Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри статью 79

Неофициальный перевод

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 15 февраля 2024 года №22

Парламент принимает настоящий кодекс.

Глава I. Общие положения

Часть 1. Субъекты земельных отношений
Статья 1. Предмет регулирования

(1) Настоящий кодекс регулирует правовой режим земельного фонда Республики Молдова и земельные отношения, возникающие между лицами.

(2) В земельный фонд Республики Молдова входят все земли, независимо от вида собственности, категории назначения или акта, подтверждающего право их обладателя.

(3) Земельные отношения представляют собой совокупность правоотношений, которые устанавливаются между обладателями земли или между ними, с одной стороны, и органами публичной власти, с другой стороны, на основании закона, сделок или юридических фактов.

(4) Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Молдова, Гражданским кодексом, настоящим кодексом и другими нормативными актами в данной области.

Статья 2. Объект земельных отношений

(1) Объектом земельных отношений является земля как природный ресурс, охраняемый государством, которая состоит из всех земельных участков, находящихся на территории страны.

(2) Земельный участок характеризуется площадью, местоположением, границами, правовым статусом, назначением и качеством почвы (далее – характеристики земельного участка).

(3) Земельный участок может быть делимым и неделимым.

(4) Земельный участок считается делимым в случае, если он может быть разделен на части без изменения его назначения и если после раздела он образует самостоятельные земельные участки.

(5) Земельный участок считается неделимым, если его характеристики не позволяют сформировать его как самостоятельное имущество согласно техническим нормативам.

(6) В установленных законом случаях земельный участок может быть признан неделимым.

Статья 3. Классификация земель

(1) В зависимости от вида собственности земли земельного фонда подразделяются на:

а) земли, находящиеся в публичной собственности государства;

b) земли, находящиеся в публичной собственности административно-территориальных единиц;

с) земли, находящиеся в частной собственности.

(2) В зависимости от сферы земли, находящиеся в публичной собственности государства или административно-территориальных единиц, подразделяются на:

а) земли публичной сферы;

b) земли частной сферы.

(3) В зависимости от назначения земли земельного фонда подразделяются на следующие категории:

а) земли сельскохозяйственного назначения;

b) земли, предназначенные для лесного фонда;

с) земли, предназначенные для водного фонда;

d) земли, предназначенные для строений и сооружений;

е) земли специального назначения;

f) земли природоохранного назначения и объектов культурного наследия.

(4) Земли из каждой категории назначения могут иметь несколько способов использования.

(5) Административный орган, который реализует политики в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель, утверждает классификатор земель по категориям назначения и использования.

Статья 4. Субъекты земельных отношений

(1) Субъектами земельных отношений являются обладатели земель.

(2) Для целей настоящего кодекса под обладателями земель подразумеваются обладатели права собственности, ограниченных вещных прав на землю, а также лица, которые в соответствии с гражданским законодательством выступают в качестве землевладельцев.

(3) В зависимости от назначения земель права субъектов земельных отношений могут быть ограничены законом.

Часть 2. Компетенции органов публичной власти в области земельных отношений
Статья 5. Компетенция Правительства

В области земельных отношений Правительство обладает следующими компетенциями:

а) обеспечивает организацию и стратегическое планирование, разработку и утверждение программных документов, нормативной и институциональной базы по введению в действие политики в области землепользования, улучшения и сохранения почв Республики Молдова;

b) утверждает перечень земель, находящихся в собственности государства, с разграничением по принадлежности и по областям;

с) управляет землями, находящимися в собственности государства, через органы центрального публичного управления;

d) изменяет категорию назначения земель, находящихся в собственности государства;

е) обеспечивает и организует контроль по использованию и защите почвы;

f) принимает в соответствии с законом решения о сделках по управлению имуществом публичной сферы государства, а также в отношении сделок по управлению или распоряжению имуществом частной сферы государства;

g) принимает постановления об обмене землями, находящимися в собственности государства;

h) принимает постановления о переходе земель, находящихся в собственности государства, из публичной сферы в частную сферу государства и наоборот;

i) утверждает меры по применению положений, установленных настоящим кодексом;

j) принимает постановления о передаче земель, находящихся в собственности государства, административно-территориальным единицам и наоборот, по их запросу и с их согласия;

k) утверждает методологию расчета платы за земли, находящиеся в собственности государства;

l) утверждает технико-методологическую нормативную базу в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель.

