Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 сентября 2017 года №170

Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции

(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.04.2018 г. №77, 29.06.2018 г. №142, 27.08.2018 г. №196, 31.01.2019 г. №19, 18.03.2019 г. №36, 31.05.2019 г. №82, 10.09.2019 г. №151, 12.11.2019 г. №191; Постановлений Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22.03.2020 г. №19, 18.06.2020 г. №66, 21.09.2020 г. №82, 30.10.2020 г. №106 (см. сроки вступления в силу), 15.02.2021 г. №31, 16.04.2021 г. №56, 28.05.2021 г. №68, 20.09.2021 г. №89 (см. сроки вступ. в силу), 30.12.2021 г. №110, 21.02.2022 г. №7, 06.04.2022 г. №28, 22.06.2022 г. №44 (вступил в силу 15.07.2022), 30.06.2022 г. №48, 28.10.2022 г. №78, 31.07.2023 г. №67, 29.12.2023 г. №97, 30.12.2023 г. №100)

В соответствии с законами Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и "О государственной статистике" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
(см. предыдущую редакцию)

1. Установить:

1) Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) Правила расчета и лимиты открытой валютной позиции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №147 "Об установлении нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка на определенную дату и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции банка" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №13919, опубликованное 26 июля 2016 года в информационно-правовой системе "Аділет");

2) пункт 2 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 августа 2016 года №188 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №14263, опубликованное 5 октября 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

3. Департаменту методологии финансового рынка (Абдрахманов Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.

4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.

6. Настоящее постановление вводится в действие с 25 сентября 2017 года и подлежит официальному опубликованию.

Председатель Национального Банка

Д.Акишев

Согласовано

Председателем Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан

28 сентября 2017 года

 

__________________ Н.Айдапкелов

Приложение 1

к Постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года №170

Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка

Глава 1. Общие положения

1. Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон о банках) и устанавливают нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка.

Нормативные значения для банков и их дочерних организаций, рассчитываемых на основе консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются в соответствии со статьей 42 Закона о банках.

Нормативные значения выражаются числом с тремя знаками после запятой.

В состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка для обязательного соблюдения банками входят:

минимальный размер уставного и собственного капиталов банка;

коэффициент достаточности собственного капитала;

максимальный размер риска на одного заемщика;

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования;

капитализация банков к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан;

коэффициент по размещению части средств банка во внутренние активы;

коэффициент долговой нагрузки заемщика банка.

(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 21.02.2022 №7)
(см. предыдущую редакцию)

1-1. Помимо рейтинговых оценок агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) также признаются рейтинговые оценки агентств Moody"s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис), Fitch (Фич), установленные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года №385 "Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц и стран, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №8318, и рейтинговых агентств, соответствующих критериям, установленным пунктом 1-3 Нормативов при соблюдении условия, установленного пунктом 1-2 Нормативов (далее - другие рейтинговые агентства).

(Пункт 1-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)

1-2. При расчете Нормативов долгосрочные кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 1-3 Нормативов, по международной рейтинговой шкале используются только в отношении иностранных объектов рейтинга.

(Пункт 1-2 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)

1-3. Для целей Нормативов уполномоченным органом признаются рейтинговые оценки рейтинговых агентств, соответствующих следующим критериям:

1) рейтинговое агентство подлежит регулированию в стране происхождения и оценки рейтингового агентства признаются в рамках пруденциального регулирования;

2) минимальный размер собственного капитала рейтингового агентства составляет сумму, эквивалентную не менее 600 000 000 (шестистам миллионам) тенге;

3) объективность, независимость и ответственность:

методология, применяемая рейтинговым агентством, является надежной и подлежит проверке на основе исторических и (или) ожидаемых данных о дефолтах, а также содержит подробное описание всех ключевых количественных и качественных факторов, определяющих способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства, а также описание их влияния на кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам;

рейтинговое агентство не контролируется государственными органами или должностными лицами в государственных органах, субъектами квазигосударственного сектора или политическими партиями и которые не вмешиваются в деятельность рейтингового агентства и не имеют влияния на процессы присвоения рейтингов;

юридические лица, которым рейтинговое агентство присваивает, подтверждает или пересматривает рейтинг, не являются аффилированными лицами рейтингового агентства, за исключением лиц, которые прямо владеют менее 10 (десятью) процентами акций рейтингового агентства и не имеют влияния на рейтинговую деятельность рейтингового агентства;

