База данных

Дата обновления БД:

28.01.2021

Добавлено/обновлено документов:

29 / 163

Всего документов в БД:

105364

Действует

!!!Внимание документ находится на стадии обработки!!!

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

от 30 октября 2020 года №106

О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан и приостановлении действия отдельных норм некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка

В соответствии с законами Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", от 18 декабря 2000 года "О страховой деятельности", от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг", от 4 июля 2003 года "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", от 26 ноября 2012 года "О микрофинансовой деятельности" Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка, в которые вносятся изменения и дополнение, согласно приложению 1 к настоящему постановлению (далее - Перечень).

2. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №144 "Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, их нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №13939, опубликовано 22 июля 2016 года в информационно-правовой системе "Аділет"):

в Нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, утвержденных указанным постановлением:

приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие следующих норм:

в пункте 34:

подпункта 6) части первой, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"6) требований по корреспондентским счетам к банкам-резидентам Республики Казахстан и банкам-нерезидентам Республики Казахстан, взвешенных с учетом кредитного риска в соответствии с Таблицей активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 2 к Нормативам;

за минусом требований к заемщику в виде:

активов, финансируемых за счет средств, привлеченных по договору об инвестиционном депозите;

суммы сформированных в соответствии с МСФО резервов, а также суммы обеспечения по обязательствам заемщика в виде:

вкладов, предоставленных в распоряжение банка в качестве обеспечения данного обязательства;

государственных ценных бумаг Республики Казахстан, выпущенных Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан;

государственных ценных бумаг, выпущенных центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже "АА" по международной шкале агентства Standard & Poor"s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

аффинированных драгоценных металлов;

гарантий Правительства Республики Казахстан;

гарантий акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро";

ценных бумаг, выпущенных банком и предоставленных в качестве обеспечения по приобретенным банком ценным бумагам, эмитентом по которым является акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", либо их дочерние организации и по которым у банка имеется право на безусловное взыскание такого обеспечения;

договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств по страховой выплате, заключенных с национальной компанией, осуществляющей функции по поддержке экспорта, и имеющей государственную гарантию Правительства Республики Казахстан.";

части второй, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

"В расчет риска на одного заемщика не включаются:

требования к Правительству Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Казахстан, акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", специальной финансовой компании акционерного общества "Фонд стрессовых активов", требования банка к заемщику, списанные с баланса банка, требования банка к заемщику, по которым сформировано сто процентов резервов в соответствии с МСФО;

требования банка к дочерней организации;

требования в виде денег, являющихся взносами в гарантийные или резервные фонды клиринговой организации (центрального контрагента), маржевыми взносами, полным и (или) частичным обеспечением исполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов и (или) с участием центрального контрагента;

требования банка к юридическому лицу, ранее являвшемуся дочерним банком, осуществившим реструктуризацию и операцию по одновременной передаче активов и обязательств родительскому банку в соответствии с Законом о банках.";

пункта 51, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"51. Нормативами устанавливаются следующие лимиты открытой валютной позиции:

1) лимит открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня агентств Moody"s Investors Service и Fitch, и валюте "евро", а также аффинированным драгоценным металлам в размере, не превышающем 12,5 (двенадцать целых пять десятых) процента величины собственного капитала банка, за исключением длинной валютной позиции по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня других рейтинговых агентств, и валюте "евро";

лимит длинной валютной позиции по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня других рейтинговых агентств, и валюте "евро", в размере, не превышающем 7,5 (семь целых пять десятых) процента величины собственного капитала банка;

2) лимит открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, в размере, не превышающем 5 (пяти) процентов величины собственного капитала банка;

3) лимит валютной нетто-позиции в размере, не превышающем 12,5 (двенадцать целых пять десятых) процентов величины собственного капитала банка.";

приостановить с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года включительно действие следующей нормы:

подпункта 4) пункта 9 Руководства по формированию провизий (резервов) под обесценение активов банка в виде займов и дебиторской задолженности согласно приложению 1, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"4) реструктуризация займа один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев. Под реструктуризацией займа понимается любое изменение порядка и условий договора займа в связи с ухудшением финансового состояния заемщика. К реструктуризации относится любой из следующих случаев:

изменение графика платежей по займу, в том числе предоставление либо продление льготного периода по платежам по займу для погашения основного долга и (или) вознаграждения, продление срока займа, отсрочка одного или более платежа по займу, списание или прощение части основного долга и (или) вознаграждения по займу, капитализация просроченных платежей по вознаграждению, изменение (конвертация) валюты займа с одной валюты на другую с капитализацией просроченной задолженности по вознаграждению;

