Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 марта 2002 года №272

О мерах по созданию автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц"

(по состоянию на 17 мая 2010 года)

В соответствии с Законом о регистрах N 1320-XIII от 25 сентября 1997 г. (Официальный монитор Республики Молдова , 1997 г., N 77-78, ст.639), Законом о государственной регистрации предприятий и организаций N 1265-XIV от 5 октября 2000 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2001 г., N 31-34, ст.109) и Законом о предпринимательстве и предприятиях N 845-XII от 3 января 1992 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 1994 г., N 2, ст.33) Правительство Республики Молдова ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Концепцию автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц" согласно приложению N1;

Положение о Государственном регистре правовых единиц согласно приложению N2.

2. Министерству информационных технологий и связи разработать и представить Правительству для утверждения:

в месячный срок:

предложения о создании правительственной комиссии по мониторингу процесса разработки и внедрения автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц";

образцы единого регистрационного свидетельства, машиночитаемой идентификационной карточки и машиночитаемой лицензионной карточки;

до 1 июля 2002 года:

пилот-проект автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц";

совместно с Министерством юстиции - проект закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам регистрации правовых единиц и внедрения автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц";

совместно с Министерством юстиции, Главной государственной налоговой инспекцией, Департаментом статистики и социологии, Таможенным департаментом и Национальной кассой социального страхования - план мероприятий по формированию автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц".

 

Премьер-министр Республики Молдова

Василе Тарлев

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова №272 от 6 марта 2002 года

Концепция автоматизированной информационной системы "Государственный регистр правовых единиц"

 

Введение

Человечество вступило в новую эру, где самым важным и ценным ресурсом является информация, а главной задачей - построение информационного общества. Информационное общество отличается от общества с доминирующими традиционной промышленностью и сферой услуг тем, что эволюция информации, знаний, информационных услуг и всех отраслей, связанных с их производством, происходит более быстрыми темпами. Экономическое развитие предоставляет возможность создания новых рабочих мест.

Необходимость создания Государственного регистра правовых единиц в Республике Молдова вызвана наличием целого ряда регистрационных инстанций и регистров, что в немалой степени осложняет процесс учета и разрешения деятельности физических и юридических лиц. В настоящее время имеются следующие регистры учета различных категорий правовых единиц: Государственный коммерческий регистр Государственной регистрационной палаты; Государственный регистр налогоплательщиков Главной государственной налоговой инспекции; Межадминистративный регистр RENIM и Регистр крестьянских хозяйств Департамента статистики и социологии; Регистр страховых организаций Государственной службы страхового надзора при Министерстве финансов, а Регистр юридических и физических лиц, оказывающих туристические услуги, Национального агентства по туризму и Регистр плательщиков социального фонда Национальной кассы социального страхования находятся в процессе формирования.

Основными недостатками существующих регистров являются:

- неполный охват правовых единиц (в Государственной регистрационной палате отсутствуют данные о правительственных учреждениях, примэриях, крестьянских хозяйствах, отдельных физических лицах, самостоятельно оказывающих услуги, таких как нотариусы и адвокаты);

- отсутствие единого идентификатора (в настоящее время организация может иметь несколько идентификационных и регистрационных номеров, присваиваемых различными учреждениями, что делает практически невозможным интеграцию относящейся к ним информации);

- отсутствие связи с Государственным регистром населения, что создает лазейки для создания фирм-фантомов по поддельным или украденным документам, что приводит в конечном итоге к огромным потерям в государственном бюджете;

- наличие большой доли бумажного документооборота и создание регистров на устаревшей программно-технической базе, что ухудшает качество, скорость обработки и предоставления информации пользователям, в первую очередь законодательным и исполнительным органам.

В молдавском законодательстве отсутствует понятие, позволяющее охватить все категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые должны быть учтены в Государственном регистре правовых единиц. Именно поэтому в регистре используется понятие правовой единицы, взятое из рекомендаций ЕВРОСТАТа по учету такого рода объектов (часть 7 "Правовая единица и предприятие"), разработанных Европейским Союзом в сотрудничестве с Европейской ассоциацией свободной торговли в 1994 году.

Создание единого интегрированного регистра обусловлено в основном необходимостью обеспечения эффективного функционирования ведомственных информационных систем, в первую очередь автоматизированных информационных систем Главной государственной налоговой инспекции, Национальной кассы социального страхования, Государственного агентства земельных отношений и кадастра, Таможенного департамента и др. Эти регистры требуют наличия интегрированной базы данных по всем категориям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые платят налоги (в том числе в фонд социального страхования), имеют в собственности недвижимость, транспорт, являются клиентами банков и т.д. Наряду с Государственным регистром населения Государственный регистр правовых единиц явится базовым информационным массивом Национальной информационной системы (НИС).

Обязательным условием должно являться наличие единого идентификатора (IDNO - аббревиатура слов на английским языке "Identification Number of Organization"), который останется неизменным на протяжении всего периода деятельности юридического лица и на определенный срок после ее прекращения (для архива).

Таким образом, необходимо создание эталонного регистра, к которому могли бы иметь постоянный круглосуточный доступ все ведомства, которые используют такого рода информацию. Естественно, этот регистр должен быть надежно защищен от попыток неразрешенного доступа и внесения изменений в содержащуюся в нем информацию.

Раздел I. Общие положения

1. Определение информационной системы "Государственный регистр правовых единиц"

Автоматизированная информационная система "Государственный регистр правовых единиц" ("ГРПЕ") является единой системой учета и документирования всех структур, имеющих статус правовых единиц, как он определен в рекомендациях ЕВРОСТАТа, - органов публичной власти, предприятий, общественных объединений, партий и других общественно-политических организаций, профессиональных союзов, кооперативов, конфессиональных объединений и частей религиозных культов, ассоциаций совладельцев в кондоминиуме, патентообладателей, особых категорий лиц, оказывающих услуги (нотариусов, адвокатов), именуемых далее общим термином "правовые единицы".

ГРПЕ функционирует в неоднородной среде (нормативно-правовой, информационной, функциональной, технологической и т.д.), составляя в совокупности комплексную систему.

ГРПЕ является одним из стержневых информационных массивов Национальной информационной системы (рис. 1).

2. Назначение ГРПЕ

Автоматизированная информационная система "Государственный регистр правовых единиц" предназначена для сбора, обработки, накопления, актуализации и анализа данных о правовых единицах с предоставлением этой информации органам публичной власти Республики Молдова с целью повышения эффективности процессов управления.

3. Цели создания ГРПЕ

ГРПЕ создается с целью:

a) ведения единого централизованного автоматизированного учета правовых единиц в соответствии с международными стандартами;

b) обеспечения органов публичной власти полной и достоверной информацией о правовых единицах для повышения эффективности государственного управления;

c) предоставления правоохранительным и контрольным органам полной и достоверной информации для оказания им необходимой помощи в обеспечении законности и общественного порядка;

d) обеспечения формирования государственных информационных ресурсов об экономических агентах и организациях страны;

e) обеспечения ведомственных информационных систем полными и достоверными данными о правовых единицах на основе единого метода идентификации.

