Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 17 мая 1996 года №837-XIII

Об общественных объединениях

(В редакции Законов Республики Молдова от 26.02.1998 г. №1578-XIII, 31.07.1998 г. №133-XIV, 24.12.1998 г. №263-XIV, 30.07.1999 г. №583-XIV, 16.11.2001 г. №646, 13.06.2003 г. №240, 21.07.2005 г. №154-XVI, 28.07.2005 г. №205-XVI, 20.07.2007 г. №178-XVI, 15.02.2008 г. №18-XVI, 04.06.2010 г. №111, 11.07.2012 г. №178, 23.12.2013 г. №324, 18.07.2014 г. №158, 17.06.2016 г. №138, 07.07.2016 г. №160 (вступил в силу 16.09.2016 г.), 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188 (вступил в силу 16.12.2016 г.), 28.07.2016 г. №201)

Парламент принимает настоящий закон.

Настоящий закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией права лиц на объединение, и определяет принципы образования, регистрации, функционирования и прекращения деятельности общественных объединений.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие общественного объединения

(1) Общественным объединением является некоммерческая, независимая от органов публичной власти организация, добровольно созданная не менее чем тремя физическими и/или юридическими лицами (общественными объединениями), объединенными общностью интересов в целях реализации законных прав в соответствии с законом.

(2) Общественными объединениями считаются объединения пацифистов, объединения, защищающие и продвигающие права человека, объединения женщин, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями, молодежные и детские объединения, научные, технические, экологические, культурно-просветительные, спортивные общества, творческие союзы, национально-культурные общества, другие законно образованные объединения физических и/или юридических лиц (общественных объединений).

(3) Действие настоящего закона не распространяется на партии и другие общественно-политические организации, профессиональные союзы, объединения работодателей, религиозные организации и созданные ими юридические лица, организации, созданные органами публичной власти, кооперативные и иные организации, порядок образования и функционирования которых определяется специальными законами.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188, 28.07.2016 г. №201)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Цели создания и деятельности общественных объединений

(1) Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты гражданских, экономических, социальных, культурных и иных законных прав и свобод; развития общественной активности и самодеятельности лиц, удовлетворения их профессиональных и любительских интересов в области научного, технического, художественного творчества; охраны здоровья населения, привлечения его к благотворительной деятельности, вовлечения в занятия массовым спортом и физической культурой; проведения культурно-просветительной работы среди населения; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; укрепления мира и дружбы между народами; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством.

(2) Общественные объединения подразделяются на общественно-полезные объединения и объединения взаимной выгоды.

(3) Общественно-полезными являются объединения, деятельность которых относится исключительно к защите прав человека, образованию, приобретению и распространению знаний, здравоохранению, социальной помощи населению, культуре, искусству, любительскому спорту, ликвидации последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды и иным сферам, имеющим общественно-полезный характер.

(4) Объединения взаимной выгоды создаются для удовлетворения частных, корпоративных интересов их членов.

(4-1) Некоммерческими организациями со статусом общественной пользы являются организации, деятельность которых соответствует положениям статьи 30 и отвечает условиям статьи 30-1.

(5) Общественные объединения могут способствовать своей деятельностью органам публичной власти в реализации общественно значимых и общественно-полезных целей и задач.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158, 21.07.2016 г. №177)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Принципы создания и деятельности общественных объединений

(1) Общественные объединения равны перед законом и действуют согласно своим программам и уставам, в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Молдова.

(2) Общественные объединения создаются и действуют на принципах добровольности, самостоятельности, самоуправления и равноправия всех членов. Устав общественного объединения должен содержать нормы обнародования деятельности общественного объединения, предусматривающие общедоступность его учредительных и программных документов. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, выборе целей, форм и методов деятельности.

(3) Участие лица в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав либо для предоставления ему государством каких-либо льгот и преимуществ, а также условием занятия или причиной незанятия должности государственного служащего, кроме оснований, предусмотренных в части (4) статьи 4. Требование об указании в официальных документах членства в том или ином общественном объединении не допускается.

(4) Деятельность общественных объединений на принципе безоговорочного подчинения членов объединения его руководству запрещается.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Ограничения при создании и в деятельности общественных объединений

(1) Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, ставящих своей целью или избирающих методом действий насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности территории Республики Молдова, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение иных наказуемых в соответствии с законодательством деяний. Включение в устав общественного объединения положений о защите принципов социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

(2) Запрещается создание общественных военизированных объединений и вооруженных формирований.

(3) Запрещается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на права и законные интересы лиц, на здоровье людей, общественную мораль.

(4) Не могут быть учредителями общественных объединений государственные служащие, в чьи должностные обязанности входят регистрация общественных объединений и контроль за их деятельностью. Учредителями общественных объединений и членами их руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов не могут быть члены Правительства и государственные служащие, в должностные обязанности которых входит проведение государственной политики в областях, являющихся приоритетными для этих общественных объединений согласно их уставам. Законодательством могут устанавливаться и иные отдельные ограничения, относящиеся к созданию определенных видов общественных объединений и вступлению в них конкретных категорий государственных служащих.

Статья 5. Общественное объединение

(1) Общественное объединение основывается на фиксированном членстве и создается для совместной деятельности, направленной на реализацию уставных целей объединившихся лиц, и защиты их общих интересов.

(2) Высшим руководящим органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного объединения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию, который после регистрации общественного объединения осуществляет права юридического лица от имени общественного объединения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 6. Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения вправе на добровольных началах создавать союзы (ассоциации) на основе учредительного договора, образуя новое юридическое лицо. Порядок организации и прекращения деятельности союзов (ассоциаций) общественных объединений определяется настоящим законом.

Статья 7. Защита права лиц на объединение. Правовая защита общественных объединений

(1) Защита права лиц на объединение осуществляется в порядке государственного надзора за соблюдением законности, в судебном или административном порядке. По инициативе лиц могут также предъявляться иски либо направляться петиции на действия государственных органов, организаций и их должностных лиц, препятствующих созданию общественных объединений и осуществлению их законной деятельности.

(2) Последствия судебной или административной защиты могут наступить в виде восстановления нарушенного права, пресечения действий государственных органов, организаций и их должностных лиц, препятствующих осуществлению права лиц на объединение, в виде возмещения убытков, понесенных из-за нарушения этого права.

(3) Государство гарантирует общественным объединениям защиту их прав и законных интересов.

(4) Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами с участием представителей соответствующих объединений или по согласованию с ними.

(5) Защита прав и законных интересов общественных объединений, а равно общественно значимых интересов осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательством.

(6) Необоснованное вмешательство государственных органов, организаций и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов, организаций и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законодательством.

(7) На работников аппарата общественных объединений распространяется законодательство о труде, а также законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании. Социальное обеспечение и социальное страхование работников аппарата общественных объединений - иностранных граждан, не проживающих в Республике Молдова постоянно, осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о концессиях.

Статья 8. Отношения государства и общественных объединений. Государственная поддержка общественных объединений

(1) Государство может оказывать общественным объединениям поддержку в виде целевого финансирования по их заявкам отдельных социальных, научных и культурных программ, в виде заключения договоров на производство работ и предоставление услуг, а также в виде социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Государство способствует развитию деятельности общественных общественно полезных объединений, сотрудничая с ними и проводя по отношению к ним льготную налоговую политику. Во взаимоотношениях с общественными объединениями, действующими в одной сфере, государственные органы не должны создавать преференций ни одному из них.

(2) Общественно полезные общественные объединения могут частично или полностью освобождаться от отдельных видов налогов в соответствии с налоговым законодательством и настоящим законом. Предоставление в аренду общественно полезным общественным объединениям помещений и зданий, находящихся в публичной собственности, осуществляется на льготных условиях в порядке, установленном Правительством. Освобождение общественных объединений от налогообложения и предоставление им иных льгот и привилегий на индивидуальной основе не допускаются.

