Дата обновления БД:
01.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
67 / 218
Всего документов в БД:
133331
Неофициальный перевод
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 15 февраля 2024 года №22
Парламент принимает настоящий кодекс.
Глава I. Общие положения
Часть 1. Субъекты земельных отношений
Статья 1. Предмет регулирования
(1) Настоящий кодекс регулирует правовой режим земельного фонда Республики Молдова и земельные отношения, возникающие между лицами.
(2) В земельный фонд Республики Молдова входят все земли, независимо от вида собственности, категории назначения или акта, подтверждающего право их обладателя.
(3) Земельные отношения представляют собой совокупность правоотношений, которые устанавливаются между обладателями земли или между ними, с одной стороны, и органами публичной власти, с другой стороны, на основании закона, сделок или юридических фактов.
(4) Земельные отношения регулируются Конституцией Республики Молдова, Гражданским кодексом, настоящим кодексом и другими нормативными актами в данной области.
Статья 2. Объект земельных отношений
(1) Объектом земельных отношений является земля как природный ресурс, охраняемый государством, которая состоит из всех земельных участков, находящихся на территории страны.
(2) Земельный участок характеризуется площадью, местоположением, границами, правовым статусом, назначением и качеством почвы (далее – характеристики земельного участка).
(3) Земельный участок может быть делимым и неделимым.
(4) Земельный участок считается делимым в случае, если он может быть разделен на части без изменения его назначения и если после раздела он образует самостоятельные земельные участки.
(5) Земельный участок считается неделимым, если его характеристики не позволяют сформировать его как самостоятельное имущество согласно техническим нормативам.
(6) В установленных законом случаях земельный участок может быть признан неделимым.
Статья 3. Классификация земель
(1) В зависимости от вида собственности земли земельного фонда подразделяются на:
а) земли, находящиеся в публичной собственности государства;
b) земли, находящиеся в публичной собственности административно-территориальных единиц;
с) земли, находящиеся в частной собственности.
(2) В зависимости от сферы земли, находящиеся в публичной собственности государства или административно-территориальных единиц, подразделяются на:
а) земли публичной сферы;
b) земли частной сферы.
(3) В зависимости от назначения земли земельного фонда подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
b) земли, предназначенные для лесного фонда;
с) земли, предназначенные для водного фонда;
d) земли, предназначенные для строений и сооружений;
е) земли специального назначения;
f) земли природоохранного назначения и объектов культурного наследия.
(4) Земли из каждой категории назначения могут иметь несколько способов использования.
(5) Административный орган, который реализует политики в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель, утверждает классификатор земель по категориям назначения и использования.
Статья 4. Субъекты земельных отношений
(1) Субъектами земельных отношений являются обладатели земель.
(2) Для целей настоящего кодекса под обладателями земель подразумеваются обладатели права собственности, ограниченных вещных прав на землю, а также лица, которые в соответствии с гражданским законодательством выступают в качестве землевладельцев.
(3) В зависимости от назначения земель права субъектов земельных отношений могут быть ограничены законом.
Часть 2. Компетенции органов публичной власти в области земельных отношений
Статья 5. Компетенция Правительства
В области земельных отношений Правительство обладает следующими компетенциями:
а) обеспечивает организацию и стратегическое планирование, разработку и утверждение программных документов, нормативной и институциональной базы по введению в действие политики в области землепользования, улучшения и сохранения почв Республики Молдова;
b) утверждает перечень земель, находящихся в собственности государства, с разграничением по принадлежности и по областям;
с) управляет землями, находящимися в собственности государства, через органы центрального публичного управления;
d) изменяет категорию назначения земель, находящихся в собственности государства;
е) обеспечивает и организует контроль по использованию и защите почвы;
f) принимает в соответствии с законом решения о сделках по управлению имуществом публичной сферы государства, а также в отношении сделок по управлению или распоряжению имуществом частной сферы государства;
g) принимает постановления об обмене землями, находящимися в собственности государства;
h) принимает постановления о переходе земель, находящихся в собственности государства, из публичной сферы в частную сферу государства и наоборот;
i) утверждает меры по применению положений, установленных настоящим кодексом;
j) принимает постановления о передаче земель, находящихся в собственности государства, административно-территориальным единицам и наоборот, по их запросу и с их согласия;
k) утверждает методологию расчета платы за земли, находящиеся в собственности государства;
l) утверждает технико-методологическую нормативную базу в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель.
Статья 6. Компетенция центрального отраслевого органа, обеспечивающего разработку политик в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель
Центральный отраслевой орган, обеспечивающий разработку политик в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель, обладает следующими компетенциями:
а) разрабатывает политики в области мелиорации земель (сохранение, улучшение и повышение плодородия почвы) и проводит ее мониторинг;
b) разрабатывает политики в области земельных отношений и мониторинга земель;
с) разрабатывает на основании результатов научных исследований меры по защите почв в сельскохозяйственной практике;
d) утверждает надлежащие практики использования сельскохозяйственных земель;
е) обеспечивает разработку правил создания и ведения земельного кадастра;
f) разрабатывает технико-методологическую базу в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель.