4. Основные принципы создания ГРПЕ

Основными принципами создания ГРПЕ являются:

принцип легитимности, который предполагает создание и эксплуатацию ГРПЕ на основе действующего законодательства;

принцип соблюдения прав человека, который предусматривает эксплуатацию системы в строгом соответствии с национальными нормативными документами и в пределах положений, договоров и соглашений в области обеспечения прав человека, стороной которых Республика Молдова является;

принцип первого лица/единого центра предполагает наличие реального руководителя высокого ранга, обладающего достаточными полномочиями для принятия решений и координации работ по созданию и эксплуатации системы;

принцип обоснованности данных ГРПЕ предполагает внесение данных в систему только на основании записей в документах, рассматриваемых как источник информации;

принцип целостности, полноты и достоверности данных, согласно которому:

- под целостностью данных понимается состояние данных, когда они сохраняют свое содержание и однозначность интерпретации в условиях влияния случайных факторов. Считается, что данные сохраняют целостность, если они не искажены и не разрушены (не стерты);

- под полнотой данных понимается объем информации, собираемой о правовой единице в соответствии с нормативными документами;

- под достоверностью данных понимается степень соответствия данных, хранимых в памяти ЭВМ или в документах, реальному состоянию отображаемых ими объектов предметной области системы;

принцип государственной идентификации объектов регистрации, согласно которому каждому субъекту регистрации при первоначальном внесении данных о нем в регистр присваивается единый идентификационный номер, который остается неизменным на весь период его существования;

принцип контроля за формированием и использованием ГРПЕ, который осуществляется посредством целого ряда организационных и программно-технических мероприятий, призванных обеспечить высокое качество государственных информационных ресурсов, высокую надежность их хранения и управления ими, в том числе правильность использования их в соответствии со стандартами, предусмотренными действующим законодательством;

принцип самоокупаемости, предполагающий такой способ ведения и эксплуатации ГРПЕ, который обеспечивает покрытие расходов собственника из его доходов.

5. Задачи, решаемые ГРПЕ

ГРПЕ решаются следующие задачи:

формирование своей базы данных в ходе регистрации правовых единиц;

актуализация базы данных согласно межведомственным данным в процессе формирования государственных информационных ресурсов;

организация информационного контроля данных, обеспечение накопления информации установленного типа и качества с помощью специальных программно-технических средств и силами назначенных подразделений и сотрудников;

обеспечение защиты данных при формировании и эксплуатации системы;

создание и обеспечение функционирования республиканского межведомственного интегрированного банка данных о правовых единицах Республики Молдова;

обеспечение информационного взаимодействия и сотрудничества с государственными, ведомственными и территориальными информационными системами;

обеспечение информационного взаимодействия и сотрудничества в ходе межгосударственного и международного информационного обмена;

осуществление государственного контроля соответствия учредительных документов правовых единиц требованиям законодательства;

обеспечение взаимосвязи между Государственным регистром правовых единиц и Государственным регистром населения.

Раздел II. Нормативно-правовая база ГРПЕ

6. Нормативно-правовая база ГРПЕ состоит из действующего законодательства, международных договоров и соглашений, стороной которых Республика Молдова является. Создание и функционирование ГРПЕ Республики Молдова регламентируются следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:

Конституцией Республики Молдова;

Гражданским кодексом;

Законом о Правительстве N 64-XII от 31 мая 1990 г.;

Законом о партиях и других общественно-политических организациях N 718 от 17 сентября 1991 г.;

Законом о предпринимательстве и предприятиях N 845-XII от 3 января 1992 г.;

Законом о кооперации N 864-XII от 16 января 1992 г.;

Законом о культах N 979-ХII от 24 марта 1992 г.;

Законом о страховании N 1508-ХII от 15 июня 1993 г.;

Законом о государственном предприятии N 146-XIII от 16 июня 1994 г.;

Законом о Национальном банке Молдовы N 548-XIII от 21 июля 1995 г.;

Законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров N588-XIII от 22 сентября 1995 г.;

Законом об общественных объединениях N 837-XIII от 17 мая 1996 г.;

Законом об акционерных обществах N 1134-XIII от 2 апреля 1997 г.;

Законом о нотариате N 1153-XIII от 11 апреля 1997 г.;

Законом о регистрах N 1320-XIII от 25 сентября 1997 г.;

Законом об адвокатуре N 395-XIV от 13 мая 1999 г.;

Законом о кондоминиуме в жилищном фонде N 913-XIV от 30 марта 2000 г.;

Законом о профессиональных союзах N 1129-XIV от 7 июля 2000 г.;

Законом о государственной регистрации предприятий и организаций N 1265-XIV от 5 октября 2000 г.;

Законом о крестьянских (фермерских) хозяйствах N 1353-XIV от 3 ноября 2000 г.;

Законом о финансово-промышленных группах N 1418-XIV от 14 декабря 2000 г.;

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности N 451-ХV от 30 июля 2001 г.;

Указом Президента Республики Молдова N 241 от 9 декабря 1991 г. "О регистрации предприятий, действующих на территории Республики Молдова";

Указом Президента Республики Молдова N 242 от 9 декабря 1991 г. "О преобразовании государственных предприятий в автономные государственные предприятия и коммерческие акционерные общества";

Указом Президента Республики Молдова N 11 от 17 января 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации хозяйствующих субъектов";

Постановлениями Правительства Республики Молдова:

N 50 от 29 января 1992 г. "Об утверждении Положения о государственной регистрации предприятий в Республике Молдова";

N 51 от 29 января 1992 г. "О Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Молдова";

N 52 от 29 января 1992 г. "Об утверждении Положения о Государственном коммерческом регистре предприятий Республики Молдова";

N 387 от 6 июня 1994 г. "Об утверждении Примерного положения о муниципальном предприятии";

N 758 от 13 октября 1994 г. "Об утверждении Временного положения о регистрации составных частей культов";

N 432 от 23 июня 1995 г. "О создании Национального межадминистративного регистра Республики Молдова - RENIM";

N 610 от 1 ноября 1996 г. "О порядке государственной регистрации страховых организаций";

N 251 от 17 марта 1997 г. "О введении в действие удостоверения о регистрации предприятий";

N 398 от 6 июня 2001 г. "О Департаменте информационных технологий";

N 977 от 14 сентября 2001 г. "О регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств";

Положением о деятельности по изготовлению печатей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Молдова N 294 от 17 марта 1998 г. "О выполнении Указа Президента Республики Молдова N 406-II от 23 декабря 1997 г." (Приложение N3).

Раздел III. Функциональное пространство ГРПЕ

7. Основные функции системы

Основными функциями ГРПЕ являются:

а) формирование базы данных ГРПЕ:

сбор данных о правовых единицах страны с даты их создания;

сбор данных о правовых единицах во время документирования;

сбор данных о правовых единицах во время информационного обмена с центральными и местными органами публичного управления;

b) информационное обеспечение из банка данных ГРПЕ:

обеспечение руководства государства необходимыми данными;

обеспечение центральных и местных органов публичного управления данными согласно закону или в рамках межведомственного информационного обмена;

обеспечение данными юридических и физических лиц;

обеспечение международного и межгосударственного информационного обмена согласно договорам и соглашениям, стороной которых Республика Молдова является;

обеспечение других автоматизированных информационных систем данными о правовых единицах;

c) обеспечение качества информации за счет создания и поддержания компонентов системы качества;

d) защита информации на всех этапах формирования банка данных ГРПЕ;

e) обеспечение нормального функционирования ГРПЕ.

8. Функциональные контуры системы

ГРПЕ включает следующие функциональные контуры (рис.2):

контур государственного контроля накопления, хранения и использования информационных ресурсов о правовых единицах ("CONTROL-UD");

контур автоматизированного учета органов публичной власти ("ВЛАСТЬ");

контур автоматизированного учета и контроля предприятий и общественных организаций ("ПРЕДПРИЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ");

контур автоматизированного учета и контроля индивидуальных предпринимателей ("ПАТЕНТ");

контур автоматизированного учета и контроля печатей ("ПЕЧАТЬ");

контур автоматизированного учета и контроля лицензий ("ЛИЦЕНЗИЯ");

контур автоматизированного учета и контроля юридического адреса ("АДРЕС").

Рис. 2. Функциональные контуры системы

Основными функциями ГРПЕ являются первоначальная постановка на учет и снятие с учета объекта регистрации (в данном случае - правовой единицы).

Постановка на учет заключается в присвоении правовой единице государственного идентификационного номера (IDNO - Identification Number of Organization) и внесении в банк данных ГРПЕ установленного объема сведений о ней.

Эта процедура осуществляется в случае:

создания органа публичной власти (при вступлении в силу соответствующего закона или постановления);

принятия заявления о регистрации вновь созданной правовой единицы;

образования новой правовой единицы в ходе реорганизации существующих;

регистрации лиц, работающих на основании лицензии (нотариус, адвокат и др.) либо патента.