рейтинговые аналитики рейтингового агентства, участвующие в рейтинговых действиях в отношении рейтингуемого лица, не состоят и не состояли в трудовых или деловых отношениях с рейтингуемым лицом в течение последних 3 (трех) лет до даты осуществления рейтингового действия, а также не владеют прямо или косвенно, в том числе через близких родственников, ценными бумагами, иными финансовыми инструментами или иным имуществом рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих контроль над рейтингуемым лицом или оказывающих значительное влияние на такое лицо;

рейтинговое агентство имеет службу внутреннего аудита или внутреннего контроля, в том числе осуществляющего функции внутреннего аудита, подотчетную совету директоров рейтингового агентства;

в рейтинговом агентстве как минимум одна треть, но не менее двух членов совета директоров являются независимыми членами, не осуществляющими рейтинговых действий, рекламы услуг рейтингового агентства и иные действия по привлечению клиентов;

доля прямого или косвенного владения акциями каждого акционера рейтингового агентства не превышает 50 (пятидесяти) процентов от общего количества голосующих акций данного рейтингового агентства, в случае, когда акционером является финансовая организация, доля прямого владения не превышает 10 (десяти) процентов;

внутренние процедуры рейтингового агентства предусматривают меры для предотвращения неправомерного использования и раскрытия информации и обеспечивают защиту и конфиденциальность информации;

4) прозрачность и раскрытие информации:

рейтинговое агентство обеспечивает раскрытие на интернет-ресурсе рейтингового агентства следующей информации:

методологии, применяемой рейтинговым агентством при определении рейтинга;

списка кредитных рейтингов, присвоенных за последний год, а также рейтингуемых лиц и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 5 (пять) и более процентов в годовом объеме выручки рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года;

5) надежность рейтингов:

рейтинговое агентство осуществляет рейтинговую деятельность на регулярной основе не менее 5 (пяти) последних лет;

количество организаций, которым рейтинговое агентство присваивало и пересматривало кредитный рейтинг составляет не менее тридцати, в том числе за последние 3 (три) года не менее двадцати, из них не менее пяти являлись финансовыми организациями;

персонал рейтингового агентства, непосредственно занимающийся присвоением рейтингов, имеет соответствующее образование, навыки и опыт;

как минимум один работник, участвующий в процессе принятия рейтинговых решений, являющийся участником органа, принимающего рейтинговое решение (далее - рейтинговый комитет), обладает не менее двухлетним опытом работы в рейтинговом агентстве, либо в аналитическом агентстве, либо в исследовательском центре, либо в финансовой организации, либо в аудиторской организации;

в составе рейтингового комитета имеется не менее пяти рейтинговых аналитиков, включая ведущего рейтингового аналитика для рейтингуемого лица и (или) его финансовых обязательств или финансовых инструментов (далее - объект рейтинга), председателя рейтингового комитета и одного рейтингового аналитика, специализирующегося на виде объектов рейтинга, к которому не относится рассматриваемый объект рейтинга (в случае, если рейтинговое агентство осуществляет деятельность по присвоению рейтингов в отношении различных видов объектов рейтинга);

рейтинговое агентство на постоянной основе осуществляет мониторинг присвоенных рейтингов, а также обеспечивает своевременное реагирование на изменяющиеся факторы, связанные с изменениями в финансовом положении, корпоративном управлении или иных аспектах деятельности рейтингуемого лица, изменениями макроэкономических условий или условий финансового рынка, что подтверждается фактическими обновлениями рейтингов не позднее 1 (одного) календарного года с даты присвоения или последнего пересмотра рейтинга или даты последнего пересмотра методологии, применяемой рейтинговым агентством.

Рейтинговое агентство направляет в уполномоченный орган запрос о принятии рейтинговых оценок рейтингового агентства для целей пруденциального регулирования с приложением подтверждающих документов.

При соответствии рейтингового агентства критериям, установленным частью первой настоящего пункта, уполномоченный орган на официальном интернет-ресурсе в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения запроса рейтингового агентства о принятии его рейтинговых оценок публикует сведения о рейтинговом агентстве и сопоставимости рейтинговых шкал рейтинговых агентств.

Методологии, применяемые рейтинговым агентством, валидируются уполномоченным органом при первичном обращении рейтингового агентства в уполномоченный орган и не реже 1 (одного) раза в год.

При внесении изменений в методологии, применяемые рейтинговым агентством, рейтинговое агентство в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней направляет информацию в уполномоченный орган с указанием причин и последствий таких изменений.