Статья 6. Компетенция центрального отраслевого органа, обеспечивающего разработку политик в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель

Центральный отраслевой орган, обеспечивающий разработку политик в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель, обладает следующими компетенциями:

а) разрабатывает политики в области мелиорации земель (сохранение, улучшение и повышение плодородия почвы) и проводит ее мониторинг;

b) разрабатывает политики в области земельных отношений и мониторинга земель;

с) разрабатывает на основании результатов научных исследований меры по защите почв в сельскохозяйственной практике;

d) утверждает надлежащие практики использования сельскохозяйственных земель;

е) обеспечивает разработку правил создания и ведения земельного кадастра;

f) разрабатывает технико-методологическую базу в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель.

Статья 7. Компетенция административного органа, который внедряет политики в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель

Административный орган, который внедряет политики в области мелиорации земель, улучшения земельных отношений и мониторинга земель, обладает следующими компетенциями:

а) внедряет политики в области мелиорации земель (сохранение, улучшение и повышение плодородия почвы);

b) внедряет политики в области земельных отношений и мониторинга земель и организует работы по регламентации мониторинга земель;

с) внедряет политики в области земельного кадастра;

d) внедряет политики в области разграничения земель, находящихся в собственности государства в зависимости от обстоятельств.

Статья 8. Компетенция органов местного публичного управления второго уровня/специального уровня

В области земельных отношений правомочные органы местного публичного управления второго уровня и Народное Собрание АТО Гагаузия обладают следующими компетенциями:

а) принимают решения об обмене расположенных на их территории земель, находящихся в собственности административно-территориальной единицы;

b) согласовывают остающиеся в собственности государства земельные участки в пределах административно-территориальной единицы второго уровня или АТО Гагаузия;

с) принимают в соответствии с законом решения по границам административно-территориальных единиц второго уровня;

d) изменяют назначение земель, находящихся в собственности района, муниципия или АТО Гагаузия, в установленном настоящим кодексом порядке;

е) утверждают изменение границ административно-территориальных единиц в случае передачи некоторых земель из состава одной административно-территориальной единицы первого уровня в состав другой административно-территориальной единицы первого уровня на основании решений правомочного органа местного публичного управления;

f) принимают в соответствии с законом решения в отношении сделок по управлению имуществом публичной сферы района, муниципия или АТО Гагаузия, а также в отношении сделок по управлению или по распоряжению имуществом частной сферы административно-территориальной единицы второго уровня либо АТО Гагаузия;

g) экспроприируют земли для работ местного значения в соответствии с Законом об экспроприации для общественно-полезных целей №488/1999.

Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления первого уровня

(1) В области земельных отношений правомочные органы местного публичного управления первого уровня обладают следующими компетенциями:

а) устанавливают в соответствии с законом границы административно-территориальной единицы первого уровня;

b) принимают решения об изменении назначения земель, находящихся в собственности административно-территориальной единицы первого уровня или в собственности физического либо юридического лица, расположенных на его территории, на основании заявления собственника, за исключением земель, находящихся в собственности государства, в установленном настоящим кодексом порядке;

с) принимают в соответствии с законом решения в отношении сделок по управлению имуществом публичной сферы административно-территориальной единицы, а также в отношении сделок по управлению или распоряжению имуществом частной сферы административно-территориальной единицы;

d) принимают решения в отношении обмена земель, находящихся в публичной собственности административно-территориальной единицы, расположенных на ее территории;