Снятие правовой единицы с учета и передача данных о ней в архив заключается в проставлении специальной отметки в базе данных. Указанная процедура осуществляется в случае:

ликвидации органа публичной власти (при вступлении в силу соответствующего закона или постановления);

ликвидации предприятия или организации;

реорганизации предприятия и организации;

прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Данные вносятся в ГРПЕ только на основании представленных документов, при этом в него вносится информация о представленных документах.

9. Каждый из функциональных контуров состоит из ряда специфических функций.

А. Контур государственного контроля накопления, хранения и использования информационных ресурсов о правовых единицах ("CONTROL-UD") - это система единого государственного контроля информационных ресурсов о правовых единицах, включенная в ведомственные автоматизированные информационные системы.

В. Контур автоматизированного учета органов публичной власти ("ВЛАСТЬ") - автоматизированный учет всех органов публичной власти на территории страны.

Данный контур включает следующие функции:

учет вновь созданных органов публичной власти в соответствии с действующими законами или правительственными постановлениями;

учет территориальных подразделений;

выдача машиночитаемых регистрационных карточек;

учет назначения и смены руководящего персонала;

актуализация данных в ходе реорганизации правовой единицы;

С. Контур автоматизированного учета и контроля предприятий и общественных организаций ("ПРЕДПРИЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ")автоматизированный учет и контроль предприятий и общественных организаций.

Данный контур включает следующие функции:

учет заявлений о регистрации предприятий и организаций;

учет принятых по этим заявлениям решений;

выдача регистрационных свидетельств;

выдача машиночитаемых регистрационных карточек;

выдача сертификатов о государственной регистрации общественным объединениям;

учет филиалов;

актуализация данных в ходе реорганизации предприятий или организаций;

регистрация символики общественных объединений и политических партий;

учет изменений в составе учредителей и руководителей;

учет решений о приостановлении деятельности экономических агентов, общественных объединений и политических партий;

актуализация данных при изменении названия, формы собственности, уставного капитала, долей собственности учредителей, видов деятельности или профиля и т.д.;

ввод данных об открытии и закрытии банковских счетов.

D. Контур автоматизированного учета и контроля индивидуальных предпринимателей ("ПАТЕНТ") - автоматизированный учет и контроль индивидуальных предпринимателей.

Данный контур включает следующие функции:

учет заявлений на разрешение индивидуальной деятельности;

учет принятых по поданным заявлениям решений;

выдача машиночитаемых регистрационных карточек;

выдача регистрационных свидетельств;

актуализация данных при изменении названия, размера доли участия, видов деятельности или профиля предприятия и т.д.;

учет открытия и закрытия банковских счетов.

Е. Контур автоматизированного учета и контроля юридического адреса ("АДРЕС") - автоматизированный учет и контроль юридического и фактического адреса правовой единицы, включает функцию внесения данных о расположении правовой единицы по конкретному адресу.

F. Контур автоматизированного учета и контроля печатей ("ПЕЧАТЬ") - автоматизированный учет и контроль печатей и штампов.

Данный контур включает следующие функции:

учет заявлений о разрешении изготовления печати;

учет принятых по заявлениям решений;

ввод изображения изготовленной печати;

учет недействительных печатей (при утере, уничтожении и т.д.).

G. Контур автоматизированного учета и контроля лицензий ("ЛИЦЕНЗИЯ").

Данный контур включает следующие функции:

учет выданных лицензий;

выдача машиночитаемых лицензионных карточек;

учет продления срока действия лицензий;

учет недействительных лицензий (при аннулировании, истечении срока действия, исключении данного вида деятельности из лицензируемых и т.д.).

10. Общими для всех функциональных контуров являются функции:

учета недействительных документов;

учета бланков строгой отчетности (для регистрационных и лицензионных документов);

выдачи аналитической и статистической информации по запросам юридических и физических лиц.

При выполнении всех указанных функций внесенная информация и представленные документы проверяются путем сопоставления их с данными, имеющимися в ГРПЕ, а также с данными других информационных систем и ручных картотек.

Раздел IV. Организационная структура

11. Основные функции, связанные с формированием и эксплуатацией ГРПЕ, распределены между следующими ведомствами (рис. 3).

Государственная регистрационная палата Министерства информационных технологий и связи осуществляет регистрацию предприятий любой организационно-правовой формы (в том числе индивидуальных), ассоциаций совладельцев в кондоминиуме, кооперативов и их объединений и регистрацию центральных отраслевых органов публичного управления, органов местного публичного управления и их юридических адресов. В каждой административно-территориальной единице действуют государственные регистраторы, подчиняющиеся Государственной регистрационной палате и выполняющие эти функции на местах.

Отдел партий и неправительственных организаций в составе Министерства юстиции осуществляет регистрацию общественных объединений, партий и профессиональных союзов.

Государственная служба по проблемам культов регистрирует конфессиональные организации и составные части культов.

Государственная служба страхового надзора при Министерстве финансов осуществляет регистрацию страховщиков всех форм собственности.

Управление полиции общественного порядка главного инспектората полиции Министерства внутренних дел осуществляет выдачу разрешений на изготовление печатей. В составе комиссариатов полиции функционируют подразделения Управления полиции общественного порядка.

Лицензионная палата выдает лицензии в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности N 451-ХV от 30 июля 2001 г.

Национальная комиссия по ценным бумагам представляет данные о государственной регистрации ценных бумаг и изменениях величины уставного капитала акционерных обществ.

Органы местного публичного управления (примэрии) регистрируют патентообладателей и крестьянские хозяйства, местные отделения общественных объединений, партий и других общественно-политических организаций, а также осуществляют выдачу лицензий в соответствии со своей компетенцией.

Союз нотариусов и Союз адвокатов осуществляют регистрацию соответственно нотариусов и адвокатов.

Программно-техническое обеспечение функционирования ГРПЕ и изготовление машиночитаемых документов входят в компетенцию Государственного предприятия "REGISTRU".

Раздел V. Документы системы ГРПЕ

12. Регистрационные документы

Для выполнения своих законных обязанностей ГРПЕ выдает правовым единицам следующие регистрационные документы:

единое свидетельство о регистрации;

государственный сертификат (для общественных объединений);

патент.

13. Единая лицензия

Лицензирование разрешенных видов деятельности осуществляется путем выдачи единой лицензии заявителям, выполняющим условия, определенные законом.

14. Машиночитаемые документы

Машиночитаемые карточки выдаются дополнительно к выданным регистрационным документам и лицензиям. Они служат идентификационными документами при совершении различного рода операций в разных учреждениях и банках. Отличительной особенностью этих документов является наличие чипа, который содержит определенные дополнительные данные. Кроме ускорения считывания информации и повышения степени ее достоверности, чип также позволяет различным организациям (например налоговым и таможенным службам) делать на этой карточке различного рода электронные отметки, защищенные от внесения искажений и неразрешенного прочтения их другими структурами, не имеющими на то соответствующих полномочий.

ГРПЕ выпускает в обращение машиночитаемую регистрационную карточку и машиночитаемую лицензионную карточку.

15. Технологические документы

В рамках АИС ГРПЕ используются следующие технологические документы:

анкета-заявление на регистрацию правовой единицы;

разрешение на изготовление печати;

свидетельство об изготовлении печати;

реестры и сопроводительные документы;

выписки из ГРПЕ;

различного рода справки и квитанции.

Раздел VI. Информационное пространство ГРПЕ

16. Информационное пространство ГРПЕ определяется структурой информационного ядра и информационными потоками.

17. Структура информационного ядра

ГРПЕ, как и любая информационная система, формируется из ядра как некоторого неразрывного единства объектов учета и контроля системы и сценариев, по которым они взаимоотносятся друг с другом (рис. 4). Формирование поля данных осуществляется путем проявления атрибутов объектов в результате их взаимодействия по штатным сценариям, носящим цикличный характер.