(3) Молодежным и детским общественным объединениям государство оказывает материальную и финансовую поддержку, детским организациям предоставляет право пользоваться помещениями школ, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

(4) Общественные объединения и их юридические лица, осуществляющие агитацию в пользу или против политических партий, общественно-политических организаций, блоков и отдельных кандидатов при проведении выборов в органы публичной власти, лишаются права на государственную целевую финансовую поддержку, льготное налогообложение, финансирование и кредитование. Финансовые средства, полученные ими по целевым государственным программам, грантам и субсидиям, подлежат возврату в доход государственного бюджета на основании судебного решения в соответствии с законодательством. Руководящие органы общественного объединения, от имени которого без ведома и согласия этих органов членами объединения или иными лицами велась предвыборная агитация, должны без промедления заявить о непричастности руководимого ими объединения к этим действиям, а орган средств массовой информации, при помощи которого велась агитация, обязан в кратчайший срок распространить опровержение. Лица, выступающие от имени общественного объединения без санкции его руководящих органов, несут ответственность согласно законодательству.

(5) Общественные объединения и их юридические лица не вправе использовать денежные средства, материальные ценности, полученные от иностранных и отечественных физических и юридических лиц, а также от государства, на поддержку политических партий, общественно-политических организаций, блоков и отдельных кандидатов при проведении выборов в органы публичной власти. Денежные средства, материальные ценности, использованные в указанных целях, подлежат безвозмездной экспроприации в доход государственного бюджета на основании судебного решения. Нарушение этих ограничений влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Статья 9. Категории общественных объединений

(1) На территории Республики Молдова создаются и действуют республиканские, местные и международные общественные объединения.

(2) Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого в соответствии с уставными целями и задачами распространяется на территорию всей Республики Молдова либо большинства ее районов, городов и муниципиев или которое имеет в них учредителей и организационные структуры.

(3) Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

(4) Международным общественным объединением (филиалом, представительством) признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов, муниципиев Республики Молдова либо на всю ее территорию, а также на территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет или намерено иметь в этих государствах в соответствии с уставом организационные структуры. Филиалами (отделениями, представительствами) международных общественных объединений признаются общественные (неправительственные, неприбыльные) объединения, созданные в соответствии с законодательством Республики Молдова, если в своих уставах они признают себя филиалами (отделениями, представительствами) соответствующих международных общественных объединений и документально закрепляют верховенство их уставов над своими.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Законодательство об общественных объединениях

(1) Законодательство об общественных объединениях состоит из настоящего закона и иных законодательных актов.

(2) Международные союзы (ассоциации) общественных объединений создаются, действуют и прекращают свою деятельность на территории Республики Молдова в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений настоящим законом.

(3) Филиалы, отделения, представительства и другие организационные структуры иностранных общественных (неправительственных, неприбыльных) объединений создаются, действуют и прекращают свою деятельность на территории Республики Молдова в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами.

(4) Благотворительность и спонсорство в сфере деятельности общественных объединений регулируются Законом о благотворительности и спонсорстве и налоговым законодательством.

(5) Подзаконные акты, регулирующие порядок осуществления права лиц на объединение и определяющие статус отдельных видов объединений, в части, противоречащей положениям настоящего закона, не имеют юридической силы.

Глава II. Создание общественных объединений

Статья 11. Учреждение общественных объединений

(1) Общественные объединения создаются по инициативе учредителей, которыми могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и юридические лица - общественные объединения.

(2) Учредителями молодежных и детских общественных объединений могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, или общественные объединения, определяемые в части (1) настоящей статьи.

(3) Органы публичной власти не могут быть учредителями, членами общественных объединений.

(4) Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, могут учреждать общественные объединения на равных основаниях с гражданами Республики Молдова, если иное не предусмотрено законодательством об отдельных видах общественных объединений.

(5) При создании общественного объединения учредители такового по праву становятся его членами, обладателями соответствующих прав и обязанностей, установленных в уставе общественного объединения.

(6) Решение об учреждении общественного объединения принимается на съезде (конференции) или общем собрании инициаторов создания объединения одновременно с утверждением устава, избранием руководящих и контрольно-ревизионных органов и назначением лица (лиц), наделенного правами представлять объединение в процессе регистрации.

Статья 12. Члены общественных объединений

(1) Членами общественных объединений могут быть граждане Республики Молдова, иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством об отдельных видах общественных объединений.

(2) В общественных объединениях членство является фиксированным.

(3) Членство в общественном объединении подтверждается решением уполномоченного органа о принятии в ряды общественного объединения, согласно уставу общественного объединения.

(4) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 28.07.2016 г. №201

(5) Членами молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие возраста 14 лет.

(6) Членами детских общественных объединений могут быть лица, достигшие возраста 10 лет.

(7) Общественные объединения могут входить в состав других общественных объединений на правах членов, если это предусмотрено уставами объединений.

(8) Члены общественного объединения участвуют в деятельности объединения на основе равенства и в соответствии с демократическими принципами.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188, 28.07.2016 г. №201)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Руководители общественных объединений

(1) Руководителями общественных объединений, а также членами их контрольно-ревизионных органов могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, проживающие в Республике Молдова.

(2) Члены руководящих органов общественного объединения не могут быть одновременно членами их контрольно-ревизионных органов.

Статья 14. Наименование и символика общественного объединения

(1) Общественное объединение участвует в правоотношениях только под собственным наименованием, указанным в учредительном документе и зарегистрированным в установленном порядке.

(2) Наименование общественного объединения должно включать его организационно-правовую форму на государственном языке.

(3) Общественное объединение не вправе использовать в своем наименовании слова или сокращения, которые могут ввести в заблуждение относительно его организационно-правовой формы.

(4) Наименование общественного объединения, флаги, эмблемы, вымпелы и иная символика, если таковая существует, должны отличаться от наименований и символики других юридических лиц, которые уже зарегистрированы, включая тех, которые распущены решением суда в соответствии с частью (4) статьи 36 и прекратили свою деятельность.

(5) Символика общественного объединения не должна совпадать с государственной символикой Республики Молдова, символикой иностранных государств, а также символикой общепризнанных международных организаций. Не допускается использование изображения государственного герба на фирменных бланках общественных объединений.

(6) Наименование и символика общественного объединения не могут служить пропаганде целей и методов действий, указанных в части (1) статьи 4.

(7) Общественное объединение имеет право на использование в своем наименовании имени физического лица только с его согласия, а в случае смерти этого лица - на основании его нотариально заверенного завещания. При отсутствии завещания имя умершего лица используется с общего согласия всех его наследников.

(8) Символика общественного объединения утверждается его руководящими органами в соответствии с уставом объединения и подлежит регистрации государственным органом, регистрирующим (зарегистрировавшим) общественное объединение.

(9) Регистрация символики общественного объединения облагается государственной пошлиной в размере 90 леев, за исключением случаев регистрации символики одновременно с уставом объединения.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 07.07.2016 г. №160)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Местонахождение общественного объединения

(1) Общественное объединение располагается по месту нахождения, указанному в учредительных документах.

(2) Установление и изменение места нахождения общественного объединения могут быть предъявлены третьим лицам с момента государственной регистрации объединения.

(3) Почтовым адресом общественного объединения является адрес его места нахождения. Общественное объединение вправе иметь и другие адреса для ведения переписки.

(4) Все документы, полученные по месту нахождения общественного объединения, считаются полученными общественным объединением.

