Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
РЕГЛАМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 18 сентября 1997 года №Р-58/97
(по состоянию на 7 октября 2009 года)
Настоящий Регламент регулирует порядок конституционного судопроизводства, определяет правила судебной процедуры и этикета, особенности делопроизводства, требования к работникам Секретариата Конституционного Суда и другие вопросы, относящиеся к порядку деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, с целью обеспечения реализации его задач, осуществления полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Раздел I. Общие начало конституционного судопроизводства
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Конституционный Суд и его задачи
В соответствии со статьей 1 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.
Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Статья 2. Компетенция Конституционного Суда
В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:
о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Конституционный Суд согласно Закону "О Конституционном Суде Республики Беларусь" рассматривает также вопросы о (об):
1) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;
2) толковании решений Конституционного Суда;
3) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;
4) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;
5) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;
6) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 указанного Закона;
7) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;
8) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;
9) Регламенте Конституционного Суда;
10) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;
11) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде.
Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.
Статья 3. Основные принципы деятельности Конституционного Суда
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.
При рассмотрении дел и вопросов Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
Статья 4. Недопустимость воздействия на Конституционный Суд и его членов
Прямое либо косвенное воздействие на Конституционный Суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Статья 5. Осуществление конституционного судопроизводства на началах равенства участников заседания перед законом и судом
Производство по делам в Конституционном Суде осуществляется на началах равенства сторон и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, других участников заседания перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.
Статья 6. Презумпция конституционности нормативных актов
При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
Статья 7. Обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств при рассмотрении вопросов
При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами сторон. Конституционный Суд обязан, не ограничиваясь представленными материалами, объяснениями и показаниями, принимать все предусмотренные Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и настоящим Регламентом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обеспечения прав сторон, других участников, надлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей.
Статья 8. Язык конституционного судопроизводства
Производство дел в Конституционном Суде ведется на белорусском и (или) русском языках.
Участникам заседания, не владеющим белорусским или русским языком, Конституционным Судом обеспечивается право давать объяснения, показания, заявлять ходатайства на родном языке или на другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Обязанность по обеспечению судебного заседания переводчиком возлагается на соответствующее структурное подразделение Секретариата Конституционного Суда.
Копии предложения о проверке нормативного акта на предмет его конституционности и приложенных к нему материалов вручаются другой стороне на языке оригинала. Судебные документы вручаются сторонам, а в случае необходимости и другим участникам судебного заседания на языке судопроизводства (белорусском или русском).
Статья 9. Исчисление сроков
Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные статьями 27 и 33 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" или назначенные Конституционным Судом.
Процессуальные сроки, установленные указанным Законом, исчисляются годами, месяцами, неделями и днями. Исчисление процессуальных сроков начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и день последнего года установленного срока.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели установленного срока.
В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый рабочий день, следующий за ним.
Статья 10. Обеспечение порядка и безопасности в заседании Конституционного Суда
Все участники судебного заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и установленным правилам судебной процедуры и этикета, беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего.
Конституционный Суд может распорядиться о мерах проверки лиц, желающих присутствовать при рассмотрении вопросов на заседании Суда, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также в установленном порядке осмотр вещей и личный досмотр.
Нарушение порядка в заседании Конституционного Суда, неподчинение распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном Суде правилами влекут установленную законом ответственность.
Раздел II. Порядок ведения дел в Конституционном Суде
Глава 2. Общие условия рассмотрения вопросов в заседании Конституционного Суда
Статья 11. Созыв заседаний Конституционного Суда
По всем вопросам, отнесенным Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь" к компетенции Конституционного Суда как коллегиального органа, по которым должно выноситься решение, Конституционным Судом назначается судебное заседание.
Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь
от 18 сентября 1997 года №Р-58/97
О документе
Номер документа: | Р-58/97 |
Дата принятия: | 18/09/1997 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 18/09/1997 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Утратил силу с: | 13/04/2014 |
Документ утратил силу с 13 апреля 2014 года в соответствии с пунктом 2 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года №Р-916/2014 |
Опубликование документа
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 80, 6/101 от опубликован - 30 августа 2001 г.;
Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 4.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 07/10/2009
Документ утратил силу с 13 апреля 2014 года в соответствии с пунктом 2 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года №Р-916/2014