(Пункт 1-3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.12.2023 г. №100)
(см. предыдущую редакцию)

2. В Нормативах используются следующие понятия:

1) балансовая стоимость - сумма, по которой заем признается в бухгалтерском балансе после вычета сформированных по ним провизий (резервов);

2) инвестиционный заем (кредит) - заем (кредит), соответствующий следующим требованиям:

срок займа (кредита) составляет 5 (пять) и более лет;

условиями договора займа (кредита) установлен запрет на полное досрочное погашение. Частичное погашение займа осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные бизнес-планом заемщика;

заем (кредит) предоставляется юридическому лицу в соответствии с его бизнес-планом, предусматривающим реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание, расширение и модернизацию материального производства, производственной и транспортной инфраструктуры;

3) нетвердые виды залога - имущество и деньги, поступающие в будущем (за исключением прав требований к государственному партнеру по денежным поступлениям, перечисляемым на счет, предназначенный для зачисления компенсации инвестиционных затрат, по договору государственно-частного партнерства, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, являющимся залогом по договору банковского займа, условия которого предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов, а также денег, поступающих в будущем по off-take (офф-тейк) контракту, являющемуся залогом по договору банковского займа, при соответствии условиям, предусмотренным в пункте 2-2 Нормативов), в том числе по договорам долевого участия (за исключением денег, поступающих по договорам, заключенным с компаниями с государственным участием (субъектами квазигосударственного сектора), договоры страхования (за исключением договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств, заключенных со страховыми организациями, имеющими рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, договоров страхования, условия которых предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов), гарантии физических или юридических лиц (за исключением гарантий юридических лиц, имеющих кредитный рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, гарантий банков второго уровня, имеющих кредитный рейтинг не ниже "В-" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, а также гарантий, выданных национальными управляющими холдингами и их дочерними организациями), нематериальные активы, доли участия в уставном капитале или ценные бумаги, не включенные в официальный список организаторов торгов Республики Казахстан и (или) организаторов торгов, признаваемых международными фондовыми биржами, (за исключением принятых в залоговое обеспечение долей участия в уставном капитале и (или) ценных бумаг юридических лиц, у которых отношение задолженности по займам, выданным на цели, не связанные с финансированием оборотных средств, к прибыли до вычета расходов по выплате начисленных вознаграждений, налоговых отчислений и начисленной амортизации (EBITDA) (ЕБИТДА) составляет не более 4), бумажные зерновые расписки (за исключением прав требований по зерновым распискам соответствующих условиям, предусмотренным пунктом 2-3 Нормативов), залоговое обеспечение, находящееся за пределами Республики Казахстан (за исключением залогового обеспечения, находящегося в странах Евразийского Экономического Союза, при наличии заключения юридических консультантов или специалистов дочерних организаций банка согласно праву указанных стран, подтверждающих надлежащее оформление залогового обеспечения);

4) беззалоговый потребительский заем – потребительский заем, за исключением:

займов, обеспеченных залогом прав на недвижимое имущество, залогом движимого имущества, подлежащим обязательной государственной регистрации, полностью покрывающими сумму выдаваемого займа;

займов, обеспеченных залогом прав по эмиссионным ценным бумагам, подлежащим регистрации, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;

займов, обеспеченных залогом права требования по договорам долевого участия в жилищном строительстве, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;

займов, обеспечением по которым выступают деньги, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;

займов, выдаваемых в рамках системы образовательного кредитования;

займов, выдаваемых в рамках системы жилищных строительных сбережений;

5) заем - осуществление банком банковских заемных, лизинговых, факторинговых, форфейтинговых операций, учет векселей и дебиторская задолженность по ранее выданным банковским займам;

6) заемщик - физическое или юридическое лицо, заключившее договор займа (кредита);

7) провизии (резервы) - резервы, созданные под обесценение займа;

8) созаемщик - физическое или юридическое лицо, подписывающее договор займа (кредита) вместе с заемщиком и выступающее по договору займа (кредита) в качестве солидарного ответственного за выполнение обязательств по возврату полученных денег;

9) регулярный AQR – ежегодная оценка качества активов и условных (возможных) обязательств банков, осуществляемая в рамках риск-ориентированного надзора;

10) off-take (офф-тейк) контракт - соглашение между производителем (поставщиком) и заказчиком о продаже товаров и (или) услуг с поставкой в будущем на заранее оговоренных условиях по стоимости, количеству (объему) и срокам поставки;

11) SREP – ежегодный надзорный процесс оценки рисков и недостатков в деятельности банков, осуществляемый в рамках риск-ориентированного надзора путем количественного и качественного анализа оценки бизнес модели, рисков капитала, риска ликвидности, системы корпоративного управления банка.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.12.2023 г. №100)
(см. предыдущую редакцию)