Статья 16. Устав общественного объединения

(1) Устав общественного объединения должен предусматривать:

а) организационно-правовую форму объединения;

b) наименование объединения;

с) юридический адрес объединения и территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

d) цели, стоящие перед объединением, методы их достижения;

е) условия и порядок приема в члены общественного объединения и выхода из него;

f) права и обязанности членов общественного объединения;

g) структуру общественного объединения, порядок его образования; точное наименование, структуру, компетенцию и сроки полномочий руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов объединения;

h) порядок принятия устава, внесения в него изменений и дополнений;

i) источники, порядок формирования и использования собственности и иного имущества общественного объединения; размер членских взносов; орган, правомочный принимать решения о приобретении, распределении и отчуждении собственности;

j) порядок и сроки созыва общих собраний, конференций, съездов;

k) порядок формирования, статус, структуру и методы деятельности первичных организаций общественного объединения;

l) основные параметры финансового отчета и способ его обнародования;

m) порядок реорганизации и прекращения деятельности общественного объединения.

(2) Устав общественного объединения может содержать описание символики объединения.

(3) Устав общественного объединения может предусматривать и иные положения, относящиеся к деятельности объединения, не противоречащие законодательству.

(4) Устав подписывается всеми учредителями общественного объединения на момент его образования.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 17. Регистрация устава

(1) Устав общественного объединения подлежит регистрации в полномочном государственном органе, однако общественное объединение вправе и не регистрировать свой устав.

(2) Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента регистрации устава объединения полномочным государственным органом. Общественное объединение, не зарегистрировавшее свой устав, не обладает правоспособностью юридического лица, является неформальным объединением частных лиц и не подпадает под действие настоящего закона.

(3) Регистрация уставов республиканских общественных объединений, а также уставов международных общественных объединений (в том числе их филиалов и представительств) осуществляется Министерством юстиции.

(4) Регистрация уставов местных общественных объединений производится органами местного публичного управления в пределах территорий, на которых создаются объединения.

(5) Для регистрации устава общественного объединения в месячный срок со дня утверждения устава в соответствующий государственный орган подаются следующие документы, перечень которых не может быть расширен:

а) заявление, подписанное всеми членами руководящего органа общественного объединения с указанием места жительства каждого из них;

b) устав в двух экземплярах;

с) копия протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав общественного объединения, в двух экземплярах. Протокол должен содержать сведения о создании общественного объединения, утверждении его устава, о выборах руководящих и контрольно-ревизионных органов и о назначении лица (лиц), наделенного правами представлять общественное объединение в процессе регистрации;

d) список учредителей общественного объединения, заверенный их подписями, с указанием в случае учредителей - физических лиц фамилии, даты рождения, места жительства, гражданства каждого из них и приложением копий документов, удостоверяющих личность учредителей; в случае учредителя - юридического лица (общественного объединения) представляется копия его свидетельства о государственной регистрации и выписка из протокола заседания его уполномоченного руководящего органа, содержащего решение об учреждении нового общественного объединения;

е) заявление лиц, указанных в части (7) статьи 14, о согласии на использование в наименовании общественного объединения имени физического лица;

f) документ, подтверждающий местонахождение общественного объединения;

g) документ банка, подтверждающий уплату регистрационного взноса в размере 90 леев;

h) заключение отраслевого органа публичного управления - в предусмотренных законодательством случаях.

(6) Изменения и дополнения, внесенные в устав общественного объединения, подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и устав. При регистрации изменений и дополнений, обусловленных изменениями в законодательстве, регистрационный взнос не уплачивается.

(6-1) Для регистрации изменений, касающихся избрания/переизбрания руководителя, общественное объединение в месячный срок со дня принятия решения представляет в регистрирующий орган следующие документы:

a) протокол об избрании/переизбрании руководителя общественного объединения;

b) копию удостоверения личности руководителя общественного объединения.

(7) Взятие на учет устава местного отделения (филиала) общественного объединения производится органом местного публичного управления на основании документов, указанных в пунктах a)-c) и f) части (5) настоящей статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации устава указанного объединения.

(8) За регистрацию устава общественного объединения, изменений и дополнений, внесенных в него, взимается регистрационный взнос в размере 90 леев в порядке, предусмотренном законодательством. За использование в наименовании общественного объединения названия государства "Молдова", "Республика Молдова", а также названий местностей и населенных пунктов взнос не взимается.

(9) Для регистрации филиалов и представительств иностранных общественных объединений представляются решение руководящего органа общественного объединения о создании филиала или представительства с указанием лица, уполномоченного представлять общественное объединение в Республике Молдова, устав общественного объединения с переводом на румынский язык, а также документы, указанные в пунктах a), b), d)–h части (5). Учредительные документы общественного объединения и решение о создании филиала или представительства должны быть представлены в Министерство юстиции в соответствии с требованиями, установленными в международных соглашениях.

(В статью 17 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 18. Решение о регистрации устава

Регистрирующий государственный орган в месячный срок обязан принять одно из следующих решений: зарегистрировать устав общественного объединения и выдать учредителям свидетельство о государственной регистрации либо отказать в регистрации устава.

(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Свидетельство о государственной регистрации

(1) Документом, удостоверяющим регистрацию устава общественного объединения, является свидетельство о государственной регистрации, которое оформляется регистрирующим органом в трехдневный срок после принятия решения о регистрации устава. Форма свидетельства утверждается Правительством.

(2) Регистрация уставов молодежных и детских общественных объединений и выдача свидетельств о ней производятся только в случае избрания в руководящие органы указанных объединений физических лиц, обладающих полной дееспособностью.

Статья 20.

Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188

(см. предыдущую редакцию)

Статья 21. Отказ в регистрации устава

(1) Отказ в регистрации устава общественного объединения возможен по следующим основаниям:

а) устав противоречит Конституции Республики Молдова, настоящему закону и другим законодательным актам;

b) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188

с) ранее был зарегистрирован устав общественного объединения с тем же наименованием;

d) заявление о регистрации устава общественного объединения подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности указанного объединения;

е) регистрирующим органом установлено, что в представленных объединением документах содержится недостоверная информация;

f) название общественного объединения оскорбляет общественную мораль, национальные и религиозные чувства лиц;

g) не представлены все документы, указанные в части (5) статьи 17.

(2) Отказ в регистрации устава по причине нецелесообразности создания объединения либо в связи с тем, что предоставленный общественному объединению юридический адрес является местом жительства гражданина, не допускается.

(3) В случае отказа в регистрации устава учредителям общественного объединения сообщается об этом письменно в сроки, установленные для регистрации, с указанием мотивов отказа.

(4) Отказ в регистрации устава не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию.

(5) Рассмотрение повторного обращения в регистрирующий орган и вынесение по этому обращению решения производятся в общем порядке, предусмотренном настоящим законом, включая уплату регистрационного взноса.

(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 22. Обжалование отказа в регистрации устава

Отказ в регистрации устава общественного объединения в установленный срок либо по мотивам, которые учредители объединения считают не имеющими оснований, может быть обжалован в компетентный административный суд в течение 30 дней со дня сообщения решения об отказе.

Статья 23. Государственный регистр некоммерческих организаций

(1) Министерство юстиции ведет Государственный регистр некоммерческих организаций, являющийся неотъемлемой частью Государственного регистра правовых единиц.

(2) Органы местного публичного управления ведут реестр местных общественных объединений. Данные о регистрации таких объединений в десятидневный срок передаются в Министерство юстиции. Обязательный учет первичных структурных звеньев республиканских и международных общественных объединений ведется по месту их нахождения также органами местного публичного управления.

(3) Данные Государственного регистра некоммерческих организаций доступны на официальной веб-странице Министерства юстиции.