18. Объекты учета и контроля

Объектами учета и контроля ГРПЕ являются:

- правовые единицы;

- документы;

- бланки строгой отчетности;

- печати.

а) правовые единицы следующих категорий:

- органы публичной власти:

Парламент;

Президент;

Правительство;

центральные отраслевые органы публичного управления (министерства, департаменты, агентства и их территориальные подразделения);

местные публичные органы (префектуры; районные советы; примэрии муниципиев, городов и сел);

Академия наук Молдовы;

Национальный банк Молдовы и его местные филиалы;

Национальная комиссия по ценным бумагам;

- предприятия включают весь спектр экономических единиц:

индивидуальные предприятия, в том числе крестьянские хозяйства;

полные товарищества;

коммандитные товарищества;

акционерные общества;

общества с ограниченной ответственностью;

арендные предприятия;

государственные и муниципальные предприятия;

филиалы и представительства;

объединения предприятий;

филиалы и представительства предприятий иностранных государств;

- общественные объединения включают все типы объединений граждан:

миротворческие;

правозащитные;

женские;

ветеранские организации;

организации инвалидов;

молодежные и детские организации;

научные, технические, экологические;

культурно-просветительные;

физкультурно-спортивные, оздоровительные и иные общества;

творческие союзы;

национальные культурные общества;

общественные фонды и учреждения;

союзы (ассоциации) общественных объединений;

местные отделения общественных организаций;

другие объединения граждан;

- партии и общественно-политические организации включают следующие формы политических объединений:

партии;

фронты;

лиги;

общественные движения;

местные отделения партий и общественно-политических организаций;

- профессиональные союзы;

- кооперативы:

производственные;

потребительские;

смешанные;

ассоциации кооперативов;

- части религиозных культов охватывают различные типы конфессиональных объединений:

религиозные общины;

монастыри;

братства и религиозные миссии;

теологические школы;

- ассоциации совладельцев в кондоминиуме;

- патентообладатели;

- особые категории лиц, оказывающих услуги (нотариусы, адвокаты);

b) документы, учитываемые в ГРПЕ:

- регистрационные;

- лицензионные;

- машиночитаемые;

с) бланки документов строгой отчетности;

d) печати.

19.Идентификация объектов ГРПЕ

Основным идентифицирующим признаком каждого объекта является государственный идентификационный номер правовой единицы (IDNOсокращение синтагмы на английском языке "Identification Number of Organization"), представляющий собой строго определенный порядок 13 буквенно-цифровых символов (рис. 5).

1 XXX YYY ZZZZZ K

1 - признак идентификационного номера- номер главного раздела, к которому относится объект идентификации

XXX - три последние цифры года присвоения идентификационного номера

YYY - код органа (офиса), зарегистрировавшего правовую единицу

ZZZZZ - порядковый номер регистрации, в соответствующем году, в данном офисе

K - контрольная цифра

Пример 1012001123456

Рис. 5 Государственный идентификационный номер правовых единиц

IDNO присваивается каждой правовой единице при первоначальном внесении данных о ней в ГРПЕ, остается неизменным на протяжении всего периода существования этих данных и вносится во все документы правовой единицы, а также указывается на печати.

20. Идентификация документов и бланков строгой отчетности осуществляется по комбинированному ключу:

"код документа" @ "серия" @ "номер".

21. Идентификация печатей осуществляется по комбинированному ключу:

"IDNO правовой единицы" @ "порядковый номер печати".

22. Базовые сценарии

Базовые сценарии, посредством которых реализуются функции ГРПЕ, делятся на две группы: связанные с вводом и актуализацией информации и относящиеся к выдаче информации.

Группа сценариев, связанных с вводом и актуализацией информации, взаимодействует с информационными объектами ГРПЕ:

а) правовая единица

первоначальная постановка на учет:

- при создании;

- при регистрации.

актуализация данных при:

- реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании);

- документировании всеми видами документов (регистрационными, лицензиями, государственными сертификатами для общественных объединений, машиночитаемыми карточками и т.д.);

- изменении названия;

- изменении формы собственности;

- изменении уставного капитала;

- изменении организационно-правовой формы;

- смене учредителей или их квоты в уставном капитале;

- смене руководителей;

- изменении юридического адреса;

- изменении видов деятельности;

- открытии и закрытии банковских счетов;

- регистрации филиалов или представительств;

- регистрации символики партий, общественно-политических организаций и общественных объединений;

- приостановлении и возобновлении деятельности партий, общественно-политических организаций и общественных объединений;

- межведомственном информационном обмене;

снятие с учета:

- при ликвидации правовой единицы;

b) документ

первоначальная постановка на учет при изготовлении;

актуализация данных:

- при объявлении недействительными;

- при изменении срока действия;

снятие с учета:

- при уничтожении;

- при окончательном вывозе из страны;

c) бланк строгой отчетности

первоначальная постановка на учет - при изготовлении;

актуализация данных:

- при передаче из подразделения в подразделение;

- при объявлении недействительными;

снятие с учета:

- при уничтожении;

- при заполнении (т.е. изготовлении документа);

d) печать

первоначальная постановка на учет при изготовлении;

актуализация данных при объявлении недействительными;

снятие с учета при уничтожении.

23. Данные о правовой единице, содержащиеся в ГРПЕ:

1) основные данные:

а) государственный идентификационный номер правовой единицы, указываемый по международной практике аббревиатурой слов на английском языке Identification Number of Organization - IDNO;

b) идентификационные данные:

категория правовой единицы;

полное наименование;

сокращeнное наименование;

наименование на русском языке;

с) данные об организационно-правовой форме:

форма собственности;

организационно-правовая форма;

бюджетное/хозрасчeтное финансирование;

уровень подчинeнности;

уставный капитал;

d) данные о создании, реорганизации и ликвидации:

дата, место и цель создания;

причина реорганизации или ликвидации;

регистратор;

e) данные об учредителях:

идентификационный номер физического лица, указываемый по международной практике аббревиатурой слов на английском языке "Identification Number of Person" - IDNP (для физических лиц) или IDNO (для правовых единиц);

идентификационные данные;

место жительства (юридический адрес);

удостоверяющие личность документы (для физических лиц) или свидетельство о регистрации (для правовой единицы);

доля в уставном капитале;

f) данные о руководителях (главном менеджере и главном бухгалтере):

IDNP;

идентификационные данные;

место жительства;

удостоверяющие личность документы;

g) юридический адрес:

страна;

уезд (область);

муниципий (город, село);

сектор, улица, номер дома, корпус, номер квартиры;

дата регистрации по юридическому адресу;

2) дополнительные данные:

a) виды деятельности;

b) для совместных предприятий:

доля собственности резидентов Республики Молдова;

доля собственности иностранных резидентов;

страна регистрации (проживания) иностранных партнеров;

c) предыдущие регистрационные номера:

регистрационный номер;

фискальный код;

код объединенного классификатора предприятий и организаций (C.U.I.O.);

d) доля государственной собственности;

e) банковские реквизиты:

IDNO банка;

вид счета;

номер счета;

f) состояние (действующее, приостановленная деятельность, в состоянии платежеспособности и т.д.);

g) дата приостановления и возобновления деятельности;

3) данные о документах правовых единиц:

название (код) документа;

серия;

номер;

дата выдачи;

срок действия;

орган, выдавший документ;

4) данные о печатях правовых единиц:

порядковый номер;

дата изготовления;

IDNO изготовителя печати;

изображение печати.

24. Классификаторы

В целях обеспечения достоверности информации и сокращения объема хранимых в ГРПЕ данных используется система классификаторов, которые можно разбить на три группы:

- международные;

- национальные, охватывающие:

CUTAM - классификатор административно-территориальных единиц;

CFP - классификатор форм собственности;

CFOJ - классификатор организационно-правовых форм экономических агентов;

CAEM-2 - классификатор экономической деятельности;

CS - классификатор стран мира;

- внутрисистемные.