Статья 7. Компетенция административного органа, который внедряет политики в области мелиорации земель, земельных отношений и мониторинга земель
Административный орган, который внедряет политики в области мелиорации земель, улучшения земельных отношений и мониторинга земель, обладает следующими компетенциями:
а) внедряет политики в области мелиорации земель (сохранение, улучшение и повышение плодородия почвы);
b) внедряет политики в области земельных отношений и мониторинга земель и организует работы по регламентации мониторинга земель;
с) внедряет политики в области земельного кадастра;
d) внедряет политики в области разграничения земель, находящихся в собственности государства в зависимости от обстоятельств.
Статья 8. Компетенция органов местного публичного управления второго уровня/специального уровня
В области земельных отношений правомочные органы местного публичного управления второго уровня и Народное Собрание АТО Гагаузия обладают следующими компетенциями:
а) принимают решения об обмене расположенных на их территории земель, находящихся в собственности административно-территориальной единицы;
b) согласовывают остающиеся в собственности государства земельные участки в пределах административно-территориальной единицы второго уровня или АТО Гагаузия;
с) принимают в соответствии с законом решения по границам административно-территориальных единиц второго уровня;
d) изменяют назначение земель, находящихся в собственности района, муниципия или АТО Гагаузия, в установленном настоящим кодексом порядке;
е) утверждают изменение границ административно-территориальных единиц в случае передачи некоторых земель из состава одной административно-территориальной единицы первого уровня в состав другой административно-территориальной единицы первого уровня на основании решений правомочного органа местного публичного управления;
f) принимают в соответствии с законом решения в отношении сделок по управлению имуществом публичной сферы района, муниципия или АТО Гагаузия, а также в отношении сделок по управлению или по распоряжению имуществом частной сферы административно-территориальной единицы второго уровня либо АТО Гагаузия;
g) экспроприируют земли для работ местного значения в соответствии с Законом об экспроприации для общественно-полезных целей №488/1999.
Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления первого уровня
(1) В области земельных отношений правомочные органы местного публичного управления первого уровня обладают следующими компетенциями:
а) устанавливают в соответствии с законом границы административно-территориальной единицы первого уровня;
b) принимают решения об изменении назначения земель, находящихся в собственности административно-территориальной единицы первого уровня или в собственности физического либо юридического лица, расположенных на его территории, на основании заявления собственника, за исключением земель, находящихся в собственности государства, в установленном настоящим кодексом порядке;
с) принимают в соответствии с законом решения в отношении сделок по управлению имуществом публичной сферы административно-территориальной единицы, а также в отношении сделок по управлению или распоряжению имуществом частной сферы административно-территориальной единицы;
d) принимают решения в отношении обмена земель, находящихся в публичной собственности административно-территориальной единицы, расположенных на ее территории;
е) принимают решения об изменении порядка использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренного пунктами b), f) и g) части (2) статьи 23;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Земельный Кодекс Республики Молдова
от 15 февраля 2024 года №22
О документе
Номер документа: | 22 |
Дата принятия: | 15.02.2024 |
Состояние документа: | Не вступил в действие |
Начало действия документа: | 07.03.2025 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №93-95, 7 марта 2024 года, Ст. 137.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 79 настоящий Кодекс вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 7 марта 2025 года.
Ссылка на Закон Республики Молдова О разграничении публичной собственности
Ссылка на Закон Республики Молдова Об оценочной деятельности
Ссылка на Закон Республики Молдова О кондоминиуме
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Молдова
Ссылка на Административный кодекс Республики Молдова :: Статья 60. Общий срок
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Молдова :: Статья 1296. Обязанности сторон
Ссылка на Закон Республики Молдова О кадастре недвижимого имущества
Ссылка на Лесной кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О фонде природных территорий, охраняемых государством
Ссылка на Закон Республики Молдова О зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов
Ссылка на Закон Республики Молдова Об охране памятников
Ссылка на Закон Республики Молдова О памятниках, возведенных в общественных местах
Ссылка на Закон Республики Молдова О режиме воинских захоронений и военно-мемориальных объектов
Ссылка на Закон Республики Молдова Об оценке воздействия на окружающую среду
Ссылка на Закон Республики Молдова Об экспроприации для общественно-полезных целей
Ссылка на Закон Республики Молдова О промышленных парках
Ссылка на Закон Республики Молдова О зонах свободного предпринимательства
Ссылка на Земельный кодекс Республики Молдова
Ссылка на Закон Республики Молдова О нормативной цене и порядке купли-продажи земли
О вступлении в силу документа смотри статью 79