(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Глава III. Права, обязанности и условия деятельности общественных объединений

Статья 24. Права

Общественное объединение имеет право:

а) беспрепятственно распространять информацию о своей деятельности;

b) учреждать собственные средства массовой информации;

с) осуществлять издательскую деятельность;

d) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах и организациях;

е) получать от органов публичной власти информацию, необходимую для реализации уставной деятельности, с изъятиями, регулируемыми законодательством;

f) в необходимых случаях образовывать за счет собственных средств местные структурные подразделения;

g) осуществлять хозяйственную деятельность, вытекающую непосредственно из предусмотренных в уставе целей, в том числе с помощью созданных для этого хозяйственных обществ и кооперативов;

h) участвовать в национальных и международных конкурсах в целях получения социальных заказов и дотаций государства, а также грантов и стипендий зарубежных стран, национальных, зарубежных, международных фондов и организаций, частных лиц;

i) заключать с физическими и юридическими лицами двусторонние и многосторонние соглашения о научно-техническом, экономическом, финансовом и производственном сотрудничестве, о предоставлении услуг и выполнении работ, направленные на реализацию уставных целей и задач;

j) заключать с физическими и юридическими лицами договоры на использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих им на основе исключительного права;

k) осуществлять научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки, проводить общественную экспертизу социально значимых проектов, программ и участвовать в работе смешанных комиссий по их рассмотрению при условии, что эти виды деятельности предусмотрены в уставе;

l) иметь свои наименование и символику;

m) осуществлять в полном объеме полномочия, предоставленные юридическим лицам Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами и не противоречащие законодательству об общественных объединениях.

n) организовывать в соответствии с законом собрания и другие публичные мероприятия.

Статья 25. Обязанности

(1) Общественное объединение обязано:

a) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Молдова, нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественных объединений, а также нормы, предусмотренные уставом объединения;

b) при внесении изменений в законодательство или обнаружении несоответствия учредительных документов законодательству вносить необходимые поправки в учредительные документы;

c) ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении деятельности объединения с указанием его наименования, местонахождения руководящего органа, с приведением данных о руководителях объединения, которые вносятся в Государственный регистр некоммерческих организаций. Данное положение применяется только к общественным объединениям, имеющим статус организации общественной пользы или получившим в предыдущем году средства из публичных фондов;

d) вносить в национальный публичный бюджет налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

(2) Непредставление обновленных сведений для внесения в Государственный реестр общественных объединений, а также неинформирование в течение двух лет регистрирующего органа о продолжении деятельности объединения влекут за собой исключение общественного объединения из Государственного реестра и утрату им статуса юридического лица, установленного настоящим законом, на основании решения суда.

(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 26. Хозяйственная деятельность общественных объединений

(1) Общественное объединение вправе осуществлять хозяйственную деятельность, вытекающую непосредственно из предусмотренных в уставе целей, исключительно для реализации указанных в уставе объединения целей и задач.

(2) Для осуществления хозяйственной деятельности, не вытекающей непосредственно из предусмотренных в уставе целей, общественное объединение может учреждать хозяйственные общества и кооперативы.

(3) Общественное объединение имеет право приобретать имущественные комплексы, предназначенные для научно-технической, педагогической, культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной, предпринимательской и другой допускаемой законодательством деятельности. Общественные объединения лиц с ограниченными возможностями вправе создавать специализированные предприятия для обеспечения трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями в соответствии с Законом о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специализированными предприятиями общественных объединений лиц с ограниченными возможностями признаются предприятия, созданные для выполнения уставных целей данных объединений, в которых численность лиц с ограниченными возможностями составляет не менее 50 процентов общего числа работников.

(4) Предприятия общественных объединений действуют в соответствии с Законом о предпринимательстве и предприятиях и уставами создавших их объединений.

(5) Доходы от хозяйственной деятельности общественного объединения не могут перераспределяться между членами этого объединения и используются исключительно для реализации целей и задач, указанных в уставе объединения. Допускается использование доходов в благотворительных целях, даже если это не предусмотрено в уставе.

(6) Учрежденные общественными объединениями юридические лица, имеющие своей целью извлечение прибыли, вносят в бюджет платежи в порядке и размерах, установленных законодательством.

(7) Общественные объединения и учрежденные ими юридические лица для осуществления уставной, хозяйственной деятельности обязаны получать лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию.

(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188, 28.07.2016 г. №201)

(см. предыдущую редакцию)

Глава IV. Собственность общественных объединений и управление имуществом

Статья 27. Собственность

(1) Собственность общественного объединения охраняется законодательством.

(2) Общественное объединение может иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной уставом объединения, в том числе объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, сорта растений, топографии интегральных схем, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные рисунки и модели, произведения литературы, искусства и науки, коммерческая тайна (ноу-хау) и т.д.). Исключение составляют объекты, которые в соответствии с законодательством либо международными договорами могут находиться только в собственности государства.

(3) Общественное объединение может иметь в собственности предприятия, организации, учреждения (в том числе издательства), благотворительные заведения, создаваемые или приобретаемые за счет средств объединения в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе.

(4) Предприятие общественного объединения имеет право полного хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Отношения между общественным объединением - собственником и его предприятием основываются на заключенном между ними договоре.

Статья 28. Источники формирования собственности

Собственность общественного объединения формируется из:

а) вступительных и членских взносов;

b) добровольных пожертвований и грантов;

с) поступлений от проведения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

d) доходов от хозяйственной деятельности;

е) доходов от гражданско-правовых сделок;

f) доходов от внешнеэкономической деятельности;

g) поступлений, получаемых от спонсоров и благотворителей в соответствии с Законом о благотворительности и спонсорстве;

g-1) финансовых средств за счет процентного отчисления;

h) иных поступлений, не запрещенных законодательством.

(В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 29. Субъект права собственности общественного объединения

(1) Субъектом права собственности на все имущество в общественном объединении является это объединение, обладающее правами юридического лица. Физические лица, отдельные члены объединения, не имеют права собственности на долю имущества.

(2) Субъектом права собственности на все имущество в многозвенном общественном объединении является это объединение в целом. Его структурные подразделения (местные отделения) имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

(3) В многозвенном общественном объединении, объединяющем территориальные объединения в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), субъектом права собственности на имущество, принадлежащее общественному объединению в целом, является союз (ассоциация). Территориальные объединения являются собственниками принадлежащего им имущества.

Глава V. Статус организации общественной пользы

Статья 30. Общественно-полезная деятельность

(1) В целях настоящего закона общественно-полезной деятельностью признается деятельность общественного объединения, частного фонда или учреждения, которая осуществляется в общих интересах или в интересах местных сообществ бесплатно или по заниженной цене в пользу малоимущих лиц или групп и способствует развитию или поддержке:

a) воспитания и обучения лиц, распространения и накопления знаний;

b) науки;

c) культуры и искусства;

d) любительского спорта, физического воспитания и социального туризма;

e) здравоохранения;

f) социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, детей, подростков, переселенных лиц, многодетных семей и/или социально незащищенных лиц, других малоимущих лиц;

g) создания новых рабочих мест;

h) искоренения бедности;

i) защиты мира, дружбы и согласия между народами, предупреждения и преодоления гражданских, социальных, этнических и религиозных конфликтов;

j) защиты и продвижения демократии и прав человека;

k) охраны окружающей среды;

l) охраны культурного наследия и исторических памятников;

m) предупреждения преступности и содействия борьбе с преступностью.

(2) По решению Сертификационной комиссии могут быть признаны общественно-полезными и иные, чем указанные в части (1), виды деятельности.

(В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188, 28.07.2016 г. №201)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 30-1. Условия присвоения статуса организации общественной пользы

(1) Статус организации общественной пользы присваивается общественному объединению, частному фонду или учреждению, которое отвечает следующим условиям:

a) осуществляет деятельность не менее одного года;

b) устав объединения, фонда или учреждения предусматривает исключительно цели, связанные с осуществлением общественно-полезной деятельности;

c) пользователями результатов общественно-полезной деятельности объединения, фонда или учреждения, которому присвоен статус организации общественной пользы, не могут быть лица, являющиеся учредителем, членом или работником этого объединения, фонда или учреждения, а также лица, состоящие в отношениях родства до третьей степени включительно или свойства до второй степени включительно с одним из указанных лиц, за исключением членов объединений, фондов или учреждений, созданных на основе принципа взаимного интереса, в случае, когда его члены относятся к категории социально незащищенных лиц, и в этой связи принято соответствующее решение Сертификационной комиссии.