2-1. Договор банковского займа заключается банком с юридическим лицом в рамках договора государственно-частного партнерства и соответствует следующим условиям:

инвестиционный период реализации проекта государственно-частного партнерства не превышает 36 (тридцати шести) месяцев. Инвестиционным периодом является период с даты заключения договора банковского займа (соглашения о предоставлении (открытии) кредитной линии) по дате начала выплаты компенсации инвестиционных затрат;

поэтапное финансирование проекта государственно-частного партнерства в пределах суммы займа (займа, выданного в рамках кредитной линии) осуществляется в следующем порядке:

сумма поэтапного финансирования в течение одной четверти инвестиционного периода не превышает 30 (тридцати) процентов общего размера займа (займа, выданного в рамках кредитной линии);

сумма поэтапного финансирования в течение половины инвестиционного периода не превышает 50 (пятидесяти) процентов общего размера займа (займа, выданного в рамках кредитной линии);

технический надзор за объектом строительства осуществляется юридическим лицом, выбранным банком на основе договора государственно-частного партнерства.

Договор страхования, заключенный со страховой организацией, имеющей рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard&Poor"s или других рейтинговых агентств содержит исключительно следующие условия, позволяющие страховщику отказать (не осуществить) в страховой выплате (страховую выплату) выгодоприобретателю (банку):

требования страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) о возмещении убытков превышают размер страховой суммы;

ущерб или расходы возникли в результате воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, гражданской войны, народных волнений всякого рода, массовых беспорядков или забастовок;

договор банковского займа признан недействительным;

внесение изменений в договор банковского займа, договор залога, договор гарантии или поручительство без письменного согласования таких изменений со страховщиком;

сообщение выгодоприобретателем (банком) страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях;

получение выгодоприобретателем (банком) полного возмещения убытка от лица, ответственного за убытки, или третьей стороны;

воспрепятствование выгодоприобретателем (банком) страховщику в расследовании обстоятельств наступления страхового случая и в установлении размера причиненного убытка;

отказ выгодоприобретателя (банка) от своего права требования по договору займа к страхователю, в том числе в судебном или внесудебном порядке.

В договоре страхования допускается указание условия осуществления страховой выплаты без учета (за вычетом) договора залога, признанного судом недействительным. В данном случае договор страхования учитывается в качестве обеспечения за вычетом договора залога, признанного судом недействительным.

При принятии банком в качестве обеспечения договор страхования принимается за вычетом безусловной франшизы.

(Пункт 2-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.08.2018 г. №196)

 2-2. Деньги, поступающие в будущем по off-take контракту, исключаются из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

1) заказчиком является:

юридическое лицо, более 50 (пятидесяти) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству или национальному управляющему холдингу, либо;

государственное учреждение, либо;

местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

юридическое лицо с рейтингом не ниже "ВB-" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, либо;

крупное системообразующее предприятие, либо;

юридическое лицо, не менее 70 (семидесяти) процентов доходов которого в течение последних 2 (двух) лет формируются лицами, указанными в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом и шестом настоящего подпункта;

2) условиями контракта предусматривается обязательное исполнение заказчиком своих обязательств перед производителем (поставщиком) при надлежащем исполнении производителем (поставщиком) обязательств, принятых по контракту;

3) у производителя (поставщика) - заемщика имеется положительная кредитная история по данным кредитного бюро, выражающаяся в отсутствии просроченной задолженности сроком более 60 (шестидесяти) календарных дней за последние 2 (два) года.

Для целей Нормативов к крупным системообразующим предприятиям относятся предприятия, соответствующие следующим критериям:

выручка от реализации продукции (оказания услуг) составляет не менее 50 (пятидесяти) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года;

налоговые отчисления составляют не менее 3 (трех) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года.

В период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно имущество, являющееся обеспечением по договору синдицированного займа, исключается из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

по договору синдицированного займа банком-агентом является банк, имеющий долговой рейтинг не ниже "ВВ+" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

доля финансирования банком-агентом составляет не менее 50 (пятидесяти) процентов от суммы финансирования по договору синдицированного займа;

по договору синдицированного займа сумма финансирования выделяется на инвестиционные цели по строительству производственных объектов;

финансируемым проектом предусматривается безубыточность проектной компании и положительные денежные потоки от операционной и финансовой деятельности в период после введения объекта строительства в эксплуатацию и до окончания срока финансирования;

сумма финансирования по договору синдицированного займа выдается на срок не менее 7 (семи) лет.

