принимая во внимание социальное значение торговли в удовлетворении жизненных потребностей населения, вклад этого сектора в формировании валового внутреннего продукта, а также для модернизации в целом внутреннего потребительского рынка Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Стратегию развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы, согласно приложению №1;

План действий на период 2014 - 2016 годы по реализации Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 -2020 годы, согласно приложению №2;

План действий на 2017-2018 годы по реализации Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014-2020 годы, согласно приложению №3

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 16.06.2017 г. №445)
(см. предыдущую редакцию)

2. Министерствам и другим центральным административным органам ежегодно до 15 марта представлять Министерству экономики и инфраструктуры информацию о внедрении положений Стратегии в предыдущем году;

Министерству экономики и инфраструктуры обобщать полученную по отраслям информацию и представлять итоговый годовой отчет Правительству до 15 апреля.

3. Рекомендовать органам местного публичного управления утвердить территориальные стратегии развития внутренней торговли на период 2014 - 2020 годов и планы действий для их реализации.

4. Мониторинг и координацию процесса реализации Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы возложить на Министерство экономики и инфраструктуры.

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Контрасигнуют:

зам. премьер-министра, министр экономики

 

Валериу Лазэр

министр финансов

Анатол Арапу

министр сельского хозяйства и пищевой промышленности

Василе Бумаков

министр регионального развития и строительства

Марчел Рэдукан

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 25 ноября 2013 года №948

Стратегия развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы

Введение

(По тексту Приложения 1 слова "Агентство по защите прав потребителей" в любом падеже заменены словами "Агентство по защите прав потребителей и надзору за рынком" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1089)

Стратегия развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы (в дальнейшем - Стратегия) является среднесрочным документом государственной политики в целях развития на территории страны деятельностей по реализации товаров и услуг которые подпадают под сферу деятельности Закона №231 от 23 сентября 2010 года о внутренней торговли. Стратегия намечает приоритетные направления развития и социальной направленности внутренней торговли и требует системного подхода к реализации государственной политики в области торговой деятельности.

Разработке настоящей Стратегии предшествовала оценка реализации действий, предусмотренных в Стратегии поддержки развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2007 - 2009 годы, проведение комплексного анализа текущей ситуации внутреннего потребительского рынка, а также изучение лучших коммерческих практик Европейского сообщества и возможности их внедрения на национальном уровне. При разработке Стратегии учитывались положения Стратегии "Молдова-2020", Национальной стратегии регионального развития, Стратегии национальной безопасности, Стратегии развития сектора малых и средних предприятий на 2012 - 2020 годы, Программы деятельности Правительства Республики Молдова на 2013 - 2014 годы "Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние" и других соответствующих документов. В то же время Стратегия дополняет данные стратегии и является платформой для координации осуществления положений упомянутых стратегий.

Разработка Стратегии была обусловлена необходимостью систематизации действий, направленных на стимулирование организованной и легальной торговой деятельности в здоровой конкурентоспособной среде и сосредоточение на социальные и экономические потребности потребителей.

Данная Стратегия устанавливает основные направления при составлении правовой базы в сфере реализации товаров и услуг, продолжение реструктуризации институциональных структур в отношении надзора внутреннего потребительского рынка, внедрение современных технологий по распределению/предоставлению коммерческих услуг. Стратегия определяет роль государства в регулировании торговой деятельности, сферы взаимодействия между центральными органами публичного управления с компетенциями в этой области, а также аспекты сотрудничества с органами местного публичного управления.

Стратегия изменяет понятие концепта внутренней торговли, он рассматривается не только как сфера продажи ценностей (товаров), но и услуг, а именно услуг, которые связаны с послепродажным процессом товаров - ремонтом, арендой, уборкой, стиркой, общественным питанием, гостиничными услугами, туризмом и т.д. Таким образом торговля постепенно вписывается в индустрию услуг, оказываемых населению.

Цель Стратегии - обеспечение нужд потребителей конкурентоспособной продукцией и услугами путем создания эффективной товаропроводящей системы на всей территории страны.

В этом контексте платформа внедрения Стратегии состоит в продолжения эволюционных процессов для обеспечения устойчивого развития внутреннего потребительского рынка (качественное и инновационное развитие внутренней торговли). Таким образом, торговые деятельности будут модернизированы исходя из перспектив их вовлечения в социально-экономическое развитие страны.

I. Диагностика внутренней торговли на 2006 - 2012 годы

В целях осуществления анализа внутренней торговли Республики Молдова были использованы как количественные показатели, так и качественные, которые могут дать общую картину этого сектора. Количественные характеристики показывают место, которое занимает торговля в экономике страны, через такие показатели как: количество и доля торговых предприятий в общем количестве предприятий, количество и доля экономически активного населения, работающего в сфере торговли, вклад торговли в создание валового внутреннего продукта (ВВП), объем продаж и т.д. согласно официальным статистическим данным. Качественные характеристики связаны с восприятием этого сектора деятельности.