(2) Устав общественного объединения, частного фонда или учреждения, запрашивающего присвоение статуса организации общественной пользы, должен содержать положения, предусматривающие:

a) недопустимость распределения собственности и дохода между своими членами и учредителями, в том числе в случае реорганизации или ликвидации, и использование собственности и дохода исключительно в уставных целях;

b) недопустимость поддержки в ходе выборов в органы публичной власти какого-либо конкурента на выборах или кандидата на должность в органах публичной власти, а также недопустимость использования своего дохода или своих активов для финансирования указанных лиц.

(3) Организационная структура общественного объединения, частного фонда или учреждения, запрашивающего присвоение статуса организации общественной пользы, должна соответствовать требованиям закона и отвечать следующим условиям:

a) должен быть обеспечен надзор со стороны совета и аудит со стороны контрольно-ревизионного органа общественного объединения, частного фонда или учреждения;

b) надзорный орган (совет) общественного объединения, частного фонда или учреждения, запрашивающего присвоение статуса организации общественной пользы, должен состоять не менее чем из трех неаффилированных лиц (не являющихся родственниками или свойственниками до третьей степени родства или свойства включительно) и соблюдать правовой режим конфликта интересов; члены надзорного органа (совета) не должны быть одновременно членами исполнительного органа одного и того же объединения, фонда или учреждения;

c) контрольно-ревизионный орган должен контролировать деятельность объединения, фонда или учреждения по необходимости, однако не реже одного раза в год.

(4) Деятельность общественного объединения, частного фонда или учреждения, запрашивающего присвоение статуса организации общественной пользы, должна осуществляться прозрачно, что должно проявляться, в частности, в опубликовании в средствах массовой информации (в том числе на веб-странице объединения, фонда или учреждения) и представлении государственному регистрирующему органу не позднее чем в трехмесячный срок после окончания года своих годовых отчетов. Годовой отчет должен содержать:

a) отчет о деятельности согласно образцу, утвержденному Сертификационной комиссией, содержащий и категории пользователей результатов общественно-полезной деятельности;

b) финансовую декларацию, включающую финансовый отчет, составленный согласно бухгалтерским стандартам, за последний год деятельности, информацию об источниках финансирования общественного объединения, частного фонда или учреждения, в том числе о полученных финансовых и/или материальных средствах, а также данные об использовании этих средств, в том числе об общих и административных расходах;

с) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №177

(5) Общественное объединение, частный фонд, частное учреждение, запрашивающие присвоение статуса организации общественной пользы, не должны иметь задолженностей перед национальным публичным бюджетом.

(6) Условия, предусмотренные частями (1)-(5), должны выполняться в целом.

(В статью 30-1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158, 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 31. Сертификационная комиссия

(1) Сертификационная комиссия является органом, уполномоченным присваивать и подтверждать статус организации общественной пользы. Она осуществляет свою деятельность при Министерстве юстиции на основе положения, утвержденного Правительством.

(2) Сертификационная комиссия состоит из девяти членов, назначаемых Президентом Республики Молдова (3 человека), Парламентом (3 человека) и Правительством (3 человека). Как минимум один из девяти назначенных членов должен быть специалистом в финансовой области. Члены Сертификационной комиссии назначаются в результате открытого и прозрачного процесса отбора. Не менее двух из каждых трех членов комиссии, назначенных указанными органами, должны быть отобранными на конкурсной основе представителями общественных объединений, частных фондов или учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы.

(3) Кандидатом на должность члена Сертификационной комиссии может быть лицо, которое:

a) владеет государственным языком;

b) имеет постоянное место жительства в Республике Молдова;

c) пользуется безупречной репутацией;

d) не является государственным служащим;

e) поддерживается рекомендацией не менее чем двух общественных объединений/частных фондов/частных учреждений, имеющих статус организации общественной пользы.

(4) Полномочия члена Сертификационной комиссии прекращаются в случае:

a) истечения срока мандата;

b) отзыва;

c) отставки;

d) смерти.

(5) Член Сертификационной комиссии отзывается в случае:

a) осуждения за совершение преступления - на основании окончательного и вступившего в законную силу решения судебной инстанции;

b) невозможности по причине здоровья осуществления своих полномочий в течение четырех последовательных месяцев;

c) объявления без вести пропавшим в соответствии с законом;

d) осуществления деятельности в рамках одной из политических партий или общественно-политических организаций.

(6) Члены Сертификационной комиссии назначаются сроком на пять лет и осуществляют свои полномочия до вступления в должность вновь назначенных членов.

(7) Председатель Сертификационной комиссии избирается тайным голосованием из числа членов комиссии большинством их голосов.

(8) Члены Сертификационной комиссии могут исполнять свои полномочия не более двух сроков.

(9) Секретариат Сертификационной комиссии обеспечивается профильным подразделением Министерства юстиции.

(10) Сертификационная комиссия созывается на заседания не реже одного раза в месяц. Заседания комиссии являются открытыми. Дата и время проведения заседаний устанавливаются председателем комиссии после консультаций с ее членами. Эта информация сообщается членам комиссии и доводится до сведения общественности, в частности, путем вывешивания ее на видном месте и размещения на сайте Министерства юстиции секретарем комиссии (служащим Министерства юстиции) не позднее чем за 15 дней до дня проведения заседания.

(11) В трехмесячный срок по истечении каждого года Сертификационная комиссия публикует на официальной веб-странице Министерства юстиции отчет о своей деятельности за истекший год.

(11-1) В срок до 20 декабря каждого года Сертификационная комиссия публикует на официальной веб-странице Министерства юстиции обновленный перечень некоммерческих организаций общественной пользы. Перечень также публикуется Главной государственной налоговой инспекцией на своей официальной веб-странице.

(12) Решения Сертификационной комиссии о присвоении и лишении статуса организации общественной пользы подлежат опубликованию на официальной веб-странице Министерства юстиции.

(В статью 31 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158, 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 31-1. Полномочия Сертификационной комиссии

(1) Сертификационная комиссия независима в принятии своих решений и обладает следующими полномочиями:

а) рассматривает отчеты и документы общественных объединений, частных фондов и учреждений, запрашивающих присвоение статуса организации общественной пользы, и присваивает этот статус;

b) принимает и рассматривает петиции по вопросам, относящимся к ее компетенции;

с) предупреждает общественные объединения, частные фонды и учреждения, обладающие статусом организации общественной пользы, в случае нарушения ими законодательства;

d) инициирует процедуру аннулирования сертификата организации общественной пользы в случае, если общественное объединение не соответствует условиям присвоения статуса организации общественной пользы или если представленные документы содержат недостоверные сведения;

e) информирует Министерство юстиции, другие компетентные органы об общественных объединениях, частных фондах и учреждениях, которым присвоен статус организации общественной пользы или которые лишены этого статуса;

е-1) поддерживает обновляемый перечень некоммерческих организаций со статусом общественной пользы;

f) разрабатывает правила, бланки, инструкции, рекомендации и модели документов, относящихся к присвоению статуса организации общественной пользы, и представляет их на утверждение Министерству юстиции, которое обнародует таковые;

g) разрабатывает и представляет субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения по совершенствованию законодательства;

h) создает консультативные советы и экспертные группы для анализа и обсуждения некоторых вопросов, касающихся деятельности общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы;

i) публикует на официальной веб-странице Министерства юстиции в трехмесячный срок по истечении каждого года отчет о своей деятельности за истекший год;

j) публикует на официальной веб-странице Министерства юстиции обновляемый перечень некоммерческих организаций со статусом общественной пользы.

(2) Члены Сертификационной комиссии обладают свободным доступом к досье общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы или запрашивающих его.

