Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 12 февраля 2002 года №Р-138/2002

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Суда Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шуклина В.З., рассмотрев вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, руководствуясь статьей 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и статьей 80 Регламента Конституционного Суда,

решил:

1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту и палатам Парламента Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году" (текст прилагается).

2. Опубликовать Послание "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году" в газетах "Звязда" и "Народная газета" в десятидневный срок со дня принятия, а также в журнале "Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь".

 

Председательствующий

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

Г.А.Василевич

Президенту Республики Беларусь

Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь

Послание Конституционного Суда Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году"

В современных условиях единственным юридическим документом, на основе и во исполнение которого может нормально развиваться вся государственно-правовая система, является демократическая Конституция. Демократической можно считать Конституцию, нормы которой закрепляют устои реального народовластия, права и свободы человека и гражданина, устанавливают и обеспечивают оптимальный баланс как интересов государства, общества, так и отдельного человека. Конституция Республики Беларусь отвечает этим требованиям. Предусмотренный в статье 7 Основного Закона принцип верховенства права должен рассматриваться как нормативно закрепленная справедливость, а права и свободы - в качестве ценностного ориентира в правотворческой и правоприменительной практике, ограничителя не только прав и свобод других лиц, но и государства.

Деятельность Конституционного Суда, призванного осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, была направлена прежде всего на обеспечение верховенства Конституции, а следовательно, и верховенства права, что свидетельствует о демократическом характере нашего государства, развитии конституционного строя, отвечающего по своему содержанию современным международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и целью общества и государства.

Основой оценок и выводов о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь послужили вопросы, поставленные в поступивших в Конституционный Суд обращениях, изученные и рассмотренные им в 2001 году материалы, принятые Конституционным Судом решения.

I

Прошедший 2001 год отмечен в Республике Беларусь главным историческим событием - свободными демократическими выборами Президента Республики Беларусь. В качестве положительных результатов внутренней политики государства в этом году следует отметить тенденцию к дальнейшему совершенствованию законодательства, расширению законодательной основы хозяйственной деятельности, укреплению конституционности, в том числе и безопасности граждан, расширению гарантий защиты их основных прав и свобод.

Конституционный Суд отмечает, что в результате принятия в Республике Беларусь основополагающих законодательных актов в большинстве отраслей права созданы необходимые предпосылки для реализации и защиты конституционных прав граждан. В тех сферах общественных отношений, где такие акты пока не приняты либо не урегулированы на должном уровне (например, в области административно-правовых и налоговых правоотношений), допускается, как показывает практика, наибольшее количество нарушений прав граждан. При принятии нормативных актов министерств, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в них нередко включаются положения, не соответствующие нормам Конституции и законодательных актов Республики Беларусь или допускающие неоднозначное понимание и применение их на практике. Вместе с тем нормотворческие органы, приняв тот или иной акт, не всегда контролируют процесс правоприменения, не анализируют причины неисполнения нормативных требований, неоднозначной правоприменительной практики.

В 2001 году Конституционным Судом принято 48 решений, касающихся различных отраслей права. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде были вопросы, связанные с применением избирательного, жилищного, трудового, социального, гражданского, административного, налогового, уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства.

При рассмотрении обращений Конституционный Суд руководствовался статьями 40, 59, 116, 122, 137 и другими статьями Конституции, а также Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь", исходил из общественной значимости поставленных в них вопросов и оценки социальных последствий применения оспариваемых нормативных актов.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда при проведении очередных выборов Президента Республики Беларусь являлись вопросы, касающиеся избирательного законодательства.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 февраля 2002 года №Р-138/2002
"О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году"

О документе

Номер документа:Р-138/2002
Дата принятия: 12/02/2002
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 22, 6/318, опубликован - 22 февраля 2002 г.