Внутрисистемные классификаторы разрабатываются и используются в рамках ГРПЕ только при отсутствии утвержденных международных и национальных классификаторов.

25. Источники информации и информационные потоки

Основными источниками информации для ГРПЕ являются (рис. 6):

А. Государственная канцелярия предоставляет данные о создании, реорганизации и ликвидации органов публичной власти.

В. Государственная регистрационная палата предоставляет данные о:

- регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий (включая индивидуальные), ассоциаций совладельцев в кондоминиуме, кооперативов и их объединений;

- документировании правовых единиц;

- регистрации юридических адресов;

- изменении данных в учредительных документах правовых единиц в ГРПЕ (изменение наименования, размера уставного капитала, доли учредителей, изменение организационно-правовой формы и т.д.);

- регистрации и ликвидации филиалов или представительств;

- смене учредителей и руководителей правовых единиц.

C. Государственная служба по проблемам культов предоставляет данные об образовании и прекращении деятельности частей культов.

D. Управление общественного порядка главного инспектората полиции Министерства внутренних дел предоставляет данные о:

- выдаче разрешений на изготовление печатей;

- признании печатей недействительными;

- уничтожении печатей.

E. Отдел партий и неправительственных организаций Министерства юстиции предоставляет данные о:

- реорганизации и ликвидации общественных объединений, партий и профессиональных союзов;

- изменениях в учредительных документах.

F. Государственная служба страхового надзора предоставляет данные о реорганизации и прекращении деятельности страховщиков.

G. Союз нотариусов и Союз адвокатов предоставляют данные о начале и прекращении деятельности нотариусов и адвокатов.

H. Органы местного публичного управления (примэрии) предоставляют информацию о:

- регистрации индивидуальных предприятий, патентообладателей и крестьянских хозяйств;

- регистрации местных отделений общественных объединений, партий и других общественно-политических организаций;

- выдаче лицензий;

- ликвидации индивидуальных предприятий и крестьянских хозяйств;

- аннулировании лицензий.

I. Коммерческие банки предоставляют данные об открытии и закрытии банковских счетов.

K. Лицензионная палата предоставляет данные о выданных и аннулированных лицензиях.

L. Национальная комиссия по ценным бумагам предоставляет данные о государственной регистрации ценных бумаг и изменениях величины уставного капитала акционерных обществ.

26. Пользователи ГРПЕ

Потенциальными пользователями продуктов и услуг ГРПЕ являются центральные и местные органы публичного управления, юридические и физические лица, международные/иностранные организации и предприятия, участвующие в международном информационном обмене.

27. Информационная платформа ГРПЕ

ГРПЕ является единственным источником информации о правовых единицах для ведомственных автоматизированных информационных систем.

Как ГРПЕ, так и ведомственные информационные системы, накапливающие, обрабатывающие и использующие данные о различных аспектах деятельности правовых единиц, в совокупности составляют информационную платформу ГРПЕ (рис.7).

Регистр EAN содержит данные о зарегистрированных в Республике Молдова производителях товаров, а также о международных кодах товаров, используемых при нанесении штрих-кода на упаковку.

Регистр балансов предприятий содержит сведения о финансово-экономической деятельности предприятий, ежегодно представляемые Департаменту статистики и социологии.

Регистр товарных знаков и Регистр наименований мест происхождения товаров содержат данные о зарегистрированных и охраняемых товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

Регистр государственного имущества содержит данные о движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем государству, о пользователях и арендаторах этого имущества, информацию о доле участия государства в отечественных и совместных предприятиях, а также другие данные о деятельности государственных предприятий.

Коммерческий регистр содержит информацию о товарах и услугах, предоставляемых юридическими лицами, а также о действующих ценах и тарифах. Этот регистр может включать рекламные материалы и графические изображения товаров.

Регистр ценных бумаг включает всю информацию относительно выпуска ценных бумаг, их движении и владельцах.

Отдельно следует отметить регистры специальных учетов, входящие в систему государственного контроля правовой и финансовой дисциплины Национальной информационной системы. В первую очередь, это регистр налогоплательщиков, криминогенный контур и регистры Счетной палаты и Финансовой гвардии.

Регистр адресных планов, хотя и не относится формально к правовой единице, служит единственным источником данных для ее точной привязки к объекту недвижимости при регистрации его местонахождения (юридического адреса). Данный регистр содержит информацию обо всех населенных пунктах, улицах, зданиях, квартирах и других объектах недвижимости. Именно с его помощью возможна "привязка" правовой единицы к цифровой карте.

Использование во всех вышеуказанных регистрах единого идентификатора правовой единицы (IDNO) и единообразного предоставления данных обеспечивает возможность получения, в случае необходимости, интегрированных данных о любой правовой единице или сводных статистических данных. В то же время раздельное существование баз данных обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа.

Держателями вышеуказанных регистров являются органы публичной власти, назначенные соответствующими постановлениями Правительства.

ГРПЕ служит также источником информации о данных правовых единиц для всех составных частей Национальной информационной системы.

В Государственном регистре населения содержатся ссылки на правовые единицы, приглашающие иностранных граждан в Республику Молдова.

В Государственном регистре основных фондов и материальных ресурсов содержатся данные о правовых единицах, являющихся собственниками движимого и недвижимого имущества или арендаторами имущественных объектов либо участвующих в процессе товарооборота.

В Банковской информационной системе правовые единицы выступают в роли клиентов банков.

Раздел VII. Технологическое пространство ГРПЕ

28. Уровни ГРПЕ

В соответствии с административно-территориальным делением Республики Молдова Государственный регистр правовых единиц построен в четырех уровнях (рис. 8):

- центральный;

- региональный;

- локальный (подуровень 1);

- локальный (подуровень 2).

Каждый из уровней содержит один или несколько информационно-телекоммуникационных комплексов.

Расположение информационно-телекоммуникационных комплексов центрального, регионального и локального (подуровень 1) уровней показано на рис. 9. На карте не показаны информационно-телекоммуникационные комплексы локального уровня (подуровня 2) в связи с их большим количеством.

29. Назначение и состав информационно-телекоммуникационного комплекса центрального уровня

Информационно-телекоммуникационный комплекс центрального уровня располагается в муниципии Кишинэу и предназначен для обеспечения функционирования организаций, задействованных в создании и эксплуатации ГРПЕ (см. раздел V настоящего документа), а также для управления системой и производства документов.

В состав информационно-телекоммуникационного комплекса центрального уровня входят (рис. 10):

- центральный банк данных;

- автоматизированные рабочие места (АРМ) администраторов системы;

- автоматизированные рабочие места системных аналитиков;

- локальные вычислительные сети (ЛВС) организаций, участвующих в ведении ГРПЕ. Каждая из указанных ЛВС включает автоматизированные рабочие места администраторов соответствующих подсистем и автоматизированные рабочие места сотрудников указанных организаций;

- локальная вычислительная сеть и технический комплекс по производству машиночитаемых документов;

- телекоммуникационное оборудование для обеспечения связи автоматизированных рабочих мест и локальных вычислительных сетей с центральным банком данных, а также всего комплекса - с региональными и локальными информационно- телекоммуникационными комплексами.

Несколько функциональных модулей, реализующих конкретные функции, могут быть сгруппированы на одном автоматизированном рабочем месте или, наоборот, один и тот же функциональный модуль может быть установлен на нескольких однотипных автоматизированных рабочих местах по указанию администратора системы и администраторов соответствующих подсистем.