предоставление нового займа для оплаты задолженности по действующему займу в банке, в том числе в других банках. Новый и действующий займы содержат признак обесценения в виде реструктуризации;

увеличение кредитного лимита в случае наличия просроченной задолженности;

снижение ставки вознаграждения по займу;

снижение задолженности по займу за счет залогового обеспечения.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная в целях реализации государственных программ.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная по займу, при соответствии займа и заемщика условиям, определенным в абзацах десятом и одиннадцатом настоящего подпункта, и связанная с отсрочкой платежа по займу, предоставленной в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер.

Заемщик, по займу которого проведена реструктуризация и заем (кредит) одновременно соответствуют следующим условиям:

заем (кредит) отнесен к категории финансовых активов, провизии (резервы) по которым формируются в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам, до введения чрезвычайного положения;

на момент предоставления отсрочки заемщик испытывает временные трудности с погашением займа. Заемщик признается испытывающим временные трудности с погашением займа при условии, что после окончания периода отсрочки заемщик продолжает своевременно исполнять свои обязательства по новому графику погашения займа.

Для целей абзаца одиннадцатого настоящего подпункта банк оценивает вероятность своевременного погашения заемщиком обязательств по договору займа. Критериями несвоевременного погашения обязательств заемщиком являются:

наличие у банка обоснованной и подтверждаемой информации о том, что заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам после окончания периода отсрочки без предоставления ему послаблений по займу (реструктуризация, рефинансирование);

прогноз банка на основе оценки фактических показателей финансового состояния заемщика о том, что денежных потоков заемщика будет недостаточно для покрытия договорных обязательств перед банком (включая основной долг и вознаграждение) и заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам;

оценка банка о наличии ухудшения финансового состояния заемщика в соответствии с внутренней рейтинговой моделью.

При наличии внутренней рейтинговой модели, разработанной и протестированной с участием международных организаций (экспертов) в области моделирования рейтинговых оценок и их специализированных подразделений, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, банк для целей настоящего подпункта под ухудшением финансового состояния заемщика признает кредитный рейтинг в совокупности с динамикой ухудшения внутреннего кредитного рейтинга за последние 12 (двенадцать) месяцев;";

приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие:

Таблицы активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 2, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

Таблицы условных и возможных обязательств банка, взвешенных по степени кредитного риска, согласно приложению 5, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

3. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2016 года №304 "Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, требований к приобретаемым страховыми (перестраховочными) организациями, дочерними организациями страховых (перестраховочных) организаций или страховых холдингов акциям (долям участия в уставном капитале) юридических лиц, перечня облигаций международных финансовых организаций, приобретаемых страховыми холдингами, минимального требуемого рейтинга для облигаций, приобретаемых страховыми холдингами, и перечня рейтинговых агентств, а также перечня финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале), приобретаемых страховыми (перестраховочными) организациями" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №14794, опубликовано 24 февраля 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие следующих норм:

в Нормативных значениях и методиках расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, утвержденных указанным постановлением:

абзаца пятого пункта 29, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

"НД - нераспределенный доход прошлых лет и текущего года (в том числе фонды, резерв непредвиденных рисков, стабилизационный резерв, резервы, сформированные за счет чистого дохода прошлых лет и текущего года), за минусом дивидендов, подлежащих выплате;";

пункта 34, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"34. В расчет стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности, включаются:

1) деньги:

деньги в кассе в сумме, не превышающей 1 (один) процент от суммы активов страховой (перестраховочной) организации за минусом активов перестрахования, - в объеме 100 (сто) процентов от балансовой стоимости;

деньги в пути в банках второго уровня Республики Казахстан, соответствующих требованиям подпункта 5) пункта 38 Нормативов, - в объеме 100 (сто) процентов от балансовой стоимости;

деньги на текущих счетах в банках второго уровня Республики Казахстан, соответствующих требованиям подпункта 5) пункта 38 Нормативов, - в объемах, указанных в Расчете активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности в соответствии с Таблицей активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4 к Нормативам;

деньги страховой (перестраховочной) организации на счетах у организации, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, находящиеся в банках второго уровня Республики Казахстан, и в центральном депозитарии - в объеме 100 (сто) процентов от балансовой стоимости;