(В статью 31-1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158, 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32. Документы, необходимые для запрашивания статуса организации общественной пользы

(1) Общественное объединение, частный фонд или частное учреждение, запрашивающее присвоение статуса организации общественной пользы, должно представить Сертификационной комиссии следующие документы:

a) заявление;

b) копии устава и свидетельства о регистрации;

c) отчет о деятельности за последний год (в случае запрашивания статуса организации общественной пользы в первый раз) или за последние три года (для объединений, уже получавших статус организации общественной пользы), содержащий информацию о реализованных проектах и осуществленной деятельности, размере финансовых и/или материальных средств, полученных и использованных в течение отчетного периода, категориях получателей, средствах, использованных для покрытия административных расходов;

d) финансовую декларацию, содержащую:

- финансовый отчет, составленный в соответствии с бухгалтерскими стандартами, за последний год деятельности;

- информацию об источниках финансирования общественного объединения, частного фонда или учреждения, в том числе о полученных грантах за период, предшествовавший подаче заявления, однако не более чем за три года;

- сведения об использовании полученных финансовых и/или материальных средств, в том числе об общих и административных расходах;

e) доказательства опубликования в средствах массовой информации (в том числе размещения на веб-странице общественного объединения, частного фонда или учреждения) своих годовых отчетов об уставной деятельности;

f) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 17.06.2016 г. №138

(2) Сертификационная комиссия получает информацию об отсутствии или наличии недоимок в национальный публичный бюджет общественных объединений, используя соответствующие данные из автоматизированной информационной системы Главной государственной налоговой инспекции "Лицевой счет налогоплательщика" через учрежденную Правительством платформу интероперабельности.

(В статью 32 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 17.06.2016 г. №138, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32-1. Процедура рассмотрения запросов о присвоении статуса организации общественной пользы

(1) Сертификационная комиссия в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления и документов, указанных в статье 32, рассматривает запрос о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы и принимает, в зависимости от обстоятельств, одно из следующих решений:

a) о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы;

b) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188

c) об отклонении запроса о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы.

(2) Решение о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы принимается в случае выполнения заявителем требований, предусмотренных статьями 30, 30-1 и 32.

(3) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188

(4) Решение об отклонении запроса о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы принимается в срок не более 30 дней со дня представления документов, предусмотренных статьей 32, в случае невыполнения заявителем требований, предусмотренных статьями 30, 30-1 и 32.

(5) Решение Сертификационной комиссии мотивируется и доводится до сведения заявителя в письменном виде в пятидневный срок со дня его принятия.

(6) Представители заявителя вправе присутствовать на заседании Сертификационной комиссии и давать пояснения по поданному заявлению. Секретарь комиссии обязан пригласить заявителя на заседание в письменном виде в срок до семи рабочих дней до дня проведения заседания. Отсутствие приглашенного на заседание представителя заявителя не может служить основанием для отсрочки рассмотрения или для отклонения запроса.

(7) Общественное объединение, частный фонд или учреждение, которому присвоен статус организации общественной пользы, получает сертификат организации общественной пользы в течение пяти дней со дня принятия Сертификационной комиссией решения.

(8) Общественное объединение, частный фонд и учреждение, приобретает статус организации общественной пользы со дня принятия решения о присвоении ему этого статуса.

(9) Решение об отклонении запроса о присвоении статуса организации общественной пользы и выдаче сертификата организации общественной пользы может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Законом об административном суде.

(10) Непредставление по меньшей мере одного из документов, указанных в статье 32, влечет отклонение запроса о присвоении статуса организации общественной пользы.

(В статью 32-1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32-2. Сертификат организации общественной пользы

(1) Сертификат о присвоении статуса организации общественной пользы (далее - сертификат) является официальным документом, удостоверяющим статус организации общественной пользы и общественно-полезный характер деятельности общественного объединения, частного фонда или учреждения. Образец сертификата утверждается Правительством.

(2) Сертификат выдается сроком на три года.

(3) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №177

(В статью 32-2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 11.07.2012 г. №178, 18.07.2014 г. №158, 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32-3. Данные об общественных объединениях, частных фондах  и учреждениях, обладающих статусом организации  общественной пользы

(1) Данные об общественных объединениях, частных фондах и учреждениях, обладающих статусом организации общественной пользы, вносятся в Государственный регистр некоммерческих организаций в установленном Правительством порядке.

(2) В Государственный регистр некоммерческих организаций вносятся следующие данные об общественных объединениях, частных фондах и учреждениях, обладающих статусом организации общественной пользы:

a) наименование общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы;

b) номер и дата выдачи сертификата;

c) адрес общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы;

d) имя и фамилия руководителя общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы;

e) дата лишения статуса организации общественной пользы.

(3) Данные об общественных объединениях, частных фондах и учреждениях, обладающих статусом организации общественной пользы, доступны на официальной веб-странице Министерства юстиции.

(4) Министерство юстиции хранит все досье общественных объединений, частных фондов и учреждений, запрашивавших присвоение статуса организации общественной пользы. Досье содержат все документы, относящиеся к общественному объединению, частному фонду или учреждению, в том числе поданные при запрашивании присвоения статуса организации общественной пользы, подготовленные Сертификационной комиссией и представленные впоследствии общественным объединением, частным фондом или учреждением в ходе осуществления своей деятельности.

(Статья 32-3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32-4. Аннулирование сертификата

(1) В течение всего срока обладания сертификатом общественное объединение, частный фонд и частное учреждение обязаны соблюдать условия, на основании которых был присвоен статус организации общественной пользы.

(2) В случае выявления отклонений от условий, предусмотренных статьями 30 и 30-1, на основании которых был присвоен статус организации общественной пользы, Сертификационная комиссия должна предупредить об этом соответствующее общественное объединение, частный фонд или учреждение и потребовать устранения отклонений не позднее чем в 60-дневный срок. В случае неустранения общественным объединением, частным фондом или учреждением выявленных отклонений в указанный срок комиссия принимает решение об аннулировании сертификата. Решение об аннулировании сертификата может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Законом об административном суде.

(3) В случае обжалования решения об аннулировании сертификата на основании Закона об административном суде исполнение указанного решения приостанавливается до принятия административным судом окончательного решения.

(4) Утратила силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.07.2012 г. №178

(5) Сертификационная комиссия информирует Государственную налоговую службу относительно вынесения судебного решения об аннулировании сертификата. Со дня аннулирования сертификата прекращается предоставление льгот, связанных со статусом организации общественной пользы.

(В статью 32-4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 11.07.2012 г. №178, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32-5. Контроль за соблюдением статуса организации общественной пользы

(1) Контроль за соблюдением статуса организации общественной пользы осуществляется Сертификационной комиссией.

(2) Во исполнение своих контрольных функций Сертификационная комиссия вправе:

a) запрашивать информацию о деятельности общественного объединения, частного фонда или учреждения, касающейся его статуса организации общественной пользы;

b) требовать объяснений в письменной форме от органов и/или членов общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы;

c) требовать от уполномоченных органов проведения проверок соблюдения законодательства, в том числе налогового;

d) требовать и получать от органов публичной власти информацию, необходимую для осуществления контроля;

e) запрашивать от общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы, копии документов и/или, в зависимости от обстоятельств, документы в оригинале;

е-1) утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №177

f) присутствовать при осуществлении мероприятий, проводимых общественными объединениями, частными фондами или учреждениями, обладающими статусом организации общественной пользы;

g) осуществлять другие предусмотренные нормативными актами права.

(3) Для осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы, Сертификационная комиссия вправе создавать группы контроля, в состав которых могут входить специалисты в данной области.

(4) Общественное объединение, частный фонд и частное учреждение обязаны ежегодно представлять Сертификационной комиссии отчет о своей деятельности и копию декларации о доходах, представленной Государственной налоговой службе, а также копии отчетов, представленных Национальному бюро статистики за предыдущий налоговый год, подписанные руководителем объединения/фонда/учреждения и заверенные печатью объединения/фонда/учреждения.