(Пункт 2-2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28.05.2021 №68)
(см. предыдущую редакцию)

2-3. Права требования по зерновым распискам исключаются из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

1) по зерновым распискам имеется гарантия юридического лица, 100 (сто) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству или национальному управляющему холдингу, либо;

имущество (зерно), являющееся залогом по зерновой расписке, обеспечено договором страхования, содержащим пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств, заключенным со страховыми организациями, имеющими рейтинг не ниже "В+" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств или договором страхования, условия которого предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов), при этом часть ответственности страховой (перестраховочной) организации по договору страхования передана в перестрахование в перестраховочную организацию, имеющую рейтинг не ниже "В+" по международной шкале рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

2) срок зерновой расписки не превышает предельно допустимого срока хранения зерна, принадлежащего держателю зерновой расписки, установленного Правилами хранения зерна, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 июня 2015 года №4-1/573 (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №11839);

3) хлебоприемное предприятие, выпустившее зерновую расписку, соответствует Квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок, и перечню документов, подтверждающих соответствие им, утвержденным приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 16 апреля 2015 года №4-1/339 (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №11595).

(Пункт 2-3 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.12.2023 г. №100)

Глава 2. Минимальный размер уставного и собственного капиталов банка

3. Минимальный размер уставного и собственного капиталов для вновь создаваемого банка устанавливается в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.

4. Минимальный размер собственного капитала банка устанавливается в следующем порядке:

для жилищного строительного сберегательного банка в размере 4 000 000 000 (четырех миллиардов) тенге;

для других банков в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 №82)
(см. предыдущую редакцию)

5. Банк выкупает у акционеров собственные акции при условии, что такой выкуп не приведет к нарушению любого из пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка, установленных уполномоченным органом.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Коэффициент достаточности собственного капитала

6. Достаточность собственного капитала банка характеризуется следующими коэффициентами:

1) коэффициент достаточности основного капитала k1:

отношением основного капитала к сумме:

активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;

операционного риска;

2) коэффициент достаточности капитала первого уровня k1-2:

отношением капитала первого уровня к сумме:

активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;

операционного риска;

3) коэффициент достаточности собственного капитала k2:

отношением собственного капитала к сумме:

активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;

операционного риска.

Активы, условные и возможные обязательства, взвешенные по степени риска, принимаемые в расчет коэффициентов k1, k1-2 и k2 включаются за вычетом резервов, сформированных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).

Значения коэффициентов достаточности капитала определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам.

Минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала k1, k1-2 и k2 определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам, и надзорной надбавки по результатам SREP или по результатам SREP и регулярного AQR.

Надзорная надбавка по результатам SREP применяется в отношении банков, не вошедших в периметр регулярного AQR.

Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP составляет от 0 (нуля) процента до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска.

Надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR применяется в отношении банков, вошедших в периметр регулярного AQR.

Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR составляет от 0 (нуля) процентов до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска.

Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются ежегодно. Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR действует до установления нового размера соответствующей надбавки.

В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала:

требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет:

для всех банков:

с 1 января 2015 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2016 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2017 года - 2 (два) процента;

с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент;

с 1 июля 2021 года - 2 (два) процента;

с 1 января 2024 года – 2,5 (две целых пять десятых) процента;

для системно значимых банков:

с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2017 года - 3 (три) процента;

с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента;

с 1 июля 2021 года - 3 (три) процента;

контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются Нормативами не менее чем за 12 (двенадцать) месяцев до даты начала расчета контрциклического буфера. Диапазон размера контрциклического буфера составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков;

системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные системно значимыми банками в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года №240 "Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков;

буфер по результатам надзорного стресс-тестирования, который включает риски финансовой устойчивости банков к гипотетическим (стрессовым) сценариям развития событий, выявленные уполномоченным органом по результатам надзорного стресс-тестирования. Диапазон размера буфера по результатам надзорного стресс-тестирования составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска.

Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается ежегодно и действует до установления нового размера буфера.

Если фактические значения коэффициентов достаточности капитала банка k1, k1-2 и k2 не ниже значений коэффициентов достаточности капитала, указанных в части четвертой настоящего пункта, но при этом любой из указанных коэффициентов ниже, чем установленные значения коэффициентов достаточности капитала с учетом буферов собственного капитала, то на использование нераспределенного чистого дохода банка накладывается ограничение согласно Минимальному размеру ограничения нераспределенного чистого дохода согласно приложению 3 к Нормативам, в части прекращения выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах".