деньги страховой (перестраховочной) организации на счетах у организации, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционным портфелем, находящиеся в банках второго уровня Республики Казахстан - в объеме 100 (сто) процентов от балансовой стоимости;

2) вклады, размещенные в банках второго уровня Республики Казахстан, соответствующих требованиям подпункта 5) пункта 38 Нормативов, - в объемах, указанных в Таблице активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4 к Нормативам;

3) вклады, размещенные в международных финансовых организациях, соответствующих требованиям подпункта 6) пункта 38 Нормативов, - в объемах, указанных в Таблице активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4 к Нормативам;

4) вклады, размещенные в банках-нерезидентах, соответствующих требованиям подпункта 7) пункта 38 Нормативов, - в объемах, указанных в Таблице активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4 к Нормативам;

5) финансовые инструменты, указанные в подпунктах 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17), 18), 19), 20), 21), 22), 23), 24), 25), 26) и 27) пункта 38 Нормативов, - в объемах, указанных в Таблице активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4 к Нормативам;

6) займы страхователям страховой (перестраховочной) организации, осуществляющей деятельность по отрасли "страхование жизни", - в объеме 100 (сто) процентов от суммы основного долга;

7) основные средства в виде недвижимого имущества в сумме, не превышающей 5 (пяти) процентов от суммы высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации - в объеме 100 (ста) процентов от наименьшей величины из балансовой и рыночной стоимостей.

В целях определения рыночной стоимости основных средств, учитываемых при расчете пруденциальных нормативов, страховая (перестраховочная) организация проводит оценку их стоимости у оценщика не реже одного раза в год;

8) до 1 января 2022 года:

нематериальные активы: программное обеспечение, приобретенное для целей основной деятельности страховой (перестраховочной) организации - в размере себестоимости с учетом накопленной амортизации и не превышающем 10 (десяти) процентов от суммы высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации;

9) суммы к получению от перестраховщиков, страховые премии к получению от страхователей (перестрахователей) и посредников в сумме, не превышающей 10 (десяти) процентов от суммы высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации, за исключением страховых премий к получению от юридических лиц, указанных в подпункте 11) настоящего пункта;

10) требования к эмитентам ценных бумаг по выплате номинальной стоимости ценных бумаг, возникшие в связи с истечением срока их обращения, предусмотренного проспектом выпуска ценных бумаг (не просроченные по условиям проспекта выпуска ценных бумаг) - в объеме 100 (сто) процентов от балансовой стоимости.

11) страховые премии к получению в сумме, не превышающей 15 (пятнадцати) процентов от суммы высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации, когда страхователем является:

юридическое лицо, более 50 (пятидесяти) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, либо;

юридическое лицо с рейтингом не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, либо;

крупное системообразующее предприятие, соответствующее следующим критериям:

выручка от реализации продукции (оказания услуг) составляет не менее 50 (пятидесяти) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года;

налоговые отчисления составляют не менее 3 (трех) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года.

Страховые премии к получению от страхователей включаются в расчет стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности в случае уплаты страхователем не менее одной двенадцатой части страховой премии по договору страхования, с учетом дополнительного (дополнительных) соглашения (соглашений) к договору страхования, или первого страхового взноса по договору накопительного страхования не позднее пятого рабочего дня, следующего за отчетным месяцем.

Страховые премии к получению от перестрахователей включаются в расчет стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности в случае уплаты перестрахователем не менее одной двенадцатой части страховой премии по договору перестрахования не позднее пятого рабочего дня, следующего за отчетным месяцем.

В расчет стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности не включаются (за исключением дебиторской задолженности, возникшей в связи с размещением денег на счетах у организации, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг при совершении сделок с финансовыми инструментами (деньги, указанные в абзаце шестом подпункта 1) части первой настоящего пункта):

дебиторская задолженность, просроченная по условиям договора на срок более 3 (трех) рабочих дней;

дебиторская задолженность, просроченная по условиям договора на срок более 30 (тридцати) календарных дней для страховых (перестраховочных) организаций, доля страховых премий по классу "страхование на случай болезни" которых составляет более 80 (восемьдесят) процентов в общем объеме страховых премий по действующим договорам страхования (перестрахования) на отчетную дату;

дебиторская задолженность, образовавшаяся по договорам страхования (перестрахования), срок действия страховой (перестраховочной) защиты по которым не наступил;

дебиторская задолженность крупных участников, дочерних организаций, организаций, в которых страховая (перестраховочная) организация является крупным участником или имеет значительное участие, а также иных аффилированных организаций.