(В статью 32-5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 18.07.2014 г. №158, 07.07.2016 г. №160, 21.07.2016 г. №177, 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33. Принципы и формы поддержки общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы

(1) Политика государства по поддержке общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы основывается на следующих принципах:

a) обеспечение общественным объединениям, частным фондам и учреждениям, обладающим статусом организации общественной пользы, права на участие в разработке и реализации общественных политик;

b) обеспечение эффективной реализации общественных программ и проектов путем активного вовлечения в этот процесс общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы;;

c) прозрачность и гласность процедур предоставления поддержки в любой форме (в частности путем организации открытых и прозрачных конкурсов) и на равных условиях участия в таких процедурах;

d) предоставление общественным объединениям, частным фондам и учреждениям, обладающим статусом организации общественной пользы, налоговых льгот в соответствии с законом;

e) бюджетное планирование расходов, предназначенных для поддержки общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы;

f) контроль со стороны органов публичной власти за использованием по назначению бюджетных средств, выделенных общественным объединениям, частным фондам и учреждениям, обладающим статусом организации общественной пользы.

(2) Центральные и местные органы публичной власти поддерживают деятельность общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы, путем:

a) внедрения механизмов вычетов и перенаправления подоходных налогов;

b) найма на льготных условиях помещений для осуществления деятельности или передачи таких помещений в бесплатное пользование;

c) финансирования и субсидирования программ, проектов и мероприятий, предложенных общественными объединениями, частными фондами и учреждениями, обладающими статусом организации общественной пользы;

d) размещения социальных заказов.

(3) Органы публичной власти могут осуществлять совместно с общественными объединениями, частными фондами и учреждениями, обладающими статусом организации общественной пользы, деятельность общественно-полезного характера в социальной сфере и в других областях на основе соглашений о сотрудничестве. Эта форма оказания поддержки не предусматривает в обязательном порядке перевод финансовых средств объединению/фонду/учреждению.

(В статью 33 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33-1. Процедура предоставления финансовой или материальной поддержки общественным объединениям, частным фондам и учреждениям, обладающим статусом организации общественной пользы

(1) Решение по запросу о предоставлении общественному объединению, частному фонду и учреждению, обладающему статусом организации общественной пользы, финансовой или материальной поддержки принимается комиссией, состоящей из представителей органов публичной власти, представителей общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы, не принимающих участие в конкурсе, и независимых экспертов в результате проведения публичного конкурса.

(2) Органы публичной власти обеспечивают гласность и открытость организации конкурса на получение финансовой или материальной поддержки. Объявление о конкурсе и его условия публикуются в средствах массовой информации не позднее чем за два месяца до истечения предельного срока представления программ, проектов и предложений по мероприятиям.

(3) Общими критериями оценки запросов о финансовой или материальной поддержке являются:

a) характер и степень общественной полезности целей и задач, на которые делается ссылка в запросе о предоставлении финансовой или материальной поддержки;

b) важность и эффективность мер, предложенных общественным объединением, частным фондом или учреждением, обладающим статусом организации общественной пользы, для реализации целей, изложенных в условиях организации конкурса;

c) достаточность человеческих ресурсов, технических и финансовых средств общественного объединения, частного фонда или учреждения, обладающего статусом организации общественной пользы, для реализации предложенных мероприятий.

(4) Финансовая или материальная поддержка программ, проектов и мероприятий общественных объединений, частных фондов и учреждений, обладающих статусом организации общественной пользы, осуществляется на основе договора, подписанного с органом публичной власти, принявшим решение о финансовой или материальной поддержке. Договор должен содержать условия предоставления финансовой или материальной поддержки, сроки ее использования, обязанности сторон (в том числе связанные с использованием средств по назначению и с представлением отчетов) и последствия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

(В статью 33-1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33-2. Социальный заказ

(1) Социальный заказ является одной из форм реализации социальных программ, организованных органами публичной власти. Он представляет собой совокупность договоров о выполнении работ и/или оказании услуг в интересах общества.

(2) Орган публичной власти составляет перечень и планирует объем работ и услуг, подлежащих выполнению/предоставлению посредством социального заказа. Заказ финансируется из бюджета органа публичной власти, инициировавшего заказ.

(3) Социальный заказ осуществляется посредством организации публичного конкурса в соответствии с законодательством о государственных закупках с установленными настоящим законом особенностями. В конкурсах на размещение социального заказа участвуют только общественные объединения, частные фонды и учреждения, обладающие статусом организации общественной пользы.

(4) Общественные объединения, частные фонды и учреждения, обладающие статусом организации общественной пользы, участвующие в конкурсе на размещение социального заказа, должны располагать необходимыми условиями для выполнения заказа, включая оборудование и иное имущество, квалифицированный и опытный персонал в соответствующей области, хорошую репутацию, способную привлечь волонтеров и дополнительные средства.

(5) При размещении социального заказа не испрашиваются гарантии в отношении предложения и меры по обеспечению договора.

(В статью 33-2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №188)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33-3. Процентное отчисление и использование полученных в порядке такового финансовых средств

(1) Пользоваться механизмом процентного отчисления имеют право общественные объединения, частные фонды и учреждения, соответствующие в целом следующим условиям:

a) осуществляют общественно-полезную деятельность в соответствии со статьей 30;

b) функционируют не менее одного года до подачи запроса о регистрации в перечне получателей процентного отчисления;

c) не имеют задолженностей перед национальным публичным бюджетом за предыдущие налоговые периоды.

(2) Заявление об участии в механизме процентного отчисления подается в Министерство юстиции в установленном Правительством порядке.

(3) Финансовые средства, полученные в порядке процентного отчисления, могут использоваться для:

a) поддержки деятельности, предусмотренной статьей 30, в течение срока, не превышающего двух налоговых периодов, следующих за тем, в котором произведено отчисление. Не использованные в течение этого срока суммы возмещаются в бюджет;

b) покрытия административных расходов в размере 50 процентов, если полученная сумма не превышает 50000 леев, 40 процентов – если сумма составляет от 50000 до 100000 леев; 30 процентов – если сумма составляет от 100000 до 500000 леев; 25 процентов – если сумма превышает 500000 леев.

(4) Общественные объединения, частные фонды и учреждения, получившие процентные отчисления, представляют отчеты об использовании финансовых средств, полученных в порядке процентного отчисления, в установленном Правительством порядке.

(Статья 33-3 изложена в новой редакции  в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №177)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 33-4. Ответственность за использование не по назначению или за непредставление отчетности об использовании финансовых средств, полученных в порядке процентного отчисления

(1) Общественные объединения, частные фонды и учреждения и их должностные лица, нарушающие законодательные положения об использовании финансовых средств, полученных в порядке процентного отчисления, и не представляющие отчеты об использовании этих средств, несут ответственность в соответствии с законодательством и возмещают в бюджет сумму, использованную с нарушением законодательства или не отраженную в отчетах.

(2) Общественные объединения, частные фонды и учреждения, нарушающие законодательные положения об использовании финансовых средств, полученных в порядке процентного отчисления, или не представляющие отчеты о порядке их использования, отстраняются от участия в процентном отчислении на двухлетний срок с опубликованием их перечня на официальной веб-странице Министерства юстиции.

(Статья 33-4 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №177)

(см. предыдущую редакцию)

Глава VI. Прекращение деятельности общественных объединений

Статья 34. Прекращение деятельности общественных объединений

(1) Деятельность общественного объединения может быть прекращена в случаях:

а) реорганизации путем объединения, дробления или преобразования;

b) роспуска.

(2) Порядок прекращения деятельности общественного объединения устанавливается учредителем (учредителями) и предусматривается в уставе объединения.

Статья 35. Реорганизация

(1) Общественное объединение реорганизуется по решению съезда (конференции) или общего собрания членов объединения. Регистрация устава вновь образованного общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 17.