А. Центральный банк данных

Центральный банк данных предназначен для хранения и обработки информации, содержащейся в ГРПЕ, и состоит из следующих частей:

- хранилище данных, используемое для постоянного хранения информации о правовых единицах и документах в полном объеме, включая данные о документах, на основании которых актуализировалась информация (формуляры), об этапах принятия решения, о датах принятия решений, фамилиях и именах сотрудников, принявших эти решения;

- база форматов, предназначенная для обеспечения безопасности при работе с удаленными пользователями, а также для хранения классификаторов и определения права доступа к информации того или иного пользователя. Связь автоматизированных рабочих мест пользователей с центральным банком данных осуществляется только через базу форматов;

- технологические базы данных, предназначенные для временного хранения информации, поступившей с нижних уровней и требующей принятия решения уполномоченными сотрудниками, а также для осуществления всех необходимых проверок при принятии решения. Информация из технологической базы данных закладывается в хранилище данных только после принятия окончательного решения по формуляру;

- производственная база данных, предназначенная для контроля всех этапов производства документов, а также для хранения информации о расходных материалах. Для этой базы данных предусмотрен обмен информацией только с технологической базой данных;

- витрины данных, представляющие собой базы данных с выдержками из центрального хранилища данных, предназначенные для обеспечения пользователей быстрым и удобным доступом к требуемой информации без доступа к хранилищу данных. Витрины данных могут предоставлять отдельным категориям пользователей данные в наиболее удобном для использования виде (например, для органов статистики предоставляется информация без идентификационных данных конкретной правовой единицы в виде линейного массива, удобного для составления различных таблиц). Одновременно они являются одним из элементов защиты информации от несанкционированного доступа, так как содержат только объем данных, доступный пользователю. Обновление данных в витринах осуществляется автоматически при актуализации информации в хранилище данных (рис. 11).

В свою очередь, ГРПЕ пользуется витринами данных других информационных систем, в первую очередь Государственного регистра населения.

Обмен информацией между составными частями центрального банка данных осуществляется хранимыми процедурами, не доступными для внешних пользователей, что служит элементом системы безопасности банка данных.

В. Структура хранилища данных

Хранилище данных включает следующие базы данных:

а) "Правовая единица" - содержит данные обо всех категориях правовых единиц, включая ссылки на физических лиц (банк данных ГРН), относящихся к данной правовой единице;

b) "Документ" - содержит данные о жизненном цикле бланков документов и самих документах, а также об их текущем состоянии (действительный, просроченный, утерянный и т.д.). Документы могут быть логически связаны друг с другом (например, машиночитаемые регистрационные карточки должны иметь ссылки на свидетельство о регистрации). Кроме того, база содержит ссылки на правовые единицы, которым принадлежат эти документы (база "Правовая единица");

с) "Образ" - содержит графическую информацию, связанную с данной правовой единицей (образец печати), а также ссылки на соответствующие правовые единицы (база "Правовая единица"). В перспективе в этой базе данных возможно хранение информации в аудио- и видеоформатах;

d) "Фильтр" - предназначена для хранения фильтрационных массивов. Примером такого массива может служить список лиц, которым судебным решением запрещено занимать определенные должности.

Подобная структура хранилища данных позволяет унифицировать процедуры обработки информации об объектах учета (так, процедура ввода информации об утерянном документе одинакова для всех видов документов). При необходимости система ссылок дает возможность рассматривать все базы данных как единое поле данных, разграничивая в то же время доступ в каждую из них.

С. Программно-технический комплекс центрального уровня

Программно-технический комплекс центрального уровня включает в себя следующие компоненты:

- серверы баз данных:

1) Risk HP-9000 class K;

2) Risk HP-9000 class D;

3) HP NetServer (LC-3, LDPRO, LHPRO, E30, E45);

- операционные системы - HP-UX 10.20 и SUN-Solaris 5.2;

- система управления базой данных - Informix 7.3.

Пользовательское программное обеспечение разработано на Visual FoxPro, Borland Delphi, Java.

Автоматизированные рабочие места базируются на персональных компьютерах Pentium с операционной системой Windows'95.

30. Назначение и состав информационно-телекоммуникационного комплекса регионального уровня

Будучи расположенными в региональных центрах, информационно-телекоммуникационные комплексы регионального уровня предназначены для обеспечения функционирования регистров и органов местного публичного управления, а также для управления системой.

В состав информационно-телекоммуникационного комплекса регионального уровня входят:

- витрина данных;

- технологическая база данных;

- автоматизированное рабочее место администратора системы;

- локальные вычислительные сети регистратора и органов местного публичного управления;

- телекоммуникационное оборудование для обеспечения связи автоматизированных рабочих мест и локальных вычислительных сетей с витриной данных, а также всего комплекса с центральным и локальными информационно-телекоммуникационными комплексами (рис. 12).

Несколько функциональных модулей, выполняющих конкретные функции, могут быть сгруппированы в одном автоматизированном рабочем месте или, наоборот, один и тот же функциональный модуль может быть установлен на нескольких однотипных автоматизированных рабочих местах по указанию администратора системы и администраторов соответствующих подсистем.

Витрина данных представляет собой базу данных, содержащую выборочную информацию о правовых единицах, действующих на обслуживаемой территории. Информация из витрины данных служит для получения информации о правовой единице с целью предварительной проверки при приеме заявления или для получения справок. Обновление информации происходит только при ее актуализации в хранилище данных центрального уровня и осуществляется в автоматическом режиме по каналам связи или с помощью магнитных носителей.

Указанная витрина данных в перспективе может использоваться как один из базовых массивов для региональных информационных систем.

Технологическая база данных предназначена для накопления информации, передаваемой на центральный уровень, с целью уменьшения нагрузки на каналы связи или в случае отсутствия связи по техническим причинам.

Программно-технический комплекс регионального уровня

Программно-технический комплекс регионального уровня включает в себя следующие компоненты:

сервер базы данных - Intel;

операционная система - HP-UX 10.20;

система управления базой данных - Informix 7.3.

Пользовательское программное обеспечение разработано на Visual FoxPro, Borland Delphi, Java.

Автоматизированные рабочие места базируются на персональных компьютерах Pentium с операционной системой Windows'95.

31. Назначение и состав информационно-телекоммуникационного комплекса локального уровня

Информационно-телекоммуникационные комплексы локального уровня (подуровень 1), расположенные в территориальных центрах, служат для обеспечения функционирования органов местного публичного управления, а также для управления системой.

В состав информационно-телекоммуникационного комплекса локального уровня (подуровень 1) входят:

технологическая база данных;

автоматизированное рабочее место администратора системы;

локальные вычислительные сети органов местного публичного управления;

телекоммуникационное оборудование для обеспечения связи автоматизированных рабочих мест и локальных вычислительных сетей с витриной данных, а также всего комплекса с региональным информационно-телекоммуникационным комплексом (рис.13).

Несколько функциональных модулей, выполняющих конкретные функции, могут быть сгруппированы на одном автоматизированном рабочем месте или, наоборот, один и тот же функциональный модуль может быть установлен на нескольких однотипных автоматизированных рабочих местах по указанию администратора системы и администраторов соответствующих подсистем.

Технологическая база данных предназначена для накопления информации, передаваемой на центральный уровень, с целью уменьшения нагрузки на каналы связи или в случае отсутствия связи по техническим причинам.

В городах (не являющихся территориальными центрами), селах и центрах коммун располагаются информационно-телекоммуникационные комплексы локального уровня (подуровень 2), предназначенные для ведения автоматизированного учета правовых единиц, который, согласно действующему законодательству, возложен на примаров коммун. Соответствующие автоматизированные рабочие места являются составной частью автоматизированной информационной системы "COMUNA". Данные, собранные в процессе выполнения этих функций, передаются на региональный и затем на центральный уровень системы.

Программно-технический комплекс локального уровня

Автоматизированные рабочие места локального уровня базируются на персональных компьютерах Pentium с операционной системой Windows'95.

Пользовательское программное обеспечение разработано на Visual FoxPro, Borland Delphi, Java.

Информационно-телекоммуникационная сеть

Топология и технические параметры информационно-телекоммуникационной сети определяются оператором Национальной сети передачи данных, назначаемым Правительством.

Раздел VIII. Обеспечение защиты информации в ГРПЕ

32. Определение системы информационной безопасности

Под системой информационной безопасности понимают единую совокупность правовых и морально-этических норм, организационных (административных) мер и программно-технических средств, направленных на противодействие угрозам системе ГРПЕ для сведения до минимума возможного ущерба пользователям и владельцам.