Если договором страхования (перестрахования) предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку в виде периодических страховых взносов, то при неуплате страхователем (перестрахователем) очередного страхового взноса на отчетную дату, при расчете стоимости активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности остаток суммы дебиторской задолженности (последующие периодические страховые взносы) считается просроченной.";

подпункта 15) пункта 38, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"15) негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями, имеющими международный рейтинг не ниже "А+" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, а также долговые ценные бумаги, выпущенные Евразийским Банком Развития и номинированные в национальной валюте Республики Казахстан;";

Таблицы активов страховой (перестраховочной) организации с учетом их классификации по качеству и ликвидности согласно приложению 4, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;

Таблицы высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации согласно приложению 5, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению.

4. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года №170 "Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №15886, опубликовано 25 октября 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):

в Нормативных значениях и методиках расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размере капитала банка, утвержденных указанным постановлением:

приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие следующих норм:

подпункта 5) пункта 2, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"5) нетвердые виды залога - имущество и деньги, поступающие в будущем (за исключением прав требований к государственному партнеру по денежным поступлениям, перечисляемым на счет, предназначенный для зачисления компенсации инвестиционных затрат, по договору государственно-частного партнерства, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, являющимся залогом по договору банковского займа, условия которого предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов, по денежным поступлениям в виде гарантии потребления определенного объема товаров и (или) услуг, производимых в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, а также денег, поступающих в будущем по off-take контракту, являющемуся залогом по договору банковского займа, имущества, являющегося обеспечением по синдицированным займам при соответствии условиям, предусмотренным в пункте 2-2 Нормативов), в том числе по договорам долевого участия (за исключением денег, поступающих по договорам, заключенным с компаниями с государственным участием (субъектами квазигосударственного сектора), договоры страхования (за исключением договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств, заключенных со страховыми организациями, имеющими рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s или рейтинг агентств Moody"s Investors Service, Fitch и A.M. Best (далее - другие рейтинговые агентства), договоров страхования, условия которых предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов), гарантии физических или юридических лиц (за исключением гарантий юридических лиц, имеющих кредитный рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, гарантий банков второго уровня, имеющих кредитный рейтинг не ниже "В-" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, а также гарантий, выданных национальными управляющими холдингами и их дочерними организациями), нематериальные активы, доли участия в уставном капитале или ценные бумаги, не включенные в официальный список организаторов торгов Республики Казахстан и (или) организаторов торгов, признаваемых международными фондовыми биржами, (за исключением принятых в залоговое обеспечение долей участия в уставном капитале и (или) ценных бумаг юридических лиц, у которых отношение задолженности по займам, выданным на цели, не связанные с финансированием оборотных средств, к прибыли до вычета расходов по выплате начисленных вознаграждений, налоговых отчислений и начисленной амортизации (EBITDA) составляет не более 4), бумажные зерновые расписки, залоговое обеспечение, находящееся за пределами Республики Казахстан (за исключением залогового обеспечения, находящегося в странах Евразийского Экономического Союза, при наличии заключения юридических консультантов или специалистов дочерних организаций банка согласно праву указанных стран, подтверждающих надлежащее оформление залогового обеспечения);";

пункта 2-2, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"2-2. Деньги, поступающие в будущем по off-take контракту, исключаются из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

1) заказчиком является:

юридическое лицо, более 50 (пятидесяти) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству или национальному управляющему холдингу, либо;

государственное учреждение, либо;

местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

юридическое лицо с рейтингом не ниже "ВB-" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, либо;

крупное системообразующее предприятие, либо;

юридическое лицо, не менее 70 (семидесяти) процентов доходов которого в течение последних 2 (двух) лет формируются лицами, указанными в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом и шестом настоящего подпункта;

2) условиями контракта предусматривается обязательное исполнение заказчиком своих обязательств перед производителем (поставщиком) при надлежащем исполнении производителем (поставщиком) обязательств, принятых по контракту;

3) у производителя (поставщика) - заемщика имеется положительная кредитная история по данным кредитного бюро, выражающаяся в отсутствии просроченной задолженности сроком более 60 (шестидесяти) календарных дней за последние 2 (два) года.

Для целей Нормативов к крупным системообразующим предприятиям относятся предприятия, соответствующие следующим критериям:

выручка от реализации продукции (оказания услуг) составляет не менее 50 (пятидесяти) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года;

налоговые отчисления составляют не менее 3 (трех) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года.