Количественные тенденции проявляются в конечных показателях торговли в экономике страны, ее вклада в формирование валовой добавленной стоимости в экономику и доле данного сектора в валовом внутреннем продукте.

Экономический показатель, такой как валовой внутренний продукт, созданный в секторе торговли в Республике Молдове, регистрирует умеренные, но стабильные тенденции роста на протяжении многих лет. Так, если в 2006 году доля торговли в формировании валового внутреннего продукта была 11,5%, то в 2012 году - около 14%, среди отраслей с основным вкладом в валовую добавленную стоимость. На протяжении 2006-2012 годов ВДС в торговле увеличилась примерно в 2,4 раза, от 5145 млн. леев до 12250 млн. леев (таблица 1).

Таблица 1. Вклад торговли в формирование валового внутреннего продукта в 2006 - 2012 годах

                                                    (млн. леев)

       Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012*

Валовой внутренний продукт (ВВП), из которого:

44754

53430

62922

60430

71885

82349

87847

Валовая добавленная стоимость (ВДС), в том числе:

37339

44413

51774

50809

59921

68390

73319

Оптовая и розничная торговля

5145

6714

8149

7954

9213

11119

12250

Чистые налоги на продукты

7415

9017

11148

9621

11965

13959

14528

Доля оптовой и розничной торговли:








- в формировании ВВП, %

11,5

12,6

13,0

13,2

12,8

13,5

14,0

- в формировании ВДС, %

13,8

15,1

15,7

15,4

15,4

16,3

16,7

Доля чистых налогов на продукты в ВВП, %

16,6

16,9

17,7

15,9

16,6

17,0

19,2

Источник: Национальное бюро статистики

*Предварительные данные

Тенденции роста в области торговли и признание ее роли в Республике Молдова важны, но полученные достижения должны быть в балансе с отечественным производством, эффективным использованием ресурсов в сельском хозяйстве, а экономика основываться на инвестициях, а не на потреблении.

Согласно статистическим данным по конечному употреблению (конечном потреблении домашних хозяйств и конечном потреблению государственного управления) и размеру ВВП в анализируемый период 2006-2012 годов, констатируется существование разрыва между этими двумя показателями с тенденцией роста потребительских расходов. Если в 2006 году общий объем конечного потребления составил сумму в 50972 млн. леев, что превышает ВВП на 13,9%, то в 2012 году данный показатель вырос до 102954 млн. леев, что превысило ВВП на 17% (рисунок 1). В создавшейся ситуации требования внутреннего потребления покрывались за счет импорта и, следовательно, возникла зависимость от иностранных товаров.

Рисунок. 1.Эволюция валового внутреннего продукта и конечного потребления в 2006 - 2012 годах

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Стратегия развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы I. Диагностика внутренней торговли на 2006 - 2012 годы II. Определение проблем Раздел 1. Несовершенство правовых и институциональных норм Раздел 2. Незаконная торговля Раздел 3. Неконкурентоспособность товаров, размещенных на внутреннем потребительском рынке Раздел 4. Дисбаланс в расположении коммерческой инфраструктуры Раздел 5. Дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся торговой деятельностью III. Анализ SWOT IV. Задачи Стратегии развития V. Приоритетные направления развития VI. Оценка воздействия и расходов внедрения Стратегии VII. Ожидаемые результаты и показатели прогресса VIII. Этапы реализации внедрения Стратегии IX. Процедуры отчетности, мониторинга и оценки План действий на 2004 - 2016 годы по осуществлению Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014 - 2020 годы План действий на 2017-2018 годы по реализации Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014-2020 годы

Постановление Правительства Республики Молдова от 25 ноября 2013 года №948
"Об утверждении Стратегии развития внутренней торговли в Республике Молдова на 2014-2020 годы и плана действий по ее реализации на 2014 - 2016 годы"

О документе

Номер документа:948
Дата принятия: 25/11/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06/12/2013
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №284-289, 6 декабря 2013 года, Ст.1059.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20/07/2018  документом  Постановление Правительства Республики Молдова О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства № 738 от 20/07/2018
Вступила в силу с: 17/08/2018


Редакция от 18/12/2017, принята документом Постановление Правительства Республики Молдова Об организации и функционировании Агентства по защите прав потребителей и надзору за рынком № 1089 от 18/12/2017
Вступила в силу с: 20/12/2017


Редакция от 16/06/2017, принята документом Постановление Правительства Республики Молдова О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства от 25 ноября 2013 года №948 № 445 от 16/06/2017
Вступила в силу с: 23/06/2017


Первоначальная редакция от 25/11/2013