33. Цель защиты информации

Основной целью защиты информации в ГРПЕ является предотвращение любого несанкционированного вмешательства в процесс его функционирования, а также попыток хищения, изменения данных, выведения из строя или разрушения его компонентов, то есть защита всех компонентов системы: оборудования, программного обеспечения, данных и персонала.

34. Угроза безопасности

Важнейшими аспектами проблемы обеспечения безопасности системы являются определение, анализ и классификация возможных угроз ее безопасности.

Под угрозой понимается потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может стать причиной нанесения ущерба любому элементу системы.

Основными видами угроз, которые учитывались при создании системы безопасности Министерства информационных технологий и связи, были:

аварии систем электро-, водо- и теплоснабжения;

сбои и отказы технических средств системы;

последствия ошибок проектирования и разработки компонентов системы (аппаратных средств, технологии обработки информации, программ, структур данных и т.п.);

ошибки эксплуатации (пользователей, операторов и другого персонала);

преднамеренные действия нарушителей и злоумышленников.

35. Общие требования к безопасности

Основной принцип регистрового учета - персонификация, что предполагает строгое соблюдение конфиденциальности информации. В базу данных ГРПЕ вносятся данные о правовых единицах, работа с которыми регулируется посредством:

сертификации и аттестации информационных подсистем данных о правовых единицах;

лицензирования работы с данными о правовых единицах;

межгосударственных соглашений о трансграничной передаче данных о правовых единицах.

Министерство информационных технологий и связи в установленном порядке ведет работы по сертификации средств защиты систем данных о правовых единицах, в том числе самих систем, информационных продуктов и услуг, содержащих данные о правовых единицах; информационные системы, предназначенные для обработки данных о правовых единицах, проходят обязательную государственную аттестацию. Все информационные продукты и услуги, содержащие данные о правовых единицах, лицензируются.

Данные о правовых единицах охраняются правовыми, организационными и техническими средствами, в том числе системами сигнализации и разграничения доступа. Защита секретности информации гарантируется законодательными и нормативными актами.

Требования к безопасности, содержащиеся в эксплуатационных документах, обеспечивают безопасность ГРПЕ при монтаже, наладке, эксплуатации и ремонте технических средств, соответствуя действующим стандартам и правилам техники безопасности при эксплуатации пользовательских электроустановок.

Концептуальная модель информационной безопасности представлена на рис. 14.

36. Защита информации от несанкционированного доступа

Система защиты информации включает организационные меры, программно-аппаратные методы и средства, обеспечивающие блокирование:

оттока информации по техническим каналам;

несанкционированного доступа к ресурсам сети.

Организационные меры безопасности обеспечиваются соответствующими службами Министерства информационных технологий и связи и исключают неконтролируемый доступ посторонних к техническим средствам информационно-телекоммуникационной сети, магнитным носителям, средствам выдачи бумажных копий и кабельным системам.

Программно-аппаратные средства защиты от несанкционированного доступа обеспечивают:

идентификацию защищаемых ресурсов;

аутентификацию защищаемых ресурсов и пользователей;

конфиденциальность информации, циркулирующей в системе;

аутентифицированный обмен данными;

целостность данных при возникновении, передаче, потреблении и хранении информации;

авторизованную доступность всех ресурсов системы в условиях нормальной эксплуатации;

разграничение доступа пользователей к системе;

разграничение доступа пользователей к защищаемым ресурсам;

администрирование (обозначение прав доступа к защищаемым ресурсам, обработка информации из регистрационных журналов, установка и снятие системы защиты);

регистрацию действий по входу пользователей в систему, выходу из системы, нарушений прав доступа к защищаемым ресурсам;

контроль целостности и работоспособности системы защиты;

безопасность в аварийных ситуациях.

37. Сохранность информации в случае аварии

Сохранность информации в случае аварий в информационно-телекоммуникационной сети обеспечивается при:

отказе (сбое) отдельного технического средства;

сбое в электропитании.

38. Защита от влияния внешних факторов

На работоспособность технических и программных средств информационно-телекоммуникационной сети не влияют существующие в зоне эксплуатации электрические и магнитные поля, возможные повреждения источников снабжения электроэнергией и природные катаклизмы.

Заключение

Для завершения работ по созданию системы ГРПЕ необходимо решение следующих проблем:

создание программно-технического комплекса ГРПЕ;

анализ и устранение противоречий в действующих законодательных и нормативных актах;

осуществление срочных мер для автоматизации работы сельских примэрий;

создание национальной информационно-телекоммуникационной сети.

Создание и эффективное функционирование ГРПЕ требует принятия новых законодательных актов и изменения действующих, чтобы они обеспечили надлежащую законодательную базу, полностью регламентировали правовые отношения в процессе накопления, обработки, хранения, актуализации, предоставления и защиты данных, установили правовой режим функционирования ГРПЕ, права и обязанности правовых единиц и местных регистраторов.

В целях создания системы полномочий и ответственности в информационном пространстве Республики Молдова, а также для того, чтобы не утратить государственный контроль за информационными ресурсами, необходимо осуществление следующих мероприятий:

дополнение Конституции Республики Молдова положениями относительно информационных правовых норм;

принятие закона об информатизации;

корреляция всех законодательных актов (в первую очередь Гражданского кодекса) с Законом об информатике и информатизации.

База данных ГРПЕ формируется в процессе документирования правовых единиц с помощью машиночитаемых регистрационных карточек. Эти карточки предполагается изготавливать на основе технологий SMART, которые обеспечивают, с одной стороны, перерегистрацию информации на карточке посредством специального безопасного нанесения знаков (что невозможно, в принципе, для бумажных документов), а с другой - надежную защиту от несанкционированного считывания и изменений. Параллельно предусматривается и сохранение действующего сертификата регистрации.

Учитывая тот факт, что в Государственной регистрационной палате, Департаменте статистики и социологии, Главной государственной налоговой инспекции накоплены большие объемы информации об отдельных категориях правовых единиц, необходимо после создания программно-технического комплекса разработать план мероприятий по сверке указанных баз данных и приведению их к единому знаменателю. При этом нужно сохранить в архиве все идентификационные и регистрационные номера, присвоенные правовым единицам, для обеспечения преемственности информационных систем. Особая проблема заключается в гармонизации корпоративных информационных систем. Действующие в министерствах и департаментах информационные системы созданы без требуемого согласования с другими органами и учреждениями и не в состоянии оптимально использовать имеющиеся данные, в частности, из Государственного регистра населения. Практически все они нуждаются в кардинальной доработке с применением современных информационных идеологий и технологий.

Приложение №2

к Постановлению Правительства Республики Молдова №272 от 6 марта 2002 года

Положение о Государственном регистре правовых единиц

I. Общие положения

1. Положение о Государственном регистре правовых единиц (далееПоложение) определяет понятие, назначение, содержание Государственного регистра правовых единиц (далее - ГРПЕ) и порядок управления им; устанавливает ответственность и полномочия по его ведению, предоставлению и использованию внесенной в него информации.

2. ГРПЕ является системой единого учета органов публичной власти, предприятий и организаций, финансово-промышленных групп, партий и других общественно-политических формирований, общественных организаций, профессиональных союзов, кооперативов, фондов, ассоциаций патронатов, конфессиональных организаций, ассоциаций собственников в кондоминиуме, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физических лиц, осуществляющих свою деятельность на основе лицензии или предпринимательского патента (далее - правовые единицы).

3. ГРПЕ предназначен для сбора, обработки, накопления, актуализации и анализа данных о правовых единицах, являющихся объектами регистрации, с предоставлением этих данных органам публичной власти, юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством.

ГРПЕ является единственным официальным источником данных о правовых единицах для всех информационных систем органов публичной власти, использующих и обрабатывающих такие данные.