е) принимают решения об изменении порядка использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренного пунктами b), f) и g) части (2) статьи 23;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Часть 1. Субъекты земельных отношений Статья 1. Предмет регулирования Статья 2. Объект земельных отношений Статья 3. Классификация земель Статья 4. Субъекты земельных отношений Часть 2. Компетенции органов публичной власти в области земельных отношений Статья 5. Компетенция Правительства Статья 6. Компетенция центрального отраслевого органа, обеспечивающего разработку политик в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель Статья 7. Компетенция административного органа, который внедряет политики в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель Статья 8. Компетенция органов местного публичного управления второго уровня/специального уровня Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления первого уровня Часть 3. Земельный кадастр Статья 10. Понятие земельного кадастра Статья 11. Ведение земельного кадастра Статья 12. Документы, подтверждающие права обладателей земли Статья 13. Недопустимость использования земель до установления их границ в натуре Глава II. Собственность на землю Часть 1. Публичная собственность на землю Статья 14. Земли, находящиеся в публичной собственности Статья 15. Правовой режим земель публичной сферы и порядок разграничения Статья 16. Передача находящихся в публичной собственности земель между государством и органами местного публичного управления Статья 17. Отчуждение земель частной сферы государства/административно-территориальных единиц Статья 18. Прилегающие земли Статья 19. Отчуждение прилегающих земель частной сферы государства/административно-территориальных единиц Часть 2. Частная собственность на землю Статья 20. Регулирование права частной собственности на землю Статья 21. Субъекты права частной собственности Статья 22. Обязанности собственника земель и других обладателей земель Глава III. Земли сельскохозяйственного назначения Часть 1. Классификация земель сельскохозяйственного назначения Статья 23. Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения Статья 24. Земли для сельскохозяйственной продукции Статья 25. Земли для сельскохозяйственной инфраструктуры Статья 26. Земли для культур энергетических древесных растений Статья 27. Земли для солнечных фотогальванических систем Статья 28. Земли для полезащитных лесополос Статья 29. Земли для устройства дорог технологического и сельскохозяйственного назначения Статья 30. Земли для садоводческих участков в составе садоводческих товариществ Статья 31. Деградированные земли Статья 32. Изменение порядка использования земель сельскохозяйственного назначения Статья 33. Особо ценные земли сельскохозяйственного назначения Часть 2. Аренда земель сельскохозяйственного назначения Статья 34. Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения Статья 35. Аренда земель сельскохозяйственного назначения,находящихся в публичной собственности Статья 36. Передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами местного публичного управления Статья 37. Регистрация договора аренды Часть 3. Консолидация земель сельскохозяйственного назначения Статья 38. Консолидация земель сельскохозяйственного назначения Статья 39. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих консолидации Глава IV. Земли, предназначенные для лесного фонда Статья 40. Порядок использования земель, предназначенных для лесного фонда Статья 41. Использование земель, предназначенных для лесного фонда Глава V. Земли, предназначенные для водного фонда Статья 42. Структура земель, предназначенных для водного фонда Статья 43. Права на земли, предназначенные для водного фонда Статья 44. Прибрежные полосы и водоохранные зоны и зоны санитарной защиты Глава VI. Земли, предназначенные для строений и сооружений Статья 45. Порядок использования земель, предназначенных для строений и сооружений Статья 46. Земли для размещения жилых строений Статья 47. Земли для размещения коммерческих строений и строений для оказания услуг Статья 48. Земли для размещения публичных строений Статья 49. Земли для размещения промышленных зданий Статья 50. Земли для размещения объектов транспорта Статья 51. Земли для размещения объектов инженерно-технической инфраструктуры Статья 52. Земли для добычи горных разработок Статья 53. Земли для размещения рекреационных объектов Статья 54. Земли для размещения объектов коммунального хозяйства Глава VII. Земли специального назначения Статья 55. Земли специального назначения Глава VIII. Земли природоохранного назначения и объектов культурного наследия Статья 56. Земли природоохранного назначения Статья 57. Земли объектов культурного наследия Глава IX. Изменение назначения земель Статья 58. Изменение назначения земель Статья 59. Порядок изменения назначения земель Статья 60. Компенсация потерь, причиненных изменением назначения земель сельскохозяйственного назначения и земель, предназначенных для лесного фонда Статья 61. Временное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота или из лесного фонда Статья 62. Возмещение ущерба, нанесенного обладателям земель Глава X. Улучшение почвы и обустройство земель Статья 63. Улучшение почвы Статья 64. Обязательность мер по защите и улучшению почвы Статья 65. Меры по защите и улучшению почвы Статья 66. Территориально-организационные меры Статья 67. Агромелиоративные меры Статья 68. Лесомелиоративные меры Статья 69. Гидромелиоративные меры Статья 70. Противоэрозионная защита почвы и борьба с оползнями Статья 71. Консервация земель Статья 72. Снятие плодородного слоя почвы при проведении экскавационных и строительных работ Статья 73. Рекультивация искусственно нарушенных земель сельскохозяйственного назначения Статья 74. Сооружения для мелиорации земель Статья 75. Мониторинг качества почвы Глава XI. Государственный контроль в области земельных отношений, разрешение земельных споров и ответственность за несоблюдение земельного законодательства Статья 76. Органы, осуществляющие государственный контроль в области земельных отношений Статья 77. Разрешение земельных споров Статья 78. Ответственность за несоблюдение земельного законодательства Глава XII. Заключительные и переходные положения Статья 79. Заключительные и переходные положения

Земельный Кодекс Республики Молдова
от 15 февраля 2024 года №22

О документе

Номер документа:22
Дата принятия: 15.02.2024
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:07.03.2025
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №93-95, 7 марта 2024 года, Ст. 137.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 79 настоящий Кодекс вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 7 марта 2025 года.