Значения коэффициентов достаточности собственного капитала с учетом буферов собственного капитала достигаются за счет компонентов основного капитала, перечень которых установлен пунктом 10 Нормативов.

Надзорная надбавка по результатам SREP и надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются на собственный капитал и покрываются не менее чем на 56,25 (пятьдесят шесть целых двадцать пять сотых) процентов за счет основного капитала (k1), не менее 75 (семьдесят пять) процентов за счет капитала первого уровня (k1-2), перечень которого установлен пунктом 10 Нормативов.

Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается на основной капитал.

Размер буферов собственного капитала, рассчитанный в соответствии с требованиями Нормативов, не отражается в бухгалтерском учете.

Значения коэффициентов достаточности собственного капитала и буферов собственного капитала, за исключением надзорной надбавки по результатам SREP, а также надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR и буфера по результатам надзорного стресс-тестирования, пересматриваются уполномоченным органом не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года.

(Пункт 6 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 29.12.2023 г. №97)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка Глава 1. Общие положения Глава 2. Минимальный размер уставного и собственного капиталов банка Глава 3. Коэффициент достаточности собственного капитала Глава 4. Максимальный размер риска на одного заемщика Глава 5. Коэффициенты ликвидности Глава 6. Коэффициенты покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования Глава 7. Капитализация банков к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан Глава 8. Коэффициент по размещению части средств банков во внутренние активы Глава 9. Коэффициент долговой нагрузки заемщика банка Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 5-1 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Правила расчета и лимиты открытой валютной позиции

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года №170
"Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции"

О документе

Номер документа:170
Дата принятия: 13.09.2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:25.09.2017
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 12 октября 2017 года №15886.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вводится в действие с 25 сентября 2017 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30.12.2023  документом  Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по воп
Вступила в силу с: 19.01.2024


Редакция от 29.12.2023, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулир
Вступила в силу с: 16.01.2024


Редакция от 31.07.2023, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по воп
Вступила в силу с: 11.08.2023


Редакция от 28.10.2022, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулир
Вступила в силу с: 12.11.2022


Редакция от 22.06.2022, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентя
Вступила в силу с: 15.07.2022


Редакция от 30.06.2022, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам пруденц
Вступила в силу с: 12.07.2022


Редакция от 06.04.2022, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентя
Вступила в силу с: 12.04.2022


Редакция от 21.02.2022, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 7 от 21/02/2022
Вступила в силу с: 08.03.2022


Редакция от 30.12.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные... № 110 от 30/12/2021
Вступила в силу с: 01.01.2022


Редакция от 20.09.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 89 от 20/09/2021
Вступила в силу с: 29.09.2021


Редакция от 28.05.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в нормативные правовые... № 68 от 28/05/2021
Вступила в силу с: 01.07.2021


Редакция от 16.04.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные... № 56 от 16/04/2021
Вступила в силу с: 08.05.2021


Редакция от 15.02.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения... № 31 от 15/02/2021
Вступила в силу с: 05.03.2021


Редакция от 30.10.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения... № 106 от 30/10/2020
Вступила в силу с: 04.11.2020


Редакция от 21.09.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 82 от 21/09/2020
Вступила в силу с: 28.09.2020


Редакция от 18.06.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения... № 66 от 18/06/2020
Вступила в силу с: 22.06.2020


Редакция от 22.03.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О приостановлении действия отдельных норм... № 19 от 22/03/2020
Вступила в силу с: 30.03.2020


Редакция от 12.11.2019, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка... № 191 от 12/11/2019
Вступила в силу с: 01.01.2020


Редакция от 10.09.2019, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты... № 151 от 10/09/2019
Вступила в силу с: 28.09.2019


Редакция от 31.05.2019, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменения и дополнений в некоторые нормативные правовые акты... № 82 от 31/05/2019
Вступила в силу с: 18.06.2019


Редакция от 18.03.2019, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики... № 36 от 18/03/2019
Вступила в силу с: 07.04.2019


Редакция от 31.01.2019, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики... № 19 от 31/01/2019
Вступила в силу с: 23.02.2019


Редакция от 27.08.2018, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка... № 196 от 27/08/2018
Вступила в силу с: 25.09.2018


Редакция от 29.06.2018, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан... № 142 от 29/06/2018
Вступила в силу с: 11.08.2018


Редакция от 27.04.2018, принята документом Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка... № 77 от 27/04/2018
Вступила в силу с: 01.07.2018


Редакция от 13.09.2017