Имущество, являющееся обеспечением по синдицированным займам, исключается из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

организатором (банком-агентом) является банк, имеющий долговой рейтинг не ниже "ВВ+" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

доля финансирования организатором составляет не менее 50 (пятидесяти) процентов от суммы синдицированного займа;

синдицированный заем выделяется на инвестиционные цели по строительству производственных объектов;

проектом предусматривается безубыточность проектной компании и положительные денежные потоки от операционной и финансовой деятельности в период после введения объекта строительства в эксплуатацию и до окончания срока финансирования;

синдицированный заем выдается на срок не менее 7 (семи) лет.";

приостановить с 1 июля 2021 года до 30 сентября 2021 года включительно действие следующей нормы:

пункта 2-2, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"2-2. Деньги, поступающие в будущем по off-take контракту, исключаются из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:

1) заказчиком является:

юридическое лицо, более 50 (пятидесяти) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству или национальному управляющему холдингу, либо;

государственное учреждение, либо;

местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;

юридическое лицо с рейтингом не ниже "ВB-" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, либо;

крупное системообразующее предприятие, либо;

юридическое лицо, не менее 70 (семидесяти) процентов доходов которого в течение последних 2 (двух) лет формируются лицами, указанными в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом и шестом настоящего подпункта;

2) условиями контракта предусматривается обязательное исполнение заказчиком своих обязательств перед производителем (поставщиком) при надлежащем исполнении производителем (поставщиком) обязательств, принятых по контракту;

3) у производителя (поставщика) - заемщика имеется положительная кредитная история по данным кредитного бюро, выражающаяся в отсутствии просроченной задолженности сроком более 60 (шестидесяти) календарных дней за последние 2 (два) года.

Для целей Нормативов к крупным системообразующим предприятиям относятся предприятия, соответствующие следующим критериям:

выручка от реализации продукции (оказания услуг) составляет не менее 50 (пятидесяти) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года;

налоговые отчисления составляют не менее 3 (трех) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года.";

приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие следующих норм:

в пункте 57:

подпункта 7) части первой, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"7) требований по корреспондентским счетам к банкам-резидентам Республики Казахстан и банкам-нерезидентам Республики Казахстан, взвешенных с учетом кредитного риска в соответствии с Таблицей активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 5 к Нормативам;

за минусом суммы сформированных в соответствии с МСФО резервов, а также суммы обеспечения по обязательствам заемщика в виде:

вкладов, предоставленных в распоряжение банка в качестве обеспечения данного обязательства;

государственных ценных бумаг Республики Казахстан, выпущенных Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком;

государственных ценных бумаг, выпущенных центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже "АА" по международной шкале агентства Standard & Poor"s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

аффинированных драгоценных металлов;

гарантий Правительства Республики Казахстан;

гарантий акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро";

ценных бумаг, выпущенных банком и предоставленных в качестве обеспечения по приобретенным банком ценным бумагам, эмитентом по которым является акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", либо их дочерние организации и по которым у банка имеется право на безусловное взыскание такого обеспечения.

договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств по страховой выплате, заключенных с национальной компанией, осуществляющей функции по поддержке экспорта, и имеющей государственную гарантию Правительства Республики Казахстан.";

части второй, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

"В расчет риска на одного заемщика не включаются:

требования к Правительству Республики Казахстан, Национальному Банку, юридическому лицу, осуществляющему выкуп ипотечных займов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, сто процентов акций которого принадлежат Национальному Банку, акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", специальной финансовой компании акционерного общества "Фонд стрессовых активов", требования банка к заемщику, списанные с баланса банка, требования банка к заемщику, по которым сформировано сто процентов резервов в соответствии с МСФО;

требования по ценным бумагам, по которым имеется государственная гарантия Правительства Республики Казахстан;

требования банка к дочерней организации;

требования банка к юридическому лицу, ранее являвшемуся дочерним банком, осуществившим реструктуризацию и операцию по одновременной передаче активов и обязательств родительскому банку в соответствии с Законом о банках;

требования в виде денег, являющихся взносами в гарантийные или резервные фонды клиринговой организации (центрального контрагента), маржевыми взносами, полным и (или) частичным обеспечением исполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов и (или) с участием центрального контрагента.";

приостановить с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года включительно действие следующих норм:

подпункта 11) пункта 65, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"11) срочные депозиты в Национальном Банке;";

подпункта 4) пункта 9 Руководства по формированию провизий (резервов) под обесценение активов банка в виде займов и дебиторской задолженности согласно приложению 1, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"4) реструктуризация займа один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев. Под реструктуризацией займа понимается любое изменение порядка и условий договора займа в связи с ухудшением финансового состояния заемщика. К реструктуризации относится любой из следующих случаев:

изменение графика платежей по займу, в том числе предоставление либо продление льготного периода по платежам по займу для погашения основного долга и (или) вознаграждения, продление срока займа, отсрочка одного или более платежа по займу, списание или прощение части основного долга и (или) вознаграждения по займу, капитализация просроченных платежей по вознаграждению, изменение (конвертация) валюты займа с одной валюты на другую с капитализацией просроченной задолженности по вознаграждению;

предоставление нового займа для оплаты задолженности по действующему займу в банке, в том числе в других банках. Новый и действующий займы содержат признак обесценения в виде реструктуризации;

увеличение кредитного лимита в случае наличия просроченной задолженности;

снижение ставки вознаграждения по займу;

снижение задолженности по займу за счет залогового обеспечения.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная в целях реализации государственных программ.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная по займу, при соответствии займа и заемщика условиям, определенным в абзацах десятом и одиннадцатом настоящего подпункта, и связанная с отсрочкой платежа по займу, предоставленной в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер и (или) с субсидированием процентных ставок по займам в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер.

Заемщик, по займу которого проведена реструктуризация и заем (кредит) одновременно соответствуют следующим условиям:

заем (кредит) отнесен к категории финансовых активов, провизии (резервы) по которым формируются в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам, до введения чрезвычайного положения;

на момент предоставления отсрочки и (или) субсидирования заемщик испытывает временные трудности с погашением займа. Заемщик признается испытывающим временные трудности с погашением займа при условии, что после окончания периода отсрочки и (или) субсидирования заемщик продолжает своевременно исполнять свои обязательства по новому графику погашения займа.

Для целей абзаца одиннадцатого настоящего подпункта банк оценивает вероятность своевременного погашения заемщиком обязательств по договору займа. Критериями несвоевременного погашения обязательств заемщиком являются:

наличие у банка обоснованной и подтверждаемой информации о том, что заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам после окончания периода отсрочки и (или) субсидирования без предоставления ему послаблений по займу (реструктуризация, рефинансирование);

прогноз банка на основе оценки фактических показателей финансового состояния заемщика о том, что денежных потоков заемщика будет недостаточно для покрытия договорных обязательств перед банком (включая основной долг и вознаграждение) и заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам;

оценка банка о наличии ухудшения финансового состояния заемщика в соответствии с внутренней рейтинговой моделью.

При наличии внутренней рейтинговой модели, разработанной и протестированной с участием международных организаций (экспертов) в области моделирования рейтинговых оценок и их специализированных подразделений, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, банк для целей настоящего подпункта под ухудшением финансового состояния заемщика признает кредитный рейтинг в совокупности с динамикой ухудшения внутреннего кредитного рейтинга за последние 12 (двенадцать) месяцев;";

приостановить с 1 октября 2020 года до 30 июня 2021 года включительно действие:

Таблицы активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 5, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению;

Таблицы условных и возможных обязательств банка, взвешенных по степени кредитного риска, согласно приложению 6, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению.

5. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года №269 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №16502, опубликовано 15 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) приостановить с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года включительно действие следующей нормы:

в Правилах создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, утвержденных указанным постановлением:

подпункта 3) пункта 16, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"3) реструктуризация займа в связи с финансовыми затруднениями контрагента один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная по займу, при соответствии займа и заемщика условиям, определенным в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, и связанная с отсрочкой платежа по займу, предоставленной в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер и (или) с субсидированием процентных ставок по займам в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер.

Заемщик, по займу которого проведена реструктуризация и заем (кредит) одновременно соответствуют следующим условиям:

заем (кредит) отнесен к категории финансовых активов, провизии (резервы) по которым формируются в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам, до введения чрезвычайного положения;

на момент предоставления отсрочки и (или) субсидирования заемщик испытывает временные трудности с погашением займа. Заемщик признается испытывающим временные трудности с погашением займа при условии, что после окончания периода отсрочки и (или) субсидирования заемщик продолжает своевременно исполнять свои обязательства по новому графику погашения займа.