(2) При реорганизации общественного объединения его имущество переходит к вновь созданным юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.

Статья 36. Роспуск

(1) Общественное объединение распускается решением съезда (конференции) или общего собрания членов объединения по истечении срока, на который оно было создано, либо решением суда.

(2) Имущество, оставшееся после роспуска общественного объединения и удовлетворения требований кредиторов, направляется на осуществление целей и задач, предусмотренных уставом объединения, а при отсутствии соответствующих разделов в уставе - на реализацию целей и задач, определенных решением съезда (конференции) или общего собрания членов объединения о роспуске последнего либо решением суда.

(3) Если при ликвидации общественного объединения решением съезда (конференции) или общего собрания членов объединения вопрос об использовании оставшегося имущества не решен, то после удовлетворения требований кредиторов решением руководящих органов общественного объединения это имущество направляется на реализацию целей и задач, предусмотренных уставом ликвидированного объединения. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется в печати.

(4) Общественное объединение может быть распущено решением суда в случаях:

а) подготовки и (или) осуществления действий по насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Республики Молдова;

b) подготовки и (или) осуществления действий по свержению законно сформированных органов публичной власти;

с) разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

d) нарушения охраняемых законодательством прав и свобод лиц;

e) создания военизированных формирований;

f) повторного в течение одного года предупреждения объединения зарегистрировавшим его органом о необходимости устранения нарушений законодательства - если нарушения не были устранены.

(5) Имущество распущенного решением суда общественного объединения после удовлетворения требований кредиторов переходит безвозмездно в собственность государства для использования на благотворительные цели.

(6) Активы и финансовые средства, оставшиеся в результате роспуска общественно-полезного общественного объединения, после удовлетворения долговых обязательств перечисляются другому общественно-полезному общественному объединению, имеющему сходные цели с целями распущенного объединения, на основании решения органа, управляющего процессом роспуска.

Статья 37. Порядок обжалования решения суда о роспуске общественного объединения

(1) Решение суда о роспуске общественного объединения может быть обжаловано руководящим органом последнего в вышестоящую судебную инстанцию в установленном законодательством порядке.

(2) Признание решения суда о роспуске общественного объединения противоречащим настоящему закону влечет за собой отмену такого решения и возмещение причиненного ущерба в установленном порядке.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства

Статья 38. Контроль за деятельностью общественных объединений

(1) Соответствие деятельности общественного объединения целям и задачам, указанным в его уставе, контролирует зарегистрировавший объединение орган. Должностные лица этого органа имеют право получать информацию обо всех сторонах деятельности объединения, знакомиться с его документами, присутствовать при проведении всех его мероприятий.

(2) Источники доходов, размеры получаемых средств, уплату налогов и иную финансовую деятельность общественного объединения контролируют органы финансового контроля и налогового администрирования. Порядок проверки финансовой деятельности объединения определяется законодательством.

(В часть (2) статьи 38 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)

(см. предыдущую редакцию)

(2-1) По обращению правоохранительных органов на основании вынесенных в ходе уголовного преследования постановлений Финансовая инспекция осуществляет финансовое инспектирование деятельности общественных объединений по указанным в постановлениях правоохранительных органов вопросам.

(Часть (2-1) статьи 38 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 23.12.2013 г. №324)

(3) Иное вмешательство в деятельность общественных объединений запрещается.

Статья 39. Основания ответственности

(1) Нарушение законодательства об общественных объединениях влечет за собой дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и иную ответственность согласно законодательству.

(2) Основания и порядок привлечения к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности регулируются соответствующими кодексами.

Статья 40. Равенство оснований ответственности

(1) Государство в лице органов публичной власти, хозяйствующие субъекты, общественные объединения и отдельные физические лица несут равную ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях.

(2) Государство в лице органов публичной власти, хозяйствующие субъекты, общественные объединения и отдельные физические лица, чьи права, предоставленные настоящим законом, оказались нарушенными, вправе обратиться в суд и административные органы с заявлением (петицией) о привлечении виновных к ответственности.

Статья 41. Ответственность органов публичной власти за нарушение законодательства об общественных объединениях

Органы публичной власти, а равно их должностные лица, осуществляющие регистрацию общественных объединений, контроль за их деятельностью или иным образом влияющие на создание и деятельность общественных объединений, при нарушении законодательства об общественных объединениях несут дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и иную ответственность, предусмотренную законодательством.

Статья 42. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства

(1) Общественное объединение в случае нарушения законодательства несет предусмотренную им ответственность.

(2) Общественное объединение, нанесшее противозаконными действиями материальный или моральный ущерб физическим либо юридическим лицам, обязано возместить его в порядке, предусмотренном законодательством.

(3) При совершении общественным объединением действий, нарушающих законодательство, руководящему органу объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим устав общественного объединения.

Статья 43. Приостановление деятельности общественного объединения

(1) В случае получения общественным объединением от органа, зарегистрировавшего его устав, предупреждения с требованием устранить обнаруженные нарушения законодательства и невыполнения этого требования в течение десяти дней деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании представления зарегистрировавшего объединение органа.

(2) Приостановление деятельности общественного объединения влечет за собой приостановление осуществления следующих его прав:

а) учреждать средства массовой информации;

b) организовывать съезды, конференции, собрания, митинги, демонстрации, пикеты и другие публичные мероприятия;

с) использовать все виды банковских вкладов, за исключением случаев, когда необходимо произвести расчет с контрагентами по производственно-хозяйственной и иной предпринимательской деятельности, расчет по индивидуальным трудовым договорам (контрактам), по возмещению убытков, понесенных в результате действий общественного объединения, уплатить штрафы (пени, неустойки).

Глава VIII. Международные связи общественных объединений

Статья 44. Право на международные связи

Общественное объединение согласно его уставу может вступать в международные общественные (неправительственные, неприбыльные) организации, устанавливать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения, а также участвовать в мероприятиях, не противоречащих международным обязательствам Республики Молдова.

Статья 45. Международные договоры

(1) Если международным договором, одной из сторон которого является Республика Молдова, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ее законодательстве об общественных объединениях, то применяются правила международного договора.

(2) Международные договоры, ратифицированные Республикой Молдова, могут предусматривать дополнительные права и обязанности для общественных объединений в соответствующей сфере деятельности.

Глава IX. Заключительные и переходные положения

Статья 46

(1) Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.

(2) Общественные объединения, обратившиеся в полномочные государственные органы с заявлениями о регистрации до вступления в силу настоящего закона, регистрируются в действовавшем до его принятия порядке. В этом же порядке регистрируются общественные объединения, перечисленные в части (3) статьи 1.

(3) Общественные объединения, подпадающие под действие настоящего закона, зарегистрированные до его вступления в силу, проходят перерегистрацию согласно его требованиям в течение восемнадцати месяцев. При этом за ними сохраняется право на прежние наименование и символику, банковские счета и иные реквизиты, а в свидетельстве о государственной регистрации проставляется дата фактического образования объединения. Регистрационный сбор в таких случаях не взимается. Общественные объединения, не прошедшие перерегистрации в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего закона, утрачивают статус юридического лица.

(4) Ранее зарегистрированные профессиональные союзы и объединения работодателей до принятия соответствующих законов осуществляют свою деятельность на основе свидетельств о государственной регистрации, выданных на дату их создания.

(5) Правительству:

в трехмесячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

в течение восемнадцати месяцев:

провести перерегистрацию общественных объединений, подпадающих под действие настоящего закона, в соответствии с его требованиями;

разработать и представить Парламенту проекты законов, регламентирующих создание и деятельность некоммерческих учреждений и фондов, профсоюзов и объединений работодателей;

при разработке проектов государственного бюджета на 1997 год и последующие годы предусматривать налоговые и иные льготы для общественно-полезных общественных объединений.

Председатель Парламента 

Петру Лучински