II. Содержание ГРПЕ

4. О правовых единицах всех категорий, взятых на учет, ГРПЕ содержит следующие данные, составляющие основу государственных информационных ресурсов:

(1) Основные данные:

a) государственный идентификационный номер правовой единицы, указываемый по международной практике аббревиатурой слов на английском языке "Identification Number of Organization - IDNO";

b) идентификационные данные:

категория правовой единицы;

полное наименование;

сокращенное наименование;

наименование на русском языке;

с) данные об организационно-правовой структуре:

вид собственности;

организационно-правовая форма;

бюджетное финансирование/хозрасчет;

уровень подчиненности;

уставный капитал;

d) данные о создании, реорганизации и ликвидации:

дата, место и цель создания;

причины реорганизации или ликвидации;

регистратор;

e) данные об учредителях:

идентификационный номер физического лица, указываемый по международной практике аббревиатурой слов на английском языке "Identification Number of Person" - IDNP, или IDNO - для правовых единиц;

идентификационные данные;

место жительства (юридический адрес);

удостоверяющие личность документы (для физических лиц) или свидетельство о регистрации (для правовых единиц);

доля в уставном капитале;

f) данные о руководителях (главном менеджере и главном бухгалтере):

IDNP;

идентификационные данные;

место жительства;

удостоверяющие личность документы;

g) юридический адрес:

страна;

уезд (область);

муниципий (город, село);

сектор, улица, номер дома, корпус, номер квартиры;

дата регистрации по юридическому адресу.

(2) Дополнительные данные:

а) виды деятельности;

b) для совместных предприятий:

доля собственности резидентов Республики Молдова;

доля собственности иностранных резидентов;

страна регистрации (местонахождение) иностранных партнеров;

с) предыдущие регистрационные номера:

регистрационный номер;

фискальный код;

код Объединенного классификатора предприятий и организаций;

d) доля государственной собственности;

e) банковские реквизиты:

IDNO банка;

вид счета;

номер счета;

f) состояние (действующее, приостановлена деятельность, в состоянии неплатежеспособности и т.д.);

g) дата приостановления и возобновления деятельности.

(3) Данные о документах правовых единиц:

название (код) документа;

серия;

номер;

дата выдачи;

срок действия;

орган, выдавший документ.

(4) Данные о печатях правовых единиц:

порядковый номер;

дата изготовления;

IDNO изготовителя печати;

изображение печати.

5. На территории страны IDNО является основным идентифицирующим признаком правовой единицы, представленным в строго определенном порядке 13 цифрами:

первая цифра - номер основного раздела, к которому относится объект идентификации;

вторая-четвертая цифры - три последние цифры года присвоения IDNО;

пятая-седьмая цифры - код органа (офиса), зарегистрировавшего правовую единицу;

восьмая-двенадцатая цифры - порядковый номер записи в соответствующем году в данном офисе;

тринадцатая цифра - контрольная.

6. IDNО присваивается каждой правовой единице при первичном внесении данных о ней в ГРПЕ, остается неизменным на протяжении всего периода существования этих данных и вносится во все документы правовой единицы.

III. Порядок ведения ГРПЕ

7. К основным процедурам ведения ГРПЕ относятся первичное внесение, актуализация, исключение, архивное хранение информации и использование данных в установленном порядке.

8. Главные регистраторы вносят первичные данные в ГРПЕ в следующих случаях:

вступление в силу закона или постановления о создании органа публичной власти;

регистрация заявления учредителя о создании правовой единицы со статусом предприятия или организации;

регистрация заявления физического лица о выдаче лицензии или патента.

9. Актуализация данных ГРПЕ заключается в систематическом внесении изменений (исправлений, дополнений) в данные о правовой единице на основании информации, предоставляемой:

главными регистраторами - об изменениях в данных соответствующих категорий правовых единиц (изменение идентификационных данных, изменение формы собственности, уставного капитала, организационно-правовой формы, реорганизация, изменение состава учредителей или размера их взноса в уставном капитале, смена руководителей, изменение юридического адреса или видов деятельности, замена документов);

Департаментом приватизации - об изменении доли государства в уставном капитале правовых единиц;

Министерством информационных технологий и связи - об изменении персональных данных руководителей и учредителей (физических лиц), об изменении их места жительства или удостоверяющих личность документов, о смерти руководителей и учредителей (физических лиц);

Министерством юстиции - о судебных решениях, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией правовых единиц;

Министерством внутренних дел - о выданных разрешениях на изготовление печатей;

Национальным банком Молдовы, Государственным казначейством и коммерческими банками - об открытии и закрытии расчетных счетов.

Лицензионной палатой - о выданных правовым единицам лицензиях на отдельные виды деятельности.

Союзом нотариусов - о начале и прекращении деятельности нотариусов;

Союзом адвокатов - о начале и прекращении деятельности адвокатов;

Национальной комиссией по ценным бумагам - о государственной регистрации ценных бумаг и изменениях величины уставного капитала акционерных обществ.

Все изменения хранятся в ГРПЕ в хронологическом порядке.

10. В случае ликвидации правовой единицы главный регистратор переводит данные в архив в установленном порядке.

Информация, записанная в ГРПЕ, хранится постоянно.

11. Внесение и актуализация данных в ГРПЕ осуществляются только на основании документов, подтверждающих достоверность сведений о правовой единице. Данные о подтверждающих достоверность информации документах также вносятся в ГРПЕ.

12. Данные из ГРПЕ, заверенные должностными лицами, а также любая копия или выписка из него считаются документами, имеющими юридическую силу.

13. Государственный регистр правовых единиц ведется на государственном языке в электронной и мануальной формах.

14. В случае утери, уничтожения или повреждения данных ГРПЕ производится их восстановление, о чем делается запись установленной формы.

IV. Предоставление информации из ГРПЕ

15. Информация из ГРПЕ предоставляется органам публичной власти, юридическим и физическим лицам на основании договора.

Договор о предоставлении информации содержит: цель востребования информации и порядок ее использования, объем и структуру данных, форму и язык документа, тип носителя, на котором выдаются данные, периодичность выдачи и меры по защите данных, порядок проведения контроля и предоставления информации (платно, бесплатно). В случае платной информации дополнительно указываются ее сумма и смета материальных расходов, связанных с эксплуатацией, обработкой и предоставлением данных.

V. Ответственность за создание, ведение ГРПЕ и использование предоставленной информации

16. Ответственность за ведение ГРПЕ возлагается на главных регистраторов по категориям правовых единиц:

Государственную канцелярию - в отношении органов публичного управления;

Министерство информационных технологий и связи - в отношении предприятий и финансово-промышленных групп;

Министерство юстиции - в отношении партий и других общественно-политических формирований и общественных организаций;

Государственную службу по делам культов - в отношении культов и религиозных организаций;

органы местного публичного управления - в отношении физических лиц, осуществляющих деятельность на основании лицензии или предпринимательского патента, крестьянских (фермерских) хозяйств, местных отделений партий и других общественно-политических формирований, включая местные общественные объединения;

Союз нотариусов - в отношении нотариусов;

Союз адвокатов - в отношении адвокатов;

Лицензионная палата - в отношении выданных лицензий.

Имея данные о соответствующих категориях правовых единиц, главные регистраторы несут ответственность за мануальную форму ведения ГРПЕ, полноту и достоверность данных, своевременность их представления и хранение архива документов, являющихся основанием для внесения и актуализации данных.

17. Министерство информационных технологий и связи является держателем ГРПЕ. По согласованию с остальными главными регистраторами он определяет порядок ведения ГРПЕ, формирования, хранения и использования государственных информационных ресурсов о правовых единицах, который детализирован в соответствующих ведомственных и межведомственных приказах и инструкциях.

18. Должностные лица, в обязанности которых входит ведение ГРПЕ, несут персональную ответственность за полноту, достоверность, целостность и защиту внесенной информации в соответствии с действующим законодательством.

19. Органы публичной власти, юридические и физические лица, использующие защищаемую информацию из ГРПЕ, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законом.

20. Система внутреннего и внешнего контроля обеспечивает качество персональных данных и соблюдение порядка формирования и использования государственных информационных ресурсов о правовых единицах в соответствии с нормативными актами.