Для целей абзаца пятого настоящего подпункта финансовая организация оценивает вероятность своевременного погашения заемщиком обязательств по договору займа. Критериями несвоевременного погашения обязательств заемщиком являются:

наличие у финансовой организации обоснованной и подтверждаемой информации о том, что заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам после окончания периода отсрочки и (или) субсидирования без предоставления ему послаблений по займу (реструктуризация, рефинансирование);

прогноз финансовой организации на основе оценки фактических показателей финансового состояния заемщика о том, что денежных потоков заемщика будет недостаточно для покрытия договорных обязательств перед финансовой организацией (включая основной долг и вознаграждение) и заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам;

оценка финансовой организации о наличии ухудшения финансового состояния заемщика в соответствии с внутренней рейтинговой моделью;".

6. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2018 года №62 "Об утверждении Правил осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам, отнесения активов по предоставленным микрокредитам к сомнительным и безнадежным, а также создания провизий (резервов) против них" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №16858, опубликовано 14 мая 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) приостановить с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года включительно действие следующей нормы:

в Правилах осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам, отнесения активов по предоставленным микрокредитам к сомнительным и безнадежным, а также создания провизий (резервов) против них, утвержденных указанным постановлением:

подпункта 3) пункта 25, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

"3) реструктуризация актива по предоставленному микрокредиту в связи с финансовыми затруднениями один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев.

Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения микрокредита, реструктуризация, проведенная по микрокредиту, при соответствии микрокредита и заемщика условиям, определенным в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, и связанная с отсрочкой платежа по микрокредиту, предоставленной в период чрезвычайного положения и ограничительных карантинных мер.

Заемщик, по микрокредиту которого проведена реструктуризация и микрокредит одновременно соответствуют следующим условиям:

микрокредит отнесен к категории финансовых активов, провизии (резервы) по которым формируются в сумме, равной двенадцатимесячным ожидаемым кредитным убыткам, до введения чрезвычайного положения;

на момент предоставления отсрочки заемщик испытывает временные трудности с погашением микрокредита. Заемщик признается испытывающим временные трудности с погашением микрокредита при условии, что после окончания периода отсрочки заемщик продолжает своевременно исполнять свои обязательства по новому графику погашения микрокредита.

Для целей абзаца пятого настоящего подпункта микрофинансовая организация оценивает вероятность своевременного погашения заемщиком обязательств по договору о предоставлении микрокредита. Критериями несвоевременного погашения обязательств заемщиком являются:

наличие у микрофинансовой организации обоснованной и подтверждаемой информации о том, что заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам после окончания периода отсрочки без предоставления ему послаблений по микрокредиту (реструктуризация, рефинансирование);

прогноз микрофинансовой организации на основе оценки фактических показателей финансового состояния заемщика о том, что денежные потоки заемщика будут недостаточны для покрытия договорных обязательств перед микрофинансовой организацией (включая основной долг и вознаграждение) и заемщик допустит нарушение сроков оплаты по своим обязательствам;

оценка микрофинансовой организации о наличии ухудшения финансового состояния заемщика в соответствии с внутренней рейтинговой моделью;".

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30 октября 2020 года №106
"О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан и приостановлении действия отдельных норм некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка"

О документе

Номер документа:106
Дата принятия: 30/10/2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/11/2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 3 ноября 2020 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 30 октября 2020 года №21554.  

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 11 настоящее Постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования - с 4 ноября 2020 года, за исключением:

- пункта 4 Перечня, который вводится в действие с 1 января 2021 года;

- абзацев с тридцать седьмого по тридцать восьмой пункта 1 Перечня, которые вводятся в действие с 1 апреля 2021 года;

- абзацев с третьего по четвертый, двадцать пятого по тридцать шестой, абзаца тридцать девятого пункта 1 Перечня, абзацев с седьмого по тридцать третий, абзаца восемьдесят шестого пункта 2 Перечня, абзацев с двадцать четвертого по тридцать третий, абзаца сорок второго пункта 3 Перечня, которые вводятся в действие с 1 июля 2021 года.

Действие пунктов 2, 3, абзацев с третьего по двадцать пятый, с сорок первого по восемьдесят третий пункта 4, пунктов 5, 6, 7 и 8 настоящего постановления, абзацев с пятого по шестой пункта 2 Перечня, абзацев с тридцать четвертого по сороковой пункта 3 Перечня, пункта 5 и 6 Перечня распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года.